Представьте себе что изобретены фантастические приборы с необычными функциями электрическая машинка

Но по тайной программе природы

Под пилой погибают леса

Как такое могло сотвориться

Что дивлюсь я, любуясь на них.

Всего:0,1б·6=0,6б.

Всего:0,5 б·8 =4б.

За каждую ошибку в транскрипции снимается 0,1 б.

Итого:3 б +0,6 б + 4 6 = 7,6 б.

Ответ:

Есть такие прекрасные лица,

Как такое могло сотвориться

Из обычных молекул земных. (!)(?)

У истоков отравлены воды.

Но по тайной программе природы

Расцветает людская краса.

*В скобках указан пунктуационный знак, допустимый на месте знака препинания в оригинальном тексте.

В качестве правильного варианта может засчитываться знак как знаменателя, так и числителя.

Задание 3.

Представьте себе, что изобретены фантастические приборы с необычными функциями: электрическая машинка для вытаскивания изюма из булочек, очки для любителей зимы, через которые всё кажется белым, и устройство, переворачивающее листы при чтении книги. Придумайте для каждого название (названия), состоящее из одного слова. Как образовано каждое из этих названий? Проведите их словообразовательный анализ и назовите способ словообразования.

б) изюмовытаскиватель «- изюм + вытаскивать (сложение основ + суффиксация).

Ориентировочные ответы:

1. изюмовытаскиватель, изюмоизвлекатель и под.

2. зимногляды, белоочи и под.

3. листопереворачиватель, листопереворотник и под.

Задание 4.

Ответ:

Задание 5.

Итого: 3 б.

Ответ:

1. Школьник ошибся в написании слова красавица.

Задание 6.

Прочитайте предложения, взятые из произведений русской классики, и ответьте на приведённые ниже вопросы, используя современную метрическую систему.

1. Пётр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь, под самую косточку, в глубину на полтора вершка. (Пушкин). 2. Дитя молодое, проехало столько пути, утомилось (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом). (Гоголь). 3. Тарас вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст. (Гоголь). 4. Такого городничего никогда ещё государь, не было. Придет в лавку и, что ни попадет, всё берёт. Сукна увидит штуку, говорит: «Э, милый, это хорошее суконцо: снеси-ка его ко мне». Ну и несёшь, а в штуке-то будет без мала аршин пятьдесят. (Гоголь). Вопросы:

1. Насколько глубока была рана Гринева?

2. Какого роста было «дитя» в повести Гоголя?

3. Каков вес Тараса Бульбы?

4. Сколько сукна вынес городничий?

Ответ на какие вопросы (укажите их номер) может вызвать сомнения в достоверности описываемого? Как можно объяснить такого рода недостоверность в текстах классиков?

Всего: 13б·4 =6б.

Всего: 3 б. Итого: 9 б.

* Ответ может быть засчитан как правильный и в том случае, если верно указано только целое число.

II. Сомнения в достоверности описываемого могут вызвать ответы на вопросы 2 и 3. Классики, описывая героев, использовали художественный приём преувеличения (гиперболизации).

Н.В. Гоголь в одном случае прибегал к нему, чтобы создать образ героя-богатыря Тараса Бульбы, подчеркнуть его мощь и силу, в другом использовал этот приём как средство иронии или насмешки над утомившимся, по мнению матери, в пути двадцатилетним, двухметрового роста «дитятей».

Задание 7.

Различаете ли вы орфографические и грамматические ошибки? Найдите и классифицируйте (назовите и опишите) и те, и другие.

Хотя ноги у птиц более тоньше и по этому оддают в воду немного тепла, всё-же,

поджав одну ногу, какое-то тепло удаёться съэкономить.

1. Верно найденная и исправленная ошибка — до 0,5 б. Всего: 0,5 б·7= 3,5 б

Итого: 10,5 б.

Ответ:

2. Поджав одну ногу, какое-то тепло удаёться съэкономить — грамматическая (синтаксическая) ошибка, допущенная при употреблении деепричастного оборота, называющего действие, субъект которого не соотносится с безличным сказуемым. Верно: Если птица подожмёт одну ногу, то ей удастся сэкономить какое-то тепло или Поджав одну ногу, птица сможет сэкономить (сэкономит) какое-то тепло.

Задание 8.

Угадайте пословицу или поговорку по вопросу, характеристике.

1. Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц?

2. Как зовут пастуха, который предпочитает пасти стадо на самых отдалённых пастбищах?

3. Какое животное даёт наименьшее количество шерсти и отрицательно влияет на собратьев по стаду?

4. Наиболее совместимые блюдо и приправа к нему.

5. Музыкальный инструмент, танцевать под который лучше, если он находится в вашей личной собственности.

Количество баллов—

Итого-5 б.

Ответ:

1. Соловья баснями не кормят.

2. Куда Макар телят не гонял.

3. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

4. Каши маслом не испортишь.

5. Плясать (танцевать) под чужую дудку.

Задание 9.

В стихотворении М. Дудина, посвящённом А. А. Ахматовой, есть такие строки: Летят года, как междометья,

Как паутина на стерне.

Почему, по-вашему, автор для сравнения с летящими годами выбрал именно междометия (не предлоги или союзы) и паутину на стерне? Есть ли основание для такого сравнения? Приведите пример междометий.

Количество баллов-

2. Пример междометий—до 1 б.

Ответ:

возгласу, вскрику, вдоху.

Таким образом, подобное сравнение создает образ быстротечного, неуловимого, неостановимого времени, его хрупкость и невозвратимость.

Задание 10.

Надеемся, что вам известна знаменитая фраза «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка». Кто её автор? Сделайте синтаксический разбор этого предложения и определите, какой частью речи являются входящие в него слова.

• Используя этот вымышленный «глокий язык», придумайте свой рассказ (не более 10 предложений) о «куздре».

• Отметьте в вашем тексте по одному слову, относящемуся к тем частям речи, которые вы определили в данном предложении.

• Сгруппируйте все употреблённые вами однокоренные слова и выделите в них словообразовательные элементы (суффикс, приставка).

• Какие слова в вашем рассказе передают то или иное настроение?

Количество баллов-

2. Определение частеречной принадлежности слова — 0,1 б.

Всего:0,1 б8 =0,8б

3. В придуманном рассказе оценивается

Повторяющиеся единицы не учитываются;

Ответ:

1. прил. сущ. нар. глаг. сущ. союз глаг. сущ.

2. Сочинённый рассказ.

5. Указаны слова, передающие настроение.

За каждую ошибку в транскрипции снимается 0,1 б. Итого:3 б +0,6 6 + 4 6 = 7,6 б.

Ответ:

Как такое могло сотвориться Из обычных молекул земных. (!)(?)

У истоков отравлены воды.

Но по тайной программе природы

Расцветает людская краса.

*В скобках указан пунктуационный знак, допустимый на месте знака препинания в оригинальном тексте.

В качестве правильного варианта может засчитываться знак как знаменателя, так и числителя.

Задание 3.

Представьте себе, что изобретены фантастические приборы с необычными функциями:

электрическая машинка для вытаскивания изюма из булочек, очки для любителей зимы,

через которые всё кажется белым, и устройство, переворачивающее листы при чтении

книги. Придумайте для каждого название (названия), состоящее из одного слова. Как

образовано каждое из этих названий? Проведите их словообразовательный анализ и

назовите способ словообразования.

словообразовательном анализе, а также за пропущенное звено этого анализа снимается 0,2

«схематичный». Например: а) слово » » образовано от слова » «путем. при помощи

б) изюмовытаскиватель «- изюм + вытаскивать (сложение основ + суффиксация).

Ориентировочные ответы:

1. изюмовытаскиватель, изюмоизвлекатель и под.

2. зимногляды, белоочи и под.

3. листопереворачиватель, листопереворотник и под.

Источник

Олимпиада по русскому языку для 10 класса

Предметная олимпиада по русскому языку 10 класс.

Проанализируйте ряды, состоящие из четырёх элементов, и найдите лишний

элемент, то есть тот, у которого нет качества, общего для остальных.

Объясните, почему именно это слово является лишним.

1) квакать, звенеть, кукарекать, крик

2) норка, ключ, тропа, коса

3) ночь, брошь, рожь, мышь

4) пароход, парной, парик, парник

5) ворота, чернила, здания, ножницы

Примечание : фонетические характеристики слов не должны учитываться.

моше…ник, труже…ник, муче…ник, племя…ник, бесприда…ница.

В каких словах пропущена буква нн?

Замените предложенные слова фразеологическими синонимами.

Как называются жители следующих городов:

Балашиха, Видное, Дубна, Зарайск, Клин, Луховицы, Подольск, Люберцы, Реутово, Химки, Руза, Шатура, Архангельск.

Сколько звуков [ с] в предложении:

Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?

Свой ответ аргументируйте.

Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания:

В) Рыбачий – рабочий

Подберите к каждому слову сначала синоним, затем антоним.

Здоровье, богатый, грязный.

Один школьник написал: «Береза красавится». Какую ошибку он допустил?

Что спровоцировало эту ошибку? Исправьте допущенную ошибку и

попытайтесь сформулировать рекомендации (правила), которые помогут

избежать подобных ошибок.

Определите, к какой части речи относятся выделенные слова?

Это предположение вероятно.

Этот пример решен верно.

На пример руководителя аспирант решил не ссылаться.

В современном русском языке известно слово «витать», то есть «двигаться, носиться в вышине».

Витать в облаках (также перен.: предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности).

Витать в мире мечтаний (перен.).

Но, как вы видите, все значения данного слова – переносные. Каково прямое значение слова «витать»?

Прочитайте предложение. Ответьте на вопросы.

«Летось погода дивная живет: дождь летит, бог стрелы пущает и гром…» (Северное наречие, северо-восточная диалектная зона).

А) Почему погода названа «дивной», если дождь, гроза, гром?

Б) Почему дождь «летит», а не «идет»?

Правописание каких слов можно проверить, если знаешь, что в древнерусском языке были такие слова, как: баять – говорить ; иждити – жизнь проживаешь, изжить; пехом – пешком; корный – короткий; гомон – шум; цеп – палка.

В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» председатель Старкомхоза Гаврилин на торжественном митинге по случаю открытия старгородского трамвая говорит:

Опираясь на анализ грамматических форм и семантических ассоциаций, переведите на современный русский язык высказывания и дайте им толкование:

А) Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость.

Б) Уничижение паче гордости.

Где город, а где фамилия? Свой ответ аргументируйте.

с Пушкином – с Пушкиным, со Львовом – со Львовым, над Бородином – над Бородиным.

На основе данного текста составьте синтаксически антони-
мичный текст.

Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, искрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет тепло­ход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа.

Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину.

И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось вот-вот поймешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постиг нешь вечную загадку бытия.

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» старуха Хлестова говорит о Чацком: « Чай, пил не по летам» (действие III, явление 21). Однако в одном из изданий книги в этом предложении была до­пущена опечатка пунктуационного характера. И ученик, который отсутствовал на уроке и к которому попала эта книга с опечаткой, спросил учителя: «Что же предосудительного в том, что Чацкий пил много чаю?» Какая опечатка была допущена в книге? Какой смысл имеет реплика Хлестовой?

Соберите «рассыпанные» части предложения так, чтобы по-
лучилось два сложных предложения.

. примерно сорок этажей. которые были замечательными инженерами. Высота самой большой пирамиды. древние египтя­не. которую называют пирамидой Хеопса. создатели огромных пирамид.

Представьте себе, что изобретены фантастические приборы с необычными

функциями: электрическая машинка для вытаскивания изюма из булочек,

очки для любителей зимы, через которые всё кажется белым, и устройство,

переворачивающее листы при чтении книги. Придумайте для каждого

название (названия), состоящее из одного слова. Как образовано каждое из

этих названий? Проведите их словообразовательный анализ и назовите

Угадайте пословицу или поговорку по вопросу, характеристике.

1. Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц?

2. Как зовут пастуха, который предпочитает пасти стадо на самых отдалённых пастбищах?

3. Какое животное даёт наименьшее количество шерсти и отрицательно влияет на собратьев по стаду?

4. Наиболее совместимые блюдо и приправа к нему.

5. Музыкальный инструмент, танцевать под который лучше, если он находится в вашей личной собственности.

