Представьте себе что вы в течение года имели дополнительный заработок
Домашнее задание
«Сделайте свой выбор»
Раздаем каждому учащемуся по копии упражнения.
Упражнение «Сделайте свой выбор»
Представьте себе, что вы в течение года имели дополнительный заработок и вам удалось скопить круглую сумму в 1700 американских долларов (доллары используются вместо рублей для того, чтобы облегчить расчеты). Наконец, пришло время потратить эти деньги. У вас есть очень много желаний и потребностей. Их так много, что и 2000 долларов не хватит для удовлетворения даже самых заветных из них: купить себе хороший фотоаппарат и музыкальный центр; съездить отдохнуть и повидать дальние края; сделать подарки родителям. Когда вы пришли в магазины и турагентства, вы увидели, что ассортимент товаров и услуг очень широк. Например, вы можете приобрести дешевый фотоаппарат, но он выполняет слишком мало функций: не снимает на дальних расстояниях, а также в сумерках и в помещении и т. п. Вы можете купить полупрофессиональный фотоаппарат, со множеством функций (ведь фотосъемка — ваше хобби), но он стоит очень дорого. Таким образом, вам необходимо сделать выбор: какой именно набор благ следует приобрести, чтобы максимально удовлетворить ваши потребности в ситуации ограниченных денежных ресурсов (вы не можете выйти за пределы 1700 долларов). Данные о ценах на товары и услуги в зависимости от их качества приведены в таблице. Итак, сделайте свой выбор!
Вид товара или услуги, которые вы мечтаете приобрести
Цена товара или услуги в зависимости от его марки и качественных характеристик
Виды и приемы работы по обобщению материала
· Понятийное обобщение: выделение общих признаков; выделение существенных признаков; обобщение по противопоставлению.
· Обобщение на уровне понятий второго рода: объединение понятий; использование аналогий.
· Тематическое обобщение с использованием: одномерной классификации; двухмерной классификации (таблиц); многомерной классификации (описательной); матриц связей; структурно-логических схем. Кругооборот ресурсов, товаров и денег.
· Обобщения межтематические и межпредметные.
· Статистические обобщения с использованием: средних значений и других центральной тенденции; частот; ценки тесноты связи.
№ | Явления (понятия) | Свойства (признаки) 1 2 3 4 5 6 |
При проведении тематического обобщения стоит привести примеры с использованием одномерной классификации.
Упражнение: Какие события относятся к Микроэкономике, а какие к Макроэкономике.
Ниже приведены выдержки из российских газет. Выберите высказывания, относящиеся к микроэкономике, и впишите их номера в первый столбец Таблицы 1. Выберите высказывания, относящиеся к макроэкономике, впишите их во второй столбец Таблицы 1.
Микроэкономика | Макроэкономика |
№,№ | №,№ |
Упражнение “ Сделайте свой выбор”
Представьте себе, что вы в течение года имели дополнительный заработок, и вам удалось скопить круглую сумму в 1700 американских долларов. Наконец пришло время потратить эти деньги. У вас есть очень много желаний и потребностей. Их так много, что и 2000 долларов не хватит для удовлетворения их всех: и купить хороший фотоаппарат, и музыкальный центр, съездить отдохнуть и повидать дальние края; сделать подарок родителям. Таким образом, вам необходимо исследовать рынок товаров, туристических услуг, определить перечень товаров и их цены, заполнить данную таблицу и сделать выбор какой именно набор благ следует приобрести, чтобы максимально удовлетворить ваши потребности в ситуации ограниченных денежных ресурсов. Итак, сделайте свой выбор!
Упражнение «Сделайте свой выбор»
Представьте себе, что вы в течение года имели дополнительный заработок и вам удалось скопить круглую сумму в 1700 американских долларов (доллары используются вместо рублей для того, чтобы облегчить расчеты). Наконец, пришло время потратить эти деньги. У вас есть очень много желаний и потребностей. Их так много, что и 2000 долларов не хватит для удовлетворения даже самых заветных из них: купить себе хороший фотоаппарат и музыкальный центр; съездить отдохнуть и повидать дальние края; сделать подарки родителям. Когда вы пришли в магазины и турагентства, вы увидели, что ассортимент товаров и услуг очень широк. Например, вы можете приобрести дешевый фотоаппарат, но он выполняет слишком мало функций: не снимает на дальних расстояниях, а также в сумерках и в помещении и т. п. Вы можете купить полупрофессиональный фотоаппарат, со множеством функций (ведь фотосъемка — ваше хобби), но он стоит очень дорого. Таким образом, вам необходимо сделать выбор: какой именно набор благ следует приобрести, чтобы максимально удовлетворить ваши потребности в ситуации ограниченных денежных ресурсов (вы не можете выйти за пределы 1700 долларов). Данные о ценах на товары и услуги в зависимости от их качества приведены в таблице 1-2. Итак, сделайте свой выбор!
Таблица 1-2
P. S. Последовательность перечисления желаемых товаров не связана со степенью их желательности — определите сами свои приоритеты.
Переход к следующему уроку.Обсуждение со школьниками выполненного ими домашнего задания послужит удобным мостиком для перехода к проблематике 4-го урока. При обсуждении постарайтесь сосредоточить внимание учеников на двух моментах.
а) Наверняка им было не так просто сделать свой выбор. Представляют ли они теперь, как сложно обществу ежедневно решать проблему «что производить и в каком количестве». Именно поэтому данная проблема является основной проблемой экономики.
б) Безусловно, у разных ребят выбор окажется различным. Обратите их внимание на то, что выбор каждого из них одинаково хорош, эффективен и целесообразен с точки зрения экономиста, если все они при этом полностью израсходовали имеющиеся в распоряжении деньги. Каждый из них максимально удовлетворил свои потребности при наличии денежного ограничения, просто потребности и предпочтения у всех людей разные. Все учащиеся в этом смысле сделали одинаково эффективный выбор.
Закрепление материала
1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сделать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?
2. Почему труд и предпринимательский талант рассматриваются как два разных экономических ресурса, ведь предприниматель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затрачивает свой труд?
3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность экономических благ — это одно и то же?
4.Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», получая зарплату 300000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500 000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и поступила в Высшую школу экономики, справедливо оценив перспективы будущей профессии. Какова альтернативная стоимость ее выбора?
5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта — дело дорогостоящее. При наличии ограниченных денежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае может выступить в качестве альтернативной стоимости:
— затраты на посещение театров; — затраты на изучение японского языка; — затраты на еду и одежду; — затраты на занятия верховой ездой?
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Тема: « Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы»
Тема: « Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы»
Цели и задачи: понять, что безграничность материальных потребностей в условиях ограниченности материальных ресурсов ставит перед любым обществом проблему выбора.
2. Выпишите в тетрадь основные жизненные потребности людей
3. Смогло ли человеческое общество решить проблему их удовлетворения?
4. Изучите пирамиду потребностей по Маслоу ( рис.1-4 стр.21).
5. Используя текст учебника стр.22 ответьте, почему человечество не может удовлетворить все свои потребности.
6. Сформулируйте главную экономическую проблему общества.
7. Какие блага обладают неограниченностью?
8. С чем связана ограниченность труда, как фактора производства?
9. С чем связана ограниченность земли, как фактора производства?
10. С чем связана ограниченность капитала, как фактора производства?
1. Внимательно изучите юридические права собственников ( стр. 24).
2. К чему ведет нарушение прав собственников?
3. Составьте в тетради таблицу: «Виды собственности»
По форме присвоения
По субъектам и объектам
6. Чем становится собственность факторов производства? Запишите понятие в тетрадь.
8. Что такое « прибыль»?
9. Какой доход называется «процентом»?
1. В чем выражае6тся противоречие между ограниченностью ресурсов и потребностями людей?
2. Являются ли понятия «альтернативные издержки», «упущенная выгода», «альтернативная стоимость» синонимами?
3. Внимательно изучите текст параграфа стр.28.
1. Запишите в тетрадь три главных вопроса экономики.
2. Какими способами человечество пыталось ответить на эти вопросы?
3. Выпишите в тетрадь Первый рецепт экономического благоразумия. Обведите его в рамку и руководствуйтесь им в своей будущей деятельности.
