Предвыборный штаб что это
Избирательный штаб
Избирательный штаб – руководящий орган, «центр управления», созданный из команды единомышленников и профессионалов для оперативного управления избирательной кампанией.
Структура избирательного штаба может быть основана по функциональным признакам: такая структура включает в себя руководителя избирательной кампании/ начальника штаба, ответственных за юридическое, информационное, организационное направления, агитацию, финансы (финансовый уполномоченный), массовые мероприятия, за взаимодействие с доверенными, референтными лицами, экспертами, партиями и движениями, за административно-хозяйственное обеспечение и пр. В зависимости от масштаба и специфики задач избирательной кампании, штаб бывает разветвленным (центральный, региональный, местный уровни), а бывает компактным, в лице 1-2 консультантов. Перечислим несколько вариаций штабов:
Формально работа избирательного штаба начинается с момента выдвижения кандидата или партии на выборах, фактически штаб может начать работу задолго до официального старта избирательной кампании. Структура штаба, количество и направления деятельности специалистов, которые должны быть в штате, зависит от задач избирательной кампании. Ключевые функции в работе избирательного штаба – это планирование, организация, контроль за ведением избирательной кампании, анализ ситуации, оценка и внесение корректив.
Под избирательным штабом также нередко понимают помещение, где он базируется и где проходят встречи со сторонниками и агитаторами, где складируется агитационная продукция.
Как работает предвыборный штаб кандидата
Что такое избирательный штаб кандидата на выборах и как он работает, читайте в материале РИАМО.
Что такое предвыборный штаб
Избирательный (предвыборный) штаб – это аналитический орган избирательной кампании, который разрабатывает ее стратегию и осуществляет оперативное руководство. Помещение или несколько помещений, в которых размещается команда кандидата, также называется предвыборным штабом.
Штаб занимается агитационной и организационной работой по выдвижению и поддержке своего кандидата для достижения наилучшего результата на выборах.
В его состав могут входить юристы, политтехнологи, журналисты, агитаторы, секретари, фотографы, пиарщики, распространители агитационных материалов и т.д.
Формирование штаба по основным позициям завершается примерно за один-два месяца до официального старта избирательной кампании.
В крупномасштабной избирательной кампании, такой как президентская, действует целая система избирательных штабов, включающая центральный, региональные и местные штабы.
Структура предвыборного штаба
Руководство действиями избирательного штаба осуществляется централизованно: есть председатель, сопредседатели и помощники. При этом многие члены и сотрудники избирательного штаба взаимозаменяемы.
Структура избирательного штаба зависит от масштаба кампании и включает: координационно-массовую группу (сеть агитаторов и распространителей агитационных материалов), агитационно-рекламную группу (формирование имиджа кандидата, подготовка выступлений в СМИ, агитационных материалов), юридическую группу (правовое сопровождение участия в выборах, представительство кандидата в избирательных комиссиях и судах), финансовую группу (операции с деньгами избирательных фондов) и др.
Основная группа, которая принимает тактические и стратегические решения под свою ответственность, включает 5–7 человек. Общее количество членов предвыборных штабов на выборах президента РФ может достигать нескольких сотен.
Функции предвыборного штаба
Предвыборный штаб организует избирательную кампанию кандидата от начала сбора подписей в его поддержку до оспаривания результатов выборов в суде. В его обязанности входит:
– сбор необходимой информации, требующейся для выработки верной стратегии предвыборной кампании, а также изучение общественного мнения;
– грамотное проведение избирательной кампании в рамках правового поля, включая сбор подписей, регистрацию подписных листов и самого кандидата в Центризбиркоме;
– формирование списка доверенных лиц кандидата (на президентских выборах может быть отобрано несколько сотен доверенных лиц);
– агитационная кампания, включая организацию эфирного времени и работу с населением по месту жительства;
– сбор и распределение средств из избирательного фонда кандидата на изготовление агитационных материалов, аренду помещений, оплату дополнительного эфирного времени и агитации в СМИ, зарплату сотрудникам штаба;
– подготовка квалифицированных кадров посредством тренингов и семинаров;
– обеспечение работы общественной приемной кандидата и телефона прямой линии штаба, куда избиратели могут обратиться по любым вопросам;
– разработка и постоянное обновление сайта кандидата;
– координация работы оперативных групп и наблюдателей за ходом голосования;
– работа пресс-центра и взаимодействие со СМИ.
