Предопределение это что означает
Значение слова «предопределение»
1. Действие по знач. глаг. предопределить—предопределять. Фундаментальные открытия по природе своей не поддаются директивному предопределению. А. Румянцев, Проблемы современной науки об обществе.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРЕДОПРЕДЕЛЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по глаг. предопределить-предопределять. 2. То, что предопределено, предназначено кому-н., судьба, рок (церк., устар.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
предопределе́ние
1. религиозное представление об исходящей от воли Бога предустановленности событий истории и человеческой жизни ◆ Родиться под знаком — это вовсе не значит интерпретировать его или сигнифицировать в соответствии с его смыслом, это значит присоединиться к нему, заключить с ним альянс, признать за ним силу предопределения. Жан Бодрийяр, «Фатальные стратегии», 2017 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: санный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
Смотреть что такое «ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ» в других словарях:
Предопределение — (лат. praedestinatio или praedeterminatio) религиозное представление об исходящей от воли Бога предустановленности событий истории и человеческой жизни. В религии предварительная заданность жизни человека, его спасения или… … Википедия
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — представление, распространяемое представителями религиозных монотеистических учений, согласно которому деятельность и судьба людей всецело определяются волей Бога. Центральное место это представление занимает в религиозной философии истории. В… … Философская энциклопедия
предопределение — предназначение, назначение, предначертание; предестинация, задавание, фортуна, предуготовление, предрешение, судьба, провидение, перст судьбы, перст божий, рок Словарь русских синонимов. предопределение см. судьба. 1 Словарь синонимов русского… … Словарь синонимов
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, в религиозных воззрениях исходящая от воли Бога предопределенность поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности. Смотри также Фатализм … Современная энциклопедия
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — в религиозных воззрениях исходящая от воли бога детерминированность поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности … Большой Энциклопедический словарь
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. предопределить. 2. Судьба, рок (устар.). Верить в своё п. 3. В религии: воля божества, определяющая собой поведение человека и всё происходящее в мире. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — англ. predestination; нем. Pradestination. В религиозных учениях предустановленность жизни и поведения человека, его спасения и осуждения в вечности волей Бога; объект борьбы различных религиозных течений, пытающихся преодолеть противоречие между … Энциклопедия социологии
Предопределение — ☼ в религиозных системах мышления исходящая от воли божества детерминированность этического поведения человека и отсюда его «спасения» или «осуждения» в вечности (греч. npoopiaibc,, лат. praedestinatio или praedeterminatio). Поскольку с точки… … Энциклопедия культурологии
Предопределение — ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, в религиозных воззрениях исходящая от воли Бога предопределенность поведения человека и отсюда его “спасения” или “осуждения” в вечности. Смотри также Фатализм. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
предопределение — я; ср. 1. к Предопределить предопределять. П. исхода дела. Открытия не поддаются директивному предопределению. 2. По религиозно мистическим представлениям: то, что предопределено, предназначено кому л. волей бога, судьбой; предназначение, судьба … Энциклопедический словарь
Предопределение
Предопределение (лат. praedestinatio или praedeterminatio ) — религиозное представление об исходящей от воли Бога предустановленности событий истории и человеческой жизни. В религии — предварительная заданность жизни человека, его спасения или осуждения в вечности волей Бога. Идея предопределения имеет особое значение в монотеистических религиях, поскольку с точки зрения монотеизма всё существующее определяется волей Бога (в том числе и зло), поэтому проблема предопределения соприкасается с проблемой Теодицеи. Рядоположенные понятия: предвидение, провидение, судьба, промысел — с одной стороны; самоопределение, спонтанность воли, свобода человека — с другой стороны. Предопределение — одно из основных религиозных понятий, включающих в себя противопоставление абсолютной воли Бога и свободы человека.
Содержание
Древний мир
Понятие предопределения существовало уже в античные времена. Олимпийские боги в древней Греции подчинялись высшему закону, олицетворением которого были богини судьбы Мойры.
