Представьте себе что вы пропустили занятия в школе и вам необходимо
Тренинг для преподавателей «Педагогические ситуации»
Министерство образования Калининградской области
государственное автономное учреждение
профессиональная образовательная организация
Колледж сервиса и туризма
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Колганова Анна Алексеевна
методист ГАУ КО ПОО КСТ
Тренинг для педагогов «Педагогические ситуации»
Так, перед нами встает задача – пробудить в каждом педагоге желание овладеть способами осознания и осмысления своего внутреннего мира, формирования образа Я, повышения уровня эмоциональной культуры, культуры мышления и педагогического общения – всего того, что составляет основу профессионально-личностного роста гуманистически ориентированного педагога.Психолого-педагогический тренинг – один из интенсивных способов самосовершенствования. Он позволяет повысить свою познавательную активность, овладеть необходимыми практическими знаниями.
Формировать педагогическую наблюдательность, умение видеть и слышать студента, творчески решать педагогические ситуации.
Развивать исследовательские умения, творческое воображение, чувственный опыт, самопознание.
Развивать способность быстрого решения сложной ситуации, остроту ума, творчества, уверенность в себе, речевое общение.
Принципы тренинга (заранее фиксируются на доске):
Принцип активности: образ мышления участников меняется, когда они проходят через опыт. Например, человек считал, что рисковать нельзя, а в игре — попробовал рисковать и понял, что именно оправданный риск приносит результаты. Тогда он и в жизни может позволить себе начать рисковать, учитывая те же факторы, что и в игре.
Принцип исследовательской и творческой позиции: в игре участники могут через ситуации, которые создаются в процессе игры, попробовать новые способы поведения и оценить, какие результаты такое поведение дает.
Принцип объективизации (осознания) поведения: Каждый участник должен не просто играть, а оценивать свое поведение. Игра позволяет посмотреть на свое поведение как бы со стороны, а также получить обратную связь со стороны других игроков и ведущего.
Принцип партнерского общения: в процессе игры важно, чтобы участники чувствовали, что их интересы учтены, что им уделяется достаточно внимания и уважения.
Принцип «здесь и теперь»: важно не то, что происходило до или после игры, важны те чувства и переживания, тот опыт, который человек приобретает в течение игры.
Материалы и оборудование:
Листы ватмана, небольшие листы бумаги на каждого участника, методика «Педагогические ситуации» на каждого участника, таблички с мини кейсами, цветные маркеры и карандаши, презентация, видеоролик «Происхождение», листочки для рефлексии.
Упражнение «Коллективное фото»
Цель – первичное сближение в группе, принятие друг друга в роли участников тренинга, активизация такого компонента социальной компетентности, как базовые ценности.
Материалы – небольшие листы бумаги для каждого участника, цветные маркеры.
Задание участникам : все члены группы одновременно должны изображать на листах свое представление о жизни и себя в этой жизни, возможно использование различных символов, схем, знаков и др.
После выполнения, полученные изображения демонстрируются всем присутствующим, и каждый участник получает слово для комментария своего рисунка. Все рисунки приклеиваются на подготовленный ватман. Общий коллаж оценивается всеми участниками: рефлексия, обратная связь (понравился / не понравился, с чем согласны / с чем не согласны….)
Время выполнения задания – 5-7 минут.
Ведущий – задает вопросы и подводит итог: Что между нами общего? Чем мы похожи? Что в нас различного? Какое было самочувствие при выполнении заданий?
2.Методика «Педагогические ситуации»
Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению.
Вы приступили к проведению урока, все студенты успокоились, настала тишина, и вдруг в аудитории кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели настудента, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.
2. «А что тебе смешно?»
5. «Люблю веселых людей».
6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».
В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, студент заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».
1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».
2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».
3. «Может быть, тебе лучше перейти в другую группу или учиться у другого преподавателя?»
4. «Тебе просто не хочется учиться».
5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».
Педагог дает студенту задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция педагога?
1. «Не хочешь — заставим!»
2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»
3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».
4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»
5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»
6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».
Студент разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит педагогу: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в группе?» — Что должен на это ему ответить педагог?
1. «Если честно сказать — сомневаюсь».
2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
4. «Почему ты сомневаешься в себе?»
5. «Давай поговорим и выясним проблемы».
6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».
Студент говорит педагогу: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?
2. «В следующий раз тебе придется прийти в колледж с родителями».
3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».
4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить колледж?»
6. «А что ты собираешься делать дальше?»
7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в колледже».
8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в колледже. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».
Студент, увидев педагога, когда тот вошел в аудиторию, говорит ему:
«Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это должен отреагировать педагог?
1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».
2. «Да, я плохо себя чувствую».
3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».
4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».
5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».
6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»
«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит студент педагогу и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен отреагировать педагог?
1. «Перестань говорить глупости!»