При этом обязанности между членами штаба распределяются с учетом их рода деятельности, профессионального опыта и личного авторитета.
Руководство штаба
Начальником избирательного штаба, который руководит предвыборной кампанией кандидата, как правило, является опытный политтехнолог. Им может стать крупный чиновник, бизнесмен или сотрудник местной администрации. При особо масштабных кампаниях функции начальника штаба и руководителя избирательной кампании могут быть разделены.
В этом случае предвыборную кампанию в целом возглавляет авторитетный и опытный руководитель, хорошо знающий избирательное законодательство. Он осуществляет оперативное руководство и следит за тем, чтобы никто из команды не отходил от выработанной стратегии. Каждый член штаба обязан точно и своевременно выполнять решения руководителя избирательной кампании.
Начальник избирательного штаба, в свою очередь, осуществляет функцию главного администратора кампании, включая ее материально-техническое обеспечение. Он отвечает за целевое расходование средств и подчиняется непосредственно руководителю избирательной кампании. Он контролирует деятельность оперативных подразделений на территориях избирательных округов, распространение агитационных материалов, проведение телефонных опросов и телефонной агитации, связь с региональными штабами кампании.
Кроме того, основными фигурами избирательного штаба являются секретарь руководителя предвыборной кампании и начальника штаба, финансовый руководитель, руководитель информационно-аналитической группы, главный социолог и юристы.
Оперативные подразделения штаба
Юридическая группа изучает материалы наглядной агитации, тексты выступлений кандидата, теле- и видеороликов с точки зрения исполнения норм избирательного законодательства, защищает права и интересы кандидата при обращении в суд и др.
Аналитическая группа занимается мониторингом действий соперников по предвыборной гонке, контактирует со СМИ, выявляет слабые стороны кандидатов и вырабатывает методы противодействия «грязным» избирательным технологиям и акциям политических соперников.
Агитационно-рекламная группа разрабатывает план агитационно-пропагандистских мероприятий, организует митинги в поддержку кандидата, размещает в СМИ материалы, направленные против использования «грязных» избирательных технологий соперниками, распространяет агитационные материалы.
Группа координаторов готовит и инструктирует активистов и наблюдателей за ходом выборов, которые осуществляют обходы территории с целью выявления фактов расклейки листовок, появления граффити и т.п., порочащих кандидата, раздают агитационные брошюры и листовки избирателям.
Группа информационной безопасности противоборствует противоправным действиям политических оппонентов, проводит мероприятия по локализации резонанса ошибочных высказываний или действий кандидата.
Агитаторы и наблюдатели
Успех избирательной кампании во многом зависит от грамотного подбора агитаторов и их подготовки. Поэтому перед началом и в ходе предвыборной кампании специалисты, которые отвечают за организацию подготовки кадров, занимаются поиском сотрудников для предвыборного штаба во всех регионах страны – при помощи СМИ, социальных сетей и т.д.
Например, агитаторами чаще набирают пенсионеров или граждан средних лет, которые могут грамотно изложить свою точку зрения и рассказать о политической стратегии кандидата. А расклейкой рекламных листовок и пикетированием в местах голосования занимаются молодые мужчины.
Кроме того, в день голосования на избирательных участках также присутствуют добровольцы-наблюдатели от кандидатов-самовыдвиженцев или политических партий, которые имеют зарегистрированных кандидатов.
За свою деятельность работники предвыборного штаба получают вознаграждение из избирательного фонда кандидата, который формируется из собственных средств партии или кандидата, а также добровольных пожертвований граждан.
Как работает предвыборный штаб кандидата
Что такое предвыборный штаб
Избирательный (предвыборный) штаб – это аналитический орган избирательной кампании, который разрабатывает ее стратегию и осуществляет оперативное руководство. Помещение или несколько помещений, в которых размещается команда кандидата, также называется предвыборным штабом.
Штаб занимается агитационной и организационной работой по выдвижению и поддержке своего кандидата для достижения наилучшего результата на выборах.
В его состав могут входить юристы, политтехнологи, журналисты, агитаторы, секретари, фотографы, пиарщики, распространители агитационных материалов и т.д.
Формирование штаба по основным позициям завершается примерно за один-два месяца до официального старта избирательной кампании.
В крупномасштабной избирательной кампании, такой как президентская, действует целая система избирательных штабов, включающая центральный, региональные и местные штабы.
Структура предвыборного штаба
Руководство действиями избирательного штаба осуществляется централизованно: есть председатель, сопредседатели и помощники. При этом многие члены и сотрудники избирательного штаба взаимозаменяемы.
Структура избирательного штаба зависит от масштаба кампании и включает: координационно-массовую группу (сеть агитаторов и распространителей агитационных материалов), агитационно-рекламную группу (формирование имиджа кандидата, подготовка выступлений в СМИ, агитационных материалов), юридическую группу (правовое сопровождение участия в выборах, представительство кандидата в избирательных комиссиях и судах), финансовую группу (операции с деньгами избирательных фондов) и др.
Основная группа, которая принимает тактические и стратегические решения под свою ответственность, включает 5–7 человек. Общее количество членов предвыборных штабов на выборах президента РФ может достигать нескольких сотен.
Функции предвыборного штаба
Предвыборный штаб организует избирательную кампанию кандидата от начала сбора подписей в его поддержку до оспаривания результатов выборов в суде. В его обязанности входит:
– сбор необходимой информации, требующейся для выработки верной стратегии предвыборной кампании, а также изучение общественного мнения;
– грамотное проведение избирательной кампании в рамках правового поля, включая сбор подписей, регистрацию подписных листов и самого кандидата в Центризбиркоме;
– формирование списка доверенных лиц кандидата (на президентских выборах может быть отобрано несколько сотен доверенных лиц);
– агитационная кампания, включая организацию эфирного времени и работу с населением по месту жительства;
– сбор и распределение средств из избирательного фонда кандидата на изготовление агитационных материалов, аренду помещений, оплату дополнительного эфирного времени и агитации в СМИ, зарплату сотрудникам штаба;
– подготовка квалифицированных кадров посредством тренингов и семинаров;
– обеспечение работы общественной приемной кандидата и телефона прямой линии штаба, куда избиратели могут обратиться по любым вопросам;
– разработка и постоянное обновление сайта кандидата;
– координация работы оперативных групп и наблюдателей за ходом голосования;
– работа пресс-центра и взаимодействие со СМИ.
При этом обязанности между членами штаба распределяются с учетом их рода деятельности, профессионального опыта и личного авторитета.
Руководство штаба
Начальником избирательного штаба, который руководит предвыборной кампанией кандидата, как правило, является опытный политтехнолог. Им может стать крупный чиновник, бизнесмен или сотрудник местной администрации. При особо масштабных кампаниях функции начальника штаба и руководителя избирательной кампании могут быть разделены.
В этом случае предвыборную кампанию в целом возглавляет авторитетный и опытный руководитель, хорошо знающий избирательное законодательство. Он осуществляет оперативное руководство и следит за тем, чтобы никто из команды не отходил от выработанной стратегии. Каждый член штаба обязан точно и своевременно выполнять решения руководителя избирательной кампании.
Начальник избирательного штаба, в свою очередь, осуществляет функцию главного администратора кампании, включая ее материально-техническое обеспечение. Он отвечает за целевое расходование средств и подчиняется непосредственно руководителю избирательной кампании. Он контролирует деятельность оперативных подразделений на территориях избирательных округов, распространение агитационных материалов, проведение телефонных опросов и телефонной агитации, связь с региональными штабами кампании.
Кроме того, основными фигурами избирательного штаба являются секретарь руководителя предвыборной кампании и начальника штаба, финансовый руководитель, руководитель информационно-аналитической группы, главный социолог и юристы.
Оперативные подразделения штаба
Юридическая группа изучает материалы наглядной агитации, тексты выступлений кандидата, теле- и видеороликов с точки зрения исполнения норм избирательного законодательства, защищает права и интересы кандидата при обращении в суд и др.
Аналитическая группа занимается мониторингом действий соперников по предвыборной гонке, контактирует со СМИ, выявляет слабые стороны кандидатов и вырабатывает методы противодействия «грязным» избирательным технологиям и акциям политических соперников.
Агитационно-рекламная группа разрабатывает план агитационно-пропагандистских мероприятий, организует митинги в поддержку кандидата, размещает в СМИ материалы, направленные против использования «грязных» избирательных технологий соперниками, распространяет агитационные материалы.
Группа координаторов готовит и инструктирует активистов и наблюдателей за ходом выборов, которые осуществляют обходы территории с целью выявления фактов расклейки листовок, появления граффити и т.п., порочащих кандидата, раздают агитационные брошюры и листовки избирателям.
Группа информационной безопасности противоборствует противоправным действиям политических оппонентов, проводит мероприятия по локализации резонанса ошибочных высказываний или действий кандидата.
Как работает предвыборный штаб кандидата
Что такое избирательный штаб кандидата на выборах и как он работает, читайте в материале РИАМО.
Что такое предвыборный штаб
Избирательный (предвыборный) штаб – это аналитический орган избирательной кампании, который разрабатывает ее стратегию и осуществляет оперативное руководство. Помещение или несколько помещений, в которых размещается команда кандидата, также называется предвыборным штабом.
Штаб занимается агитационной и организационной работой по выдвижению и поддержке своего кандидата для достижения наилучшего результата на выборах.
В его состав могут входить юристы, политтехнологи, журналисты, агитаторы, секретари, фотографы, пиарщики, распространители агитационных материалов и т.д.
Формирование штаба по основным позициям завершается примерно за один-два месяца до официального старта избирательной кампании.
В крупномасштабной избирательной кампании, такой как президентская, действует целая система избирательных штабов, включающая центральный, региональные и местные штабы.
Структура предвыборного штаба
Руководство действиями избирательного штаба осуществляется централизованно: есть председатель, сопредседатели и помощники. При этом многие члены и сотрудники избирательного штаба взаимозаменяемы.
Структура избирательного штаба зависит от масштаба кампании и включает: координационно-массовую группу (сеть агитаторов и распространителей агитационных материалов), агитационно-рекламную группу (формирование имиджа кандидата, подготовка выступлений в СМИ, агитационных материалов), юридическую группу (правовое сопровождение участия в выборах, представительство кандидата в избирательных комиссиях и судах), финансовую группу (операции с деньгами избирательных фондов) и др.
Основная группа, которая принимает тактические и стратегические решения под свою ответственность, включает 5–7 человек. Общее количество членов предвыборных штабов на выборах президента РФ может достигать нескольких сотен.
Функции предвыборного штаба
Предвыборный штаб организует избирательную кампанию кандидата от начала сбора подписей в его поддержку до оспаривания результатов выборов в суде. В его обязанности входит:
– сбор необходимой информации, требующейся для выработки верной стратегии предвыборной кампании, а также изучение общественного мнения;
– грамотное проведение избирательной кампании в рамках правового поля, включая сбор подписей, регистрацию подписных листов и самого кандидата в Центризбиркоме;
– формирование списка доверенных лиц кандидата (на президентских выборах может быть отобрано несколько сотен доверенных лиц);
– агитационная кампания, включая организацию эфирного времени и работу с населением по месту жительства;
– сбор и распределение средств из избирательного фонда кандидата на изготовление агитационных материалов, аренду помещений, оплату дополнительного эфирного времени и агитации в СМИ, зарплату сотрудникам штаба;
– подготовка квалифицированных кадров посредством тренингов и семинаров;
– обеспечение работы общественной приемной кандидата и телефона прямой линии штаба, куда избиратели могут обратиться по любым вопросам;
– разработка и постоянное обновление сайта кандидата;
– координация работы оперативных групп и наблюдателей за ходом голосования;
– работа пресс-центра и взаимодействие со СМИ.
При этом обязанности между членами штаба распределяются с учетом их рода деятельности, профессионального опыта и личного авторитета.
Руководство штаба
Начальником избирательного штаба, который руководит предвыборной кампанией кандидата, как правило, является опытный политтехнолог. Им может стать крупный чиновник, бизнесмен или сотрудник местной администрации. При особо масштабных кампаниях функции начальника штаба и руководителя избирательной кампании могут быть разделены.
В этом случае предвыборную кампанию в целом возглавляет авторитетный и опытный руководитель, хорошо знающий избирательное законодательство. Он осуществляет оперативное руководство и следит за тем, чтобы никто из команды не отходил от выработанной стратегии. Каждый член штаба обязан точно и своевременно выполнять решения руководителя избирательной кампании.
Начальник избирательного штаба, в свою очередь, осуществляет функцию главного администратора кампании, включая ее материально-техническое обеспечение. Он отвечает за целевое расходование средств и подчиняется непосредственно руководителю избирательной кампании. Он контролирует деятельность оперативных подразделений на территориях избирательных округов, распространение агитационных материалов, проведение телефонных опросов и телефонной агитации, связь с региональными штабами кампании.
Кроме того, основными фигурами избирательного штаба являются секретарь руководителя предвыборной кампании и начальника штаба, финансовый руководитель, руководитель информационно-аналитической группы, главный социолог и юристы.
Оперативные подразделения штаба
Юридическая группа изучает материалы наглядной агитации, тексты выступлений кандидата, теле- и видеороликов с точки зрения исполнения норм избирательного законодательства, защищает права и интересы кандидата при обращении в суд и др.
Аналитическая группа занимается мониторингом действий соперников по предвыборной гонке, контактирует со СМИ, выявляет слабые стороны кандидатов и вырабатывает методы противодействия «грязным» избирательным технологиям и акциям политических соперников.
Агитационно-рекламная группа разрабатывает план агитационно-пропагандистских мероприятий, организует митинги в поддержку кандидата, размещает в СМИ материалы, направленные против использования «грязных» избирательных технологий соперниками, распространяет агитационные материалы.
Группа координаторов готовит и инструктирует активистов и наблюдателей за ходом выборов, которые осуществляют обходы территории с целью выявления фактов расклейки листовок, появления граффити и т.п., порочащих кандидата, раздают агитационные брошюры и листовки избирателям.
Группа информационной безопасности противоборствует противоправным действиям политических оппонентов, проводит мероприятия по локализации резонанса ошибочных высказываний или действий кандидата.
Агитаторы и наблюдатели
Успех избирательной кампании во многом зависит от грамотного подбора агитаторов и их подготовки. Поэтому перед началом и в ходе предвыборной кампании специалисты, которые отвечают за организацию подготовки кадров, занимаются поиском сотрудников для предвыборного штаба во всех регионах страны – при помощи СМИ, социальных сетей и т.д.
Например, агитаторами чаще набирают пенсионеров или граждан средних лет, которые могут грамотно изложить свою точку зрения и рассказать о политической стратегии кандидата. А расклейкой рекламных листовок и пикетированием в местах голосования занимаются молодые мужчины.
Кроме того, в день голосования на избирательных участках также присутствуют добровольцы-наблюдатели от кандидатов-самовыдвиженцев или политических партий, которые имеют зарегистрированных кандидатов.
За свою деятельность работники предвыборного штаба получают вознаграждение из избирательного фонда кандидата, который формируется из собственных средств партии или кандидата, а также добровольных пожертвований граждан.
Избирательная кампания: взгляд изнутри. Джигурдянка штабная. Личный состав.
Следующий пост в серии посвящён, как видно из названия, избирательным штабам. Состав, имущество и тому подобные вещи*. При этом отмечу, что далеко не всем штабам присущи все описанные элементы. Это, так сказать, всё возможное, что может из себя представлять штаб.
Начальник штаба. Этот человек отвечает за успех кампании в целом, потому занимается постановкой задач и контролем по всем направлениям. Как любой начальник, пинает подчинённых или балду, в зависимости от напряженности кампании и подхода к делу. Начальник штаба зачастую ставится спонсором кампании кандидата и является к тому же человеком несколько посторонним для кандидата и привлекаемых лично кандидатом людей. Таким образом, начальник штаба является по-своему вышестоящим в том числе и по отношению к кандидату. По возможности стараются подобрать человека влиятельного и авторитетного, который имеет широкий круг знакомств в самых разных кругах и вхож в весьма различные организации и кабинеты. Как правило, только этот человек знает обо всём происходящем в кампании.
Политтехнолог. Человек, который создаёт смысл, наполнение избирательной кампании, и потому является «звездой» штаба. Он задаёт основные ориентиры (слоган, цвета, позиционирование кандидата), руководит наполнением агитационных материалов и определяет методы их распространения. Ключевая фигура в принятии решений о провокациях или ответах на провокации, о политике по написанию жалоб и многом другом. Отвечает за технологический успех кампании. Анализирует обстановку на округе до начала активной кампании, рекомендует проведение опросов и использование других инструментов мониторинга в процессе кампании.
Если политтехнолог работает в домашнем регионе, то он чаще всего приходит со своей «сеткой». Сеткой именуются команды агитаторов, распределённые по бригадам. Иногда туда же входят и силовики, но лично на моей памяти это было редким явлением. Агитаторы, входящие в сетку, выполняют весь основной массив полевой работы: разноска, расклейка и раздача агитации на пикетах и митингах. Кроме того, агитаторы выступают глазами и ушами штаба на улице. Выявляют незаконные действия оппонентов, да и вообще обо всех действиях докладывают, для чего даже опытные агитаторы проходят обучение в начале кампании. Эти же люди зачастую выступают и в роли наблюдателей в день голосования. Структура, глубина иерархии и размеры бригад сильно отличаются и от технолога к технологу, и от кампании к кампании. А вот личный состав обычно имеет более-менее однородную структуру. Так, один технолог плотно работает с учителями, которые весьма ценятся ввиду умения говорить с людьми (в т.ч. комфортно себя чувствуют в общении с незнакомцами), эрудированности, вежливости и стрессоустойчивости. Особенно учителя коррекционных заведений. Другой технолог делает ставку на студентов, т.к. молодежь радует глаз избирателя, активна, вынослива и дёшева. Однородность достигается в основном за счёт самовоспроизводства этих групп в их кругу общения.
Финансовый уполномоченный действует на основании нотариальной доверенности, регистрируется в избирательной комиссии и официально является вторым лицом после кандидата с точки зрения закона и документов.
Юрист. Вроде вашего покорного слуги, поэтому тут будет чуть подробнее. При обычном ведении кампании работы на первый взгляд у юриста не очень много. Она подразделяется на несколько основных этапов. Сначала подготовка базового комплекта документов штаба: создание всех возможных шаблонов документов, которые могут пригодиться за весь период кампании. Сюда относятся договоры аренды (помещения, транспорта, прочего имущества, услуги разного рода, изготовление/распространение агит.материалов), согласия (на использование высказываний и изображений, на обработку персональных данных, на размещение агитации), заявления (на регистрацию агит.продукции в избиркоме, на открытие/закрытие счета, на назначение представителя в избиркоме, проведение пикета или митинга, и т.д.) и ещё кое-что по мелочи. В принципе, у каждого работающего по выборам юриста есть специальная папочка на компе, где все эти вещи хранятся из кампании в кампанию. Поэтому перед началом очередной кампании вдумчиво курится каждый имеющийся файл и сверяется с новой редакцией законов о выборах (федерального и региональных). На это в моём случае обычно хватало 2-3 дней спокойной, не авральной, работы.
Следующим этапом является подготовка пакетов документов на выдвижение и регистрацию кандидата. Как по мне, самый нервный этап в этой работе. Дело в том, что требования к таким документам очень серьёзные, и выпускаемые избирательной комиссией «типовые формы» не всегда в помощь. Пара примеров такой сложности:
В принципе, эти вещи на поверхности, и нужно всего лишь следовать закону. Но нужна колоссальная внимательность к деталям.
2. Есть не менее чётко установленная форма сведений о доходах, имуществе и прочей джигурде кандидата и его близких родственников. Форма, даже в альбомном формате, весьма перегруженная и заполнять её не очень удобно. Поэтому в самую первую свою кампанию руководитель заставил меня заполнить её в более удобной и читаемой форме, разбив по смысловым блокам на отдельные таблицы и оформив уже в книжном формате. Лично я сдержанно возмущался и говорил, что это как-то не очень правильно, но меня таки заставили. В итоге на основании неправильности формы кандидата чуть не сняли (помогла сложившаяся в то время политическая ситуация), а меня чуть не уволили к фаллическим символам. Или к символическим фаллосам.
В общем, проблема этого этапа в том, что цена ошибки огромна, и любая запятая может решить, будет вообще кампания у этого кандидата или нет. И вполне естественно, что единожды ошибшись, можно ставить крест на своей карьере в направлении юриста избирательных кампаний. Оправдания в таких вопросах никого не интересуют. А уж если учесть, что в таких вопросах обычно пересекаются интересы весьма влиятельных людей. в общем, иногда и остальная карьера может пострадать. Никто не любит некомпетентных специалистов.
Напряжённым этот период может быть только в том случае, если штабом принято решение об использовании «тактики бультерьера». Такое решение может быть эффективно в том случае, если принимающий его кандидат имеет банально больше ресурсов, чем тот, против кого оно направлено. Смысл этой тактики в том, что на каждый чих оппонента пишутся жалобы во все инстанции. Делаешь фотку агитатора оппонента и пишешь жалобу о том, что этот гражданин или гражданка с виду похожа на несовершеннолетнюю (что законом запрещено). На каждый агит.материал пишешь жалобу о том, что он не зарегистрирован в избиркоме и его распространять нельзя. Лепишь трофейные агитки в запрещённых местах и подаёшь на это жалобы. Подаёшь в суд с требованием о запрете распространения тех или иных агит.материалов по надуманным причинам, или же об отмене регистрации кандидата (по тем же причинам).
Как пример. руководитель местного отделения партии может вдруг захотеть дать интервью телеканалу с восхвалением кандидата на фоне сделанной за спонсорские средства детской площадки с кучей детей и партийным плакатом на якобы случайном прохожем, стоящим неподалёку (в кадре). Тут нарушение на нарушении, но ещё попробуй от этого отговорить. Юрист в любом деле зачастую является врагом народа, т.к. соотносит хотелки с законом, и явно не в пользу хотелок. На выборах это особенно ярко видно.
Следующим, и обычно заключительным этапом, является подготовка дня голосования и его проведение. Сюда входит обучение наблюдателей с раздаточным материалом, подготовка бланков для назначения наблюдателем (решение о назначении + согласие от человека на назначение), и бланков жалоб на самые разные нарушения (обычно от 15 до 20 штук на человека, плюс 2-3 экземпляра общих бланков).
Сам юрист в день голосования состоит в группе реагирования на нарушения (уже обычно с доверенностью), мотается по участкам и организующей комиссии.
Психолог. Образ кандидата на выборах редко соотносится с его мнением о себе любимом. Поэтому большинство публичных мероприятий требует выхода кандидата за пределы своей зоны комфорта. Психолог работает в этом направлении и старается сделать это естественным.
Офисная фея. Название условное и совершенно не специфичное именно для избирательного штаба (наоборот, стараются назвать совершенно иначе). Человек, ответственный за обеспечение штаба всем необходимым: от еды и воды до ИБП или карт в нужном разрешении. Командует рядовыми общеспециальными работниками штаба. Отвечает за общий комфорт, что в условиях кампании весьма немаловажно ввиду общей нервозности.
Общеспециальные работники. Рабочие лошадки штаба. Составляют конкретные договоры (заполняют реквизиты, сроки и суммы), проверяют/заполняют любые входящие и исходящие документы штаба на предмет соответствия инструкциям юриста и технолога. Сидят на телефоне по вообще всем вопросам, обеспечивают взаимодействие всего штаба. Организуют агитаторов, принимают от них обратную связь, сообщают ответственным работникам о каждом вопросе, требующем их внимания. Нередко привлекаются к оформлению стола для основного состава штаба. Режут бутерброды, варят чай/кофе и прочими подобными вещами занимаются.
Учитывая, что на моём опыте эту категорию работников составляли барышни лет от 25 и до 40+, все с высшим образованием, весьма их уважаю. Пусть у нас и несколько разные роли в рамках кампании.
Командир силовиков. Тёмная личность, которая в штабе появляется нечасто. Лидер группы спортсменов или вроде того. Решают весьма специфичные задачи. Обычно это роль простых телохранов и лиц, отводящих квакеров от встреч с кандидатом. Но силовики ещё и агитку оппонента срезают частенько. Прикрывают своих агитаторов (по звонку приезжают на любую агрессию раньше полиции/милиции).
Вот, примерно так выглядит личный состав избирательного штаба кандидата на любых выборах.