Представьте что вы журналист вам нужно подготовить событийный репортаж с места
Будущему журналисту: пишем репортаж (часть 1)
Чтобы стать хорошим журналистом, необходимо освоить все основные жанры, которые используют в работе настоящие «акулы пера». Одним из самых востребованных и популярных жанров является репортаж. Поэтому, как написать репортаж грамотно, должен знать каждый, кто мечтает о карьере журналиста.
Давайте попробуем разобраться, что такое репортаж, в чем отличие репортажа от новости и каким должен быть хороший репортаж?
Слово «репортаж» происходит от французского «reportage» и английского «report» с общим латинским корнем «reporto» – передавать, докладывать.
Репортаж – это сообщение, рассказ о событии или событиях, происшедших на глазах у журналиста. Как указывают словари журналистских терминов, репортаж – материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью. Целью репортажа является создание «эффекта присутствия», он даёт возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста.
Главное – воссоздать картину происходящего, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (словно он является очевидцем); автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо уметь отбирать главное, писать так, чтобы читатель мог обобщить прочитанное, чтобы события вызывали сопереживание. Для придания материалу большей динамичности, экспрессии журналист часто начинает рассказ о событии с его кульминации – точки наивысшего развития действия. Динамика создается и за счет использования глаголов, употреблённых автором в настоящем времени. Часто в репортаже используется прямая речь, которая может являться средством передачи информации, а также может выступать средством характеристики людей, вносить экспрессию в репортаж, что создаёт у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками.
Репортаж, как правило, состоит из трёх частей:
Репортаж – жанр, который сближает журналистику с литературой. Являясь довольно строгим жанровым материалом, репортаж требует от автора четкого понимания структуры материала, конкретных фактов и их доказательств, которые приводит журналист.
Цель автора репортажа – как можно более подробно проинформировать читателя.
Язык репортажа должен быть простым и лаконичным, но при этом без сленга и просторечных выражений, чтобы читатель оценил компетентность и языковую воспитанность журналиста.
Каким бы авторитетным ни был журналист, его субъективное мнение не должно стоять во главе всего материала. Конечно, можно высказать и свое мнение по поводу описанных событий, но делать это следует максимально корректно.
Чтобы репортаж был ярким и выразительным, обязательно проиллюстрируйте его фотографиями, картинками, статистическими таблицами или графиками, так как все это послужит для читателя еще одним источником информации. Репортаж обязательно должен быть подписан автором.
Материал подготовлен С.Ю. Гончарук, методистом ГМЦ ДОгМ
Представьте что вы журналист вам нужно подготовить событийный репортаж с места
Студия журналистики «109-й километр» запись закреплена
Волжские встречи
«Как правильно написать репортаж?»
Что такое репортаж
Репортаж — это информационный жанр журналистики. Он оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор.
Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от заметки, тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.
Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.
Конечно же, должен быть информационный повод. То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.
Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.
Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.
Критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал.
Если получаете такие отзывы от читателей, значит вы все сделали правильно.
Ваша задача, чтобы человек увидел это событие вашими глазами. Но для этого вы должны сами это событие увидеть. Притом не просто в нем поучаствовать или понаблюдать. Когда вы пишите, нужно вспомнить это событие и видеть его перед глазами.
Тогда у вас все получится!
Объем репортажа от 6 до 8 тысяч знаков. Как правило, это объемный материал. Конечно же, фотографии делают материал более живым.
Есть несколько основных видов репортажа:
Исследовательский (или аналитический)
В аналитическом репортаже вы исследуете какое-то явление и показываете новый для читателя мир. К примеру, вы окунаетесь в субкультуру. Вы начинаете с ними разговаривать, посещать их мероприятия. То есть исследуете этот мир и потом рассказываете об этом читателю. Вот именно ваш вход в эту среду и сам рассказ являются поводом для репортажа.
Бывают еще и постановочные репортажи. Это когда вы пробуете себя в другой роли. Хороший пример, это передача Михаила Кожухова. Это необычная передача о путешествиях.
Автор пробует себя в разных ипостасях. Он может быть то в роли электрика, то поваром в египетском ресторане, то еще кем-то.
То есть он в различных странах и городах пробует себя в разных профессиях. При этом делает телевизионные репортажи о том, с какими сложностями сталкивается, какой этот мир данной профессии.
Также это может быть какая-то тематическая информация, которая будет интересна определенному кругу лиц.
Есть еще и событийный репортаж. О нем мы выше говорили. Это, когда что-то произошло. Вы выезжаете на место события и с него записываете репортаж.
Структура репортажа практически такая же, как и в других жанрах журналистики. Это:
Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование)
Анализ или вывод (если это аналитический репортаж)
Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным)
В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.
Вот основные жанровые признаки репортажа:
Повествование от лица очевидца
Время течет от начала к концу события
Фото с места событий
Все ведется от лица участника событий. То есть вы делаете это от первого лица (я, мы). Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.
Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа. Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.
Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.
Нет, так делать нельзя!
Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.
В репортаже обязательно присутствует действие. То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «просто красиво».
Подмечайте яркие детали. Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.
К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.
Есть еще признак зигзагообразности.
То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.
То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.
Как написать репортаж
Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.
Поэтому в материале должны быть:
Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.
Хорошо, если будут диалоги.
Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое интервью в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!
Стоит отметить, что диалоги используются не так часто, как цитаты. Последние обычно берутся не с простых мест. Они используются с учетом того, что в них четко проходит тема репортажа. То есть не на пустом месте вставляем цитату.
И не обязательно, чтобы цитата была записана от какого-то важного человека (директора или организатора). Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.
В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.
Это не значит, что вы описываете абсолютно все (что вижу, то и пишу). Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.
Но не усердствуйте с деталями!
Грубая ошибка — это когда слишком подробно начинают описывать событие. Например, рассказывают про каждую складку занавеса. Или, когда идут репортажи с места катастроф, то описывается абсолютно все. Каждый фрагмент трупа, который они видели, все обломки и так далее.
Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.
Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.
Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.
А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?
Если вы пишите текст по чужим материалам (сводки новостей, сюжет с телевидения), то это уже будет реконструкция события, а не репортаж.
Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.
А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали
Хорошо если ваше видение данной ситуации включено в яркую форму. Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.
Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.
Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.
Хороший пример репортажа
Давайте разберем хороший пример репортажа. Также постараемся найти важные элементы (герои, детали, диалоги и действия).
Хороший пример заголовка и лида репортажа
Есть достаточно интригующий заголовок. Затем идет введение (лид), который передает само событие. Прочитав можно понять, что сама суть уже передана в первом абзаце.
Пример текста репортажа
Дальше идет основной текст. Первый абзац этой составной части уже дает нам событие. Также нас познакомили с первым героем.
Во втором абзаце нам показали элемент диалога прямой речи. Дальше идет продолжение знакомства с героем.
Продолжение примера аналитического репортажа
Это у нас пример репортажа исследования. Человек специально поехал в это место чтобы исследовать данный феномен. Он нам об этом рассказывает, как с помощью истории одного конкретного человека.
Чуть ниже идет рассказ и о самом поселке.
До этого была предыстория (почему люди тут ищут золото). Дальше пойдет история данного человека и самого журналиста, который путешествует по поселку. Журналист будет описывать беседу с жителями, что происходило днем и вечером.
То есть все путешествие будет сделано в жанре репортажа.
В данном примере будут и персонажи, и диалоги, и действия. Действие не такое насыщенное. Однако есть динамика от начала путешествия и до его завершения.
Также есть событие (что случилось). А случилось то, что на Филиппинах постоянно смывает дома. Журналист поехал это исследовать.
И дальше по ходу репортажа тоже все время что-то случается с человеком. Он знакомится с людьми, заходит в разные дома и так далее. То есть наблюдается определенная динамика.
На этом все!
Теперь вы знаете, как создается репортаж новости или какого-нибудь события. Темы для написания могут быть весьма разнообразные. Главное, придерживаться тех правил, которые мы с вами разобрали. Также для практики не забываем анализировать различные примеры.
Конспект мастер-класса по теме «Репортаж»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Центр образования» города Чапаевска Самарской области
Конспект мастер-класса по теме «Репортаж»
Учитель: Н.П. Мовсумова
Конспект мастер-класса по теме «Репортаж»
Учреждение: ГБОУ СОШ «Центр образования» г. Чапаевска Самарской области
Учитель: Н.П. Мовсумова
Цель : расширить знания учащихся об особенностях публицистического жанра «Репортаж».
-познакомить учащихся со структурой репортажа, помочь усвоить такие понятия, как: репортаж, репортер, очевидец, участник событий;
— познакомить учащихся с различными типами репортажа;
— формировать у учащихся умение различать виды репортажа, анализировать и создавать самостоятельно различные виды репортажа.
-развивать творческий потенциал учащихся;
-развивать умение учащихся структурировать полученную информацию;
-развивать творческие способности и творческое мышление учащихся.
-формировать коммуникативную и культурологическую компетентности учащихся;
-познакомить учащихся с профессией репортера (предпрофильная подготовка).
мультимедийная поддержка, проектор, ноутбук, карточки с заданием, подготовленные материалы для выполнения творческой работы.
Деятельность учащихся на занятии:
сравнительный анализ текстов, создание собственного текста, создание творческого проекта.
Форма работы учащихся — групповая.
частично поисковый метод, технология проблемного обучения, технология «Шесть шляп», ИКТ-технология.
Этап 1. Организационный момент: объявление темы и целей занятия.
Цель : подготовка учащихся к работе, активизация внимания школьников.
Учитель:
СМИ в нашей жизни играют большую роль, благодаря им мы знакомимся с происходящими событиями. В нашей школе средством массовой коммуникации является школьный пресс-центр, куда может обратиться любой: задать вопрос, высказать свое мнение, принести интересный материал, рассказывающий об общественной жизни школы, класса.
Но чтобы выпустить интересный номер школьной газеты, вам, корреспондентам, нужно многое знать и уметь. Поэтому мы продолжаем знакомство с публицистическими жанрами журналистики. Тема нашего занятия сегодня «Особенности жанра репортаж». Основная цель данного занятия – научиться создавать репортажи разных типов, а практическая: творческий проект – гранки очередного номера (№ 3) газеты «Все вместе».
Этап 2. Введение в тему. Этап актуализации знаний и творческих умений.
Цель: мотивировать деятельность учащихся на уроке, стимулировать их познавательную активность, сформировать представление о репортаже выявить и скорректировать уровень знаний школьников по данной теме.
Учитель:
Вспомните, какие публицистические жанры журналистики вы знаете? (Показ слайдов).
— В чем особенность жанра репортаж? (Показ слайдов).
(Возможна работа со словарями.)
После ответов учащихся учитель знакомит их с определением репортажа, его композицией, отличием репортажа от заметки.
(Показ слайдов).
Учитель: (работа с информацией на слайдах презентации)
1. Информация, рассказ о текущих событиях, публикуемый в периодической печати или передаваемый по радио или телевидению.
2. События дня, работа корреспондента, пишущего такие сообщения.
сотрудник СМИ, посланный на место событий и сообщающий в редакцию информацию «с места событий».
Репортаж состоит из зачина, центральной части и концовки.
Основная особенность — динамичность.
Достигается путем использования:
может начинаться с прямого обращения к читателю.
1) Прохладное утро. Пахнет свежестью морского бриза.
2) Восемнадцать часов дня. Мы на самой людной улице города.
3) Задумывались ли вы, как ведет себя современный человек в условиях тесноты людского круговорота? Проедем в переполненном автобусе.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕПОРТАЖА
Основная особенность — создание впечатления «сиюминутности» происходящего.
Достигается путем использования:
глаголов настоящего времени,
глаголов прошедшего времени совершенного вида,
кратких страдательных причастий прошедшего времени.
ПРИМЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ
2). Экскурсовод подводит нас к одной из витрин и говорит: «Наш музей построен совершенно особенно. Мы не хотим вам показывать просто разные сорта камня. Мы хотим в музее доказать, что у камня тоже есть какая-то своя жизнь, может быть, даже более интересная, чем жизнь живых существ».
Основная особенность — наличие оценки события или краткого вывода.
Достигается путем использования:
вопросительных предложений различного характера,
цепи риторических вопросов,
Учитель:
На столах у вас два текста. Попробуйте определить жанр каждого из них.
Время на выполнение задания – 1-3 минуты.
(Работа учащихся в группах).
Аргументированные ответы учащихся.
Учитель знакомит учащихся с типами репортажа: фоторепортажем, сюжетным репортажем, текстовым репортажем и видеорепортажем.
Учитель:
Репортаж бывает 3 типов: фоторепортаж, сюжетный репортаж и текстовый репортаж.
Фоторепортаж – особый вид репортажа, использующий фотографию в качестве основного средства выражения. Фоторепортаж состоит из заголовка, вреза, фотографий (с подписью или без нее; главное, чтобы подпись не дублировала информацию), комментария.
Требования к фотографии: динамичность, эстетичность, наличие/отсутствие подписи.
Структура текстового репортажа:
1. Деление текста на тематические блоки,
2. Использование хронологических рамок;
3. Описание окружающей обстановки.
Прежде чем каждая группа приступит к созданию своего творческого проекта, мы хотели бы дать вам несколько советов, которые смогли бы сориентировать вас в профессии журналиста.
Советы начинающим репортерам:
1. Помни: журналистика – удел любопытных.
2. Любое событие – материал для журналиста.
3. Репортаж – это ваше видение, анализ и оценка мероприятия, вы должны ощущать себя участником рассматриваемых событий.
4. Репортер должен заставить читающего представить события наяву: пиши так, чтобы каждый думал, что и он «там» был.
6. Твоя «работа» должна побуждать остальных думать.
Этап 3. Этап закрепления учебного материала.
Цель : закрепить полученные знания и приобретенные умения в форме творческого проекта, развить навык публичного выступления.
Учитель:
8 мая. Митинг, посвященный 9 мая. По традиции в этот день в нашей школе проходят митинг на площади поселка и Уроки памяти. Посмотрите фотоматериалы. ( Показ слайда).
Учитель:
Каждая группа получила материал для создания различных типов репортажа: 1 группа создает фоторепортаж, 2 группа – сюжетный репортаж, 3 группа – текстовый репортаж.
Каждая группа по окончании работы выбирает своих представителей, которые будут защищать созданный вами творческий проект.
Время на выполнение данного задания – 10 минут
Учащиеся делятся на группы и выполняют творческие работы.
Слово предоставляется представителям групп. Участники других творческих коллективов внимательно слушают выступающих, задают по необходимости вопросы и дают оценку созданным по заданным критериям репортажам.
(Критерии прилагаются для каждой группы независимо от того, какой вид задания выполняет та или иная группа.)
Представление и обсуждение творческих работ учащихся. Время – 5-8 минут.
Этап 4. Рефлексивно-оценочный этап.
Цель: помочь учащимся сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
Учитель:
А сейчас я хочу познакомить вас с одной притчей (рассказывает 1 часть притчи о 6 шляпах).
Текст притчи прилагается (в сокращенном и интерпретированном варианте.)
На столах у вас лежат по 2 шляпы, с обратной стороны которых написаны задания. Переверните шляпы, прочитайте задания и разделитесь на группы в зависимости от того, какое задание вам показалось наиболее интересным.
Время на выполнения задания – 2 минуты.
Учащиеся делятся на группы и выполняют задания.
Проверяем готовность групп.
Время для выступления – 2 минуты.
Так что же в конце концов случилось с нашими братьями? Получили ли они то, о чем мечтали, выбирая для себя шляпу?
Учитель рассказывает 2 часть притчи (см. Приложение.)
Как вы думаете, что решили сделать братья и почему?
Ответ: братья решили поменяться шляпами, чтобы взглянуть на мир с другой стороны.
Мы предлагаем вам тоже поменяться шляпами и увидеть наше занятие, ак братья мир, с другой стороны.
Выступление учащихся – 4 минуты.
Этап 5. Подведение итогов занятия.
Цель : проанализировать и дать оценку достижения поставленной в начале занятия цели, определить план работы на последующие занятия.
Итоги занятия подводятся по следующим вопросам:
— Руководители групп, оцените, пожалуйста, работу каждого члена своей группы и дайте общую оценку работы группы.
— Повлияли ли на вашу работу возрастные особенности участников группы?
— Если есть желающие высказаться, помимо руководителей, вам слово.
— Каким образом в дальнейшем вы сможете использовать полученные сегодня на занятии знания и сформированные умения?
На доске представлены гранки будущей газеты. У вас есть время что-то додумать, дописать, внести изменения, то есть обобщить полученные сегодня на занятии знания по теме «Репортаж» и выпустить очередной номер газеты школьного пресс-центра в его окончательном варианте.
И в конце нашего занятия мы просим еще раз обратить ваше внимание на экран. Выдающимися мастерами репортажа были Владимир Гиляровский («Москва и москвичи»), американский публицист Джон Рид и чех Юлиус Фучик («Репортаж с петлей на шее»).
Знайте, что любой талантливый репортер – кандидат в мастера классической литературы.
Подвиг старшего поколения нужно не просто помнить, но и сделать эту память достоянием народа, так же, как и традиции, опыт коллективного противостояния
народов разных стран смертельной опасности.
Парад Победы на Красной площади начался в 10:00 по московскому времени в понедельник, 9 мая. В нем приняли участие около 20 тысяч военнослужащих российской армии и флота. По брусчатке главной площади страны прошли военнослужащие воинских частей и курсанты военных учебных заведений России.
Традиционно по брусчатке прошла и военная техника, находящаяся на вооружении российской армии. В этом году зрителями парада впервые представили зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь», которые предназначены для защиты гражданских и военных объектов. Зрители увидели реактивные системы залпового огня «Смерч», военные автомобили «Тигр», танки Т-90 и другую современную технику, находящуюся на вооружении. Пять транспортно-боевых вертолетов Ми-8 ВВС РФ пронесли над Красной площадью флаг России, а также флаги Вооруженных сил и родов войск — сухопутных, военно-воздушных и военно-морских.
Особый вид репортажа, использующий фотографию в качестве основного средства выражения.
Требования к фотографии:
Фото и текст несут равноценную нагрузку.
репортажа: интервью, путевые заметки и т. д.
Используется, когда необходимо показать фото, однако требует текстового сопровождения.
Текст может быть как с фотографиями, так и без них.
Чем привлечь внимание, если фотографии отсутствуют: контрастными заголовками
(например: Египет – страна золота и голодающих детей).
После заголовка точку не ставим.
Структура текстового репортажа:
деление на тематические блоки
использование хронологических рамок
описание окружающей обстановки
Притча о старом шляпнике.
Жил-был старый мудрый Шляпник. Ничего не имел он из земных богатств, кроме разноцветного фетра. Но заказов у него всегда было много, так как люди верили, что его шляпы приносят счастье.
Пришло время, и Шляпник ушел в мир иной. Стали тогда шестеро его сыновей искать оставленное им наследство, однако нашли только шесть разноцветных шляп. Ничего им не оставалось, как разделить эти шляпы по себе.
«Я возьму себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. —В ней я буду красоваться на балах и приемах».
«А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. —Она уместна к любому костюму и событию, в ней я буду строг и изыскан».
«Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, — промолвил третий. — Желтый цвет — цвет солнца, радости и богатства».
«Пусть моей шляпой станет красная, — воскликнул четвертый. — Я всегда мечтал выделяться из толпы, хотел быть в центре внимания».
«Тысячу раз я летал во сне над зеленой прекрасной землей, быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей мечте», —произнес пятый сын.
«Мне же достается синяя шляпа. Синий цвет — цвет бескрайних просторов. Постичь их глубину и высоту — вот мое призвание»,— решил шестой из сыновей Шляпника.
Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны.
Как же сложились их судьбы, достигли ли они того, о чем мечтали, свершилось ли то, что задумали?
Владелец белой шляпы стал довольно важным чином. Он снискал уважение людей своей беспристрастностью. Факты, цифры и хроника событий были для него важнее всего на свете. Но казалось, что эмоции и чувства он утратил навсегда.
Хозяин черной шляпы все происходящее стал видеть в черном цвете. Все подвергал сомнению и критике; часто эта черта спасала его от поражения и краха в делах, но именно она лишила его радости.
Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Но часто не мог распознать свои эмоции и чувства, не знал, как их проявлять, и тем более не мог ими управлять. Окружающий мир оставался для него загадкой, часто он не мог понять и себя самого.
Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, открыто шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало и не останавливало его, не могло повергнуть в уныние. А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Его талантом восторгались, но, живя в мире своих творений, он оказывался беззащитным перед лицом суровой действительности.
Владелец синей шляпы стал вечным странником и мыслителем, он выбирал лишь то, что было важным для достижения поставленной цели.
Настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской. Долгие зимние вечера провели они за удивительными рассказами о своих странствиях, встречах, разлуках и жизненных уроках. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил им в наследство великий мастер. И тогда решили братья…
_ Что решили братья?
… поменяться шляпами, для того чтобы взглянуть на мир с другой стороны.