Предложение что такое предложение 3 класс конспект урока
Урок русского языка в 3 классе «Предложение»
Цели урока: Актуализировать знания учащихся о предложении. Учить делить сплошной текст на предложения, правильно оформлять их в устной и письменной речи; развивать умение интонировать предложения
Долгожданный наш звонок —
— А какой урок у нас начинается?
Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
— А как правильно надо сидеть за партой?
II . Орфографическая разминка
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить сможешь сам
Свое внимание к словам.
— Кто напомнит, что такое орфограмма? (Написание по правилу)
— Назовите первые буквы слов. Прочтите их. Вы что-нибудь заметили? Что у нас получилось? (Пр..длож..ни. )
— Чего не хватает? Какую букву нужно вставить? (Букву «е».)
Я тетрадь свою открою
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
— С какой целью мы проводим минутку чистописания?
— Выделите известные орфограммы в записи даты и слов «Классная работа».
— Один ученик комментирует выполнение работы, объясняя встретившиеся орфограммы.
— Вспомните, как пишется буква «Е».
Сколько элементов входит в ее состав? (Заглавная буква «Е» состоит из 2-х элементов, а строчная «е» — из одного. Начинать писать «Е» нужно чуть ниже верхней линии строки. Написать маленький полуовал, затем большой полуовал, среднее соединение и начать писать строчную букву: выполнить верхнюю петельку, вести вниз наклонную линию с закруглением вправо.)
Посмотрите внимательно на записанную цепочку и определите последовательность ее написания.
Ее ЕеЕеЕЕ ЕЕЕЕ еееее
— Запишите эту цепочку самостоятельно (можно продолжить на следующей строке, если она не помещается на одной).
— Написание какой буквы мы повторяли на минутке чистописания?
Еще раз вспомним все, что мы знаем об этой букве. (Гласная буква «е» может обозначать один звук [э], когда стоит после согласной буквы, а может обозначать два звука — [и] и [э], когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков, например: ели, сидели, свиристели, красивые.)
Второй вариант чистописания
— С какой целью мы проводим минутку чистописания?
Выделите известные орфограммы в записи даты и слов «Классная работа». Один ученик комментирует выполнение работы, объясняя встретившиеся орфограммы.
— Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке
чистописания? (Букву «е».)
Определите порядок написания букв в строчке:
( Строчная буква «е» в начале, а затем строчные буквы в алфавитном порядке.)
Продолжите запись, ориентируясь на алфавит.
Расшифруйте головоломку: НИДЛОПРЕЕЖЕ. (Предложение.) Запишите слово, которое у вас получилось.
IV . Сообщение темы и цели урока
— Итак, тема нашего урока — «предложение».
— А цели? (Дети самостоятельно прогнозируют цели.)
Все, что я вам сообщила, а также вы сообщаете друг другу, — это речь. Вы отвечали на мои вопросы — это тоже речь.
— А из чего она состоит? (Из предложений, из слов, из звуков.)
Предложение передает мысль. Она воплощается в слова, так как в мире можно все назвать. Без звуков не было бы ничего: ни предложений, ни слов. Мы произносим звуки, из которых получаем слова, а из слов составляем предложения. Предложение, таким образом, и будет в центре нашего внимания на сегодняшнем уроке.
V . Изучение нового материала
Составление предложений из слов, записанных в чистописании.
Пример: «На ветке ели сидели красивые свиристели».
— Из чего состоит предложение?
Какой знак препинания стоит в конце предложения?
С какой буквы начинается предложение?
— Как связаны слова в предложении? (Ответы.)
Прочитайте запись на доске. Где слова, а где предложения?
— Почему вы так думаете? Объясните.
Я родился и живу в Беларуси!
У тебя много друзей?
( Предложение должно выражать законченную мысль. В предложении есть предмет речи и его действие, поэтому 1-я и 3-я строки — это предложения, а 2-я — набор слов.)
— Какой вывод можно сделать?
Предложение выражает законченную мысль.
Начинается с прописной буквы.
