Представьте что вам нужно отправить информацию о человеке представителям иных планет

Самопознание, 10 класс. Итоговый урок

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!

Саба қ ма қ саты /Цель: расширение представлений учащихся о человеке как носителе нравственных качеств

Содействовать совершенствованию внутреннего мира

Развивать ценностные ориентации и убеждения через осмысление бесконечности процесса познания своего «Я»

Воспитывать стремление обогащать, развивать свой внутренний мир

Первый урок является вводным и задающим тон всему курсу самопознание на старшей ступени. Исходным тезисом послужат слова эпиграфом урока:

Человек не появляется на божий свет разумным. Он становится им, слушая людей, видя их дела, трудясь в поте лица…………………………А.Кунанбаев. (с.7 уч/к)

Чтение: «Вечный вопрос»П.Коэльо с.7-8 уч/к с переходом в беседу по вопросам с.8.

Все последующие виды деятельности учащихся по рубликам «беседа», «задание», «чтение», помогут учителю подвести учащихся к рублике «учебная информация». С.10 уч/к.

Задания: дайте своё определение понятию «человек».

Представьте, что вам нужно отправить информацию о человеке представителям иных планет. Что вы расскажите о жителях Земли? Что в этом сообщении вы выделите особенно?

Чтение: самостоятельно рублика «Это интересно» с.12 и 13-14 уч/к.

Рублика NB : дается понятие об индивидуальности человека. С.13 уч/к

Задание: Изобразите свой внутренний мир в виде коллажа, цветовой композиции или рисунка.

Ситуация: размышление над письмами двух авторов, которые попробовали изобразить свой внутренний мир. С.16-17 уч/к.

Беседа: поделитесь мыслями о том, что вы думаете о человеке. Отразите в своих размышлениях ответы на вопросы с.17-18 уч/к.

Творческая деятельность: позволяет подвести к мысли о том, что человек должен сохранить в себе свою человеческую природу – способность познавать себя, окружающий мир, творить добро и любить мир вокруг.

Утверждение в рублике NB важно подать как ключевую идею проекта «Моё призвание». Т.е. «Цель моей исследовательской деятельности – осуществить познание собственного «Я» через достижения призвания». Запись производится в тетради ученика.

От сердца к сердцу: «Золотая кровь» Э. Асадов с.18 уч/к

Та қ ырып /Тема: Человек и его характер

Саба қ ма қ саты /Цель: расширение представлений учащихся о характере человека, его проявлении возможностях человека в совершенствовании своего характера.

Раскрыть значимость волевых усилий для познаний человеком самого себя

Развить осознанное отношение к собственным личностным качествам

Воспитывать потребность в самосовершенствовании

Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер. Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

В эпиграфе урока содержится его ключевая идея.

Чтение Притча «Воспитание характера». С. 20 прочитав притчу учитель обращает внимание на учебную информацию. При чтение данного текста учащимся следует выделить его ключевые мысли.

Задания: с.24 прочитать и выбрать качества человека, которые, на ваш взгляд, необходимые каждому человеку. Раскройте их смысл. ? какие качества характера присущи вам?

В чем смысл самооценки? Вопрос по стих/ю Р.Тамарина «Цена».

Характер проявляется в действиях, поступках. В каждом действии есть цель и мотив. Для того, чтобы человек владел своим поведением, у него должна быть развита воля. А воля понимается, как способность преодолевать трудности, упорство в достижении цели.

Нравственное воспитание состоит, прежде всего, в формировании характера.

Как говорит Гораций «Характер – это одновременно и наличие твердых намерений осуществить что – либо, и при этом способность реализовать намеченные планы».

Задание : как развить сильную волю? Сформулируйте несколько советов и обсудите их в классе.

Задание: это задание можно отнести и к творческому.

Посмотрите на себя со стороны глазами нескольких человек. Что сказали бы о вас близкий друг, учитель, родители, близкие родственники, недруг. Проанализируйте свои портреты. Попробуйте определить, где проявляется ваш истинный характер.

Составьте план самовоспитания, заполнив таблицу:

Качества, которые у меня развиты для достижения поставленных жизненных целей

Качества, которых у меня нет, или они недостаточно развиты, чтобы способствовать успеху

Что нужно сделать, чтобы эти качества в себе развивать

Тест: «Какая у меня воля?» (ответы «да», «нет», «не знаю»). С.15 р.т/ть.

Как быть с плохими привычками, которые формируются куда легче, чем хорошие.

Составьте список хороших и плохих привычек

Сформулируйте развитие полезных привычек и искоренение вредных.

Для достижения эффективности данного задания, его можно выполнить в группе. В этом случае в подгруппах пройдет обсуждения имеющего у них опыта.

Привычку совершать пешие походы – выводя младших членов семьи на прогулки, оказывать помощь родителям, укреплять собственное здоровье.

Та қ ырып /Тема: в ладу с самим собой

Саба қ ма қ саты /Цель : расширение представлений о роли чувств в обретении гармонии

Раскрыть значимость гармонии в отношении с самим собой и окружающими

Развивать умение управлять своими эмоциями и чувствами

Воспитывать потребность поступать честно с собой и с окружающими

Изречение, выступающее в качестве эпиграфа урока можно предложить прочитать ученикам с.31

Учитель предлагает определить условие гармонии человека с собой и миром, опираясь на эти высказывания

«Сказка о волшебнике» в рубрике «чтение с.31» является иллюстрацией к первым выводам урока.

Выполняя задание с.34 учащиеся понимают о роли чувств в душевном состоянии человека.

Всё это подготовит почву для восприятия информации с.34.

Эссе «Цветы души» А.Ивановой поможет учащимся создать собственный образ чувств. С.34

Задание: Перечислите чувства, которые испытывает человек. Какие из них благоприятно влияют на человека, а какие разрушительны для личности.

Завершить можно урок, выполнив задания с.45 и прочитать рубрику «Это интересно». С.45

Начало урока можно провести по вопросам с.46.

Чтение : «Самая мягкая подушка» притча А.Лопатина.

*Какая совесть не дает человеку спать?

Прочитать размышление о совести видных деятелей. Выделить ключевую идею каждого высказывания. Составьте собственное высказывание о совести человека. Задание 3,4 с.21 р. т\ть

Задание с.52. важность данного задания в том, что в процессе его выполнения происходит проекция учебного материала на собственный опыт.

Личностная позиция учащихся проявится в решении ситуации с.51-53.

Творческая деятельность с.53 (или задание 5 р.т\ть)

В результате работы должны отразиться выводы урока, представленные в рубрике NB с.53

Та қ ырып /Тема : «Быть, а не казаться»

Саба қ ма қ саты /Цель: раскрытие ценностного смысла понятия «достоинство» в становлении человека как личности

Расширить представления о понятиях «достоинство» и «лицемерие»

Развивать потребность в самоуважении и уважении достоинства окружающих

Воспитывать чувство собственного достоинства

Понятие темы урока ребята определяют из слов А. Шопенгаузера. В своих словах он высказывает мысль о том, какая страна является самой счастливой, какой человек является самым счастливым, что каждый человек должен оставаться самим собой.

И как бы, не влияла на человека окружающая среда, люди, которые его окружают, человек должен оставаться человеком и не менять свои взгляды и убеждения.

Помочь в этом разобраться поможет рубрика «Это интересно».

Понять истинный смысл лицемерия возможно при знакомстве с учебной информацией.

Соотнести понятие лицемерие и надевание маски представляется возможным при анализе двух писем в рубрике «ситуация». С.58 оба автора писем надели маски. Только Екатерине удалось её снять, а Владимир вошёл в роль «маски» окончательно. И страдает от этого только он сам. Ведь даже друзей у него не осталось.

Задание : прочитайте перечень качеств человеческого характера. Выпишите те, которые характеризуют достоинства человека. С.22 уч\к

От сердца к сердцу: назвать те качества человека, которые присущи твоим одноклассникам, твоим друзьям.

Та қ ырып /Тема : «Быть, а не казаться»

Саба қ ма қ саты /Цель: раскрытие ценностного смысла понятия «достоинство» в становлении человека как личности

Расширить представления о понятиях «достоинство» и «лицемерие»

Развивать потребность в самоуважении и уважении достоинства окружающих

Воспитывать чувство собственного достоинства

Второй урок по теме посвящается выявление истинного понятия достоинство. Сначала при анализе изречений известных людей с.61, а потом на основе реальной истории «Последний билет» с.67

Прийти к пониманию высокого смысла достоинства человека возможно через глубокое осмысление этого материала служат задания с.62 упорядочить собственные выводы поможет учебная информация и в рублике NB

Достоинство – совокупность важнейших качеств личности, поэтому логично провести дискуссию по итогам всего раздела, что отражено в рубрике ДК.

Задание с.25 р.т\ть. Прочитать притчу. В чем достоинство героя?

Анкета – оцените уровень развития своих волевых качеств. С.27 р.т\ть.

От сердца к сердцу. А.Сычева «Путь».

Та қ ырып /ТЕМА: Семья: прошлое, настоящее, будущее

Саба қ ма қ саты /Цель : углубление представлений учащихся о важности постижения семейных корней.

Расширить знания о семейных ценностях

Развить навыки изучения истории семьи

Воспитывать ответственное отношение к сохранению семейных ценностей

Круг радости : Эмоциональный настрой создаёт знакомство со стихотворением Б Канапьянова «Родной очаг» с.70

В статье Т.Афанасьевой «Кровное содружество» с. 72 отражены размышления о том, что такое семья. Задача учителя нацелить учащихся на рассмотрение ценности семьи с точки зрения личного восприятия этого понятия.

Проблемы урока обозначены в вопросах беседы с. 74 .

Эмоциональное восприятие этого этапа урока обеспечивает трогательное сочинение юноши о приёмном отце: чтение текста с. 74

В учебной информации вводится понятие «генеалогическое древо». С целью глубокого постижения этого понятия введён рассказ Г.Матвеевой – преподавателя колледжа. С.77. после завершения чтения ведётся беседа по прочитанному. С.79.

Цитата урока представлена словами Л.Толстого с.70.

Задание : с.71 – прочитайте пословицы и поговорки. Какие кажутся актуальными и в наши дни?

Сформулируйте своё определение понятия «Семья».

Резюме: итог уроков даётся в рубрике NB с.80.

От сердца к сердцу : даются слова В.Сухомлинского, как слова назидания.

Саба қ ма қ саты /Цель: углубление представлений учащихся о ценности семьи

Расширить знания о семье, взаимоотношении в семье, семейном счастье

Развивать умение проявлять ответственность в семейных отношениях

Воспитывать внимательное, уважительное отношение к родным и близким

Уроки продолжают тему семьи. Однако здесь пойдёт речь о достижения взаимоотношения, умении ценить своих близких, быть к ним внимательными и терпимыми. Стих\е Р.Казаковой говорится о важной стороне отношений между родителями и детьми. С. 81

Вопросы беседы создают предпосылки для вовлечения в разговор каждого ученика о своей семье с…82. В заключении беседы можно обобщить ответы учащихся по поводу мнений, что такое здоровая семья. Проблему отцов и детей ставит короткое письмо отца, который не достигает успеха в воспитании. С.82-83 далее проводятся трогательные, полные любви к отцу воспоминания кандидата педагогических наук А. Шмановой. С. 83. Воспоминания «Об отце» звучат как ответ на вызов разгневанного родителя, представленного выше.

Учебная информация как бы подводит итог данному этапу урока: отношению отцов и детей.

В следующих сериях заданий с. 86-87 учащимся предоставляется возможность осмыслить свои отношения с близкими в семье.

Следующая группа заданий касается взаимоотношений между бабушками, дедушками и внуками. Рассмотреть ситуацию с. 87-88.

Задание: Составьте современный портрет бабушки и дедушки. Найдите способ сделать жизнь стариков счастливее. (письменно)

Подвести итоги данного этапа урока помогает учебная информация с. 89.

Посмотреть на себя со стороны поможет выполнить следующее задание с. 88-90 – составьте модель отношений между родителями и дочерью или сыном.

Ситуация: с. 90 прочитать письмо от пожилого человека о проблеме взаимоотношений между отцами и детьми и ответить автору письма.

В чем он видит родительские упущения?

Почему возникаю непонимание между отцами и детьми?

Чтобы вы посоветовали бы автору письма?

Осознанию выводов в рубрике NB об основах здоровой семьи способствует знакомство с притчей С.Патриция Джон «Белый платок» с. 92-93

Творческая деятельность с.95 – сделайте рисованный фильм о главных семейных ценностях, правилах взаимоотношений в семье. При выполнении задания можно использовать рисунки или вырезки из газет и журналов на тему – семья и спорт, утренняя зарядка, семейные вечера, старшие в семье и т.д.

Та қ ыып / тема: О равенстве и справедливости

Саба қ ма қ саты /цель: углубление представлений учащихся о роли мужчины и женщины в обществе

Раскрыть смысл женского и мужского предназначения

Развить осознанное стремление проявлять личностную активность

Воспитывать ответственное отношение своей роли в обществе.

Эпиграфы урока, с. 96. Вводят учащихся в тему урока. Притча «Два крыла» и репродукция молодой казахской художницы А.Калачёвой. помогут учащимся осмыслить образ идеи единения мужчин и женщин в повседневной жизни. Подводя итог прочитанного можно сделать при помощи вопросов беседы с. 98. Для раскрытия многогранности и сложности гендерных отношений приводится фрагмент документа «Стратегия Гендерного равенства в РК на 2006 – 2016 годы». Чтобы понять документ, следует прочитать рубрику « учебная информация », которая предоставляет понятие «гендерные отношения». Подводя итоги своих ответов учащиеся заполняют таблицу: задание 2 р.т\ть

٭ Задание 3 и 4 р.т\ть – составьте распорядок дня современного мужчины и женщины. Сколько они уделяют время здоровью, интеллектуальному занятию и т.д. представьте что вы директор фирмы. Придумайте название и род деятельности. Какие должности необходимы для нормального функционирования организации? Распределите их с учетом гендерного подхода.

Задания с. 102- 103 помогут учащимся поразмыслить о роли мужчины и женщины в обществе, о их предназначении и уклада жизни общества.

САБА Қ/ УРОКИ 15 – 16

Саба қ ма қ саты /Цель: углубление представлений о значимости служению обществу в жизни человека

Раскрыть значение понятий «призвание», «созидательный труд» для человека, показать многообразие путей реализации своего призвания

Развивать навыки служения обществу

Воспитывать чувство ответственности, целеустремленности, познавательной активности

Исходным тезисом урока является притча «Два каменщика».

В рубрике беседа даны вопросы, которые служат продолжением дискуссии с содержанием притчи

Чтение текста «Ты выбираешь профессию» С.Газаряна. с. 107

Цель – показать важность выбора своей профессии. Не редко встречаются люди, которые утром не хотят идти на работу. Не потому, что они лентяи или лодыри, а в силу того, что им не нравится своя работа. Вы, выбирая профессию на всю жизнь, должны помнить, что это на каждый день и на всю жизнь. Чтобы, вставая каждое утро, вы с удовольствием шли работать.

Задание: с. 109 чтобы ответить на вопрос, достаточно пересказ учителя. Идея текста в том, что молодой человек выбрал профессию физика. Но ему не везло в работе по этому направлению и он разочаровался в своей профессии. Он перепробовал многие виды деятельности и кругом сталкивался с различными проблемами. И вот он узнаёт, что в один из вузов нужен преподаватель физики. Он идет туда без охоты. Но оборачивается, что именно эта работа оказалась делом всей его жизни.

Следующее задание с. 111 предусмотрены с целью помощи учащимся в выборе своего собственного пути.

Задание с. 112-115. Ученые выделяют условия, определяющие профессиональную пригодность человека. Проанализируйте их применительно к тому делу. Которому хотите служить.

٭ Задание 2 р. т\ть с. 54-55. Определите свое отношение к нравственным нормам поведения. Из предложенных ответов выберите тот, который совпадёт с вашей точкой зрения. Или допишите свой вариант.

Чтение текста «Школьное сочинение преподавателя живописи» с. 114-116 с последующим обсуждением по вопросам.

Рассмотреть репродукции картин с. 118-120 и ответить на вопросы к этому заданию

Задания 4-6 р.т\ть с. 57-58. Эти задания подводят нас к итогам урока, которое дано в рубрике NB . С. 122

И в самом конце уроков по данной теме следует прочитать текст В.Сухомлинского «Письма к сыну», который послужит убедительным завершительным аккордом и заветом к молодому поколению.

Саба қ ма қ саты /Цель: РАСКРЫТИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Расширить знания о понятиях виртуальный мир, интернет – общение

Развивать навыки противостояния интернет зависимости

Воспитывать сознательное отношение к виртуальному миру

Эпиграфом урока служат слова А.Кураева:

Виртуальный мир стоит столько, сколько человек в него вкладывает.

В начале урока дается шуточное эссе Н.Иволга, в котором заключена истина: компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. С. 125 «Я думаю о тебе постоянно».

Беседа: вопросы помогут серьёзно обозначить проблему урока. обсудив вопросы, учащиеся знакомятся с рубрикой «это интересно», в которой разъясняется, что такое виртуальная реальность. С. 126. Далее учащиеся знакомятся о роли компьютерных игр в жизни человека из материалов СМИ. С. 128.

Чтение: «Здравствуй, это я» А.Белоглазов. в этом рассказе показана зависимость юноши – инвалида от компьютерной программы, в которой он начинает видеть полноценного собеседника. А о том, как избежать компьютерную зависимость сказано в рубрике NB

Перечислите профессии, которые связаны с компьютерными технологиями

Напишите или расскажите о своей любимой компьютерной игре

Перечислите интернет – сайты, на которые вы часто заходите и что интересного вы полезного взяли для себя.

Далее нужно проанализировать реальную историю о благодатном общении учителя и его ставшим взрослым учеником в рубрике «ситуация». С. 138.

Творческая деятельность – разработайте проект сайта для юношества, стоящего на пороге жизненного пути.

Дискуссия на тему «Виртуальное пространство: за или против человека?»

٭ От сердца к сердцу – завершите предложение:

Мир реальный отличается от виртуального тем, что …

Та қ ыып / Дорогу к знанию ищет человек

Саба қ ма қ саты /Цель: углубление представления о ценностях познания себя и окружающего мира, а также о сущности процесса познания

Раскрыть значение познания как смысл бытия, показать способы познания

Развить навыки познания себя и окружающего мира

Воспитывать познавательную активность, трудолюбие и целеустремлённость

Урок начинается с высказываний великих людей, которые вводят учащихся в тему уроков.

Для старшеклассников важно уяснить, что процесс познания не ограничен в рамках школы, а продолжается всю жизнь. Важно в себе развить умение познавать. Для этого они отвечают на вопросы беседы с. 141 отвечая на вопросы, ученики придут к выводу, что сама жизнь является познанием.

Определить для себя значимость школьных предметов ученикам помогает знакомство с высказыванием древнегреческим учёным Ксенофонтом на анализе рубрики «задание» с. 142

В следующем задании учащимся предстоит поразмыслить над тем, что каждый человек является для других учителем. С. 143

٭ Задание 1 р.т\ть. Закончите таблицу

Название школьного предмета

Та қ ыып / Дорогу к знанию ищет человек

Саба қ ма қ саты /Цель: углубление представления о ценностях познания себя и окружающего мира, а также о сущности процесса познания

Раскрыть значение познания как смысл бытия, показать способы познания

Развить навыки познания себя и окружающего мира

Воспитывать познавательную активность, трудолюбие и целеустремлённость

Задание, в котором изложено окончание истории Сергея, есть возможность проанализировать способность увлечения с точки зрения его значения в выбранном пути. С. 146 – 148

Представленная ситуация и идущее за ней задание связаны между собой, так как в задании описано благополучное разрешение проблемы. В поведении юноши есть все предпосылки для достижения цели – это целеустремлённость, увлеченность, активность. Познакомьтесь с ситуацией. Можно ли сказать, что влечение для Сергея является способом познания?

В этом задании применён один способ подачи, но в каждом ставятся разные задачи.Учащимся сначала предстоит сформулировать цели своего познания, затем должны найти черты отличия знания, а после рассмотреть способы познания. С. 148 – 151

٭ задание ٭ 5 р.т\ть. Выполняется как творческое задание. Определите круг своих познавательных интересов. При необходимости дополнить нужными графами.

Что мне необходимо знать

Чтение: «Путь познания» с. 151 А.Лопатина. прочитать и ответить на вопрос.

От сердца к сердцу. Стих\е Л.Филатова. с. 152.

Та қ ыып / Радостней сделай жизнь

Саба қ ма қ саты /Цель : углубление представление о чувстве радости, способности радоваться, обретения оптимизма для обретения жизненного опыта

Раскрытие знаний понятий «оптимизм» «пессимизм»

Развивать способность радовать других и радоваться самому

Воспитывать оптимистическое восприятие действительности

Учащимся предстоит сравнить понятия «оптимизм» и«пессимист», выработать отношения к неудачам как к жизненным урокам, научиться создавать душе добрый настрой.

При ответах на вопросы беседы учащимся дана возможность поделиться с жизненным опытом. История, представленная в рубрике «ситуация» с.154 нетипична. Но поведение её героев является ярким примером веры в свои силы, сохранения в душе позитивного настроения.

Выводы, сделанные в ходе анализа текста, подтверждаются информацией с. 157

Опишите обычный день радостной жизни

Сформулируйте собственное условие радостного состояния духа.

Дайте совет как не терять присутствие духа

Прочитать стих\е «Лужа» Т.Ярошевич и ответить на вопросы с. 160

Рубрика «Это интересно», учит ребят, как нужно относится к неудачам, которые встречаются на жизненном пути, что, в свою очередь, они учат быть оптимистическими. Каждая неудача служит полезным уроком. Делает людей сильнее и опытней.

٭ Задание 2.р. т\ть с. 69

٭ Задание с. 163 прочитайте высказывание известных людей и сформулируйте своё по данной теме.

В рубрике NB даётся вывод, в котором заключена мудрость, помогающая каждому человеку не отчаиваться, а учиться на своих жизненных ошибках. С. 166

Творческая деятельность : сформулируйте утверждения, которые можно было бы озаглавить «Советы на каждый день». Наиболее удачные сделайте девизом своей жизни.

От сердца к сердцу : «Не закрой» Н.Рерих.

Та қ ыып / Радостней сделай жизнь

Саба қ ма қ саты /Цель : углубление представление о чувстве радости, способности радоваться, обретения оптимизма для обретения жизненного опыта

Раскрытие знаний понятий «оптимизм» «пессимизм»

Развивать способность радовать других и радоваться самому

Воспитывать оптимистическое восприятие действительности

Учащимся предстоит сравнить понятия «оптимизм» и«пессимист», выработать отношения к неудачам как к жизненным урокам, научиться создавать душе добрый настрой.

При ответах на вопросы беседы учащимся дана возможность поделиться с жизненным опытом. История, представленная в рубрике «ситуация» с.154 нетипична. Но поведение её героев является ярким примером веры в свои силы, сохранения в душе позитивного настроения.

Выводы, сделанные в ходе анализа текста, подтверждаются информацией с. 157

Прочитать стих\е «Лужа» Т.Ярошевич и ответить на вопросы с. 160

Рубрика «Это интересно», учит ребят, как нужно относится к неудачам, которые встречаются на жизненном пути, что, в свою очередь, они учат быть оптимистическими. Каждая неудача служит полезным уроком. Делает людей сильнее и опытней.

٭ Задание с. 163 прочитайте высказывание известных людей и сформулируйте своё по данной теме.

В рубрике NB даётся вывод, в котором заключена мудрость, помогающая каждому человеку не отчаиваться, а учиться на своих жизненных ошибках. С. 166

Творческая деятельность : сформулируйте утверждения, которые можно было бы озаглавить «Советы на каждый день». Наиболее удачные сделайте девизом своей жизни.

От сердца к сердцу : «Не закрой» Н.Рерих.

Саба қ ма қ саты /Цель: углубление представлений о значимости деяний каждого человека в судьбе планеты.

Развить навыки планетарного мышления

Раскрыть созидательный смысл единения людей на планете Земля

Воспитывать активную жизненную позицию

Некоторые проблемы данной темы для ученика уже знакомы. Однако им предстоит осмыслить с точки зрения важности для каждого жителя земли, найти то объединение начало, которое позволит любому человеку почувствовать свое родство со всеми жителями нашей планеты. Отрывок из повести Ч. Айтматова содержит возможность обсудить ключевые вопросы темы. С. 167- 168.

Как Земля может сделать человека красивым?

Что человек может сделать для своей планеты?

Направление поисков ответов на вопросы с целью их углубления поможет углубить ٭ задание с. 168 – 170. И задание 7 р. т\ть с. 75

Задаче поиска решения проблемы объединения людей, служит ряд следующих заданий с. 170 – 172

Для углубления исследовательской деятельности по теме «Моё призвание» предусмотрено задание с. 172 – 173. Применить полученные знания на уроках помогут при выполнении творческого задания с. 173.

В рубрике ДК предлагается провести дискуссию по теме «Будущее Земли».

Идея единства человеческих задач, ответственности каждого жителя Земли за будущее мира звучит в стих\ии Р.Гамзатова с. 176 в рубрике от сердца к сердцу.

Саба қ ма қ саты /Цель: углубление представлений о значимости деяний каждого человека в судьбе планеты.

Развить навыки планетарного мышления

Раскрыть созидательный смысл единения людей на планете Земля

Воспитывать активную жизненную позицию

Некоторые проблемы данной темы для ученика уже знакомы. Однако им предстоит осмыслить с точки зрения важности для каждого жителя земли, найти то объединение начало, которое позволит любому человеку почувствовать свое родство со всеми жителями нашей планеты.

Направление поисков ответов на вопросы с целью их углубления поможет углубить ٭ задание с. 168 – 170. И задание 7 р. т\ть с. 75

Задачи поиска решения проблемы объединения людей, служит ряд следующих заданий с. 170 – 172

Для углубления исследовательской деятельности по теме «Моё призвание» предусмотрено задание с. 172 – 173. Применить полученные знания на уроках помогут при выполнении творческого задания с. 173. Следующее задание можно рассматривать как подготовка к дискуссии – прочитайте историю одного проекта – В.Черняк.

Возможно ли сегодня создать город мира? Почему?

В рубрике ДК предлагается провести дискуссию по теме «Будущее Земли».

Идея единства человеческих задач, ответственности каждого жителя Земли за будущее мира звучит в стих\ие Р.Гамзатова с. 176 в рубрике от сердца к сердцу.

ВЕЧНЫЙ ПОИСК, ВЕЧНЫЙ ПУТЬ

Цель : расширение представлений об истинном как верном отражении действительности

Раскрыть значение понятий «истина», «духовные искания»

Развить умение видеть главное в людях, событиях, обстоятельствах

Воспитывать уважительные отношения к истине, духовному опыту человечества

Истина – одно из самых трудных понятий самопознания. Знать истину – ещё не значит следовать ей. В задании с. 177 предлагается рассмотреть репродукцию картины М.Чюрлениса «Истина» и ответить на вопрос. Ключевые вопросы темы даны в беседе с 178. Отвечая на них учащиеся могут применить знания, связанные с духовным опытом человечества.

Поддерживая интерес к теме, даётся притча «Поиск истины».

В следующих заданиях, с.179, предусмотрена возможность применить свой жизненный опыт.

Задание с. 180-181поможет учащимся увидеть истину «Родная земля прекрасна!».

Выполняя задание с. 181 помогут учащимся открыть для себя много важных истин.

Напишите наиболее значимые для вас истины.

В задании 183, прочитайте эссе, предусмотрена возможность для создания каждым своего образа истины.

Чтение «Бедные люди» В.Гюго. показано, как нравственные истины определяют жизнь людей, следующих этим истинам. С.186-189.

٭ Задания 3-4 р. т\ть с.86-87

Прочитать стих\е и открыть, какие истины оно нам даёт

Сформулировать истины, связанные с понятиями любовь, труд, здоровье, красота, Родина, семья. Природа, призвание важны для каждого человека.

Рубрика НБ звучит как обобщение к урокам. Раскрывает смысл истины.

٭ Творческое задание с.189

Раскройте истину: одна из важнейших жизненных целей – понять своё призвание. Сделать проект «МОЁ ПРИЗВАНИЕ».

От сердца к сердцу : слова Ш.Кудайбердиева с.189

Та қ ыып / ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Саба қ ма қ саты /Цель : расширить представления о взаимосвязи общечеловеческих. Этнокультурных и национальных ценностей

Показать величие человеческих деяний

Развить стремление понять свою значимость и раскрыть свои способности

Воспитывать уважительное отношение к этнокультурным и национальным ценностям разных народов

Данная тема основана на материале, дающем представление о созидательной роли отдельной личности. Многогранность темы отражена в эпиграфах к уроку Карпентера и Л. Малори с. 190

В задании предлагается осмыслить роль личности в развитии всего человечества, что важно для восприятия сокровищ мировой культуры как общечеловеческого достижения. С. 192

Ответы учащихся подкрепляются учебной информацией

Задание с. 197 прочитайте имена известных людей разных эпох. Что их объединяет? Расскажите о вкладе в развитие человечества одного из них

Творческое задание : соберите материал о человеке, который повлиял на ваши жизненные устремления.

Та қ ыып / ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Саба қ ма қ саты /Цель : расширить представления о взаимосвязи общечеловеческих. Этнокультурных и национальных ценностей

Показать величие человеческих деяний

Развить стремление понять свою значимость и раскрыть свои способности

Воспитывать уважительное отношение к этнокультурным и национальным ценностям разных народов

Следующий урок по теме связан с осмыслением учащихся о своей роли в жизни человечества. Исходным материалом служит текст в рубрике «чтение» «своя роль» с. 198 – притча

Напишите как вы оцениваете свою роль в масштабах человечности

Составьте рассуждение о роли вашей будущей профессии в жизни человечества.

Ситуация р. т\ть с. 91 проанализировать ситуацию и дать совет юноше. (или с. 199)

Рубрика НБ – вывод урока предоставлен в рубрике НБ с. 200

Та қ ыып / СО ВРЕМЕНЕМ СВЕРЯЯ ШАГ

Саба қ ма қ саты /Цель : углубить представление о современности как возможности человека раскрыть свой потенциал

Раскрыть смысл понятия «человек своего времени»

Развить способности жить в ритме современности

Воспитывать аккуратность, пунктуальность, ответственность

Обращение к эпиграфу А.Токвеля поможет учащимся задуматься о необходимости ценить настоящий момент с. 201

Иллюстрацией к теме служит репродукция картины А. Хайруллиной «Мгновение», которая отражает представление автора о времени, которое трудно увидеть в конкретных очертаниях.

Как вы представляете себе время? Отразите это в рисунке.

Задание : с. 202 Интересный образ создан в эссе, где жизнь кочевника сравнивается с временами года. Н.Савицкая «Кочевник цивилизаций».

Разговор о современности следует начать со чтения стих\я А.Вознесенского «Монолог 20 века» с. 204. Отвечая на вопрос, учащиеся могут высказать о времени в котором живут.

Творческое задание : нарисуйте собирательный портрет человека своего времени:

Каково состояние здоровья

Каков его интеллектуальный уровень

Какие предпочитает ценности

От сердца к сердцу: пожелания друг другу

Та қ ыып / СО ВРЕМЕНЕМ СВЕРЯЯ ШАГ

Саба қ ма қ саты /Цель : углубить представление о современности как возможности человека раскрыть свой потенциал

Раскрыть смысл понятия «человек своего времени»

Развить способности жить в ритме современности

Воспитывать аккуратность, пунктуальность, ответственность

Обращение к эпиграфу А.Токвеля поможет учащимся задуматься о необходимости ценить настоящий момент

Чтение: «Человек своего времени» К.Ли В нём рассказывается о художнике – мультипликаторе, который пройдя дорогами войны, стал поздно учиться, но всё же многое преуспел в своей жизни. С. 213

Задание: с. 217 учащимся предстоит сравнить своё поколение с поколением своих родителей: духовных связей, манере одеваться, жизненных приоритетах.

٭ Задание 2. Р.т\ть с. 95

Прочитать сочинение школьницы и написать, чем является время для вас.

Выводы урока представлены в рубрике НБ

Итоговое задание представлено в рубрике «творческое задание» с. 218. Слово «карта» условна. Форма выполнения задания может быть выполнена в любой форме. Это может быть таблица, где отразятся достижение в таких сферах как семья, дружба, любовь, интересы и т.д.

Представьте что вам нужно отправить информацию о человеке представителям иных планетПредставьте что вам нужно отправить информацию о человеке представителям иных планет

Представьте что вам нужно отправить информацию о человеке представителям иных планетПредставьте что вам нужно отправить информацию о человеке представителям иных планет

Представьте что вам нужно отправить информацию о человеке представителям иных планетПредставьте что вам нужно отправить информацию о человеке представителям иных планет

Представьте что вам нужно отправить информацию о человеке представителям иных планет

Саба қ ма қ саты /Цель : углубление представлений учащихся о способности любить, созидательной активности человека как неоспоримых условиях обретения счастья.

Раскрыть многогранность понятий «счастье», «счастливый человек»

Развить стремление к обретению высокого вкуса счастья

Воспитывать чуткость в воспитании действительности

Рассматриваемый урок итоговый. Он является обобщением всего изученного материала. Весь путь самопознания – это поиск путей обретения человеком гармонии с собой и миром, это развитие в себе способности любить, а значит, быть счастливым, что отражено в эпиграфах к уроку.с. 219.

На данном уроке предлагается рассмотреть разные грани счастья в заданиях. Цель – это осмысление своей жизни с точки зрения каждого прожитого дня.

В рубрике «чтение» представлена статья известного публициста И. Руденко «счастливый человек» об обретении счастья в профессии, что важно для завершенного этапа работы над проектом «Моё призвание». 220\4

Задание : с.224 – создайте словесную картину «счастья». Задача трудная. Но очень интересная, т.к. в описанной картине отразится жизненная позиция авторов. Эта работа продолжается в задании – завершите диалог, ответив на последний вопрос вместо учителя по тексту.с. 224\5

* Задание 3. р.т\ть. С. 103

Прочитайте сочинение узбекского школьника. Напишите о том, что является для вас наивысшей ценностью жизни.

Саба қ ма қ саты /Цель : углубление представлений учащихся о способности любить, созидательной активности человека как неоспоримых условиях обретения счастья.

Раскрыть многогранность понятий «счастье», «счастливый человек»

Развить стремление к обретению высокого вкуса счастья

Воспитывать чуткость в воспитании действительности

* Творческое задание : разработайте модель «Счастье человека». Это задание является итоговой. Прочитайте стих\е Р.Гамзатова. как бы вы его назвали? Нарисуйте герб и флаг страны любви. Зад\е 4 р. т.\ть. С 105

УВАЖЕНИЕ СТАРШИХ – СЕКРЕТ ДОЛГОЛЕТИЯ

Цель : ФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, норм нравственного поведения

Ауктализировать знания, учить слушать собеседника

Развивать аналитическое и логическое мышление, осмысленность, целостность восприятия, монологическую речь, самостоятельность суждений

Воспитывать дисциплинированность, уважение к старшим, морально – нравственные и эстетически качества личности

Круг радости и добра : Всем доброе утро! Давайте встанем в круг. Правую руку поверните ладонью к небу, а левую ладонь поверните к земле. Соедините ладони с соседом. Получите друг от друга энергию. Ваши руки как проводники.

Я спешу сказать вам: «здравствуйте!»

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать Вам: «Благости»

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать Вам: «Радости,

Удач, успехов и везенья»

А теперь возьмите эту энергию и прижмите к груди.

Притча: «СЕМЬЯ». В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царил, любовь и согласие. Молва об этой семье долетела до верховного правителя. И решил он посетить эту семью, чтобы узнать секрет, почему в этой семье дружные и счастливые люди. Он пришел в этот город и отправился к основателю этой семьи. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца: «как вам удается жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» тогда старец взял бумагу и написал на ней одно слово, затем повторил его сто раз и отдал правителю. Прочитал правитель это слово и лицо его выразило удивление.

Какое слово написал старец – ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ДОБРО.

Слово учителя : Казалось как просто, всего лишь уважение, а в семье царил мир и покой, любовь и согласие. Во всех священных описаниях, религиях, традициях и обычаях любого народа говорится о важном законе – уважение к старшим. Например, в Дагестане после обычая гостеприимства он считается вторым и наиболее важным. Каждый житель страны гор расценивает как свой священный долг необходимость чтить старших по возрасту. Это глубокое признание авторитета человека. В народе говорили: «Умирает старый – в доме пусто. Умирает малый – в сердце пусто.» поэтому считали старших людьми большого самообладания и мудрости и в трудное время обращались к ним за советом.

Во многих аулах, где не было старожилов, люди считали себя осиротевшими, считая, что с уходом пожилых было больше не с кем советоваться. И это, действительно, печально, когда уходят пожилые люди, владеющие мудростью и рассудительностью.

— Но уважение не может прийти само по себе. Как же воспитать уважение к старшим? По этому поводу в Японии говорят: «Ребёнок вырастет, смотря на спину родителей». Важен образ жизни родителей.

Чтение притч, вы должны объяснить их смысл.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что – то бормотала про себя, подбирая какие – то предметы и клала их в сумку. Когда она прошла мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что – то поднять, она улыбнулась семье. Но никто не ответил ей взаимностью. Через несколько недель спустя, мы узнали, что старушка подбирала с песка осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали. Сын и невестка перестали его сажать за стол, а давали ему обедать за печкой. Принесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика и сказала мужу, что давать кушать ему будет только в лоханке.

Однажды смотрят муж и жена, что их сынишка играет и что – то из дощечек делает.

— А что ты это делаешь, сынок? – спросил отец.

Мальчик ответил, что это он делает лоханки. И когда они будут старыми, то он их будет с них кормить. Мать и отец заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обидели старика. С тех пор они стали за ним ухаживать и сажать его за стол.

Упражнение «УРОВНИ УВАЖЕНИЯ»

— тема нашего урока «уважение к старшим», но есть ещё и другие уровни уважения. Я попрошу вас их объяснить и расположить так, как вам подсказывает ваше сознание или сердце:

Уважать самих себя. проявлять большее уважение к своему телу, сознании и душе. Чем духовнее мы становимся, тем больше уважаем самих себя и других

Мы должны уважать других людей. Это можно выразить тёплыми отношениями, добротой и помощью, следить за своим языком.

Уважение к нашим учителям – источнику наших знаний и духовного роста. Нужно понять, что человек может поистине учиться, только если человек уважает своего учители и его знания.

Уважение и почитание родителей – это основа семейного союза и порядка в обществе. Наши дети берут в следующее поколение то, что видели дома

Старшие знают жизнь, мы многому у них можем научиться на их опыте.

От сердца к сердцу : песня Сосо Полиашвили «Помолимся за родителей»

Материал взят из журнала «Самопознание» №9 2010 год.

Уважать самих себя. проявлять большее уважение к своему телу, сознании и душе. Чем духовнее мы становимся, тем больше уважаем самих себя и других

Мы должны уважать других людей. Это можно выразить тёплыми отношениями, добротой и помощью, следить за своим языком.

Уважение к нашим учителям – источнику наших знаний и духовного роста. Нужно понять, что человек может поистине учиться, только если человек уважает своего учители и его знания.

Уважение и почитание родителей – это основа семейного союза и порядка в обществе. Наши дети берут в следующее поколение то, что видели дома

Старшие знают жизнь, мы многому у них можем научиться на их опыте.

Уважать самих себя. проявлять большее уважение к своему телу, сознании и душе. Чем духовнее мы становимся, тем больше уважаем самих себя и других

Мы должны уважать других людей. Это можно выразить тёплыми отношениями, добротой и помощью, следить за своим языком.

Уважение к нашим учителям – источнику наших знаний и духовного роста. Нужно понять, что человек может поистине учиться, только если человек уважает своего учители и его знания.

Уважение и почитание родителей – это основа семейного союза и порядка в обществе. Наши дети берут в следующее поколение то, что видели дома

Старшие знают жизнь, мы многому у них можем научиться на их опыте.

Уважать самих себя. проявлять большее уважение к своему телу, сознании и душе. Чем духовнее мы становимся, тем больше уважаем самих себя и других

Мы должны уважать других людей. Это можно выразить тёплыми отношениями, добротой и помощью, следить за своим языком.

Уважение к нашим учителям – источнику наших знаний и духовного роста. Нужно понять, что человек может поистине учиться, только если человек уважает своего учители и его знания.

Уважение и почитание родителей – это основа семейного союза и порядка в обществе. Наши дети берут в следующее поколение то, что видели дома

Старшие знают жизнь, мы многому у них можем научиться на их опыте.

Уважать самих себя. проявлять большее уважение к своему телу, сознании и душе. Чем духовнее мы становимся, тем больше уважаем самих себя и других

Мы должны уважать других людей. Это можно выразить тёплыми отношениями, добротой и помощью, следить за своим языком.

Уважение к нашим учителям – источнику наших знаний и духовного роста. Нужно понять, что человек может поистине учиться, только если человек уважает своего учители и его знания.

Уважение и почитание родителей – это основа семейного союза и порядка в обществе. Наши дети берут в следующее поколение то, что видели дома

Старшие знают жизнь, мы многому у них можем научиться на их опыте.

Ма қсат/цель: подведение итогов творческой деятельности учащихся за год

ПОКАЗАТЬ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ПОНИМАНИЯ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ

Развивать навыки достижения поставленных целей

Воспитывать стремление раскрыть свои способности для реализации высоких личностных притязаний

Круг радости: доброе приветствие ребят друг другу.

В заключении следует поставить перед учащимися главный вопрос: для чего человеку нужно постичь своё призвание. Выслушав ответы, подытожить их.

Закончить курс самопознания десятиклассники должны уяснить, что обрести призвание – это жить жинью счастливого человека, который не просто трудится, а воплощает творчество, развивает себя как личность, дарит свою человеческую любовь окружающему миру.

От сердца к сердцу: пожелать друг другу на каникулы хорошего отдыха и добрых пожеланий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *