Предмет экономика в колледже что это такое
Предмет экономика в колледже что это такое
Главная задача курса экономики – формирование рационального экономического мышления у студентов на основе изучения принципов и законов, определяющих поведение хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. Решение этой задачи предполагает анализ различных экономических теорий и моделей, овладение общетеоретическими методами исследования, выяснение особенностей развития современной российской экономике в составе мирового хозяйства.
Экономика – важнейший элемент человеческой цивилизации наряду с наукой, культурой, социально-правовыми отношениями и т. д. Экономическая наука в широком смысле включает целую систему научных дисциплин, изучающих функциональные аспекты развития экономики – финансы, кредит, ценообразование, маркетинг, менеджмент и др.
Экономика является методологическим фундаментом целого комплекса наук:
– отраслевых: экономика промышленности, торгового дела, транспорта, строительства и т. д.;
– функциональных: финансы, кредит, маркетинг, бухгалтерский учет, аудит, прогнозирование и т. д.;
– межотраслевых: экономическая география, демография, статистика и т. д.
Экономическая теория – это не набор правил о том, как стать богатым. Теория лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности. Владение этим инструментом, знание основ экономической науки поможет каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.
Экономика имеет теоретическое и практическое значение. С одной стороны, она формирует мировоззрение людей, помогает им реализовывать свои возможности при выборе и голосовании за ту или иную концепцию управления. С другой стороны, изучение курса экономики дает человеку представление о том, какую работу лучше выбрать, во что следует вкладывать деньги, какие товары покупать, какие разумные хозяйственные решения принимать.
Изучение экономической науки важно также потому, что экономические знания есть средство спасения от социального суеверия, разорительного невежества и повторения уже совершенных ошибок.
Общественные потребности — потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, отдельных его членов, социально-экономических групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации, в условиях которой складываются и развиваются.
Общественные потребности делятся на две крупные группы:
1) потребности общества
2) населения (личные потребности).
Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п.
С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности. Производственные потребности вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управлении производством на разных уровнях. Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители.
Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как:
1) осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности. Являясь категорией общественного сознания, личные потребности выступают и как специфическая экономическая категория, выражающая общественные отношения межу людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг. Личные потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Последняя всегда направлена на удовлетворение потребностей: осуществляя свою деятельность, человек стремится полнее удовлетворить их. Сама эта деятельность выступает важнейшим фактором формирования личных потребностей. Чем она шире и многограннее, тем разнообразнее, богаче потребности человека и тем полнее они удовлетворяются.
Какую специальность может дать экономический колледж?
Если у Вас появилось желание поступить на экономический факультет, то необходимо понимать, чем занимается экономист, с чем столкнется молодой специалист на предприятии.
Список обязанностей подобного рода специалистов формируется на основании специальных инструкций. Они разрабатываются для штатного специалиста конкретного предприятия, руководствуясь штатным расписанием. Формирование обязанностей специалиста должно происходить на основе не только основных функций. Надо учесть и права с ответственностью экономиста, а также конкретные задачи.
Что должен уметь простой экономист и его обязанности
Экономист планирует и просчитывает эффективность выпуска предприятием новых видов продукции.
В обязанности экономиста могут быть включены:
Участие в маркетинговых исследованиях, умение прогнозировать дальнейшее развитие предприятия, составление экономических проектов, задач для совершенствования деятельности компании.
Что должен знать и уметь экономист
Среди общих дисциплин профильного образования назовем экономическую теорию, экономику предприятия, менеджмент, аудит, основы маркетинга, документационное обеспечение управления, статистику, финансовую и внешнеэкономическую деятельность, денежное обращение, кредит, денежные операции и финансы, управление, бизнес-планирование, информационные технологии.
К поступлению в колледж в Москве допускаются выпускники общеобразовательных школ после 8, 9, 10 и 11 классов. Продолжительность обучения в колледже для абитуриентов после 11 классов составляет 1 год и 10 месяцев.
Логика последующей учебы экономиста – выпускника бизнес-колледжа, может быть разной: углубление экономического образования или любое высшее образование на уже имеющейся профессиональной основе, или подготовка в сфере менеджмента.
Работа экономиста требует аккуратности и внимательности
Не всякий старшеклассник или выпускник общеобразовательный школы отличается аналитическим умом и логическим мышлением. А специфика профессии требует умения концентрировать внимание, умения отвечать за принятые решения, быть внимательным при работе с цифрами. В противном случае безграмотный специалист не сможет провести анализ и сформировать правильное заключение. Где получить образование?
На предприятии профессионалы-экономисты смогут проявить себя в полной мере, если впитают те знания и применят те навыки, которые получат при обучении в экономическом колледже.
Без специального образования в этой сфере делать нечего! И это необходимо учесть, если вас заинтересовала данная специальность. Мы обозначили лишь основные направления деятельности экономиста. Экономика, безусловна, очень интересная и многогранная специальность.
Многие учебные заведения сегодня готовят экономистов, количество вакансий экономиста на рынке невелико. Поэтому поступать на эту специальность следует только в том случае, если Вам эта область интересна.
Что изучают на факультете экономики?
Экономисты обязаны отлично разбираться в бухучете, хозяйственной деятельности предприятий, международной торговле и других сферах, связанных с экономикой и финансами. Это специалисты, которые могут анализировать состояние дел в рамках одной компании, страны и мира, принимать правильные решения и даже управлять людьми.
На экономических факультетах изучают как общие, так и узкие дисциплины. Среди последних — бухгалтерский учет, международная торговля, макро- и микроэкономика, менеджмент, маркетинг.
Предметы, которые изучают на специальности «Экономика»
Рассмотрим программу обучения будущих экономистов на примере факультета в ИМЭС. Программа здесь рассчитана на 71 дисциплину, включая элективные предметы (такие, как настольный теннис) и адаптивную физическую культуру. Распределим их на группы.
Группа первая — общие гуманитарные дисциплины
Общие дисциплины дают фундаментальные знания и расширяют кругозор. Их изучают и по другим специальностям. Это значит, что их можно перезачесть, если вы будете переводиться или получать второе высшее образование.
К таким дисциплинам относятся:
Группа вторая — математика
Экономисты должны понимать математику, поэтому обязательно изучают:
Математическая подготовка — средняя. Куда больше внимания студенты уделяют экономическим дисциплинам.
Группа третья — иностранный язык
В ИМЭС есть как общий предмет — «Иностранный язык», так и более узкие дисциплины:
С каждым курсом сложность изучения повышается.
Группа четвертая — физическая культура и спорт
Помимо стандартной физкультуры, студент может посещать элективные курсы по шашкам и шахматам, дартсу и настольному теннису. У каждой дисциплины есть своя адаптивная «версия» для людей с ограниченными возможностями.
Группа пятая — экономика
Это самая большая группа дисциплин. Студенты изучают:
Также студенты проходят много смежных дисциплин. Например, учатся автоматизировать офисную работу, узнают о принципах налогообложения и внешней торговле РФ, основах страхования, маркетинге. Большое внимание уделяется информационным системам и средствам обработки информации (компьютерам, программному обеспечению). Среди дисциплин есть политология и практикум по деловому общению.
Группа шестая — менеджмент
Хороший экономист может занять руководящую должность и принимать управленческие решения. Поэтому в вузе обязательно изучают менеджмент:
Экономистов учат управлять и личными финансами, и крупными предприятиями. Студенты узнают, как устроено предприятие, как организовать бизнес и какую бизнес-стратегию использовать, как правильно управлять людьми, вести переговоры, развивать компанию. Это незаменимое образование для будущих предпринимателей и руководителей.
Экономика и менеджмент — смежные направления подготовки, и их объединяют не только общие гуманитарные дисциплины, физкультура, математика и иностранный язык, но и целый ряд предметов, необходимых будущим руководителям и экономистам. Поэтому перейти с одного факультета на другой или получить дополнительное высшее образование будет несложно: вы перезачтете многие дисциплины и сократите срок обучения.
Какие экзамены сдают на экономическом факультете?
Точный перечень экзаменов и зачетов во время сессии зависит от вуза и направления подготовки. Общие дисциплины (такие как математика, русский, физкультура), как правило, можно просто зачитывать в конце семестра. Более узкие придется сдавать в виде экзаменов. Это касается ключевых предметов:
Все, что в отдельных дисциплинах, придется сдавать в том или ином формате — в виде зачетов и экзаменов. Таким образом, студенту в ИМЭС нужно будет отчитаться почти по 70 дисциплинам. Предметы, зачеты и экзамены распределены равномерно, а на первые курсы приходятся наиболее общие дисциплины. Поэтому, если вы решите сменить направление на смежное либо получить дополнительное образование, сделать это можно на 2–3 курсе.
Список вступительных экзаменов для будущих экономистов стандартен и включает в себя профильную математику, русский язык и обществознание.
Как видите, программа обучения на экономических факультетах достаточно обширна. Студентам придется изучить несколько десятков профильных дисциплин и успешно их сдать, чтобы стать дипломированным специалистом или бакалавром.
Основные понятия экономики
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение экономики
Термин «экономика» разделяют на два значения:
Если кратко, то экономика — это система, которая охватывает производство, продажу, распределение товаров и услуг.
Основная проблема экономики — ограниченность доступных нам ресурсов.
Функции экономической теории:
Существует две модели экономики:
Основные вопросы экономики:
Основные понятия экономики
Производство — процесс изготовления материального блага, которое имеет определенную ценность в данных обстоятельствах. Может быть коммерческим и некоммерческим. Основная цель первого — получение прибыли. Некоммерческое производство занимается выпуском социально значимых продуктов. Как правило, такие предприятия находятся в собственности государства.
Распределение ресурсов — предоставление ограниченных ресурсов разным субъектам производственной деятельности. Если речь идет о распределении прибыли, то подразумевается передача готового товара или денежного эквивалента совладельцам предприятия.
Потребление — использование готовых товаров или услуг для удовлетворения нужд и потребностей человека. Процесс обмена товара включает в себя транспортировку, продажу, передачу товара потребителю, а также ряд услуг, которые сопровождают этот процесс (страхование, кредитование и т. д.).
Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержки и развития жизни человека и общества в целом. Удовлетворение потребностей — главный мотив для реализации экономической деятельности.
Блага — средства, с помощью которых можно удовлетворить потребности. Выделяют три категории благ:
Капитал — средства производства, которые произвел человек. Капитал бывает двух видов:
История экономики
В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, а именно на грани физического выживания. Сначала первобытные люди охотились и занимались собирательством, но в результате неолитической революции появилось земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные классы и государство, а позже — рабовладение.
Постепенно развивался товарообмен, который появился в форме натурального обмена, а затем превратился в торговлю с помощью денег. В Древнем мире и Средневековье преобладало натуральное хозяйство.
В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, которая привела к формированию мировой экономики и эпохе первоначального накопления.
В последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела население к деятельности в сфере промышленности. Преобладающей экономической системой стал капитализм — так происходил процесс перехода от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному обществу.
В XX веке в некоторых странах образовалась административно-командная социалистическая экономика. В остальных странах развивался капитализм. Во второй половине XX века началась научно-техническая революция, в результате которой индустриальное общество стало превращаться в постиндустриальное.
Типы экономики
Тип экономической системы страны зависит от того, как в ней распределяются ресурсы. Таких видов экономики выделяют четыре.
Традиционный тип экономики
Самый древний вид экономики в мире — традиционная экономика, по которой многие страны действуют до сих пор. В основном это страны второго и третьего мира, в которых хорошо развито сельское хозяйство. При этом типе экономической системы в стране редко бывает активное сальдо, то есть страна тратит больше, чем получает. Зачастую у общества нет доступа к современным технологиям и медицине.
Командный тип экономики
Командную экономическую систему еще называют централизованной. Такая экономика была основанием для коммунистической философии. Централизованная власть контролирует значительную часть экономической системы, то есть большая часть решений по управлению принимается центральным правительством. Например, как было в СССР.
Рыночный тип экономики
Рыночную экономику еще называют свободной, так как при ней фирмы и домашние хозяйства действуют в собственных интересах. Этот тип экономики противоположен командной, когда прибыль получает центральное правительство.
В чистой рыночной экономике нет государственного вмешательство, правительство отделено от рынка. На деле это не всегда так: в мире не существует по-настоящему свободной рыночной экономики.
Смешанный тип экономики
Смешанная экономика — это комбинация разных типов экономических систем, а точнее — рыночной и командной экономики. Чаще всего рынок свободен от государственной собственности, кроме нескольких ключевых отраслей: транспортной, оборонной и железнодорожной.
Уровни экономики
Мы уже упоминали разделение на микро- и макроэкономику. Существует еще более детальная классификация:
Экономический рост
Экономический рост — это увеличение объема выпуска товаров и услуг в определенной экономической системе.
Экономический рост — это долгосрочная тенденция. Краткосрочные колебания в рамках теории экономического роста не изучают, они относятся к теории деловых циклов.
В отличие от экономического развития, экономический рост — это количественный показатель. Под объемом выпуска товаров и услуг обычно понимают реальный ВВП.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг, которые предназначены для потребления, а не для производства других товаров или услуг. ВВП можно рассчитать как общий доход граждан, компаний и государства за определенный период.
Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и других факторов.
Крупнейшие экономики мира в 2020 году по размеру ВВП
Место
Страна
ВВП (триллионы долларов США)
Экономика. Конспект лекций
Содержит краткое изложение основных концепций современной экономической науки и позволяет подготовиться к сдаче зачетов и экзаменов по данному предмету с минимальными затратами времени. Соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования нового поколения. Для студентов, обучающихся на бакалаврских программах неэкономического профиля российских университетов, а также всех интересующихся вопросами экономики.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Раздел первый. Введение в экономику
Лекция 1. Понятие экономики
Что изучает экономическая наука
Для того чтобы жить, люди должны потреблять, т. е. удовлетворять различные потребности с помощью многообразных жизненных благ. Часть этих благ — воздух, солнечный свет, леса, дожди и т. п. — мы получаем от природы, причем бесплатно и без конкуренции: солнце светит всем.
Но в большинстве случаев жизненные блага люди все-таки производят. Деятельность по производству жизненных благ называется хозяйственной. Она состоит в том, что люди используют имеющиеся у них ограниченные производственные ресурсы (что это такое и какие они бывают — чуть ниже) для создания жизненных благ и последующего обмена ими.
Блага — все, что используется людьми как средство удовлетворения своих нужд.
Осуществляя хозяйственную деятельность, люди все время взаимодействуют. Такое взаимодействие бывает успешным (они оказываются способны изготовить больше нужных им благ) или неуспешным (сотрудничество не удается, и объем созданных благ оказывается меньшим, чем мог бы быть). Что же определяет успех или неудачи людей в хозяйственной деятельности?
Поиск ответа на этот вопрос стал причиной рождения специальной науки — экономической теории, или, коротко, экономики. Эта наука пытается исследовать и описать мотивы и логику поведения людей в процессе создания, обмена и потребления жизненных благ. Все это нужно для того, чтобы научиться предсказывать последствия тех или иных хозяйственных решений. А это в свою очередь помогает найти наилучшие способы организации хозяйственной деятельности людей, а значит, создает условия для того, чтобы люди могли эффективнее сделать свою жизнь комфортной и продолжительной.
Экономика (экономическая теория) — наука, изучающая типичные мотивы и модели поведения людей в процессах производства, обмена и потребления жизненных благ.
Поскольку хозяйственная деятельность осуществляется с древних времен, то ее проблемы также занимают людей с глубокой древности. Во всяком случае первым ученым-экономистом принято считать великого мыслителя Древней Греции Аристотеля (384–322 до н. э.). Именно ему принадлежит сам термин «экономика», произошедший от соединения двух греческих слов: оikos — хозяйство и nomos — закон. Таким образом, «экономика» в переводе с древнегреческого — это законы хозяйства, т. е. правила, которым люди обычно следуют в процессе хозяйственной деятельности.
Эти правила изучают более 2 тыс. лет, но и сегодня процесс развития экономической науки еще не завершен — слишком уж сложна и изменчива организация хозяйственной деятельности человечества, слишком дорого обходятся людям и целым странам ошибки в сфере экономической жизни.
В этой сфере есть три главных участника:
Они взаимодействуют между собой, сознательно или неосознанно координируя свою деятельность. Способы такого взаимодействия (в том числе разнообразные рынки — формы обмена благами) складывались веками, и далее мы будем их обсуждать подробно.
Таким образом, круг проблем, исследуемых экономической наукой, естественным образом включает:
1) экономику семьи (т. е. экономические процессы, связанные с хозяйством, которое ведет группа граждан страны — близких людей, живущих вместе, либо одинокий человек);
2) экономику фирмы (т. е. экономические процессы, связанные с деятельностью организаций, производящих блага для продажи);
3) экономику рынков факторов производства, товаров и услуг (т. е. экономические процессы, связанные с куплей-продажей благ, непосредственно потребляемых людьми или используемых для организации деятельности фирм);
4) общеэкономические процессы (т. е. процессы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка, но и на всю экономическую жизнь страны в целом).
Основная трудность для экономической науки состоит в том, что люди ведут себя в чем-то вполне рационально и предсказуемо, а в чем-то — весьма нерационально, подчиняясь импульсивным и не всегда разумным желаниям.
Поэтому ученые-экономисты, конечно, пытаются создать модели для предсказания поведения людей в процессе хозяйственной деятельности, но все эти модели довольно приблизительны: они позволяют описать круг возможных вариантов развития экономических процессов, но не всегда с их помощью получается точно предсказать, какой из этих вариантов воплотится на практике.
Однако ученые-экономисты продолжают исследования, потому что история свидетельствует: использование даже неидеальных экономических моделей и теорий позволяет существенно сократить опасность грубых ошибок в управлении экономикой страны и ослабить их негативные последствия.
Современная экономическая наука — это фундамент, на который опираются решения государственных органов управления и рекомендации прикладных бизнес-наук (менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учета, финансового менеджмента и др.), помогающих наиболее рационально организовать управление любой сферой жизни общества, например промышленностью.
Наконец, знание экономических основ жизни общества помогает любому человеку лучше понять, что происходит вокруг него и как те или иные экономические процессы могут сказаться на уровне его благосостояния.
Типы потребностей и их ранжирование
Главная из экономических проблем состоит в том, что все люди хотят жить лучше, комфортнее, а обеспечить это крайне трудно, потому что в любой момент хозяйственные возможности (производственные мощности предприятий и ресурсы природы, используемые в качестве сырья или основы для сельскохозяйственной деятельности) для создания жизненных благ небезграничны. Этих ресурсов, как правило, недостаточно для удовлетворения всех потребностей жителей Земли, т. е. они ограниченны (недостаточны) относительно потребностей людей.
Таким образом, постоянно возникает одна и та же экономическая проблема — как лучше, рациональнее распорядиться ограниченными природными и производственными ресурсами? Как именно их использовать для удовлетворения потребностей людей?
Потребности — конкретная форма проявления человеческих нужд, зависящая от условий жизни, навыков, традиций, культуры, уровня развития производства и других факторов.
Скажем, первейшая из нужд человека — поддержание сил в организме. Реально это проявляется в потребности в пище, т. е. конкретных продуктах питания, которые можно использовать для насыщения. Соответственно создание благ в форме продуктов питания, удовлетворяющих потребность в пище, является одной из постоянных задач хозяйственной деятельности.
Осуществление этой деятельности требует организации сельскохозяйственного и пищевого производств, а осуществление такой организации порождает массу различных экономических проблем, которые входят в сферу внимания экономической науки. Такого рода цепочки связей мы без труда обнаружим в любом из разделов экономики.
Отметим сразу, что не все человеческие потребности удовлетворятся прямо в результате хозяйственной деятельности. Чтобы четче понять, за какие потребности «отвечает» хозяйственная деятельность, воспользуемся специальной пирамидой потребностей, предложенной знаменитым американским социологом Абрахамом Маслоу.
Основу этой пирамиды образуют биологические потребности (в пище, воде, одежде, жилье, лечении). Удовлетворение именно этих потребностей — первейшая и постоянная задача хозяйственной деятельности, поскольку только на этой основе человечество может переходить к удовлетворению потребностей более высоких рангов, например духовных и потребности в самореализации.
Основные элементы экономической деятельности
Чтобы получить жизненные блага, людям приходится осуществлять самые разные типы хозяйственной деятельности. Вся эта деятельность является частью экономического оборота, включающего:
• создание (вовлечение в сферу хозяйствования) производственных ресурсов;
• производство с использованием производственных ресурсов;
• обмен (торговлю) созданными в результате производства благами или услугами;
• личное потребление произведенных потребительских благ людьми и воспроизводство капитала за счет вновь произведенного оборудования, минеральных удобрений для земельных угодий и т. п.
К основным типам такой деятельности можно отнести производство товаров и услуг, а также обмен произведенными товарами.
Когда о производстве говорят инженеры, они понимают под этим деятельность людей по использованию технологий для преобразования природных материалов с помощью энергии в полезные блага. Когда о нем говорят экономисты, они вкладывают в это понятие несколько иной смысл.
С точки зрения экономической науки производство — это выгодный для всех его участников процесс соединения, т. е. комбинирования имеющихся у людей производственных ресурсов (факторов производства) с целью создания большего, чем прежде, объема желанных благ (товаров или услуг).
Производство — процесс комбинирования производственных ресурсов для создания товаров или услуг.
Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и др.). Все это вместе носит общее название «факторы производства» или «производственные ресурсы».
Обычно принято выделять четыре основных вида факторов производства:
4) предпринимательский талант.
Говоря о труде как факторе производства, мы имеем в виду деятельность по производству товаров и услуг. Она осуществляется людьми и предполагает использование их физических и умственных возможностей, а также навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы. Иными словами, для организации производственной деятельности покупаются не способности людей как таковые — зарплатой оплачивается лишь право на использование этих способностей в процессе трудовой деятельности на протяжении некоторого времени для создания определенного вида благ (товаров или услуг).
Труд — использование умственных и физических способностей людей для осуществления работы, связанной с производством экономических благ.
Соответственно объем трудовых ресурсов общества зависит от численности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это население может отработать за год.
Говоря о земле как факторе производства, экономисты на самом деле имеют в виду все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для использования при производстве экономических благ. Объем природных ресурсов нельзя свести к единой шкале измерения, а размеры их отдельных элементов обычно выражаются площадями земель того или иного назначения, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых в недрах.
Земля — все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для использования при производстве экономических благ.
Говоря о капитале, мы имеем в виду весь тот производственно-технический аппарат, который люди создали из вещества природы для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых им благ. Проще говоря, капитал состоит из зданий и сооружений производственного назначения, станков и оборудования, железных дорог и портов, складов и трубопроводов — всего, без чего невозможно реализовать современные технологии производства товаров или услуг. Объем капитала обычно измеряют его суммарной денежной стоимостью (иначе не получается — нельзя же, в самом деле, складывать штуки станков, тепловозов и гидроагрегатов).
Капитал — весь производственно-технический аппарат, который люди создали из вещества природы для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых им благ.
Для удобства анализа экономических процессов нередко из труда выделяют еще одну, особую, разновидность факторов производства — предпринимательский талант (предпринимательство). Так мы будем обозначать услуги особого рода, которые способны оказывать обществу люди, наделенные таким талантом. Эти услуги состоят в умении создавать новые, успешно работающие коммерческие организации, называемые фирмами, для производства и распределения благ, реально необходимых людям или другим фирмам.
Предпринимательский ресурс — трудовые услуги особого рода, которые способны оказывать обществу люди, наделенные предпринимательским талантом.
Измерить объем предпринимательского ресурса, т. е. число людей, наделенных особой комбинацией способностей, практически невозможно. Однако косвенное представление о нем можно получить на основе данных о численности владельцев фирм, не только создавших их на свои деньги, но и осуществляющих личное руководство ими.
Что же это за способности?
1. Повышенное чутье к нуждам рынка — умение правильно оценивать, какие новые товары можно в настоящее время с успехом предложить вниманию покупателей или какие технологии производства уже имеющихся на рынке товаров стоит внедрить, чтобы добиться наибольшей выгоды.
2. Готовность принять на себя риск потери своих сбережений, вложенных в новый коммерческий проект, и не окупаемости усилий и времени, потраченных на его реализацию.
3. Талант использовать другие факторы производства для создания нужных обществу благ.
Отметим сразу, что наемный руководитель, или менеджер, не может быть назван предпринимателем — он ведет дело не на свои деньги и в случае неудачи несет куда меньшие потери, чем владелец фирмы. Менеджер может потерять только свою должность и заработную плату. Владелец фирмы рискует всеми деньгами, которые он вложил некогда в ее создание.
В XX веке неизмеримо большее, чем прежде, значение для экономической деятельности приобрел еще один, весьма специфический, вид факторов производства — информация. В данном случае под информацией мы понимаем все те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики. Объем этого ресурса точному измерению не поддается, хотя его ценность огромна. При этом данный фактор производства достаточно специфичен: с одной стороны, от потребления он не убывает (хотя может терять ценность), с другой — его производство точно так же требует издержек других ресурсов.
Может показаться странным, что в состав производственных ресурсов (факторов производства) экономическая наука не включает деньги. Ведь вроде бы понятно, что без денег осуществлять хозяйственную деятельность практически невозможно.
Однако дело в том, что деньги как таковые никоим образом не участвуют в самом процессе создания благ — они лишь помогают его организовать. Труд, земля, капитал и предпринимательский ресурс, напротив, являются теми элементами, без комбинирования которых невозможно создать материальное благо или услугу.
Совершенствуя способы использования экономических (производственных) ресурсов (факторов производства), человечество в конце концов положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента:
Специализация — сосредоточение определенного вида деятельности в руках определенных людей или фирм.
Мы можем говорить о разных типах и уровнях специализации:
1) труда отдельных людей;
2) деятельности фирм;
3) экономики страны в целом (или ее отдельных регионов).
В основе данной пирамиды лежит специализация труда людей, основанная на принципах, отточенных за долгие века развития хозяйства.
Важнейшими из этих принципов следует считать следующие:
• сознательное разделение труда между людьми;
• обучение людей новым профессиям и навыкам;
• возможность кооперации, т. е. сотрудничества ради достижения общей конечной цели (например, создания нового самолета или автомобиля).
Разделение труда постоянно меняется, а сама схема специализации становится все более сложной. Например, единая когда-то профессия — рабочий промышленного предприятия — сегодня распалась на массу специализаций, и скорее всего эта детализация будет и далее углубляться по мере усложнения технологий и оборудования.
При этом в нормальных условиях специализация ведет к тому, что осуществление каждого вида деятельности сосредоточивается в руках тех людей или фирм, которые справляются с этим лучше других (скажем, тратят на это меньше времени или ресурсов либо добиваются лучшего качества).
Впервые специализация труда возникла примерно 12 тыс. лет назад, когда произошла Великая аграрная революция. Именно тогда люди впервые обнаружили: возделывание сельскохозяйственных культур позволяет не умирать с голоду и при оседлой жизни, а значит, можно более не кочевать в поисках пищи и построить свой дом. Началось разграничение обязанностей, которые исполняли те или иные члены племени: появились люди, которые занимались либо только охотой, либо только разведением скота, либо только земледелием.
Иными словами, стала складываться специализация труда, ставшая в конце концов основой современной цивилизации.
Ныне же перечни специальностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требует обучения (иногда многолетнего) особым навыкам и приемам труда.
Специализация оказалась главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди применяют для производства нужных им экономических благ. Тому есть несколько главных причин.
1. Все люди от природы отличаются друг от друга и наделены разными способностями, поэтому они неодинаково приспособлены к выполнению тех или иных видов работ. Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работы, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно, а труд наименее тягостен.
2. Специализация позволяет людям добиваться все более высокого уровня профессионализма в избранной деятельности, а значит, изготавливать блага или оказывать услуги со все более высоким уровнем качества.
3. Рост профессионализма позволяет тратить на изготовление благ (оказание услуг) меньше времени и избегать его потерь при переключении с одного вида работ на другой.
Повышение производительности, т. е. эффективности использования ресурсов дает возможность за одно и то же время произвести больше нужных людям благ и тем самым ускорить рост благосостояния.
Производительность — объем благ, который удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного периода времени.
Например, производительность труда — то количество изделий, которое рабочий может произвести в единицу времени (в день, месяц, год). А производительность земли будет измеряться весом урожая, полученного в год с 1 га пашни.
Именно благодаря специализации труда и росту на ее основе производительности люди впервые начали постоянно получать больше благ, чем им было нужно для личного потребления. Так появилась возможность перехода от случайного и нерегулярного обмена имевшимися у них благами к постоянной торговле всеми видами экономических благ.
Человек может получить весь набор желаемых им благ только двумя мирными способами:
1) изготовить все, что ему нужно, самостоятельно (такой способ организации жизни называют экономисты обычно натуральным хозяйством или самообеспечением);
2) часть благ изготовить самостоятельно, а остальное выменять у других на те блага, которые он создал собственным трудом.
Постепенно люди обнаружили: второй способ предпочтительнее. Так возник обмен — способ распределения изготовленных благ между теми, кто их хотел бы получить.
Цель обмена (торговли) — передача произведенных благ тем, кто желает их получить и имеет на это право в соответствии с определенными критериями (например, по принципу «всем поровну» или «получает тот, кто может заплатить сложившуюся цену»). Благодаря обмену люди получают те разнообразные блага, которые им нужны для поддержания жизни и способности трудиться дальше, воспроизводства людского рода, а также получения удовольствия. Классическим описанием первого способа хозяйствования — полного самообеспечения (натурального хозяйства) — служит история моряка Робинзона Крузо. Оказавшись в одиночестве на необитаемом острове, он был вынужден все делать самостоятельно, осваивая множество разнообразных навыков.
Причина такой выгоды проста: рост производительности на основе специализации позволяет увеличить объем производимых благ. И если дополнительно блага, произведенные одним, использовать для обмена на блага, изготовленные другими, то в результате можно получить в свое распоряжение больший объем разнообразных благ, чем под силу изготовить для себя самостоятельно.
Этот результат развития специализации побудил людей не заниматься обменом от случая к случаю, а сделать его основой своей жизни. Иными словами, люди обнаружили, что самый древний образ жизни — натуральное хозяйство (когда семья производит все блага для себя сама) — не самый рациональный способ обеспечения благосостояния. Куда лучший результат приносит изначальная ориентация на производство товаров и услуг для регулярного обмена с другими производителями.
Товар — материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо.
Услуга — нематериальное благо, имеющее форму полезной людям или фирмам деятельности.
При такой организации хозяйственной деятельности и человеку, и фирме выгодно заниматься изготовлением только тех нужных людям благ, которые они способны изготавливать лучше других (с абсолютно или относительно меньшими затратами ресурсов или с лучшим качеством). Тогда все остальные нужные блага можно получить с помощью обмена.
Умение обмениваться благами — уникальная особенность людей, отличающая их от других обитателей Земли не в меньшей мере, чем прямохождение или способность мыслить.
Именно регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важнейшей сферы деятельности людей — торговли, т. е. обмена благами в форме купли-продажи товаров и услуг. Торговля соединяет людей и хозяйственные организации, специализирующиеся на производстве определенных товаров или оказании различных услуг, в единое целое — хозяйство страны или планеты. Без торговли развитие специализации оказалось бы невозможным, а значит, людям было бы труднее добиваться увеличения объема доступных им экономических благ.
Торговля — добровольный и взаимовыгодный обмен результатами специализированного производства благ в форме купли-продажи.
Более того, только сочетание специализации и торговли позволило разрешить противоречие между стремлением людей получить в свое пользование огромное разнообразие различных благ и способностью каждого человека производить лишь ограниченный их ассортимент.
Действительно, если вы взглянете на свою комнату, то обнаружите блага, созданные в результате множества видов специализированного труда: строителя, мебельщика, производителя стекла, изготовителя посуды, столяра, электрика, машиностроителя, производителя бумаги, печатника и т. д.
Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необходимых для создания того разнообразия благ, которым мы сегодня пользуемся. Кроме того, создание каждого блага требует определенного времени, а продолжительность жизни людей ограниченна. Если бы человек создавал все блага для себя сам, то многие свои потребности он смог бы удовлетворить в лучшем случае лишь на склоне дней.
Напротив, сочетание специализации и регулярного обмена плодами специализированного труда дает возможность людям получать блага, во-первых, в большем объеме, во-вторых, в большем ассортименте и, наконец, быстрее.
Как бы ни менялись формы организации современной торговли, ее суть, экономическая природа и сегодня те же, что и на заре истории: обмен благами к выгоде всех сторон. При этом торговля не просто организует обмен плодами производства, но и сама влияет на его развитие. Вот что писал об этом Адам Смит, анализируя историю возникновения крупной промышленности: «Жители торговых городов вывозили из более богатых стран утонченные товары мануфактурного производства и драгоценные предметы роскоши и таким образом давали пищу тщеславию крупных землевладельцев, которые с жадностью покупали эти товары и оплачивали их огромными количествами сырого продукта своих земель…
Когда же употребление этих изделий стало настолько общераспространенным, что вызвало значительный спрос на них, купцы, чтобы сэкономить на затратах по перевозке, пытались основать производство подобного рода товаров у себя на родине».
Любопытно, что эти слова актуальны и для российской экономики. Это хорошо видно на примере рынка легковых автомобилей, которые вначале поступали в Россию из-за рубежа. Когда же объем российского авторынка стал весьма значительным (превысил 2 млн новых машин в год), иностранные компании в начале XXI в. срочно начали строить в нашей стране сборочные заводы, поскольку стало выгоднее ввозить машинокомплекты для сборки на месте, чем готовые автомобили (в последнем случае половина объема груза — воздух в салоне). Так рост авторынка потянул за собой рост автопроизводства.
Развитие производства и торговли является важнейшим условием роста благосостояния граждан, но само это развитие может быть обеспечено лишь при определенных условиях. О том, что это за условия, мы расскажем дальше.