Предмет однк 5 класс что это такое
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Основы духовно-нравственной культуры народов России (ранее — Основы религиозных культур и светской этики, ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России [1] — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 1 сентября 2012 года. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.
Содержание
Общая информация
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Цель и задачи курса
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Структура курса
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Учебники
В 2010 году учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса, указанными выше.
Об экспертных заключениях о допустимости использования в школах выпущенных в 2010 году учебных пособий, а также о соответствии этих пособий заявленному культурологическому подходу к изучению основ религиозных культур и светской этики — см. ниже в разделе «Профессиональные рецензии».
Статистика
Доля (общее число) школьников 4-го класса, выбравших к 1 апреля 2010 года курсы «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» [4] :
По данным на февраль 2012 года в результате апробации курса ОРКСЭ в 21 субъекте РФ с 480 тыс. учащимися из 9980 школ было выявлено, что наибольшей популярностью пользуется модуль «Основы светской этики» — 42% школьников, далее идут православие — 30%, основы мировых религиозных культур — 18%, ислам — 9%. Меньше всего оказалось «буддистов» и «иудеев» — по 1%. [5]
Округ | Область | Основы православной культуры | Основы исламской культуры | Основы буддийской культуры | Основы иудейской культуры | Основы мировых религиозных культур | Основы светской этики |
Центральный федеральный округ | Тамбовская область | 55% (4616) | 0,2% (19) | 7% (62) | 37% (3137) | ||
Тверская область | 62,3% (более 6680) | 0,2% (более 20) | 5,9% (более 620) | 31,6% (более 3340) | |||
Костромская область | 75% (более 4080) | 0,2% (примерно 11) | 0,2% (примерно 11) | 8% (436) | 16,8% (915) | ||
Северо-Западный федеральный округ | Вологодская область | 57% (5915) | 0,07% (8) | 0 | 0 | 17% (1756) | 25,4% (2619) |
Калининградская область | 34% (2494) | 8,6% (631) | 57% (более 4180) | ||||
Сибирский федеральный округ | Красноярский край | 19,1% (4804) | 58,2% (14646 человек) | ||||
Новосибирская область | 18,5% (5143) | 67% (18207 человек) | |||||
Томская область | 18,57% [6] | ||||||
Дальневосточный федеральный округ | Еврейская автономная область | 61,26% (1050) | 12,31% (211) | ||||
Камчатский край | 39% (893) | 47% (1070 человек) | |||||
Уральский федеральный округ | Курганская область | 20% (1764) | 60% (5156 человек) | ||||
Свердловская область | 20,6% (7255) [7] | ||||||
Приволжский федеральный округ | Пензенская область | 0% | 62% (6273) | ||||
Удмуртская Республика | 16% (более 2230) | 60% (7248 человек) | |||||
Чувашская Республика | 34,8% (более 3920) | 30,5% (3440 человек) | |||||
Южный федеральный округ | Чечня | 0,36% (73) | |||||
Карачаево-Черкессия | 20% (841) | 22,9% (950 человек) | |||||
Республика Калмыкия | 30% (898) | ||||||
Ставропольский край | более 60% |
Основы православной культуры | Основы исламской культуры | Основы буддийской культуры | Основы иудейской культуры | Основы мировых религиозных культур | Основы светской этики |
80 тыс. (25%) | 40 тыс. | 14 тыс. | 12 тыс. | 58 тыс. | 123 тыс. |
Значение предмета ОДНК в школах
Россия – это многонациональная страна, в которой проживает большое количество народностей. У каждого народа свои традиции, религия, которые полезно знать современным ученикам. С этой целью в школьной программе появилась новая дисциплина ОДНК.
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Опытные педагоги считают, что ОДНК – это важная составляющая образовательного процесса, которая поможет воспитать в детях милосердие, нравственные принципы, устранить зачатки неправильного воспитания.
Расшифровка названия
Расшифровка аббревиатуры поможет понять, что за предмет ОДНК в школе введен Министерством образования. Этот предмет расшифровывается как основы духовно-нравственной культуры народов России.
Общая информация
Самыми первыми изучать предмет начали московские школы. Всего в программе поучаствовало 33 учебных заведения. Не все восприняли введение нового предмета положительно. Проблема возникла из-за того, что родителям не объяснили, что означает аббревиатура. Предмет введен для всех направлений. Его изучают как в математических, так и в гуманитарных классах.
Министерство образования пояснило, что предмет должен стать источником моральных ценностей и прав человечества. У учеников должен пробудиться интерес к религиям и культурам других народов. Это будет способствовать объединению и равноправию.
Необходимость введения предмета была связна со следующим, педагоги считают, что детям сейчас доступна любая информация, но в большинстве она не содержит духовных и общечеловеческих элементов.
Что стоит знать про этот урок
Предмет ОДНК является одним из современных направлений в преподавании историко-обществоведческих дисциплин.
Основа духовно-нравственной культуры должна обеспечить:
Многие школы ввели этот предмет на уровне начального образования.
Описание в главном объяснении
Главная особенность курса заключается в том, что в образовательный процесс включается такой компонент, как «духовная культура». Эта тема не раскрывается ни в одном предмете, таком как Обществознании, Истории.
Основы светской этики сочетают в себе комплексное изучение истории, философии, обществознания. В задачу курса входит воспитание трудолюбия, гражданственности, формирование уважения к религиям других народов.
В учебный план также входит предмет «Истоки», который ориентируется на систематизацию знаний в областях социальной культуры и духовно-нравственного развития. Целью всего курса является освоение школьниками ведущие ориентирующих ценностей, которые свойственны человечеству.
Комментарии к письму Минобрнауки
Специалистами синодального отдела религиозного образования был проанализирован документ министерства образования, по которому введен предмет Основы духовно-нравственной культуры народов России.
С 1 сентября 2012 года предмет ОРКСЭ должен быть обязательным для изучения в начальной школе. В среднем звене предмет введен с 1 сентября 2015 года.
Предметная область может быть реализована:
В процессе преподавания могут использоваться пособия по православной культуре, а также пособия, согласованные с церковными организациями в регионе.
Содержание программы ОДНК
Задача курса – не ознакомление учеников с различными религиями, а развитие общей культуры школьника, его осознания принадлежности к своему народу, национальности о российской общественности.
Основными задачами проекта являются:
Курс подразделяется на несколько разделов:
Предмет ОДНК – это логическое продолжение дисциплины, которую преподают в 4-м классе. Результатом реализации программы должно стать овладение целостным представлением о том, как складывалось человеческое общество, понимание необходимости уважать окружающих людей, умение различать религии России.
Программа обучения строится на ознакомлении с понятием культуры, далее изучается духовный мир и его развитие с начала зарождения человечества.
Критерии реализации в школе
В ходе учебного процесса выстраивается тесная связь предмета ОДНКНР с остальными дисциплинами. Он взаимосвязан с географией, историей. Основным препятствием для изучения дисциплины является невозможность выделения урочных часов без вреда другим занятиям.
Методику преподавания предмета и количество часов каждое учебное заведение вправе выбирать самостоятельно. Но деятельность должна проводиться согласно методическим рекомендациям.
В учреждении должны быть соблюдены три условия:
Министерство образование рекомендует несколько подходов внедрения предмета. Это может быть модульный способ, при котором отдельные темы дисциплины будут включены в другие предметы, например, в историю или литературу. А также предмет может быть отдельным занятием или факультативом.
В качестве домашнего задания может быть чтение, заучивание дат и имен, написание конспектов, творческие работы любого плана. Методисты считают, что этот предмет должен осваиваться на основе партнерства и сотрудничества. Это поможет дать детям не только нужные знания, но и развить их коммуникативные способности.
В процессе преподавания основной акцент должен делаться на личностное развитие ученика. Уроки могут проводиться в виде бесед, ролевых игр, различных дискуссий.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
ОДНКНР. Что за зверь.
Сама напросилась. Неделю назад было собрание, на которое я, увы, попасть не смогла. Поэтому пришлось просить о личной встрече.
Наш новый директор, директрисой язык не поворачивается назвать, очень приятная и деловая женщина.
Первым делом мне показали таблицу с предметами всех пятых (шестых и седьмых) классов. У нас они трех направлений: математический, лингвистический и общеобразовательный. Кстати, интересно, что в общеобразовательных классах ребенок может по своему выбору заниматься химией, биологией, физикой и даже журналистикой.
Но вернемся к ОДНКНР. В таблице с предметами, в одной из строк я увидела эту аббревиатуру. Так что же это такое.
То, что обсуждалось на Круглом столе и то, о чем я писала стало явью. Но. не все так плохо.
Преподавать этот предмет в школе будут учителя истории и словесности. Никаких батюшек.
» Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.»
При этом будут учитываться региональные, национальные и этнокультурные особенности конкретного региона России. В программу включены «другие предметные области и темы, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Так же возможно «включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.» Причем, принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную или внеурочную деятельность оставлено на выбор конкретной образовательной организации.
Предмет однк 5 класс что это такое
ОРКСЭ запись закреплена
ОДНКНР — это школьный учебный предмет, название которого расшифровывается как основы духовно-нравственной культуры народов России http://gimn3-prol.narod.ru/odnknr.html
Он был введен в качестве обязательного с 1 сентября 2015 года федеральным государственными стандартом основного общего образования (ФГОС) http://gimn3-prol.narod.ru/fgos.html
Министерство образования и науки РФ пояснило, что предмет должен стать источником навыков и знаний для школьников:
• ключевых моральных норм и общечеловеческих ценностей;
• традиций и культуры народов России;
• уважительного отношения к религиозным чувствам или их отсутствию;
воспитание веротерпимости;
• представления о роли традиционных религий в истории;
• важности гражданского общества в становлении государственности в России.
Мужчина увидел собаку, которая согревала свёрток. Разглядев поближе, что там, он мгновенно схватил телефон.
Оказалось, что собака согревала собственным телом двухлетнего малыша, который был без зимней одежды и еды на улице совсем один.
Рабочая программа по ОДНК (5 кл)
Муниципальное общеобразовательное учреждение Давыдовская средняя школа муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области
на ШМО учителей гуманитарного цикла
Костин Г.Н. __________
по предмету « «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» »
Количество часов в год/неделю: 34/1
Учитель: Чичина Любовь Васильевна
2020-2021 учебный год
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Она позволяет учителям получить представление о целях и содержании учебного предмета, структурировании учебного материала, его количественных и качественных характеристиках
Рабочая программа рассчитана на 34 часа: в 5 классе – 1 час в неделю, 34 учебные недели.
УМК: учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» Протоиерей Виктор Дорофеев, Янушкявичене О.Л. – ООО «Русское слово-учебник», 2019.
Цели изучения данного курса:
приобщение школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве;
воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;
развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.
3. Планируемые результаты изучения учебного курса
— готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников
У обучающегося будут сформированы:
осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;
знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах).
У обучающегося могут быть сформированы:
стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.
организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
В результате изучения курса обучающийся научится :
находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;
определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и др.;
различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России в общении с людьми;
сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям;
находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России.
4. Содержание программы (34 часа)
Раздел 1. Кто ты, человек?
Тема 1. Как произошёл наш мир.
Введение в предмет «Основы православной культуры». Теории происхождения Вселенной. Библейское повествование о творении мира. Значение библейского описания дней творения.
Характеристика деятельности учащихся.
Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Участие в дискуссии по теме урока. Анализ текста учебника
Основные термины и понятия: теория эволюции, теория «большого взрыва», теория творения мира Богом (креационизм), дни творения.
Тема 2. Сотворение человека
Статус человека в представлении Библии. Сотворение первого человека (Адама) по образу и подобию Бога. Сотворение жены. Первая заповедь Бога человеку. Искушение Адама и Евы дьяволом. Последствия грехопадения.
Характеристика деятельности учащих
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Анализ текста учебника. Самостоятельное выполнение заданий рабочей тетради.
Тема 3. Бессмертная душа.
Понимание бессмертия в разных культурах. Бессмертие в христианстве. Посмертная участь человека. Отличие человека от животного. Человек – духовное существо.
Характеристика деятельности учащихся.
Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Участие в дискуссии по теме урока. Анализ текста учебника
Основные термины и понятия: бессмертие, душа, духовность.
Тема 4. Свобода воли. Добро и зло.
Причина существования зла на земле. Добро и зло. Нравственный выбор. Свобода как свойство любви. Грех как «непопадание в цель».
Характеристика деятельности учащихся.
Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Анализ текста учебника. Определение нравственного смысла жизненных ситуаций, представленных учителем.Выполнение заданийв рабочей тетради.
Основные термины и понятия: добро, зло, грех, свобода воли.
Тема 5. Творчество Бога и человека.
Христианское понимание Бога как Творца. Задача творчества человека – преображение мира. Виды творчества человека. Творчество и антитворчество. Признаки творчества «от Бога». Икона «Троица» Андрея Рублёва как пример истинного творчества.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, представленной учителем.
Прослушивание тематической музыки, знакомство с иконой
«Троица». Участие в дискуссии по теме урока.
Основные термины и понятия: творчество, молитва, антитворчество.
Тема 6. Обязанности человека по отношению к миру.
Задача человека – сохранение мира. Современные экологические проблемы.
Ответственность за мир. Необходимое условие для изменения мира в лучшую сторону.
Характеристика деятельности учащихся.
Восприятие и анализ информации, представленной учителем.Определение действий человека, имеющих последствия для всего мира. Анализ текста учебника, слайдов по теме урока. Выполнение заданий рабочей тетради
Основные термины и понятия: экология.
Тема 7. Труд.
Необходимость труда. Смысл труда человека до грехопадения. Изменение цели труда после грехопадения. Понимание и цель труда в христианскую эпоху.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Анализ эволюции отношения к труду – от грехопадения до Рождества – в христианской традиции. Обсуждение рассказа В. Распутина «Красный день».
Выполнение заданий рабочей тетради
Основные термины и понятия: труд.
Тема 8. Вред для души. Совесть.
Понятие греха как вреда для души. Совесть – голос сердца. Совесть в сказке В. Гауфа
«Холодное сердце». Причины «окаменения» сердца.
Характеристика деятельности учащихся.
Восприятие и анализ информации, представленной учителем.
Определение сущности понятия совесть. Участие в дискуссии по теме урока. Анализ сказки В. Гауфа
«Холодное сердце». Выполнение заданий рабочей тетради
Основные термины и понятия: грех, совесть, свобода воли.
Тема 9. Спасение.
Понятие спасения по представлениям христиан. Последствия грехопадения – разделение людей. Устранение разделения: христианское учение, проповедующее любовь к врагам.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Участие в дискуссии по теме урока. Анализ текста учебника, слайдов по теме урока. Формулирование вывода о том, что включает в себя
христианское учение о спасении.
Основные термины и понятия: спасение, Небесное царство.
Тема 10. Цель христианской жизни.
Цель жизни христианина – стяжание благодати Святого Духа. Серафим Саровский.
Смысл термина «обожение». Дела благочестия. Молитва – мать всех добродетелей.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке.
Обсуждение вопроса о смысле жизни. Восприятие и анализ информации, представленной учителем, текста учебника.
Выполнение заданий рабочей тетради
Основные термины и понятия: стяжание благодати Святого Духа, обожение, молитва.
Раздел 2. Духовный мир (2ч.)
Тема 11. Небесные силы
Мир духовный. Ангелы – бестелесные духи. Ангельские чины, свойства ангелов.
Помощь ангелов людям. Падение Денницы. Силы Света и силы Тьмы.
Характеристика деятельности учащихся.
Восприятие и анализ информации, представленной учителем.
Обсуждение причин падения Денницы. Определение значения ангелов в жизни человечества по христианским представлении
Тема 12. Кто сильнее? Ангел-хранитель
Смысл чина отречения в таинстве Крещения. Ангел-хранитель. Помощь ангела- хранителя людям. Причины, по которым ангелы-хранители не оказывают помощь.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Анализ информации,
представленной учителем, текста учебника. Высказывание суждений о роли ангела-хранителя в жизни православного христианина.
Выполнение заданий, направленных на контроль знаний по разделам 1 и
Основные термины и понятия: ангел-хранитель, чин отречения
ангельские чины, Небесные силы, тёмные силы.
Раздел 3. Дорога в небо (5 ч)
Тема 13. Основы православной веры
Принципы, по которым христиане стараются строить свою жизнь. Значимость знаний о Боге. Символ веры. Смысл избранных положений Символа веры.
Характеристика деятельности учащихся.
Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Анализ принципов христианской жизни.
Объяснение необходимости и смысла Символа веры. Анализ отдельных положений Символаверы. Выполнение заданий рабочей тетради
Основные термины и понятия: Символ веры.
Тема 14. Как найти «дорогу в небо»?
Суть данных Богом заповедей. Необходимость подвига в жизни каждого человека.
Смысл поста, его главная сторона.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Объяснение необходимости подвига в жизни каждого человека. Чтение рассказа В.А. Никифорова-Волгина
«Великий пост». Анализ текста учебника и тематических слайдов
Основные термины и понятия: заповеди, подвиг, пост.
Тема 15. Молитва. Невидимая борьба.
Необходимость заботы о душе. Слово в жизни человека. Нецензурная брань, её действие на человека. Молитвенное правило христиан. Виды молитвы. Средства, позволяющие преуспеть в молитве.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Оценка значения слова и молитвы в жизни православного человека. Анализ понятия «невидимая брань».
Выполнение заданий рабочей тетради
Тема 16. Монашество. Монастыри.
Причины появления монашества. Монахи – люди, посвятившие свою жизнь служению Богу. Основа жизни монахов – радость общения с Богом. Устроение монастырей. Монастырский распорядок жизни. Монашеские обеты. Российские монастыри.
Характеристика деятельности учащихся.
Восприятие и анализ информации, представленной учителем.
Объяснение значения существования монашества. Анализ текста учебника и монашеских песнопений. Обсуждение правил монашеской жизни. Выполнение
заданий рабочей тетради
Основные термины и понятия: монашество, монастыри, лавра, монашеские обеты, послушник, постриженник.
Тема 17. На высотах духа.
Необходимое условие достижения полноты любви. Причина решимости христианских подвижников нести подвиг в трудных жизненных условиях. Духовные дары подвижников. Старцы. Оптина Пустынь и её старцы. Современные подвижники.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Сравнение описаний подвижников, представленных в учебнике.
Рассматривание икон, прослушивание тропарей. Формулирование обобщающего вывода по теме урока
Основные термины и понятия: подвижники, старцы.
Раздел 4. Путь от рождения до вечности.(3 ч)
Тема 18. Начало. Мои наставники.
Последствия первородного греха. Смысл таинства Крещения. Восприемники. Именины или День ангела. Правила определения дня именин. Традиции, связанные с празднованием Дня ангела. Духовное руководство.
Характеристика деятельности учащихся.
Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Оценка
значения Таинства крещения.Объяснение роли крёстных родителей в жизни христианина. Выполнение заданий рабочейтетради
Основные термины и понятия: таинство Крещения, крёстные родители, именины, духовник.
Тема 19. Середина пути. Устроение жизни христианина.
Необходимость приложения усилий для достижения духовного совершенства. Последствия неумеренной привязанности к удовольствиям. Распорядок жизни православного христианина. Два жизненных пути: монашество и семейная жизнь. Необходимое условие создания хорошей семьи. Любовь – главное средство свидетельствования о христианстве перед людьми.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, представленной учителем.
Обсуждение темы выбора христианином жизненного пути (семейная жизнь или монашество). Анализ рассказа о матушке. Оценка значения распорядка дня в жизни православного человека.
Формулирование обобщающего вывода по теме урока
Основные термины и понятия: монашество, семья.
Тема 20. На пороге вечности. Отношение православных христиан к смерти.
Отношения к смерти неверующих и верующих людей. Представление христиан загробном мире. Духовные средства помощи умершим людям.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Анализ представлений христиан о смерти.
Обсуждение текста молитвы за умершего. Выполнение заданий
Раздел 5. Не от мира сего (12 ч)
Тема 21. Чем отличаются христиане от других людей?
Отличия православных христиан от других людей. Проявление любви в повседневной жизни.
Характеристика деятельности учащихся.
Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Участие в дискуссии по теме урока. Анализ текста учебника.
Выполнениезаданий рабочей тетради
Основные термины и понятия: христианская любовь.
Тема 22. В деньгах ли счастье?
Разные варианты понимания термина «хорошая жизнь» в современном мире. Соотношение количества материальных благ и личного счастья. Отношение христиан к богатству. Определение христианами меры личного материального имущества.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на
предыдущем уроке. Обсуждение роли денег и других материальных благ в жизни
человека. Объяснение отношения христиан к богатству. Выполнение заданий рабочей
Основные термины и понятия: материальные блага, богатство.
Тема 23. Гордость житейская
Христианское понимание гордости. Проявление гордости у человека. Правила, помогающие уберечься от гордыни. Компьютерные игры как причина возрастания гордости.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, представленной учителем, и текста учебника. Анализ понятий
«гордость» и «смирение».
Обсуждение влияния компьютерных игр на духовное состояние человека.
Выполнение заданий рабочей тетради
Основные термины и понятия: гордость, смирение.
Тема 24. Отношение к испытаниям и страданиям. Защита Отечества.
Христианское понимание причин существующих в мире страданий. Три способа достижения духовного совершенства. Взгляд православных людей на личные скорби и болезни. Страдание ради других людей. Защита Отечества – исполнение главной заповеди о любви.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, представленной учителем, и текста учебника. Обсуждение проблемы страданий. Определение значения страданий в жизни православного человека. Выполнение заданийрабочей тетради
Основные термины и понятия: страдания, духовное совершенство, воинский долг.
Тема 25. Спасение от одиночества.
Необходимые условия для настоящей дружбы. Особенности общения в молодёжных субкультурах (хиппи, эмо, готы). Причины одиночества. Способы преодоления одиночества. Настоящее единство с другими людьми.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации.
Тема 26. Любовь настоящая и выдуманная.
Святые супруги Пётр и Феврония Муромские – пример любви и верности.
Влюбленность и любовь. Современные представления о любви и христианство.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Анализ информации,
представленной учителем. Определение отличий влюбленности от любви. Обсуждение житий Петра и
Февронии Муромских, царственных мучеников (Николая II, Александры Фёдоровны и их детей).
Выполнение заданий рабочей
Основные термины и понятия: любовь, влюбленность.
Тема 27. Братья и сёстры.
Сообщества людей. Основа единства христиан всего мира. Соборность. Начало разделения людей на национальности. Воссоединение людей после Пришествия Иисуса Христа.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, представленной учителем, и текста учебника. Объяснение значения
братства и единства для православных христиан.
Выполнение заданий рабочей тетради.
Тема 28. Столп и утверждение истины.
День рождения Церкви. Единство Церкви. Церкви земная (воинствующая) и небесная (торжествующая). Необходимость быть членом Церкви для достижения духовного совершенства. Три степени священства. Храм.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, представленной учителем, и текста учебника. Объяснение значения
братства и единства для православных христиан.
Выполнение заданий рабочей тетради.
Основные термины и понятия: Церкви воинствующая и торжествующая, степени священства, храм.
Тема 29. Жизнь в Церкви.
Значение храма для православного человека. Семь Таинств Православной церкви.
Литургия. Ланчанское чудо. Требы.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Анализ текста учебника, слайдов по теме урока. Определение сущности и значения Таинств в Православной Церкви. Выполнение заданийрабочей тетради
Основные термины и понятия: Таинства, Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причащение (Евхаристия), Венчание, Священство, Соборование, требы, Литургия.
Тема 30. О будущих судьбах мира.
Пророчества Библии о конце мира. Второе пришествие Иисуса Христа. Сроки Второго пришествия, его признаки, последующие события. Участь людей после Страшного суда.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, представленной учителем, и текста учебника. Участие в дискуссии потеме урока
Основные термины и понятия: пророчества, Второе пришествие, Страшный суд.
Тема 31. Православие в истории родного края.
Изучение различных аспектов истории Православия в родном крае: миссионерская деятельность, история отдельных храмов/монастырей, жизнеописание подвижников благочестия и т.
Характеристика деятельности учащихся.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, представленной учителем, и текста учебника. Участие в дискуссии по
теме урока.
Тема 32. Внеклассный урок.
Посещение местного храма и монастыря, ознакомление с порядком богослужений, колокольными звонами.