Представьте что вы попали на необитаемый остров
Профориентационная игра «Необитаемый остров»
ИГРА КАТОСТРОФА «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»
Седанова Валентина Анатольевна
Проверка, все ли участники собрались, объяснение, чем будем заниматься
Энергизатор «Тормоз», «Аллигаторы»
Полоски бумаги, с расчетом чтоб на одну могла встать группа детей.
Часть 2 «Катастрофа на воздушном шаре»
Игра направлена на формирование групповой сплоченности, выявление лидерства, развитие коммуникативных умений.
Сначала ведущий дает вводную установку на игру. (легенда игры) А затем вручает игрокам список вещей, которые находятся в корзине. Этот список им предстоит проранжировать, т.е. выбрать из списка более и менее значимые вещи: какие из них нужно сразу выбросить за борт в целях спасения экспедиции, а какие сохранять и выбросить, только в крайнем случае.
Сначала каждый работает со своей карточкой индивидуально, затем в парах, потом в четверках, и так далее, стремясь договориться и принять общее решение. После этого происходит коллективное обсуждение.
Презентация с названием первой игры, иллюстрации, музыкальное и шумовое сопровождение, чтоб создать атмосферу игры.
Каждому участнику – писчие принадлежности бланк со списком вещей. Картонный планшет.
Часть 3. Игра «Необитаемый остров»
В задачу спасшейся экспедиции входит организация жизни колонии на необитаемом острове, для чего участники разбиваются на группы и разрабатывают свои проекты.
Ватман, фломастеры, писчая бумага, письменные принадлежности.
Часть 4. Рефлексия, подведение итог.
Участники соят в кругу.
Договоритесь, каким звуком будете обозначать звук, с которым заводится машина (например: «тр-тр»), и звук с которым она тормозит (например «стоп»).
Объясните, что если вы скажете «тр-тр», стоящий справа должен сказать то же самое и т.п. Если кто-то скажет «стоп», то движение начнется в противоположном направлении.
— какие качества участников тренирует упражнение?
— каков его психологический смысл?
Группа получает полоску бумаги.
Задача. Построиться по росту
— легкол вам было выполнить задание?
— что мешало в выполнении задания?
ЧАСТЬ 2. «КАТАСТРОФА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ»
Вступительное слово ведущего (инструкция к игре):
При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина.
Через 5 минут, когда вы примете индивидуальное решение,
все собираются в общий круг и приступают к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
Решение считается принятым, если за него проголосовали все члены экипажа. Если хотя бы один возражает против данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход.
Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
На коллективное обсуждение дается 10-15 минут.
Следует очень подробно объяснить ребятам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Ребята должны найти его сами. Во время работы вы не вмешиваетесь в процесс обсуждения и не отвечаете на вопросы участников. Вы только следите за выполнением правил, особенно за голосованием.
После этого будет уместен разговор о том, как лучше построить жизнь в отряде, как учитывать мнение и желание каждого, как научиться слышать и понимать друг друга, как находить правильные решения. С вашей помощью ребята уже на этом этапе могут выйти на понимание того, что жизнь в отряде и в лагере должна строиться по определенным правилам, законам на взаимном уважении и доверии.
Часть 3. «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ».
Вступительное слово ведущего (инструкция к игре):
С чего вы начнете? Сразу приходит на ум Робинзон Крузо и его первые шаги: разведка острова, поиск воды и пищи, сбор предметов и вещей, которые «могут пригодиться». Но ведь Робинзон был один, а вас целая группа, да еще каждый со своим характером!
После того, как удовлетворены первые материальные потребности и приняты меры безопасности, не кажется ли вам, что следует провести большой совет, чтобы определиться, как следует организовать жизнь на острове?
Вам необходимо решить следующие вопросы:
Организация жизни, выживание. Какие меры необходимо предпринять, чтобы обеспечить вашу колонию пищей, одеждой, жильем? Как распределить обязанности: учитывать ли при этом индивидуальные возможности или у всех должен быть наряд, выполнение которого строго обязательно? Как обеспечить право на жизнь каждому? Или у вас не будет такого права? Как вы определите перспективы жизни на вашем острове? Что станет главной целью жизни вашей колонии?
Какими мерами будут поддерживаться власть и порядок? Кто будет принимать окончательное решение: все жители колонии путем голосования или простое большинство? Или группировка самых сильных, авторитетных либо приносящих наибольшую пользу людей? А может быть, это будет делать лидер единолично? И каким образом будет контролироваться выполнение решений? Что будет, если приказ или поручение окажутся невыполненными?
Каков будет кодекс (правила, нормы) взаимоотношений жителей колонии? Разработайте свой свод правил, которые бы помогали решению конкретных проблем, эффективному сотрудничеству, поддержанию порядка и добрых взаимоотношений. Как обеспечить активное участие каждого в жизни общества? Какие нормы взаимоотношений вы установите в своей колонии? Будет ли учитываться мнение меньшинства или даже одного человека при принятии решений? Будет ли иметь право жить в вашей колонии человек, который никого не слушает и никому не подчиняется? А если такой образ жизни сделает его обузой для других? Каковы пределы власти вашей колонии? Станет ли она вмешиваться в частную жизнь? Нужно ли предусмотреть санкции за нарушение правил? Будут ли у вас общие праздники? Какие традиции и ритуалы вы введете? Будут ли у вас свой герб, флаг, гимн?
На работу групп дается не более 20 минут, затем каждая группа по очереди представляет остальным свой вариант организации жизни колонии. Если предложения совпадают, то можно не повторять их полностью, а сказать, с чем из сказанного предыдущими группами согласны полностью, что хотели бы добавить. Когда все группы выступили, начинается коллективное обсуждение предложений. Чтобы их было видно всем, желательно, чтобы предложения были написаны на больших листах.
Следует очень хорошо настроить ребят на ситуацию на острове: ответить на интересующие их вопросы, подвести к тем проблемам, которые могут возникнуть в организации жизни, в защите и во взаимоотношениях людей, но при этом не подсказывать решения проблем. В процессе обсуждения можно применять «усиливающие» вербальные техники: «Правильно ли я вас понял. », «А что будет если. ». Особое внимание следует обратить на то, как будут создаваться, обсуждаться и утверждаться законы жизни колонии.
Работу можно построить по следующей схеме:
Формирование рабочих групп.
Работа групп. Обсуждение и оформление законов по 4-м вышеуказанным позициям. Пятая группа разрабатывает эскизы герба и флага, подбирает текст и музыку для гимна.
После того, как все спикеры выступили, за принятие законов голосует вся группа, в случае несогласия высказываются возражения, вносятся коррективы.
Сравнение выработанных законов с Всеобщей декларации прав человека. В чем сходство и в чем их различие? Комментарий ведущего об истории создания декларации, о выполнении ее законов в мире. (если игра затягивается этот пункт можно исключить)
ЧАСТЬ 4. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
К сожалению, они декларируются, но не везде и не всегда выполняются.
Вопросы для обсуждения :
Понравилась вам игра?
Как вы считаете, ваш класс сплоченная команда? Почему?
Что для вас было наиболее трудным? Что далось легко?
Изменились ли в ходе игры ваши представления о том, какие права являются наиболее важными?
Есть ли еще права, которыми вы бы хотели дополнить Свод законов?
Почему работа над Сводом законов была для вас полезной?
Какие из придуманных законов для острова можно использовать в любом людском сообществе, а какие были созданы, исходя из обстоятельств?
Какие из придуманных законов вы бы оставили для жизни вашего класса?
Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. Опишите его: какая там природа, животные?
На моем необитаемом острове тропический климат. Поэтому, здесь есть джунгли,много невиданных растений и зверей( в том числе и опасных).
Как я попал на этот остров? Я и сам не знаю, помню только то что я проснулся на нем от того что возле меня на ветке сидел синий попугай и что-то напевал на своем птичьем. Тогда, я встал и посмотрел прямо и увидел безграничный океан( в этот момент я был повергнут в шок).Но, я помнил что не нужно паниковать и решил взять себя в руки. Первым делом я посмотрел где находится солнце, поставил под ним пальцы к горизонту и понял что четыре, четыре часа к тому, как солнце зайдет за горизонт. поэтому, я быстро принялся за дело. Нашел несколько камней и сухих веток и развел огонь. Потом, я вспомнил что нужно найти воду ведь это главный источник жизни. Но, так как времени оставалось все меньше и меньше, я решил прополоскай горло морской водой. Моя жажда как-бы прошла но я знал что это не надолго. Поэтому я решил пойти на поиски какой то «мыски»для воды по берегу. Я нашел там большой панцирь черепахи и пошел к дереву сделав там отверстие подставил миску и оттуда появлялись маленькие капли воды. Я опять посмотрел на солнце, два часа к заходу солнца и я быстро рынул в джунгли в поисках больших листьев, палок и веревок лиан для хижины на первое время. И знаете, я успел построить эту хижину и от усталости быстро уснул.
Я проснулся, в теплой кроватке, в своей родной теплой кроватке. Как жаль что это был всего лишь сон.
Дальше Лиса опять о чём-нибудь пару раз хвастается, и наконец просит прощения у зверей. Дом достроен и все стали жить счастливо. 🙂
«Когда ты будешь ценить то, что у тебя есть, а не жить в поиске идеалов, тогда ты по настоящему станешь счастливым.»
«Какого человека можно назвать счастливым?»-на этот вопрос пытались ответить многие писатели,так как понятие счастья у каждого индивидуально и каждый сам решает,каков ответ на этот риторический вопрос.Три разных истории повествуют о любви,но сделала ли любовь людей счастливыми или кто из них достоин счастья,авторы рассуждают в своих произведениях.
Рассказ А.Куприна «Куст сирени»-это история любви,трогательная и авантюрная,полная страстей и веселого юмора.Неожиданное решение проблемы главного героя,делает рассказ очень оптимистичным,поднимающем настроение.Неудача молодых супругов,муж не поступает в академию,поставив кляксу на чертеже.Вера не опускает руки,находит выход из положения,сажая куст сирени там,где на карте стоит клякса и Алмазов сдаёт экзамен.Алмазов отвергал помощь жены,считая себя взрослым мужчиной,но после поступления он понял,что счастье в единстве супругов,помощи друг другу.
Главная мысль-это то,что любовь способна устранить любые преграды в жизни,самопожертвование ради любимого делает людей счастливыми,помогает понять друг друга,а куст сирени может сохранить семью.Сирень-это символ весны,молодости,любви.Именно куст сирени сблизил молодых людей,Веру и Алмазова,сделал их счастливыми.
Рассказ А.Чехова «О любви» называют «историей об упущенном счастье»,это произведение о силе чувств,моральных устоях и нравственности общества.История любви,которая не принесла радость,а скорее разочарование героям,история которая не имела развития и счастливого конца.Произведение неоднозначное,оно заставляет читателя задуматься и дать оценку действиям героям.Автор не показывает своего отношения к происходящему,оставляя события на «суд читателей».
Трагичен рассказ И.Бунина «Кавказ».На чужом несчастье счастья не построить.Герои рассказа не смогут быть счастливы,обман и угрызения совести,чувство вины,нравственный груз измены,смерть обманутого мужа-это не счастье,а сплошное несчастье.Мимолётное увлечение,роман с развлечениями-это не любовь,не счастье,которое скрывают от общества,как позор и прячут от людей.Герои рассказа ещё не поняли,что то,что они считали счастьем,уже осталось в прошлом.Обман,поруганная честь,унижения ложью,всё это в прошло,а впереди-осознание гибели мужа,пытавшего отстоять свою честь.
Бунин очень трепетно относился к чувству любви,для него это было святое чувство.Не каждому даётся этот дар в жизни,Бунин не прощает предательств в любви.Тот кто предаёт святое чувство,не достоин быть счастливым,тому не даётся прощение.
Трагический финал переворачивает смысл рассказа,из истории любви,рассказ превращается в драму,где любит только один и он погибает.Финал предсказуем,но не неизбежен,сложись обстоятельство по другому,трагедия могла бы миновать героев,но автор категоричен,он ставит роковую точку в судьбе обманутого мужа.
Три истории любви сделали одних счастливыми,других разочарованными,а третьих постигла трагедия.Так что значит быть счастливым?У каждого своё понятие о счастье и все стремятся быть счастливыми по-разному.Счастье не физическая величина,оно не материально,счастье-это состоянии души человека.Одних, улыбка близких делает счастливыми,а другие глубоко несчастны из-за отсутствия денег,одни живут для близких и счастливы,а другие-для себя,ища счастье в идеалах.Счастье не зависит от того,кто мы и что мы имеем,оно зависит от наших мыслей,побуждений,чувств,от того,к чему стремимся.
«Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.»