Представьте что вы помогаете учителю классифицировать
Представьте что вы помогаете учителю классифицировать
Какие составляющие, по мнению автора, образуют композитивный характер социального действия? Какие два признака деятельности, помимо целенаправленного характера, свойственного людям, называет автор?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Конечно, утверждение о том, что вне сознания нет и не может быть деятельности, осуществляемой человеком как социокультурным субъектом, нуждается в серьёзных уточнениях. В самом деле, «композитивный» характер социального действия, осуществляемого в соответствии с законами физики и биологии, а не вопреки им, заставляет нас учитывать теснейшую связь, а зачастую и взаимопроникновение, между собственными социальными и природными измерениями деятельности.
В этом плане целенаправленная деятельность, свойственная людям, не исключает наличия у них набора регуляторов поведения альтернативных сознанию. В действительности деятельность содержит в себе признаки не только простейшего физического процесса, но и приспособительного поведения животных, активности не в её родовом, а в сугубо биологическом понимании.
В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что деятельность осуществляется людьми, каждый из которых представляет собой не только «микрокосм социальности», но и живой организм, наделённый как «витальными» потребностями животного, так и рефлекторными программами поведения – не только условными, но и безусловными. Человеческого младенца, только появившегося из утробы матери, никто не учит дышать, кричать или сосать грудь; вполне взрослые люди отдергивают руку от огня или инстинктивно сохраняют равновесие, ничуть не задумываясь над необходимостью или последовательностью предпринимаемых усилий.
Велик соблазн заявить, что подобные рефлекторные программы поведения отвечают лишь за внутренние и внешние реакции нашего «тела», и никак не вмешиваются в собственно деятельность, т. е. поведение людей как социальных существ. Однако подобное заявление едва ли соответствует истине, поскольку значимые социокультурные реакции человека вызываются отнюдь не только логическими расчётами и планами.
Мало того, что система человеческого сознания включает в себя совокупность эмоциональных процессов, сопровождающих и существенно влияющих на целеполагание. Следует признать, что необходимым внутренним компонентом человеческого сознания является обширная сфера так называемых бессознательных импульсов, без учёта которых картина социального поведения человека будет явно неполной.
На языке психологии поведенческие реакции, в которых отсутствует сознательная регуляция и контроль каждого из необходимых движений, именуют навыками. Место сознательного расчёта в них занимает автоматизированное восприятие действительности в форме двигательных и интеллектуальных навыков, являющихся основой полноценной предметной деятельности во внешней среде.
Какие факторы по мнению автора, кроме логических расчётов и планов, обуславливают социокультурное поведение человека? Приведите два положения. Используя обществоведческие знания, назовите ещё один любой фактор, не упомянутый в тексте.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Конечно, утверждение о том, что вне сознания нет и не может быть деятельности, осуществляемой человеком как социокультурным субъектом, нуждается в серьёзных уточнениях. В самом деле, «композитивный» характер социального действия, осуществляемого в соответствии с законами физики и биологии, а не вопреки им, заставляет нас учитывать теснейшую связь, а зачастую и взаимопроникновение, между собственными социальными и природными измерениями деятельности.
В этом плане целенаправленная деятельность, свойственная людям, не исключает наличия у них набора регуляторов поведения альтернативных сознанию. В действительности деятельность содержит в себе признаки не только простейшего физического процесса, но и приспособительного поведения животных, активности не в её родовом, а в сугубо биологическом понимании.
В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что деятельность осуществляется людьми, каждый из которых представляет собой не только «микрокосм социальности», но и живой организм, наделённый как «витальными» потребностями животного, так и рефлекторными программами поведения – не только условными, но и безусловными. Человеческого младенца, только появившегося из утробы матери, никто не учит дышать, кричать или сосать грудь; вполне взрослые люди отдергивают руку от огня или инстинктивно сохраняют равновесие, ничуть не задумываясь над необходимостью или последовательностью предпринимаемых усилий.
Велик соблазн заявить, что подобные рефлекторные программы поведения отвечают лишь за внутренние и внешние реакции нашего «тела», и никак не вмешиваются в собственно деятельность, т. е. поведение людей как социальных существ. Однако подобное заявление едва ли соответствует истине, поскольку значимые социокультурные реакции человека вызываются отнюдь не только логическими расчётами и планами.
Мало того, что система человеческого сознания включает в себя совокупность эмоциональных процессов, сопровождающих и существенно влияющих на целеполагание. Следует признать, что необходимым внутренним компонентом человеческого сознания является обширная сфера так называемых бессознательных импульсов, без учёта которых картина социального поведения человека будет явно неполной.
На языке психологии поведенческие реакции, в которых отсутствует сознательная регуляция и контроль каждого из необходимых движений, именуют навыками. Место сознательного расчёта в них занимает автоматизированное восприятие действительности в форме двигательных и интеллектуальных навыков, являющихся основой полноценной предметной деятельности во внешней среде.
Сборник упражнений по обществознанию ЕГЭ Биологическое и социальное в человеке
Задания с ответами ЕГЭ по обществознанию 2020 год
на тему: « Биологическое и социальное в человеке»
1.Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способность к совместной преобразовательной деятельности
2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям
4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе
2.Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возрастные и половые различия
3) особенности нервной системы
6) особенности мировоззрения
3.Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) преобразовывать окружающую среду
2) видеть цель своих действий
3) адаптироваться к природным условиям
5) производить потомство
6) чередовать периоды активности и отдыха
4.Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2)Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3)Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.
4)Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5)Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
5.Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.
2)Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.
3)Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.
4)Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.
5)Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.
6.Выберите верные суждения о человеке как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.
2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.
3)Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.
4)Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.
5)Человек как личность формируется в процессе социализации.
7.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
3)К социальным потребностям относят потребности в пище, воде, воздухе и др.
4)Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
8.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Каждый человек обладает биологической индивидуальностью.
2)Человеку свойственно наличие мышления и словесной речи.
3)Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
4)Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.
5)Общественные потребности человека реализуются в его социальных взаимодействиях.
9.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.
2)Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.
3)Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
4)Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.
5)Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе получения необходимых благ.
10.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, инстинктах и рефлексах.
2)К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.
5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему ценности.
11.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
2)Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.
3)Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.
4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.
5)К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п.
12.Выберите верные суждения о сознании человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1)Сознание предполагает способность человека отражать действительность как в чувственных, так и в логических образах.
2)Сознание включает в себя все психические процессы, свойства и состояния человека.
3)Самосознание является одной из сторон сознания, отличающих человека от животных.
4)Эмоции являются одним из компонентов сознания.
5) Поведение человека полностью определяется сознанием.
13.Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
A) способность к продолжению рода
Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды
B) способность накапливать знания и трудовые навыки
Г) способность видеть цель своих действий
Д) способность оценивать себя и других
14.Установите соответствие между примерами и группами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРУППЫ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
А) У Антона голубые глаза.
В) Анна трудолюбива.
Г) Катя очень отзывчива.
Д)Макару нравится быть в центре внимания окружающих.
15.Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) способность к целеполаганию
3) забота о потомстве
4) приспособление к условиям окружающей среды
5) стремление понять окружающий мир
6) общение с помощью членораздельной речи
16.Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) стремление объяснить законы природы
3) продолжение рода
4) общение с помощью членораздельной речи
5) приспособление к условиям окружающей среды
6) способность к мышлению
17.Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) использование предметов, данных природой
3) стремление понять окружающий мир
4) генетически обусловленные модели поведения
5) общение с помощью членораздельной речи
6) способность к целеполаганию
18.Найдите в приведённом ниже списке социальные характеристики человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
5) проявление эмоций
6) способность к преобразовательной деятельности
19.Алине 22 года. Найдите в приведённом списке черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Алина добрая и отзывчивая.
4) Алина благожелательно относится к коллегам.
5) Алина аккуратная, дома у неё порядок.
6) У Алины светлые волосы и голубые глаза.
20.Кириллу 16 лет. Найдите в приведённом списке социальные характеристики Кирилла. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.
3) Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.
6) Кирилл хорошо учится в школе.
21.Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.
3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.
4) Иван занимается лёгкойатлетикой, серьёзно относится к тренировкам.
6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.
22.Знакомые характеризовали Виталия как незаурядную личность. Какие из приведённых ниже качеств могли стать основой этой характеристики? Запишите цифры, под которыми они указаны.
2) интерес к садоводству
3) педагогический талант
6) любовь к путешествиям
23.Илье Анатольевичу 36 лет. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие Илью Анатольевича как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Илья Анатольевич работает в гимназии учителем истории и обществознания.
4) У Ильи Анатольевича тёмные волосы и серые глаза.
6) Илья Анатольевич легко переносит физические нагрузки.
24.Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом ниже списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рост Ларисы ниже среднего.
3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.
4) Лариса добрая и отзывчивая.
6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками.
25.Ученик 10-го класса готовит исследование о биосоциальной сущности человека. В ходе исследования он записал исключительные проявления социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) членораздельная речь
2) готовность к общественно-полезному труду
3) наличие инстинктов
4) способность к продолжению рода
5) наличие физиологических потребностей
6) осознание ответственности за свои действия
26.Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Черты сходства человека с другими живыми существами». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти черты.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) осознанная постановка цели
3) использование природных материалов
4) наличие словесной речи
5) забота о потомстве
6) стремление понять закономерности развития природы и общества
27.Зинаиде 35 лет. Она мать двоих детей. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рост Зинаиды – 158 см.
2) У Зинаиды, как и у её мамы, русые волосы и голубые глаза.
3) Зинаида добрая и отзывчивая.
4) У Зинаиды, как и у всех её родственников, абсолютный музыкальный слух.
5) Зинаида благожелательно относится к окружающим людям.
6) Зинаида – ответственный работник.
28.Запишите слово, пропущенное в таблице.
Социальная сущность человека
Ответ: и ндивидуальность
29.Запишите слово, пропущенное в таблице.
Социальная сущность человека
30.Запишите слово, пропущенное в таблице.
Социальная сущность человека
– это совокупность неповторимых биологических и социальных качеств, присущих каждому человеку.
– это социальный признак человека, связанный с наличием у него социально-значимых качеств, то есть таких, которые важны и необходимы обществу (к примеру, самостоятельность, ответственность, гражданственность, патриотизм, толерантность, альтруизм, гуманность и многие другие).
31.Выберите верные суждения о биосоциальной сущности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху.
2) Осознание и переживание человеком нужды в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называют потребностью.
3) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении.
4) К духовным потребностям человека относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.
5) Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями.
32. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовные потребности человека связаны прежде всего с его биологической сущностью.
2) Индивид- единичный представитель человечества.
3) К социальным потребностям относят потребности в пище, воде, воздухе и др.
4)Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
5) Личность – совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.
33. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способность к совместной преобразовательной деятельности
2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям
4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе
34.Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возрастные и половые различия
3) особенности нервной системы
6) особенности мировоззрения
35.Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) преобразовывать окружающую среду
2) видеть цель своих действий
3) адаптироваться к природным условиям
5) производить потомство
6) чередовать периоды активности и отдыха
36.Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2)Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3)Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.
4)Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5)Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
37.Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.
2)Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.
3)Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.
4)Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.
5)Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.
38.Выберите верные суждения о человеке как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.
2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.
3)Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.
4)Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.
5)Человек как личность формируется в процессе социализации.
39.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
3)К социальным потребностям относят потребности в пище, воде, воздухе и др.
4)Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
40.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Каждый человек обладает биологической индивидуальностью.
2)Человеку свойственно наличие мышления и словесной речи.
3)Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
4)Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.
5)Общественные потребности человека реализуются в его социальных взаимодействиях.
41.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.
2)Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.
3)Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
4)Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.
5)Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе получения необходимых благ.
42.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, инстинктах и рефлексах.
2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.
5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему ценности.
43.Илье Анатольевичу 36 лет. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие Илью Анатольевича как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Илья Анатольевич работает в гимназии учителем истории и обществознания.
4) У Ильи Анатольевича тёмные волосы и серые глаза.
6) Илья Анатольевич легко переносит физические нагрузки.
44.Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом ниже списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рост Ларисы ниже среднего.
3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.
4) Лариса добрая и отзывчивая.
6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками.
45.Ученик 10-го класса готовит исследование о биосоциальной сущности человека. В ходе исследования он записал исключительные проявления социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) членораздельная речь
2) готовность к общественно-полезному труду
3) наличие инстинктов
4) способность к продолжению рода
5) наличие физиологических потребностей
6) осознание ответственности за свои действия
46.Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Черты сходства человека с другими живыми существами». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти черты.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) осознанная постановка цели
3) использование природных материалов
4) наличие словесной речи
5) забота о потомстве
6) стремление понять закономерности развития природы и общества
47.Зинаиде 38 лет. Она мать двоих детей. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рост Зинаиды – 165 см.
2) У Зинаиды, как и у её мамы, русые волосы и голубые глаза.
3) Зинаида добрая и отзывчивая.
4) У Зинаиды, как и у всех её родственников, абсолютный музыкальный слух.
5) Зинаида благожелательно относится к окружающим людям.
6) Зинаида – ответственный работник.
