Представители какой экономической школы считали что экономика является базисом для развития общества
Обществоведение. 10 класс
*§ 12-0. Экономика как наука
Становление экономической науки. Развитие экономической мысли является логическим отражением экономической жизни человеческого общества в сознании людей. Экономика как наука прошла в своём развитии длительный путь от разрозненных экономических представлений до современных концепций, объясняющих закономерности функционирования и развития как отдельных экономических субъектов, так и экономики страны в целом. Наука об экономике, дающая цельное представление обо всей экономической жизни людей в системе понятий, категорий, принципов, теорий и экономических законов, называется экономической теорией.
Сегодня экономическая теория выполняет несколько важных функций.
Функции экономической теории | |
Познавательная | Состоит в постижении закономерностей развития экономики, раскрытии принципов её развития |
Методологическая | Состоит в том, что экономическая теория служит фундаментом или базой для экономических наук |
Практическая | Заключается в том, что закономерности, формулируемые в экономической теории, могут использоваться в практической деятельности человека |
С точки зрения объекта исследования выделяются следующие разделы экономической теории:
Экономическая теория | |
Микроэкономика | Изучает функционирование отдельных экономических субъектов с целью выявления условий и механизмов эффективного размещения ограниченных экономических ресурсов, имеющих альтернативные варианты использования |
Макроэкономика | Изучает национальную экономику как единое целое с целью установления механизмов достижения макроэкономического равновесия при отсутствии проявлений макроэкономической нестабильности (экономического спада, безработицы, инфляции, внешнеэкономической несбалансированности) |
Истоки экономической теории обнаруживаются в идеях и взглядах мыслителей Древнего мира, запечатлённых в записках, трактатах, сочинениях по искусству управления государством, сводах законов и других письменных документах. Однако мыслители древности ещё не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике.
Как наука экономика начала формироваться в ХV−ХVI вв. Основной вопрос, который тогда интересовал экономистов, — почему одни страны богатые, а другие бедные, откуда берётся богатство? И экономика становится наукой о богатстве. Термин «политическая экономия» ввёл французский экономист Антуа́н Монкретьен, опубликовавший в 1615 г. «Трактат о политической экономии», в котором формулировалась экономическая политика государства того времени. Таким образом, политическая экономия — наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.
Таблица Основные экономические школы. Материал полезен для олимпиад по обществознанию
Основные экономические школы
№
Экономические теории и школы XVIII-XIX веков
Меркантилизм XV—XVIII вв
Антуан де Монкрентьен
Трактат о политической экономии 1615 г
Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией
1.Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей – протекционизм; поощрение экспорта
2. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли, играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах.
3. Накопление благородных металлов, золота и серебра, меркантилисты рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства.
французская школа экономистов второй половины XVIII в, основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ.
1.Общественное богатство производится в сельском хозяйстве.
2. Единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу
XVIII века — 30-х гг. XIX века.
Адам Смит ( трудовая теория стоимости; меновая и потребительская стоимость )
Исследование о природе и причинах богатства народов
Начала политической экономии
1.Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании.
2.Рикардо считал «закон стоимости» фундаментом, на котором строится вся политэкономия. Труд – единственный источник богатства, труд лежит в основе стоимости (цены товара)
3.Экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов
Марксистская теория сер.XIX
1.Основа развития общества — материальное производство
3. При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего
Томас Мальтус 1766-1834
Очерк о законе народонасе-
1.Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.
2.Народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической.
3. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод)
Основания политической экономии
Теория политической экономии
Элементы чистой политической экономии
2. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного потребителя, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства.
3. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей
4. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.
В 1890 году вышла книга Принципы политической экономии
1.Концепция равновесной цены,
2. Обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.
Историческая школа (возникла в Германии, но выделяют английскую, французскую)
Национальная система политической экономии
Протестантская этика и дух капитализма
Направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: 1.Изучение истории и специфики национальных хозяйств;
2. Выделение неэкономических факторов, влияющих на развитие экономики: географическое положение, климат; особенности менталитета; вера особенности исторического развития; особенности культуры; особенности психологии.
3. Анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах, а не разработка экономических теорий
Вебер: Погоня за благосостоянием считалась признаком не греховных жадности или честолюбия, но нравственности и праведности. Вебер называл это «духом капитализма»
Современные экономические школы
30-е годы XX в и до наших дней
Общая теория занятости, процента и денег
1.Кейнс считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.
3. Государство осуществляет увеличение денежной массы, снижение ставок процента; недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования
Институционалисты 70-е гг XXв
1. «Общество изобилия»
2.«Экономическая теория и цели общества»
Благосостояние для всех
1.Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды.
2. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. 3.Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы
50-е гг XX и до наших дней
(Название дано Карлом Бруннером американский экономист)
1. «Роль монетарной (денежной) политики»
2. «Деньги и экономическое развитие»
1.Экономическая теория регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов (эмиссия, процентная ставка банка) Количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики
2. Монетаристское правило : денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции
3. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию.
4.Если имеют место диспропорции в экономике, то к этому приводит государственное вмешательство
Сафонова Н.С. учитель истории и обществознания Лицей №7, г. Саяногорск Республика Хакасия
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-025342
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ЕГЭ. Обществознание. Тема 6. Экономические школы
Человечество с древности пыталось понять, в чём сущность экономических процессов и законов, как увеличить производительность, что является мерилом богатства страны. С течением времени взгяды на особенности экономических процессов стали аккумулироваться в определённые течения, а затем – экономические школы.
Экономические школы – это система взглядов на экономические процессы, имеющая своих представителей и последователей, которые пытаются объяснить законы развития экономической сферы общества, предложить свои пути преодоления негативных процессов в ней для дальнейшего развития общества.
В 20 веке появились новые вопросы: каковы законы экономического развития страны, какова роль государства в экономике, каким должно быть его вмешательство.
Рассмотрим, как отвечают на данные вопросы представители разных экономических школ.
Экономические школы
Меркантилизм
Его представители считали, что основой экономического процветания страны является богатство, а именно серебро и золото, получаемое страной в результате внешней торговли.
Экспорт должен превышать импорт, это приведёт к запасу золота и серебра, а значит, к благосостоянию нации.
Их девиз: меньше покупать, больше продавать.
Правительство должно поддерживать своих производителей (протекционизм).
Представители :
Томас Манн («Рассуждения о торговле Англии с Отс-Индией»)
Физиократы
( 2 пол.18 в.) – считали, что источником богатства страны является сельское хозяйство.
Они впервые разделили сферы экономики по значимости для страны. Природные ресурсы, сельское хозяйство — даны от Бога, и задача человека- приумножать их.
А раз главное богатство — «от земли», то государство не должно мешать предпринимателям, всё должно идти естественным путём.
Представители: О.Кенэ, А.Тюрго, Визер.
Классическая политическая экономия
( 18 в.-30-е годы 19 в.) – её представители изучали отношения в системе производства, объективные закономерности развития экономики, анализировали само производство, капитал.
Считали что главная сфера в экономике — производство.
Впервые сформулировали экономические законы.
Они отмечали, что роль государства заключается лишь в поддержке конкуренции, обеспечивать связь, стоить дороги, развивать образование.
Изложили теорию трудовой стоимости, по которой единственным источником стоимости является человеческая деятельность.
Процесс производства они рассматривали как воспроизводство с его четырьмя этапами: производство, обмен, распределение, потребление.
К. Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда и название школы.
Представители: А.Смит («Исследование о природе и причине богатства народов» ), Д. Рикардо («Начало политической экономии»), У Пети. С.Сисмонди.
Марксизм
(сер.19 в.) – К.Маркс развивал трудовую теорию стоимости, впервые создал учение о прибавочной стоимости (она присваивается капиталистами в виде прибыли, что является основой эксплуатации).
Дал определение общественно-экономической формации, положив в основу формации взаимодействие производительных сил и производственных отношений.
Конфликт между опережающими развитие производительными силами и отстающими производственными отношениями может быть разрешён только путём революции. В результате чего происходит смена формаций.
В основе развития общества лежит материальное производство.
Представители: К.Маркс («Капитал»)
Мальтузианство
(конец 18- 1 четверть 19 в.)- Мальтус сформулировал закон убывающего плодородия почвы.
Народонаселение растёт, а ограниченные ресурсы сокращаются. Приостановить рост населения можно лишь несчастьями (войнами, эпидемиями) и нравственным воздержанием.
Представитель: Томас Мальту « Очерк о законе народонаселения».
Маржинализм
(«школа предельной полезности») – появился во второй половине 19 века.
Сторонники отмечали, что, наряду с полезностью товара, нужно говорить о его редкости.
Дали определение стоимости с точки зрения психологии покупателя.
Существует иерархия потребностей.
Цель человека- максимальное удовлетворение потребностей.
Выбор потребителей зависит от степени значимости блага
Неоклассическая политическая экономия
Это ведущее направление в современной экономической теории.
Объект изучения — равновесие хозяйствования отдельных экономических единиц, наименьшее вмешательство государства в экономику.
Основная категория экономки – полезность.
Они изложили теорию издержек производства.
Концепция равновесной цены, изучали законы спроса и предложения, условия эластичности спроса.
Представители: А.Маршалл ( «Принципы политической экономии», 1890г.), А.Пигу, Дж.Б.Кларк.
Кейнсианство
(30-е годы 20 века- до нашего времени)– представители уверены, что государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать её путём стимулирования инвестиций, совокупного спроса, проведения бюджетно- кредитной политики.
Представители: Д.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»)
Монетаризм
( 50-е г.20 века- до наших дней) – представители придерживаются неолиберальных взглядов, выступают за ограниченное вмешательство государства в экономику через регулирование обращения денег.
Они считают, что деньги – главный и решающий фактор рыночного хозяйства. Государство должно проводить антиинфляционную деятельность.
Монетаристское правило: денежное обращение должно расширяться с той же скоростью, что и рост реального ВВП.
Рыночное хозяйство стремится к стабильности.
Представители : Л.Фридмен («Роль монетарной (денежной) политики», «Деньги и экономическое развитие»)
Институционализм
(70-е г.20 века) – в его основе лежит идея о важности деятельности институтов в принятии решений по экономическим вопросам (государство, законодательство, общественные организации и др.).
Представители считают, что движущей силой развития общества являются социально — правовые и психологические факторы, а не развитие производственных отношений.
Представители : Гелбрейт («Общество изобилия»), Ойкен, Веблен, А.Гобсон, Д.Коммонс, Т.Верлен, Л.Эрхард («Благосостояние для всех»)
Русская экономическая школа
В.Дмитриев — предложил методику применения прикладной математики в экономической теории;
Примечание: о российской экономической школе готовится отдельная статья. Следите за публикациями
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Представители какой экономической школы считали что экономика является базисом для развития общества
Экономическая теория является одной из древнейших наук, привлекавшей внимание ученых и всех образованных людей. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами.
Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.
Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями.
Как наука экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения.
В XIX веке экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов.
П. Самуэльсон в известной всему миру книге «Экономикс» писал, что человек, который систематически не изучал экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению.
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего, стран Древнего Востока. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.
Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.
Экономические школы
Первые экономические школы начинают зарождаться в XVI-XVII вв.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
Экономические школы
Период развития
Представители
Томас Ман (1571-1641)
Франсуа Кенэ (1694-1774)
Классическая политическая экономика
конец 18 — 1-я пол.19 вв.
Адам Смит (1723-1790)
Карл Маркс (1818-1883)
Неоклассическая экономическая теория
конец 19 — начало 21 вв.
Альфред Маршал (1842-1924)
Джон Кейнс (1883-1946)
Джон Гелбрейт (1908-2006)
Милтон Фридмен (1912-2006)
Меркантилизм
В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XVI в. – середина XVII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.
Меркантилисты (Т. Ман, А. Монкретьен) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.
Меркантилизм возник во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний.
Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, направленная на увеличение золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров.
Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.
С выходом в свет книги Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория более 350 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.
Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.
Физиократы
Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.
Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что, источником богатства является только труд в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как «бесплодная» сфера, не создающая «чистого продукта».
Представители школы: Франсуа Кенэ, Робер Тюрго.
Школа классической политэкономии
Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).
Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.
Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.
Давид Рикардо утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда, затраченного на его изготовление. Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.
Экономическая школа утопического и научного коммунизма (марксизм)
Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.
Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость. С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, в которой все хозяйственные решения принимаются центральным аппаратом.
Маржинализм
Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно маржинализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.
Представителями маржинализма (школы предельного анализа) являются: Менгер, Визер, Вальрас.
Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют стоимость любого блага или товара в зависимости от его предельной полезности для потребителя.
Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.
Неоклассическая школа
Возникает на основе синтеза идей Давида Рикардо и представителей школы Маржинализма.
Представители неоклассической школы: Альфред Маршал, Артур Пигун.
Основная идея — экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.
Кейнсианство
Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы.
Дж.Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.
Экономическая школа Институционализма
Институционализм (от лат. institutum — установление, учреждение) — экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще.
Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов управления и права, общества.
Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.
Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.
Представители школы институционализма: Веблен, Митчелл, Гэлбрейт.
Школа Неоконсерватизма
Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридмен.