Предложение в котором что либо сообщается
Предложение в котором что либо сообщается
Предложения с точки зрения выраженного в них содержания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
Повествовательные предложения
1. Предложение, в котором что-либо сообщается или что-либо утверждается или отрицается, называется повествовательным предложением.
В произношении в конце повествовательного предложения голос понижается. На письме в конце повествовательного предложения ставится точка:
Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. (П.) Кит — млекопитающее. Кит — не рыба.
Вопросительные предложения
2. Предложение, в котором заключается вопрос, называется вопросительным предложением.
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак:
Что же ты не едешь?
Вопросительное предложение может содержать вопросительное местоимение или наречие:
А почему ехать мне направо? Где ты видишь дорогу? Что там такое чернеется?
Иногда вопрос выражается вопросительной частицей ли, ль:
Знаешь ли ты эту сторону? Не прикажешь ли воротиться? Тебе ль с слоном возиться?
Наконец, вопрос может выражаться только вопросительной интонацией (голос повышается при произнесении главного по смыслу слова в предложении):
Как! Так это о тебе мне сейчас докладывали? (Смысловое ударение на слове тебе, на нём повышается голос.)
Вы просите за Гринёва? (Повышение голоса на последнем слове.)
Восклицательные предложения
3. Предложение, в котором высказываемая мысль сопровождается сильным чувством, называется восклицательным предложением.
Восклицательное предложение произносится с особой восклицательной интонацией. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак:
Что за уха! Да как жирна!
Примечание. Кроме предложений, в которых содержится сообщение, вопрос или восклицание, существуют ещё такие предложения, в которых содержится повеление, просьба или запрещение; они называются повели тельными предложениями. В конце повелительного предложения, в зависимости от того, произносится ли оно спокойным или повышенным тоном, ставится точка или восклицательный знак:
Ну, не сердись, помиримся. Отворяй!’ — сказал Пугачёв.
Упражнения
Упражнение 1.
Прочтите выразительно это стихотворение. Определите каждое предложение по его типу.
«Здорово, парнище!» — «Ступай себе мимо!» —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?» —
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. » —
«Так вон оно что! А как звать тебя?» — «Власом». —
«А кой тебе годик?» — «Шестой миновал.
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал. (Н. Некрасов)
Упражнение 2.
Прочтите выразительно эту басню. Спишите и поставьте в конце каждого предложения требуемый знак препинания.
— Приятель дорогой, здорово Где ты был
— В кунсткамере, мой друг Часа там три ходил;
Всё видел, высмотрел; от удивленья,
Поверишь ли, не станет ни уменья
Пересказать тебе, ни сил
Уж подлинно, что там чудес палата
Куда на выдумки природа торовата
Каких зверей, каких там птиц я не видал
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки
Одни как изумруд, другие как коралл
Какие крохотны коровки
Есть, право, менее булавочной головки
— А видел ли слона Каков собой на взгляд Я чай, подумал ты, что гору встретил
— Да разве там он—Там—Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил (Крылов)
Упражнение 3.
Спишите текст и поставьте знаки препинания.
Петя, ты был в Парке культуры и отдыха Неужели ещё не был Почему же ты не побывал ни разу Там же очень интересно С начала зимы там устроены огромные ледяные горы Есть трамплины для лыжников Есть каток А про ледяные фигуры не слыхал Там есть целая аллея ледяных фигур А какие там карусели Послушай, Петя, завтра выходной день Пойдём со мною Согласен Ну вот и хорошо.
Упражнение 4.
Напишите сценку-разговор из жизни вашего класса, вашей школы, используя повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Речь другого лица каждый раз начинайте с новой строки и впереди ставьте тире.
Виды предложения по цели высказывания
По цели высказывания предложения делятся на:
Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.
В конце повествовательного предложения может стоять точка ( . ), восклицательный знак ( ! ) или многоточие ( . ).
Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер.
В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.
Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?
Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!
Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.
Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?
Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.
Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)
Позанимайся дополнительно. (совет)
Не отставай! (приказ, требование)
Берегите природу! (призыв)
В конце побудительного предложения ставится точка ( . ) или восклицательный знак ( ! ).
Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.
В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.
Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!
Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.
Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Виды предложений
Каждое предложение произносится или пишется с какой-то целью: что-то рассказать, о чём-то спросить, попросить или приказать что-то сделать. По цели высказывания и интонации предложения делятся на виды:
Виды предложений по цели высказывания
Цель высказывания — это цель, с которой предложение произносится или пишется. Целью высказывания может быть сообщение, вопрос или просьба (приказ, побуждение к действию, совет).
Предложения с точки зрения выраженного в них содержания, то есть по цели высказывания, бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
На улице плохая погода.
В конце повествовательного предложения ставится точка, восклицательный знак или многоточие:
Вопросительное предложение может содержать вопросительные слова:
Иногда вопрос выражается с помощью вопросительных частиц ли, ль, разве и др.:
Не хочешь ли тоже поехать?
Разве тебе уже можно?
Вопрос может выражаться только вопросительной интонацией, в этом случае вопросительных слов и частиц предложение содержать не будет. Повышение голоса будет падать на главное по смыслу слово в предложении:
Поедешь с нами на дачу?
Вопросительные предложения произносятся с вопросительной интонацией — повышение тона голоса на слове, с которым связан смысл вопроса, и к концу предложения:
Побудительные предложения часто содержат обращения:
Примечание: побудительные предложения часто имеют только один главный член — сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении:
Не ходите по мокрому полу.
Побудительные предложения произносятся с побудительной интонацией — с повышением голоса, напряжённо.
Виды предложений по интонации
По эмоциональной окраске (интонации) предложения делятся на восклицательные и невосклицательные:
Восклицательными могут быть повествовательные, вопросительные и побудительные предложения:
Отличный фильм! — предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске — восклицательное.
Что делать будем?! — предложение по цели высказывания вопросительное, по эмоциональной окраске — восклицательное.
Собирайся скорей! — предложение по цели высказывания побудительное, по эмоциональной окраске — восклицательное.
Конспект урока «Типы предложений по цели высказывания»
Тема: Типы предложений по цели высказывания.
Цель: организовать деятельность по формированию умений различать типы предложений по цели высказывания.
Познакомить с понятиями типы предложений по цели высказывания;
Тренировать умение распознавать типы предложений по цели высказывания;
Развивать умение понимать учебную задачу;
Моделировать структуру распознавать типы предложений по цели высказывания;
Развивать умение наблюдать типы предложений по цели высказывания;
Развивать умение сотрудничать;
Развивать умение работать с информацией
Воспитывать интерес к изучению русского языка
Орг. Момент
Готов ли ты начать урок?
Книжка, ручка и тетрадка?
С усердием трудитесь!
Приветствуют учителя, проверяют наличие готовности к уроку. Садятся за парты
Минутка чистописания
Запишем число и классная работа.
Вспомним как пишется буква …
Словарно-орфографическая работа
Словарная работа над словом …
Повторение и актуализация знаний
Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении.
Послушайте высказывания о предложении и если вы с ним согласны, запишите его номер.
1. Предложение не может состоять из одного слова.
2. Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.
3. Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.
4. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
5. В конце предложения всегда ставится точка.
6. В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
— Выберите фигурку, на которой записаны номера правильных ответов.
Записывают номера предложений: 2, 4, 6
Постановка учебной задачи и мотивация Решение познавательной задачи и наблюдение
Лес украшает нашу планету. Он приносит огромную пользу людям и животным. Как его можно сохранить? Бережно относись к лесу!
Что объединяет эти предложения?
Верно, это текст про лес. А чем отличаются предложения?
Разное количество слов, разные знаки препинания и т. д
А чем еще они отличаются?
Вот это мы с Вами сегодня и узнаем
Для того, чтобы узнать, чем отличаются эти предложения, давайте понаблюдаем за предложениями в нашем тексте.
Найдите предложения, в которых что-то сообщается. С какой целью употреблены эти предложения?
Чтобы что-то сообщить
Найдите предложение, в котором что-то спрашивается.
С какой целью употреблено это предложение?
Чтобы что-то спросить
Найдите предложение, в котором выражается просьба или приказ. С какой целью употреблено это предложение?
Чтобы о чем-то попросить или что-то приказать
Какой вывод можно сделать из проделанной работы?
Что предложения могут иметь цель, в них может что-то сообщаться, спрашиваться или выражаться просьба или приказ.
Работа с формулировкой учебника
А теперь давайте проверим, верны ли наши предположения. Откройте учебник на с. 17-18.
Какие же предложения называются повествовательными?
Предложения, в которых о чем-либо сообщается (повествуется) и в конце стоит точка или восклицательный знак.
Какие предложения называются вопросительными?
Предложения, в которых содержится вопрос и конце ставится вопросительный знак.
Какие предложения называются побудительными?
Предложения, в которых побуждают к действию (просят, приказывают, советуют) и конце ставится точка или восклицательный знак.
Итак, какие бывают предложения по цели высказывания?
Повествовательные, вопросительные, побудительные.
Закрепление изученного
Докажите, что предложение повествовательное.
Волк гнался за зайцем по лесу.
Докажите, что предложение вопросительное.
Белка грызет орехи?
Докажите, что предложение побудительное.
Упр. 24. Прочитайте предложения. Какая это сказка?
1. Наутро Буратино проснулся веселый и здоровый.
2. Пудель Артемон носился по траве.
3. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
4. Завтракайте, пожалуйста, спокойно.
5. Папа Карло, а где твоя куртка?
6. Улицу переходил полосатый кот Базилио.
Каким по цели высказывания является каждое предложение? Объясните свой ответ.
Спишите повествовательные предложения. Подчеркните заглавную букву в именах собственных.
Упр. Составьте одно повествовательное, вопросительное и побудительное предложение и запишите их в тетрадь.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок. (С. Маршак)
Физминутка для глаз.
Упр. Расставьте знаки препинания в данном тексте
Стоит чудная погода блестит и искрится снег самое время для прогулки а вы часто совершаете такие прогулки больше гуляйте на свежем воздухе
Выполняют задание индивидуально, сверяют с эталоном на интерактивной доске.
Стоит чудная погода. Блестит и искрится снег. Самое время для прогулки. А вы часто совершаете такие прогулки? Больше гуляйте на свежем воздухе.
Итог урока
А теперь пришло время подвести итог нашего урока.
О каких группах предложений мы сегодня узнали?
Повествовательные, вопросительные, побудительные.
Какие же предложения называются повествовательными?
Предложения, в которых о чем-либо сообщается (повествуется) и в конце стоит точка или восклицательный знак.
Какие предложения называются вопросительными?
Предложения, в которых содержится вопрос и конце ставится вопросительный знак.
Какие предложения называются побудительными?
Предложения, в которых побуждают к действию (просят, приказывают, советуют)
Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал.
Мне было интересно.
Урок для меня показался.
Моё настроение на уроке было.
Домашнее задание
Составить текст из 3-х предложений разных по цели высказывания
Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.
Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Д]-[Д’], [Т-[Т’]. Чтение слогов, предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить со звуками Д-Т.
Родительское собрание «Типы семей и стили семейного воспитания» (средняя группа) Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка. Задачи: познакомить родителей.
Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые.
Типы предложений по цели высказываний
Просмотр содержимого документа
«Типы предложений по цели высказываний»
Предложение. Типы предложений по цели высказывания.
2. Расставь нужные знаки препинания в конце предложений.
1.До чего же хорошо в деревне летом___
2.По склону горы бежит ручей___
3.Разве ты любишь торты___
3. Как называется предложение, в котором о чем-либо сообщается?
4. Выбери знак препинания, который ставится в конце предложения.
Почему разлилась река.
5. Укажи, какое предложение называют вопросительным
1. предложение, в котором о чем-либо сообщается.
2. предложение, которое произносится с сильным чувством.
3. предложение, содержится вопрос.
6. Какими по цели высказывания являются данные предложения?
1.Третьеклассники завтра пойдут в театр.
2.Коля пойдёт в театр вместе с нами?
3.Света, давай завтра сходим в театр.
7. Укажи, где правда, а где ложь.
В повествовательных предложениях задаётся вопрос.
В вопросительных предложениях сообщается какая-либо информация.
Побудительные предложения побуждают к действию.
8. Выбери предложения в следующем порядке: 1. вопросительное
Девочки, вы сделали бусы из ягод рябины?
Девочки, сделайте бусы из ягод рябины!
Девочки сделали бусы из ягод рябины.
9. Среди данных предложений выбери побудительные .
Слушайте внимательно и учитесь старательно!