48.Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
A) способность к продолжению рода
Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды
B) способность накапливать знания и трудовые навыки
Г) способность видеть цель своих действий
Д) способность оценивать себя и других
49.Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) способность к целеполаганию
3) забота о потомстве
4) приспособление к условиям окружающей среды
5) стремление понять окружающий мир
6) общение с помощью членораздельной речи
50.Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) стремление объяснить законы природы
3) продолжение рода
4) общение с помощью членораздельной речи
5) приспособление к условиям окружающей среды
6) способность к мышлению
Задания ЕГЭ по обществознанию 2020 год
на тему: « Биологическое и социальное в человеке»
1.Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способность к совместной преобразовательной деятельности
2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям
4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе
2.Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возрастные и половые различия
3) особенности нервной системы
6) особенности мировоззрения
3.Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) преобразовывать окружающую среду
2) видеть цель своих действий
3) адаптироваться к природным условиям
5) производить потомство
6) чередовать периоды активности и отдыха
4.Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2)Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3)Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.
4)Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5)Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
5.Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.
2)Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.
3)Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.
4)Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.
5)Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.
6.Выберите верные суждения о человеке как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.
2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.
3)Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.
4)Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.
5)Человек как личность формируется в процессе социализации.
7.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
3)К социальным потребностям относят потребности в пище, воде, воздухе и др.
4)Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
8.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Каждый человек обладает биологической индивидуальностью.
2)Человеку свойственно наличие мышления и словесной речи.
3)Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
4)Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.
5)Общественные потребности человека реализуются в его социальных взаимодействиях.
9.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.
2)Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.
3)Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
4)Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.
5)Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе получения необходимых благ.
10.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, инстинктах и рефлексах.
2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.
5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему ценности.
11.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
2)Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.
3)Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.
4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.
5)К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п.
12.Выберите верные суждения о сознании человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1)Сознание предполагает способность человека отражать действительность как в чувственных, так и в логических образах.
2)Сознание включает в себя все психические процессы, свойства и состояния человека.
3)Самосознание является одной из сторон сознания, отличающих человека от животных.
4)Эмоции являются одним из компонентов сознания.
5) Поведение человека полностью определяется сознанием.
13.Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
A) способность к продолжению рода
Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды
B) способность накапливать знания и трудовые навыки
Г) способность видеть цель своих действий
Д) способность оценивать себя и других
14.Установите соответствие между примерами и группами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРУППЫ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
А) У Антона голубые глаза.
В) Анна трудолюбива.
Г) Катя очень отзывчива.
Д)Максиму нравится быть в центре внимания окружающих.
15.Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) способность к целеполаганию
3) забота о потомстве
4) приспособление к условиям окружающей среды
5) стремление понять окружающий мир
6) общение с помощью членораздельной речи
16.Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) стремление объяснить законы природы
3) продолжение рода
4) общение с помощью членораздельной речи
5) приспособление к условиям окружающей среды
6) способность к мышлению
17.Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) использование предметов, данных природой
3) стремление понять окружающий мир
4) генетически обусловленные модели поведения
5) общение с помощью членораздельной речи
6) способность к целеполаганию
18.Найдите в приведённом ниже списке социальные характеристики человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
5) проявление эмоций
6) способность к преобразовательной деятельности
19.Алине 22 года. Найдите в приведённом списке черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Алина добрая и отзывчивая.
4) Алина благожелательно относится к коллегам.
5) Алина аккуратная, дома у неё порядок.
6) У Алины светлые волосы и голубые глаза.
20.Кириллу 16 лет. Найдите в приведённом списке социальные характеристики Кирилла. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.
3) Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.
6) Кирилл хорошо учится в школе.
21.Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.
3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.
4) Иван занимается лёгкойатлетикой, серьёзно относится к тренировкам.
6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.
22.Знакомые характеризовали Виталия как незаурядную личность. Какие из приведённых ниже качеств могли стать основой этой характеристики? Запишите цифры, под которыми они указаны.
2) интерес к садоводству
3) педагогический талант
6) любовь к путешествиям
23.Илье Анатольевичу 36 лет. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие Илью Анатольевича как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Илья Анатольевич работает в гимназии учителем истории и обществознания.
4) У Ильи Анатольевича тёмные волосы и серые глаза.
6) Илья Анатольевич легко переносит физические нагрузки.
24.Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом ниже списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рост Ларисы ниже среднего.
3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.
4) Лариса добрая и отзывчивая.
6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками.
25.Ученик 10-го класса готовит исследование о биосоциальной сущности человека. В ходе исследования он записал исключительные проявления социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) членораздельная речь
2) готовность к общественно-полезному труду
3) наличие инстинктов
4) способность к продолжению рода
5) наличие физиологических потребностей
6) осознание ответственности за свои действия
26.Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Черты сходства человека с другими живыми существами». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти черты.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) осознанная постановка цели
3) использование природных материалов
4) наличие словесной речи
5) забота о потомстве
6) стремление понять закономерности развития природы и общества
27.Зинаиде 35 лет. Она мать двоих детей. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рост Зинаиды – 158 см.
2) У Зинаиды, как и у её мамы, русые волосы и голубые глаза.
3) Зинаида добрая и отзывчивая.
4) У Зинаиды, как и у всех её родственников, абсолютный музыкальный слух.
5) Зинаида благожелательно относится к окружающим людям.
6) Зинаида – ответственный работник.
28.Запишите слово, пропущенное в таблице.
Социальная сущность человека
29.Запишите слово, пропущенное в таблице.
Социальная сущность человека
30.Запишите слово, пропущенное в таблице.
Социальная сущность человека
– это совокупность неповторимых биологических и социальных качеств, присущих каждому человеку.
– это социальный признак человека, связанный с наличием у него социально-значимых качеств, то есть таких, которые важны и необходимы обществу (к примеру, самостоятельность, ответственность, гражданственность, патриотизм, толерантность, альтруизм, гуманность и многие другие).
31.Выберите верные суждения о биосоциальной сущности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху.
2) Осознание и переживание человеком нужды в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называют потребностью.
3) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении.
4) К духовным потребностям человека относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.
5) Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями.
32. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовные потребности человека связаны прежде всего с его биологической сущностью.
2) Индивид- единичный представитель человечества.
3) К социальным потребностям относят потребности в пище, воде, воздухе и др.
4)Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
5) Личность – совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.
33. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способность к совместной преобразовательной деятельности
2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям
4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе
34.Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возрастные и половые различия
3) особенности нервной системы
6) особенности мировоззрения
35.Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) преобразовывать окружающую среду
2) видеть цель своих действий
3) адаптироваться к природным условиям
5) производить потомство
6) чередовать периоды активности и отдыха
36.Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2)Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3)Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.
4)Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5)Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
37.Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.
2)Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.
3)Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.
4)Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.
5)Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.
38.Выберите верные суждения о человеке как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.
2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.
3)Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.
4)Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.
5)Человек как личность формируется в процессе социализации.
39.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
3)К социальным потребностям относят потребности в пище, воде, воздухе и др.
4)Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
40.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Каждый человек обладает биологической индивидуальностью.
2)Человеку свойственно наличие мышления и словесной речи.
3)Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
4)Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.
5)Общественные потребности человека реализуются в его социальных взаимодействиях.
41.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.
2)Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.
3)Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
4)Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.
5)Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе получения необходимых благ.
42.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, инстинктах и рефлексах.
2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.
5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему ценности.
43.Илье Анатольевичу 36 лет. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие Илью Анатольевича как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Илья Анатольевич работает в гимназии учителем истории и обществознания.
4) У Ильи Анатольевича тёмные волосы и серые глаза.
6) Илья Анатольевич легко переносит физические нагрузки.
44.Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом ниже списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рост Ларисы ниже среднего.
3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.
4) Лариса добрая и отзывчивая.
6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками.
45.Ученик 10-го класса готовит исследование о биосоциальной сущности человека. В ходе исследования он записал исключительные проявления социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) членораздельная речь
2) готовность к общественно-полезному труду
3) наличие инстинктов
4) способность к продолжению рода
5) наличие физиологических потребностей
6) осознание ответственности за свои действия
46.Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Черты сходства человека с другими живыми существами». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти черты.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) осознанная постановка цели
3) использование природных материалов
4) наличие словесной речи
5) забота о потомстве
6) стремление понять закономерности развития природы и общества
47.Зинаиде 38 лет. Она мать двоих детей. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рост Зинаиды – 165 см.
2) У Зинаиды, как и у её мамы, русые волосы и голубые глаза.
3) Зинаида добрая и отзывчивая.
4) У Зинаиды, как и у всех её родственников, абсолютный музыкальный слух.
5) Зинаида благожелательно относится к окружающим людям.
6) Зинаида – ответственный работник.
48.Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
A) способность к продолжению рода
Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды
B) способность накапливать знания и трудовые навыки
Г) способность видеть цель своих действий
Д) способность оценивать себя и других
49.Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) способность к целеполаганию
3) забота о потомстве
4) приспособление к условиям окружающей среды
5) стремление понять окружающий мир
6) общение с помощью членораздельной речи
50.Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) стремление объяснить законы природы
3) продолжение рода
4) общение с помощью членораздельной речи
5) приспособление к условиям окружающей среды