Работа с учебником (упражнение 28, с. 23).
Сравнительный анализ предложения и группы слов, не связанных между собой по смыслу, самостоятельный вывод о том, что предложение, в отличие от простого набора слов, выражает мысль
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. Глубокий вдох и выдох.
И усталость вся долой!
Раз, два, три, четыре, пять, Вращение головой в одну и другую
Шею надо разминать! стороны.
Стали ровно, наклонились, Наклоны вперед и назад.
Раз — вперед, а два — назад. Встать на носочки, потянуть
Потянулись, растянулись, ся вверх.
Повторяем все подряд.
А теперь мы приседаем —
Это важно, сами знаем:
Мы колени разминаем.
Наши ноги упражняем. Приседания.
Работа с учебником (упражнение 29, с. 24). Самостоятельная работа учащихся.
Анализ текста, самостоятельный вывод о том, что предложение может состоять из одного, двух или нескольких слов
VI . Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа упр.30, с. 24
Разбивка сплошного текста на предложения: определение границ предложений, правильное их интонирование
Творческая работа упр.32, с.25
Работа над правильным интонированием вопросительных и восклицательных предложений
Коллективная работа. Упр.31, с.25
Осложненное списывание предложений
VII . Подведение итогов урока
— Какие элементы урока, задания понравились?
Где и почему возникли трудности? Как вы их преодолели?
Что нового узнали на уроке?
Упражнение 33, с. 26.
— Подойдите к «Лесенке самооценки» и поместите квадратик со своим именем на той ступеньке, которая соответствует вашему настроению на уроке.
Конспект по русскому языку на тему «Что такое предложение» 3 класс
Урок 5
что такое предложение?
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
м етоды и формы обучения
Фронтальная, парная, индивидуальная
1. Учебник. Рабочая тетрадь.
2. Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1–4 классы. М.: Просвещение, 2012
Интерактивная доска, проектор (по возможности)
Запись задач темы, элементов букв, предложения
о рганизационная структура (сценарий) урока
Осуществляют анализ выполненной работы, оцени-
вание
Р – владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной
задачей
Правильное построение текста со-чинения
II. Постановка
учебной
задачи
Формулирование учебных задач на основе выдвижения гипотез, пред-
– Откройте учебник на с. 15. Мы продолжаем
работу над разделом «Текст. Предложение. Словосочетание». Прочитайте название темы урока.
– Что означают слова, составляющие название темы?
– Верно. Вот основные вопросы, которые
мы рассмотрим на уроке (задачи урока записы-
– «Что такое предложе-
ние?».
П – ориентиру-ются в учебнике,
извлекают необходимую информацию из высказы-
ваний одноклас-сников, сведе-
ваются на доске или проецируются при помощи проектора на интерактивную доску) :
• Главные члены предложения. Выделение главных членов.
– На какие вопросы вы можете дать ответы?
Какие вопросы вызывают у вас затруднения?
Р – осознают
и принимают
учебную задачу.
К – слушают друг друга, строят понятные для парт-нера по коммуни-кации речевые высказывания.
Л – осознают границы своего знания и «незнания»
Упражнения на детальный анализ
строения букв-знаков, овла-
дение начертаниями букв, соединений
– Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?
Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.
– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.
П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия
Написание элементов букв,
предло-
жения
Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных.
– Прочитайте записанное ниже предложение.
– Что это за предложение?
– Объясните смысл пословицы.
– Это предложение вы запишете в тетради.
Учитель обращает внимание на правильное соединение букв в словах предложения, правильное оформление предложения на письме.
– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Запишите пословицу.
– Посмотрите и отметьте буквы, которые полу-чились у вас лучше остальных
– Без муки нет науки.
IV. Изучение нового мате-
риала.
1. Работа
по учебнику, с. 15, упр. 17
Работа над упражнением с целью выделения предло-
жений
в устной
– Откройте учебник на с. 15. Найдите упр. 17. Прочитайте записи.
– Составляет ли данная группа слов предло-
жения?
– Выделите предложения. Для этого прочитайте вполголоса каждое предложение. Понижается ли голос в конце? Не забывайте делать паузу между предложениями.
– Выражает ли каждое предложение, выделенное вами, законченную мысль? Какую? Понятна ли эта мысль читающим?
Отвечают
на вопрос.
Отвечают
на вопросы.
П – ориентируются на страницах учебника, планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу,
Устные ответы
на во-
просы.
Запись предложений с соблюдением правил их оформ-
– Связаны ли по смыслу слова в предложениях?
– Составляют ли предложения текст? Подберите заголовок к этому тексту.
– Вспомните, как обозначаются на письме начало и конец предложения и как пишутся слова
в предложении. Запишите 1–2 предложения
из текста.
Выполняют движения физкультминутки согласно инструкции учителя
контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение.
К – владеют навыками сотрудничества со взрослыми
и сверстниками
2. Работа
по учебнику, с. 15, упр. 18
Работа над упражнением с целью составления предложений из группы слов, выделения главных членов предло-
жений
– Какая группа слов может составить предло-
жение?
– Найдите на с. 15 упр. 18. Прочитайте слова
по группам. Какая из них может составить предложение?
– Восемь групп могут составить предложения, если слова в каждой из них будут связаны
по смыслу.
Слова четвертой группы могут составить предложение,
П – ориентируются на страницах учебника, планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу, контролируют учебные действия, замечают
Устные ответы
на во-
просы.
Выделение главных членов предложений
– Соотносятся ли заголовок и содержание предложений?
– Выполним запись предложений с комментированием.
– Выделите главные члены предложений
если изменить форму слова «вода»
К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение.
Л – владеют на-
выками сотрудничества
3. Работа
с определением, с. 16
Работа
со статьей «Предло-
жение»
– Откройте учебник на с. 16. Прочитайте статью в верхней части страницы.
– Выделите признаки предложения.
– Приведите примеры предложений. Докажите, что приведенные вами примеры являются предложениями
П – используют различные способы поиска информации, владеют
логическими
действиями.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу.
К – обмениваются мнениями,
умеют слушать друг друга, строить речевые
высказывания
Знание признаков предложения
4. Работа
по учебнику, с. 16,
Работа
над упражнением
– Найдите упр. 19. Прочитайте текст. Объясните значение выражений «видимо-невидимо», «усатые колосья».
П – планируют учебные действия, используют
Выделение
в тексте
В каком значении употреблено слово «хлеб»?
– Как бы вы ответили на вопрос внучки?
– Найдите в тексте диалог. Объясните, как вы его узнали.
– Выразительно прочитайте диалог по ролям
в парах
различные способы поиска информации.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу.
К – обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания
Знаки
препи-
нания
в предложениях
диалогической
речи
Обобщение полученных на уроке сведений.
– Над какой темой работали на уроке? Что такое предложение? Как узнать предложения
в устной и письменной речи?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 8,
упр. 15
Отвечают
на вопросы,
обосновывают свое мнение
П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний
Конспект урока русского языка по теме «Предложение» 3 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
для учащихся 3 класса
Тема урока: «Предложение»
учитель начальных классов
Калиненко Татьяна Михайловна
Предметные – систематизировать знания о понятии «предложение».
Коммуникативные – формировать умение работать в парах, в группах, слушать друг друга, аргументировано доказывать своё мнение.
Регулятивные – контролировать свои действия и действия своих одноклассников, повысить мотивацию с помощью создания проблемной ситуации.
Личностные – развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
Цель : Формировать представление о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль. Развивать умение правильно оформлять предложение в письменной речи: употребление большой буквы в начале предложения, точки в конце; составлять устные предложения и оформлять их на письме.
Оборудование: компьютер, карточки для групповой работы, презентация.
— И так, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Все получится у нас!
— Соберите из карточек, которые у вас на столах, пословицу, которая станет девизом нашего сегодняшнего урока. Работа в парах.
Учащиеся собирают из карточек пословицу.
Берись дружно – не будет грузно!
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Если мы вместе дружно будем работать, то у нас все получится, и делать все будет легко.
2.Гимнастика для рук и массаж.
-Разотрите шейный отдел позвоночника.
— Погладьте себя по голове и скажите «Какие мы хорошие. Все сможем!»
Наши пальчики проснулись
С добрым утром, потянулись
Стали дружно умываться, полотенцем вытираться.
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.
3. Актуализация знаний.
Начнем с «Чистописания»
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
-Запишите число, классная работа
-Посмотрите на доску, на доске записаны буквы
-На какие две группы можно разделить данные буквы?
-Посмотрите внимательно, какое слово рассыпалось? (арбуз)
— Прочитайте предложение (1-2 ученика)
4.Постановка учебной проблемы.
— Сформулируйте тему урока. О чём мы сегодня будем говорить?
— Что такое предложение? Что мы ещё знаем о предложении?
5.«Открытие» учащимися новых знаний
— Перед вами на экране несколько утверждений. Выберите те утверждения, которые вы считаете правильными.
-Если вы согласны, то поднимите зелёную карточку, если не согласны, то красную.
1. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
2. Предложение не может состоять из одного слова.
3. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
4. Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.
5. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
6. Изучение нового материала
1) Работа над предложением
-Посмотрите на доске запись:
Косолапый, вылезать, берлога, медведь.
-В какой строчке записано предложение? Почему вы так думаете?
(предложение выражает законченную мысль)
— Что записано в первой строчке? (отдельные слова)
-Вспомните, как начинаем писать предложение? (с заглавной буквы)
-Что ставим в конце предложения? (точку)
-С красной строки запишите это предложение и начертите схему этого предложения.
Вывод: предложение выражает законченную мысль, пишется предложение с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка.
2) – Прочитайте на доске запись. Можно ли считать эти группы слов предложениями?
Тихо журчит лесной ручей.
На проводах уселись вороны.
Созревают плоды саду в.
— Сколько слов в предложении? Начертите схему предложения.
-О чём говорится в предложении?(о плодах) Что делают плоды? (созревают).
-Если я назову предложение, вы хлопаете в ладоши
-Если не предложение, вы приседаете.
Целый день моросил дождь. Легковой помчался автомобиль дороге. Собака громко лает. В саду щебечут птицы. Ночью поднялась сильная.
1)Работа по учебнику на стр. 16.
Что вы узнали из него?
— Составьте любое предложение. Запишите его. Подчеркните основу предложения.
— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу. Оцените ответ соседа.
У Нади и слоны Димы папы – водолазы.
На дне зоопарк океана звезда.
Полез Денис дрова на забор.
По рекам водный плывут суда.
Папа Тимы река работает на заводе.
Мы были в скакала парке.
Белка брала баранки у осина нас из рук.
Белые бараны били в зубры барабаны.
В парке растут липы, сосны, компот, осины.
Посадили ребята долбил смородину, сливы и яблони.
— Работа по учебнику. Упр. 17.
— Прочитайте. Что вы заметили?
— Почему трудно было прочитать эту запись?
— Выделите предложения. Прочитайте их с указанной интонацией.
— Что вам помогло правильно прочитать предложение?
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Обменяйтесь тетрадями с соседом. Прочитайте предложения, которые получились у вашего соседа.
— Как обозначены начало и конец предложения?
10.Включение в систему знаний и повторение
— Перед вами ряд записей. Надо выбрать только предложения и доказать, почему они являются предложениями.
— У каждой группы свой текст на большом листе
Наступила золотая осень.
Туча на появилась небе.
Петух клюёт зерно и
Корабль стоит у причала.
Яркое солнце светит на небе.
Дождь, яблоко, звёздный, красный.
слон зелёное рисует яркий
Какое задание сегодня на уроке было для вас самым:
— Оцените свою работу на уроке.
— Что бы вы хотели узнать на следующем уроке?
12. Домашнее задание.
Составить и записать предложение на тему «Летним днем в лесу»
-Что нового узнали на уроке?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-635027
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.