Представитель общества потребителей считает что пошлины на ввоз иностранных автомобилей нужно
Сколько стоит растаможить машину в 2021 году
Содержание
В 2020 году (с января по октябрь), по данным Федеральной таможенной службы, в Россию из-за границы ввезли больше 185 тыс. легковых автомобилей и почти 18 тыс. грузовых. Почему россияне так заморачиваются и едут в другие страны ради того, чтобы купить машину? Вместе с экспертом по таможенному оформлению разбираемся, в чем плюсы перегона ТС, из каких стран выгоднее ввозить машины и как правильно проводить растаможку.
Когда стоит ввозить авто из-за рубежа
Перегнать автомобиль из другой страны стоит по нескольким причинам:
Кажется, что привезти авто из-за рубежа просто. Купил и вернулся с долгожданной обновкой в Россию (или привез с помощью посредника).
На деле придется пройти несколько этапов таможенного оформления, иначе не получится зарегистрировать авто в ГИБДД, а значит, и пользоваться на территории нашей страны тоже.
Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:
– Не так давно бизнес по перегону машин из-за границы, их растаможка с последующей продажей на территории РФ был весьма выгодным делом. В последние годы из-за повышения таможенных пошлин пригон автомобилей из-за границы не приносит значительную прибыль. А соблюдение всех формальностей при растаможке (страховка, ГЛОНАСС и прочее) может оказаться трудным делом.
За нелегальное же перемещение через российскую границу предусмотрен штраф в трехкратном размере цены машины. Самое строгое наказание грозит перегонщикам, которые уклоняются от уплаты таможенных пошлин (если речь идет о неуплате 1 млн рублей и более). Здесь уже можно заработать полумиллионный штраф или попасть за решетку на срок до двух лет.
Привозить из-за границы стоит только то, что выгодно. Это подержанные автомобили от трех до пяти лет, на которые установлена минимальная таможенная пошлина. Рассматривайте машины с объемом двигателя до 1 800 кубометров, для них также предусмотрены лояльные платежи. Перегон более мощных ТС старше семи лет считается самым дорогим.
Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:
— Учитывая, что импортная пошлина зависит от года выпуска авто, пригонять сейчас наиболее выгодно машины возрастом 3-5 лет. При этом выбирайте тех производителей, которые не имеют производственных мощностей в нашей стране, но популярны среди автолюбителей.
Как растаможить автомобиль
Растаможка проводится для того, чтобы легализовать авто для эксплуатации в России. Она включает осмотр документов и визуального состояния машины.
Если хотите перегнать импортное авто, сначала узнайте, во сколько обойдется его оформление. Стоимость можно рассчитать самостоятельно, воспользовавшись онлайн-калькулятором, или обратиться к таможенному брокеру. Затем нужно оплатить таможенное обеспечение (услуги таможни), которое гарантирует беспроблемное пересечение российской границы. Его сумма равна примерной стоимости автомобиля.
Средства переводятся на таможенный депозит за три-четыре дня до отъезда за границу. После получения средств водителю выдадут таможенную расписку. Если будет переплата, деньги вернутся по запросу водителя в течение 4-6 недель.
Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:
— Если водитель сам поедет за рулем, ему нужно заполнить пассажирскую таможенную декларацию ТД-6. Если будет перевозить контейнером, ТД-6 не нужна. Нужно сообщить в таможню название корабля и номер контейнера.
Процедура растаможки
Проверка проводится в несколько этапов.
Этап 1: заполнение таможенной декларации. В документ вносятся данные владельца и автомобиля. После заполнения декларации присвоят регистрационный номер, который позже внесут в базу данных.
Этап 2: передача декларации и документов на машину инспектору. При пересечении границы у вас осмотрят:
Также инспектора будут интересоваться целью ввоза авто, чтобы проверить, есть ли льготы по уплате пошлины, и пробегом машины.
Этап 3: принятие решения таможенной службой. После проверки документов инспектор отправит машину на осмотр. Если документов не будет доставать, сотрудник попросит донести их.
Этап 4: осмотр автомобиля. Проверка проводится на специальной площадке в присутствии водителя. Сотрудник таможни проверит достоверность данных из декларации. Если обнаружатся нарушения правил ввоза авто или подлинность документов вызовет сомнения, инспектор составит протокол о нарушениях и отправит машину на склад временного хранения. Автомобиль может стоять там не больше двух месяцев, за это время водителю нужно успеть провести растаможку.
Если нарушений не выявится, сотрудник поставит отметку «Проверено» в декларации, подпишет ее и поставит печать. Затем произведет опись документов в двух экземплярах и передаст в отдел таможенного оформления (ОТС) и валютного контроля (ВК). Там проверят стоимость ввоза авто и затраты на перегон до границы РФ, подпишут каждый экземпляр описи, проставят даты и направят документы в отдел таможенных платежей (ОТП).
Вычислив итоговую сумму, сотрудник ОТП поставит личную печать, подпись, свое ФИО, дату проверки, затем передаст пакет в отдел оформления автомобиля. Сведения об авто внесут в базу данных, после чего водителю выдадут свидетельство о ввозе и ПТС.
От чего зависит размер таможенной пошлины
Итоговая стоимость таможенной пошлины зависит от года выпуска, мощности двигателя и цены ТС и складывается из нескольких обязательных платежей. Плюс заранее нужно отложить деньги на таможенное обеспечение (это залог, который потом возвращается).
Расчет стоимости растаможки
Платеж №1: утилизационный сбор
Это обязательный платеж для всех автомобилей, ввозимых в Россию. За счет этих денег в будущем утилизируют машину. Суммы разового сбора фиксированные. Они не зависят от размера и мощности ТС. Влияет только возраст:
Платеж №2: деньги за установку системы ЭРА-ГЛОНАСС
У всех машин, пересекающих границу России, теперь обязательно должна иметься система безопасности ЭРА-ГЛОНАСС. Она самостоятельно вызывает спасателей в случае ДТП. Если машина изначально не оснащена ЭРОЙ-ГЛОНАСС, за установку придется плюсом потратить около 30 тыс. рублей.
Платеж №3: таможенный сбор
Таможенный сбор взимается за обработку документов. Он зависит от стоимости авто.
Платеж №4: Таможенная пошлина
Итоговый ценник растаможки, как было сказано выше, зависит от нескольких характеристик авто:
Покажем на примере, сколько стоит растаможить машину. Например, вы покупате Renault Logan 2018 года с мотором 1,2 л за 4 500 евро. С момента выпуска прошло меньше трех лет, значит, пользуемся первой таблицей.
По стоимости машина попадает в первую строчку (до 8 500 евро), подсчеты ведутся от 54% от цены, не менее 2,5 € за 1 куб. см.
Считаем сначала по проценту. Умножаем стоимость авто на 54%: 4500 евро х 54% = 2430 евро. Затем умножаем стоимость за 1 куб. см на объем мотора: 2,5 евро х 1200 куб. см = 3000 евро.
Платеж №5: акциз
Чем больше объем двигателя и старше авто, тем выше акцизный сбор. Это косвенный налог, который взимается при растаможке.
Платеж №6: НДС
Налог на добавленную стоимость также рассчитывается отдельно в зависимости от года выпуска, типа топлива и так далее.
Посчитать, сколько стоит растаможить машину в России с учетом налогов, акцизов и проч. не так просто. Примерную стоимость можно вычислить с помощью специального калькулятора или обратиться к таможенному брокеру. За свои услуги он берет 10-15 тыс. рублей.
Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:
– Учитывая новшества в законодательстве касательно обязательной установки кнопки ГЛОНАСС, страховки и прочего, я бы советовала обращаться к профессиональным брокерам. Растаможить самостоятельно крайне сложно.
Особенности ввоза электромобиля
Процедура растаможки электромобилей почти не отличается от растаможки обычных машин. Разница возможна только в сумме таможенных платежей, которая складывается из следующих показателей:
Растаможка автомобиля из Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Армении
Эти страны входят в Евразийский экономический союз и предусматривают единую таможенную территорию. В Белоруссии и Казахстане одинаковые суммы пошлин. После их оплаты при въезде в Россию останется только уплатить утилизационный сбор и оборудовать систему ГЛОНАСС. Беларусь пользуется популярностью еще и из-за близости к Европе, туда попадают неплохие модели.
С Арменией и Киргизией существенно сэкономить не выйдет, хотя там действуют льготные правила таможенного оформления. Но на границе с Россией вас, скорее всего, попросят доплатить остаток суммы за оформление, утилизационный сбор и установку ГЛОНАСС.
Растаможка машин из США и Европы
Ввоз авто из Америки и стран Европы считается выгодным, потому что цены на вторичке там значительно ниже, чем в России. На акуционах США есть очень даже бюджетные варианты. Например, Chevrolet Bolt со всеми затратами на растаможку обойдется в 16-18 тыс. долларов. Это чуть больше миллиона рублей. В России купить модель сложно, да и ценник на нее установлен в районе двух миллионов.
Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:
– Многие иностранные производители открыли производства на территории России. Поэтому если сравнить стоимость иностранной машины плюс растаможку и стоимость аналогичной модели, собранной в РФ, окажется, что разница невелика. В некоторых случаях б/у модели на российском рынке стоят даже дешевле.
Сколько стоит растаможить авто из Японии
В Японии также проходят аукционы, где можно поторговаться и через посредника ввезти авто в Россию. Но это не всегда выгодно. Например, жителю Иркутска удалось получить японскую Toyota Aqua за 670 тыс. рублей со всеми таможенными расходами (на тот момент ценник в России был примерно таким же). Плюс весь процесс доставки и растаможки занял 3,5 месяца.
Зато в Японии можно найти машины, которые официально не поставляются или перестали поставляться в Россию (Toyota Succeed, Nissan Serena, Toyota Mark X и другие).
Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:
— Откуда лучше гнать машину, зависит от вашего местонахождения. Если вы живете во Владивостоке и планируете продавать авто там, то, конечно, выгоднее и удобнее пригонять японский автопром. Для центральной России подходит Европа. Что касается американских моделей, то здесь стоит тщательно просчитать логистику. Из-за дальних расстояний транспортировка авто может стоить достаточно дорого.
«Автокод» для растаможенных авто
Информация о растаможенных авто отображается при проверке автомобиля через сервис avtocod.ru. В блоке «Таможня» можно увидеть, из какой страны ввезли автомобиль, когда получили декларацию, какова задекларированная стоимость и какой пробег был на момент осмотра.
Такие данные актуальны для дилеров и обычных покупателей иномарок. Если машина растаможена, ее можно продавать, передавать по доверенности и эксплуатировать. Если данных о таможне нет, ввезенное авто может ездить по нашей стране не больше полугода. По истечении этого срока владельцу грозит уголовная и административная ответственность.
Проверить наличие проблем с законом можно через сервис проверки владельца авто.
Он также покажет наличие долгов, исполнительных производств и другие данные. Посмотреть пример отчета
Представитель общества потребителей считает что пошлины на ввоз иностранных автомобилей нужно
Во время участия в международном экономическом форуме представители государства Z подписали межправительственное соглашение о вступлении в валютный союз и договорились об открытии в Z дочерней фирмы известного автомобильного предприятия. В целях поддержки отечественного производителя в государстве Z действуют повышенные пошлины на ввоз ряда товаров и ограничено их ввозимое количество. Одним из условий успеха в экономической сфере эксперты назвали особенности системы образования, в частности, принцип информатизации образования. Какие факты из условия задачи свидетельствуют об экономической глобализации? (Укажите два факта.) Какую политику проводит государство Z в международной торговле? Какие два направления (метода) этой политики описаны в условии задания? (Назовите направление и приведите соответствующие описание.) Как может проявляться принцип информатизации образования в школах государства Z? (Приведите один пример.)
1. Вступление в валютный союз, создание дочерней фирмы автомобильного предприятия.
2. Политику протекционизма / протекционистскую.
— тарифное регулирование (установление повышенных пошлин на ввоз товаров);
— нетарифное регулирование (установление количества ввозимого товара / квоты на ввоз товаров).
4. Школы оснащены персональными компьютерами и имеют доступ к интернету / в преподавании различных предметов используются информационные технологии / большее количество учебных часов отведено изучению информатики, навыкам работы с информацией.
Правительство готовится снизить ввозные пошлины на сырье и оборудование
Российское правительство планирует предложить партнерам по таможенному союзу снизить, а в некоторых случаях и отменить ввозные пошлины на сырье и оборудование для промышленности. Это коснется товаров, которые нужны для экспортных производств или для обновления производственных фондов и которых в самом союзе недостаточно или нет совсем. «Ведомостям» об этом рассказал федеральный чиновник и подтвердил представитель Минпромторга. Его коллега из правительства переадресовал вопросы в Минэкономразвития, а там комментировать предложение до принятия финального решения отказались.
Решение еще предстоит согласовать со странами таможенного союза (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия). Произойти это может к декабрю 2021 г., рассказал федеральный чиновник.
Сейчас компании могут обращаться в Евразийскую экономическую комиссию за снижением пошлин на нужные им компоненты. За 2016–2019 гг. более 90% решений по снижению ввозных пошлин, принятых Евразийской экономической комиссией, касались пищевой, химической, деревообрабатывающей и целлюлозной промышленности, а также машино- и авиастроения, рассказывает представитель ведомства. Но согласование может занимать около года, а само снижение действует от девяти месяцев до трех лет, рассказывает научный сотрудник РАНХиГС ГалинаБаландина. И бизнесу приходится долго объяснять, почему пошлину на товар можно обнулить, говорит собеседник «Ведомостей» в крупной международной компании пищевой промышленности: около 25–30 человек работает на заполнение бесконечных заявок. Хотя пакет документов содержит только необходимые для оценки данные, замечает собеседник «Ведомостей» в крупной промышленной компании.
В принципе, единый таможенный тариф на ввоз по многим позициям не сбалансирован – бывает, что пошлины на сырье, материалы и компоненты для производства выше, чем на готовую продукцию из них, поясняет Баландина: таких тарифных позиций около 20%. Так, чтобы ввезти некоторое машинное оборудование, нужно заплатить до 15% от стоимости, такая же ставка на несколькие драгоценные и полудрагоценные камни, изделия из черных металлов, никелевые и алюминиевые изделия. На ряд недрагоценных металлов пошлины могут доходить до 18%. Ставка для овощей и фруктов в основном примерно на уровне 10–15%.
Минэкономразвития предлагает пересмотреть пошлины, чтобы сделать их сбалансированными. Верно отменять пошлины только на те товары, которые не производятся в России или производятся в недостаточном количестве, говорит Баландина. Этот перечень можно дополнить формулировкой – «производство ненадлежащего качества», предлагает она, также стоит сократить сроки согласования о сокращении пошлины до одного месяца. От импорта зависят экспортно ориентированные товары в судостроении, радиоэлектронике, детские товары, медицинские изделия и других отраслях высокого передела, перечисляет партнер «НЭО Центра» Инна Гольфанд. А, например, в черной металлургии доля сырья и материалов, которые закупаются за рубежом, невысокая, отмечает она.
Сокращение ввозных пошлин может компенсировать рост расходов из-за падения курса рубля, говорит заместитель генерального директора агрохолдинга «Дамате» Андрей Григоращенко. В феврале – начале марта стали обваливаться курс рубля и цены на нефть. Импорт из стран дальнего зарубежья в январе – марте снизился на 0,1% год к году, а отдельно в марте – на 4,4%, оценивала Федеральная таможенная служба (ФТС). Но в мире глобальных производственных цепочек валютный курс перестает быть источником конкурентоспособности для многих товаров, говорилось в аналитической записке Центробанка (мнение экспертов может не совпадать с официальной позицией банка), при этом капиталоемкие отрасли сильнее проигрывают от роста цен на импортные товары, чем трудоемкие. Слабый курс нивелирует выгоды от удешевления рабочей силы и других факторов, позволяющих встраиваться в производственные цепочки, тогда как капиталоемкие отрасли производят более неоднородные товары, поэтому там ценовая конкуренция имеет меньшее значение, отмечали аналитики.
Бизнес в основном инициативу Минэкономразвития поддерживает. Если речь о сырье и комплектующих, аналогов которых нет в России – например, редкоземельных металлах, высокотехнологичном оборудовании, то мера будет способствовать экономическому росту, объясняет собеседник «Ведомостей» еще в одной крупной промышленной компании. Но крайне важно справедливо формировать перечни товаров: нужен прозрачный механизм, подчеркивает он. Предложенная процедура – одна из самых очевидных мер господдержки для пищевой и перерабатывающей промышленности, поддерживает исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности Вячеслав Лашманкин. К тому же отмена ввозных пошлин – это не всегда прямой вычет из доходов бюджета: часто это дает возможность закупить больше товаров, увеличить производство и компенсировать выпадающие бюджетные доходы налоговыми отчислениями с продаж, поясняет он.
В зависимости от конкретных позиций экономия от сокращения или отмены пошлин может составить 5–15% от стоимости оборудования, делится предположительным расчетом президент ГК «Абрау-Дюрсо» Павел Титов. Инициатива может позволить экономить на капитальных затратах около 80–100 млн руб. ежегодно, говорит директор по экономике и финансам «Уралхима» Игорь Буланцев. Далеко не всегда, даже при желании, возможно выбирать российское оборудование, говорит он.
Тем не менее некоторые компании настроены скептично. Лучше не пошлины снижать, а увеличивать лимиты страхования и субсидирования экспортеров, считает собеседник «Ведомостей» в крупной компании – экспортере промышленных товаров. Для международных компаний сокращение пошлин на комплектующие и сырье – это, возможно, единственный способ получения финансовых преимуществ перед российским бизнесом, говорит собеседник в крупной международной компании пищевой промышленности, но иллюзий по поводу кардинальных изменений нет, вряд ли процедура станет быстрее и прозрачнее. Если несколько лет нет никакого результата, откуда он появится сейчас, спрашивает он: в пищевой промышленности почти 95% оборудования привезено из-за рубежа, если строить завод с нуля с условием сниженных пошлин, то это было бы значительной экономией, но вероятность такого развития событий стремится к нулю, потому что чиновники обязательно будут вспоминать про импортозамещение.
Нормальная эскалация тарифа – чем выше степень переработки, тем выше ставка пошлин – обсуждается больше 10 лет, говорит Баландина, но обычно здравые идеи вступают в конфликт с импортозамещением. Ключевая его цель – создать условия для развития отраслей, говорит Титов: сейчас многие предприниматели столкнулись с необходимостью повышения рентабельности, расширения линейки продукции, а это требует именно покупки оборудования и дополнительных инвестиций в основной капитал. Поэтому неверно противопоставлять импортозамещение и обновление основных фондов – это во многом взаимосвязанные процессы, считает он. Сокращение барьеров для импорта необходимого сырья и оборудования позволит России развивать несырьевой экспорт, в том числе технологий и услуг, поддерживает эксперт центра Россия – ОЭСР РАНХиГС при президенте Александра Коваль. Каждая экономика отдельно формирует не полную стоимость товара, а только участвует в формировании добавленной стоимости на очередном этапе его разработки – снижение или отмена ставок ввозных пошлин на сырье и оборудование иностранного производства необходимы для встраивания России в глобальные цепочки добавленной стоимости, поясняет она.
Подешевеют ли иномарки после снижения пошлин
По мнению автомобильного консультанта-аналитика Ивана Кондратенко, девальвация рубля существенно понизила конкурентоспособность импорта и привела к значительным издержкам. Поэтому за годы кризиса многие автопроизводители без локальной сборки урезали свои модельные ряды в нашей стране, а некоторые и вовсе ушли с российского рынка, как это сделал, к примеру, General Motors.
«Тойота» должна быть японской
Далее в рейтинге идут премиальные марки во главе с Mercedes-Benz, чей результат составил 19,2 тыс. автомобилей. Однако в ближайшее время поставки наиболее популярных моделей с трехлучевой звездой (таких как седан E-Класса и кроссовер GLC) должны прекратиться, поскольку их производство налажено на подмосковном заводе «Мерседеса». За ним следуют BMW и Lexus (10,9 тыс. и 10,4 тыс. шт. соответственно), а замыкает пятерку крупнейших импортеров Audi с показателем 6,6 тыс. единиц.
Среди массовых брендов, помимо «Тойоты», лидерами по объему импорта являются Volkswagen (6,5 тыс. шт.) и Mitsubishi (4,6 тыс. шт.), у которых есть локальное производство в России, а также Subaru (4,2 тыс. шт.). Наибольший объем поставок у них приходится на такие модели как Volkswagen Touareg, Mitsubishi ASX и Subaru Forester соответственно.
Как отмечает заместитель начальника отдела администрирования продаж ГК «Бизнес Кар» Александр Тетерлев, объем локализации модельного ряда обосновывается внутренней стратегией каждого производителя. Самые популярные на российском рынке модели массовых брендов по большей части локализованы. Под импорт попадают, как правило, автомобили, пользующиеся меньшим спросом у клиентов в силу своего ценообразования, набора опций и практичности для российских водителей.
В погоне за рублем
Однако аккурат после вступления России в ВТО в 2012 году против привозных иномарок был введен утилизационный сбор, который локальным автопроизводителям компенсируется посредством промышленных субсидий от государства. При этом по мере снижения пошлин утильсбор практически пропорционально индексировался. С учетом недавней корректировки таможенных ставок участники отрасли не исключают очередного повышения утилизационного налога в ближайшей перспективе, хотя ситуация на российском авторынке сегодня к этому явно не располагает.
По словам директора по развитию компании «Рольф» Владимира Мирошникова, на протяжении многих лет правительство последовательно прилагает усилия для того, чтобы развивать автомобильное производство на территории России и углублять степень его локализации. Можно ожидать, что и сейчас власти предложат какие-то меры для зашиты внутреннего производства, чтобы компенсировать снижение таможенных пошлин.
В свою очередь, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров считает, что снижение таможенных пошлин на легковые автомобили никак не повлияет на объемы импорта, поскольку динамика продаж привозных иномарок обусловлена, прежде всего, спросом на редкие или премиальные машины, которые не производятся в России.
Не скажется снижение пошлин и на стоимости импортных автомобилей, которые, очевидно, дешевле не станут. Они по-прежнему будут дорожать, и корректировка таможенных ставок в лучшем случае лишь немного отложит очередное повышение цен.