Предмет профориентация в школе что это

Предмет профориентация в школе что это

Ещё в раннем детстве ребёнок начинает интересоваться разными профессиями. В играх он примеряет на себя разные роли: повара, космонавта, учителя — мир фантазии неограничен.

Профориентация — это система мер, направленных на помощь в выборе профессии.

В средних классах подростки выбирают уже конкретные направления и специальности. Важно как можно раньше найти то, к чему есть предрасположенность, и начать развивать эти навыки. Выбрать предметы для углублённого изучения или курсы, связанные с будущей профессией. Тогда шансы, что карьера будет успешной и не придётся жалеть о своём выборе, сильно повышаются.

Почему именно тесты по профессиональной ориентации

Тесты — один из самых удобных методов диагностики в профориентации. Они направлены на выявление различных психологических характеристик школьника: темперамента, особенностей мышления, коммуникативных способностей, склонностей и профессиональных интересов. Тесты на профориентацию для детей не назовут школьнику конкретную профессию, но смогут определить тип личности и подсказать сферу развития.

Желательно проходить тесты на профориентацию каждый год, потому что в подростковом возрасте интересы часто меняются, порой неожиданно и непредсказуемо. Скорректировать план подготовки к будущей профессии можно в любой момент, главное — желание развиваться.

1. «Фоксфорд»

При выборе подростком будущей профессии важен комплексный подход. Определиться со сферой деятельности можно и самостоятельно, но часто нужна помощь, чтобы правильно сформулировать цель и найти оптимальный и интересный путь к ней.

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» предлагает пройти бесплатный и красочный онлайн-тест на профориентацию для школьников из трёх этапов: предстоит выбрать самую интересную сферу и вид деятельности, предпочтительную работу из нескольких пар по методике Дж. Голланда и оценить собственные способности.

Результат покажет тип личности и распишет все сильные стороны и предпочтения. Ещё тест подберёт профессии будущего и подробно расскажет про них. Можно узнать, чем занимается продюсер смыслового поля или science-художник.

Учащимся «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» профориентационное тестирование помогает в составлении индивидуального образовательного маршрута. Студенты сами или с помощью специалиста школы интерпретируют результаты теста и выбирают курсы для углублённого изучения.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно не только пройти тестирование и определиться с будущей профессией, но и сразу же развиваться в выбранном направлении. Индивидуальные маршруты обучения помогают идти к намеченной образовательной цели, целенаправленно готовиться к поступлению в вузы и участию в олимпиадах.

Предмет профориентация в школе что это

2. Testometrica.com

На сайте представлен тест на профориентацию, основанный на теории Е.А. Климова. Учёный условно делит все профессии на пять типов по предмету труда:

В опроснике 30 пар утверждений, и в каждой нужно выбрать предпочтительное. Так выясняется степень склонности к описанным типам, после чего даётся их подробное объяснение, а также список возможных профессий.

Предмет профориентация в школе что это

3. «Адукар»

Данный тест на профориентацию для подростков основан на методике Дж. Голланда. Американский учёный выделил шесть видов профессиональной среды:

В тесте 42 пары профессий, в каждой нужно выбрать желательную или наименее «противную». Результат покажет тип личности, подходящие к нему профессии и даже специальности в вузах и колледжах.

Предмет профориентация в школе что это

4. «Профориентатор»

У Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» на базе факультета психологии МГУ есть сайт, на котором можно пройти множество платных и бесплатных тестов на профориентацию для старшеклассников.

Экспресс-тест «Готовность к выбору профессии» определяет готовность ребёнка к профессиональному самоопределению. Опросник состоит из 136 утверждений, которые нужно примерить на себя и оценить своё согласие с ними.

В результате даётся полная характеристика: уровни знания себя, ответственности, эмоционального настроя, согласованности и определённости выбора, а также наличие или отсутствие заблуждений о профориентации. По каждому пункту есть конкретные советы: почитать статьи психологов, расширить круг профессий или посетить консультацию.

Для определения сферы профессиональных интересов школьников на сайте два экспресс-теста:

Предмет профориентация в школе что это

5. «Навигатор поступления»

Тест на профориентацию, состоящий из трёх этапов. Нужно расставить приоритеты в вопросах: «Где хочу работать?», «С чем хочу работать?» и «Что хочу делать?».

На основе этого составляется топ будущих профессий для выбора. К каждой специальности подбирается характеристика: заработная плата, области работы, профессиональные качества, характер труда и график.

Источник

Кем быть: 6 бесплатных тестов на профориентацию для школьников

Моя старшая дочь переходит в седьмой класс, но уже говорит о том, что хочет быть дизайнером, и даже выбрала вуз.

К 10—11 классу ее мнение может поменяться, я помню это по собственному опыту. Сделать разумный выбор, а иногда и увидеть новые неожиданные варианты помогут тесты на профориентацию.

После прохождения некоторых тестов предложат оплатить консультацию специалиста. В одних случаях профориентолог дает рекомендации только на основании теста, в других — общается с подростком и дает личные рекомендации на основании и результатов теста, и беседы.

Зачем нужна консультация специалиста

В бесплатных вариантах тестирования вы обычно получаете ограниченный перечень профессий, не всегда актуальный и свежий. Интерпретировать результаты придется самостоятельно. Консультант знает о рынке труда, современных и востребованных профессиях, может об этом рассказать и предложить образовательную траекторию для подростка: когда и куда поступать, как развивать сильные стороны.

Тесты оценивают определенные параметры и выдают усредненные результаты. В личной беседе консультант оценивает личные качества, компетенции, ценности, индивидуальные особенности и таланты ребенка. Чем больше факторов, тем выше вероятность подобрать именно то, что надо конкретному подростку.

Я прошла 6 тестов самостоятельно и попросила дочь-семиклассницу сделать то же самое. Для детей помладше есть тесты на определение склонностей, чтобы подобрать подходящий кружок или секцию.

Все тесты из списка доступны бесплатно, но не всегда результаты показаны полностью. Я советую пройти несколько тестов, чтобы сравнить рекомендации и определиться с решением.

Профперспектива

Где пройти: Профориентатор
Сколько времени займет: 5—10 минут
Сколько стоит: бесплатно, консультация обойдется в 3900 Р

Особенности. Тест состоит из 32 вопросов, в каждом три варианта ответа, связанных с экономикой, технологиями или коммуникациями, — можно выбрать только один. Вопросы заставляют задуматься, что ребенку интереснее: изобрести вакцину от ВИЧ-инфекции или создать искусственный интеллект, который воспроизводит работу человеческого мозга.

Тест может показаться слишком прямолинейным: по вариантам ответов сразу видно, к чему клонит автор. Кроме того, в ответах почти ничего нет о творчестве, но в результатах тестирования творчество есть.

Как выглядит отчет. В отчете показана склонность подростка к разным направлениям деятельности. По 1—3 профилям с максимальными баллами даются рекомендации, текст по каждой сфере одинаковый для разных людей.

После прохождения теста сайт предлагает записаться на летнюю смену в лагерь по интересующему направлению и пройти платную консультацию по выбору профессии. Мне отчет показался кратким и слишком общим. Для правильного выбора этих результатов недостаточно.

Результат ребенка. Дочь получила 8,8 балла из 10 по экономическому профилю, 5,8 — по социально-психологическому и 5,7 — по информационно-технологическому. Интересно, что по художественно-творческому профилю у нее самая низкая оценка — 2,9 балла.

ПрофТест

Где пройти: ПрофТест
Сколько времени займет: около часа
Сколько стоит: тест с краткими результатами — бесплатно, тест с полным отчетом — 290 Р

Особенности. Опросник состоит из 14 тестов разной тематики — всего нужно ответить на 325 вопросов. Тест совмещает в себе профориентацию, оценку личностных качеств и разных видов мышления: конкретного, абстрактного, логического. В тестах нужно соглашаться или опровергать утверждения о том, как вести себя в разных ситуациях, выбирать ответы, которые вам ближе, и решать задачи на логику и математику.

Мне этот тест показался самым интересным и полезным: составлен грамотно, дает немало полезной информации о выборе карьерного пути и личных качествах.

Как выглядит отчет. В бесплатном отчете покажут 7 из 10 подходящих профессий и подробно расскажут о том, что для человека важнее в работе: например, стабильность, управление людьми, независимость или баланс работы и личной жизни.

В платной версии отчета покажут три самые подходящие профессии и подробный разбор результатов всех тестов с рекомендациями. На сайте есть пример полного отчета.

