Предмет эффективное поведение что это
Предмет эффективное поведение что это
Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/11/1326 (дата обращения: 20.11.2021).
Везде, где есть люди, есть общение. А где есть общение- всегда есть цели, взаимодействие и влияние. Ситуаций масса: презентации, споры, дебаты…, просьбы, убеждения, возражения…, продажи, знакомства, переговоры…, словесные и физические стычки…- необходимо быть уверенным, зрелым, гибким…, техничным, креативным, артистичным…, много знать и уметь, чтобы добиваться поставленных целей, решать любые жизненные и профессиональные задачи… От того, насколько человек будет эффективен в различных ситуациях, будет зависеть и его жизненная успешность и, главное, его уверенность в своих силах, уверенность в себе…
Понятие “эффективность” многогранно, поэтому разделим его на следующие виды
(пойдем от глобального):
а) жизненная эффективность, социальная успешность
б) эффективность в достижении конкретных целей, решении конкретных поставленных задач
в) ситуационная эффективность, эффективное поведение в различных ситуациях межличностного взаимодействия.
Жизненная эффективность— способность человека двигаться по своему жизненному пути, создавая зону своего (в соответствии со своими приоритетами, ценностями) жизненного комфорта, счастья по всем сферам человеческой жизнедеятельности (семья, профессия, социальный статус, материальное благополучие, увлечения, досуг…).
Эффективность в достижении поставленных целей, задач— это способность человека ставить и решать конкретные профессиональные или жизненные задачи… Здесь важны и мотивация (особое устремление), и планирование, и организация процесса, и личностный потенциал, и профессионализм, и определенные условия…- т.е. все, что позволит с максимальной эффективностью выполнять поставленные задачи.
Эффективное поведение (ситуационная эффективность)- это способность человека ставить и достигать поставленные цели в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия, когда каждое действие, каждый шаг оптимально (с минимальными затратами и максимальными эффектами) ведет к намеченной в данной ситуации цели, результату.
Поэтому, каждая ситуация взаимодействия, похожа на игру в шахматы- делаешь правильные ходы- выигрываешь, делаешь не правильные- проигрываешь…
Итак, что необходимо для того, чтобы делать правильные ходы в конкретной жизненной или профессиональной ситуации?
1) способностью четко разбираться в общей специфике рассматриваемой ситуации
2) способностью объективно оценить реальную обстановку (текущее положение вещей)
3) способностью быстро принимать решение, просчитывать ходы, варианты своего поведения
4) способностью гибко и технично действовать, подводя конкретное межличностное взаимодействие к намеченному результату…
1. Способность глубоко и развернуто разбираться в общей специфике рассматриваемой ситуации
Любая ситуация, хоть жизненная, хоть профессиональная имеет свою специфику, особенности: основы, нюансы, “правила игры”… Разбираясь в правилах, основах ситуации вы знаете: что делается? как делается? зачем, почему делается? чего от вас хотят и как, в принципе, надо правильно себя вести…
Не разбираясь, соответственно, не знаете… (а неопределенность, в свою очередь, нередко ставит в тупик).
Далее- все по ситуации…
2. Способность объективно оценить реальную обстановку, реальное положение вещей
То, что может быть эффективным в одной ситуации и для одного человека, может быть совсем не эффективным в другой ситуации и для другого человека… Поэтому, четко оцениваем:
А каждый полученный результат, в принципе, предполагает улучшение взаимоотношений, социального благополучия, внутренней, душевной удовлетворенности, спокойствия, а не наоборот…
3. Способность просчитывать ходы, варианты своего поведения…
Если ситуация сложная (т.е. вы не знаете, как повлиять, что делать, как себя вести), то для начала стоит продумать условия, при которых ваш оппонент пойдет с вами на сотрудничество, или захочет делать по-вашему… (в зависимости от ситуации и поставленных вами целей).
Что значит “продумать условия”? – это значит, что надо встать на место вашего оппонента, продумать его позицию в данной ситуации, его отношение к вам, к вашей просьбе, к вашему предложению… Что его побудит пойти к вам на встречу, при каких условиях он откликнется на вашу просьбу, пожелание, или заинтересуется вами, вашим предложением?
А далее необходимо создать эти условия, т.е. разработать план, последовательность определенных действий- это могут быть как отдельные шаги, так и целые комбинации, подводящие к нужной вам цели, результату.
Разрабатывая комбинацию эффективного поведения, необходимо так же учитывать следующие моменты: кто первый ходит, или уже сходил… ваш ход (стимул)- его ход (реакция)… Если он так- то вы как? если вы так, то он как?- все как в шахматах…
При этом не забывать про то, что ваш партнер по взаимодействию тоже умеет думать- т.е. просчитывать ситуацию, вас, вашу “игру” и делать свои, верные, но уже в вашу сторону, ходы…
Если, к примеру, понаблюдать, за игрой профессиональных теннисистов- то они играют по таким же правилам… И дело здесь далеко не в технике- среди равных выигрывает тот, кто думает на шаг вперед своего противника, умеет предугадывать его ходы…
4. Способность гибко и технично действовать, подводя ситуацию к намеченному результату…
1) Сила воли
Именно сила воли запускает все конструктивные “хочу”, “надо”, все то, что двигает вперед, к поставленным целям… И останавливает все деструктивное— все то, что хочется, но, в принципе, не надо…
2) Уверенность
Уверенность – это свойство человека, связанное с ощущением внутренней силы, веры в себя, в свою способность двигаться вперед, решать задачи, преодолевать трудности, совершать поступки… и при этом, не боясь совершить ошибки.
Из чего складывается уверенность?
3) Социальная зрелость, разум, сознание
Глубина и ширина социального сознания обеспечивает способность объективно оценивать ситуацию, а социальный интеллект— способность продумывать оптимальную для данной ситуации стратегию и тактику эффективного поведения.
4) Находчивость, креативность, оригинальность…
Настоящий мастер влияния оригинален, необычен, артистичен… придумает и найдет выход из любой, даже самой сложной, и тупиковой ситуации…
5) Гибкость
Очень важное качество. Это способность человека меняться… меняя свое поведение по конкретной ситуации, ее меняющимся условиям… (не путаем с моральной гибкостью, лицемерием…)
! Отмечу так же, что духовно-нравственные качества (доброта, человечность, душевная чистота)- совсем другая категория человеческой индивидуальности, другой вектор индивидуальной направленности…
Необходимо развивать:
а) все вышеописанные личностные качества: уверенность, социальную зрелость, гибкость, находчивость, креативность…
б) техническое мастерство: владение всеразличными техниками влияния, психологического воздействия.
в) прорабатывать эффективность в различных ситуациях межличностного взаимодействия:
— изучать их психологию, основы
— тренировать свою эффективность, постоянно меняя условия заданной ситуации
— и развивать свою рефлексию- т.е. способность понимать свое поведение и то, какое влияние, какой эффект это поведение оказывают на партнера(ов) по межличностному взаимодействию.
Как развить в себе уверенность , силу духа?
Уверенность развивается:
а) успешным, положительным опытом, способностью достигать цели и преодолевать трудности…
б) избавлением от комплексов, от страха падения и неудач…
! “Выжимайте” из себя все низкое, маленькое, не нужное… стабилизируйте самооценку и внутренняя свобода сделает свое дело…
Развивать сознание, социальную зрелость можно:
а) привычным способом- методом проб и ошибок и разбором полученного, пусть даже и неудачного опыта… (не забывая, что “часто не победы учат человека, а именно поражения становятся источником мудрых мыслей, в числе которых и та, что побеждать намного приятнее…”)
б) обучением у более зрелых, знающих, умеющих…
в) наблюдая за умными, интересными, успешными людьми… к примеру, в жизни, в книгах, в кинофильмах…
! Расширяйте свое сознание, познавайте, разбирайтесь… и обретете особую уверенность, уверенность понимающего, знающего человека.
Находчивость, креативность… развивается тренировкой, освоением различных комбинаций, ловких ходов, «финтов», а так же решением всеразличных жизненных задачек-сложных ситуаций, проигрывая их, и проигрывая не одним, а различными, самыми неожиданными способами…
Гибкость тоже тренируется и легче тренируется у гибких с рождения людей. Тяжелее- у прямолинейных, принципиальных… Как? Здесь необходимо учиться понимать, чувствовать ситуацию: понимать партнера по взаимодействию, понимать его мотивы, замечать, как он меняется по ходу встречи, как меняется его настроение, поведение, тактика общения… и самое главное, почему меняется? А вы в свою очередь, подмечая все это, тоже своевременно меняетесь, подстраиваясь, и начинаете влиять… естественно и непринужденно…
Чтобы отточить, отработать технику, перевести ее в разряд навыка необходимо:
а) понимать психологию этой техники: как она работает, на что и как воздействует
б) и конечно, тренироваться, тренироваться, и еще раз, тренироваться… не бояться, совершать поступки, анализировать произошедшее и опять тренироваться… и в результате- все начнет получаться, и главное, получаться все лучше.
Учитесь, не ленитесь! Разбирайте по полочкам ситуации, ищите интересные, необычные ходы… Включайте в себе артиста…
И со временем не заметите, как разнообразие, находчивость, сила ума и уверенность вольются в вашу душу- успешность и самодостаточность станут неотъемлемой частью вашего Я…
Количество просмотров публикации: Please wait
Теория эффективного поведения: основные положения
От того, насколько человек будет эффективен в различных ситуациях, будет зависеть и его жизненная успешность и, главное, его уверенность в своих силах, уверенность в себе.
Понятие «эффективность» многогранно, поэтому разделим его на следующие виды
(пойдем от глобального):
а) жизненная эффективность, социальная успешность
б) эффективность в достижении конкретных целей, решении поставленных задач
в) ситуационная эффективность, эффективное поведение в различных ситуациях межличностного взаимодействия.
Жизненная эффективность- способность человека двигаться по своему жизненному пути, создавая зону своего (в соответствии со своими ценностями) жизненного комфорта, счастья, самодостаточности по всем сферам человеческой жизнедеятельности (семья, профессия, социальный статус, материальное благополучие, увлечения, досуг. ).
Эффективность в достижении поставленных целей- это способность человека ставить и решать конкретные профессиональные или жизненные задачи… Здесь важны и мотивация (особое устремление), и планирование, и организация процесса, и личностный потенциал, и профессионализм, и определенные условия…- все, что позволяет с максимальной эффективностью выполнять поставленные задачи.
Эффективное поведение (ситуационная эффективность)- это способность человека ставить и достигать поставленные цели в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия, когда каждое действие, каждый шаг оптимально (с минимальными затратами и максимальными эффектами) ведет к намеченному в данной ситуации результату.
Поэтому, каждая ситуация взаимодействия, похожа на игру в шахматы- делаешь правильные ходы- выигрываешь, делаешь не правильные- проигрываешь…
Итак, что необходимо для того, чтобы делать правильные ходы в конкретной жизненной или профессиональной ситуации?
Эффективность в конкретной ситуации межличностного взаимодействия определим 4 основными способностями человека
1) способностью четко разбираться в общей специфике рассматриваемой ситуации
2) способностью объективно оценить реальную обстановку (текущее положение вещей)
3) способностью быстро принимать решение, просчитывать ходы, варианты своего поведения
4) способностью гибко и технично действовать, подводя конкретное межличностное взаимодействие к намеченному результату…
1. Способность глубоко и развернуто разбираться в общей специфике рассматриваемой ситуации
Любая ситуация, хоть жизненная, хоть профессиональная имеет свою специфику, особенности: основы, нюансы, «правила игры». Разбираясь в правилах, основах ситуации вы знаете: что делается? как делается? зачем, почему делается? чего от вас хотят и как, в принципе, надо правильно себя вести.
Не разбираясь, соответственно, не знаете. (а неопределенность, в свою очередь, нередко ставит в тупик).
Далее- все по ситуации.
2. Способность объективно оценить реальную обстановку, реальное положение вещей
То, что может быть эффективным в одной ситуации и для одного человека, может быть совсем не эффективным в другой ситуации и для другого человека. Поэтому, четко оцениваем:
а) Где все происходит, как происходит, в какой обстановке.
б) Оценить партнера(ов) по взаимодействию:
— кто ваш партнер по взаимодействию, какой он? что он за человек, каковы его психологические особенности?
— какова его позиция лично к вам, к вашему предложению: как он к вам относится? чего он хочет? каковы его интересы? он не против сотрудничества или против, или ему в принципе все равно.
— каково его настроение, актуальные потребности, интересы, душевное состояние?
в) Прояснить свои цели + оценить свои возможности.
Любое запланированное мероприятие начинается именно с постановки целей, ну, а в случаи спонтанных действий, необходимо не забывать задавать себе следующий вопрос: Чего я хочу получить в результате данной ситуации, данного, конкретного взаимодействия?
А каждый полученный результат, в принципе, предполагает улучшение взаимоотношений, социального благополучия, внутренней, душевной удовлетворенности, спокойствия, а не наоборот.
3. Способность просчитывать ходы, варианты своего поведения.
Т.е., разработать стратегию, тактику эффективного поведения- это могут быть как отдельные шаги, так и целые комбинации, подводящие к нужному вам результату.
Разрабатывая комбинацию эффективного поведения, необходимо так же учитывать следующие моменты: кто первый ходит, или уже сходил. ваш ход (стимул)- его ход (реакция). Если он так- то вы как? если вы так, то он как?- все как в шахматах.
При этом не забывать про то, что ваш партнер по взаимодействию тоже умеет думать- т.е. просчитывать ситуацию, вас, вашу «игру» и делать свои, верные, но уже в вашу сторону, ходы…
Если, к примеру, понаблюдать, за игрой профессиональных теннисистов- то они играют по таким же правилам… И дело здесь далеко не в технике- среди равных выигрывает тот, кто думает на шаг вперед своего противника, умеет предугадывать его ходы…
Если ситуация сложная (а время позволяет), стоит продумать условия, при которых ваш партнер пойдет с вами на сотрудничество, или захочет делать по-вашему. (в зависимости от ситуации и поставленных вами целей).
4. Способность гибко и технично действовать, подводя ситуацию к намеченному результату…
Неосознанную способность человека действовать эффективно в любой ситуации межличностного взаимодействия, назовем «профессиональная импровизация».
Какие личностные качества, знания, умения, навыки обеспечивают способность человека действовать эффективно, профессионально импровизировать по ситуации?
1) Уверенность.
Из чего складывается уверенность?
> Сила духа- внутренний стержень человека (его стойкость, вера в себя)- с ним рождаются и по жизни укрепляют успехом, способностью преодолевать трудности, достигать поставленные цели.
> Сила разума, сознания… «Знание- сила» (Френсис Бэкон). «Нет такого знания, которое не обладало бы силой. » (Ралф Уолдо Эмерсон). Человек, который знает «почему?, что? и как делать?» уверен, потому что имеет особое преимущество… он знает. «Стремитесь к знаниям, используйте то, чему научились. И вы всегда будете на голову выше их. «
2) Социальная зрелость, сознание.
Глубина и ширина социального сознания обеспечивает способность объективно оценивать ситуацию, а социальный интеллект- способность продумывать оптимальную для данной ситуации стратегию и тактику эффективного поведения.
3) Находчивость, креативность, оригинальность…
Настоящий мастер влияния оригинален, необычен, артистичен. придумает и найдет выход из любой, даже самой тупиковой ситуации…
4) Гибкость.
Очень важное качество. Это способность человека меняться… меняя свое поведение по конкретной ситуации, ее меняющимся условиям… (не путаем с моральной гибкостью, лицемерием. )
5) Эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект- это умение разбираться в своих эмоциях, душевных состояниях, а так же контролировать, регулировать свои эмоции по ситуации… (термин в 1990 году ввели Джон Мейер (John Mayer) и Питер Сэловей (Peter Salovey).
6) Техническое мастерство.
Речь идет о профессиональном владении всеми необходимыми техниками, приемами, тактиками влияния, эффективного поведения.
! Отмечу так же, что духовно-нравственные качества (доброта, человечность, душевная чистота)- совсем другая категория человеческой индивидуальности, другой вектор индивидуальной направленности.
Как развивать личностные качества, и соответственно, эффективность своего поведения
Необходимо развивать:
а) все вышеописанные личностные качества: уверенность, социальную зрелость, гибкость, находчивость, креативность…
б) техническое мастерство: владение всеразличными техниками влияния, психологического воздействия.
в) прорабатывать эффективность в различных ситуациях межличностного взаимодействия:
— изучать их психологию, закономерности, основы
— тренировать свою эффективность, постоянно меняя условия заданной ситуации
— и развивать свою рефлексию- т.е. способность понимать «что ты делаешь» и какое влияние твои действия оказывают на партнера(ов) по взаимодействию.
Как развивать уверенность, силу духа? Уверенность развивается:
а) новым, успешным, положительным опытом, способностью решать поставленные задачи, достигать цели, преодолевать трудности…
б) избавлением от комплексов, от страхов, от тягостного опыта падений и неудач…
Развивать сознание, социальную зрелость можно:
а) привычным способом- методом проб и ошибок и разбором полученного, пусть даже и неудачного опыта… (не забывая, что «часто не победы учат человека, а именно поражения становятся источником мудрых мыслей, в числе которых и та, что побеждать намного приятнее. «)
б) обучением у более зрелых, знающих, умеющих…
в) наблюдая за умными, интересными, успешными людьми… к примеру, в жизни, в книгах, в кинофильмах…
! Расширяйте свое сознание, познавайте, разбирайтесь… и обретете особую уверенность, уверенность понимающего, знающего человека.
Находчивость, креативность… развивается тренировкой, освоением различных комбинаций, ловких ходов, «финтов», а так же решением всеразличных жизненных задачек-сложных ситуаций, проигрывая их, и проигрывая не одним, а различными, самыми неожиданными способами…
Гибкость тоже тренируется и легче тренируется у гибких с рождения людей. Тяжелее- у прямолинейных, принципиальных. Как? Здесь необходимо учиться понимать, чувствовать ситуацию: понимать партнера по взаимодействию, понимать его мотивы, замечать, как он меняется по ходу встречи, как меняется его настроение, поведение, тактика общения… и самое главное, почему меняется? А вы в свою очередь, подмечая все это, тоже своевременно меняетесь, подстраиваясь, и начинаете влиять. естественно и непринужденно…
Чтобы отточить, отработать технику, перевести ее в разряд навыка необходимо:
а) понимать психологию этой техники: как она работает, на что и как воздействует
б) и конечно, тренироваться, тренироваться, и еще раз, тренироваться. не бояться, совершать поступки, анализировать произошедшее и опять тренироваться… и в результате- все начнет получаться, и главное, получаться все лучше.
Учитесь, не ленитесь! Разбирайте по полочкам ситуации, ищите интересные, необычные ходы… Включайте в себе артиста…
И со временем не заметите, как разнообразие, находчивость, сила ума и уверенность вольются в вашу душу- успешность и самодостаточность станут неотъемлемой частью вашего Я…
ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
Смотреть что такое «ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА» в других словарях:
ПРОГРАММА "ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА" — образовательная профориентационная программа, направленная на формирование навыков и способов эффективного поведения на рынке труда: определение целей поиска работы, осуществление телефонного звонка и визита к работодателю с целью трудоустройства … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора
Производительность труда — (Labor productivity) Определение производительности труда, показатели производительности труда, эффективность труда Информация об определении производительности труда, показатели производительности труда, эффективность труда Содержание Содержание … Энциклопедия инвестора
Рынок — (Market) Рынок это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров) История возникновения рынка, функции ранка, законы рынка, виды рынков, свободный рынок, государственное регулирование… … Энциклопедия инвестора
Макроэкономика — (Macroeconomics) Макроэкономика это наука, изучающая глобальные экономические процессы Определение понятия макроэкономика, макроэкономическая политика, функции и модели макроэкономического развития, макроэкономическая нестабильность и её… … Энциклопедия инвестора
Прибыль — (Profit) Прибыль это превышение всех доходов фирмы над её затратами Расчет прибыли предприятия с учетом доходов и расходов, формула налогооблагаемой прибыли и распределение чистой прибыли Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Фирма — (Firm) Определение фирмы, признаки и классификация фирм Определение фирмы, признаки и классификация фирм, концепции фирмы Содержание Содержание Фирма Юридические формы Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификации фирм… … Энциклопедия инвестора
Компания — (Company) Содержание Содержание Юридические формы компании Понятие организации и предпринимательства. Основные признаки и классификации компаний Признаки фирмы Основные концепции организации Контрактная концепция фирмы Стратегическая концепция… … Энциклопедия инвестора
Рыночные отношения — (Market relations) Рыночные отношения это отношения связанные с функционированием рынка Информация об определении рыночных отношений, функции рынка, рыночный механизм Содержание Содержание Опрелеление Функции рынка Рыночный механизм Теоретические … Энциклопедия инвестора
Внутренний рынок — (Home market) Определение внутреннего рынка, внутренний рынок труда Информация об определении внутреннего рынка, внутренний рынок труда Содержание Содержание Определения описываемого предмета Внутренние труда Общие о внутренних рынках труда… … Энциклопедия инвестора
Образовательная программа по предмету Эффективное поведение на рынке труда
Уровень профессионального образования
Среднее профессиональное образование
Программа подготовки специалистов среднего звена
Специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
ОП.13 Э ффективное поведение на рынке труда
Программа учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» разработана с учетом примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»). Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.
Кузнецова Н.С. преподаватель высшей квалификационной категории
Программа учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» рассмотрена на заседании кафедры «Математики, информатики и программирования»
Протокол № ___ от ___.___.20___ г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
условия реализации программы учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
ОП. 13 Э ффективное поведение на рынке труда
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело укрупненной группы 43.00.00 Сервис и туризм
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в области общественного питания, для повышения квалификации, для курсовой подготовки взрослого населения.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в цикл дисциплин общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
1.3.1. Содержание программы « Эффективное поведение на рынке труда » направлено на достижение следующих целей:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Современное состояние рынка труда, мир профессий;
Методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации будущей профессиональной деятельности;
Основные статьи Трудового Кодекса Российской Федерации;
Особенности адаптации на рабочем месте
На основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;
Анализировать информацию о вакансиях
Планировать и составлять временную перспективу своего будущего;
Успешно реализовать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, профессиональной среде;
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке;
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины :
максимальной учебной нагрузки студента 58 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
консультации для обучающегося 4 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Содержание учебной дисциплины
Осваиваемые элементы компетенций
Тема 1. Трудовое законодательство
Содержание учебного материала
Трудовой кодекс РФ
Современный рынок труда. Спрос и предложение (ТОСЭР)
Технология успешного поиска работы
Содержание учебного материала
Этапы поиска работы
Трудоустройство через коммерческие организации и СМИ
«Скрытый» рынок труда
В том числе, практических и лабораторных работ
Практическая работа № 1 Изучение вакансий в СМИ, Интернет- ресурсах
Практическая работа № 2 Трудоустройство через гос. службы. ЦЗН
Содержание учебного материала
Профессиональное самоопределение и карьера
Формы самопрезентации для трудоустройства
В том числе, практических и лабораторных работ
Практическая работа № 3 Составление резюме и портфолио
Практическая работа № 4 П равила успеха при собеседовании
Правовое оформление на рабочем месте
Содержание учебного материала.
Оформление документов – как важный этап трудоустройства
Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
В том числе, практических и лабораторных работ
Практическая работа № 5Оформление и заполнение документов
Практическая работа № 6 Трудовой договор
Адаптация на рабочем месте
Содержание учебного материала.
Этапы процесса адаптации: слагаемые успеха
Факторы, влияющие на процесс адаптации.
Понятие дезадаптации, условия
Содержание учебного материала.
Процесс вхождения человека в профессию
Адаптация к требованиям производственной, трудовой дисциплины
Система заработной платы и социального обеспечения.
В том числе, практических и лабораторных работ
Практическая работа № 7 Установление межличностных отношений.
Практическая работа № 8 «Календарь адаптации нового сотрудника».
Практическая работа № 9 Правила успешной адаптации на рабочем месте.
Содержание учебного материала.
Перспективы профессионального роста
Этапы карьерного роста
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен
рабочее место преподавателя: персональный компьютер – рабочее место с лицензионным программным обеспечением, комплект оборудования для подключения к сети «Интернет»;
рабочие места обучающихся, оснащенные компьютерами с доступом к сети «Интернет» и предназначенные для работы в электронной образовательной среде;
комплект учебно-методической документации;
пакеты ПОобщего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы);
специализированноеПО : Microsoft Word.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. А.М. Корягин « Самооценка и уверенное поведение» уч. пос. 2016
2. А.М. Корягина « Технология поиска работы и трудоустройства» уч. пос. 2018
3. Зеер Э.Ф. Методология профессионального развития человека: монография. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. Гос. проф.-пед. ун-т», 2014. 194 с.
4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профконсультирования. М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 224с. – (Серия «Профессиональная ориентация»).
5. Самопрезентация при трудоустройстве на работу: учеб.пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 128с. – (Серия «Профессиональная ориентация»).
б) дополнительная литература:
Библиотечная система и другие источники:
1. Зеер Э.Ф., Психология профессионального развития [Текст] / Э.Ф. Зеер – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 347 с.
2. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. Монография [Текст] / Е.А. Могилевкин– СПб.: Речь, 2017. – 336 с.
3. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, практика, диагностика и практика педагогической рефлексии. – СПб.: Речь, 2016. – 128 с.
4. Павлова А.М. Психологические особенности оценки профессионально-личностного потенциала субъекта трудовой деятельности. – Екатеринбург, 2014. – 26с.
6. Психология самосознания. Хрестоматия [Текст] / Под ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2017. – 772 с
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Информационные материалы и базы данных, представленные на сайте
1. Как сделать карьеру. Советы бывалых. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psylive.ru/articles/577_kak-sdelat-kareru-sovetibivalih.aspx
2. Как успешно пройти собеседование. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.superjob.ru/rabota/interview.html
3. Карьера. Виды деловой карьеры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/biznes/karera.html
4. Психология общения на работе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-reading.me/book.php?book=130950
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий.
(освоенные умения, усвоенные знания)
на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути в профессиональной деятельности;
планировать и составлять временную перспективу своего будущего;
успешно реализовать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, профессиональной среде;
современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;
методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации будущей профессиональной деятельности;
основные статьи Трудового Кодекса Российской Федерации
Понимание сущности предпринимательской деятельности и законов; умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
решение ситуационных задач;
деловые игры;опрос, беседы;
развитие сюжета по заданной теме;
устный опрос, отчет о выполнении практических работ, заполнение таблиц, тестирование, сообщения