Предложение 2 указывает на следствие того о чем говорится в предложении 1
Предложение 2 указывает на следствие того о чем говорится в предложении 1
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Предложение 10 указывает на возможное следствие того, о чём говорится в предложении 9.
2) Предложение 16 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 14.
3) Предложения 30—32 содержат повествование.
4) Предложения 40—43 содержат рассуждение.
5) Предложение 27 содержит вывод из предложения 26.
(1)Будни. (2)Они сплошная беспробудность. (3)Тягучая скука. (4)Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. (5)О, плохое настроение! (6)А понедельник — это прообраз будней.
(7)Да, тогда дело с жизнью обстоит плохо! (8)Но нельзя перекладывать вину за это на «жизнь». (9)У тебя не хватает искусства жить; было бы глупо ожидать, что жизнь устроит тебе торжественный приём. (10)Так что твори сам и преображайся, иначе будни одолеют тебя. (11)А в жизни нет большего стыда, чем быть побеждённым — и не великаном, не могущественными врагами, не болезнью, а серою повседневностью существования. (12)Итак — искусство жизни! (13)Прежде всего: спокойно и мужественно смотреть в глаза врагу! (14)Нам никогда не избавиться от будней. (15)Они будут всегда. (16)Они составляют материю нашей жизни. (17)И если праздник служит лишь тому, чтобы, подобно молнии, осветить серость будней и обличить повседневность, то он нам вреден и мы недостойны его. (18)Только тот заслужил радость праздника, кто полюбил свои будни. (19)Как этого добиться?
(20)Этого можно достичь, отыскав священный смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив и воспламенив повседневность лучом его света. (21)Это первое требование, даже первооснова искусства жизни. (22)Что есть ты во Вселенной? (23)Каковы твои деяния перед Отечеством?
(24)Ты ещё этого не уяснил? (25)Ты ещё этого не знаешь? (26)Как же ты живёшь? (27)Бессмысленно, слепо, тупо и бессловесно? (28)Тогда легко постичь «сплошную беспробудность» твоих будней. (29)И скуку, и плохое настроение, и всё им сопутствующее.
(30)Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как лишённую смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты. (31)Надо одуматься. (32)Надо понять серьёзный смысл своей профессии и заботиться о ней во имя её высокого смысла. (33)Надо серьёзно отнестись к самому себе, а значит, и к собственной профессии, и к собственным будням. (34)Будни остаются, но их необходимо преобразить изнутри. (35)Они должны наполниться смыслом, ожить, стать многоцветными; а не оставаться «сплошной беспробудностью».
(36)Бессмысленно — это безрадостно. (37)Человек создан так, что не может жить безрадостно. (38)Тот, кто кажется живущим без радости, непременно выдумал себе замену радости. (39)Радость должна, однако, вырастать из повседневного труда, пусть даже только в том смысле, что трудишься всё лучше и лучше, повышаешь качество своего труда, перемещаясь тем самым вверх по ступеням совершенствования.
(40)Если же ты нашёл высокий смысл твоего труда и радость в его качестве, сможешь ли ты и после этого говорить о «сплошной беспробудности»? (41)Жизнь станет для тебя тогда светящейся нитью. (42)И взлёт в твоей жизни обеспечен. (43)Ведь радость высвобождает творческие силы, творческие силы создают качество, а качество труда вызывает радость от труда.
(44)Посмотри: так твои будни попадают в добрый круг духовного здоровья. (45)И теперь для тебя нет больше тягучих будней.
Иван Александрович Ильин (1883—1954) — русский философ, писатель и публицист.
Источник текста: МИОО: Тренировочная работа по русскому языку 16.04.2014 вариант РУ10802.
Предложение 2 указывает на следствие того о чем говорится в предложении 1
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 2 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 1.
2) В предложениях 9–10 представлено повествование.
3) В предложениях 13–15 представлено рассуждение.
4) В предложении 29 представлено рассуждение.
5) Предложение 33 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 32.
(1)Когда Скоков пришёл к полному, тысячу раз проверенному убеждению, что такому заурядному, как он, такому незначительному, тихому человеку суждено до конца дней служить в канцелярии на семидесяти пяти рублях жалованья, он наметил для себя в будущем некий торжественный и блестящий скачок.
(2)«Скачок» этот заключался в следующем: Скоков решил ровно десять лет быть скупым, жить впроголодь, спать в собачьем углу, но зато, скопив ровно десять тысяч рублей, истратить их до последней копейки в 24 часа на
роскошь, еду, напитки, развлечения – с такой же лёгкостью и сознанием силы денег, какие присущи миллионерам. (3)Вознаградив себя таким образом за все лишения и будущего, и прошлого, Скоков рассчитывал ещё получать с этого «капитального» дня проценты: воспоминания. (4)Один сказочный день наслаждений он ставил центром, целью и смыслом жизни. (5)У него не было ничего, он же хотел всего.
(6)Несчастье Скокова заключалось в том, что он был наделён огромным пассивным упорством в противовес упорству активному, он мог лишь придержать то, что есть, а бороться было не в его характере.
(7)…Итак, 8-го ноября 19… года Скоков положил в банк своё первое накопление: 65 рублей 17 копеек.
(8)С небольшими отступлениями от названной цифры сумма эта вносилась каждый месяц в течение десяти лет, и к финальному дню вклад Скокова равнялся девяти тысячам восьмистам двум рублям.
(9)Скоков взял пятидневный отпуск.
(10)В этот же день он вынул из банка все деньги и запер их в своём крошечном сундуке. (11)А следующий день – канун – Скоков намеревался употребить для приготовлений: оповестить и пригласить сослуживцев, снять ресторанный зал с кабинетами, потревожить портных, цветочные магазины – выполнить всё необходимое кутящему миллионеру.
(12)Однако, пока он продумывал всё это, в голове зашевелилась одна мысль. (13)Как примет организм после десятилетнего истинно аскетического образа жизни всё это обилие чувственных восприятий: вкус тонких, жирных, вкусных, преимущественно рыбных и мясных, яств? (14)Напряжённое волнение музыки? (15)Запах и блеск цветов?
(16)Скоков сидел на сундуке с деньгами и думал, и понемногу настоящий страх охватил его: то, к чему он привык за десять лет нищеты: чёрный хлеб, тьма и уныние, – могли встать между ним и вожделенными наслаждениями, как спазм.
(17)Скоков испугался возможного разочарования. (18)Душа его встрепенулась. (19)Наконец, после долгого колебания, Скоков решил произвести репетицию: коснуться той радужной области наслаждений, которые подготовлял так терпеливо и долго.
(20)Взяв из сундука десять рублей, он по привычке бережно сложил бумажку вчетверо, глубоко засунул её в карман, оделся и вышел.
(21)От одной мысли, что теперь он свободно и просто может зайти в любой ресторан, как умеющий и любящий пожить человек, сердце его забилось так сильно, как у других бьётся перед свиданием.
(22)У освещённых дверей ресторана Скоков остановился, дрожа.
(23)Волнуясь, вошёл. (24)Разделся. (25)И, чувствуя себя немного пьяным от света, звуков оркестриона и белизны столового белья, уселся. (26)Подумав, он заказал три блюда: мясное, рыбу и сладкое. (27)Он сознавал, что
действует, как во сне. (28)Контраст с прежним образом жизни был колоссален.
(32)…Утром он вспомнил всё, что было вчера, вспомнил, как собирался прожить сутки миллионером, и горько заплакал. (33)Ему жаль было этих десяти лет, ведь в них он мог получить то несложное счастье, о котором думал так много и представлял его земным раем.
* Александр Степанович Грин (настоящая фамилия – Гриневский) (1880– 1932) — русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Скоков не видел перспектив на своей службе в канцелярии, поэтому решил накопить денег и полностью изменить свою жизнь, чтобы больше никогда не жить в нищете.
2) Скоков был очень тихим, застенчивым человеком, и он чувствовал себя личностью только тогда, когда он мог позволить себе зайти в ресторан, но у него совсем не было на это денег.
3) Скоков очень дисциплинированно ежемесячно относил в банк почти всю сумму своего жалованья, чтобы за 10 лет накопить около 10 тысяч рублей.
4) Герой повествования не выдержал и отправился в ресторан накануне планируемого торжества, так как он давно не ел изысканных блюд и очень скучал по аромату и вкусу такой пищи.
5) Рестораны, вкусная пища, музыка – всё это казалось Скокову земным раем.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Высказывание под номером 1 противоречит предложению 4.
Высказывание под номером 2 противоречит предложению 32 текста, ведь Скоков понял-таки, что не в походе в ресторан заключается счастье.
Высказывание под номером 3 подтверждается предложением №8 текста.
Высказывание под номером 4 противоречит предложению 13: герой пошёл в ресторан, чтобы прорепетировать торжество, т.к. боялся реакции организма после десяти лет лишений и голода.
Высказывание под номером 5 подтверждается в тексте в предложении №33.
Задание 22 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.
Это задание, как и 1-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста.
Чтобы выполнить задание 22, необходимо внимательно прочесть текст, найти подтверждение предлагаемым вариантам ответов в тексте.
В приведённых вариантах ответов должна содержаться та же информация, те же факты, что и в тексте. Обратите внимание на невозможность искажения, даже незначительного, фактов, деталей текста, связанных с периодами действия (годами, месяцами и т. п.), именами героев, родом занятий персонажей — именно здесь часто скрываются «ловушки» задания № 21. Обязательно после определения вариантов ответа еще раз найдите конкретные предложения, подтверждающие эту информацию, в тексте.
В ответе под номером 3 сказано: «почти всю сумму», поэтому всё-таки верен ответ.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 6 представлено рассуждение.
2) Предложение 9 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 8.
3) Предложение 17 противопоставлено по смыслу предложению 16.
4) В предложении 20 представлено повествование.
5) Предложение 29 содержит элементы описания.
Пояснение (см. также Правило ниже).
1) В предложении 6 представлено рассуждение. − Верно.
2) Предложение 9 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 8. − Неверно.
3) Предложение 17 противопоставлено по смыслу предложению 16. − Неверно.
4) В предложении 20 представлено повествование. − Верно.
5) Предложение 29 содержит элементы описания. − Верно.
Задание 23 требует от учащегося умения анализировать текст с точки зрения его функционально-смысловой принадлежности.
Различают три основных функционально-смысловых типа
Повествование — рассказ о событиях, сменяющих друг друга. Для него характерны глаголы совершенного вида (что сделал?), переход от одного действия к другому, наличие диалога.
Описание — статичная картина. Характерны глаголы несовершенного вида (как на застывшем фото), прилагательные и любые другие эпитеты, переход от одной грани описываемого к другой.
Рассуждение — размышление о проблеме, мысли вслух. Характерно наличие вопросительных предложений, вводных слов, переход от тезиса к доказательствам.
Примеры
На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну).
Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).
Из предложений 6–7 выпишите пару антонимов (антонимическую пару).
Пояснение (см. также Правило ниже).
В предложении 6 есть антонимы: пассивным − активному.
Для выполнения задания 24 нужно знать следующие определения:
— прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха)
— синонимы (контекстный синоним), антонимы (контекстный антоним)
— лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы)
— ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы)
— стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика
Лексическое значение слова — это исторически закрепленный «смысл» слова.
Слова могут иметь прямое значение (первоначальное, исходное) значение и переносное значение (вторичное значение, возникающее на основе первого). Примеры:
— Его оставили в комнате одного. Слово «оставили» имеет прямое значение.
— Его оставили в должности. Слово «оставили» использовано в переносном значении.
Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко — сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост — сходство на основе функции).
Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Пушкин в сумке, съел тарелку). Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Синекдоха — перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй, шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье).
Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, заимствованные слова
Синонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Друг — товарищ, думать — размышлять).
Контекстные синонимы — слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.))
Антонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (плохой — хороший, сесть — встать).
Контекстные антонимы — слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева))
Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными. Полные омонимы — это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ (источник воды). Частичные омонимы — это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.
Фразеологизмы — это устойчивые словосочетания, обладающие неделимым смыслом и извлекаемые из нашей памяти в готовом виде. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм — это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание.
Заимствованные слова — это слова, пришедшие в русский язык из других языков: хутор (из венгерского).
Лексика пассивного запаса — устаревшая или еще недостаточно известная.
Историзмы — устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалий действительности, которые они обозначали. (Пример: бурмистр, боярин и т. д.).
Архаизмы — устаревшие слова, заменённые современными синонимами (ланиты — щёки, длань — ладонь).
Неологизмы — это новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых предметов, явлений.
Ограниченная в употреблении лексика
Диалектизмы — это слова, используемые только на определенных территориях. Примеры: векша — белка (северный диалект).
Профессионализмы — слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах: чайник — у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок.
Жаргонная лексика — слова, которые используют в своей речи определенные социальные слои населения. Примеры: беспредел (уголовное арго), клёвый (молодежь).
Сленг — чаще понимается как «молодежный».
Арго — диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык).
Просторечная лексика — слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относятся и матерные слова. Например, «свистнуть» — в значении «украсть», «харя, морда» — в значении «лицо» и т. д.
Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика
Нейтральная лексика — используется в любой ситуации, в любом стиле (хороший, общество, рисовать).
Книжная лексика — используется преимущественно в письменных (книжных) стилях (достохвальный, ассоциация, живописать).
Разговорная лексика — используется в разговорном стиле (гробить, запаска, деляга).
Среди предложений 9–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза, личного, определительного и указательного местоимений. Укажите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Пояснение (см. также Правило ниже).
Предложение 12 связано с предыдущим с помощью сочинительного союза ОДНАКО, личного местоимения ОН, определительного местоимение ВСЁ и указательного местоимения ЭТО.
«Рассказ Александра Грина «Каждый сам миллионер», обладающий некоторыми сходствами с притчей, заставляет читателя задуматься о неустаревающих, вечных проблемах. Используя в качестве основы текста контраст, множество противопоставлений, автор подкрепляет эту антитезу и целым рядом других средств выразительности.
На лексическом уровне следует отметить употребление такого средства, как (А)_______ («такому» в предложении 1, «вспомнил» в предложении 32), а также такие тропы, как (Б)_______ (в предложениях 16, 21, 27) и (В)_______ (например, «незначительному, тихому человеку», «торжественный и блестящий скачок» в предложении 1). Весьма выразительно и такое синтаксическое средство, как (Г)_______ («центром, целью и смыслом жизни» в предложении 4)».
3) риторический вопрос
4) ряд однородных членов предложения
7) вводные конструкции
9) лексический повтор
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение (см. также Правило ниже).
«Рассказ Александра Грина «Каждый сам миллионер», обладающий некоторыми сходствами с притчей, заставляет читателя задуматься о неустаревающих, вечных проблемах. Используя в качестве основы текста контраст, множество противопоставлений, автор подкрепляет эту антитезу и целым рядом других средств выразительности.
На лексическом уровне следует отметить употребление такого средства, как (А)лексический повтор («такому» в предложении 1, «вспомнил» в предложении 32), а также такие тропы, как (Б)сравнение (в предложениях 16, 21, 27) и (В)эпитеты (например, «незначительному, тихому человеку», «торжественный и блестящий скачок» в предложении 1). Весьма выразительно и такое синтаксическое средство, как (Г)ряд однородных членов предложения («центром, целью и смыслом жизни» в предложении 4)».
Эпитет − образное определение.
Сравнение − прямое сопоставление предмета или явления с другим.
Лексический повтор − повторение в речевом отрывке отдельных слов.
Ряды однородных членов − наличие в предложении нескольких групп однородных членов, например, однородных определений и однородных обстоятельств в предложении 7.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Основные проблемы | Позиция автора |
---|---|
1. Проблема грамотной постановки цели в жизни и выбора средств достижения этой цели. Проблема смысла жизни. (Какой должна быть цель в жизни человека? Всегда ли оправданны те средства, которые человек выбирает для достижения своей жизненной цели? Нужно ли ставить целью накопление денег? В чём заключается смысл жизни человека? Каковы последствия неграмотной постановки жизненных целей?) | 1. От выбора цели в жизни зависит благополучие человека, то, счастлив он или нет. Жизненная цель и средства её достижения должны быть такими, чтобы человек был счастлив, а не испытывал горечи от чрезмерных лишений. Не стоит делать материальные блага целью, смыслом жизни – это лишь одно из средств обретения счастья. Если происходит так, что жизненная цель и средства её достижения выбраны неверно, человек страдает гораздо больше, чем радуется, – и на пути к цели, и по её достижении. Смысл жизни – нематериальное понятие, и нельзя делать деньги этим самым смыслом жизни: это неоправданно. |
2. Роль материальных ценностей (денег) в жизни человека. (Какую роль материальные ценности (деньги) играют в жизни человека? Могут ли деньги быть самоцелью? Каковы последствия ситуации, когда человек делает деньги самоцелью? Как количество денег влияет на качество жизни человека? Много ли денег нужно человеку для счастья? Принесёт ли счастье большая сумма, если она получена путём чрезмерных лишений?) | 2. Материальные ценности играют, безусловно, важную роль: они дают возможность человеку почувствовать себя более уверенным, позволяют приобретать другие блага. Однако деньги не могут быть самоцелью. И если человек не осознаёт этого, делает накопление самоцелью, то суммы, даже очень внушительные, накопленные посредством длительных лишений, не приносят радости. Гораздо важнее не количество денег, а качество жизни человека, причём не «одно-разовое», ситуативное, а постоянное. А для этого нужно не так уж много денег. |
3. Проблема сущности счастья. (Что такое счастье? Одинаково ли счастье разных людей?) | 3. Для каждого человека счастье своё, индивидуальное. Оно может быть определено количеством денег, социальным статусом – это внутреннее ощущение, которое наполняет жизнь человека радостью, чувством удовлетворения, материальным и/ или душевным комфортом. И важно давать себе возможность быть счастливым, потому что именно ощущение счастья делает жизнь человека полноценной, радостной. |
4. Проблема активного и пассивного способа достижения жизненных целей. Проблема активной и пассивной жизненной позиции. (Какой способ достижения жизненной цели лучше: активный или пассивный?) | 4. Пассивный способ без какой бы то ни было активной работы на пути к жизненной цели заставляет человека идти на жертвы, отказывать себе в чём-то, чтобы получить желаемое. Пассивный способ лишён созидания, обновления. А активный способ созидателен: происходит добывание желаемого без ущерба для уже имеющегося. |
* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.
Предложение 2 указывает на следствие того о чем говорится в предложении 1
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 6 представлено рассуждение.
2) Предложение 9 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 8.
3) Предложение 17 противопоставлено по смыслу предложению 16.
4) В предложении 20 представлено повествование.
5) Предложение 29 содержит элементы описания.
(1)Когда Скоков пришёл к полному, тысячу раз проверенному убеждению, что такому заурядному, как он, такому незначительному, тихому человеку суждено до конца дней служить в канцелярии на семидесяти пяти рублях жалованья, он наметил для себя в будущем некий торжественный и блестящий скачок.
(2)«Скачок» этот заключался в следующем: Скоков решил ровно десять лет быть скупым, жить впроголодь, спать в собачьем углу, но зато, скопив ровно десять тысяч рублей, истратить их до последней копейки в 24 часа на
роскошь, еду, напитки, развлечения – с такой же лёгкостью и сознанием силы денег, какие присущи миллионерам. (3)Вознаградив себя таким образом за все лишения и будущего, и прошлого, Скоков рассчитывал ещё получать с этого «капитального» дня проценты: воспоминания. (4)Один сказочный день наслаждений он ставил центром, целью и смыслом жизни. (5)У него не было ничего, он же хотел всего.
(6)Несчастье Скокова заключалось в том, что он был наделён огромным пассивным упорством в противовес упорству активному, он мог лишь придержать то, что есть, а бороться было не в его характере.
(7)…Итак, 8-го ноября 19… года Скоков положил в банк своё первое накопление: 65 рублей 17 копеек.
(8)С небольшими отступлениями от названной цифры сумма эта вносилась каждый месяц в течение десяти лет, и к финальному дню вклад Скокова равнялся девяти тысячам восьмистам двум рублям.
(9)Скоков взял пятидневный отпуск.
(10)В этот же день он вынул из банка все деньги и запер их в своём крошечном сундуке. (11)А следующий день – канун – Скоков намеревался употребить для приготовлений: оповестить и пригласить сослуживцев, снять ресторанный зал с кабинетами, потревожить портных, цветочные магазины – выполнить всё необходимое кутящему миллионеру.
(12)Однако, пока он продумывал всё это, в голове зашевелилась одна мысль. (13)Как примет организм после десятилетнего истинно аскетического образа жизни всё это обилие чувственных восприятий: вкус тонких, жирных, вкусных, преимущественно рыбных и мясных, яств? (14)Напряжённое волнение музыки? (15)Запах и блеск цветов?
(16)Скоков сидел на сундуке с деньгами и думал, и понемногу настоящий страх охватил его: то, к чему он привык за десять лет нищеты: чёрный хлеб, тьма и уныние, – могли встать между ним и вожделенными наслаждениями, как спазм.
(17)Скоков испугался возможного разочарования. (18)Душа его встрепенулась. (19)Наконец, после долгого колебания, Скоков решил произвести репетицию: коснуться той радужной области наслаждений, которые подготовлял так терпеливо и долго.
(20)Взяв из сундука десять рублей, он по привычке бережно сложил бумажку вчетверо, глубоко засунул её в карман, оделся и вышел.
(21)От одной мысли, что теперь он свободно и просто может зайти в любой ресторан, как умеющий и любящий пожить человек, сердце его забилось так сильно, как у других бьётся перед свиданием.
(22)У освещённых дверей ресторана Скоков остановился, дрожа.
(23)Волнуясь, вошёл. (24)Разделся. (25)И, чувствуя себя немного пьяным от света, звуков оркестриона и белизны столового белья, уселся. (26)Подумав, он заказал три блюда: мясное, рыбу и сладкое. (27)Он сознавал, что
действует, как во сне. (28)Контраст с прежним образом жизни был колоссален.
(32)…Утром он вспомнил всё, что было вчера, вспомнил, как собирался прожить сутки миллионером, и горько заплакал. (33)Ему жаль было этих десяти лет, ведь в них он мог получить то несложное счастье, о котором думал так много и представлял его земным раем.
* Александр Степанович Грин (настоящая фамилия – Гриневский) (1880– 1932) — русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Скоков не видел перспектив на своей службе в канцелярии, поэтому решил накопить денег и полностью изменить свою жизнь, чтобы больше никогда не жить в нищете.
2) Скоков был очень тихим, застенчивым человеком, и он чувствовал себя личностью только тогда, когда он мог позволить себе зайти в ресторан, но у него совсем не было на это денег.
3) Скоков очень дисциплинированно ежемесячно относил в банк почти всю сумму своего жалованья, чтобы за 10 лет накопить около 10 тысяч рублей.
4) Герой повествования не выдержал и отправился в ресторан накануне планируемого торжества, так как он давно не ел изысканных блюд и очень скучал по аромату и вкусу такой пищи.
5) Рестораны, вкусная пища, музыка – всё это казалось Скокову земным раем.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Высказывание под номером 1 противоречит предложению 4.
Высказывание под номером 2 противоречит предложению 32 текста, ведь Скоков понял-таки, что не в походе в ресторан заключается счастье.
Высказывание под номером 3 подтверждается предложением №8 текста.
Высказывание под номером 4 противоречит предложению 13: герой пошёл в ресторан, чтобы прорепетировать торжество, т.к. боялся реакции организма после десяти лет лишений и голода.
Высказывание под номером 5 подтверждается в тексте в предложении №33.
Задание 22 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.
Это задание, как и 1-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста.
Чтобы выполнить задание 22, необходимо внимательно прочесть текст, найти подтверждение предлагаемым вариантам ответов в тексте.
В приведённых вариантах ответов должна содержаться та же информация, те же факты, что и в тексте. Обратите внимание на невозможность искажения, даже незначительного, фактов, деталей текста, связанных с периодами действия (годами, месяцами и т. п.), именами героев, родом занятий персонажей — именно здесь часто скрываются «ловушки» задания № 21. Обязательно после определения вариантов ответа еще раз найдите конкретные предложения, подтверждающие эту информацию, в тексте.
В ответе под номером 3 сказано: «почти всю сумму», поэтому всё-таки верен ответ.
Из предложений 6–7 выпишите пару антонимов (антонимическую пару).
Пояснение (см. также Правило ниже).
В предложении 6 есть антонимы: пассивным − активному.
Для выполнения задания 24 нужно знать следующие определения:
— прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха)
— синонимы (контекстный синоним), антонимы (контекстный антоним)
— лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы)
— ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы)
— стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика
Лексическое значение слова — это исторически закрепленный «смысл» слова.
Слова могут иметь прямое значение (первоначальное, исходное) значение и переносное значение (вторичное значение, возникающее на основе первого). Примеры:
— Его оставили в комнате одного. Слово «оставили» имеет прямое значение.
— Его оставили в должности. Слово «оставили» использовано в переносном значении.
Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко — сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост — сходство на основе функции).
Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Пушкин в сумке, съел тарелку). Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Синекдоха — перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй, шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье).
Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, заимствованные слова
Синонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Друг — товарищ, думать — размышлять).
Контекстные синонимы — слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.))
Антонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (плохой — хороший, сесть — встать).
Контекстные антонимы — слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева))
Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными. Полные омонимы — это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ (источник воды). Частичные омонимы — это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.
Фразеологизмы — это устойчивые словосочетания, обладающие неделимым смыслом и извлекаемые из нашей памяти в готовом виде. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм — это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание.
Заимствованные слова — это слова, пришедшие в русский язык из других языков: хутор (из венгерского).
Лексика пассивного запаса — устаревшая или еще недостаточно известная.
Историзмы — устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалий действительности, которые они обозначали. (Пример: бурмистр, боярин и т. д.).
Архаизмы — устаревшие слова, заменённые современными синонимами (ланиты — щёки, длань — ладонь).
Неологизмы — это новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых предметов, явлений.
Ограниченная в употреблении лексика
Диалектизмы — это слова, используемые только на определенных территориях. Примеры: векша — белка (северный диалект).
Профессионализмы — слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах: чайник — у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок.
Жаргонная лексика — слова, которые используют в своей речи определенные социальные слои населения. Примеры: беспредел (уголовное арго), клёвый (молодежь).
Сленг — чаще понимается как «молодежный».
Арго — диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык).
Просторечная лексика — слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относятся и матерные слова. Например, «свистнуть» — в значении «украсть», «харя, морда» — в значении «лицо» и т. д.
Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика
Нейтральная лексика — используется в любой ситуации, в любом стиле (хороший, общество, рисовать).
Книжная лексика — используется преимущественно в письменных (книжных) стилях (достохвальный, ассоциация, живописать).
Разговорная лексика — используется в разговорном стиле (гробить, запаска, деляга).
Среди предложений 9–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза, личного, определительного и указательного местоимений. Укажите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Пояснение (см. также Правило ниже).
Предложение 12 связано с предыдущим с помощью сочинительного союза ОДНАКО, личного местоимения ОН, определительного местоимение ВСЁ и указательного местоимения ЭТО.
«Рассказ Александра Грина «Каждый сам миллионер», обладающий некоторыми сходствами с притчей, заставляет читателя задуматься о неустаревающих, вечных проблемах. Используя в качестве основы текста контраст, множество противопоставлений, автор подкрепляет эту антитезу и целым рядом других средств выразительности.
На лексическом уровне следует отметить употребление такого средства, как (А)_______ («такому» в предложении 1, «вспомнил» в предложении 32), а также такие тропы, как (Б)_______ (в предложениях 16, 21, 27) и (В)_______ (например, «незначительному, тихому человеку», «торжественный и блестящий скачок» в предложении 1). Весьма выразительно и такое синтаксическое средство, как (Г)_______ («центром, целью и смыслом жизни» в предложении 4)».
3) риторический вопрос
4) ряд однородных членов предложения
7) вводные конструкции
9) лексический повтор
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение (см. также Правило ниже).
«Рассказ Александра Грина «Каждый сам миллионер», обладающий некоторыми сходствами с притчей, заставляет читателя задуматься о неустаревающих, вечных проблемах. Используя в качестве основы текста контраст, множество противопоставлений, автор подкрепляет эту антитезу и целым рядом других средств выразительности.
На лексическом уровне следует отметить употребление такого средства, как (А)лексический повтор («такому» в предложении 1, «вспомнил» в предложении 32), а также такие тропы, как (Б)сравнение (в предложениях 16, 21, 27) и (В)эпитеты (например, «незначительному, тихому человеку», «торжественный и блестящий скачок» в предложении 1). Весьма выразительно и такое синтаксическое средство, как (Г)ряд однородных членов предложения («центром, целью и смыслом жизни» в предложении 4)».
Эпитет − образное определение.
Сравнение − прямое сопоставление предмета или явления с другим.
Лексический повтор − повторение в речевом отрывке отдельных слов.
Ряды однородных членов − наличие в предложении нескольких групп однородных членов, например, однородных определений и однородных обстоятельств в предложении 7.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Основные проблемы | Позиция автора |
---|---|
1. Проблема грамотной постановки цели в жизни и выбора средств достижения этой цели. Проблема смысла жизни. (Какой должна быть цель в жизни человека? Всегда ли оправданны те средства, которые человек выбирает для достижения своей жизненной цели? Нужно ли ставить целью накопление денег? В чём заключается смысл жизни человека? Каковы последствия неграмотной постановки жизненных целей?) | 1. От выбора цели в жизни зависит благополучие человека, то, счастлив он или нет. Жизненная цель и средства её достижения должны быть такими, чтобы человек был счастлив, а не испытывал горечи от чрезмерных лишений. Не стоит делать материальные блага целью, смыслом жизни – это лишь одно из средств обретения счастья. Если происходит так, что жизненная цель и средства её достижения выбраны неверно, человек страдает гораздо больше, чем радуется, – и на пути к цели, и по её достижении. Смысл жизни – нематериальное понятие, и нельзя делать деньги этим самым смыслом жизни: это неоправданно. |
2. Роль материальных ценностей (денег) в жизни человека. (Какую роль материальные ценности (деньги) играют в жизни человека? Могут ли деньги быть самоцелью? Каковы последствия ситуации, когда человек делает деньги самоцелью? Как количество денег влияет на качество жизни человека? Много ли денег нужно человеку для счастья? Принесёт ли счастье большая сумма, если она получена путём чрезмерных лишений?) | 2. Материальные ценности играют, безусловно, важную роль: они дают возможность человеку почувствовать себя более уверенным, позволяют приобретать другие блага. Однако деньги не могут быть самоцелью. И если человек не осознаёт этого, делает накопление самоцелью, то суммы, даже очень внушительные, накопленные посредством длительных лишений, не приносят радости. Гораздо важнее не количество денег, а качество жизни человека, причём не «одно-разовое», ситуативное, а постоянное. А для этого нужно не так уж много денег. |
3. Проблема сущности счастья. (Что такое счастье? Одинаково ли счастье разных людей?) | 3. Для каждого человека счастье своё, индивидуальное. Оно может быть определено количеством денег, социальным статусом – это внутреннее ощущение, которое наполняет жизнь человека радостью, чувством удовлетворения, материальным и/ или душевным комфортом. И важно давать себе возможность быть счастливым, потому что именно ощущение счастья делает жизнь человека полноценной, радостной. |
4. Проблема активного и пассивного способа достижения жизненных целей. Проблема активной и пассивной жизненной позиции. (Какой способ достижения жизненной цели лучше: активный или пассивный?) | 4. Пассивный способ без какой бы то ни было активной работы на пути к жизненной цели заставляет человека идти на жертвы, отказывать себе в чём-то, чтобы получить желаемое. Пассивный способ лишён созидания, обновления. А активный способ созидателен: происходит добывание желаемого без ущерба для уже имеющегося. |
* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.