Греческий героический эпос и трагедии Софокла являют основную проблематику предопределения — человек противостоит воле богов и неизменно проигрывает. Отсюда фатализм античного миросозерцания.
Предопределение в христианстве
Предопределение — один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе (см. Религия, Свобода воли, Христианство, Этика).
Существа нравственно свободные могут сознательно предпочитать зло добру; и действительно, упорное и нераскаянное пребывание многих во зле есть несомненный факт. Но так как всё существующее, с точки зрения монотеистической религии, окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества, то, значит, упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других — ко злу и гибели.
Для разрешения этих споров было точнее определено на нескольких поместных соборах православное учение, сущность которого сводится к следующему: Бог желает всем спастись, а потому абсолютного предопределения или предопределения к нравственному злу не существует; но истинное и окончательное спасение не может быть насильственным и внешним, а потому действие благости и премудрости Божией для спасения человека употребляет с этой целью все средства, за исключением тех, которыми упразднялась бы нравственная свобода; следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую помощь благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены к исключению из царства Божия, или к погибели. Предопределение относится, следовательно, лишь к необходимым последствиям зла, а не к самому злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающей благодати.
Вопрос здесь решён, таким образом, догматически.
Предопределение в Библии
Священное Писание говорит о предопределении в разных контекстах. Во-первых, о предопределении в мире природы и истории. Предопределение как замысел, или план Творца, согласно которому в мире происходят все события. Во-вторых, о предопределении в духовном мире — участь падших ангелов. В-третьих, предопределена судьба каждого человека и всего человечества в целом. «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс 138.16). В-четвертых, о Христе: «От века Он был предопределен принести Себя в жертву» (Деян.17:31). Греческий глагол προορίζω (предопределять) появляется только в Новом Завете: один раз в Деян. (4:28), пять раз у апостола Павла (Рим 8:29,30; 1 Кор 2:7; Еф 1:5,11); в русском переводе он два раза передается глаголом «предназначать» — (1 Кор 2.7; Еф 1.11). Существительное «предопределение» нигде не употребляется, однако встречаются термины: «замысел», «изволение» (πρόθησις, βουλή), предведение (πρόγνωσις), напр.: «избранные по предведению Бога Отца» (1 Петр 1.1); избрание (έхλογή) — «Бог от начала… избрал» (2 Фес 2.13). В Библии нет разработанного учения о предопределении. Однако у апостола Павла это действие Божие является важным элементом его понимания замысла Творца. Апостол Павел пишет: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2.12). Этот антиномичный стих указывает направление, в котором и будет развиваться в истории богословская концепция предопределения.
Идея предопределения тесно связана с доктриной спасения, то есть с вопросом о том, каким образом человек участвует в своем спасении — с помощью своей воли (добрые дела) или только принимая Божественную благодать. Идея абсолютного предопределения впервые появляется у блаженного Августина как реакция против пелагианства, дававшего человеческой свободе такое широкое значение, при котором не оставалось места не только действию, но и предвидению со стороны Бога. Сам Августин сопровождал своё учение о предопределении различными смягчительными оговорками. Основным текстом Августина о предопределении считается «О предопределении святых».
Блаженный Августин полагал, что первородный грех в корне извратил духовные силы человека, что зло неодолимо для него без помощи Божией. Августин пришел к убеждению, что в деле спасения свободная воля человека не играет существенной или даже вообще какой-либо роли. Свободной воли у человека после грехопадения в строгом смысле вообще не существует. Спасение же совершается исключительно всемогущим действием божественной благодати. Августин опровергал главный тезис полупелагианцев, что человек обретает веру в сотрудничестве с Богом. Такое понимание веры для Августина означало то, что человек присваивает себе то, что принадлежит Богу. Тот, кто хочет выступать «соработником Бога», принижает благодать Божью, желая заслужить ее. Вера есть дар Божий. А если человек не способен сам уверовать, то Бог Сам должен избрать, кому дать веру и кого спасти. А значит, избрание не обусловлено ничем, что Бог мог предвидеть в человеке, ничем, кроме воли Божией. С точки зрения Августина избрание состоит не в том, что Бог предвидел, кто откликнется на евангельский призыв, и тех предопределил ко спасению, а в том, что Бог предопределил неспособных уверовать грешников к тому, чтобы дать им веру и тем самым спасти их.
Пелагианская ересь названа по имени своего основателя монаха Пелагия родом из Британии. Возникла в конце IV века. Пелагий написал ряд сочинений, где утверждал, что неодолимого греха не существует. Пелагианцы проповедовали свободу воли и выбора, по мнению ортодоксальной церкви, преуменьшая тем самым роль Божественной благодати. Отрицали божественное предопределение. Считали, что первородный грех не может иметь принципиального значения для человеческого рода, ибо является личным делом самого Адама, поэтому грехопадение не до конца извратило положительные качества человека и, таким образом, природа человека не является изначально грешной. Пелагианство вызвало в V веке большие споры в Церкви на Западе.
На Карфагенском Соборе 419 года были приняты 8 правил «против ереси Пелагия и Целестия» (правила 123—130 в «Книге правил святых Апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных, и святых отец»), и пелагианство было окончательно признано ересью. Однако споры о соотношении человеческой воли и благодати не прекратились. В 20-е годы V в. в Южной Галлии, в Марселе появилось так называемое Полупелагианство — учение о благодати и свободе, примыкающее скорее не к Пелагию, а к учителям церкви до Августина, и приближающееся к православному. Полупелагианство особенно распространялось среди монахов, для которых вопрос стяжания благодати при помощи личной аскезы стоял более чем актуально. Представителями этого учения были преподобный Викентий Леринский и Иоанн Кассиан, который учил, что Божественное предопределение одних к спасению, других к погибели основывается не на безусловной воле Божией, а на Божественном предведении, примут люди благодать или нет, то есть Бог избирает людей ко спасению на основании предузнанной веры. Тем самым Иоанн Кассиан предпринял попытку занять позицию между Августином и Пелагием.
Полупелагианцы утверждали, что для первоначального акта веры благодать не нужна. Первородный грех ухудшил изначальную природу человека, но не настолько, чтобы он не мог желать и не мог быть способным после падения делать добро. В то же время полупелгианцы не допускали, чтобы человек мог спастись без благодати. Благодать сообщается человеку только в том случае, когда он прилагает максимальные усилия для того, чтобы стать достойным ее. Такое учение придавало монашеству особый статус, особенно в аспекте его аскетической практики.
По сути, это учение представляет собой православное учение о синергии, 13-е собеседование преп. Кассиана считается классическим его выражением.
В последние десятилетия V века полупелагианство было представлено в лице наиболее выдающегося учителя Южной Галлии, Фавста из Риеца, который одинаково восставал как против Пелагия, так и против опасных заблуждений учения о предопределении Августина. Фавст в своем учении еще менее зависит от Августина, чем Иоанн Кассиан. Он учил о том, что в вере как знании и стремлении воли к самосовершенствованию заключается обусловленная первичной благодатью заслуга; ей сообщается спасающая благодать, и ее совместная с волей деятельность создает истинные заслуги. Вера как первичная заслуга. Полупелагианство было признано правильным на соборе в Арле в 475 году, но на соборе в Оранже в 529 году, одновременно с утверждением учения Августина, полупелагианство было определено как материальная ересь, то есть неумышленное заблуждение в важных вопросах веры.
Одобрение со стороны папы Бонифация II увеличило авторитет постановлений собора в Оранже, с которыми считался и Тридентский собор. Выдвинутые там пункты согласуются с учением Августина, но ясное учение о предопределении отсутствует (предопределение к греху отвергается и предается анафеме), также не отведено достаточно места внутреннему процессу, совершаемому благодатью, который у Августина больше всего подчеркивался. Таким образом, на одном из сложнейших и неоднозначных понятий богословия была поставлена точка. Однако такая неопределенность побуждала богословов делать очередные попытки развития темы предопределения. В средние века появляется учение о двойном предопределении. Готшальк (ум. 868) учил, что существует двоякое предопределение — не только ко спасению, но и к погибели (praedestinatio gemina ad vitam et ad mortem), из чего следовало, как обвиняли его противники, бессилие таинств, добрых дел и бессмысленность повиновения церкви и ее распорядкам. Его учение было признано ересью.
