Предложения в которых о чем то рассказывается называется
Виды предложений по цели высказывания
Урок 4. Русский язык 3 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Виды предложений по цели высказывания»
Здравствуйте, здравствуйте, друзья мои.
Вы сегодня ночью хорошо спали? А позавтракали плотно? Вы не подумайте, я это спрашиваю не из праздного любопытства. Цель моих вопросов – выяснить, насколько вы готовы слушать и воспринимать учебный материал. Ведь сегодня мы с вами будем говорить о видах предложений по цели высказывания.
Итак. Вот посмотрите.
Встретились две подружки, поздоровались и начали разговор.
«Ты вчера в театр ходила? А какую пьесу смотрела? О чём она? Интересно было?» – сказала одна.
«Да, я была в театре. Там показывали сказку «Приключения Буратино». Было так весело!» – ответила другая. А потом добавила: «Обязательно сходи и ты на этот спектакль».
Давайте разберёмся с теми предложениями, которые произнесли девочки. Первая хотела узнать о том, где была и что видела её подружка. Поэтому в предложениях, которые она произносила, содержались вопросы. Такие предложения называются вопросительными. Их произносят с вопросительной интонацией. На письме в конце вопросительных предложений ставят вопросительный знак.
Вторая девочка отвечала на вопросы подружки – рассказывала о том, где была и что видела. У слова рассказывать есть близкое по смыслу слово – повествовать. И такие предложения, в которых о чём-то рассказывается, повествуется, называются повествовательными.
А вот в последнем предложении прозвучал совет: «Обязательно сходи и ты на этот спектакль». В этом предложении содержится побуждение к действию. Такое предложение называется побудительным.
Как видите, у каждого вида предложений есть своя цель. Цель повествовательных предложений – сообщить какую-то информацию. Цель вопросительных предложений – задать вопрос. Цель побудительных предложений – побуждение к действию.
Вот послушайте стихотворение Эммы Мошковской «Ноги и уроки»
Как вы себя ведёте?
Куда вы меня ведёте?
Что вы задумали, ноги?
Зачем вы свернули с дороги?
Помчались по травке.
Какие предложения по цели высказывания в первой части стихотворения? Конечно, вопросительные. А во второй части? В ней рассказывается о том, что сделали ноги. Значит, эти предложения повествовательные.
В третьей части мы слышим и просьбу, и приказ. Эти предложения побуждают к нужному действию, значит они побудительные.
Очень они интересные, эти побудительные предложения.
Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Так написала Елена Благинина в своём стихотворении. Как вы думаете, ребята, что содержится в этих строчках? Просьба, призыв.
Кстати, если вы о чём-то просите, не забывайте о вежливых словах. Кому вы охотнее поможете – однокласснику, который скажет: «Эй, дай-ка мне карандаш!» или тому, кто вежливо попросит: «Дай мне, пожалуйста, карандаш»? Не сомневаюсь, что вы поможете тому, кто попросил об одолжении вежливо.
А вот в этом предложении: «Немедленно убери свои игрушки!» содержится требование.
Или ещё предложение: «Выполняй зарядку для глаз». Это совет.
И все эти предложения – побудительные. Видите, как много функций у побудительных предложений – они могут выражать просьбу или требование, призыв или приказ, совет, приглашение… Кстати, в конце побудительных предложений может стоять точка или восклицательный знак. А иногда можно увидеть и многоточие.
Ещё хочу несколько слов сказать о вопросительных предложениях. Казалось бы, в них нет ничего особенного. Но очень важно правильно произносить вопросительные предложения. Возьмём, к примеру, то предложение, которое произнесла одна из девочек в начале урока: «Ты вчера в театр ходила?» Послушайте, как по-разному его можно произнести.
«Ты вчера в театр ходила?»
«Ты вчера в театр ходила?»
«Ты вчера в театр ходила?»
«Ты вчера в театр ходила?»
В этих предложениях по очереди голосом выделяется каждое из слов, и в зависимости от этого меняется смысл вопроса. На вопрос «Ты вчера в театр ходила?» можно ответить «Да, я» или, допустим, «Нет, не я, а моя сестра». На вопрос «Ты вчера в театр ходила?» ответ может звучать так: «Да, вчера» или, к примеру, «Нет, не вчера, а позавчера». Если вопрос прозвучит: «Ты вчера в театр ходила?», то в ответ можно услышать: «Да, в театр» или, возможно, «Нет, не в театр, а на стадион». Ну а если задать вот такой вопрос: «Ты вчера в театр ходила?», то ответ может быть следующим: «Да, ходила» или «Нет, я заболела и не смогла пойти».
Я думаю, на этих примерах вы смогли убедиться, что неправильно поставленное логическое ударение может привести к тому, что на ваш вопрос прозвучит совсем не тот ответ, который вы ожидали.
Ах, ребята, как много я ещё хотел бы вам рассказать. Но часы неумолимо тикают и напоминают о том, что наше время истекает. Поэтому сейчас вспомним то главное, о чём вы сегодня узнали.
По цели высказывания предложения могут быть повествовательные, побудительные и вопросительные. В повествовательных предложениях содержится какая-либо информация. Побудительные предложения побуждают к действию. Это может быть совет, просьба, приказ, призыв, приглашение. В вопросительных предложениях содержится вопрос.
В конце повествовательных и побудительных предложений может стоять точка или восклицательный знак. Иногда стоит многоточие. В конце вопросительных предложений стоит вопросительный знак.
На сегодня всё. Пришла пора прощаться. До встречи, дорогие друзья!
Урок № 30 Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения
Виды предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные, побудительные.
Цель: повторить и обобщить понятия о видах предложения по ме той высказывания, о восклицательные предложения; развивать ор ганізаційно-контрольные умение организовывать специальные
наблюдение над языковым материалом; формировать за гальнопізнавальні умение распознавать виды предложений по ме той высказывания, восклицательные предложения, правильно их инто нять; развивать творческие умения построения предложений различных
по цели высказывания и восклицательных предложений в соответствии
к коммуникативному заданию и на основе предложенных схем-моделей; развивать речево-коммуникативные
умение путем самостоятельного составления устных и письменных
126 все уроки украинского языка в 5 классе
высказываний; на основе речево-коммуникативного ды дактического материала формировать чувство ответственности
за сохранение природы.
Правописание: знаки препинания в конце предложений; большая и малая буква во влас ных и общих названиях.
Лексикология: усвоение новых слов путем отбора антонимов.
Грамматика: наблюдение за использованием изученных частей речи
в роли подлежащего и сказуемого.
Культура речи и стилистика: интонирование повествовательных, вопросительных, СПО нукальных, а также восклицательных предложений; использование различных
видов предложения по цели высказывания и восклицательных предложений
в художественном и публицистическом стилях.
Тип урока: урок повторения выученного в начальных классах.
И. Организационный момент
ИИ. Ознакомление пятиклассников с темой, целью
III. Повторение изученного в начальных классах
Творческое наблюдение над языковым материалом
Прочитать текст. Подобрать заголовок. Определить тему и основную мысль.
Взмыл Жаворонок в небо. Попробовал петь, а песня вышла по Анечке. Полетел он к Солнцу и просит:
— Солнышко, золотое солнышко, научи меня хорошей песне.
— Бери этот золотой комочек и тяни к Земле,— говорит Солнышко.
Взял Жаворонок золотой комочек и полетел к Земле. Потянулась
за ним тонкая-тонюсенькая золотая ниточка. Зазвучала чудесная песня.
С тех пор рано-ранесенько Жаворонок подлетает к солнышку, и оно
дает ему клубочек золота. Тянет золотую ниточку Жаворонок над по лями — и слышат люди волшебную песню. Поет голубое небо, поет золотая
пшеница, поет целый мир. Как красиво! (В. Сухомлинский).
Обратить внимание на правописание слов жаворонок, солнышко. Почему эти слова
в тексте употреблено с большой буквы? Составить и записать предложения, в которо му слова жаворонок, солнышко писались бы с маленькой буквы.
Сведения по синтаксису и пунктуации 127
Вспомнить из уроков украинского языка в начальных классах, на какие виды
делятся предложения по цели высказывания. Какие знаки препинания
ставятся в конце таких предложений? Привести примеры из текста.
Подумать, в конце каких предложений ставится восклицательный знак. Найти
в тексте и внятно прочитать восклицательные предложения. Устно составить 2-3 ре чения-вопрос к тексту и интонационно правильно оформить их.
IV. Выполнение устных и письменных упражнений творческого характера
на основе повторения
Устное стилистическое экспериментирование (познавательное задание
на сопоставление и сравнение синтаксических конструкций)
Прочитать предложение так, чтобы вопрос совпадало с ответом.
1. В лесу воробьи плачут от холода?
2. На поляне вырос красивый цветок георгины?
Так, цветок георгины.
3. В весеннем небе появляются первые жаворонки?
Комментарий учителя. С интонацией тесно связано логическое ударение,
с помощью которого в предложении выделяется важнейшее слово по смыслу.
Запомните, логическое ударение-это выделение слова усилением голоса.
Моделирование вопросительных предложений
Задать вопрос к поданным ответов и записать их по зраз ком:
1) нет, солнце всходило на небе высоко. 2) нет, тропа шла через вели кий садок. 3) Да, в садике росли старые большие груши. 4) нет, справа от
солнца играл на солнце пруд. 5) Так, мелкие облачка начали плыть в горы.
6) Да, в лесу было тихо.
128 все уроки украинского языка в 5 классе
Выписать из предложений-вопросов и предложений-ответов слова, противоположные
по значению (антонимы). Определить части речи этих слов.
Наблюдая за интонацией повествовательных и вопросительных предложений, сделать
вывод: отличается ли интонационное оформление этих предложений за ме тью высказывания. (Предложения, в которых о чем-то рассказывается, называются повествовательными. В таких предложениях голос сначала повышается,
затем делается небольшая пауза, а в конце предложения голос понижается.)
Пречистая лазурь // светится в безмерной вышине (Я. Гоян).
Предложения, в которых о чем-то спрашивается, называются вопросительными.
В таких предложениях силой голоса (логическим ударением) выделяется то сло во, которого касается вопрос: Как весной на старых осадах цветут
горькие седые травы? (И. Цюпа)
Творческое конструирование (построение предложений по опорным словам)
Составить предложение с поданными глаголами. Определить, какие из них за ме той высказывания повествовательные, какие-побудительные.
1) Не забывают, не забывайте. 2) собрали, собирайте. 3) помнят,
помните. 4) чувствуйте, чувствуйте. 5) бережет, берегите.
Указать на слова в побудительных предложениях, на которые падает логическое
Самостоятельно сформулировать определение побудительных предложений (предложения, в которых выражено побуждение к действию, называются побудительными:
Подчеркнуть грамматические основы в первых двух предложениях. Назвать
части речи, которыми выражены подлежащее и сказуемое.
Самостоятельная работа на построение предложений по схемам-моделям
Составить и записать предложения по представленным схемам. Выяснить виды
предложений по цели высказывания и интонации. (см. приложение)
V. итоги проведенной работы на уроке
Взаимопроверка самостоятельно построенных предложений. Самоанализ работы
учеников в процессе усвоения темы и определения учителем перспектив по дальнейшей учебной деятельности.
Сведения по синтаксису и пунктуации 129
VI. Домашнее задание
1. Выписать из художественной литературы по 2-3 примеры розповідних, пи тальным, побудительных предложений, а также восклицательных предложений. Выделить
грамматические основы и выяснить, какими частями речи выражены го ловные члены предложения.
2. Составить связное высказывание по теме «Красота леса в мою любимую
время года», используя разные по интонации предложения.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Легко, это повествовательное.
Напиши о чём рассказывают в газетах укажи часть речи склонение имен существительных разбери предложения по членам?
Напиши о чём рассказывают в газетах укажи часть речи склонение имен существительных разбери предложения по членам.
О чём в слове могут рассказывать полногласные и неполногласные сочетания?
О чём в слове могут рассказывать полногласные и неполногласные сочетания.
Напиши о чём рассказывают в газетах укажи части речи склонение имен существительных разбери предложение по членам?
Напиши о чём рассказывают в газетах укажи части речи склонение имен существительных разбери предложение по членам.
Подготовьте небольшое сообщение на тему о чём рассказывают устаревшие слова?
Подготовьте небольшое сообщение на тему о чём рассказывают устаревшие слова.
Предложение повеств?
С однородными подлежащим.
Напишите пожалуйста сочинение на тему «О чём рассказывают руки»?
Напишите пожалуйста сочинение на тему «О чём рассказывают руки».
Где характеристика предложение дана неверно?
Где характеристика предложение дана неверно?
Повеств невосклиц распростр.
( б простое повеств невосклиц распрост.
Предложения повеств?
Составить три предложения.
Сочинение уроки слова или О чём рассказывает слово?
Сочинение уроки слова или О чём рассказывает слово.
Пять ампер, восемь баклажанов, пять апельсинов, четверо грузин, шесть цыган, двое гусар, двое партизан, пять ботинок, шесть чулок, сто валенок, семь сапог, пять шахмат.
Озаглавить : Мечта сбылась.
1)2 2)4 3)4 4)2 5)3 6)4 7)2 8)1 9)4 10)3 11)3.
1)2 2)4 3)4 4)2 5)3 6)4 7)2 8)1 9)4 10)3 11)3.
Каждый человек может выбрать себе любую профессию. Скоро я вырасту, закончу школу! Кем я буду? Я хочу стать строителем.
Двенадцать, триста семьдесят семь, двести пять. Вот )))).
Конспект урока по русскому языку «Предложения по цели высказывания» (3класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ялтинская начальная школа №13» МО ГО Ялты
Использование современных образовательных технологий на уроке русского языка в 3 классе с учётом требований ФГОС
по программе «Школа России»
Тема: «Виды предложений по цели высказывания».
Учитель нач. классов первой категории
Вирченко Наталья Сергеевна
Формирование универсальных учебных действий (УУД) –
— развивать умение выражать свое отношение и свои эмоции;
— формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
— развивать умение слушать и понимать других;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
— уметь работать в паре.
— развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;
— оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
— прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
— осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
— развивать умение извлекать информацию из схематичной информации, правил;
— представлять информацию в виде схемы;
— на основе анализа объектов делать выводы;
— обобщать и классифицировать по признакам;
— ориентироваться на страницах учебника;
— находить ответы на вопросы.
Технологии: игрового метода, здоровьесберегающей технологии, ИКТ технологии.
I .Самоопределение к учебной деятельности.
«Где есть желание, найдётся путь!»
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока ( создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность ).
— Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.)
— Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
— Вы готовы к работе? Тогда в путь!
II .Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
1. Минутка чистописания
— Откройте свои тетрадки, запишите число, классная работа.
В ясный день в углу стою,
в дождь – гулять с тобой иду. (Зонт) Слайд 1.
Сейчас мы отгадку нарисуем в тетрадях.
2. Словарная работа
— Ребята, сегодня я получила письмо от Незнайки с заданиями для вас. И вот первое из них. Незнайка подписал картинки, но в словах допустил ошибки.
— Разгадайте ребусы о птицах. Слайд 7.
Знакомство со словарным словом.
— Посмотрите на картинку. Как можно назвать мальчиков и девочек одним словом? (Ответы детей) Слайд 8. РЕБЯТА
— Прочтите это слово вслух. Определите, сколько слогов в этом слове? Назовите ударный слог.
Запишите это слово в тетрадку и подчеркните гласную, которую нужно запомнить.
Давайте составим с этим словом предложение.
3. Работа с деформированным текстом.
Посмотрите на доску. Прочитайте запись. Как называется эта запись? Скажите, что вы заметили необычного в нём? Давайте запишем, исправляя ошибки.
III . Физминутка « Разотру ладошки»
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою.
(Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.
IV . Открытие новых знаний.
Сообщение темы и целей урока
Ребята, скажите, а в конце предложений всегда ставится точка? Может вы встречали другие знаки в конце предложений? (Ответы детей).
Как вы думаете какая тема нашего урока?
Предложения бывают разные. Предложения могут отличаться друг от друга. Они бывают спокойные, требовательные и ужасно любопытные, в зависимости от того, с какой целью мы их произносим.
Раскрытие темы урока
Прослушивание аудиозаписи из сказки «Теремок».
А теперь возьмите карточки и прочитайте диалог Мышки-норушки и Лягушки-квакушки.
Прискакала к терему Лягушка.
-Кто, кто в теремочке живёт?
-Я, Мышка-норушка. А ты кто?
Прочитайте первое предложение. О чём в нём сообщается (повествуется)? Какой знак стоит в конце предложения?
Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей).
Найдите предложения, в которых стоит вопросительный знак. Как нужно читать предложения с вопросительным знаком? Прочитайте. С какой целью Лягушка произнесла это предложение?(Чтобы о чём-то спросить).
Итак, предложения, в которых о ком-то или о чём-то спрашивается, называются вопросительными.
Прочитайте последнее предложение. О чём просила Мышка Лягушку? Какой знак стоит в конце предложения?
Предложения, в которых высказывается просьба, пожелание, требование, совет, называются побудительными.
V . Закрепление нового материала.
А теперь подведём итоги и расскажем о том, что мы узнали.
(Вывешивается плакат на доску). Ответы детей
VI . Работа по карточкам.
У меня зазвонил телефон
А потом позвонили зайчатки:
— Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
-Пришлите, пожалуйста, книжки.
Подул холодный ветер.
Пушистый зверёк прыгнул на ель.
В нашей школе три этажа.
Пушистый зверёк прыгнул на ель.
В нашей школе три этажа.
Какие книги ты прочёл этим летом?
Лужи покрылись льдом.
Ребята, давайте жить дружно.
IX . Итог урока. Рефлесия.
Понравился ли вам урок? С какими видами предложений работали на уроке? Какое предложение называют повествовательным? Вопросительным? Побудительным? Молодцы. Урок окончен.
Придумать и записать 3 предложения различных по цели высказывания.