Представить что держишь за запястье

Техника запястья, разговор со стулом и не только: психологические трюки, чтобы вернуть (или наконец забыть) мужчину

Если ты хоть раз вводила в поисковике «техника запястья тик ток», ты примерно представляешь, о чем пойдет речь. Если нет — тебя ждет масса интересного, включая не только это упражнение, но и некоторые другие.

Как это работает (и работает ли вообще)
Как правильно делать «технику запястья»
Техника «Пустой стул» и чем она хороша
Техника терапевтических (неотправленных) писем

Техника запястья: сила мысли или что-то большее

Многие пользовательницы тиктока, а вслед за ним и других социальных сетей, уверяют, что техника помогла им вернуть любимого буквально за пару дней. Некоторые, кстати, используют медитацию для того, чтобы позлить бывших. И в этом случае тикток-«ведуньи» советуют быть осторожнее. Одна из них, например, предупредила, что мы имеем дело с

, иначе потом от человека будет не отвязаться.

Как бы там ни было, на технику «поглаживания руки выше кисти», как ее неофициально называют, сейчас огромный спрос. Люди верят, что она работает — и даже если это эффект плацебо и самоубеждение, у них есть на это полное право. Давай посмотрим, что именно нужно делать.

Техника запястье для привлечения мужчины (как сделать)

Совет: не помешает общий положительный настрой, который можно создать с помощью диффузора с ароматическим маслом, парфюма для дома или ароматических свечей. А еще можно включить расслабляющую или просто любимую музыку (в том числе ту, которая ассоциируется у тебя с загаданным мужчиной), хотя это не обязательно.

Совет: существует более «взрослый» вариант техники, когда мысленной поглаживание запястья нужно чередовать с оральным сексом (тоже мысленным, само собой). Если первый этап пройден и ничего не произошло, возможно, стоит попробовать это.

Хотя обойти по популярности технику запястья пока ни у кого не получается, есть и другие околоэзотерические варианты «привязок», которые тебя могут заинтересовать. Например, «техника телефон», которая предлагает разместить на обоях смартфона фотографию «того самого». А затем в течение дня смотреть ему прямо в глаза, как бы приманивая к себе.

К сожалению, нет. Речь идет о силе мысли и позитивных установках, которые, по данным ряда исследований, могут работать. Но только когда касаются самого человека, который их применяет, и его жизни, а не других.

Разговор со стулом — лучшая техника «отвязки»

Мы поговорили о популярных в тиктоке «привязках», теперь настала очередь «отвязок». Эзотерические гуру в социальной сети считают, что чем больше ты думаешь о человеке, с которым вы уже не вместе, тем больше он напитывается твоей энергией. Как только

, так он обязательно вернется. Главное, не сдаться и не вернуться, потому что тогда все окажется зря.

Разговор со стулом, стул и красная нить, техника «Пустой стул» — под такими названиями можно найти самую работающую из «отвязок». И, как ни странно, это реальная психологическая техника, которая и правда может тебе помочь. Не обязательно забыть мужчину и отпустить обиды: гештальт-терапевты рекомендуют «Пустой стул» для любых конфликтных ситуаций (с родственниками, друзьями, коллегами), в которых осталась недосказанность.

Техника «Пустой стул»: как делать

Как писать терапевтическое письмо

Еще, если говорить о реальных психологических техниках, ты можешь попробовать терапевтические письма. Этот метод используют психологи и психотерапевты для контроля за состоянием своих клиентов, но тебе они помогут выплеснуть эмоции, которые съедают изнутри, или

. Простой пример: не можешь забыть бывшего и постоянно мониторишь его страницу? Каждый раз, когда тебе хочется ему написать, пиши все на бумаге и складывай в дальний ящик стола.

Можешь делать это регулярно (например, два раза в неделю), а можешь только тогда, когда почувствуешь необходимость высказаться;

В конечном итоге неотправленные письма помогут относиться к ситуации все легче, а ты, если захочешь, сможешь посмотреть, как менялось свое состояние, просто прочитав их. Визуализация положительной динамики — отличная мотивация двигаться дальше по этому пути. И здесь это тоже будет работать, поэтому обязательно попробуй.

А если ты понимаешь, что мысли о прошлом тебя поглощают, ты стала зависима от человека и, кажется, не в состоянии справиться с происходящим сама, подумай о визите к психологу. Онлайн-платформы позволяют немного сэкономить, а уже после одного сеанса тебе может стать значительно легче.

Источник

Что такое «Техника запястья». Девушки в тиктоке верят, что могут привлечь парня воображаемым поцелуем

В тиктоке набирает популярность тренд про «Технику запястья», и девушки верят, что с помощью этой медитации они привлекают парней. Методы ещё никогда не были такими успешными, считают пользовательницы соцсети, а количество покорённых ими мужчин идёт на десятки, судя по комментариям.

Представить что держишь за запястье

Как медитативная «Техника запястья» стала вирусной в тиктоке

Эзотерика в тиктоке выходит на новый уровень: с помощью медитаций девушки притягивают к себе парней, а затем хвалятся, как быстро сработала «Техника запястья». Метод уже стал трендовым, а видео, на котором блогерша Мария Сивец рассказывает о том, как правильно делать этот приворот, завирусилось. Девушка рассказала подписчикам, что вместе с подругой нашла описание техники в соцсетях и испробовала это на молодом человеке, который ей нравился. Так как метод, по словам Марии, сработал, она составила инструкцию для своих подписчиц.

Тиктокерша объяснила, что девушке в течение дня нужно думать об интересующем молодом человеке, представлять, что она держит его за запястья и в этот момент целует в губы или занимается с ним оральным сексом. Силой мысли можно покорить даже самого неприступного парня всего за несколько коротких «сеансов».

“Нужно представлять, как ему это нравится [поцелуи или физический контакт], как он постанывает. Что между вами искра, любовь и всё в этом духе. Необязательно делать это по 20 минут, по 30”.

Мария рассказала, что результат медитации удивил и подругу, и её саму. Приятельнице написал молодой человек, который на протяжении полугода игнорировал девушку и грубо с ней обращался (почему она всё же хотела добиться внимания такого сомнительного кавалера, тиктокерша не объяснила). После «Техники запястья», которую провела подруга автора ролика, он тут же предложил встретиться. Мария тоже опробовала метод на парне, с которым давно не общалась и похвалилась результатом: он написал ей первым. Но тиктокерша предупредила, что мужчинам стоит бояться девушек, которые обладают таким опасным знанием:

“А ещё так можно мучить мальчиков. Можно думать [о них, как это описано в инструкции к технике], а потом ничего не отвечать, но быть у них в мыслях. Мальчики, не связывайтесь с девочками, которые разбираются в этом всём”.

В комментариях к видео Марии десятки девушек подтвердили, что «Техника запястья» работает.

“Я так делала, он объявился через неделю. А меня что-то отпустило. Теперь он бегает за мной, а я перегорела”, — написала Senorita.mi.

А вот девушке по имени Улшыман «Техника запястья» не помогла, а только навредила.

“Я попробовала, и после этого у меня выскочила болячка на губе”.

После успеха видео с инструкцией к технике Мария записала ещё один ролик, в котором продемонстрировала, как проходит процесс привлечения мужчин.

Видимо, другим пользовательницам тиктока техника всё же помогла притянуть внимание мужчин, потому что всего за несколько недель она стала вирусной и сотни девушек хвастаются своими победами.

«Техника запястья» сработала даже в «Сумерках»

Тиктокерши не только снимают видеоподтверждения тому, что способ работает, но и уже ищут способ усилить эффект от медитации. Spiritualawakening444 предложила апгрейднуть технику с помощью артефакта. Она решила заработать на популярности медитации и уже начала торговать розовым кварцем у себя на странице.

Представить что держишь за запястье

Но не все пользовательницы тиктока остались в восторге от тренда. Eliza.sav предупредила своих зрительниц, что «Техника запястья» не такая безобидная, как многим кажется. По мнению тиктокерши, это опасный приворот, который может сделать из молодого человека безвольного зомби. Главное, чтобы об этом методе не узнали рептилоиды, иначе человечеству не выстоять.

“Приворот можно сделать, но в большинстве случаев парни теряют свою свободу и тупо бегают за вами, превращаясь в раба, «мальчика на побегушках». Вы уверены, что вы этого хотите?”

Но большинство девушек всё же считают, что техника работает. В видео и комментариях они рассказывают, как после нескольких медитаций молодые люди, которые не обращали на них внимание, изменили своё отношение. Если техника на самом деле так действует на мужчин, то мы вскоре сможем наблюдать массовый переезд голливудских актёров и корейских певцов в СНГ.

Источник

Техника запястья, разговор со стулом и не только: психологические трюки, чтобы вернуть (или наконец забыть) мужчину

Представить что держишь за запястье

Если ты хоть раз вводила в поисковике «техника запястья тик ток», ты примерно представляешь, о чем пойдет речь. Если нет — тебя ждет масса интересного, включая не только это упражнение, но и некоторые другие.

Представить что держишь за запястье

Техника запястья: сила мысли или что-то большее

Поможет ли техника запястья влюбить в себя кого угодно? Сложный вопрос. Тиктокерша Мария Сивец (sivetsma), чье видео с правильным выполнением медитации стало вирусным, объяснила, что если делать все правильно, то да. Ты сможешь очаровать, влюбить, заставить обожать любого парня, молодого человека, мужчину. При этом чтобы техника сработала, рассказала Сивец, возможно, придется сделать приворот несколько раз, так как не у всех получается с первого.

Как бы там ни было, на технику «поглаживания руки выше кисти», как ее неофициально называют, сейчас огромный спрос. Люди верят, что она работает — и даже если это эффект плацебо и самоубеждение, у них есть на это полное право. Давай посмотрим, что именно нужно делать.

Техника запястье для привлечения мужчины (как сделать)

Представить что держишь за запястье

Совет: не помешает общий положительный настрой, который можно создать с помощью диффузора с ароматическим маслом, парфюма для дома или ароматических свечей. А еще можно включить расслабляющую или просто любимую музыку (в том числе ту, которая ассоциируется у тебя с загаданным мужчиной), хотя это не обязательно.

Совет: существует более «взрослый» вариант техники, когда мысленной поглаживание запястья нужно чередовать с оральным сексом (тоже мысленным, само собой). Если первый этап пройден и ничего не произошло, возможно, стоит попробовать это.

Хотя обойти по популярности технику запястья пока ни у кого не получается, есть и другие околоэзотерические варианты «привязок», которые тебя могут заинтересовать. Например, «техника телефон», которая предлагает разместить на обоях смартфона фотографию «того самого». А затем в течение дня смотреть ему прямо в глаза, как бы приманивая к себе.

Есть ли у всего этого научное обоснование? К сожалению, нет. Речь идет о силе мысли и позитивных установках, которые, по данным ряда исследований, могут работать. Но только когда касаются самого человека, который их применяет, и его жизни, а не других.

Разговор со стулом — лучшая техника «отвязки»

Представить что держишь за запястье

Разговор со стулом, стул и красная нить, техника «Пустой стул» — под такими названиями можно найти самую работающую из «отвязок». И, как ни странно, это реальная психологическая техника, которая и правда может тебе помочь. Не обязательно забыть мужчину и отпустить обиды: гештальт-терапевты рекомендуют «Пустой стул» для любых конфликтных ситуаций (с родственниками, друзьями, коллегами), в которых осталась недосказанность.

Источник

Что такое «Техника запястья». Девушки в тиктоке верят, что могут привлечь парня воображаемым поцелуем

Представить что держишь за запястье

В тиктоке набирает популярность тренд про «Технику запястья», и девушки верят, что с помощью этой медитации они привлекают парней. Методы ещё никогда не были такими успешными, считают пользовательницы соцсети, а количество покорённых ими мужчин идёт на десятки, судя по комментариям.

Как медитативная «Техника запястья» стала вирусной в тиктоке

Эзотерика в тиктоке выходит на новый уровень: с помощью медитаций девушки притягивают к себе парней, а затем хвалятся, как быстро сработала «Техника запястья». Метод уже стал трендовым, а видео, на котором блогерша Мария Сивец рассказывает о том, как правильно делать этот приворот, завирусилось. Девушка рассказала подписчикам, что вместе с подругой нашла описание техники в соцсетях и испробовала это на молодом человеке, который ей нравился. Так как метод, по словам Марии, сработал, она составила инструкцию для своих подписчиц.

Тиктокерша объяснила, что девушке в течение дня нужно думать об интересующем молодом человеке, представлять, что она держит его за запястья и в этот момент целует в губы или занимается с ним оральным сексом. Силой мысли можно покорить даже самого неприступного парня всего за несколько коротких «сеансов».

Нужно представлять, как ему это нравится [поцелуи или физический контакт], как он постанывает. Что между вами искра, любовь и всё в этом духе. Необязательно делать это по 20 минут, по 30.

Мария рассказала, что результат медитации удивил и подругу, и её саму. Приятельнице написал молодой человек, который на протяжении полугода игнорировал девушку и грубо с ней обращался (почему она всё же хотела добиться внимания такого сомнительного кавалера, тиктокерша не объяснила). После «Техники запястья», которую провела подруга автора ролика, он тут же предложил встретиться. Мария тоже опробовала метод на парне, с которым давно не общалась и похвалилась результатом: он написал ей первым. Но тиктокерша предупредила, что мужчинам стоит бояться девушек, которые обладают таким опасным знанием:

А ещё так можно мучить мальчиков. Можно думать [о них, как это описано в инструкции к технике], а потом ничего не отвечать, но быть у них в мыслях. Мальчики, не связывайтесь с девочками, которые разбираются в этом всём.

В комментариях к видео Марии десятки девушек подтвердили, что «Техника запястья» работает.

Я так делала, он объявился через неделю. А меня что-то отпустило. Теперь он бегает за мной, а я перегорела, — написала Senorita.mi.

А вот девушке по имени Улшыман «Техника запястья» не помогла, а только навредила.

Я попробовала, и после этого у меня выскочила болячка на губе.

После успеха видео с инструкцией к технике Мария записала ещё один ролик, в котором продемонстрировала, как проходит процесс привлечения мужчин.

Видимо, другим пользовательницам тиктока техника всё же помогла притянуть внимание мужчин, потому что всего за несколько недель она стала вирусной и сотни девушек хвастаются своими победами.

«Техника запястья» сработала даже в «Сумерках»

Тиктокерши не только снимают видеоподтверждения тому, что способ работает, но и уже ищут способ усилить эффект от медитации. Spiritualawakening444 предложила апгрейднуть технику с помощью артефакта. Она решила заработать на популярности медитации и уже начала торговать розовым кварцем у себя на странице.

Представить что держишь за запястье

Но не все пользовательницы тиктока остались в восторге от тренда. Eliza.sav предупредила своих зрительниц, что «Техника запястья» не такая безобидная, как многим кажется. По мнению тиктокерши, это опасный приворот, который может сделать из молодого человека безвольного зомби. Главное, чтобы об этом методе не узнали рептилоиды, иначе человечеству не выстоять.

Приворот можно сделать, но в большинстве случаев парни теряют свою свободу и тупо бегают за вами, превращаясь в раба, «мальчика на побегушках». Вы уверены, что вы этого хотите?

Но большинство девушек всё же считают, что техника работает. В видео и комментариях они рассказывают, как после нескольких медитаций молодые люди, которые не обращали на них внимание, изменили своё отношение. Если техника на самом деле так действует на мужчин, то мы вскоре сможем наблюдать массовый переезд голливудских актёров и корейских певцов в СНГ.

А более юные тиктокеры пока о таких вещах, как отношения и любовная магия, не думают и проводят своё время иначе. Они мастерят замену поп итам и симпл димплам — фиджет борды — из подручных средств и хвалятся ими друг перед другом.

Источник

Типология жеста: «захват запястья»

В своей статье автор анализирует жест, часто встречающийся в произведениях древнего искусства и несущий большую смысловую нагрузку, однако утративший свое значение впоследствии. В центре внимания – многозначность жеста «захват запястья».

В произведениях древнего искусства нет случайных жестов — и каждый жест говорит о многом; однако для нас некоторые из них остаются незамеченными. Так, при описании иконы Воскресения («Анастасис») иногда упоминается, что Христос «держит за руку Адама» или что Адам и Ева «вкладывают свои руки в его ладони», но это не совсем так. Жест на иконе другой: Христос берет за руку Адама, однако не за ладонь, а чуть выше, за запястье (рис. 1, мозаика монастыря Неа Мони, деталь).

Композиция этой иконы может быть разной: Христос может идти от Адама или к Адаму, прародители могут быть по одну или по обе стороны от Христа, может быть разное количество участников события — но при всей вариативности композиции и цветовой гаммы именно этот один жест остается неизменным.

На особое его значение на этой иконе обратил внимание В. Лёшке в своей статье, опубликованной в Берлине в 1965 г.[1] Эта статья осталась незамеченной даже в европейской науке и абсолютно неизвестна у нас, между тем, тема эта довольно важна и еще не изучена. Так как во многом понимание нами этой иконы не совпадает с точкой зрения В. Лёшке, а также ввиду того, что эта тема специально не рассматривалась в отечественном искусствоведении, мы считаем уместным поднять ее.

Этот жест остается незамеченным не только на иконе. В Илиаде в славословии Диомеду как один его подвигов упоминается:

Κύπριδα μὲν πρω̃τα σχεδὸν οὔτασε χει̃ρ’ ἐπὶ καρπω̃

«Прежде богиню Киприду копьем поразил он в запястье»

(Илиада V: 450, пер. Н.И. Гнедича).

Видимо, такое понимание могло быть свойственным и казни через распятие, принятой в Вавилоне, Персии, Римской империи. На древних иконах Воскресения раны на руках Христа изображались обязательно (как свидетельство воскресения во плоти) — Христос ведет Адама раненной рукой (в западно- и восточнохристианской иконографии принято по-разному изображать Распятие: гвозди могут быть вбиты в ладони Христа или же в запястья, но по данным Туринской плащаницы при распятии гвозди вбивались в именно в запястье).

Выражение «χειρ έπί καρπω» дословно можно перевести как «возложить руку на кисть руки»; здесь присутствует игра слов, т.к. «κάρπος» означает прежде всего «плод» (т.е. возможна коннотация «возложить руку на плод/добычу»).

Социальная и физиологическая составляющие этого жеста связаны с тем, что он отличается от простого рукопожатия (conjunctio manum) неодинаковой активностью участников: один из них пассивен или буквально «предан в руки» другому. При этом никакое рукопожатие не сравнится с ним по надежности, и его используют в горных восхождениях; одновременно такой захват, давая доступ к нервным окончаниям кисти, является силовым приемом.

Однако в изобразительном искусстве он представлен, в первую очередь, совсем не в батальных сценах: сохранилось достаточно свидетельств, чтобы говорить о совершенно ином его универсальном значении.

В шумерском и аккадском искусстве он используется в тех сценах, где жрецы и цари влекут избранных к божествам. Этот жест есть уже на памятниках середины III тыс. до н.э.; он довольно распространен с III династии Ура в старовавилонской глиптике.[3] Как пример приведем рельеф на цилиндрической печати «Жрец и женщины» (I пол. III тыс. до н.э., рис. 2). На печати «Эа творит суд над Зу» держащий Зу расположен у него за спиной и жест этот выглядит особым образом (рис. 3); можно предположить, что это связано с тем, что Зу влекут силой, против его воли, а также с предрешенностью суда (Зу должен быть осужден).

С потусторонним миром связан он и в искусстве Древнего Египта: Анубис, проводник умерших в загробный мир, приводя душу мертвого к весам, на которых взвешивается его сердце, держит его именно таким образом. На известной фреске из усыпальницы в Долине Царей фараона Рамзеса I за оба запястья держат сразу Анубис и Хор (рис. 4, деталь).
В греческой античности этот жест получает более широкое распространение — он представлен и в картинах борьбы, спорта и танцев, — но при этом сохраняет свою особую сопричастность потустороннему миру.

Этот захват можно увидеть, когда показывается путешествие в царстве мертвых: его используют греческие боги, отводящие души умерших в загробный мир. Так держит за руку людей Гермес, проводник душ в аид. На рельефе «Гермес, Эвридика, Орфей» (рис. 5, деталь) исход события предрешен, и как бы ни был прекрасен этот жест на шедевре Каллимаха, он означает только одно: Эвридика должна расстаться с Орфеем и последовать за Гермесом (420-410 до н. э. Римская копия с греческого оригинала. Национальный музей. Неаполь). Так ведут боги своих любимцев на Олимп, даруя смертным божественное бессмертие: Дионис — Гефеста, Афина — Геракла (килик, Британский Музей).

Этот жест появляется, когда происходит нарушение границы между «миром этим» и «миром тем»: за запястье хватает двух юношей сирена, существо «потустороннее», увлекая их в погибель (рельеф, Берлинский музей).

В древнегреческой архаике он связан с подчинением и подавлением воли. Отсутствуя на многих изображениях, связанных с войнами и сценами гибели, изображение жеста появляется на похоронной вазе: так воин держит мать, убивая ее сына (рис. 6, деталь) (Микены, Микенский археологический музей, VII в. до н.э.)

Этот захват может быть символом спасения в сюжете «возвращение домой». Пример мы видим на краснофигурном кратере из Британского Музея (490-460 гг. до н.э.): так из горящей Трои спасают Этру ее внуки Демофон и Акамант (рис. 7).

Так ведут и детей — именно так Эней держит своего сына Аскания, выводя его из Трои (Tabula Iliaka, Ватикан, Палаццо Нуово, I в. до н.э.). Этот жест в отношении детей сохраняется и в византийском искусстве: так держат ребенка на византийской иконе «Вход Господень в Иерусалим» (рельеф на слоновой кости, Берлин), так отец, стоящий у врат города, держит ребенка в этом же сюжете на мозаиках Дафни (XI в.) (рис. 8). Он есть и в западноевропейских памятниках, напр., на миниатюре «Исход из Египта» в Парижской псалтири (Gr. 139, Парижская национальная библиотека, Х в., л. 409, см. деталь на рис. 9)

Отметим, что все эти примеры связаны не только с мотивом «ребенок-взрослый», но и с мотивом перехода и границы (выход из поверженной Трои, вход в Иерусалим, вход в землю обетованную).

Из несколько отдаленного материала позволим напомнить скульптуру «Добрый пастырь», изображающую Христа в виде молодого юноши, несущего на плечах агнца; юноша держит агнца за ноги, за те места, которые соответствуют запястьям человека. Это изображение было довольно распространено во времена первых христиан, являясь одновременно иллюстрацией слов евангелия[4] и прикровенной аллегорией эпохи гонений: агнец здесь означает заблудшую человеческую душу, которую Христос отыскивает и спасает, возлагая себе на плечи. Прообраз этого символа — античная статуя Гермеса Криофора (Κριοφόρος — «несущий барана»), причем она также связана с идеей избавления от гибели: Павсаний (II в. до н.э.) приводит легенду о спасении города от чумы: «Гермес отвратил от них моровую язву, обнеся вокруг их стен барана» («Описание Эллады». Кн. 9, гл. 22, ст. 1-2). Отметим, что именно на более ранних скульптурах этот захват выражен особенно ярко (напр., Гермес Криофор из музея Барраччо, V в. до н.э.) рис. 10

В римскую эпоху этот жест также символизирует верховную власть, но не мистическое владычество в потустороннем мире, а власть императора; если же и актуализируется мотив перехода, то он связан не с переходом в загробный мир, а из цивилизованного мира в варварские земли. Он тиражируется на монетах как символ преобразований в империи.

Монеты можно разделить на несколько типов. Во-первых, этот жест встречается на изображениях императора и коленопреклоненной женщины, олицетворяющей город или провинцию, государство или всю ойкумену. А. Грабар указывает этот нумизматический канон как источник иконографии образа «Воскресение».[5] Однако, по наблюдению В. Лёшке, жест на этих монетах не всегда одинаков. Зачастую на них присутствует «захват запястья», означающий подчинение определенных земель Римской империи, солдаты которой воевали со словами: «Расширение или гибель». Иногда же на них можно разглядеть совершенно иной жест — просительный жест молящего: коленопреклоненная женщина хватает императора за локоть, или же коленопреклоненный молящий вкладывает свои ладони в руки императору.[6]

Во-вторых, на римских монетах другого типа, которые выпускались в связи с переселением на новые земли («evacuatio»), изображен император, который тянет за собой согбенного человека. Здесь захват запястья связан и с высшей властью, и с пересечением границы обжитого прежде мира.

В византийскую эпоху наблюдается расширение этого мотива. Отметим, что само слово «χειραγωγέω» («вести за руку») в христианское время приобретает новое значение «руководить»,[7] которое затем отражено славянской калькой, сохранившейся в русском языке.

Как и прежде, «χειρ έπί καρπω» сохраняется в сценах праздников и хороводов — примером может быть фреска храма св. Мины в селе Монодендри (Греция, обл. Загория).[9] Но символика этого жеста христианском искусстве до XIV века осознается весьма ясно: он появляется именно в тех изображениях, где речь идет о взаимоотношениях Бога и человека. Он есть на фреске «Сотворение человека» (XII в., Прадо), на мозаике «Господь ведет Адама в рай» (XII в., Венеция, Cан Марко)[10].

Такой жест присутствует на изображениях чудес: «Христос воскрешает дочь Иаира» (IV в., рельеф на реликварии, Брешия, липсанотека), «Христос исцеляет слепорожденного» (Синопское Евангелие, Парижская национальная библиотека, gr. 1286, л. 10) рис. 11, «Христос исцеляет тещу Петра» (миниатюра, Дармштадт). Так Христос держит апостола Петра, когда тот начинает тонуть («Хождение по водам», баптистерий в комплексе Дура-Европос, Сирия, III в.,[11] ампула Монца, VI в., мозаика в Монреале, 1174-1182). Таким же образом воскресший Христос берет за руку Фому, спасая его от неверия (сцена «Уверение Фомы», ампула Монца, VI в.)[12].

В. Лёшке высказывает предположение, что в христианскую эпоху этот жест связан с иконографией «dextera Dei» («Десница Божия») — образом-символом, появившимся, возможно, под влиянием поэтики Ветхого Завета.[13] Довольно распространен этот символ как обозначение «гласа Божия», он стал своеобразным «иероглифом» слов «Сказал Господь»[14].

Чаще всего «dextera Dei» расположена вверху иконы (напр., образ «Крещение») или в угловой сегментной мандорле, сиянии света (напр., икона «Чудо Георгия о змие», ГРМ, рис. 12, деталь). На Бамбергском авории[15] изображено активное проявление действия: в сцене «Вознесение» десница Божия поднимает Христа за правую руку вверх — и здесь опять присутствует жест «захват запястья» (рис. 13).

Как было отмечено, на иконе «Воскресение» («Анастасис»), жест «χειρ έπί καρπω» является обязательным. В отличие от нее, на изображениях «Сошествие во ад», известных в западноевропейском искусстве («Descensus ad inferos»), этот жест может иногда отсутствовать (рис. 14, фреска храма в Эстрапланде, деталь). Победа над адом на этих изображениях еще не произошла, и Христос только протягивает руку Адаму. В качестве отдельных примеров приведем рельеф капители храма Херефорд (XI-XII вв.), рельеф на пластине Магдебургских врат Софии Новгородской (XII в.), миниатюра гомилий Иакова Коккиновафского (XII в.) (рис. 15, деталь), фрески храмов в Герлев (1425 г.), в Эстрапланде (Дания, 1542 г.), картина алтаря Штосса в Кракове, картины Хайме Серра, Мантеньи, гравюра Брейгеля «Христос в преисподней».

К XVI в. значение исследуемого жеста перестает осознаваться в искусстве, что можно видеть на картинах французских художников на античные сюжеты, например, на полотне Филиппа де Шампаня «Добрый пастырь» (XVII в.) и др. В знаменитых росписях потолка Сикстинской капеллы Микеланджело появляется новый жест, символизирующий отношения Бога и человека.

[2] Sahlas, Demetrios J. M.D., M.Sc. Functional Neuroanatomy in the Pre-Hippocratic Era: Observations from the Iliad of Homer // Neurosurgery. The Official Journal of the Congress of Neurological Surgeons. Б/м. 2001, June. Volume 48. Issue 6. Pp. 1352-1357.

[3] Благодарю ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа доктора ист.н., В.К. Афанасьеву за консультацию.

[4] «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник бежит, потому что наемник и нерадит об овцах» (Ин. 10: 11-13). Также упоминается в притче о заблудшей овце у Луки (Лк.15:3-7) и у Матфея (Мф.18:12-14).

[5] Grabar, A. Christian Iconography. A Study of its Origins. Princeton, 1961. P. 126.

[6] Loeschke W. Ibidem. S. 71. Anmerkung 10.

[7] Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1899. Ст. 1341.

[8] Die Kunst der römischen Katakomben. Stützer Herbert A. Köln, 1983, S. 33

[9] Αρχιμ. π. Σιλουανού Πεπονάκη. ΤΑ ΧΟΡΙΚΑ ΣΤΗΝ ΖΩΓΡΑΦΙΚΗ ΤΩΝ ΕΙΚΟΝΩΝ. // Εκκλησιαστική Παρεμβαση. 2004, Οκτώβριος. Несмотря на описание, данное архим. Силуаном (Пэпонаки), символика танца в контексте изображения остается неясной; эта фреска еще требует изучения и комментария.

[10] В. Лёшке указывает также: рельеф Джотто «Сотворение Евы» (Флоренция, Кампанилле), мозаику «Господь приводит Еву к Адаму» (Монреаль). См. Loeschke W. Ibidem. S. 66.

[11] Welles, Bradford C. The Excavations at Dura-Europos, Final Report. New York, 1967. Vol. 8. P. 209.

[12] Дальнейшие примеры см.: Loeschke W. Ibidem. S. 66-67.

[13] Loeschke W. Ibidem. S. 63-64.

[14] В. Лёшке указывает также его вариант, известный в иудейском эллинистическом искусстве как «Griff in den Haarschopf». Ibidem. S.64, 73.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *