Предмет овс в школе что такое
Программа по ОВС в школе
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 72» (средняя школа № 72)
«основы военной службы»
«Утверждаю» «Согласовано» Директор средней школы № 72 _____________________
«___»____________2016 г. «____»___________2016 г.
© В. Е. Щербаков, октябрь, 2016
Программа по основам военной службы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса.
Программа является основой для разработки учебно-методических материалов Всероссийского детско-юношеского дви жения «Школа безопасности», кружков, секций и клубов военно-патриотической на правленности, оборонно-спортивных ла герей, лагерей юных спасателей, туристических похо дов и слетов, детских игр и соревнований, проведения Дня защиты детей.
Программа выполняет две основные функции:
информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;
организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем.
Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования, и при этом позволяет авторам учебных программ и учебников реализовать собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации обучающихся.
Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
(УУД) Универсальные учебные действия
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы тре бования федеральных законов: «О граж данской обороне», «О воинской обязанности и военной службе». «О статусе военнослужащего», и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы обороны государства. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на третей ступени общеобразовательной школы основных понятий в области основ военной службы.
Курс «Основы военной службы» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
освоение знаний о вооруженных силах Российской Федерации, их структуре управлении.
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного
отношения к своему здоровью и жизни, патриотизма и отношению к обороне государства;
овладение умениями строевой подготовки. навыками общения в большом коллективе.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы военной службы» на этапе основного общего образования. В классах кадетской направленности на его изучение выделяется 34 часа, из расчета 1 часа в неделю, 1 час ОБЖ и 40 часов оборонно-спортивного лагеря.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе общего среднего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
творческое решение учебных и практических задач;
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Результаты изучения учебного предмета «Основы военной службы» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в условиях военизированной организации. Готовности юношей служить в армии.
Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки выпускников.
Основное содержание программы
«Основы военной службы».
ВС РФ – защитники нашего Отечества.
Предусматривает изучение Состава и предназначения ВС РФ. Раскрывает содержание понятий патриотизм, воинский долг Отечеству и т.д.
Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
Суть и роль боевых традиций в армии. Формирование качеств предъявляемых к военнослужащему.
Основы военной службы Требования к уровню подготовки выпускников
Состав и предназначение ВС РФ.
Права и обязанности граждан по призыву на военную службу. Во время прохождения и пребывания в запасе по призыву, контракту. Особенности альтернативной службы.
Особенности прохождения военной службы основные формы противодействия терроризму.
Основные положения современного комплекса проблем безопасности.
Конспект по ОБЖ на тему: «ОВС»
Предмет ОВС «Основы Военной Службы»
особенности преподавания предмета для девушек.
Не секрет, что у многих современных молодых людей сложилось негативное, либо не правильное мнение об армии в целом. Некоторые вовсе не желают служить в Вооруженных Силах РФ, считая это время просто потерянным отрезком жизни. Поэтому формальный подход к изучению тем данного предмета «Основы военной службы» сегодня категорически необходимо пересматривать. На ряду с этим, все больше и больше мы слышим и видим, что места в армии стали занимать женщины.
То мнение, которое по ряду причин, которые произошли в России за последние десятилетия, надо в корне пересмотреть и подходить к вопросу военно-патриотического воспитания молодежи начиная с раннего возраста, а не непосредственно при постановке на воинский учет или в старших классах. Формировать у обучающихся уважение и внутреннюю готовность к особому виду государственной службы – к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Этому должны способствовать грамотно выбранная методика преподавания именно девушкам, предмета, работа во внеурочное время, занятия в кружках, секциях участие в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, выезды в воинские части, а также использование инновационных технологий, презентаций, тематических выставок по этой теме. Сотрудничество с ВУЗами, которые производят наборы девушек.
Одним из важных факторов изучения раздела является военно-профессиональная ориентация, направленная на получение учащимися знаний о военных специальностей родственных гражданским.
При изучении раздела «Основы военной службы» также необходимо взаимодействие с преподавателями-предметниками образовательной организации.
Цели и задачи изучения раздела «Основы военной службы»
Исходя из определяемой цели, вытекают задачи :
1) Дать первичные знания воспитанницам о прохождении военной службы.
2) обеспечить учащихся правовыми знаниями о военной службе, их правах и обязанностях, об ответственности за нарушение воинских уставов, что способствует быстрой адаптации к условиям службы, а в дальнейшем и личной ответственности.
3) воспитывать чувства патриотизма, войскового товарищества, высокой ответственности за выполнение конституционного долга по защите Отечества.
При подготовке к проведению занятий по темам раздела «Основы военной службы» преподавателю необходимо учитывать следующие этапы:
первый этап – организационный, связан с планированием и подготовкой мероприятий, включает в себя выбор средств, технологий, приемов и методик, подготовку организаторов, участников и исполнителей учебных мероприятий (воспитатели, классные руководители, преподаватели);
Для наиболее эффективного достижения целей и решения задач, вытекающих из Постановления Правительства РФ от 31.12.01 № 1441, совместного Приказа министров обороны и образования от 3.05.01 № 203/1936, Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе», преподаватели, осуществляющие подготовку обучающихся по основам военной службы, другие должностные лица образовательной организации должны решать содержательные и организационные задачи.
— анализ уровня военно-профессиональной мотивации кадет (определение мотивов поведения, наличия военно-профессиональных интересов, склонностей, уровня готовности учащихся к поступлению в военные ВУЗы);
— формирование психологической и физической готовности девушек к военной службе;
— формирование ценностно-нравственной основы самоопределения учащихся относительно военной деятельности (решается посредством военно-патриотического воспитания и социального просвещения);
— информирование о связи военно-учетных специальностей с другими профессиями и гражданскими специальностями;
— помощь в определении ближайших целей и жизненных планов (формирование психологической готовности к военной службе по призыву, контракту, овладению военно-учетной специальностью, поступлению в ВУЗы, занятие военно-прикладными видами спорта);
— определение путей и способов преодоления препятствий, осложняющих формирование позитивного мировоззрения относительно военно-профессиональной деятельности (психологическая диагностика, профессиональное консультирование, информирование и пропаганда);
— помощь в практической реализации планов по достижению военно-профессиональной цели (через взаимодействие с районным военным комиссариатом).
— взаимодействие с классными руководителями, преподавателями-предметниками, родительским комитетом, ветеранами войны и военной службы в проведении мероприятий по ознакомлению обучающихся с миром военных профессий, условиями службы девушек в армии и на флоте;
— совершенствование учебно-материальных, технических средств, форм и методик обучения по военно-профессиональной ориентации обучающихся;
— взаимодействие с военными ВУЗами, воинскими частями, военными комиссариатами в вопросах создания условий для практического ознакомления воспитанниц с особенностями военной службы и изучения их военно-профессиональной направленности;
В соответствии с разрабатываемым тематическим планом изучения раздела «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должны раскрываться следующие темы: «Организационная структура вооруженных Сил», «Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение», «Воинская обязанность и воинский учет», «Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе», «Прохождение военной службы по призыву и по контракту, альтернативная служба». «Как стать офицером Российской Армии».
При проведении занятий по указанным темам следует обращать внимание учащихся на многообразие военных профессий, проводить аналогии между военными и гражданскими специальностями. Ориентируясь на специальности, по которым осуществляется подготовка учащихся или углубленное изучение программ образовательных дисциплин, необходимо строить изложение тем так, чтобы воспитанницы получали дополнительную, более подробную информацию о видах и родах войск Вооруженных Сил, воинских должностях и специальностях, по которым они смогут быть востребованы.
Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» в качестве обязательной подготовки к военной службе в разделе программы «Основы военной службы» предусматривается в течение последнего года обучения в образовательной организации проведение с обучающимися учебных сборов на базе воинских частей.
Преподавателю образовательной организации, ответственному за организацию и проведение учебных сборов, следует ознакомить учащихся с практической деятельностью воинской части, жизнью и бытом военнослужащих женщин. По возможности проводить учебные сборы при воинской части целесообразно планировать изучение тем: «Размещение и быт военнослужащих. Распорядок дня», «Организация внутренней службы», «Огневая подготовка», «Тактическая подготовка»,
Некоторые методы и формы преподавания
раздела «Основы военной службы»
При проведении занятий по темам раздела «Основы военной службы» следует использовать:
— методы формирования у обучающихся необходимых понятий, суждений убеждений, оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, презентаций, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.);
— методы организации познавательной и практической деятельности обучающихся (поручения, задания, упражнения, создание специальных учебно-тренировочных ситуаций);
— методы стимулирования ориентации обучающихся на подготовку к военной службе (соревнования, турниры, деловые игры, средства материального и морального поощрения);
— методы контроля за ходом формирования у обучающихся военно-профессиональной направленности (проверка знаний, умений, навыков, оценка стремления к изучению предлагаемого материала, тестирование).
Изучение раздела «Основы военной службы» должно проводиться в тесной связи с военно-патриотическим воспитанием, входить в общую систему формирования у молодых людей патриотического сознания, чувства верности Отчеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Поэтому все мероприятия в образовательном учреждении, муниципальные, районные, городские (военно-спортивные игры, Дни призывника, Дни Воинской Славы, Дни памяти, проводы призывников на военную службу, показ молодежи воинского мастерства военнослужащих при посещении воинских частей и военно-учебных заведений и др.) будут способствовать развитию интереса и военно-профессиональной ориентации обучающихся.
Для организации и проведения мероприятий военно-патриотической направленности необходимо заранее дать задание обучающимся подготовить сообщения. Воспитанницам, решившим поступить в военные ВУЗы, дается тема «Почему я хочу стать офицером?» или «Я буду служить России». На такие мероприятия нужно пригласить офицеров-женщин, курсантов, бывших выпускниц школы. Обмен мнениями, живая, открытая беседа вызывает интерес к овладению военной профессией, солидарность с товарищами и друзьями, желающими стать военнослужащими.
Взаимодействие с военно-шефскими организациями, администрацией и педагогическим коллективом.
— подготовка предложений, планирование, согласование и проведение совместных мероприятий;
— создание при образовательном учреждении общественной структуры (группы, секции) из ветеранов войны и военной службы, солдат, курсантов и офицеров для пропаганды военной службы, военных профессий и специальностей;
— организация работы военно-технических кружков, спортивных секций военно-прикладной направленности;
— постановка на родительских собраниях вопросов, касающихся овладения знаниями по основам военной службы, стремления к поступлению в военные образовательные учреждения и осознанной готовности к службе в армии.
В ГБОУ КШИ №9 разработан план совместной работы с шефами.
В ходе изучения некоторых тем раздела «Основы военной службы» запланированы практические занятия непосредственно в воинских частях.
Так, занятие с кадетами нашего корпуса проходили в отряде специального назначения ВВ Национальной гвардии РФ. Воспитанницы на практике изучили и сдали зачеты по многим видам военной и тактической подготовки.
В день принятия присяги молодого пополнения Комендантского полка наши воспитанницы принимали непосредственное участие в мероприятии.
Воспитанницы постоянно участвуют в Парадах на Красной площади.
На постоянной основе проходит обучение по многим военным дисциплинам на базах частей Московского округа.
Наши шефы постоянно приглашают воспитанниц на все мероприятия.
В соответствии с планом по военно-патриотическому воспитанию молодежи и пониманием важности общего дела по подготовке к службе в армии преподаватели гимназии в часы плановых занятий и во внеурочное время объясняют важность лучшего усвоения учебной программы для более успешного овладения военными специальностями.
Воспитатели регулярно проводят тематические вечера совместно с преподавателями истории, используя комплексные методы обучения на уроках с историческими документами, историческими картами, схемами сражений, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, во многом способствует формированию военно-профессиональной направленности мировоззрения учащихся.
На уроках географии проводятся практические занятия по ориентированию.
На уроках ОБЖ проводится непосредственное изучение материала по различным направлениям военной службы. Многие воспитанницы являются призерами олимпиад по ОБЖ.
Благодаря активному взаимодействию с преподавателями физической культуры, учащиеся постоянно принимают участие в общешкольных, районных и городских соревнованиях, турнирах по военно-прикладным видам спорта (спортивному ориентированию, стрельбе, метанию ручных гранат, плаванию и др.), где занимают призовые места, награждаются, дипломами, грамотами.
Основные методы и формы военно-профессиональной ориентации учащихся.
При разработке методических материалов по разделу «Основы военной службы» преподаватель должен учитывать и вопросы военно-профессиональной ориентации учащихся, что означает комплекс организационных, психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у молодых людей психологической готовности к призыву на военную службу и овладению военно-учетной специальностью.
Основные формы военно-профессиональной ориентации учащихся:
Военно-профессиональное просвещение предусматривает доведение до учащихся сведений о военных профессиях, воинских должностях и специальностях с целью формирования у них интереса и уважения к военной профессии.
Военно-профессиональная информация направлена на ознакомление воспитанниц с условиями военной службы, повседневной жизнью и деятельностью, ратным трудом военнослужащих, возможностями духовного и физического развития в процессе военной службы.
Военно-профессиональное консультирование целесообразно проводить с учетом индивидуальных особенностей воспитанниц, их интересов, склонностей и способностей, исходя из этого, рекомендовать им военную профессию, специальность и, наконец, ВУЗ.
В связи с переходом вооруженных сил на одногодичный срок службы и на контрактную основу ответственность образовательных организаций по начальной военной подготовке резко возрастает и является одной из приоритетных задач, обеспечивающих подготовку допризывной молодежи к службе в армии.
В связи с этим при разработке методики преподавания раздела «Основы военной службы» преподаватель должен придерживаться нескольких ведущих направлений:
— начальная военная подготовка – приоритетное направление при выполнении учебной программы для обучающихся;
— патриотическое воспитание формирует гражданскую позицию личности, готовность к военной службе и, если это понадобится, к самоотверженной защите Отечества, воспитывает важнейшие черты характера личности;
— нравственное воспитание предполагает воспитание высокой культуры, формирование прочных духовных и этических норм поведения, способностей руководствоваться в жизни социально значимыми принципами и идеалами;
— историческое направление воспитывает чувство гордости за свое Отечество и причастность к славным военным победам народа России, свою ответственность за происходящее в нашем обществе;
— психологическое – воспитывает у молодых людей внутреннюю готовность к выполнению своего конституционного долга, при этом формируется умение выдерживать высокие психологические нагрузки по преодолению тягот и лишений военной службы.
Все перечисленные направления тесно взаимосвязаны и объединены общими целями и задачами по военно-патриотическому воспитанию и подготовке молодых людей к военной службе.
Список использованной литературы
1. Конституция (основной закон) Российской Федерации – М.: Юридическая литература, 2009.
2. Комментарии к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе». – М.: ЭКСМО, 2008.
3. Комментарии к Федеральному закону «Об альтернативной гражданской службе». – М.: ЭКСМО, 2009.
4. Начальная военная подготовка – М.: Просвещение, 1995.
5. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
6. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М.: АПН, 1985.
7. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Воениздат, 2001.
8. Военно-профессиональная ориентация учащихся.- М.: Дрофа, 2008. (Библиотека учителя).
Предмет овс в школе что такое
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
облегчённое водолазное снаряжение
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
опрыскиватель вентиляторный садовый
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
относительная величина сравнения
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
основы военной службы
воен., образование и наука
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
обозно-вещевой склад
обозно-вещевое снабжение
обозно-вещевая служба
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
Общество взаимного страхования
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
относительная величина структуры
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
отдел вещевого снабжения
объединённые вооружённые силы
Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
отделение временного складирования
отдел внешних связей
отдел внешних сношений
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
отдел вспомогательных судов
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
очиститель вороха стационарный
отряд вспомогательных судов
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
окружной военный суд
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
Олимпийская вещательная служба
отдел вычислительных систем
осциллирующий водный столб
однородная вычислительная среда
Полезное
Смотреть что такое «ОВС» в других словарях:
Овсій — Овсій … Словник лемківскої говірки
Овсіїв — прикметник … Орфографічний словник української мови
Овсій — іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови
ОВС — Олимпийская вещательная служба [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN OBS Olympic broadcasting services [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий… … Справочник технического переводчика
ОВС-СА — обозно вещевая служба Советской Армии воен., истор., СССР Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с … Словарь сокращений и аббревиатур
овсім — прислівник незмінювана словникова одиниця діал … Орфографічний словник української мови
ОВС — облегченное водолазное снаряжение обозно вещевое снабжение обозно вещевой склад общевойсковая связь общевойсковое снабжение объединённые вооружённые силы опрыскиватель вентиляторный садовый отдел вещевого снабжения отдел внешних связей отдел… … Словарь сокращений русского языка
Овсієнко — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються … Орфографічний словник української мови
Овсіївна — іменник жіночого роду, істота по батькові … Орфографічний словник української мови
Овсійович — іменник чоловічого роду, істота по батькові … Орфографічний словник української мови