Известно, что русский алфавит восходит к греческому. Вплоть до начала XVIII века в русском алфавите, как и в греческом, буквы имели не только звуковое, но и числовое значение, например: В ‘2’, Г ‘3’, Д ‘4’, К ’20’, Л ’30’, М ’40’.Почему третья буква русского алфавита имела значение ‘2’, а не ‘3’?

Ответы и критерии оценки.

1) крик (сущ.); остальные глаголы

2) тропа; остальные имеют омонимы

3) рожь; остальные имеют формы и ед., и мн.ч.

5) здания; остальные не имеют формы ед.ч.

Ответ : Моше нн ик, племя нн ик, бесприда нн ица.

Обмануть. Водить за нос, оставлять с носом, оставить ни с чем и т.д.

Количество баллов – 1 б

Ответ: [С]коро мы [з] друзьями будем ра[ш ]ифровывать [с]тарые рукопи[с]и.

Звук [с ] повторяется в предложении два раза: в словах «скоро» и «старые».

Звук в предлоге с перед звонким д (с друзьми) обозначает звук [з]. В слове «расшифровывать» мы слышим долгий звук [ш ], который образовался в результате соединения звуков [с ] и [ш ], а в слове «рукописи» звук [с ] мягкий.

Количество баллов – 1 б

Ответ: Г). В слове лисий и лекторий нулевое окончание.

В) Рыбачий –рабоч ий (В слове рыбачий – нулевое окончание, в слове рабочий – ий).

Ответ : Здоровье – сила – слабость.

Богатый – зажиточный – бедный.

Грязный – чумазый – чистый.

1. Школьник ошибся в написании слова красавица.

Ответ : 1. Глагол 2. Имя прилагательное 3. Имя существительное 4. Наречие 5. Имя существительное.

Количество баллов – 3 б

Ответ: Витать – жить, пребывать. ОБВитати – утрата корневого В – обитати. Витать – обитать – витальница (комната для жилья) – родственные слова.

Ответ: Обаяние, иждивенец, пехота, обкорнать, неугомонный, отцепить, цеплять.

Ответ : Слово депо в литературном языке не склоняется, так что первое подчёркнутое место требует исправления: из депо. Предлог благодаря требует дательного, а не родительного падежа, поэтому исправляем и второе, и третье подчёркнутые места: благодаря кому, благодаря всем рабочим. А вот в четвёртом месте все верно: употреблён фразеологизм [делать что-л.] не за страх, а за совесть ‘хорошо, добро­совестно’. Кстати, существует и синонимичный ему фразеологизм на совесть.

аще – старославянизм, означает: «если», «ежели», «коли», «а когда»;

Уничижение – излишнее (или нарочитое) смирение; паче – старосл., сравнительная степень от пакъ – «опять, обратно, ещё».

Количество баллов – 1 б

Количество баллов – 3 б

Стояла ночь, и впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он манил и звал, серебрясь и фосфорно зеленея; искрясь, извиваясь змейкой, прыгая головастиком и убегая шуст­рой ящеркой, блик лунного света сулил знание неразгаданных тайн природы и всемирного бытия.

Ты начинал верить, чего-то с нетерпением ждать. От долгого наблюдения начинало казаться, что вот-вот теплоход настигнет живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа.

Проходили минуты. Проходили часы. А отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напря­женно работающую машину.

И было в этой ночной картине что-то похожее на саму жизнь. И ты начинал думать, что поймешь, ухватишь смысл ее и разга­даешь и постигнешь вечную загадку бытия, спрятанную в лунном блике.

Хлестова хотела уверить собеседника, будто Чацкий был пья­ницей. Если же запятой после слова чай не поставить, то это слово будет прямым дополнением к сказуемому пил. Содержание реплики будет безобидным: Вероятно, Чацкий пил много чаю.

Количество баллов – 1 б

Ответ: Древние египтяне, которые были замечательными инженера-
ми, создали огромные пирамиды. Высота самой большой пирамиды,
которую называют пирамидой Хеопса, примерно сорок этажей.

1. изюмовытаскиватель ( изюмовытаскиватель «- изюм + вытаскивать), (сложение основ + суффиксация); изюмоизвлекатель и под.

2. зимногляды, белоочи и под.

3. листопереворачиватель, листопереворотник и под.

1. Соловья баснями не кормят.

2. Куда Макар телят не гонял.

3. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

4. Каши маслом не испортишь.

5. Плясать (танцевать) под чужую дудку.

Количество баллов— за полный ответ – 3 б

Олимпиады по русскому языку и литературе: 9 – 11 классы / Сост. Г.М.Вялкова и Т.А.Чернова. – М.: ВАКО,2008.

Русский медвежонок – 2007. / Сост. И.С.Рубанов, Е.В.Муравенко, И.Ф.Богдалов – Киров,2008.

Источник

Задания школьного письменного тура республиканской олимпиады школьников по русскому языку для учащихся 11 класса армянской школы.

Задания школьного письменного тура республиканской олимпиады школьников по русскому языку для учащихся 11 класса армянской школы. Подобраны разноуровневые тестовые задания по русскому языку и литературе. Всего 20 заданий по 20-балльной системе оценивания. Указаны баллы для каждого задания.

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного письменного тура республиканской олимпиады школьников по русскому языку для учащихся 11 класса армянской школы.»

Задания школьного письменного тура республиканской олимпиады школьников по русскому языку для учащихся 11 класса армянской школы.
Подобраны разноуровневые тестовые задания по русскому языку и литературе.
Всего 20 заданий по 20-балльной системе оценивания.
Указаны баллы для каждого задания.

11 класс. Задания школьного тура республиканской олимпиады по русскому языку

1. Вставьте пропущенные буквы в словах, раскройте скобки.
В…личественный, (во)время (наречие), м…тафора, гр…теск, м…нуэт. 1 балл

2. Вставьте Н или НН. Двадцатигра …ик, труже…ик, совреме…ик, трой…ик, басе … ик. 1 балл

5. Укажите русский эквивалент к иноязычным словам:
Античный, гандбол, грациозный, маг, презентация. 1 балл

6. Дополните фразеологизмы (используется одно и то же слово).

8. Выберите правильную форму управления. 1. Командующий (чем?) (фронт).
2. Отзыв (о чём?) (автореферат). 3. Рецензия (на что?) (программа).
4. Компетентный (в чем?) (вопрос). 5.Иммунитет (к чему? против чего?) (болезнь). 1 балл
9. Представьте себе, что изобретены фантастические приборы с необычными функциями:

электрическая машинка для вытаскивания изюма из булочек и устройство, переворачивающее листы при чтении книги. Придумайте названия, состоящие из одного слова. 1 балл

10. Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные.

1. (Какое?) слово, что весенний день. (умное, ласковое, доброе,)

2. (Какая?) книга – лучший друг. (содержательная, хорошая, умная) 1 балл

11. Восстановите пословицы по вопросу.

1. Чем не следует кормить соловья? 2. Чем не испортишь каши?

3. Плясать (танцевать) под чью дудку? 4. Чего не выкинешь из песни? 1 балл
12. Спишите пословицы, раскрывая скобки.1. (Не)спеши языком, торопись делом.
2. (Не)хлебом единым жив человек. 3. На чужой стороне и весна (не)красна.
4. (Не)нароком в лес пошёл, (не)взначай топорище вырубил.
1 балл

13. Укажите предложение с ошибками в постановке знаков препинания.
1) То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит очень ярко.
2) Чтобы выйти из леса, мы свернули направо. 3) Все пришли вовремя, а Коля, как и в прошлый раз опоздал. 4) Погода вначале была тихая, а потом поднялся ветер.
1 балл

14. Для какого литературного направления характерен конфликт между идеалом и действительностью?
а) для классицизма; б) для романтизма; в) для реализма. 1 балл

15. Кто они? (Назови их профессию или вид деятельности). 1. Мартирос Сарьян
2. Сергей Мергелян 3. Фёдор Достоевский 4. Исаак Левитан 5. Пётр Чайковский
2 балла

16. Соотнесите фамилии авторов с их произведениями:

1. А.Чехов 2. М.Лермонтов 3. Н.Гоголь 4. Л.Толстой 5. Ф.Достоевский ( А. «Война и мир»
Б. «Нос» В. «Преступление и наказание» Г. «Бородино» Д. «Человек в футляре»)
2 балла
17. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений.