2. «Ничего себе, додумался!»
3. «Может быть, тебе найти другого педагога?»
4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»
5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»
6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»
Студент говорит педагогу, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика педагога?
1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».
2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»
3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».
5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».
В ответ на соответствующее замечание педагога студент говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». — Что должен ответить ему на это педагог?
1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».
2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».
3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».
4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».
5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».
6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».
Студент говорит педагогу: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать педагогу?
2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»
5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»
Студент в разговоре с педагогом говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить педагог на такую просьбу студента?
1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»
2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»
3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных студентов?»
5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других студентв, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»
6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»
Студент, выразив педагогу свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что должен на это ответить педагог?
1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».
2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».
3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».
4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».
5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».
6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».
Студент говорит педагогу: «Мне не нравится то, что вы говорите на занятиях». — Каким должен быть ответ педагога?
2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».
3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».
5. «А что ты сам любишь и готов говорить?»
6. «На вкус и цвет товарища нет».
7. «Как ты думаешь, почему я это говорю?»
Студент, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по группе, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать педагог?
2. «Никуда не денешься, все равно придется».
3. «Это глупо с твоей стороны».
4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
6. «Я думаю, что ты не прав».
Оценка результатов и выводы
Каждый ответ испытуемого — выбор им того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей таблице. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, а справа сверху также по порядку их следования представлены альтернативные ответы на эти ситуации. В самой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различные варианты ответов на разные педагогические ситуации.
Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации
Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.
Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми. Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности считаются среднеразвитыми. И, наконец, если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые.
А вс какими педагогическими ситуациями встречались вы? Как их разрешали?
Время выполнения задания 10 минут
Необходимо разделиться на подгруппы по 5-6 человек.
Время выполнения задания – 5-7 минут.
Вопросы педагогам после выполнения задания: Удовлетворены ли вы результатом? Вас поняли? Оцените свой вклад в общую картину?
Рефлексия-вывод: большинству из вас хотелось, чтобы ваш рисунок был лучше, оригинальнее. Что этому мешало?
Каждой микро группе предлагается по одному кейсу, которые они должны обсудить и прийти к общему решению. По итогам обсуждения выбирается один представитель от каждой микро группы презентует свой вариант решения педагогической ситуации.
Время выполнения задания – 15 минут
“ Представьте себе, что вы классный руководитель. Ваши студенты ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в группу и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание.»
Что Вы будет делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.
Возможный вариант решения кейса:
Дается конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Типа: «Я постараюсь выяснить, почему возникла такая ситуация, скажу, что рада тому, что группа у нас дружная, но подверженность всех «стадному чувству» меня огорчает, любой поступок имеет последствия, их надо прогнозировать и принимать решения исходя из предполагаемых последствий», «Скажу, что дело уже сделано и, конечно, можно много возмущаться и искать зачинщиков, но теперь скорее надо думать, как исправлять ситуацию». Это позволит избежать ненужного сопротивления и противостояния. «Подчеркну, что любое несоблюдение правил и норм приводит к трудностям, что таким необдуманным шагом они испортили свои отношения с педагогами и что об этом тоже надо думать». Обязательно предложу выработать совместное решение по разрешению сложившейся ситуации. Это будет способствовать дальнейшему сплочению коллектива и развитию навыков разрешения (в том числе совместного) сложных социальных ситуаций. Обсуждение можно провести в форме мозгового штурма. В качестве одного из способов предложу выбрать делегатов, которые пойдут договариваться к преподавателю об отработке сорванного урока. Поддержу другие способы разрешения ситуациипредложенные студентами, так как в этом случае повышаются шансы на их реализацию.
7. Педагог обращается к обучающемуся, который крутит в руках телефон: «Убери, пожалуйста, телефон или выключи его!»
Обучающийся: «Я не могу. Я в «аське» сижу. Я вообще никогда с ним не расстаюсь и не выключаю, я и сплю с ним…».
Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и
др.) в данной ситуации и почему?
Возможныйвариант решения кейса:
Думаю в данном случае, необходимо с первого урока (или именно с этого случая) определить свод правил (делает преподаватель-предметник, не обязательно классный руководитель), которые обязан выполнять каждый студент данной группы. Например:
На уроки не опаздываем. А если опоздал, то… (какое-то наказание, которое студенты сами выбирают на классном часе).
Сотовыми на уроке не пользуемся. А если взял на уроке телефон, то…
И так далее. Но в данном случае необходимо продолжить урок. Думаю, преподавателю надо сказать так: «Илья (или как зовут студента), давай договоримся. Ты сейчас уберешь телефон, так как мне надо продолжить новую тему, на следующем уроке ты будешь вместе со всеми писать по ней контрольную, и я не думаю, что ты напишешь на 5-ть, если ты сейчас ее прослушаешь. А мне бы очень хотелось, чтобы у тебя была отличная оценка по моему предмету, да и твоим родителям было бы очень приятно видеть тебя счастливым. А ты как считаешь?»
Несколько студентов опоздали на урок на 15 минут.
Педагог спрашивает: «Почему вы опаздываете?»
Обучающиеся (дожевывая на ходу булочки): «А мы в столовой были».
Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и
др.) в данной ситуации и почему?
Возможный вариант решения кейса:
Тоже выходов и подходов много.
1) « Мне не очень приятно, что вы опаздываете на мой урок. Давайте так. Вы дожуйте, пожалуйста, пирожок в коридоре, а потом зайдете. Но пусть это будет первый и последний раз. Договорились?».
Несколько студентов играют на уроке в «Морской бой». В ответ на замечание педагога говорят: «Ваш предмет нам вообще не нужен. Он в жизни не пригодится».
Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и
др.) в данной ситуации и почему?
Возможный вариант решения кейса:
Так как это сказано на всю аудиторию, необходимо пожертвовать временем от урока. Думаю, студенты будут ждать, как отреагирует педагог, на это оскорбление, унижение, ненужность этого предмета. Продолжать урок бессмысленно, так как без ответа такие высказывания оставлять нельзя, потому что ситуация на этом уроке будет только ухудшаться.
— Кто еще так думает?
Студенты еще подняли руки.
— А хотите с вами договоримся, если я вам сейчас ДОКАЖУ, что этот предмет Вам необходим, пусть по этому предмету и нет экзаменов, но он дает нечто большее чем просто необходимость изучать те предметы, которые считаются обязательными. То я больше не увижу тех, кто играет в «Морской бой», сидит в «аське» и не опаздывает из столовой. Ну, как Вам договор? Слушаю Вас, согласны?»
Важно помнить о том, что все эти ситуации видят одногруппники. И чтобы они не повторялись, чтобы студенты не думали «им можно, а нам, что мы хуже…» Надо ее разрешить один раз, без повторений (во всяком случае, очень бы хотелось).
Да и договорная основа между педагогом и студентом очень действенна.
А такие фразы, как : «Я вас учу, вы должны и обязаны слушать, и мне все равно хотите вы или нет! Завтра с родителями!»
Если ЛЮБИШЬ детей, решить СМОЖЕШЬ любую ситуацию.
Участникам тренинга предлагаются различные проблемные ситуации. Используя метод мозгового штурма участники предлагают возможные эффективные варианты решения педагогических ситуаций.
1. Студентка отказалась участвовать в субботнике. Сказала, что она учится игре на фортепиано и может испортить кисти рук.
2. Вы ведёте урок. Один из студентов включил музыку, явно провоцируя Вас и демонстрируя непослушание.
3. Вы ведёте урок. Один из студентов принёс в колледж мышь и на уроке выпустил её между рядами. Девочки с визгом начали запрыгивать на стулья и столы, юноши оживились и громко засмеялись.
Предложенные педагогами ответы:
1. По поводу уборки — всегда есть работа, которая не испортит кисти рук, может пыль протереть. Найти работу можно, чтобы от коллектива не оторвалась.
2. Надо разобраться что случилось.
3. Потребовать выключить, а дальше по обстоятельствам. Можно и к ответу (по теме) призвать — хотел обратить внимание — получи задание, с последующей отметкой и шутливым комментарием про удачное музыкальное сопровождение и т.д.
4. На мышей и прочее — тренировать волю и быть готовым к подобному. А значит — реагировать спокойно. Что ж ты домашних животных распустил — давай лови, нам тут не до них.
Время выполнения задания – 5 минут.
6. Упражнение «Открытая трибуна».
Что бы я сказал, если бы я был:
работником методического отдела
Время выполнения задания – 5 минут.
Оцените по пятибалльной шкале достижение главных целей нашего тренинга:
Оценка в баллах (по пятибалльной шкале)
Творческое решение педагогических ситуаций
Формирование своего чувственного опыта и самопознания
Развитие способности быстрого решения сложных ситуаций, остроты ума, уверенности в себе, речевого общения
Воспитание педагогической наблюдательности
8.Просмотр анимационного видеоролика «Происхождение»- 5 минут.
Права родителей в школе
В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.
Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.
Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.
Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Право выбирать школу, форму обучения и язык
Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.
Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.
Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.
Как реализовать. По закону у каждой школы есть официальный сайт. Там обязательно будет раздел «Сведения об образовательной организации» с информацией об учебных программах, языках, основных предметах, свободных местах для приема и даже полный список учителей с их образованием и стажем. Изучите сайты тех школ, которые вам интересны и подходят по отзывам, расположению и программе. Подайте заявление в ту школу, куда хотите отдать ребенка.
Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.
Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.
Право не платить за то, что должно быть бесплатным
Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.
Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.
Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.
Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.
Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.