Предопределение в протестантизме и католицизме
Новое развитие концепция предопределения получила в эпоху Реформации. Для Лютера идея предопределения была оборотной стороной учения об оправдании и обоснованием для уверенности в спасении. Лютер, как и другие реформаторы, считал, что можно быть уверенным в своем спасении. И эта уверенность есть признак горячей веры, так как спасение основано не на человеческих способностях, а на верности Божией Своим милостивым обещаниям. «Формула Согласия» побуждает верующих «правильно и с пользой для дела думать или говорить о вечном избрании или предопределении и предназначении чад Божьих к вечной жизни».
Другой великий реформатор Меланхтон в 30-е годы XVI в. отказался от идеи жесткого детерминизма в предопределении. Он настаивал на том, что человек должен принять божественную любовь как свободный дар Бога. Он называет три действующие причины обращения — Слово Бога, Святой Дух и человеческую волю. Эта концепция часто подвергалась критике, поскольку в ней усматривали идею о том, что человек способен содействовать собственному спасению.
Позднее лютеранство оставило в стороне взгляды Лютера на Божественное предопределение, изложенные им в 1525 г., и предпочло развиваться в рамках свободного человеческого отклика Богу, а не суверенного Божественного избрания конкретных людей. Для лютеранства конца XVI в. «избрание» означало человеческое решение возлюбить Бога, а не Божественное решение избрать определенных людей.
Основную идею Реформации о бессилии человечества и всемогуществе Бога абсолютизировал Жан Кальвин. Учение Кальвина о предопределении является одним из аспектов его доктрины спасения, которую он считал развитием августинианских взглядов. Кальвин излагает свою доктрину предопределения в третьей книге «Наставлений в христианской вере» издания 1559 г. как один из аспектов доктрины искупления через Христа. Предопределение, по Кальвину, должно рассматриваться в правильном контексте. Оно является не «продуктом человеческих размышлений, а тайной Божественного откровения» («Наставлений в христианской вере»I.ii.2; III.xxi.1-2). Кальвин исходил из понятия об избранничестве человека Богом (ср. Еф.1:4). Вера, деятельное стремление к святости полностью обусловлены не свободой человеческого выбора, но непостижимым и милосердным Божественным избранием. «Природа избрания состоит в том, что чистая благость Бога сделала досягаемым для нас спасение» («Женевский катехизис»). А поскольку Бог вечен, то вечно и это избрание. Поэтому, одни люди предопределены к вечному блаженству, другие — к вечному проклятию. Утверждая абсолютную власть Бога, Кальвин подчеркивает активное участие Бога в творении будущего состояния человека. Предопределение поэтому является «вечным повелением Божиим, которым Он определяет то, что Он желает для каждого отдельного человека. Он не создает всем равных условий, но готовит вечную жизнь одним и вечное проклятие другим». Человек, существо греховное и непослушное, не отвергнут Богом, но должен уповать на вечное спасение, которое не может быть основано на достоинствах человека. Человек ничего не может сделать для своего спасения. Однако, несмотря на существование предопределения к погибели, человек не может знать, кто избран погибнуть.
Феноменологически можно увидеть только спасающихся — тех, кто уверовал во Христа, — поскольку время спасения каждой личности индивидуально. Кроме того, нет четкого критерия принятия Христа, поэтому уверенность в спасении проистекает из индивидуальной веры в свою избранность. С одной стороны, здесь нивелируется свобода воли, с другой стороны человек (в случае приятия Христа) получает уверенность в своем спасении, а заодно и ослабление чувства ответственности за каждый конкретный поступок. Единственное дело, которое может и должен человек делать (после принятия Христа) — проповедовать Христа, нести благую весть, с помощью чего происходит выявление других избранных, составляющих Божий народ. Реформатская доктрина об избранности и предопределении была ведущей силой экспансии Реформатской Церкви в семнадцатом веке. Доктрина предопределения по Кальвину давала ответы также на вопросы социального порядка. Например, проблема несправедливости в распределении материальных и духовных даров среди людей решалась сведением к Божественному предопределению, которое основано на суверенной и неподвластной человеческому пониманию воле Бога.
Позже в протестантской среде учение Кальвина оспаривалось и критиковалось, однако основной круг проблем и понятий сохранил свою актуальность до сего дня (К. Барт, Р. Нибур). Позже учение Кальвина развивали такие теологи как Петр Мартир Вермигли и Теодор Беза, которые акцентировали тему «избранничества».
В начале XVII в. голландский теолог Якоб Арминий (1560—1609) выступил против основных тезисов Кальвина. В 1610 арминиане обратились к церковным властям с представлением (remonstrantia), которое считается изложением доктрины арминиан, или ремонстрантов. Они выступили против пяти пунктов учения Голландской церкви: 1) о двойном предопределении — к спасению или погибели — в результате свободного акта Божественной воли; 2) о том, что избранный непременно спасется, а осужденный — погибнет; 3) о том, что Христос умер только ради избранных ко спасению; 4) о том, что Бог дает благодать только избранным ко спасению; 5) о том, что получившие спасающую благодать никогда ее не утрачивают. В 1618—1619 реформатский синод в Дордрехте официально осудил учение арминиан. Реформатское социальное мировоззрение в этот период было основано на кальвинистской концепции богоизбранности и «завета благодати». Реформатские общины рассматривали себя как новый Израиль, новый народ Божий, который находится в особых отношениях с Богом — отношениях Завета. Понятие завета как договора человека с Богом с последующим разделением ответственности (верность человека Богу и верность Бога Своим обетованиям) дает широкие основания для дальнейших социально-политических преобразований в протестантском обществе (напр., понятие общественного договора Гоббса и т. д.).
Католическая реакция на протестантское учение о предопределении была явлена на Тридентском соборе.
На шестом заседании Тридентского собора 1547 г. был утвержден Декрет об оправдании. Тридентский собор настаивал на том, что «никто не может знать с определенностью веры, не подверженной ошибкам, получили ли они благодать Божию или нет». По теме предопределения собор в общем подтвердил определения Оранжского собора 529 г.
Восточная церковь миновала полемику вокруг предопределения Св. Иоанн Златоуст подменяет понятие предопределение понятием «предвидение» Бога, затем Иоанн Дамаскин учит о том, что «Бог все предвидит, но не все предопределяет». В Восточной традиции закрепилось воззрение о том, что Бог хочет спасения всех людей, однако Он не определяет их ко спасению, оставляя, таким образом, место для свободной воли человека. Учение о предвидении и промысле Божием получило развитие в учении о синергии человека и Бога.
Современное католическое богословие придерживается тенденции отождествлять предопределение с понятием «предназначение». Напр: Иоанн Павел II: «Эти слова существенным и достоверным образом разъясняют, в чем состоит то, что на языке христианства мы называем „предопределением“ или „предназначением“ (лат. praedestinatio)» («Верую в Бога Отца»). В понятии «предназначение» акцент переносится на призыв Бога к спасению. Призыв, который может остаться без ответа со стороны человека. Тем самым подчёркивается свободная воля человека в определении своей вечной участи.
Предопределение в Исламе
В Исламе существует несколько точек зрения касательно вопроса предопределения.
1) полное предопределение(например:джабрииты) Утверждают, что все наши деяния предопределены Аллахом, в том числе и наши грехи.
Коран 33:36 Не подобает верующему делать выбор решении какого-либо вопроса, когда этот вопрос решен Аллахом и Его посланником.
Коран 2:272 Он ведет прямым путем того, кого захочет.
2) свобода воли (например: мутазилиты) Полагают, что человек волен выбирать все и независим от Аллаха.
3) промежуточное между двумя вышеперечисленными (например:имамиты) Убеждены, что человеку в этом отношении свойственна золотая середина, и тому они приводят следующие доказательства:
Коран 73:3 Мы ведь указали ему прямой путь, чтобы он выбрал: стать верующим или неверным.
Коран 10:99 Если бы Аллах пожелал, то уверовали бы все, кто живет на земле. Ведь никто не уверует вопреки своему желанию, и ты [Мухаммад] не сможешь заставить верить в истину.
Человеку предоставляется выбор: быть верующим или нет, убивать или нет, раздавать милостыню или не делать этого, но это не означает полную независимость от Бога. Ведь действительно, если все предопределено, то вовсе не целесообразно было бы отправлять пророков к людям. Зачем им раглашать истину, если все уже решено за них? Звучит глупо, не правда ли? И это действительно неверная точка зрения.
Что касается того, что грехи установлены Аллахом, то такие убеждения выводят из ислама, по этому поводу есть аят в Коране:
Коран 6:148 Многобожники, оправдывая своё многобожие, запрещение той пищи, которую разрешает Аллах, и отрицая то, что ты сообщил им о гневе Аллаха над ними из-за их нечестивости, скажут: «Многобожие, запрещение разрешённого были по желанию Аллаха. А если бы Он захотел, чтобы было по-другому, ни мы, ни наши предки не могли бы оставаться многобожниками, и мы бы не запрещали из того, что разрешено Им». Их предки не верили в Откровение, переданное им через посланников, точно так же, как эти не признают тебя, и продолжали оставаться в своём заблуждении, пока не были наказаны Нами! Скажи (о Мухаммад!) этим, не признающим тебя: «Есть ли у вас правдивое доказательство того, что Аллах одобряет ваше многобожие и запрещения, чтобы нам его показать? Вы следуете только за вашими ложными измышлениями, которые не заменят истину. Вы говорите неправду «.
Критика предопределения
Интересные факты
В честь этого понятия назван один из первых российских кораблей Гото Предестинация (1711).
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Предопределение» в других словарях:
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — представление, распространяемое представителями религиозных монотеистических учений, согласно которому деятельность и судьба людей всецело определяются волей Бога. Центральное место это представление занимает в религиозной философии истории. В… … Философская энциклопедия
предопределение — предназначение, назначение, предначертание; предестинация, задавание, фортуна, предуготовление, предрешение, судьба, провидение, перст судьбы, перст божий, рок Словарь русских синонимов. предопределение см. судьба. 1 Словарь синонимов русского… … Словарь синонимов
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, в религиозных воззрениях исходящая от воли Бога предопределенность поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности. Смотри также Фатализм … Современная энциклопедия
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — в религиозных воззрениях исходящая от воли бога детерминированность поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности … Большой Энциклопедический словарь
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, предопределения, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. предопределить предопределять. 2. То, что предопределено, предназначено кому нибудь, судьба, рок (церк., устар.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. предопределить. 2. Судьба, рок (устар.). Верить в своё п. 3. В религии: воля божества, определяющая собой поведение человека и всё происходящее в мире. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — англ. predestination; нем. Pradestination. В религиозных учениях предустановленность жизни и поведения человека, его спасения и осуждения в вечности волей Бога; объект борьбы различных религиозных течений, пытающихся преодолеть противоречие между … Энциклопедия социологии
Предопределение — ☼ в религиозных системах мышления исходящая от воли божества детерминированность этического поведения человека и отсюда его «спасения» или «осуждения» в вечности (греч. npoopiaibc,, лат. praedestinatio или praedeterminatio). Поскольку с точки… … Энциклопедия культурологии
Предопределение — ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, в религиозных воззрениях исходящая от воли Бога предопределенность поведения человека и отсюда его “спасения” или “осуждения” в вечности. Смотри также Фатализм. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
предопределение — я; ср. 1. к Предопределить предопределять. П. исхода дела. Открытия не поддаются директивному предопределению. 2. По религиозно мистическим представлениям: то, что предопределено, предназначено кому л. волей бога, судьбой; предназначение, судьба … Энциклопедический словарь