Прекурсоры в стоматологии что это
Идея фиксы
Сотрудники ФСКН России установили, что для изготовления «белого китайца» наркопроизводители используют именно метилакрилат (МК) и метилметакрилат (ММК). Опираясь на эти сведения, Правительство РФ издало постановление №398 от 3 июня 2010 года «О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», в соответствии с которым оба вещества в концентрации 15% и более были включены в соответствующий список. В том же году были изданы правила производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров, а также требования к отчетности о деятельности, связанной с оборотом этих веществ.
Например, компании должны хранить МК и ММК в отдельных помещениях и исключать доступ к ним посторонних лиц. Торговые операции, связанные с оборотом этих веществ, подлежат лицензированию, а планируемый объем их производства, переработки и использования должен быть отражен в особой отчетности, которую предприятия и клиники направляют в территориальные органы ФСКН.
Наркополицейские принятыми мерами довольны. До внесения МК и ММК в перечень прекурсоров, отмечают они, имелся целый ряд фактов их использования при незаконном изготовлении наркотических средств. А после включения соединений в перечень УФСКН по Санкт‑Петербургу и Ленинградской области был выявлен только один факт
незаконного использования метилметакрилата в кустарной лаборатории по производству 3‑метилфентанила. Поэтому сейчас исключать вещества из перечня нецелесообразно, уверены в ФСКН.
В Минздраве РФ и Росздравнадзоре на запрос VM не ответили.
В течение полутора лет после вступления в силу новых законодательных норм проблема «белого китайца» почти не касалась стоматологов. Сотрудники ФСКН посещали единичные клиники, а многие врачи и не предполагали, что за нарушение учета и хранения МК и ММК им могут грозить судебные санкции. «Теплилась надежда, что представители органов власти будут действовать в границах здравого смысла и не станут искать прекурсоры в зубных протезах – неизвестно ни одного случая, когда бы стоматолог пытался изготавливать наркотики из расходных материалов», – поясняет директор омской клиники «Стоматология доктора Расторгуева» Борис Расторгуев.
Тем не менее операция «Белый китаец» не обошла и зубопротезирование. Примерно с конца 2012 года сотрудники ФСКН, прокуратуры и Росздравнадзора начали активно проводить оперативные мероприятия и проверки в стоматологических клиниках, торговых компаниях, производственных предприятиях. За ними последовали многочисленные судебные процессы, в ходе которых участники рынка обвинялись в правонарушениях по хранению, учету и ввозу прекурсоров на территорию России. Самыми распространенными наказаниями для компаний‑ответчиков стали штрафы в размере 100–200 тысяч рублей и временное прекращение деятельности на 7–20 суток.
Судебным санкциям подверглись клиники во всех регионах России. Например, за несвоевременное представление отчета о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, Первомайский районный суд Омска назначил «Стоматологии доктора Расторгуева» наказание в виде прекращения работы на семь суток. За аналогичное нарушение ГБУ РК «Ухтинская стоматологическая клиника» суд запретил оказывать услуги по зубопротезированию в течение пяти суток. Липецкой клинике «Евро‑Медика» за отсутствие отчета об использовании в деятельности прекурсоров назначили 100‑тысячный штраф.
Одно из первых уголовных дел планировалось в отношении белгородской торговой компании «ДЛюкс». Прошлой весной российская таможня задержала партию жидкости для изготовления протезов массой около 2,5 т, которую дистрибьюторы везли со склада харьковского завода «Стома», не имея соответствующей лицензии. «Мы не знали, что в этом материале содержались прекурсоры – производители не указывали такую информацию, и, соответственно, мы также не знали, что для ввоза нашей продукции нужны особые разрешения, – рассказывает представитель «ДЛюкс». – В итоге мы, конечно, получили все необходимые документы, но пришлось заплатить штраф и еще покрыть издержки за хранение продукции на таможенном складе». После получения лицензии на ввоз в Россию продукции с содержанием прекурсоров производство по уголовному делу в отношении «ДЛюкс» было прекращено.
Однако к тому времени у стоматологов уже началась настоящая паника. «Если ко мне придут проверяющие и без ордера и санкции начнут по шкафам моим лазить в поисках прекурсоров – я им реально головы поразбиваю, защищая свое имущество, ибо это настоящий грабеж и беззаконие», – угрожал Doctorstom на форуме 100mat.ru. А участник форума Dental‑revue.ru призывал к широкомасштабным акциям протеста. «На определенный период, от недели до месяца, всем сообществом отказаться от использования злосчастного мономера. Отказаться демонстративно, с плакатами в клиниках, пиаром, ТВ и прочим. Отказаться всем, включая врачей госучреждений. И тогда присоединится самый голосующий электорат – бабушки и дедушки». Идею объединения против контролирующих органов поддерживал и участник форума 100mat.ru Tory: «Наезжают на каждого поодиночке, а бороться нужно сообща».
Скоро о консолидированном решении проблемы задумались и отраслевые ассоциации. Стоматологическая ассоциация России (СтАР), объединяющая более 40 тысяч стоматологов, и ассоциация «Стоматологическая индустрия» писали письма с просьбой обратить внимание на проблему прекурсоров в стоматологии во все задействованные в процессе ведомства: Минздрав, Росздравнадзор, ФСКН России. «Свои первые обращения мы отправили еще в августе 2012 года, как раз когда начали получать жалобы от компаний и клиник», – вспоминает президент «Стоматологической индустрии» Павел Добровольский.
В максимальных концентрациях (более 90%) МК и ММК содержатся в материалах для изготовления съемных зубных протезов – порошках и жидкостях. «Извлечь МК и ММК из стоматологических материалов, а тем более из готовых акриловых пластмасс практически невозможно. Об этом говорят в том числе заключения, которые мы получили от международных компаний – производителей стоматологических материалов, таких как Zhermak», – отмечает Павел Добровольский.
В письмах стоматологи указывали и на то, что им по объективным причинам сложно выполнять законодательные нормы. Например, российские дистрибьюторы и клиники не всегда знают, в каких из используемых ими материалов и в какой именно концентрации содержатся МК и ММК, потому что зарубежные производители стоматологических материалов такую информацию не предоставляют. При этом больше 80% материалов для зубных протезов российские предприятия покупают за рубежом, а основную долю рынка занимает украинский завод «Стома».
ФСКН России частично прислушалась к аргументам стоматологических ассоциаций и год назад предложила Правительству РФ упростить процедуру учета операций с использованием МК и ММК. В результате Правительство РФ издало постановление №1303 от 13 декабря 2012 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ». Этот документ частично облегчил работу предприятий с прекурсорами – например, при отсутствии возможности содержать прекурсоры в отдельных помещениях их разрешалось хранить в расположенных на охраняемых территориях емкостях – цистернах, резервуарах, бочках и другой транспортной таре.
Но, по словам представителей «Стоматологической индустрии», основные проблемы решены не были. Например, до сих пор не утвержден список материалов, в состав которых входят МК и ММК в концентрации 15% и более, и предприятия по‑прежнему не знают, какие из используемых материалов будут подвергаться контролю.
В ФСКН России на это отвечают, что список должна была подготовить как раз «Стоматологическая индустрия» – такое решение было принято прошлым летом на межведомственном совещании с участием службы, Минздрава РФ, Росздравнадзора и представителей ассоциации.
Падение продаж таких материалов российским партнерам зафиксировал в прошлом году завод «Стома». «Если раньше клиники закупали у нас такие материалы с долгосрочным запасом, то теперь они отказываются от таких закупок и берут только необходимый минимум из‑за того, что теперь им нужно отчитываться за каждый грамм прекурсоров», – говорит представитель «Стомы».
«У нас были случаи, когда клиники, столкнувшись с перебоями в поставках стоматологических материалов, содержащих МК и ММК, совсем переставали работать с этими веществами и оказывать услуги по установке зубных протезов», – добавляет Павел Добровольский.
Андрей Бузов из «ВладМиВы» считает, что контроль работы с прекурсорами может повлечь за собой значительный рост конечной стоимости протезов: «Например, на нашем предприятии сейчас есть специальный бухгалтер, который занимается исключительно отчетностью по прекурсорам, специальный склад, где хранятся эти материалы и за который отвечает специальный сотрудник. Соответственно, общие расходы на работу с жидкостями и порошками, содержащими МК и ММК, увеличились. И так по всей цепочке: производитель–дистрибьютор–клиника».
Стоматологи отмечают, что сопоставимых по стоимости аналогов зубных протезов из акриловых пластмасс сейчас нет. «Мировая стоматология уходит от традиционного протезирования и движется в сторону установки титановых имплантатов. Но акриловое протезирование пока остается более доступным по цене. Если установка имплантата может стоить около 50 тысяч рублей, то цена акрилового протеза – в пять раз меньше», – отмечает шеф‑редактор онлайн‑журнала для пациентов Startsmile.ru Екатерина Гаспарова.
«Акриловые протезы устанавливают преимущественно людям старшего возраста льготных категорий, а это десятки миллионов человек. Сейчас мы приступили к разработке альтернативы акриловым пластмассам, но пока они будут завершены, пройдет несколько лет, а до этого доступность протезирования для таких пациентов может значительно снизиться», – предупреждает Андрей Бузов из «ВладМиВы».
По данным протокола ведения больных с полным отсутствием зубов Национального стандарта РФ, с такой проблемой сталкиваются 25% граждан РФ старше 60 лет.
О порядке оборота метилакрилата и метилметакрилата, используемого при изготовлении стоматологических материалов
Управление по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Астраханской области в рамках профилактической работы информирует о порядке оборота метилакрилата и метилметакрилата, используемых в стоматологии в качестве мономеров для получения акриловых пластмасс при изготовлении зубных протезов.
Все растворы метилакрилата и метилметакрилата в концентрации более 15%, входящие в состав базисных пластмасс и ряда других стоматологических акриловых и полимерных композиций в виде компонентов, расфасованных в отдельные флаконы, являются прекурсорами и отнесены к Таблице II Списка IV перечня наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»и подлежат контролю в Российской Федерации. Для отнесения стоматологического материала к категории подконтрольных необходимо знать процентное содержание прекурсора в его составе. Выявить прекурсоры в продукции можно из информации изготовителя о химическом составе продукции, если указаны концентрации составных веществ.
Таким образом, растворы метилакрилата и метилметакрилата в концентрации более 15%, входящие в состав базисных пластмасс, других стоматологических акриловых и полимерных композиций, в виде компонентов, расфасованных в отдельные флаконы, относятся к прекурсорам таблицы II списка IV.
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» на прекурсоры таблицы II списка IV распространяются следующие меры контроля:
— установление правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров;
— установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;
— лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами;
— установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц;
— регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.
Согласно Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 640 (далее – Правила) установлены минимальные требования к обороту прекурсоров таблицы II списка IV.
Юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением, использованием, перевозкой и уничтожением прекурсоров таблицы II списка IV, должны принимать меры для обеспечения безопасности такой деятельности и исключения доступа к прекурсорам посторонних лиц.
Кроме того, указанные лица, осуществляющие деятельность, связанную с производством или переработкой прекурсоров таблицы II списка IV, представляют в территориальные органы внутренних дел (в связи с передачей функций и полномочий упразднённой ФСКН России Министерству внутренних дел Российской Федерации) соответствующую информацию (о планируемом объеме производства прекурсоров на очередной год, о планируемом объеме переработки прекурсоров на очередной год, об объеме переработанных прекурсоров) по утвержденным формам.
Хранение прекурсоров таблицы II списка IV осуществляется в металлическом шкафу (сейфе) или изолированном помещении, которые после окончания рабочего дня запираются на ключ и опечатываются (опломбировываются).
Руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) назначаются лица, ответственные за хранение, устанавливается порядок хранения ключей от помещений, а также печатей (пломбировочных устройств).
Реализация прекурсоров таблицу II списка IV физическим лицам осуществляется при предъявлении ими документа, удостоверяющего личность.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут хранить и использовать прекурсоры в количестве, не превышающем их производственных нужд.
Юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие приобретение прекурсоров для производственных нужд, в течение 10 дней после приобретения прекурсоров уведомляют территориальные органы внутренних дел (в связи с передачей функций и полномочий упразднённой ФСКН России Министерству внутренних дел РФ) о количестве приобретенных прекурсоров по форме согласно приложению № 4 Правил.
Перевозка прекурсоров таблицы II списка IV осуществляется юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) при условии обеспечения их сохранности в пути следования. Для перевозки прекурсоров используются транспортная тара, упаковка и упаковочные материалы, соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и обеспечивающие в пути следования условия для сохранности прекурсоров. На транспортной таре указываются адреса отправителя и получателя.
Прекурсоры таблицы II списка IV с истекшим сроком годности, а также подвергшиеся химическому или физическому воздействию, следствием которого стала их непригодность, исключающая возможность восстановления или переработки, подлежат изъятию из обращения и последующему уничтожению в полном объеме. Решение о необходимости уничтожения данных прекурсоров принимается руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем). В решении об уничтожении прекурсоров указываются их наименование и вес, а также причины уничтожения. Использование прекурсоров, в отношении которых принято решение об уничтожении, запрещается.
Уничтожение прекурсоров таблицы II списка IV осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и проводится в присутствии комиссии по уничтожению прекурсоров, создаваемой юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), уничтожающим прекурсоры, в состав которой включаются (по согласованию) представители территориальных органов внутренних дел.
В ежегодном отчете о количестве каждого использованного прекурсора следует отражать расход чистого метилметакрилата с учетом его фактического содержания в каждой отдельной жидкости. Количество прекурсоров необходимо указывать в килограммах.
Отчётность необходимо направлять почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо доставлять нарочным. Прием отчетов осуществляется в рабочие дни с 9-00 до 18-00, обед с 13-00 до 14-00, по адресу: 414000, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Свердлова, д. 67 (факс: (8512) 51-36-56, эл. почта: unk30@mvd.ru).
При возникновении вопросов по заполнению форм отчетности, получить информацию можно посредством телефонной связи: (8512) 51-17-12.
Регистрация операций ведется по каждому наименованию прекурсора на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале.
Журналы должны быть сброшюрованы, пронумерованы, заверены подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и скреплены печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов.
Записи в журналах производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, шариковой ручкой (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции (по каждому наименованию прекурсора) на основании документов, подтверждающих совершение операции.
Документы, подтверждающие совершение операции, или их копии, заверенные в установленном порядке, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом.
В случае реализации физическому лицу прекурсоров, внесенных в таблицу II списка IV, копия документа, удостоверяющего его личность, подшивается в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом. Данное положение не распространяется на случаи регистрации операций по отпуску, реализации, приобретению или использованию диэтилового эфира (этилового эфира, серного эфира) в концентрации 45 процентов или более или перманганата калия в концентрации 45 процентов или более массой, не превышающей 10 килограммов, ацетона (2-пропанон) в концентрации 60 процентов или более, метилэтилкетона (2-бутанон) в концентрации 80 процентов или более, толуола в концентрации 70 процентов или более, серной кислоты в концентрации 45 процентов или более, соляной кислоты в концентрации 15 процентов или более или уксусной кислоты в концентрации 80 процентов или более массой, не превышающей 100 килограммов, а также смесей, содержащих только указанные вещества, и на случаи регистрации операций по использованию метилакрилата в концентрации 15 процентов или более или метилметакрилата в концентрации 15 процентов или более массой, не превышающей 100 килограммов. При этом запись в журнале о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных или использованных указанных веществ производится ежемесячно и документального подтверждения совершения каждой операции не требуется (п. 6 Правил ведения и хранения журналов).
В журналах указываются как наименования прекурсоров в соответствии со списком IVперечня, так и иные их наименования, под которыми они получены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Нумерация записей в журналах по каждому наименованию прекурсора осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах в пределах календарного года начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах. Не использованные в текущем календарном году страницы журналов прочеркиваются и не используются в следующем календарном году.
Запись в журналах каждой проведенной операции заверяется подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов. Исправления в журналах заверяются подписью лица, ответственного за их ведение и хранение. Подчистки и незаверенные исправления в журналах не допускаются.
Журнал хранится в металлическом шкафу (сейфе), ключи от которого находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнала.
Заполненные журналы вместе с документами, подтверждающими осуществление операций, хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи (п. 12 ст. 30 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ), после чего подлежат уничтожению по акту, утверждаемому руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем.
При реорганизации юридического лица журналы и документы, подтверждающие осуществление операций, передаются на хранение правопреемнику.
В случае ликвидации юридического лица журналы и документы, подтверждающие осуществление операций, передаются на хранение в государственный или муниципальный архив по месту нахождения юридического лица в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации до истечения срока их временного хранения, установленного пунктом 13 Правил ведения и хранения журналов, после чего подлежат уничтожению в установленном порядке.
В случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя журналы и документы, подтверждающие осуществление операций, передаются на хранение в государственный или муниципальный архив по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя до истечения срока их временного хранения, установленного пунктом 13 Правил ведения и хранения журналов, после чего подлежат уничтожению в установленном порядке.
В случаях нарушения правил оборота прекурсоров юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), указанные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ СПИСОК МОНОМЕРОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХСЯ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ И СОДЕРЖАЩИХ МЕТИЛМЕТАКРИЛАТ (ММА) *
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ПРЕКУРСОРАМИ В ЗУБОТЕХНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Законодательное определение понятия «прекурсоры» было дано в Федеральном законе № 3-ФЗ от 08.01.1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах». В соответствии с данным нормативно-правовым актом к ним относятся вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ. Таким образом, прекурсор – это специфический химический элемент (или смесь), который может выступать в качестве исходного компонента для синтеза какого-либо сложного запрещенного вещества и включены в «Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2017 N 90329.07.2017 N 903) метилакрилат и метилметакрилат в концентрации более 15% являются прекурсорами, внесенными в таблицу II списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Касаемо практической работы зубных техников, они имеют дело с рядом стоматологических материалов. В состав этих материалов в качестве компонентов и входят метилметакрилат и метилакрилат, в концентрациях значительно превышающих 15%. Вот лишь краткий список зуботехнических материалов, используемых зубным техником на этапах изготовления протезов в ежедневно работе:
Мономер АКР – 7(содержание в %- 99,5)
Синма – М(содержание в %- 62)
Фторакс(содержание в %- 97)
Пластмасса бесцветная(содержание в %- 100)
Протакрил – М(содержание в %- 96)
Редонт – колир(содержание в %- 99)
Акродент(содержание в %- 82,5)
Вертекс Рапид(содержание в %- 95) и многие другие.
Все растворы метилакрилата и метилметакрилата в концентрации более 15%, входящие в состав базисных пластмасс и ряда других стоматологических акриловых и полимерных композиций в виде компонентов, расфасованных в отдельные флаконы, являются прекурсорами и отнесены к Таблицы II Списка IV Постановления N 681 от 30 июня 1998 г. и подлежат контролю в Российской Федерации. Однако проблема заключается в отсутствии четкого перечня стоматологических материалов, содержащих вещества, включенные в список прекурсоров наркотических средств. Для отнесения стоматологического материала к категории подконтрольных необходимо знать процентное содержание прекурсора в его составе.
Выявить прекурсоры в продукции можно из информации изготовителя о химическом составе продукции, где зачастую не указаны концентрации составных веществ. Таким образом, достоверная информация о составе материала можно получить только при химическом анализе, сделанном аккредитованной организацией. Химический анализ делается на возмездной основе.
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» на прекурсоры, в том числе Таблицы II Списка IV Постановления N 681 (метилакрилат, метилметакрилат и их композиции), распространяются определенные меры контроля, которые касаются соблюдения порядка их приобретения, хранения, учета, использования, перевозки, уничтожения, предоставления отчетности и др. Касаемо работы зубных техников актуально рассмотреть нормы, регулирующие:
1) правила хранения, приобретения, использования и уничтожения прекурсоров;
2) установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;
3) установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц;
5) регистрацию в специальных журналах любых операций с прекурсорами.
В медицинских организациях (стоматологических поликлиниках, кабинетах) должны быть созданы все необходимые условия для обеспечения сохранности используемых прекурсоров.
Юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность, связанную с приобретением, использованием, хранением и уничтожением прекурсоров, должны принимать меры для обеспечения безопасности такой деятельности и исключения доступа к прекурсорам посторонних лиц.
Прекурсоры с истекшим сроком годности, а также подвергшиеся химическому или физическому воздействию, следствием которых стала их непригодность, подлежат изъятию из обращения и последующему уничтожению в полном объеме. Руководителем медицинской организации принимается решение об уничтожении данных прекурсоров, в котором необходимо указывать их наименование, вес, причины уничтожения.
Уничтожение производится комиссией по уничтожению прекурсоров, создаваемой в медицинской организации, в состав которой включаются (по согласованию) представители территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации. При уничтожении составляется акт. [ 7 ]
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 N 892 «Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» оформление допусков лиц к работе с прекурсорами Таблицы II Списка IV не требуется.
Медицинские организации, осуществляющие использование метилакрилата, метилметакрилата и их композиций, должны направлять в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в установленные сроки соответствующие годовые и квартальные отчеты по установленным формам. [ 5 ]
Для зуботехнических лабораторий очень актуален вопрос о правилах ведения учета прекурсоров, т.е. вопрос о правилах ведения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.11.2017 N 1353 «О внесении изменений в Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» с 1 января 2018 года вводится в действие новая форма журнала регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Уточняется, что юридические лица, а также их подразделения, осуществляющие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ведут указанный журнал регистрации на бумажном носителе или в электронной форме.
Журналы регистрации, оформленные на бумажном носителе, должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены подписью руководителя юридического лица и печатью юридического лица (при наличии печати).
Предусматривается, что листы журналов регистрации, заполняемых в электронной форме, ежемесячно распечатываются, нумеруются, подписываются лицом, ответственным за их ведение и хранение, и брошюруются по наименованию наркотического средства или психотропного вещества, дозировке, лекарственной форме (в случае если наркотическое средство или психотропное вещество является лекарственным средством), по истечении календарного года сброшюрованные помесячно листы журнала оформляются, опечатываются с указанием количества листов и заверяются подписью лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации, руководителя юридического лица и его печатью (при ее наличии).
По истечении календарного года сброшюрованные помесячно листы журнала регистрации оформляются в журнал регистрации, опечатываются с указанием количества листов и заверяются подписью лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации, руководителя юридического лица и печатью юридического лица (при наличии печати).
Руководителем медицинской организации или подразделения назначаются лица, ответственные за ведение и хранение журналов регистрации.
Ведение журналов регистрации строго регламентировано. Записи в журналах регистрации производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, с периодичностью, устанавливаемой руководителем медицинской организации, но не реже одного раза в течение дня совершения операций с наркотическими средствами и психотропными веществами на основании документов, подтверждающих совершение этих операций. Документы или их копии, подтверждающие совершение операции с наркотическим средством или психотропным веществом, заверенные в установленном порядке, либо подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом регистрации, либо хранятся в архиве юридического лица с возможностью представления их по требованию контролирующих органов.
Регистрация операций ведется по каждому наименованию наркотического средства и психотропного вещества на отдельном развернутом листе журнала регистрации или в отдельном журнале регистрации.
В журналах регистрации указываются как названия наркотических средств (прекурсоров), так и иные названия наркотических средств и психотропных веществ, под которыми они получены медицинской организацией.
Нумерация записей в журналах регистрации по каждому наименованию прекурсора таблицы II списка IV осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах регистрации начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах регистрации. Не использованные в текущем календарном году страницы журналов регистрации прочеркиваются и не используются в следующем календарном году.
Уточняется, что запись в журналах регистрации каждой проведенной операции заверяется подписью, в том числе усиленной квалифицированной электронной подписью, лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов. Исправления в журналах регистрации, оформленных на бумажном носителе, заверяются подписью лица, ответственного за их ведение и хранение. Подчистки и незаверенные исправления в журналах регистрации, оформленных на бумажном носителе, не допускаются.
Кроме того, устанавливается, что определение единицы учета при изменении количества и состояния наркотических средств или психотропных веществ определяется руководителем юридического лица или его структурного подразделения с учетом формы выпуска соответствующего наркотического средства или психотропного вещества.
Юридические лица ежемесячно проводят в установленном порядке инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками). Результаты проведенной инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ отражаются в журналах регистрации.
Журнал регистрации хранится в металлическом шкафу (сейфе) в технически укрепленном помещении. Ключи от металлического шкафа (сейфа) и технически укрепленного помещения находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации.
Касаемо журнала регистрации операций в электронной форме, доступ к информационной системе, с помощью которой осуществляется ведение журнала регистрации в электронной форме, имеют лица, ответственные за ведение и хранение журнала регистрации.
Регистрация операций по суммарному использованию метилакрилата в концентрации 15% или более или метилметакрилата в концентрации 15% или более массой, не превышающей 100 килограммов, производится ежемесячно и документального подтверждения совершения каждой операции не требуется. [ 5, пункт 7 ]
Упрощенный порядок учёта предусмотренный пунктом 7 «Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» касается только клиник, учёт для торгующих организаций отпуска, реализации, приобретения метилакрилата в концентрации 15% или более или метилметакрилата в концентрации 15% или более массой, не имеет послаблений.
На основании записей в соответствующем журнале регистрации юридические лица представляют в установленном порядке отчеты о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Заполненные журналы регистрации вместе с документами, подтверждающими осуществление операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сдаются в архив юридического лица, где хранятся в течение 5 лет после внесения в них последней записи. По истечении указанного срока журналы регистрации подлежат уничтожению по акту, утвержденному руководителем медицинской организации.
Ряд эти изменения существенно упрощают порядок ведения журнала регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и тем самым повышают эффективность правового регулирования вопроса учета прекурсоров в стоматологии в целом и зуботехнической лаборатории в частном.
Учитываю всю ответственность и строгость при работе с материалами, содержащими в своём составе прекурсоры, необходимо рассмотреть вопросы ответственности для лиц, ответственных за учёт прекурсоров в медицинской организации. В соответствии со ст. 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) за нарушение правил хранения, учёта и использования наркотических средств и их прекурсоров, включенных в таблицу списка Перечня наркотических средств, подлежащих контролю в РФ законодательно закреплено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой». Кроме того, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица за совершение правонарушений, предусмотренные настоящей статьей.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2017 N 903) [электронный ресурс]-Режим доступа.//СПС «Консультант Плюс».
Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 N 640 (ред. от 27.06.2017) «Об утверждении правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» [электронный ресурс]-Режим доступа.//СПС «Консультант Плюс».
Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 N 892 «Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» [электронный ресурс]-Режим доступа.//СПС «Консультант Плюс».
Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 N 419 «О предоставлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом» (вместе с «Правилами представления отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ», «Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ») [электронный ресурс]-Режим доступа.//СПС «Консультант Плюс».
Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 N 1353 О порядке внесения изменений в Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» [электронный ресурс]-Режим доступа.//СПС «Консультант Плюс».
Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» [электронный ресурс]-Режим доступа.//СПС «Консультант Плюс».
Федеральный закон № 3-ФЗ от 08.01.1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. 29.12.2017г.) [электронный ресурс]-Режим доступа.//СПС «Консультант Плюс».
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) [электронный ресурс]-Режим доступа.//СПС «Консультант Плюс».
Ким И.Д., Лаптева Е.А., Чеканин И.М. Химические факторы производственной среды зуботехнической лаборатории.// Международный студенческий научный вестник. 2016. № 4-1. С. 102-102a