Результат ребенка. Дочери предложили профессии контент-менеджера, дизайнера, эвент-менеджера, а также высоко оценили ее профессиональную компетентность, способность соблюдать баланс в разных сферах жизни и руководить людьми. Делать выводы пока рано, но это вполне соответствует ее характеру.

Как победить выгорание

Digital Human

Особенности теста. Опросник состоит из 14 тестов, в сумме более 200 вопросов. Авторы предлагают задуматься о своих эмоциях, роли в команде, креативности и стрессоустойчивости. В тестах нужно отметить, согласны ли вы с приведенными утверждениями, оценить утверждения по 7-балльной шкале или выбрать то, которое больше нравится.

Мне особенно понравился тест «Прошлое и будущее», в котором нужно ответить, занимались ли вы каким-то делом раньше и хотите ли попробовать в будущем. Это поможет понять, на какую работу человек согласен, а чего хочет избежать. Конечно, школьникам может быть трудно оценить свои желания, особенно если они не очень хорошо представляют суть работы. Зато они получат пищу для размышлений.

Как выглядит отчет. В бесплатной версии представлены краткие результаты каждого теста. Воспринимать сплошной текст не очень удобно, но информация полезная и может стать руководством к действию.

На сайте можно посмотреть пример полного отчета.

Тест выглядит необычно, варианты ответов учитывают современные профессии: например, разработчик или блогер.

Результат ребенка. Дочери написали, что ей подходит креативная и научно-исследовательская сфера. Это похоже на правду: иногда она думает о том, чтобы стать биологом или программистом, хотя дизайн ее интересует больше всего.

Система профнавигации

Где пройти: Профилум
Сколько времени займет: 5—10 минут
Сколько стоит: бесплатно, консультация — 3900 Р

Особенности. Тест состоит из 12 вопросов и 5—7 вариантов ответа, можно выбрать несколько. На сайте может зарегистрироваться и взрослый, и ребенок.

Тест выглядит необычно, варианты ответов очень интересные. Для полноценного профориентирования его, конечно, не хватит, но определить способности ребенка можно.

Как выглядит отчет. Три сферы, в которых ребенок может быть успешен, — для каждой дается краткое описание. Система предложит записаться в кружки и пройти платное тестирование.

Результат ребенка. Дочь оказалась креатором, стратегом и коммуникатором. Другими словами, она любит создавать новое, умеет логически мыслить и общаться с людьми. Эти характеристики соответствуют реальности, так что тест вполне справедлив. Также ей предложили записаться в кружки по ИЗО, видеомонтажу и разработке мобильных приложений.

Сферы интересов

Где пройти: Учеба
Сколько времени потратит ребенок: 15—20 минут
Сколько стоит: бесплатно

Особенности. В тесте 60 вопросов. Почти все предполагают выбор из двух вариантов: например, пугает или нет монотонная работа. Есть вопросы с несколькими ответами: например, какие передачи интереснее смотреть по телевизору.

Мне этот тест понравился, вопросы хорошо продуманы. Но написан он слегка небрежно: встречаются пунктуационные ошибки и разные формулировки ответов там, где они могли бы быть одинаковыми.

Как выглядит отчет. Система показывает 10 профессий, которые могут подойти по результатам тестирования, и для многих это удобнее, чем узнавать, что у них развит артистический профиль.

У каждой профессии есть подробное описание и варианты, как ее освоить: ссылки на программы в вузах, колледжах, а также на курсы. Например, у будущего программиста выбор будет очень большим, а для фотографа список вариантов гораздо меньше.

Результат ребенка. Дочери предложили профессии эвент-менеджера, фотографа, искусствоведа, программиста, специалиста по информационной безопасности. У нее есть склонности к этим профессиям, но что она выберет — покажет время.

Большой тест на профориентацию

Предмет профориентация в школе что это

Особенности. Большинство вопросов предполагают ответ «да» или «нет». Есть вопросы, где нужно выбрать один из 8—9 вариантов ответа: например, « Что бы вы хотели делать, создавая спектакль с друзьями?».

Тест создали опытные профориентологи, которые считают, что успешная работа зависит от мотивации. Поэтому профориентацию предлагается начать с определения своих желаний, а потом соединить их с личными качествами и интеллектуальными способностями.

Мне этот тест понравился необычными вопросами и ситуациями: они могут натолкнуть на мысль о какой-то новой сфере применения своих способностей.

Как выглядит отчет. В бесплатном тесте оценивают 3 из 15 профилей: «Искусство», «Коммерция», «Коммуникативные практики». В каждом профиле указывают уровень интересов и способностей.

Подход мне понравился: описания четкие и конкретные. В полной версии расписаны все профили и есть список подходящих профессий с кодами специальностей в вузах.

Источник

Рекомендации: Профориентация через учебный предмет

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Предметы естественно-математического цикла преимущественно знакомят учащихся с содержанием труда по ведущим профессиям отраслей экономики конкретного экономического региона, формируют знания, умения, навыки, необходимые для успешного овладения этими профессиями.

Предметы гуманитарного цикла влияют на становление нравственного, мировоззренческого фундамента профессиональной направленности, активизируют процесс ее развития, усиливают воздействие отдельных социально-экономических факторов профессионального самоопределения.

Обеспечивая помощь учащимся в сознательном выборе профессии, учитель-предметник должен:

знакомить учащихся с различными видами труда и профессиями;

изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, формировать у школьников общественно-значимые мотивы выбора профессии;

консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.

Данные требования предполагают соответствующую теоретическую и практическую подготовку учителя-предметника к проведению профориентационной работы в рамках своего предмета.

Теоретическая подготовка предполагает прежде всего знание цели, задач и путей профориентации, методов ее осуществления в условиях преподавания определенного предмета, психолого-педагогических основ проблемы.

В соответствии с задачами профориентации в учебном процессе выделяются следующие этапы работы учителя-предметника:

Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.

Определение форм подачи профориентационного материала, наиболее соответствующих содержанию той или иной темы. Подбор соответствующих наглядных пособий.

Изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету. Особое внимание при этом уделяется профессиям своего экономического региона.

Изучение интересов и склонностей учащихся, фиксирование результатов, обсуждение их с учащимися и классными руководителями.

Регулярное проведение индивидуальной работы с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому предмету и связанным с ним профессиям.

Обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного предмета, в учебном кабинете.

Углубление своих знаний по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения.

Работу по профессиональной ориентации учителю следует начинать с уяснения для себя перечня профессий и специальностей, с которыми в процессе учебной деятельности возможно будет ознакомить школьников. Необходимо показывать связи массовых профессий и профессий, требующих среднего и высшего специального образования. Отношение профессий и специальностей можно изображать в виде схем, таблиц, альбомов с кратким текстовым материалом, характеризующим деятельность ближайших учебных заведений.

Отбор профессий для ознакомления с ними учащихся на уроках и во внеклассной работе следует проводить с учетом характера программного материала и конкретных условий района, города.

Поэтому желательно работу по профориентации начинать с изучения экономики своего района, города, их потребностей в кадрах, возможностей получения специального образования. Одновременно следует проанализировать программу учебных предметов с целью выяснения возможностей ознакомления с различными видами труда и основными профессиями, а также формирования трудовых и профессиональных интересов и намерений учащихся.

Большую помощь учителям-предметникам могут оказать профессиографические карточки, имеющие такую структуру:

Отрасль, профессия (специальность) с которой учитель знакомит учащихся

Краткое содержание информации о профессиях

Профессиографические карточки классифицируются по учебным предметам. Составляют их наиболее опытные учителя-предметники, эти материалы постоянно пополняются, совершенствуются на основе передового опыта учителей. Это дает возможность любому учителю независимо от стажа работы проводить профессиональную пропаганду, планомерно и органически связывать ее с содержанием изучаемых предметов.

Урок является основной формой организации познавательной деятельности учащихся. Каждый урок, проведенный на высоком уровне дает учащимся определенную сумму знаний, пробуждает умственную активность, творческую деятельность, побуждает к поискам новых знаний.

Профориентационные задачи, решаемые в ходе урока:

а) сообщение учащимся определенных знаний о наиболее массовых профессиях, раскрытие социальных, экономических, технологических и психологических сторон профессий;

г) формирование стойких профессиональных интересов и правильно мотивированных профессиональных намерений, которые бы базировались на осознании социально-экономических потребностей общества, а также на знании психофизиологических особенностей учащихся.

Профориентационный материал должен:

— быть органически связан с учебным материалом, обогащать основные понятия учебного предмета, раскрывать их сущность в связи с жизнью, практикой, производством;

— расширять политехнический кругозор учащихся и возможности формирования политехнических умений и навыков, развития технического мышления школьников;

— включаться поэтапно в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их развития.

Основными формами и методами профориентационной работы учителя-предметника при изучении программных тем являются:

— беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом;

— решение различного рода задач с практическим содержанием;

— участие в олимпиадах, конкурсах, теоретических конференциях;

— просмотр фрагментов учебных фильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса непосредственно в практической деятельности людей;

— участие школьников в работе клубов «Юный физик» (химик и др.);

— экскурсии на предприятия;

— встречи со специалистами;

— проведение тематических, литературно-художественных вечеров, устных журналов, круглых столов;

-оформление стендов, альбомов, плакатов и другой наглядной агитации профориентационного характера.

Беседа. Профориентационная беседа должна быть логическим продолжением изучаемого материала и готовиться заранее по определенному плану.

1. Знакомство с историей развития профессии, связанной с изучаемым материалом.

2. Основное содержание труда. Что делают специалисты этой профессии, в каких секторах экономики работают? Потребность предприятий города в кадрах данной профессии.

3. Какие орудия труда и материалы используются специалистами этой профессии?

5. Какими общетрудовыми, общетехническими и специальными знаниями, умениями и навыками должен обладать работник данной профессии?

6. Психофизиологические требования профессии к человеку. Медицинские противопоказания.

7. Экономические сведения о профессии.

8. Подготовка кадров и этапы профессионального роста.

В старших классах можно использовать метод подготовки сообщений профориентационного характера самими учащимися. Это дает возможность живее провести беседу, так как учащиеся являются не только ее слушателями, но и активными участниками, познающими какие-то первые, маленькие секреты профессии.

Этот метод требует тщательной подготовки и должен производиться по рекомендованному учителем плану. Он может включать те же вопросы, что и план беседы, приведенный выше.

Материал для сообщений о профессиях учащиеся могут брать из справочников, журналов и газет, радио- и телепередач, бесед со знакомыми, родственниками и т.д. Полученная таким образом информация о профессии способствует развитию большего интереса к ней, её лучшему изучению. Поэтому следует приобщать учащихся к чтению справочников о профессиях, литературы профессиографического содержания.

Во время беседы учащиеся должны получить общие сведения о профессиях, заинтересоваться ими. Поэтому беседа должна проводиться в доступной форме, образно, эмоционально, с подкреплением отдельных положений примерами из жизни. Такие беседы о профессиях продолжаются и при выполнении лабораторных, практических работ в виде кратких профориентационных комментариев, контрастных выставок. Пользуясь этими приёмами, учитель рассказывает, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном занятии, какие знания, умения и навыки нужны работникам, выполняющим эти операции в производственных условиях.

Беседа не является «чистым», обособленным методом, а используется в сочетании с различными другими методами. При проведении беседы о конкретной профессии желательно применять технические средства (телевидение, видеофильмы и кинофильмы), а также профессиограмму этой профессии.

В проведении профориентационной работы в школе важное место занимают внеклассные занятия по интересам, которыми руководят учителя-предметники.

При их планировании и организации преподаватель должен создать все условия для творческого развития индивидуальных способностей учащихся: конструкторских, изобретательских и других. Внеклассные занятия не регламентированы рамками обязательной программы, и учитель, проводя их в занимательной форме, вызывает интерес учащихся. В процессе проведения таких занятий имеется возможность вовлечь учащихся в деятельность, по своему характеру близкую к профессиональной, воспитывать трудолюбие, любознательность, творческое отношение к делу, исследовательскую жилку, мастерство в выполнении работ.

Источник

Профориентационная работа в школе (методические рекомендации)

Цели и задачи профориентационной работы.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Предмет профориентация в школе что это

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя “Технологии”. Тесные контакты школ с МУК, предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе

Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе

Выполняющие рекомендации координатора:

Направления и формы работы.

Как оценивать эффективность профориентации школьников

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения

КритерииПоказатели
9 класс10-11 классы
Когнитивный

(К)

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.
3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально

го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).
4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.
Мотивационно- ценностный

(М-Ц)

1. Заинтересованность в получении знаний.

2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

1. Устойчивые познавательные интересы.

2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *