Предпрофессиональный экзамен что это такое
Предпрофессиональный экзамен что это такое
Предпрофессиональный экзамен является одной из форм независимой диагностики качества образования, который дает возможность выпускникам заработать дополнительные баллы по ЕГЭ. Экзамен могут сдать выпускники медицинских, инженерных, академических (научно-технологических), кадетских и новых педагогических классов, а также школьники из непрофильных классов.
В этом году прием заявок на участие в предпрофессиональном экзамене для школьников продлится до 25 января.
Когда пройдет предпрофессиональный экзамен?
Экзамен будет проводиться с 1 марта по 30 апреля 2020 года. Он состоит из двух частей — теоретической и практической. Первая представляет собой компьютерную проверочную работу по профильным предметам. Сдавать ее придется в Центре независимой диагностики Московского центра качества образования.
Практическая часть проводится на базе вузов. На этом этапе участники решают практические задачи с использованием реального оборудования, тренажеров, симуляторов по различным направлениям.
Как и где подать заявку на сдачу экзамена?
Чтобы принять участие в сдаче предпрофессионального экзамена, школьникам необходимо подписать в своей школе согласие на обработку персональных данных и подать заявление. В документе следует указать вуз, на площадке которого участник планирует сдавать практическую часть.
Более подробную информацию об экзамене можно посмотреть на сайте Московского центра качества образования (МЦКО).
Сколько баллов можно заработать?
Благодаря экзамену выпускники смогут не только познакомиться с выбранной профессией, но и заработать дополнительные бонусы при поступлении в учебное заведение.
Сам предпрофессиональный экзамен оценивается по 100 балльной шкале по итогам сдачи двух частей экзамена (до 40 баллов за теоретическую часть и до 60 баллов за практическую часть), успешной сдачей экзамена считается 61 и более баллов.
Многие вузы учитывают результаты предпрофессионального экзамена и начисляют поступающим до 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ.
Так, например, в Российском технологическом университете МИРЭА установлена следующая шкала для поступающих:
В прошлом учебном году этот экзамен сдали более 11 тысяч выпускников.
Предпрофессиональный экзамен для школьников
Впервые предпрофессиональный экзамен в 2017 году сдавали выпускники профильных классов московских школ. Наработки и опыт столицы уже взяли на вооружение некоторые региональные вузы, и сегодня «предпроф» проводят не только для одиннадцатиклассников Москвы.
Предпрофессиональный экзамен – что это такое
Предпрофессиональный экзамен – это поэтапная проверка уровня теоретических знаний и практических умений одиннадцатиклассников в рамках разных профессиональных направлений, азы которых школьники изучают в профильных или реже универсальных классах.
По регламенту, разработанному МЦКО (Московским центром качества образования), предпрофессиональный экзамен состоит из двух обязательных взаимосвязанных частей – теоретической и практической. Причем вторая оценивается дороже – за нее можно заработать 60 баллов из 100 возможных за весь комплексный экзамен. Он считается пройденным, если участник набрал 61 балл.
Теорию москвичи сдают централизованно – через портал МЦКО, практику – на базе вузов, участвующих в проекте. Поэтому результаты предпрофессиональных экзаменов признают только московские вузы, причем те, которые сами принимают практическую часть. За успешно пройденные испытания университеты, присоединившиеся к проекту, дают дополнительные к ЕГЭ баллы – максимум 10.
Критерии успешности сдачи предпрофа учебные заведения устанавливают сами. Например, РАНХиГС за предпрофессиональный экзамен по психологии, сданный не меньше чем на 70 баллов, дает 7 дополнительных рейтинговых баллов при поступлении на соответствующие программы. МИФИ оценивает 80–100 баллов, заработанных на медицинском, академическом или инженерном предпрофессиональном экзамене, восемью дополнительными баллами, а результат 61–79 – шестью.
Кто может сдавать
Изначально в экзамене участвовали только выпускники профильных классов четырех направлений:
Позже к ним присоединились будущие педагоги (ученики новых педагогических классов) и айтишники (ИТ-классы). Сейчас предпрофессиональный экзамен может сдать любой московский одиннадцатиклассник, даже если в его школе нет класса нужного профиля и он учится в универсальном. Заявление на участие можно подать с сайта МЦКО в разделе «Конкурсы предпрофессиональных умений».
Направления
В рамках шести основных укрупненных профилей теоретическую и практическую часть предпрофессионального экзамена можно сдавать по десяткам более узкоспециализированных направлений. Самый объемный профиль – инженерный. Каждый вуз – участник проекта предлагает свои технические специализации:
Примерно такое же разнообразие направлений и для академического профиля: университеты предлагают десятки вариантов предпрофессионального экзамена для школьников – будущих физиков и математиков, гуманитариев, айтишников, экономистов и предпринимателей.
Детальную и актуальную для текущего учебного года информацию по каждому профилю и направлению можно найти на сайте МЦКО. На этом портале есть и демоверсии предпрофессионального экзамена по всем направлениям.
Где узнать результаты
Теоретическую часть предпрофессионального экзамена компьютер оценивает автоматически, свои результаты участник узнаёт сразу же – они выводятся на монитор компьютера, за которым он отвечал на вопросы или решал задачи. На «разбор полетов» практической части уходит больше времени, а итоговая оценка вносится на сайте МРКО (Московского регистра качества образования) в базу данных в кабинете школы, в которой учится участник предпрофа. Узнать суммарный результат экзамена можно в своем учебном заведении (лицее, гимназии, школе). Пересдача и апелляции не предусмотрены.
Участие в предпрофессиональном экзамене добровольное, поэтому если его не сдать, это не повлияет ни на годовые или четверные оценки в школе, ни на средний балл аттестата – словом, никаких негативных последствий для ученика недобор до проходного уровня за собой не повлечет.
Предпрофессиональный экзамен в региональных вузах
Нестоличные университеты пока массово не перенимают опыт московских вузов. Один из региональных пионеров предпрофессионального экзамена – Сибирский государственный медуниверситет. У СибГМУ 12 профильных медицинских классов, открытых в гимназиях, лицеях, школах Томска, Бердска, Северска, Асино, Юрги, Стрежевого, Кызыла, Молчаново. Предпрофессиональный экзамен для их учеников вуз проводит по собственному регламенту. Он тоже состоит из теоретического и практического этапа и в целом оценивается в 100 баллов.
Хороший результат предпрофессионального экзамена может стать решающим фактором при зачислении в СибГМУ: он учитывается как индивидуальное достижение при равенстве конкурсных баллов абитуриентов. Участникам предпрофа, набравшим больше 75 баллов, в спорных ситуациях вуз дает три дополнительных балла.
Школьники могут принять участие в предпрофессиональном экзамене
Все учащиеся 11-х классов могут подать заявление на участие в предпрофессиональном экзамене. Для этого необходимо до 10 января 2020 года подать в свою школу согласие на обработку персональных данных и заявление. В нем следует указать вуз, в котором будет проходить экзамен, и направление практической части экзамена в зависимости от профиля обучения. Образцы заявления и согласия на обработку персональных данных можно найти на сайте Московского центра качества образования.
Предпрофессиональный экзамен проводится с 1 марта по 30 апреля 2020 года. Он состоит из двух частей — теоретической и практической. Первая представляет собой компьютерную проверочную работу по профильным предметам. Она пройдет в Центре независимой диагностики Московского центра качества образования.
Практическая часть проводится на базе вузов — партнеров проекта. Школьники решают практические задачи с использованием реального оборудования, тренажеров, симуляторов по различным направлениям. Практическая часть позволяет школьникам продемонстрировать свои умения и навыки. Ученики, показавшие высокие результаты на предпрофессиональном экзамене, получают до 10 дополнительных баллов к баллам ЕГЭ при поступлении в вузы, являющиеся партнерами проекта.
В 2018/2019 учебном году предпрофессиональный экзамен сдали более 11 тысяч выпускников. Это одна из форм независимой диагностики качества образования.
Испытание на прочность: как устроен предпрофессиональный экзамен
В городских школах уже не первый год действует система предпрофессионального образования: ученики могут выбрать инженерные, медицинские, академические и кадетские классы. В каждом изучают профильные предметы и проходят дополнительные курсы, делают практические проекты, ездят на тематические экскурсии по своим направлениям — словом, погружаются в будущую профессию. Занятия в таких классах ведут не только школьные учителя, но и преподаватели вузов.
1 марта одиннадцатиклассники начали сдавать экзамены по своему профилю. Проходить итоговые испытания они будут постепенно: ученики академических и медицинских классов — до 30 марта, а инженерных — до 30 апреля. Итоги подведут к концу учебного года (25 мая).
С помощью экзамена оценивают умения и навыки, полученные школьниками по программам предпрофессионального обучения. Он состоит из двух частей — теоретической и практической. В ходе теоретической оценивают межпредметные результаты и знание основ профессии. Задания разрабатывают преподаватели вузов-партнеров. Во время практической части школьники демонстрируют полученные умения и навыки и презентуют их результаты. Максимум можно заработать 100 баллов: 40 за теорию и 60 за практику.
Как рассказала Валентина Андреева, начальник отдела Московского центра качества образования (МЦКО), впервые предпрофессиональный экзамен провели в прошлом году. Тогда в нем приняли участие только ученики инженерных и медицинских классов — всего более двух тысяч человек. В этом году к итоговым испытаниям присоединились академические классы. Сейчас в системе проведения экзамена зарегистрированы более 10 тысяч участников.
«В этом году в рамках практической части в инженерных и академических классах решают ситуационные задачи. А ученики медицинских выполняют кейсы. Каждый участник получает два кейса, в течение 30 минут школьники должны показать определенный алгоритм действий», — рассказала Валентина Андреева.
По ее словам, в прошлом году были выпускники медицинских классов, набравшие 93–95 баллов из 100. С теми, кто сдал предпрофессиональный экзамен на максимальное количество баллов, заключены договоры на целевое обучение.
Бонусы к ЕГЭ и бесценный опыт
Предпрофессиональное образование не только позволяет школьникам детально познакомиться с выбранной профессией, но и дает ощутимые бонусы на пути к ней. Многие вузы-партнеры учитывают результаты предпрофессионального экзамена и начисляют поступающим до 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ. Например, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» дает дополнительно от семи до 10 баллов, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана — от восьми до 10, Московский автомобильно-дорожный институт — 10, Московский авиационный институт — пять и так далее. Пока в списке 11 вузов.
Первый проректор МГТУ имени Н.Э. Баумана Борис Падалкин уверен: главный результат работы предпрофессиональных классов — то, что в вузы приходят высоко мотивированные студенты. Он также считает важным аспектом подготовку специалистов, в которых город нуждается больше всего.
«Интересно и то, что у ребят формируются первичные навыки исследовательской работы, инженерного труда, — сказал Борис Падалкин. — Когда они придут к нам, они начнут изучать эти вещи уже не с нуля, а на определенной базе».
По его словам, инженерные классы учат работать в команде, грамотно выстраивать отношения в коллективе и распределять обязанности, а также ставить цели и достигать их.
Ученик 11-го медицинского класса школы № 354 Василий Бабкин уже сдал предпрофессиональный экзамен и рассказал о своих впечатлениях: «Теоретическая часть представляла собой тестирование на компьютере — 16 вопросов. Во время практической части мы демонстрировали умение оказывать первую помощь. Я сдал на 80 баллов из 100. Мне это даст дополнительные пять баллов к результатам ЕГЭ».
Он рассказал, что будет представителем четвертого поколения врачей в семье, если поступит в медицинский вуз, как планирует. Каким именно врачом хочет быть, Василий еще не решил, но уверен, что успеет определиться за шесть лет лечебного факультета.
«В школе на занятиях нас учили оказывать первую помощь, делать перевязки, измерять давление. Для оказания первой помощи у нас был специальный манекен со множеством датчиков. Во время учебы было много и теории по специальности. Предпрофессиональный класс — это прекрасная возможность проверить себя на желание заниматься выбранным делом», — уверен одиннадцатиклассник.
Телементоры, скелеты и разборные торсы
Медицинские классы действительно позволяют ученикам попробовать себя в профессии и решить, правильный ли выбор они сделали. Для этого есть электронные тренажеры, приборы для измерения давления, частоты дыхания, учебные электрокардиографы. Школьники осваивают основы микробиологии, биохимии, анатомии и даже нанотехнологии в медицине.
Помогает будущим медикам и телементор, который демонстрирует ролики о том, как подготовиться к тем или иным медицинским манипуляциям. В комплекте идут фантомы — это, например, резиновые рука, ягодицы, голова, желудок и другие органы и части тела, а также необходимые инструменты (к примеру, шприцы). На фантомах школьники учатся проводить разные процедуры. К услугам юных врачей и так называемый набор поражений. Резиновые модели изображают открытый перелом плечевой кости, ожог кисти, рвано-ушибленную рану стопы, проникающее ранение грудной клетки и другие травмы, с которыми будущим докторам никогда не рано познакомиться.
Есть и микроскопы, и гипсовые скелеты, и разборные модели человеческого торса.
«Здесь и психологический аспект. Ребята выбирают дальнейшую дорогу. Отношение к этим моделям и препаратам позволяет оценить свои возможности. Если страх перевешивает интерес, то стоит еще раз серьезно подумать о выборе. Ведь медицина — это прежде всего работа с человеком», — рассказала Нинель Галкина, преподаватель лаборатории предпрофессионального образования МЦКО.
Партнерами в проекте «Медицинский класс в московской школе» стали Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова и более 30 медицинских организаций.
Программирование и робототехника
Будущие инженеры изучают компьютерное черчение, геодезию и картографию, промышленную оптику, разработку сверхпроводников, учатся программировать и создавать роботов.
Проект «Инженерный класс в московской школе» объединяет 98 школ, 16 технических вузов, 33 центра молодежного инновационного творчества и более 100 высокотехнологичных предприятий.
Закупка нового лабораторного комплекса позволила оснастить инженерные классы современной техникой — предпрофессиональное образование вышло на новый уровень. Школьники получили атомно-силовые микроскопы, программируемые станки, технику для проведения опытов по проверке прочности и герметичности.
«Инженерный класс — это совершенно уникальная возможность поработать с вузом, в который планируешь поступать. Я собираюсь поступать в МГТУ имени Н.Э. Баумана, рассматриваю несколько факультетов, но больше всего мечтаю о СМ-7 — робототехнике и мехатронике. Наша школа как раз сотрудничает с этим вузом в проекте инженерных классов. Я прослушал там курс лекций, прошел летнюю практику», — рассказал ученик 11-го инженерного класса школы № 354 Даниил Нагибин.
В течение года Даниил занимался проектом для конференции «Шаг в будущее», которую проводит МГТУ имени Н.Э. Баумана: «Моим научным руководителем был преподаватель этого вуза. Проект называется “Разработка действующей модели колесного робота-кладовщика”. Я создал небольшой прототип робота, который перемещает предметы по заранее заданной траектории, и запрограммировал его. Во время работы я изучал среду программирования для написания алгоритмов Arduino IDE».
Стратегия московского образования
В этом году в столице начали разрабатывать стратегию образования до 2025 года. Она продолжит череду позитивных изменений в школах, в том числе проектов по предпрофессиональному обучению.
Важное условие для развития — единый образовательный процесс. Интеграция должна продолжиться: в процесс обучения необходимо включить все ресурсы города — учебные заведения, музеи, технопарки и предприятия.
Изменения в образовании уже принесли ощутимые результаты. Например, в соответствии с исследованием PISA (The Programme for International Student Assessment) по уровню читательской и математической грамотности московские школьники заняли шестое место в мире. 156 школ входят в топ-500 лучших в стране. А на всероссийской олимпиаде столичные школьники завоевали 45 процентов дипломов.
Предпрофессиональный экзамен что это такое
С 1 марта по 30 апреля 2019 года в Москве проводится предпрофессиональный экзамен для учащихся инженерных, медицинских, академических (научно-технологических) и кадетских классов. Об особенностях экзамена и методах подготовки к нему пресс-службе Московского центра качества образования рассказала заведующая лабораторией Московского центра качества образования Валентина Андреева.
Третий год в Москве проводится предпрофессиональный экзамен в рамках городских образовательных проектов «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Академический (научно-технологический) класс в московской школе», «Кадетский класс в московской школе».
Предпрофессиональный экзамен – это современная и эффективная форма независимой оценки уровня подготовки московских школьников, ответственное испытание, которое проходят выпускники по окончании освоения предпрофессиональных профильных программ.
В этом году значительно увеличилось количество участников: всего зарегистрировалось около14 тысяч выпускников, среди них лидируют учащиеся инженерных классов. Реализуют проект «Инженерный класс в московской школе» 103 школы-участницы и 105 школ-кандидатов. Предпрофессиональный экзамен, и практическая, и теоретическая части, проводятся в марте-апреле (с 1 марта по 30 апреля).
Сдать предпрофессиональный экзамен может любой учащийся, независимо от того, является ли школа участником проекта или нет. Выбор учащиеся делает самостоятельно, но всех участников регистрирует только школа, в которой учится кандидат.
Экзамен состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть представляет собой компьютерную проверочную работу и проводится на площадках Центра независимой диагностики (на ул.Бехтерева и в Зеленограде) Московского центра качества образования в защищенной системе, предназначенной для автоматизации процессов проведения и проверки результатов. Каждому участнику предоставляется свое автоматизированное рабочее место, формирование экзаменационной работы проводится в автоматическом режиме из банка заданий. Результат появляется на мониторе сразу после завершения экзамена.
Практическая часть проводится на базе московских вузов. В этом году площадками проведения практической части стали 12 вузов для академических классов, 20 – для инженерных классов и 2 – для медицинских классов. Среди них – МГТУ «СТАНКИН», МПГУ, Московский политехнический университет, МЭИ, РНИМУ им. Н.Н. Пирогова, РУДН, МГМУ им. И.М. Сеченова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИУ ВШЭ, МГУПП, МАДИ, МТУСИ, МИФИ, РХТУ, МАИ, МИИТ, МГСУ, МИЭТ и др. Вузы обеспечивают участников всем необходимым оборудованием и материалами для выполнения практических заданий. Экзаменационные работы практической части проверяют преподаватели вузов.
Задания для теоретической и практической частей разрабатывают специалисты вузов-участников проекта. Баллы за теорию и практику суммируются в соотношении 40 на 60 соответственно. Предпрофессиональный экзамен относится к индивидуальным достижениям абитуриентов. В правилах приема каждого вуза-участника проекта предусмотрено начисление дополнительных баллов – от 5 до 10 на свое усмотрение.
Ознакомиться с демонстрационными вариантами теоретической и практической частей экзамена можно на сайте Московского центра качества образования в разделе «Предпрофессиональный экзамен».
В помощь выпускнику на странице предпрофессионального экзамена размещена памятка, которая поможет ответить на ряд вопросов, возникающих в ходе подготовки к экзамену.
К теоретической части экзамена учащиеся готовятся, используя демонстрационные варианты заданий, размещенные в сервисе «Мои достижения» и на сайте Московского центра качества образования.
При выполнении теоретической части экзамена в Центре независимой диагностики особый интерес у школьников вызывают задания, основанные на знаниях современных достижений науки и техники. Для их решения требуется серьезная подготовка.
Практическая часть экзамена проходит на площадках образовательных организаций высшего образования в присутствии независимых наблюдателей. Участники экзамена решают практические ситуационные задачи в специальных лабораторных условиях, используя современное оборудование, сдают экзамен профессорам вузов. Все это может стать определяющим фактором при выборе профессии.