Предмет орксэ 4 класс что изучает
Часто задаваемые вопросы о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики»
1. Когда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики »?
К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) приступили с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов всех общеобразовательных школ.
Введение курса ОРКСЭ регламентируют следующие нормативные акты:
· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 №84-р.
· Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089 (в редакции от 31.01.2012 №69) «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утверждённый.
· Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 (в редакциях от 20.08.2008 №241, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Комплексный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики».
Все модули курса одинаковые по объёму часов и составляют 34 учебных часа в 4 классе. При этом первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на модули.
Выбор осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.
Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.
Столько, сколько выберут родители.
Класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей, при этом допускается изучение одинакового модуля детьми разных классов одной параллели четвёртых классов, или, при необходимости, организуется индивидуальное изучение модуля (если его выбрал один родитель).
В целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой народов России.
Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании, умении уважать ценности представителей всех культур.
Нет. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана.
Вместе с тем, содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий, их взаимном обогащении и взаимовлиянии, духовно-нравственном единстве.
Преобладание воспитательного аспекта.
Акцент на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями.
Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.
Освоение курса должно обеспечить:
· понимание духовности, нравственности, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;
· знание основных норм морали, понимание их значения для жизни человека, семьи, общества;
· формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
· формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
· знание, понимание и принятие личностью таких ценностей, как: Отечество, семья, религия;
· укрепление духовной преемственности поколений.
В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.
Вести курс могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.
В муниципальных общеобразовательных учреждениях – нет.
В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.
Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате.
В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.
Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.
Все школы области будут обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.
Это безотметочный курс, оценка в виде баллов за него не выставляется. Учебное заведение может самостоятельно решать вопрос о введении оценочной системы.
Учащиеся в конце освоения курса будут представлять в ходе единых занятий (без деления на модули) свои проектные работы, презентации, творческие выступления и т. п.
Нет. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования.
Родители имеют право присутствовать на любых уроках своих детей. Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребенком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.
19. Могут ли дети разных классов (школ) обучаться на одном модуле курса ОРКСЭ?
Да. Как и при изучении, например, иностранных языков, дети разных классов одной параллели могут изучать выбранный модуль на одном занятии, если их общая численность не превышает допустимые нормы.
20. До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля, который будет изучать ребенок в 4 классе? Можно ли переписать заявление на выбор модуля?
Окончательный выбор необходимо сделать и закрепить его индивидуальным заявлением до начала учебного года, то есть до 1 сентября.
Но желательно все же определиться пораньше, например, чтобы у школьной библиотеки было время на приобретение нужного количества учебников, а учителям можно было сформировать свои тематические планы заблаговременно, хотя изменить свое решение до указанного срока можно.
Преподавание курса ОРКСЭ: на что ориентироваться?
Зоя Баньшина
«Основы религиозных культур и светской этики» или ОРКСЭ –– достаточно новый предмет, который изучается в четвёртом классе. Занятия по нему часто ведут те же самые учителя начальной школы. Как помочь себе подготовиться к преподаванию курса ОРКСЭ?
Преподавание курса ОРКСЭ: на что ориентироваться?
ОРКСЭ — это как?
«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) стали обязательным школьным предметом для 4-го класса в 2012 году. Урок создали с простой целью: дать детям базовое понимание многообразия культур, которые сосуществуют в современном мире. А ещё ОРКСЭ позволяет погрузиться в их историю и традиции, то есть носит культурологический характер.
Конечно, объять необъятное –– то есть всю мировую культуру –– или хотя бы подступиться к ней за один год не получится. Именно поэтому школьники могут выбрать один из 6 модулей:
Каждый из них предполагает освоение за 34 часа учебного времени.
Чтобы преподавать ОРКСЭ, педагог должен иметь определённый запас знаний о религиях мира и народов России, их ценностях и обычаях. Поэтому занятия успешно проводят учителя по истории, обществознанию, литературе и МХК –– то есть педагоги средней школы. Есть одна проблема: у «предметников» часто нет необходимого опыта работы с детьми младшего школьного возраста.
Именно из-за специфичности работы, предполагающей и предметную подготовку, и опыт работы в начальной школе, модули могут вести учителя 1-4 классов. Для этого они должны пройти соответствующие курсы повышения квалификации.
Кстати, о них мы уже писали:
Также учителю важно понять, что его мировоззренческая позиция не должна определять преподавание предмета. Роль педагога в преподавании курса ОРКСЭ –– в первую очередь просветительская и социальная, транслирующая необходимость межкультурного диалога и уважения друг к другу. Навязывать своё мнение детям не просто некорректно, но недопустимо.
«Никаких оценок» и другие особенности предмета
ОРКСЭ –– необычные предмет, и о его особенностях стоит помнить во время подготовки к занятиям. О каких особенностях идёт речь?
Как выстроить урок ОРКСЭ?
С тем, что такое ОРКСЭ, разобрались. Но как организовать урок, связанный с глубокими пластами культуры, в таком ключе, чтобы он стал интересен четвероклассникам? В этом помогут наши советы, а также разнообразные методики, которые можно использовать на уроке.
В преподавании курса ОРКСЭ лучше не использовать сложную, нагруженную терминологию, которая будет только смущать детей. Не стоит и активно этимологизировать слова, если их изначальное происхождение не слишком помогает понять смысл понятия.
Учитель должен был популяризатором знания: давать точную и занимательную информацию. Сделать это можно, например, с помощью привнесения игровых элементов в якобы серьёзный урок. Игра может появиться на уроке ОРКСЭ в формате короткой вставки. Почему? Об этом и других методах игрового обучения можно прочесть в нашей недавней статье.
По сути, преподавание курса ОРКСЭ предполагает целые лекции, посвящённые конкретной теме. Такой темп сложно выдержать, а потом занятие будет легче провести в формате диалога и обмена мнения. Чтобы дети смогли поддержать беседу, учитель может задать теоретическую подготовку в качестве домашнего задания. Этот метод называется «перевёрнутым классом».
И самое главное: как заинтриговать детей так, чтобы они с нетерпением ждали следующего урока? Ответ на этот вопрос кроется в методе «кроссенс», который можно использовать и на занятиях с четвероклассниками. Учителю помогут специально подобранные изображения, о которых можно подробно узнать из нашего блога.
А ещё подобрать удобный для себя метод можно самостоятельно: мы уже собрали главные современные идеи для учителя на одной странице.
Разъяснения для родителей по преподаванию курса ОРКСЭ в 4 классе
Разъяснения для родителей по преподаванию курса ОРКСЭ в 4 классе
Одним из актуальных направлений деятельности общеобразовательного учреждения в условиях реализации Президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование у обучающихся младшего подросткового возраста мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
На достижение этой цели и направлено введение в 4-х классах общеобразовательных учреждений с 1 сентября 2012 года комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Основные задачи курса ОРКСЭ:
— развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Преподавание курса «Основы религиозных культур» в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учёта разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках, установленных законом правовых норм, взаимодействуют с религиозными организациями по вопросам апробации комплексного курса, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.
Принятие решения о записи ребёнка на изучение определённого модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.
Вокруг нового, никому пока ещё не известного курса, уже начали ходить различные мифы. Большое распространение имеют эти мифы среди родителей. Хочется рассеять эти сомнения и неправильные высказывания.
Миф 1: новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер. Это не так. В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы. Такое образование может вести религиозная организация. Но только такая организация, которая имеет документ, подтверждающий её существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее 15 лет. Но это обучение религии. А курс, который вводится в образовательные учреждения, будет знакомить с религиозными культурами, а не обучать религии.
Миф 2: в школу придут священнослужители. Это тоже неверно. Новый предмет будут вести педагоги школы. Они для этого будут специально обучаться на курсах повышения квалификации. Это педагоги, которые имеют отношение к культурологическим основам. Рекомендуется, чтобы этот курс вели учителя истории или учителя русского языка и литературы. Представителей религиозных конфессий учителя могут привлекать во внеклассной работе по данному курсу. И сейчас в процессе подготовки к введению данного курса, при подготовке учителей проводятся встречи с представителями религиозных организаций. Также они привлекались к разработке учебников по некоторым модулям курса. В состав координирующей группы, которая будет создана в каждом муниципалитете, также будут входить представители религий. В рамках курса также возможно посещение религиозных организаций в целях знакомства с экспонатами духовной культуры, традициями. Возможно оно только при согласии родителей (законных представителей), а также при условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных организаций.
Помним о том, что задача курса – формировать у обучающихся знания, понимание и уважительное отношение к религии как национальной духовной традиции. Выбор веры – это частное дело гражданина. Об этом мы говорим за пределами школы.
Миф 3: учеников одного класса поделят на группы, что приведёт к конфликтам между ними. Это тоже только миф. Курс включает в себя модули. У обучающихся есть право на свободный выбор. И они выбирают тот модуль, который им хотелось бы изучать. А вот задача педагогов, сама сложная задача в этом курсе – дать детям знания об их мировоззрении, и научить уважать людей, пусть пока это будут одноклассники, с другими взглядами, ценностями, с другим мировоззрением. Поэтому образовательным учреждениям рекомендуется не разделять учеников одного класса на группы на первом и последних уроках. Содержание первого и последних уроков одинаковое для всех модулей.
Структура и содержание курса.
Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей:
1)основы православной культуры,
2)основы исламской культуры,
3)основы буддийской культуры,
4)основы иудейской культуры,
5)основы мировых религиозных культур,
6)основы светской этики.
Все модули нового предмета соединяются общими тематическими блоками:
1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.);
2. Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.).
3. Традиционные религии и этика в России (13 ч.);
4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).
Предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России.
Содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций.
Содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей:
— Культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская).
На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция —осуществляется воспитание детей в рамках нового предмета.
Новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
Информацию по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» можно найти на сайтах в интернете.
Чему учат в школе на ОРКСЭ
Сложная аббревиатура ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) время от времени вызывает взрывы бурных дискуссий. Тут и про «заговор клерикалов», и про тайное введение в школе «Закона Божьего». О том, что на самом деле скрывается за устрашающим названием этого предмета и как правильно выбрать его модуль, — директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещёнов.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» проходят в 4 классе — урок в неделю (всего 34 урока). Родители могут выбрать для своего ребёнка один из модулей. Вариантов несколько (расставлены по популярности в Москве):
Семью никто не вправе заставить выбрать какой-то конкретный модуль, а школа обязана учить любому из выбранных.
Уроки ОРКСЭ проводят педагоги школы, а не представители духовенства. Важно понимать, что этот курс не про основы религии, а про культуру, которая порождена той или иной религией (да-да, светская этика тоже порождена религией).
В чём разница? Да примерно в том же, в чём разница между религией и наукой: они отвечают на разные вопросы. Религия на вопросы: «для чего», «что мне нужно сделать, чтобы стать богом/спасти свою душу/преодолеть сансару/попасть в рай». Наука — «каким образом», «в чём причины» и тому подобное.
Кстати, именно поэтому религия и наука не противостоят друг другу. Они про разное
Религия — про восстановление союза (liga — от лат. «союз», re — возвратная частица (реконструкция, реставрация) человека и Бога, про духовную практику, образ жизни, участие в молитвах и таинствах. Вот этого всего курс ОРКСЭ не предлагает. Если нужно именно это — вам в храм, мечеть, синагогу, дацан или в воскресную школу.
Культура (от лат. cultura — возделывание) — это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и обществом навыков и умений. Так что в рамках ОРКСЭ дети будут знакомиться с культурой, её ценностями и памятниками.
В прошлом году я три дня провёл в Южной Корее, изучал образовательную систему этой страны. Там есть курс под названием «Толерантность», но начинается он обязательно с изучения собственной культуры. И это очень правильно: не понимая своих «корней», не уважая ценности своего народа и культуру страны, в которой живёшь, невозможно по-настоящему уважать иные культуры. Без этого толерантность становится фарсом и угрозой. И, кажется, некоторые в Западной Европе уже вкусили «радости» этого фарса. И я очень не хочу, чтобы этим путём пошли у нас. Поэтому ОРКСЭ — предмет всё-таки важный.
Чтобы не ошибиться с модулем, стоит выбирать вариант, который соответствует ценностям семьи. В любой спорной ситуации я бы советовал выбирать «Основы православной культуры», потому что именно православие сыграло решающую роль в становлении ценностей нашей культуры и развитии государственности. Второй вариант — «Основы мировых религиозных культур». Они могут, хоть и совсем вкратце, познакомить ребёнка с ценностями всех традиционных религий России.
Для того чтобы избавиться от собственной родительской напряжённости, родителям стоит не стесняться обсуждать с детьми всё, что они изучают на ОРКСЭ. Это однозначно принесёт пользу и вашим отношениям с ребёнком и станет совсем не лишним напоминанием об основах наших традиционных религиозной и светской культур.
Иллюстрации: iStockphoto (davidcreacion)
Предмет орксэ 4 класс что изучает
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учетом многообразия и глубины ее составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4 классе (приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»).
Основные содержательные модули курса:
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребенка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31-34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Основные задачи комплексного учебного курса:
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
Требования к метапредметным результатам:
Требования к предметным результатам:
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырех основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими ее характеристиками.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
(4 класс, 1 час в неделю, 34 часа в год)
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 (16 часов)
Урок 2. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Урок 2. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия.
Урок 2. Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия.
Урок 2. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.
Урок 2. Культура и религия.
Урок 2. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.
Урок 3. Священное Писание.
Урок 3. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.
Урок 3. Будда и его учение.
Урок 3. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».
Урок 3. Культура и религия.
Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
Урок 4. Священное Писание и Священное Предание.
Урок 4. Пророк Мухаммад – проповедническая миссия.
Урок 4. Будда и его учение.
Урок 4. Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма.
Урок 4. Возникновение религий. Древнейшие верования.
Урок 4. Ценность родства и семейные ценности.
Урок 5. Во что верят православные христиане.
Урок 5. Прекрасные качества Пророка Мухаммада.
Урок 5. Буддийский священный канон.
Урок 5. Патриархи еврейского народа.
Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели.
Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
Урок 6. Что говорит о Боге и мире православная культура.
Урок 6. Священный Коран и Сунна как источники нравственности.
Урок 6. Буддийский священный канон.
Урок 6. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.
Урок 6. Священные книги религий мира: Веды, Авеста. Трипитака.
Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов.
Урок 7. Что говорит о человеке православная культура.
Урок 7. Общие принципы ислама и исламской этики.
Урок 7. Буддийская картина мира.
Урок 7. Исход из Египта.
Урок 7. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран.
Урок 7. Нравственный образец богатыря.
Урок 8. Христианское учение о спасении.
Урок 8. Столпы ислама и исламской этики.
Урок 8. Буддийская картина мира.
Урок 8. Получение Торы на горе Синай.
Урок 8. Хранители предания в религиях мира.
Урок 8. Дворянский кодекс чести.
Урок 9. Добро и зло в православной традиции.
Урок 9. Исполнение мусульманами своих обязанностей.
Урок 9. Добро и зло.
Урок 9. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Урок 9. Человек в религиозных традициях мира.
Урок 9. Джентльмен и леди.
Урок 10. Христианская этика. Заповеди блаженства.
Урок 10. Обязанности мусульман.
Урок 10. Ненасилие и доброта.
Урок 10. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Урок 10. Священные сооружения.
Урок 10. Государство и мораль гражданина.
Урок 11. Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Урок 11. Обязанности мусульман.
Урок 11. Любовь к человеку и ценность жизни.
Урок 11. Храм в жизни иудеев.
Урок 11. Священные сооружения.
Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества.
Урок 12. Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду.
Урок 12. Обязанности мусульман.
Урок 12. Милосердие и сострадание.
Урок 12. Назначение синагоги и ее устройство.
Урок 12. Искусство в религиозной культуре.
Урок 12. Мораль защитника Отечества.
Урок 13. Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Урок 13. Обязанности мусульман.
Урок 13. Отношение к природе.
Урок 13. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал.
Урок 13. Искусство в религиозной культуре.
Урок 13. Порядочность. Интеллигентность.
Урок 14. Спаситель. Жертвенная любовь.
Урок 14. Для чего построена и как устроена мечеть.
Урок 14. Буддийские святые. Будды.
Урок 14. Молитвы и благословения в иудаизме.
Урок 14. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Урок 15. Спаситель. Победа над смертью.
Урок 15. Мусульманское летоисчисление и календарь.
Урок 15. Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Урок 15. Добро и зло.
Урок 15. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Урок 15. Что значит «быть нравственным» в наше время?
Урок 16. Творческие работы учащихся.
Урок 16. Творческие работы учащихся.
Урок 16. Творческие работы учащихся.
Урок 16. Творческие работы учащихся.
Урок 16. Творческие работы учащихся.
Урок 16. Творческие работы учащихся.
Урок 17. Подведение итогов.
Урок 17. Подведение итогов.
Урок 17. Подведение итогов.
Урок 17. Подведение итогов.
Урок 17. Подведение итогов.
Урок 17. Подведение итогов.
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2 (12 часов)
Урок 18. Православие в России.
Урок 18. Ислам в России.
Урок 18. Буддизм в России.
Урок 18. Иудаизм в России.
Урок 18. Религии России.
Урок 18. Добро и зло.
Урок 19. Православный храм.
Урок 19. Семья в исламе.
Урок 19. Основы буддийского учения и этики.
Урок 19. Основные принципы иудаизма.
Урок 19. Религии России.
Урок 19. Долг и совесть.
Урок 20. Православный храм и другие святыни.
Урок 20. Нравственные основы семьи в исламе.
Урок 20. Человек в буддийской картине мира.
Урок 20. Основные принципы иудаизма.
Урок 20. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Урок 20. Честь и достоинство.
Урок 21. Православные Таинства. Символический язык православной культуры.
Урок 21. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим.
Урок 21. Человек в буддийской картине мира.
Урок 21. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Урок 21. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Урок 21. Смысл жизни и счастье.
Урок 22. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).
Урок 22. Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство.
Урок 22. Буддийские символы.
Урок 22. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
Урок 22. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Урок 22. Высшие нравственные ценности.
Урок 23. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).
Урок 23. Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие.
Урок 23. Буддийский храм.
Урок 23. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей.
Урок 23. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Урок 24. Православный календарь, его символическое значение.
Урок 24. Забота о здоровье в культуре ислама.
Урок 24. Буддийские святыни.
Урок 24. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией.
Урок 24. Религиозные ритуалы в искусстве.
Урок 24. Принципы морали.
Урок 25. Православный календарь. Почитание святых.
Урок 25. Ценность образования и польза учения в исламе.
Урок 25. Буддийский календарь.
Урок 25. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности.
Урок 25. Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Урок 25. Методика создания морального кодекса в школе.
Урок 26. Православный календарь. Почитание святых.
Урок 26. Ценность образования и польза учения в исламе.
Урок 26. Праздники в буддийской культуре.
Урок 26. Еврейские праздники: их история и традиции.
Урок 26. Праздники в религиях мира.
Урок 26. Нормы морали. Этикет.
Урок 27. Православный календарь. Почитание святых.
Урок 27. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
Урок 27. Искусство в буддийской культуре.
Урок 27. Еврейские праздники: их история и традиции.
Урок 27. Семья, семейные ценности.
Урок 27. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против».
Урок 28. Православный календарь. Праздники.
Урок 28. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
Урок 28. Священные буддийские сооружения.
Урок 28. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.
Урок 28. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Урок 28. Образование как нравственная норма.
Урок 29. Христианская семья и ее ценности.
Урок 29. Искусство ислама.
Урок 29. Отношение к природе.
Урок 29. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Урок 29. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Урок 29. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) [1]
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Урок 31. Подготовка творческих проектов.
Урок 31. Подготовка творческих проектов.
Урок 31. Подготовка творческих проектов.
Урок 31. Подготовка творческих проектов.
Урок 31. Подготовка творческих проектов.
Урок 31. Подготовка творческих проектов.
Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
— оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
— технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
— экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику: