Представьте что вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачетом по теме человек
Представьте что вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачетом по теме человек
Какие составляющие, по мнению автора, образуют композитивный характер социального действия? Какие два признака деятельности, помимо целенаправленного характера, свойственного людям, называет автор?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Конечно, утверждение о том, что вне сознания нет и не может быть деятельности, осуществляемой человеком как социокультурным субъектом, нуждается в серьёзных уточнениях. В самом деле, «композитивный» характер социального действия, осуществляемого в соответствии с законами физики и биологии, а не вопреки им, заставляет нас учитывать теснейшую связь, а зачастую и взаимопроникновение, между собственными социальными и природными измерениями деятельности.
В этом плане целенаправленная деятельность, свойственная людям, не исключает наличия у них набора регуляторов поведения альтернативных сознанию. В действительности деятельность содержит в себе признаки не только простейшего физического процесса, но и приспособительного поведения животных, активности не в её родовом, а в сугубо биологическом понимании.
В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что деятельность осуществляется людьми, каждый из которых представляет собой не только «микрокосм социальности», но и живой организм, наделённый как «витальными» потребностями животного, так и рефлекторными программами поведения – не только условными, но и безусловными. Человеческого младенца, только появившегося из утробы матери, никто не учит дышать, кричать или сосать грудь; вполне взрослые люди отдергивают руку от огня или инстинктивно сохраняют равновесие, ничуть не задумываясь над необходимостью или последовательностью предпринимаемых усилий.
Велик соблазн заявить, что подобные рефлекторные программы поведения отвечают лишь за внутренние и внешние реакции нашего «тела», и никак не вмешиваются в собственно деятельность, т. е. поведение людей как социальных существ. Однако подобное заявление едва ли соответствует истине, поскольку значимые социокультурные реакции человека вызываются отнюдь не только логическими расчётами и планами.
Мало того, что система человеческого сознания включает в себя совокупность эмоциональных процессов, сопровождающих и существенно влияющих на целеполагание. Следует признать, что необходимым внутренним компонентом человеческого сознания является обширная сфера так называемых бессознательных импульсов, без учёта которых картина социального поведения человека будет явно неполной.
На языке психологии поведенческие реакции, в которых отсутствует сознательная регуляция и контроль каждого из необходимых движений, именуют навыками. Место сознательного расчёта в них занимает автоматизированное восприятие действительности в форме двигательных и интеллектуальных навыков, являющихся основой полноценной предметной деятельности во внешней среде.
Какие факторы по мнению автора, кроме логических расчётов и планов, обуславливают социокультурное поведение человека? Приведите два положения. Используя обществоведческие знания, назовите ещё один любой фактор, не упомянутый в тексте.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Конечно, утверждение о том, что вне сознания нет и не может быть деятельности, осуществляемой человеком как социокультурным субъектом, нуждается в серьёзных уточнениях. В самом деле, «композитивный» характер социального действия, осуществляемого в соответствии с законами физики и биологии, а не вопреки им, заставляет нас учитывать теснейшую связь, а зачастую и взаимопроникновение, между собственными социальными и природными измерениями деятельности.
В этом плане целенаправленная деятельность, свойственная людям, не исключает наличия у них набора регуляторов поведения альтернативных сознанию. В действительности деятельность содержит в себе признаки не только простейшего физического процесса, но и приспособительного поведения животных, активности не в её родовом, а в сугубо биологическом понимании.
В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что деятельность осуществляется людьми, каждый из которых представляет собой не только «микрокосм социальности», но и живой организм, наделённый как «витальными» потребностями животного, так и рефлекторными программами поведения – не только условными, но и безусловными. Человеческого младенца, только появившегося из утробы матери, никто не учит дышать, кричать или сосать грудь; вполне взрослые люди отдергивают руку от огня или инстинктивно сохраняют равновесие, ничуть не задумываясь над необходимостью или последовательностью предпринимаемых усилий.
Велик соблазн заявить, что подобные рефлекторные программы поведения отвечают лишь за внутренние и внешние реакции нашего «тела», и никак не вмешиваются в собственно деятельность, т. е. поведение людей как социальных существ. Однако подобное заявление едва ли соответствует истине, поскольку значимые социокультурные реакции человека вызываются отнюдь не только логическими расчётами и планами.
Мало того, что система человеческого сознания включает в себя совокупность эмоциональных процессов, сопровождающих и существенно влияющих на целеполагание. Следует признать, что необходимым внутренним компонентом человеческого сознания является обширная сфера так называемых бессознательных импульсов, без учёта которых картина социального поведения человека будет явно неполной.
На языке психологии поведенческие реакции, в которых отсутствует сознательная регуляция и контроль каждого из необходимых движений, именуют навыками. Место сознательного расчёта в них занимает автоматизированное восприятие действительности в форме двигательных и интеллектуальных навыков, являющихся основой полноценной предметной деятельности во внешней среде.
Представьте что вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачетом по теме человек
Выберите верные суждения о человеке как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.
2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.
3) Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.
4) Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.
5) Человек как личность формируется в процессе социализации.
1) О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода — нет, неверно, это биологическая черта.
2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов — нет, неверно, животное тоже это может сделать.
3) Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов — да, верно.
4) Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду — да, верно.
5) Человек как личность формируется в процессе социализации — да, верно.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Представления о человеке
Личность — человек как носитель социально значимых качеств.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОНЯТИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
---|---|
Индивид | Отдельно взятый представитель человеческого рода |
… | Человек как субъект социальных отношений |
Человек как субъект социальных отношений — личность.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Индивид; индивидуальность; человек; личность; талант.
Индивидами мы рождаемся. Индивид — это один человек, представитель биологического вида «homosapiens». Каждый человек — индивид, по отношению к животному используется слово «особь». Человек — продукт филогенеза и онтогенеза. Индивидуальность — набор качеств, на основании которых один человек отличается от другого, качества могут быть индивидуальными и типичными, которые свойственны всем людям. Индивидуальные качества — цвет волос, глаз, типичные — две руки, 5 пальцев, на голове волосы. Личность — высший уровень развития человеческой индивидуальности.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОНЯТИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
---|---|
Индивид | Человек как представитель биологического вида |
. | Человек как носитель социальных качеств |
Человек как носитель социальных качеств — личность.
Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) использование предметов, данных природой
3) стремление понять окружающий мир
4) генетически обусловленные модели поведения
5) общение с помощью членораздельной речи
6) способность к целеполаганию
Согласно заданию: «Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека».
1) инстинктивные реакции на воздействие среды — да, верно, это биологическая природа.
2) использование предметов, данных природой — да, верно, это биологическая природа.
3) стремление понять окружающий мир — нет, неверно, это социальная природа человека.
4) генетически обусловленные модели поведения — да, верно, это биологическая природа.
5) общение с помощью членораздельной речи — нет, неверно, это социальная природа человека.
6) способность к целеполаганию — нет, неверно, это социальная природа человека.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Биологическая природа человека, инстинктивное поведение, физиологические потребности, физическое развитие, возрастные особенности развития психики.
Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами.
Ответ: биологическая природа человека.
инстинктивное поведение у животных (?), тогда это понятие не относится к биологической природе человека
Здесь не сказано о животных. А инстинктивное поведение характерно и для человека.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).
Способности; задатки; одарённость; талант; гениальность.
Все представленные понятия — это уровни развития способностей.
Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Черты сходства человека с другими живыми существами». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти черты.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) осознанная постановка цели
3) использование природных материалов
4) наличие словесной речи
5) забота о потомстве
6) стремление понять закономерности развития природы и общества
1) инстинктивные реакции на воздействие среды — да, верно, этот признак отражает его биологическую природу и свойственен не только человеку, но и животному.
2) осознанная постановка цели — нет, неверно, это свойственно только человеку.
3) использование природных материалов — да, верно, этот признак отражает его биологическую природу и свойственен не только человеку, но и животному.
4) наличие словесной речи — нет, неверно, это свойственно только человеку.
5) забота о потомстве — да, верно, этот признак отражает его биологическую природу и свойственен не только человеку, но и животному.
6) стремление понять закономерности развития природы и общества — нет, неверно, это свойственно только человеку.
Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и укажите цифры, под которыми они даны.
1) преобразовывать окружающую среду
2) видеть цель своих действий
3) адаптироваться к природным условиям
5) производить потомство
6) чередовать периоды активности и отдыха
Cпособность мыслить и практически действовать имеют социальную природу.
Почему 2 вариант подходит? Животные тоже видят действуют целесообразно. Отличие людей в том, что они способны ещё и к целеполаганию!
Животные не способны к целеполаганию, значит и не могут видеть цель.
по-моему, чередовать периоды активности и отдыха тоже относится. Или я путаюсь?
Ошибаетесь. Это свойство относиться и к животным.
Найдите в приведённом ниже списке социальные характеристики человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
5) проявление эмоций
6) способность к преобразовательной деятельности
1) сознание — да, верно.
2) инстинкты — нет, неверно.
3) мировоззрение — да, верно.
4) наличие психики — нет, неверно.
5) проявление эмоций — нет, неверно.
6) способность к преобразовательной деятельности — да, верно.
Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена. Да, верно, это обусловлено особенностями развития человеческого организма.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств. Да, верно, личность — это индивид как активный участник общественных отношений.
3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности. Нет, неверно, он их усваивает в процессе социализации.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности. Нет, неверно, скорее биологической.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах. Да, верно, задатки раскрываются в способности только если у человека есть мотивация и возможность их развивать в обществе.
Тренер спортивной школы считает, что у Ирины хорошие физические данные для занятий художественной гимнастикой. Какое понятие характеризует уровень развития способностей Ирины на этом этапе? Какие ещё уровни развития способностей выделяют учёные? (Назовите два уровня.) Предположите, что нужно сделать Ирине, чтобы достичь высоких спортивных результатов.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) уровень развития способностей на данном этапе:
2) другие два уровня, например:
3) предположение, допустим:
— Ирине следует много тренироваться, иначе её способности не разовьются.
Предположение может быть дано в другой формулировке
Знакомые характеризовали Виталия как незаурядную личность. Какие из приведённых ниже качеств могли стать основой этой характеристики? Запишите цифры, под которыми они указаны.
2) интерес к садоводству
3) педагогический талант
6) любовь к путешествиям
Личность — это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.
1) высокий рост — нет, неверно.
2) интерес к садоводству — да, верно.
3) педагогический талант — да, верно.
4) голубые глаза — нет, неверно.
5) светлые волосы — нет, неверно.
6) любовь к путешествиям — да, верно.
В обществознании, много таких вопросов из-за специфики нашего предмета. Данный вопрос разработчиков КИМов. подобное вполне может встретиться на реальном экзамене.
Если не прикладываем усилий, то есть не умеем преодолевать трудностей, а это уже личность, то задатки даже в способности не превратятся.
Выберите верные суждения о взаимосвязи природы и общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Природа и общество — это взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты материального мира.
2) Общество и природа исторически сложились и развиваются по единым законам.
3) Природные условия влияют на общественное разделение труда, размещение производительных сил.
4) Степень и характер воздействия общества на природу остаются неизменными на всех этапах общественного развития.
5) Общество, в отличие от природы, является творцом культуры.
1) Природа и общество — это взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты материального мира. Да, верно, общество открытая система, которая находится во взаимодействии с природой.
2) Общество и природа исторически сложились и развиваются по единым законам. Нет, неверно, общество развивается не только по физическим законам, но и по социальным.
3) Природные условия влияют на общественное разделение труда, размещение производительных сил. Да, верно, наличие залежь полезных ископаемых определяет возможность предпринимателей их разрабатывать, строить заводы по переработке.
4) Степень и характер воздействия общества на природу остаются неизменными на всех этапах общественного развития. Нет, неверно, на стадии традиционного общества люди сильнее зависели от природы, чем на стадии индустриального и постиндустриального.
5) Общество, в отличие от природы, является творцом культуры. Да, верно, культура — это все, что создано человеком.
Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способность к совместной преобразовательной деятельности
2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям
4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе
Свойства человека, имеющие социальную природу — это способность к совместной преобразовательной деятельности, стремление к самореализации и устойчивые взгляды на мир и свое место в нем. А умение приспосабливаться к природным условиям и потребность в воде, пище, отдыхе — это свойства человека, имеющие физиологическую природу.
А разве 4-это не проявление духовности?
Духовная относится к социальной
Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы. Сначала укажите в чем заключается взаимосвязь, затем пример её иллюстрирующий. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Правильный ответ может содержать примеры:
1) природные условия обусловливают занятия людей (например, у японцев традиционно развита рыбная ловля);
2) полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономического развития (например, Россия является одним из ведущих экспортеров нефти и газа в европейские страны. Доходы от этого составляют до трети её бюджета);
3) природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например, цунами в Японии разрушило несколько прибрежных городов и привело к смерти нескольких сотен человек).
Связь общества и природы может быть раскрыта на других примерах.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.
«Процесс _________(А) человека как социального существа, способного существовать в данном конкретном обществе, изучает социология и именует социализацией. Только в обществе, развиваясь как _________(Б), действующий в конкретной системе социальных коммуникаций человек превращается из природной особи в социальное существо. Но при этом он не освобождается от своих природных характеристик. Биологическое начало присутствует в жизни человека в снятом виде, то есть в качестве механизма, обеспечивающего выполняемые индивидом _________(В). Таким образом, _________(Г) накладывает свой отпечаток на социализацию. Социологи различают первичную социализацию, относящуюся к _________(Д), и вторичную, длящуюся всю остальную жизнь.
С другой стороны, процесс социализации тесно связан с _________(Е), которая не наследуется естественным путем».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
3) биологическая природа
4) социальная функция
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова:
Единственно верным ответом является вариант 874365.
Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА | ПРИРОДА КАЧЕСТВ |