Предзащита диссертации что это
Предварительная защита диссертации, как проходит предзащита
Предварительная защита диссертации – это рассмотрение и обсуждение основных позиций научной работы членами диссертационного совета. Задача соискателя – представить публике результаты проведенных исследований, «отрепетировав» будущее выступление перед защитой собственной диссертации.
Подготовка к предзащите научной работы
Перед предзащитой, соискатель/куратор проекта составляет письменное обращение руководству подразделения организации, где выполнялась кандидатская/докторская диссертация.
Список необходимых документов для предзащиты:
Состав комиссии определяется заблаговременно – на предзащиту приглашается двое или трое докторов наук, специализирующихся по теме диссертации. Рекомендуется приглашать ученых, выступающих с позиции рецензентов — это повысит авторитетность работы в несколько раз. Все кандидатуры предварительно согласовываются с председателем совета.
Всем участникам диссертационного совета рассылаются приглашения на предзащиту, копии автореферата, диссертации и опубликованных научных работ.
Рецензенты изучают представленную документацию, анализируют информацию и составляют отзывы. Срок предоставления готовых отзывов председателю или секретарю диссертационного совета – не позднее, чем за 3 дня до официальной даты предварительной защиты научной работы.
Кто допускается к предзащите диссертации
По требованиям нормативных документов, к предзащите допускаются соискатели/аспиранты после успешной сдачи кандидатских экзаменов. На время составления научной работы субъекты официально прикрепляются к кафедре вуза – эта данные отображаются в соответствующем документе и предоставляются членам диссертационного совета.
Порядок предзащиты и его этапы
Процедура предзащиты состоит из шести основных этапов.
Результаты успешной предварительной защиты диссертационного исследования оформляются в формате протокола заседания. Документ подписывается председателем Диссертационного совета. Перед подготовкой соискателя ученой степени к официальной дате защиты диссертации, ему выдается выписка из протокола.
Какая информация указывается в протоколе?
Как составить доклад на предзащиту
Доклад на предварительную защиту научной работы формируется по стандартной структуре:
Рекомендуемое время выступления с докладом для кандидатской диссертации – 30 минут. На представление доклада по докторской научной работе уйдет больше времени – 40-60 минут.
Примечание. Упростить восприятие материала поможет раздаточный материал и электронная презентация (используется программа PowerPoint). Текст диссертации представляется в печатном и электронном варианте.
Рекомендации по выступлению соискателя
В начале процедуры предзащиты, председатель кворума объявляет данные соискателя ученой степени, его куратора, рецензентов (ФИО полностью), название диссертационной работы, а также подтверждает наличие необходимых сопутствующих документов.
Пошаговое распределение времени выступления.
Обратите внимание! Чтобы выступить без запинок перед членами диссертационного совета, рекомендуется распечатать текст доклада и выучить его наизусть. Читать с листа нежелательно – у слушателей создастся впечатление, что соискатель не является автором собственной диссертации и плохо подготовился перед выступлением. Приветствуется динамичное, живое выступление.
Особенности составления заключения по научной работе
Задача заключения – кратко подытожить все рубрики диссертации. Составляется по образцу, указанному на сайте учебного заведения.
Документ оформляется соискателем в течение тридцати дней после даты предварительной защиты. Заключение согласовывается с заведующим лабораторией, научным руководителем и ученым секретарем диссертационного совета.
После выступления соискателя и его успешных ответов на поставленные вопросы, участники предварительной защиты голосуют за постановляющую часть заключения. Если «за» больше 2/3 от общей суммы проголосовавших – она принята.
Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов
О необходимости менять саму аспирантуру и отношение к ней говорили давно. В 2020 году число аспирантов снизилось вдвое, а из этого количества всего 9% защитили диссертацию. Всего сейчас в России, как рассказал ТАСС президент РАН Александр Сергеев, 75 тыс. кандидатов и около 25 тыс. докторов наук. Прогнозируемые цифры поступающих в аспирантуру в 2021 году по некоторым направлениям пока относительны. Согласно свежему исследованию, опубликованному МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ, 17,6% опрошенных выпускников бакалавриата планируют учиться и в магистратуре, и в аспирантуре, но это число может измениться, не в последнюю очередь — из-за грядущих нововведений.
Руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Сибирского федерального университета Ольга Григорьева так описала ожидаемые перемены:
«Во-первых, отменяются образовательные стандарты, ФГОСы: вместо них будут разработаны федеральные государственные требования.
Во-вторых, меняются условия предзащиты. У нас была государственная итоговая аттестация, сейчас будет просто итоговая аттестация. Но появляется обязательное условие, чтобы она оформлялась в виде предзащиты. То есть процедура итоговой аттестации должна быть изменена, чтобы аспирант мог получить заключение по своей диссертации. Уже собирается не госкомиссия, а большое количество экспертов по данной специальности. Диссертация рассматривается полностью и дается заключение о выполнении диссертационной работы — именно с ним аспирант должен будет пойти на защиту в диссертационный совет. То есть степень готовности диссертации должна быть очень высокой.
Нужно будет изменять и учебные, и индивидуальные планы, и общую траекторию, возможно, даже обеспечивать перевод на индивидуальную траекторию».
Что изменилось
1. Федеральные государственные требования вместо ФГОСов
Сентябрь 2021 года обещает быть важной отправной точкой для всех поступающих в этом учебном году в аспирантуру — именно на этот срок приходится ряд важнейших изменений системы последнего этапа высшего образования в России. Едва ли не ведущее влияние на работу студентов, преподавателей, методистов и администраторов вузов оказывает переход от ФГОСов к Федеральным государственным требованиям (ФГТ). Эта мера была отражена в Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ. Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Евгений Терентьев рассказал, в чем принципиальная разница между ФГОСами и ФГТ: «ФГТ — это требования к структуре и к условиям организации образовательной программы, но не к ее результатам. Во ФГОСах это очень жестко было прописано, практически не оставалось места для маневров, выстраивания индивидуальных траекторий, адаптированных под задачи каждого конкретного аспиранта».
Как подчеркнула проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве России Екатерина Каменева, от самого содержания Федеральных государственных требований зависит почти вся система аспирантуры:
«Влияние изменений на организацию обучения в аспирантуре во многом зависит, чем будут отличаться (и будут ли) ФГТ от ФГОСов. Сейчас нельзя сказать ничего определенного, поскольку еще нет утвержденных ФГТ. В любом случае надо понимать, что аспирантура (является ли она третьим уровнем образования или нет) должна заканчиваться защитой научного исследования — диссертации — и присвоением выпускнику аспирантуры ученой степени. Без такого финала обучение в аспирантуре не имеет никакого смысла».
Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Евгений Терентьев выразил уверенность, что ФГТ помогут настраивать в образовательных программах индивидуальные маршруты для каждого аспиранта:
«Я видел проект ФГТ, на данный момент он предполагает возможность перегруппировки образовательной нагрузки между разными блоками, это очень правильный шаг. У аспирантов индивидуальные потребности в развитии: кому-то больше времени нужно уделить практике, кому-то — обучению в рамках образовательных курсов для наращивания компетенций».
Также эксперт рассказал о своих ожиданиях от системы ФГТ и о том, какое воздействие отказ от жестких госстандартов окажет на систему аспирантуры:
«Тот факт, что мы двигаемся в сторону большей автономии, большей гибкости в возможностях кастомизации образовательной программы под нужды и запросы каждого аспиранта, является правильным шагом. Это может повысить эффективность образовательной подготовки. Но необходимо сделать и следующий шаг, чтобы этими возможностями грамотно воспользовались образовательные организации и спроектировали свои программы так, чтобы они помогали повысить успешность каждого конкретного аспиранта».
«Пока мы констатируем снижение числа аспирантов. В 2010 году их было 157 тыс. человек, в 2019 году — 84 тыс. человек. Доля окончивших аспирантуру защитой диссертации в 2019 году составила 10%, а в 2020 году — 9%», — отметил президент РАН Александр Сергеев.
2. Отмена госаккредитации
Следующим важным шагом в трансформации аспирантуры и адъюнктуры стали изменения в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, которые правительство опубликовало 7 июля. Они вывели аспирантуру из системы государственной аккредитации. Евгений Терентьев положительно оценил эти действия, которые, по его мнению, пойдут на пользу всем акторам образования:
«Вся процедура госаккредитации будет заменена процедурой лицензирования. Это не значит, что образовательные программы не будут никак контролироваться, но мы ожидаем, что бюрократии будет меньше. Это хорошо, потому что позволит организациям сосредоточиться на содержании самих программ».
3. Аттестация в виде предзащиты
Выход из системы госаккредитации позволяет наладить в аспирантуре более простой и эффективный способ конечной проверки знаний. Вместо привычной итоговой аттестации, форма которой также проходила тщательный контроль со стороны чиновников (тестовые задания, устные экзамены по билетам, дополнительные письменные работы и так далее), аспирантов, поступивших в 2021 году, будет ждать аттестация в виде предзащиты.
Терентьев из ВШЭ заявил о большой эффективности подобной практики:
«Новая система ведет за собой модернизацию итоговой аттестации аспирантов через сближение процедур аттестации и предзащиты. Это выгодно для аспирантов, потому что у них сокращается число аттестационных процедур — а их сейчас слишком много. Это кандидатский, итоговая аттестация, предзащита, обсуждение диссертационного совета, потом защита. Мы ожидаем, что «схлопнется» минимум одно звено в этой системе, потому что требования к итоговой аттестации будут синхронизированы с требованиями к предзащите. Процесс будет более осмысленным, полезным».
«Мы видим целеустремленность молодых людей: уже сегодня почти пятая часть намерены поступать и в аспирантуру, а, значит, не разочаровались в выборе профессии», — говорит Борис Пайкин, председатель комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.
4. Диссертационные советы можно проводить онлайн
Наконец, Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования РФ опубликовала на своем сайте ряд важных изменений в Положении о диссертационном совете. В первую очередь, формат заседаний было предложено изменить с учетом пандемии COVID-19 — документ детально регламентирует смешанный режим их проведения. Изменения предполагают трансляцию в Интернете всех заседаний при защитах. Доля «дистанционщиков» в совете не может превышать половину. При этом председательствующий, ученый секретарь и соискатель обязаны присутствовать на совете в обычном, очном режиме. Смешанный формат при этом не влияет на голосование — оно в любом случае остается тайным. Изменения вступают в силу частично 1 августа, частично — 1 сентября 2021 года. Евгений Терентьев поделился опытом дистанционного проведения диссертационного совета и оценил жизнеспособность инициативы проводить его в смешанной форме и после окончания пандемии:
«ВШЭ наряду с еще несколькими вузами продолжила, несмотря на пандемию, проводить заседания диссертационного совета и защиты в онлайн-режиме, процесс проведения защит никак не остановился. Я не вижу принципиальных проблем в онлайн-диссовете, многие даже обрадовались этому, так как онлайн дал новые возможности для участия. У нас на ряде защит присутствовали эксперты из самых разных часовых поясов: от Калининграда до американского Стэнфорда и Беркли. Это существенно повысило уровень дискуссий на обсуждении работ. Этот формат можно использовать безотносительно пандемии».
5. Диссовет станет доступнее и вузам, и ученым
Меры, описанные в Положении о диссертационном совете, коснулись и его состава — необходимый минимум был снижен с 19 до 11 человек, из которых минимум пять, а не семь, должны являться докторами наук, причем по специальности — не менее четырех человек (а не пять, как было ранее). Кворум достигается в присутствии 2/3 членов совета — независимо от формы участия. Та же доля остается и для решения о присуждении ученой степени. Евгений Терентьев подчеркнул, что такие послабления позволяют более эффективно оценивать работы аспирантов.
«Появилась большая гибкость в отношении квалификационных требований к членам диссовета. В частности, сейчас можно будет более активно вовлекать в работу специалистов со степенями кандидата наук или PhD. Это обоснованный шаг: у нас много активных, энергичных, публикующихся молодых ученых, которые еще не получили докторскую, но безусловно уже являются лидерами в своих областях, могут квалифицированно давать обратную связь, выступать в качестве оппонентов, рецензентов».
На пути к Аспирантуре 4.0
Евгений Терентьев оценил все ожидаемые в сентябре 2021 года изменения в системе аспирантуры достаточно высоко. По его мнению, все перемены направлены на большую эффективность результатов труда аспирантов.
«В последние десять лет наблюдается сокращение числа диссоветов, а вместе с ним — показателей эффективности аспирантуры, потому что многие организации ведут подготовку по специальностям, по которым у них нет диссовета. А это значит, что человеку нужно не просто завершить программу аспирантуры, но и найти диссовет, обсудить с ним все требования, приехать туда, провести там предзащиту, защиту и так далее. Все это препятствовало тому, чтобы аспиранты защищались в срок. Когда мы предоставляем большую гибкость с точки зрения формирования диссоветов, мы повышаем шансы организаций на формирование собственных диссоветов либо сетевых, в сотрудничестве с другими университетами и научными организациями».
Предзащита диссертации
Термин «предварительная защита диссертации» не встречается в официальных документах Высшей аттестационной комиссии. В научной сфере все специалисты прекрасно понимают, что предзащита – это представление, по мнению соискателя ученой степени «чистового» варианта диссертации на заседании кафедры, факультета или научного института для обсуждения и консультации. При успешном прохождении аспирантом предзащиты диссертации он получает положительное заключение учреждения, за которым закреплен, и рекомендации к защите научной работы перед диссертационным советом. Именно положительная оценка дает аспиранту путь к защите в диссовете.
Подготовка к предварительной защите начинается с обращения соискателя или его куратора к руководителю подразделения (кафедры, факультета и т.д.), где выполняется работа. Это заявка означает, что рукопись и автореферат к ней полностью готовы и могут быть представлены на предварительную защиту вместе с публикациями в одобренных ВАК изданиях. Кроме того, обращение соискателя подтверждает, что у него на руках имеется справка об оригинальности текста (предоставляется после проверки рукописи на плагиат в специальной системе антиплагиата). Научный руководитель соискателя должен написать отзыв на диссертацию и подать его вместе с заявлением аспиранта.
На предварительную защиту приглашают профильных специалистов. Это необходимо для создания квалификационного «кворума». Семинар предполагает присутствие как минимум трех (если это кандидатская диссертация) или пяти (если докторская) докторов и кандидатов наук в изучаемой соискателем области. Особенно ценно присутствие на семинаре представителей диссертационного совета, которые в дальнейшем могут выступить в роли рецензентов диссертации.
Вместе с приглашением на предварительную защиту диссертации доктора и кандидаты наук получают распечатанные экземпляры диссертации, автореферата и публикаций соискателя.
Важно! Рекомендуется согласовывать рецензентов с председателем диссовета, в котором планируется защищать научную работу. Рецензенты должны ознакомиться с проведенным исследованием и публикациями и составить отзывы.
Остальные слушатели предварительной защиты (аспиранты и соискатели) должны быть определены в нормативных документах. Эти люди должны:
Важно! Весь порядок сдачи кандидатских экзаменов, их перечень и программа утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
Кроме рукописи, автореферата и публикаций соискатель должен предоставить все заявленные в списке литературы научные работы.
Предзащита диссертации представляет собой рассмотрение и дискуссию касательно главных идей научной работы представителями комиссии. Основная задача аспиранта – это предоставление слушателям результатов проведенного исследования и репетиция предстоящего выступления на непосредственной защите квалификационной работы.
Как проходит предзащита диссертации
Процедура предварительной защиты диссертации – это открытое мероприятие, рассматриваемое как репетиция и подготовка к непосредственной защите научного труда. Ко дню предзащиты соискатель ученой степени должен подготовить экземпляры своей рукописи для приглашенных экспертов. Текст научного труда предоставляется в электронном или печатном виде.
Если предстоит предзащита кандидатской диссертации, то среди приглашенных специалистов должен быть как минимум 1 доктор наук. Если предзащита докторской, то минимум 2 доктора. Остальные представители комиссии должны иметь ученую степень кандидата наук по изучаемой специальности.
Ко дню предварительной защиты соискатель ученой степени должен распечатать 10 штук автореферата и раздать специалистам и экспертам комиссии. Рецензии предоставляются за 3 дня до предзащиты председателю комиссии или ученому секретарю.
Процесс предварительной защиты диссертации включает в себя следующие этапы:
В начале семинара председатель озвучивает ФИО соискателя, тему диссертации, данные о научном руководителе, рецензентах. Также председательствующий должен подтвердить наличие всех необходимых для предварительной защиты документов. Соискателю дается на доклад около 20-30 минут (если это кандидатская диссертация) и 40-60 минут (если докторская работа). Для лучшего усвоения доклад должен сопровождаться демонстрацией презентации и предоставлением членам комиссии раздаточного материала, в котором отражены основные достижения соискателя.
Для успешного доклада время, отведенное аспиранту, рекомендуют делить следующим образом:
Для успешной подготовки к выступлению рекомендуется составлять письменный вариант доклада. По-другому его называют реферат. Читка доклада и текста со слайдов может вызвать негативное впечатление у представителей комиссии и вызвать сомнения в уровне подготовки соискателя и его осведомленности в изучаемой теме. Слушатели ждут осмысленного и динамичного доклада. Введение к докладу необходимо начинать с обоснования выбора темы, выявления цели, задач и методик исследования. В заключение доклада часто делают акцент на очерчивание цели нового уровня, с точки зрения применения полученных в результате исследования знаний на практике.
После озвучивания доклада соискатель получает от представителей комиссии вопросы (в устной или письменной форме). Все они направлены, в первую очередь, на обсуждение научной работы, а не возможностей соискателя. Особая ценность данного этапа предварительной защиты в том, что соискатель теперь может представить возможный круг вопросов, которые ему зададут на непосредственной защите научной работы. Аспирант должен четко отвечать на заданные ему вопросы, основываясь на аспектах своей работы.
После ответов на вопросы слово предоставляется куратору соискателя ученой степени. Научный руководитель выражает собственное мнение касательно самого соискателя, темы его работы, ее результатах, значимости для научной сферы и т.д. После слово передается рецензентам, озвучивающим свои отзывы на диссертацию. В дальнейшем в дискуссии принимать участие могут не только члены комиссии, но и все присутствующие слушатели.
Вопросы на предзащите диссертации
Предварительная защита диссертации начинается в тот момент, когда на ней присутствует 2/3 трети приглашенных лиц. Первое слово берет председатель заседания. Он оглашает список присутствующих и данные о соискателе и его научной работе. Для динамичности и развития дискуссии вопросы имеют право задавать все присутствующие на предзащите люди.
Для того, чтобы подготовиться к данному этапу предварительной защиты, можно изучить список распространенных вопросов и ответов.
Как проходило исследование? Какие ваши собственные открытия?
В реальности данный вопрос может звучать чуть иначе. Смысл его заключается в следующем: необходимо объяснить и аргументировать значимость проведенной работы для научной сферы. Доказать целесообразность исследования, собственный вклад в решение проблемы. Если диссертация теоретической направленности, то ответить на данный вопрос можно так: «Исследование проводилось с целью доказать умение применять полученные за время обучения навыки, а не для того, чтобы заниматься поиском новых технологий».
Выбор главных утверждений в работе
Здесь необходимо рассказать об основных положениях диссертации, которые выносятся на защиту. Не стоит использовать законспектированный краткий ответ. Это может произвести негативное впечатление на членов комиссии.
Причины выбора данной темы для исследования
Подобный вопрос члены комиссии могут задать лишь в двух случаях:
Причины выбора литературных источников
Озвучивая данный вопрос, представители комиссии ожидают аргументации по поводу выбора источников литературы. Возможно дополнение вопроса фразой: «Знаете ли вы другие книги или диссертации по данной теме?».
На второй вопрос допустим ответ: «Эти литературные источники не нашли отражения в моей работе (теме исследования, рассматриваемой проблематике и т.д.)».
Знания, навыки и умения, приобретенные в процессе работы над диссертацией
Для этого вопроса рекомендуется подготовить четкий и емкий ответ, в котором затрагиваются такие аспекты, как:
Важно! Не рекомендуется просто перечислять данные пункты. Они должны плавно пересекаться с работой соискателя.
Кроме вышеперечисленных вопросов на защиту также могут быть вынесены следующие:
Предзащита диссертации: извлекаем уроки из собственных ошибок
Любой проект (будь то простой доклад или реферат, курсовая или дипломная работа) проходит несколько проверочных этапов, прежде чем получить допуск к защите. Одним из обязательных шагов к успеху является предзащита, которая выступает своего рода «репетицией» финала, аттестации. Сегодня мы расскажем, как проходит предзащита диссертации и на что следует обратить внимание.
Любой проект (будь то простой доклад или реферат, курсовая или дипломная работа) проходит несколько проверочных этапов, прежде чем получить допуск к защите. Одним из обязательных шагов к успеху является предзащита, которая выступает своего рода «репетицией» финала, аттестации. Сегодня мы расскажем, как проходит предзащита диссертации и на что следует обратить внимание.
Что такое предзащита научной работы?
Предзащита диссертации проходит далеко не у всех. Чаще всего она представлена в виде предварительной оценки диссертационным советом проекта, предоставленного кандидатом на ученую степень. У магистров она может проходить в привычном «режиме» — как полагается, вступление выпускника, презентация проекта и идеи, обоснование гипотезы и отстаивание позиции и пр. Но независимо от формата миссия предзащиты одна – получить предварительную оценку, выявить замечания, достоинства и недостатки, дать рекомендации по оперативному совершенствованию и получить допуск к защите.
На каком этапе проходит предзащита диссертации?
На предзащите экзаменаторы изучают основные постулаты работы, определяют ключевые моменты, оценивают ход мыслей автора, аргументы и их весомость, а также обращают внимание на «общие моменты»: оформление, плагиат и пр. Здесь члены Диссовета делают для себя некоторые пометки (замечания), затем озвучивают их соискателю, а непосредственно на защите могут сравнить проект «до» и «после» предзащиты для более объективной оценки.
Как подготовиться к предзащите научной работы?
Во-первых, к данному этапу допускается не каждый соискатель. К намеченной дате он должен иметь под рукой удостоверение о сдаче кандидатского минимума, минимально допустимое число публикаций по теме исследования (которые были использованы в качестве самоцитирования и самоплагиата) и уже готовый, оформленный проект.
Во-вторых, еще до предзащиты необходимо пройти бюрократический этап, который заключается в оформлении документов в организации или отделе, на базе которого писалась научная работа (на объекте исследования). Здесь автору необходимо направить официальное обращение непосредственному начальнику отдела, оформить сопутствующие документы (результаты апробации результатов исследования, характеристика соискателя, можно пригласить руководство компании на защиту/предзащиту) и пр.
Что нужно для предзащиты?
По сути, на предзащиту диссертации автору необходимо уже подготовить полный пакет документов, правильно оформить свое научное изыскание. Здесь ему понадобится следующий пакет документов:
На предварительной защите будет присутствовать неполный Диссовет, а лишь его часть. Для этих целей председатель или члены экзаменационной комиссии самостоятельно решают, кто из них будет присутствовать на предварительном слушании. Чаще всего на этом этапе оценивают выступление и проект несколько кандидатов и докторов наук. Также допускаются к слушанию рецензенты.
Несмотря на «предварительность», на предзащите научной работы состав экзаменаторов должен быть утвержден документально.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
После проведения предзащиты лица, которые оценивали работы, сформируют документ (акт, решение, замечания), где отразят основные замечания достоинства и недостатки, а затем разошлют их вместе с уведомлением о дате проведения непосредственной защиты всем членам Диссовета.
Основные этапы проведения предзащиты научной работы
Сама по себе предзащита выглядит, как обычное обсуждение проекта в присутствии автора. В этой дискуссии он может отстоять собственную позицию, почерпнуть замечания (пометить для себя недостатки и варианты их исправления), выявить сильные и слабые стороны проекта и своего выступления, на что обратить внимание и пр.
Как происходит процесс предзащиты?
На предзащите особое внимание члены Диссовета уделяют таким моментам, как:
Подготовка доклада к предзащите
Доклад на предзащиту и защиту – это особый документ, который фактически представляет собой то, о чем и как будет говорить автор диссертации, его защитная речь. Согласитесь, с научной работой досконально ознакомиться за 15-20 минут выступления невозможно. Несмотря на то, что автореферат будет направлен всем членам Диссовета, своевременно изучат его лишь 30-40% из них.
Как подготовить доклад и речь к предзащите?
В докладе на предзащиту и защиту следует отразить только самое важное. Для этого достаточно придерживаться следующего плана:
Важно не просто «сжать» научный проект до минимума и сути, но и уложиться в 30 минут. Именно столько времени отнимает выступление каждого соискателя: от 15 до 30 минут. Соискатели степени «доктор наук» могут защищаться дольше – вплоть до 40-60 минут.
Опытные ученые рекомендуют уделять каждому разделу доклада определенное время: введение – до 5-10 минут, основная часть – до 20 минут, притом здесь важно доминирующую часть времени посветить рекомендациям и результатам апробации. На заключение и формулировку выводов, подведение итогов отводится до 5 минут. Важно кратко и емко очертить каждый раздел научной работы, но делать это следует не быстро, а четко и внятно.
Рекомендации экспертов по формированию защитной речи, доклада и подготовке диссертации к предзащите
Не стоит думать, что предзащита – это формальность. На самом деле от качества проекта и выступления автора на этом этапе может зависеть его судьба, получение допуска к реально защите, рекомендации по присуждению ученой степени и пр. Поэтому готовиться к ней следует с максимальным вниманием и ответственностью.
Временной промежуток между предзащитой и защитой колеблется от 1-1,5 месяцев до нескольких недель. Поэтому лучше всего преподнести членам Диссовета уже готовый материал: дописанную и оформленную с учетом ГОСТов работу, полный пакет сопутствующих документов, защитная речь (доклад) и пр.
На предзащите запоминайте или записывайте мнение экспертов, их замечания и рекомендации, чтобы внести соответствующие правки и улучшить собственную позицию на финальном рубеже. На корректировку после предзащиты в среднем соискателю дается 3-4 недели для внесения правок и предоставление материалов на кафедру ВУЗа.
Обязательно отрепетируйте собственное выступление с таймером и перед зеркалом, чтоб понять: как Вы выглядите со стороны, сколько времени требуется для защиты собственной гипотезы и позиции и пр.
На предзащиту следует одеваться официально, как и на саму защиту. Как гласит народная мудрость: встречают по одежке, а провожают по уму.
Таким образом, предзащита – это один из важнейших этапов подготовки научной работы и соискателя к финалу присуждению ученой степени. Этот рубеж призван оценить качество проекта, установить основные достоинства и недостатки, усовершенствовать материал или выступление исследователя, помочь ему грамотно и интересно преподнести свои мысли и предложения, внедрить их в реальность и усовершенствовать научные принципы.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!