Представьте что вам необходимо раскрыть незнакомой аудитории сущность термина бытие
Тема : Философское учение о бытии (онтология)?
Тема : Философское учение о бытии (онтология).
1. Представьте, что Вам необходимо раскрыть незнакомой аудитории сущность термина «бытие» через схему, рисунок, символ, диаграмму и т.
Д. Как вы изобразите «бытие»?
Какие свойства воды человек использует в быту и гигиенических целях?
Какие свойства воды человек использует в быту и гигиенических целях.
Как экономить воду в быту сообщение 3 класс?
Как экономить воду в быту сообщение 3 класс.
Наиболее распространёнными причинами возгараний в быту являются :
Какими предметами быта пользовались раньше на кубани?
Какими предметами быта пользовались раньше на кубани.
Придумайте несуществующий предмет который поможет вам в быту и опишите его?
Придумайте несуществующий предмет который поможет вам в быту и опишите его.
Какие достижение космонавтики мы используем в быту?
Какие достижение космонавтики мы используем в быту.
В чем заключается философская проницательность в определении первоосновы бытия мыслителей Милетской школы?
В чем заключается философская проницательность в определении первоосновы бытия мыслителей Милетской школы?
Опасные запахи в быту?
Опасные запахи в быту.
Почему бытие человека самый сложный вид бытия?
Почему бытие человека самый сложный вид бытия.
Перечислите источники химической опасности для возгорания в быту?
Перечислите источники химической опасности для возгорания в быту.
Что именно задавали какой класс.
Неживая : камень руды разные живое : дерево трава.
Высок процент содержащейся в картофеле клетчатки. Она выполняет функцию регулятора работы кишечника. Именно поэтому при атонии кишечника и запорах рекомендуют употреблять в пищу картофель.
Падение Западной Римской империи ; образование варварских государственных объединений ; относительный упадок материальной и духовной культуры стран, на территорию которых происходило переселение ; приобщение варваров к античному наследию ; относитель..
онтология. Практическая работа ОНТОЛОГИЯ. Практическая работа Тема Онтология Прочитайте текст и составьте краткий конспект
Термин онтология впервые был использован в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа. По классификации Вольфа онтология входит в систему философских наук наряду с «рациональной теологией», «космологией» и «рациональной психологией».
Онтология, как учение о бытии сформировалась еще в раннегреческой философии, а именно, в философии представителей Элейской школы (Парменид, Зенон). Элеаты считали истинным знанием лишь знание о бытии, одновременно утверждая тождество бытия и мышления. В дальнейшем, античное учение о бытии развивалось в трудах Эмпедокла, Анаксагора, греческих атомистов Левкиппа и Демокрита, достигнув своего завершения в философских системамх Платона и Аристотеля.
Средневековые мыслители (как христианские, так и исламские) использовали античную онтологию для решения теологических проблем. Синтез онтологии и теологии (богословия) был подготовлен позднеантичной мыслью, в частности стоицизмом и неоплатонизмом, а также раннехристианскими мыслителями (Августин Аврелий, каппадокийцы). В средневековой онтологии понятие абсолютного, вечного и неизменного бытия, как правило отождествлялось с Богом, одновременно, понимаемым как высшее Благо.
Для средневековой онтологии также большое значение имеет так называемый «онтологический аргумент», в соответствии с которым бытие Бога обосновывается через наличие у человека понятия о Боге (Августин, Ансельм Кентерберийский). Важным этапом развития схоластической философии также является «полемика об универсалиях», а также разработка проблематики субстанции и акциденций, актуального и потенциального бытия, необходимого, возможного и случайного.
Философская мысль Ренессанса мало развивает онтологическую проблематику. В философии Нового времени вопросы онтологии оказываются тесно связаны с проблемами гносеологии – теории познания. Проблема субстанции как первичного и самодостаточного бытия и связанные с ней вопросы (Бог и субстанция, множественности и взаимодействие субстанций, выводимость из понятия субстанции ее единичных состояний, законы развития субстанции) становятся центральной темой онтологии. В ряде философских течений (например, в философии английского сенсуализма XVII в.) проблемы онтологии отходят на второй план или вообще не затрагиваются. Поворотным пунктом в истории онтологии является критическая философия И. Канта. По Канту, вопрос о бытии самом по себе не имеет смысла вне сферы действительного или возможного опыта. Фихте, Шеллинг и Гегель, опираясь на учение Канта, отчасти возвращаются к докантовской традиции построения онтологии на основе гносеологии. Они трактуют бытие как закономерный этап развития мышления, на котором мышление выявляет свое тождество с бытием.
В феноменологии Э. Гуссерля разрабатываются пути перехода от «чистого сознания» к структуре бытия при помощи анализа интенциональных структур сознания, вводится концепт «жизненного мира» как онтологической предзанности повседневного опыта. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера при помощи анализа наличного человеческого бытия вычленяет «чистую субъективность» и стремится освободиться от неподлинных форм существования.
Онтологизму в философии ХХ века противостоит неопозитивизм и аналитическая традиция, рассматривающая онтологические проблемы как результат заблуждения философии и теологии прошлого. Однако, со временем аналитическая философия приходит к необходимости реабилитировать онтологию как мировоззренческую функцию или же как инструмент снятия семантических антиномий (П. Стросон, У.В.О. Куайн). Постструктурализм (М. Фуко, Ж. Делез, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида) в ходе критики традиционной рационалистической метафизики также постоянно оказывается перед лицом неожиданных онтологических вопросах, что говорит о том, что потенциал онтологии как философской области еще не исчерпан.
2. Ответьте на вопросы.
1. Каковы основные свойства материи?
2. Каковы основные формы существования материи?
3. Почему движение является коренным способом существования материи?
3.Заполните таблицу.
Формы бытия | Пример |
Природное бытие |
Основные философские категории. Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий. Монистические и плюралистические концепции бытия. Основные формы бытия; материально-предметное, объективно-идеальное, бытие человека, социальное бытие. Самоорганизация бытия. Синергетика и ее парадигмы. Формирование научно-философского понятия материи. Современные взгляды на категорию «материя». Системная организация материального мира. Понятие движения. Основные формы движения, их соотношение. Типы и формы движения материальных структур. Движение и развитие. Диалектика и ее альтернативы. Пространство и время как формы бытия материи. Пространственно- временной континуум. Научные, философские и религиозные картины мира. Проблема сознанияв философии. Изменение представлений о сознании в истории философской мысли. Генезис сознания. Роль языка и социокультурных факторов в его возникновении и развитии. Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и преобразования мира, инструмент познания реальности. Многоуровневость сознания. Сознательное и бессознательное. Современные программы анализа сознания. Проблема моделирования мыслительных процессов в кибернетических системах. Философские аспекты создания искусственного интеллекта. Сознание и познание. Сущность познания, его понимание в истории философской мысли. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание как качественно новая ступень отражения действительности, его формы. Единство чувственного и рационального в познании. Практика и ее роль в теории познания. Проблема истиныв философии и науке. Объективность истины. Диалектика абсолютного и относительного в знании. Проблема критериев истины. Научное и вненаучное знание. Наука как специфическая форма познания. Структура научного познания, его эмпирический и теоретический уровни. Методы и формы научного познания. |
Тема: Категории диалектического познания мира.
1. Приведите примеры на каждый из законов диалектики.
Закон перехода количественных изменений в качественные
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Закон единства и «борьбы» противоположностей
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Закон отрицания отрицания
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: раскрыть смысл философских понятий.
Бытие – __________________________________________________________________
Сущее – ___________________________________________________________________
Экзистенция – _____________________________________________________________
Жизнь – ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Смерть – _________________________________________________________________
Эвдемонизм – _____________________________________________________________
Эпикурейство, эпикуреизм – ________________________________________________
__________________________________________________________________________
Генотип – ________________________________________________________________
Совесть – _________________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Вспомните материал данной главы и ответьте на вопросы: что такое бытие?
Тождественны ли понятия «бытие» и «сущее»? Что означает само слово «бытие»?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Подумайте, как соотносятся понятие «бытие» и «ничто» Что такое «ничто»?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Что такое человеческое бытие? Как понимать слово «экзистенция»? Почему оно
Появилось?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Постарайтесь провести различие между тем, как, по мнению М. Хайдеггера, можно прорваться к человеческому бытию, и тем, какой путь к этой цели предлагает К.
Ясперс.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Сформулируйте ваше отношение к проблеме самоубийства. Согласны ли вы с
Трактовкой ее Камю? Можно ли признать вопрос о жизни и смерти
Фундаментальным вопросом философии? Можете ли вы принять точку зрения
Французского философа о полезности бунта против обыденного существования?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Вспомните по тексту главы: в чем достоинства экзистенциальной философии?
Почему мы размышляем об идеале человеческого существования? Какое место
Занимает сегодня экзистенциалистское мышление?
__________________________________________________________________________
7.Представьте, что Вам необходимо раскрыть незнакомой аудитории сущность термина «бытие» через схему, рисунок, символ, диаграмму и т.д. Как вы изобразите «бытие»?
Как вы понимаете смысловую подвижность понятия свободы?
Определите, в каких приведенных далее высказываниях понятие «свобода»
выступает как: а) политическая, б) нравственная, в) философская категория.
«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).
«Свобода – это новая религия, религия современности» (Гейне).
«Я предпочитаю быть свободным душой в тюрьме, чем льстецом и трусом на
Свободе» (Дейс, американский деятель рабочего движения).
А у вас хватило бы мужества на такое предпочтение?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Какие стихи и высказывания о любви наиболее созвучны вашему восприятию
Этого чувства?
Я знаю; век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с Вами днем увижусь я.
(А.С. Пушкин)
Я пью за круг моих подруг,
Служу им дни и ночи я….
Одну люблю и с ней делю
Постель, и хмель, и прочее,
А много ль дней мы будем с ней,
Об этом не пророчу я…
(Р. Бернс, шотландский поэт XVIII в.)
Всегда таинственный и новый,
Я тебе послушней с каждым днем.
Но любовь твоя, о друг суровый,
Испытание железом и огнем.
Запрещаешь петь и улыбаться,
А молиться запретил давно.
Только мне с тобой не расставаться,
Остальное все равно!
(А. Ахматова)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Тема: «Сознание, мышление, язык»
Задание: раскрыть смысл философских понятий.
Сознание – ________________________________________________________________
Разум – ____________________________________________________________________
Мышление – _______________________________________________________________
Бессознательное – __________________________________________________________
Коллективное бессознательное – _____________________________________________
Архетип – _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
Чем инстинкт отличается от разума? Вспомните, почему инстинкт – это
естественное влечение. Приведите примеры, показывающие, что в инстинкте
Заложена конкретная программа, которую существо преодолеть не в состоянии.
Чем деятельность человека отличается от деятельности животного? Паук ткет
- Представьте что вам как дирижеру нужно собрать три вида оркестра
- Представьте что вам необходимо