Предложения в которых о чем либо сообщается повествуется называются
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Тема: Повествовательные, побудительные и восклицательные предложения
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.
Предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными.
Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными.
Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): предложение, предложение по цели высказывания, повествовательное предложение, побудительное предложение, вопросительное предложение.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 17-20.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 10.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически. Общаясь друг с другом, люди говорят или пишут не просто так, а зачем-то, с какой-то целью. Иногда мы хотим о чём-то сказать, сообщить, иногда – узнать, спросить или побудить что-либо сделать: попросить, предложить, потребовать, посоветовать. Вот поэтому предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными. Например, пришла осень. Покраснел шиповник. На болотах поспевает клюква. Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными. Например, как ты живёшь, синичка? Скоро ли придёт зима? Когда начнутся каникулы? Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными. Например, береги своё здоровье. Чисти зубы после еды. Вымой, пожалуйста, посуду. Определим, какие знаки препинания ставятся в конце предложений. В конце повествовательного предложения ставим «точку» (.) или «восклицательный знак» (!). Наступила осень. Наступила осень! При чтении этих предложений важно понять, что хотел сказать автор, какое слово хотел выделить (наступила или осень), какое настроение, чувства хотел передать (грусть, радость). В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?) или вопросительный и восклицательный знаки. Читать надо эти предложения с вопросительной интонацией. В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак.
Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 1. базовый уровень сложности.
Тип – установление соответствий между элементами двух множеств.
Соедините понятие и соответствующее ему предложение.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Тема: Повествовательные, побудительные и восклицательные предложения
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.
Предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными.
Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными.
Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): предложение, предложение по цели высказывания, повествовательное предложение, побудительное предложение, вопросительное предложение.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 17-20.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 10.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически. Общаясь друг с другом, люди говорят или пишут не просто так, а зачем-то, с какой-то целью. Иногда мы хотим о чём-то сказать, сообщить, иногда – узнать, спросить или побудить что-либо сделать: попросить, предложить, потребовать, посоветовать. Вот поэтому предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными. Например, пришла осень. Покраснел шиповник. На болотах поспевает клюква. Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными. Например, как ты живёшь, синичка? Скоро ли придёт зима? Когда начнутся каникулы? Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными. Например, береги своё здоровье. Чисти зубы после еды. Вымой, пожалуйста, посуду. Определим, какие знаки препинания ставятся в конце предложений. В конце повествовательного предложения ставим «точку» (.) или «восклицательный знак» (!). Наступила осень. Наступила осень! При чтении этих предложений важно понять, что хотел сказать автор, какое слово хотел выделить (наступила или осень), какое настроение, чувства хотел передать (грусть, радость). В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?) или вопросительный и восклицательный знаки. Читать надо эти предложения с вопросительной интонацией. В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак.
Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 1. базовый уровень сложности.
Тип – установление соответствий между элементами двух множеств.
Соедините понятие и соответствующее ему предложение.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык, 3 класс
Раздел. Текст. Предложение. Словосочетание.
Тема. Закрепление знаний по теме «Предложение»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое предложение, определять, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, находить главные и второстепенные члены предложения, различать простое и сложное предложение.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)
Предложение, простое предложение, сложное предложение, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое; второстепенные члены предложения, повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное, невосклицательное.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим иллюстрации. Определим, какая из иллюстраций отражает понятие «предложение».
Проверим: на первой картинке изображена посуда: кофеварка, чайник, ложки, вилки, ножи, чашка, тарелка, кувшин, стакан, сковорода. Это слова. На второй картинке изображено, как девочка моет посуду. Девочка моет посуду. Это предложение. На третьей картинке изображено, как девочка играет с куклой. Девочка стирает бельё для куклы. Девочка шьёт одежду для куклы. Девочка играет с куклой. Это текст.
Сегодня на уроке мы обобщим всё, что мы знаем о предложении, научимся отличать предложение от слов и текста.
Отметим, на какие вопросы мы сможем ответить:
Проверим и повторим всё, что мы знаем по теме «Предложение».
Наступила золотая осень. Это предложение, потому что оно состоит из слов, которые выражают законченную мысль и связаны по смыслу и грамматически.
Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными.
Пришла осень. Это повествовательное предложение, так как в нём повествуется, рассказывается о том, что осень пришла.
Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.
Как ты живёшь, синичка? Это вопросительное предложение. В нём задаётся вопрос.
Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными.
Береги своё здоровье. Это побудительное предложение. В нём побуждают к действию.
Подлежащее ‒ главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?
Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.
Птицы летят. Ветер дует.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? что делали? что сделали?
Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.
Дети играют. Дождь льёт.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
Слова, которые не составляют грамматическую основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.
Птицы летят в небе.
Летят (где?) в небе – второстепенный член предложения
Дует холодный ветер.
Ветер (какой?) холодный – второстепенный член предложения
По количеству грамматических основ предложение может быть простым или сложным.
Весёлые воробьи громко кричат на улице.
В этом предложение говорится о воробьях. Кто? Воробьи. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. О воробьях говорится, что они кричат. Воробьи (что делают?) кричат. Кричат – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. В этом предложении одна грамматическая основа – воробьи кричат. Это предложение простое.
В этом предложении говорится о весне. Что? Весна. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. В этом предложении одна грамматическая основа – весна. Состоит из одного подлежащего. Это предложение простое.
В этом предложении говорится о том, что светает. Что делает? Светает. Светает – это сказуемое. В этом предложении одна грамматическая основа – светает. Состоит из одного сказуемого. Это предложение простое.
Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматические основы. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Простые в составе сложного соединяются по интонации, или союзами или союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т.д.
Наступила осень, но сирень ещё не пожелтела.
В этом предложении говорится об осени и о сирени. Что? Осень. Это подлежащее. Что? Сирень. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Об осени говорится, что она наступила. Осень (что сделала?) наступила. Наступила – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – осень наступила. О сирени говорится, что она не пожелтела. Не пожелтела – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – сирень не пожелтела. В этом предложении две грамматические основы (осень наступила; сирень не пожелтела). Значит, предложение сложное, состоит из двух частей. Части сложного предложения соединяются союзом но и разделяются запятой.
1. Прочитайте. Укажите, какая из записей является предложением.
Скоро закончится сеанс фильма?
Береги честь смолоду.
В саду поспели груши и сливы.
2. Правильно расставьте знаки препинания.
Береги своё здоровье______
Вот пришли морозы__________
В лес пришла осень. Красиво стало в лесу! Скоро ли наступит зима?
Подснежники распускаются ранней весной.
Весна уж наступила.
Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг.
Скоро мы пойдём гулять?
В лесу поспела морошка.
Берегите своё здоровье______
Начались долгожданные каникулы__________
В лес пришла осень. Красиво стало в лесу! Скоро ли наступит зима?
Подснежники распускаются ранней весной.
Весна уж наступила.
Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг.
Русский язык. 3 класс
Тезаурус
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.
Предложения бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.
Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными.
В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.
Подлежащее ‒ главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?
Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают?
Сказуемое в предложении подчеркивается двумя чертами.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
По количеству грамматических основ предложение может быть простым или сложным.
Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:
Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматических основ. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Простые в составе сложного соединяются по интонации, или союзами или союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т.д.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
Список литературы
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. –
Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018. –
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык, 3 класс
Раздел. Текст. Предложение. Словосочетание.
Тема. Закрепление знаний по теме «Предложение»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое предложение, определять, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, находить главные и второстепенные члены предложения, различать простое и сложное предложение.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)
Предложение, простое предложение, сложное предложение, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое; второстепенные члены предложения, повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное, невосклицательное.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим иллюстрации. Определим, какая из иллюстраций отражает понятие «предложение».
Проверим: на первой картинке изображена посуда: кофеварка, чайник, ложки, вилки, ножи, чашка, тарелка, кувшин, стакан, сковорода. Это слова. На второй картинке изображено, как девочка моет посуду. Девочка моет посуду. Это предложение. На третьей картинке изображено, как девочка играет с куклой. Девочка стирает бельё для куклы. Девочка шьёт одежду для куклы. Девочка играет с куклой. Это текст.
Сегодня на уроке мы обобщим всё, что мы знаем о предложении, научимся отличать предложение от слов и текста.
Отметим, на какие вопросы мы сможем ответить:
Проверим и повторим всё, что мы знаем по теме «Предложение».
Наступила золотая осень. Это предложение, потому что оно состоит из слов, которые выражают законченную мысль и связаны по смыслу и грамматически.
Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными.
Пришла осень. Это повествовательное предложение, так как в нём повествуется, рассказывается о том, что осень пришла.
Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.
Как ты живёшь, синичка? Это вопросительное предложение. В нём задаётся вопрос.
Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными.
Береги своё здоровье. Это побудительное предложение. В нём побуждают к действию.
Подлежащее ‒ главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?
Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.
Птицы летят. Ветер дует.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? что делали? что сделали?
Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.
Дети играют. Дождь льёт.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
Слова, которые не составляют грамматическую основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.
Птицы летят в небе.
Летят (где?) в небе – второстепенный член предложения
Дует холодный ветер.
Ветер (какой?) холодный – второстепенный член предложения
По количеству грамматических основ предложение может быть простым или сложным.
Весёлые воробьи громко кричат на улице.
В этом предложение говорится о воробьях. Кто? Воробьи. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. О воробьях говорится, что они кричат. Воробьи (что делают?) кричат. Кричат – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. В этом предложении одна грамматическая основа – воробьи кричат. Это предложение простое.
В этом предложении говорится о весне. Что? Весна. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. В этом предложении одна грамматическая основа – весна. Состоит из одного подлежащего. Это предложение простое.
В этом предложении говорится о том, что светает. Что делает? Светает. Светает – это сказуемое. В этом предложении одна грамматическая основа – светает. Состоит из одного сказуемого. Это предложение простое.
Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматические основы. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Простые в составе сложного соединяются по интонации, или союзами или союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т.д.
Наступила осень, но сирень ещё не пожелтела.
В этом предложении говорится об осени и о сирени. Что? Осень. Это подлежащее. Что? Сирень. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Об осени говорится, что она наступила. Осень (что сделала?) наступила. Наступила – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – осень наступила. О сирени говорится, что она не пожелтела. Не пожелтела – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – сирень не пожелтела. В этом предложении две грамматические основы (осень наступила; сирень не пожелтела). Значит, предложение сложное, состоит из двух частей. Части сложного предложения соединяются союзом но и разделяются запятой.
1. Прочитайте. Укажите, какая из записей является предложением.
Скоро закончится сеанс фильма?
Береги честь смолоду.
В саду поспели груши и сливы.
2. Правильно расставьте знаки препинания.
Береги своё здоровье______
Вот пришли морозы__________
В лес пришла осень. Красиво стало в лесу! Скоро ли наступит зима?
Подснежники распускаются ранней весной.
Весна уж наступила.
Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг.
Скоро мы пойдём гулять?
В лесу поспела морошка.
Берегите своё здоровье______
Начались долгожданные каникулы__________
В лес пришла осень. Красиво стало в лесу! Скоро ли наступит зима?
Подснежники распускаются ранней весной.
Весна уж наступила.
Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг.