Предположим что в каждой семье живет не более 2 видов различных животных
Курсовая работа слушателя факультета повышения квалификации педагогических кадров отделения «Математика»
Современную статистическую науку невозможно представить без применения графических моделей. Они стали средством научного обобщения. Выразительность, доходчивость, лаконичность, универсальность, обозримость графических изображений сделали их незаменимыми в исследовательской работе и в международных сравнениях и сопоставлениях социально – экономических явлений. Впервые о технике составления статистических графиков упоминается в работе английского экономиста У.Плейфера «Коммерческий и политический атлас», опубликованной в 1786 году и положившей начало развитию приемов графического изображения статистических данных. Простое сопоставление данных не всегда дает возможность уловить наличие причинных зависимостей, в то же время их графическое изображение способствует выявлению причинных связей, в особенности в случаях установления первоначальных гипотез, подлежащих затем дальнейшей разработке. Графические изображения используются для изучения структуры влияний, их изменения во времени и размещения в пространстве. В них более выразительно проявляются сравнительные характеристики и отчетливо видны основные тенденции развития и взаимосвязи, присущие изучаемому явлению или процессу.
Представление данных таблицы в виде графического объекта производит более сильное впечатление, чем цифры, позволяет лучше осмыслить результаты статического наблюдения, правильно их истолковать, значительно облегчает понимание статистического материала, делает его наглядным и доступным.
Диаграммы наиболее распространенный способ графического изображения. Это графики количественных отношений. Виды и способы их построения разнообразны. Диаграммы применяются для наглядного сопоставления в различных аспектах независимых друг от друга величин(территорий, населения, и др.).
Основная идея главы- диаграммы бывают разных видов. Они используются для наглядного представления данных. При этом диаграмма может не обеспечивать высокую точность, зато она позволяет быстро «на глаз» сравнивать величины между собой. Диаграмма лучше запоминается, чем таблица. Рассматриваются диаграммы трех видов: столбиковая, круговая, рассеивания.
Работа с диаграммами обычно вызывает интерес у всех учащихся. К наиболее популярным их разновидностям относятся столбчатые и круговые диаграммы. Реже используются диаграммы рассеивания. Они оказываются особенно полезными при изучении статистических зависимостей.
В таблице приведены данные о числе шоколадок, проданных в школьной столовой с понедельника по субботу
День недели | Поне-дельник | Вторник | среда | четверг | пятница | суббота |
Число шоколадок | 8 | 5 | 4 | 2 | 3 | 9 |
№ 1.По диаграмме 1 определите:
а) в какой день недели продано больше шоколадок;
б) в какой день недели продали меньше всего шоколадок;
в) в какие дни недели продавали примерно одинаковое число шоколадок?
№ 2.По диаграмме 1определите, во сколько раз больше продано шоколадок в понедельник по сравнению со средой? с четвергом?
№ 3.Можно ли заключить с помощью диаграммы 1,что число продаваемых шоколадок сокращается к концу недели?
Построение столбиковой диаграммы с помощью мастера диаграмм в программе MS Excel.
№4. Персонаж сказки «Чиполлино» кум Тыква с детства мечтал построить свой дом и покупал каждый год несколько кирпичей. В таблице приведены данные о его покупках за шесть лет.
Год | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Число кирпичей | 1 | 1 | 2 | 4 | 3 | 3 |
Постройте столбиковую диаграмму, показывающую число кирпичей, купленных каждый год
Из учебника статистики (стр.29) «Столбиковая диаграмма» в программе Excel выполняем упражнение 5.
№ 5. За контрольную работу по математике школьники получили 6 оценок «отлично»,10 оценок «удовлетворительно». Постройте столбиковую диаграмму по этим данным.
Игрок | Команда | Число голов | Место |
Р.Павлюченко | «Спартак»(Москва) | 18 | 2 |
Жо (Джоао) | ЦСКА (Москва) | 14 | 1 |
Домингес | «Рубин»(Казань) | 13 | 5 |
П.Погребняк | «Томь»(Томск) | 13 | 8 |
Д.Лоськов | «Локомотив»(Москва) | 13 | 3 |
Д.Кириченко | ФК «Москва» | 12 | 6 |
б) Можно ли сказать, что среди бомбардиров есть явный лидер?
Устно разбираем: Пример 1 (в учебнике статистики стр. 33).
Младшему брату 10 лет, а старшему 14. Братья делят круглый пирог, так чтобы каждому достался кусок, пропорциональный его возрасту.
Пример 2. В таблице даны сведения о численности городского и сельского населения России в разные годы.
Построить круговую диаграмму, показывающую доли городского и сельского населения России в 1959 г.
Решение. Вычислим общую численность населения в 1959г.: 61.6+55,9=117,5(млн.чел.).
Найдём доли городского и сельского населения. Доля городского населения страны равна
Доля сельского населения равна
Вычислим угол сектора круговой диаграммы, соответствующий городскому населению:
Вычислим угол сектора круговой диаграммы, соответствующий сельскому населению:
360*0,476=171,36
Такой способ деления круга на части столь прост и убедителен, что его используют для показа долей целого в самых различных случаях.
Диаграмма, показывающая, как целое делится на части в виде секторов круга, углы которого пропорциональны долям единого целого, называется круговой диаграммой.
№1.(стр.36) Построим диаграмму.
Работа на компьютере. Выполнить из учебника статистики и ТВ упражнения №№ 6, 17 стр. 36, 38.
№ 6. Постройте круговые диаграммы соотношения численности городского и сельского населения России:
а) в 1970г.; б) в 1979 г.; в) в 1979 г.; д) в 2002г.
На Листе 1 копируем таблицу из учебника на стр.35 «Городское и сельское население России».
Столбец «Всего» заполняем с помощью «автосуммы» и «маркера заполнения».
Вместе строим круговую диаграмму городского и сельского населения России в 1959 году. Выделяем ячейки B4C4—мастер диаграмм—круговая—заголовок—доли—на имеющемся листе. Результат построения сравниваем с диаграммой в учебнике статистики стр.35.
Самостоятельно выполняем упражнение 6 (стр.36): строим круговые диаграммы в 1970г., в 1979г., в 1989г., в 2002 г. (указание: выделяем строки, используя клавишу Ctrl), диаграммы помещаем на Листе 1.
Лист 1 переименовываем «Население».
На Листе 2 выполнить упражнение 17 из учебника статистики стр.38.
№ 17. По результатам опросов 30 учеников и учителей в одной из школ (из одной семьи опрашивали только одного человека) составлена таблица проживания домашних животных в семьях опрошенных:
кошка | собака | птицы | рыбки | другие | никого |
18 | 10 | 5 | 2 | 7 | 6 |
а) объясните, почему число животных превышает число опрошенных семей.
б) постройте круговую диаграмму, показывающую долю семей, в которых отсутствуют какие – либо домашние животные
в) Предположим, что в каждой семье живут не более двух видов различных животных. Вычислите по данным таблицы число семей, в которых живет ровно один вид животных. Постройте круговую диаграмму, показывающую доли семей: без домашних животными, с одним домашним животным, с двумя домашними животными.
Копируем таблицу упражнения 17.
Строим круговую диаграмму «Проживание домашних животных», выделяем ячейки A2: F3—мастер диаграмм—круговая—заголовок—доли(%)—на имеющемся листе. Лист 2 переименовываем «животные».
Сохраняем документ «Круговая диаграмма».
Рассмотренный способ графического изображения имеет как достоинства, так и недостатки. Так круговая диаграмма сохраняет наглядность и выразительность лишь при небольшом числе частей совокупности, в противном случае ее применение малоэффективно. Кроме того, наглядность круговой диаграммы снижается при незначительных изменениях в долях величин. Она выше, если различия сравниваемых долей более существенны. Преимуществом столбиковых диаграмм является их большая емкость, возможность отразить более широкий объем полезной информации. Однако эти диаграммы более эффективны при малых различиях в структуре изучаемых величин.
Задание для домашней работы:
б) Какую долю в % составляет стоимость каждого вида фрукта от общей стоимости?
в) Постройте столбиковую диаграмму зависимости цены от названия фрукта и круговую диаграмму стоимости фруктов.
Название фрукта | Цена за 1 кг в руб. | Вес в кг | Стоимость в руб. | Доля в % от общей стоимости |
Бананы | 39 | 2 | 78 | 15 |
Яблоки | 64 | 3 | 192 | 36 |
Мандарины | 70 | 1,5 | 105 | 20 |
Груши | 75 | 2 | 150 | 29 |
Всего | Норвежец | |||
Норвежец | ||||
Жёлтый | Синий | |||
Норвежец | Англичанин | |||
Жёлтый | Синий | Красный | Зелёный | Белый |
Молоко | Кофе |
Далее, раз немец курит Мальборо, то он не курит Филипп Моррис, и потому не пьёт пиво. Не пьёт он и молоко, которое пьёт англичанин. Не пьёт и чай — это делает датчанин. Значит, немец пьёт либо воду, либо кофе. Норвежец не может пить пиво (он курит другие сигареты), молоко (не англичанин), кофе (живёт не в зелёном доме), чай (не датчанин). Значит норвежец пьёт воду, а потом немец пьёт кофе, и живёт в зелёном доме. Плюс не забываем, что немец курит Мальборо. И раз воду у нас пьёт норвежец, то его сосед (второй дом) курит Ротманс.
Национальность
Цвет дома
Сигареты
Напиток
Раз швед у нас выращивает собак, то он не может жить во втором доме (там выращивают лошадей), значит он живёт в пятом доме (белом). Значит во втором доме живёт датчанин, который пьёт чай.
Национальность
Цвет дома
Сигареты
Животное
Напиток
Раз курильщик Пелл Мелл выращивает птиц, то это не швед, а значит — англичанин. Следовательно, швед курит Филипп Моррис и пьёт пиво.
Национальность
Цвет дома
Сигареты
Животное
Напиток
И теперь у нас осталась последняя подсказка:
Ротманс курит датчанин, что живёт во втором доме. Справа от него живёт англичанин, который выращивает птиц, значит, второй сосед датчанина (слева), норвежец, этих кошек и выращивает. А потом рыбок выращивает немец. Ответ найден.
Национальность
Цвет дома
Сигареты
Животное
Напиток
ОТВЕТ: НЕМЕЦ