Ответьте на вопрос: у мистера Х возникла насущная потребность в удалении аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сделать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер Х заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны ли Вы с мистером Х? Почему труд и предпринимательский талант рассматриваются как два разных экономических ресурса, ведь предприниматель так же, как и маляр, учитель, металлург или инженер, затрачивает свой труд? Можно ли считать, что бедность и ограниченность экономических благ – это одно и то же? Надя Иванова после окончания ср. школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», получая зарплату 3000 руб. в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 4000 руб. в м. или продавцом, имея доход 5000 руб. в м. Однако Надя решила стать студенткой и поступила в Высшую школу экономики, справедливо оценив перспективы будущей профессии. Какова альтернативная стоимость ее выбора? Петя Сидоров решил заняться теннисом. Посещение корта – дело дорогостоящее. При наличии ограниченных денежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае может выступить в качестве альтернативной стоимости:
— затраты на посещение театров;
— затраты на изучение японского языка;
— затраты на еду и одежду;
-затраты на занятия верховой ездой.
6. Упражнение «Сделайте свой выбор»
Представьте себе, что Вы в течение года имели дополнительный заработок и Вам удалось скопить сумму в 1700 американских долларов. Наконец, пришло время потратить эти деньги Вам необходимо сделать выбор, какой именно набор благ следует приобрести, чтобы максимально удовлетворить Ваши потребности в ситуации ограниченности денежных ресурсов.
Вид товара или услуги, которые Вы мечтаете приобрести
Цена товара или услуги в зависимости от его марки и качественных характеристик
Упражнение «Сделайте свой выбор»
Представьте себе, что вы в течение года имели дополнительный заработок и вам удалось скопить круглую сумму в 1700 американских долларов (доллары используются вместо рублей для того, чтобы облегчить расчеты). Наконец, пришло время потратить эти деньги. У вас есть очень много желаний и потребностей. Их так много, что и 2000 долларов не хватит для удовлетворения даже самых заветных из них: купить себе хороший фотоаппарат и музыкальный центр; съездить отдохнуть и повидать дальние края; сделать подарки родителям. Когда вы пришли в магазины и турагентства, вы увидели, что ассортимент товаров и услуг очень широк. Например, вы можете приобрести дешевый фотоаппарат, но он выполняет слишком мало функций: не снимает на дальних расстояниях, а также в сумерках и в помещении и т. п. Вы можете купить полупрофессиональный фотоаппарат, со множеством функций (ведь фотосъемка — ваше хобби), но он стоит очень дорого. Таким образом, вам необходимо сделать выбор: какой именно набор благ следует приобрести, чтобы максимально удовлетворить ваши потребности в ситуации ограниченных денежных ресурсов (вы не можете выйти за пределы 1700 долларов). Данные о ценах на товары и услуги в зависимости от их качества приведены в таблице 1-2. Итак, сделайте свой выбор!
P. S. Последовательность перечисления желаемых товаров не связана со степенью их желательности — определите сами свои приоритеты.
Переход к следующему уроку.Обсуждение со школьниками выполненного ими домашнего задания послужит удобным мостиком для перехода к проблематике 4-го урока. При обсуждении постарайтесь сосредоточить внимание учеников на двух моментах.
а) Наверняка им было не так просто сделать свой выбор. Представляют ли они теперь, как сложно обществу ежедневно решать проблему «что производить и в каком количестве». Именно поэтому данная проблема является основной проблемой экономики.
б) Безусловно, у разных ребят выбор окажется различным. Обратите их внимание на то, что выбор каждого из них одинаково хорош, эффективен и целесообразен с точки зрения экономиста, если все они при этом полностью израсходовали имеющиеся в распоряжении деньги. Каждый из них максимально удовлетворил свои потребности при наличии денежного ограничения, просто потребности и предпочтения у всех людей разные. Все учащиеся в этом смысле сделали одинаково эффективный выбор.
1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сделать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?
2. Почему труд и предпринимательский талант рассматриваются как два разных экономических ресурса, ведь предприниматель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затрачивает свой труд?
3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность экономических благ — это одно и то же?
4.Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», получая зарплату 300000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500 000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и поступила в Высшую школу экономики, справедливо оценив перспективы будущей профессии. Какова альтернативная стоимость ее выбора?
5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта — дело дорогостоящее. При наличии ограниченных денежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае может выступить в качестве альтернативной стоимости:
— затраты на посещение театров; — затраты на изучение японского языка; — затраты на еду и одежду; — затраты на занятия верховой ездой?