1. Роман 2. Басня 3. Стихотворение 4. Повесть 5. Рассказ (А. «Хамелеон»
Б. «Гранатовый браслет» В. «Евгений Онегин» Г. «Послушайте!» Д. «Лебедь, Щука и Рак»).
2 балла

Источник

Но по тайной программе природы

Под пилой погибают леса

Как такое могло сотвориться

Что дивлюсь я, любуясь на них.

Всего:0,1б·6=0,6б.

Всего:0,5 б·8 =4б.

За каждую ошибку в транскрипции снимается 0,1 б.

Итого:3 б +0,6 б + 4 6 = 7,6 б.

Ответ:

Есть такие прекрасные лица,

Как такое могло сотвориться

Из обычных молекул земных. (!)(?)

У истоков отравлены воды.

Но по тайной программе природы

Расцветает людская краса.

*В скобках указан пунктуационный знак, допустимый на месте знака препинания в оригинальном тексте.

В качестве правильного варианта может засчитываться знак как знаменателя, так и числителя.

Задание 3.

Представьте себе, что изобретены фантастические приборы с необычными функциями: электрическая машинка для вытаскивания изюма из булочек, очки для любителей зимы, через которые всё кажется белым, и устройство, переворачивающее листы при чтении книги. Придумайте для каждого название (названия), состоящее из одного слова. Как образовано каждое из этих названий? Проведите их словообразовательный анализ и назовите способ словообразования.

б) изюмовытаскиватель «- изюм + вытаскивать (сложение основ + суффиксация).

Ориентировочные ответы:

1. изюмовытаскиватель, изюмоизвлекатель и под.

2. зимногляды, белоочи и под.

3. листопереворачиватель, листопереворотник и под.

Задание 4.

Ответ:

Задание 5.

Итого: 3 б.

Ответ:

1. Школьник ошибся в написании слова красавица.

Задание 6.

Прочитайте предложения, взятые из произведений русской классики, и ответьте на приведённые ниже вопросы, используя современную метрическую систему.

1. Пётр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь, под самую косточку, в глубину на полтора вершка. (Пушкин). 2. Дитя молодое, проехало столько пути, утомилось (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом). (Гоголь). 3. Тарас вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст. (Гоголь). 4. Такого городничего никогда ещё государь, не было. Придет в лавку и, что ни попадет, всё берёт. Сукна увидит штуку, говорит: «Э, милый, это хорошее суконцо: снеси-ка его ко мне». Ну и несёшь, а в штуке-то будет без мала аршин пятьдесят. (Гоголь). Вопросы:

1. Насколько глубока была рана Гринева?

2. Какого роста было «дитя» в повести Гоголя?

3. Каков вес Тараса Бульбы?

4. Сколько сукна вынес городничий?

Ответ на какие вопросы (укажите их номер) может вызвать сомнения в достоверности описываемого? Как можно объяснить такого рода недостоверность в текстах классиков?

Всего: 13б·4 =6б.

Всего: 3 б. Итого: 9 б.

* Ответ может быть засчитан как правильный и в том случае, если верно указано только целое число.

II. Сомнения в достоверности описываемого могут вызвать ответы на вопросы 2 и 3. Классики, описывая героев, использовали художественный приём преувеличения (гиперболизации).

Н.В. Гоголь в одном случае прибегал к нему, чтобы создать образ героя-богатыря Тараса Бульбы, подчеркнуть его мощь и силу, в другом использовал этот приём как средство иронии или насмешки над утомившимся, по мнению матери, в пути двадцатилетним, двухметрового роста «дитятей».

Задание 7.

Различаете ли вы орфографические и грамматические ошибки? Найдите и классифицируйте (назовите и опишите) и те, и другие.

Хотя ноги у птиц более тоньше и по этому оддают в воду немного тепла, всё-же,

поджав одну ногу, какое-то тепло удаёться съэкономить.

1. Верно найденная и исправленная ошибка — до 0,5 б. Всего: 0,5 б·7= 3,5 б

Итого: 10,5 б.

Ответ:

2. Поджав одну ногу, какое-то тепло удаёться съэкономить — грамматическая (синтаксическая) ошибка, допущенная при употреблении деепричастного оборота, называющего действие, субъект которого не соотносится с безличным сказуемым. Верно: Если птица подожмёт одну ногу, то ей удастся сэкономить какое-то тепло или Поджав одну ногу, птица сможет сэкономить (сэкономит) какое-то тепло.

Задание 8.

Угадайте пословицу или поговорку по вопросу, характеристике.

1. Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц?

2. Как зовут пастуха, который предпочитает пасти стадо на самых отдалённых пастбищах?

3. Какое животное даёт наименьшее количество шерсти и отрицательно влияет на собратьев по стаду?

4. Наиболее совместимые блюдо и приправа к нему.

5. Музыкальный инструмент, танцевать под который лучше, если он находится в вашей личной собственности.

Количество баллов—

Итого-5 б.

Ответ:

1. Соловья баснями не кормят.

2. Куда Макар телят не гонял.

3. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

4. Каши маслом не испортишь.

5. Плясать (танцевать) под чужую дудку.

Задание 9.

В стихотворении М. Дудина, посвящённом А. А. Ахматовой, есть такие строки: Летят года, как междометья,

Как паутина на стерне.

Почему, по-вашему, автор для сравнения с летящими годами выбрал именно междометия (не предлоги или союзы) и паутину на стерне? Есть ли основание для такого сравнения? Приведите пример междометий.

Количество баллов-

2. Пример междометий—до 1 б.

Ответ:

возгласу, вскрику, вдоху.

Таким образом, подобное сравнение создает образ быстротечного, неуловимого, неостановимого времени, его хрупкость и невозвратимость.

Задание 10.

Надеемся, что вам известна знаменитая фраза «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка». Кто её автор? Сделайте синтаксический разбор этого предложения и определите, какой частью речи являются входящие в него слова.

• Используя этот вымышленный «глокий язык», придумайте свой рассказ (не более 10 предложений) о «куздре».

• Отметьте в вашем тексте по одному слову, относящемуся к тем частям речи, которые вы определили в данном предложении.

• Сгруппируйте все употреблённые вами однокоренные слова и выделите в них словообразовательные элементы (суффикс, приставка).

• Какие слова в вашем рассказе передают то или иное настроение?

Количество баллов-

2. Определение частеречной принадлежности слова — 0,1 б.

Всего:0,1 б8 =0,8б

3. В придуманном рассказе оценивается

Повторяющиеся единицы не учитываются;

Ответ:

1. прил. сущ. нар. глаг. сущ. союз глаг. сущ.

2. Сочинённый рассказ.

5. Указаны слова, передающие настроение.

За каждую ошибку в транскрипции снимается 0,1 б. Итого:3 б +0,6 6 + 4 6 = 7,6 б.

Ответ:

Как такое могло сотвориться Из обычных молекул земных. (!)(?)

У истоков отравлены воды.

Но по тайной программе природы

Расцветает людская краса.

*В скобках указан пунктуационный знак, допустимый на месте знака препинания в оригинальном тексте.

В качестве правильного варианта может засчитываться знак как знаменателя, так и числителя.

Задание 3.

Представьте себе, что изобретены фантастические приборы с необычными функциями:

электрическая машинка для вытаскивания изюма из булочек, очки для любителей зимы,

через которые всё кажется белым, и устройство, переворачивающее листы при чтении

книги. Придумайте для каждого название (названия), состоящее из одного слова. Как

образовано каждое из этих названий? Проведите их словообразовательный анализ и

назовите способ словообразования.

словообразовательном анализе, а также за пропущенное звено этого анализа снимается 0,2

«схематичный». Например: а) слово » » образовано от слова » «путем. при помощи

б) изюмовытаскиватель «- изюм + вытаскивать (сложение основ + суффиксация).

Ориентировочные ответы:

1. изюмовытаскиватель, изюмоизвлекатель и под.

2. зимногляды, белоочи и под.

3. листопереворачиватель, листопереворотник и под.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *