Предел в храме что это
Для прагматики или для красоты? Зачем нужны и как устроены приделы русского храма
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Когда мы смотрим на русский храм, то чаще всего видим не только сам храм – четверик с барабанами и куполами, а композицию, состоящую из разнообразных пристроек к нему. И, наверное, самой важной и с религиозной и с архитектурной точек зрения пристройкой к храму являются его приделы.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль
Приделом называется помещение в храме, состоящее из алтаря и наоса (пространства, предназначенного для мирян) – то есть, место, где можно проводить церковные богослужения. То, что мы называем основным объемом храма – является центральным или главным приделом. Если к храму пристроены еще и другие помещения с отдельным алтарем и престолом – их называют боковыми приделами. Или просто приделами, так как главный придел на то и главный, чтобы восприниматься и называться собственно храмом.
Саввинский придел Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Собор построен в самом начале XV века. Придел пристроен позже – в середине XV века
Зачем нужны приделы?
Зачем нужно пристраивать дополнительные места для церковных служб к уже существующей церкви?
Во-первых, для того, чтобы в один день можно было совершать несколько богослужений. Дело в том, что по православному канону на одном престоле можно совершать литургию только один раз в день. Приделы с отдельными алтарями и престолами давали возможность увеличивать число служб в храме в течение дня.
Во-вторых, русские каменные храмы были важными религиозными центрами. Вокруг них оформлялась местная духовная жизнь, стремящаяся к расширению «пространства небесного покровительства». Решалось это в том числе и за счет создания приделов – малых храмов, посвященных Христу, Пресвятой Богородице или местночтимым святым. Каждый придел был не просто пристройкой для богослужения, а отдельно освящался в честь событий священной истории или отдельного святого.
И кстати, если переосвящение храма был все-таки довольно редким событием, то как раз приделы переосвящали довольно часто – в зависимости от актуальных предпочтений настоятелей или прихожан. Так же часто старые, обветшавшие приделы просто перестраивали как новые, освящая их уже в честь других святых.
Придел
Другие названия: капелла, застенок
Что такое придел в храме?
Приделом именуют помещение в храме, состоящее из алтаря и пространства, предназначенного для мирян. В зависимости от архитектуры, храм может иметь один или несколько приделов. Различают главный (центральный) и боковые приделы.
Количество приделов в храме может быть самым разным. Например, в соборе Василия Блаженного на Красной площади их одиннадцать.
Капеллой придел именуется на Западе, как правило, в католических храмах.
Застенком на Руси называли боковой придел, отделенный от основного помещения глухой стеной.
Разновидности приделов
С точки зрения планировки приделы также могут значительно отличаться друг от друга. Это могут быть параллельные друг другу нефы, отделенные друг от друга лишь несколькими колоннами в храме-базилике, а могут – причудливо расположенные изолированные друг от друга комнаты, как в уже упомянутом нами храме Василия Блаженного. Приделы могут располагаться и на хорах храма или, к примеру, в подземном помещении. Наконец, распространены церковные здания с приделами, расположенными в пристройках к основному зданию.
Летние и зимние приделы
Особое значение приделы приобретают в храмах, разделенных на летнюю и зимнюю часть. Как правило, такой храм имеет форму буквы Т, ножка которой устремлена к востоку. В конце этой «ножки» находится алтарь центрального – летнего – придела. Этот придел – самое высокое и торжественное помещение в храме. Он переходит в небольшой коридор, перегороженный стеной с относительно небольшой дверью. За ней, в боковых сторонах поперечной перекладины «Т», находятся еще 2 придела. Эта часть храма именуется трапезной. Потолки в ней не столь высоки, как в основной части, благодаря чему ее легче протопить. В теплое время года богослужения совершаются главным образом в летней части храма, где нет отопления, зато много света и воздуха. На зиму дверь в эту часть закрывают, а трапезную с двумя ее приделами протапливают и служат в ней.
Особенности использования
У строительства многопридельных храмов или пристройки новых приделов к уже существующему церковному зданию есть четыре основных цели:
1. Эстетически-архитектурная, связанная со стилистикой здания и творческим самовыражением его автора.
2. Утилитарно-практическая – при разделении храма на зимнюю и летнюю части, см. выше.
3. Духовно-практическая. Дело в том, что в Православной Церкви существует правило, согласно которому на одном престоле Литургия может быть совершена лишь один раз в сутки. Наличие в храме нескольких приделов позволяет совершить две и более Литургии, что особенно актуально, если у храма много прихожан.
4. Духовная. Каждый придел храма имеет свое посвящение: Господу (в честь какого-то из событий Священной истории), Пресвятой Богородице (в честь богородичного праздника или иконы), святому или ангелу. Мистически придел представляет собой малый храм. История знает множество случаев, когда к уже существующим храмам пристраивали приделы с целью почтить кого-то из святых – с молитвой о помощи или в благодарность за услышанную просьбу.
ПРИДЕЛ
Найдено 6 изображений:
Видео на тему: ПРИДЕЛ
придел м. Небольшая боковая пристройка в православном храме, имеющая дополнительный алтарь.
придел
м. (в церкви)
side-chapel, side-altar
ПРИДЕЛ (в православном храме), пристройка со стороны юж. (или сев.) фасада или специально выделенная часть основного здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений.
Придел — в православном храме особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе все, что составляет принадлежность всякого алтаря, т. е. престол и жертвенник с принадлежностями и пр. Подобно главному алтарю, он отделяется от других частей храма иконостасом, имеет солею, клиросы и хоругви. Приделы устраиваются в более просторных храмах для того, чтобы в один день можно было в одном и том же храме совершить литургию дважды или трижды (смотря по числу приделов), так как на одном престоле литургия священнодействуется не больше одного раза в день. Придел, как и главный алтарь, обращен бывает к востоку, параллельно главному алтарю, несколько впереди его, или несколько позади, или по сторонам его, а не сбоку, в северную или южную сторону, что имеет место в церквах католических. Н. Б—в.
дополнительная церковь, устроенная внутри основного храма или пристроенная к нему
(Болгарский язык; Български) — параклис (в цьрква)
(Чешский язык; Čeština) — kaple
(Немецкий язык; Deutsch) — Kapelle
(Венгерский язык; Magyar) — kápolna
(Монгольский язык) — придел
(Польский язык; Polska) — kaplica
(Румынский язык; Român) — capelă
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — dodatna crkva; kapela
(Испанский язык; Español) — capilla auxiliar
(Английский язык; English) — aisle
(Французский язык; Français) — chapelle; petit autel
Придел храма
Придел храма — специальная часть основного здания православного храма, которая содержит свои алтарь, солею, амвон и место для стояния прихожан.
Если в храме не будет придела, или он не будет освящен, то в таком храме богослужения проводить нельзя!
Разновидностей приделов в православном храме — всего 2
Всего, существует две разновидности приделов в церкви: центральный и дополнительный.
Центральный по-другому именуется главным алтарем, и обычно располагается в основной части храма, обычно напротив входа.
Дополнительные приделы, могут иметь различные формы и по-разному распределяться в пространстве храма, усложняя его структуру и иногда превращая его в целый комплекс.
Под цифрой 1 — центральный придел, а вот под цифрой 2 — дополнительный придел
Каждый храм посвящается Богу, но называться может в честь священного события, чтимой иконы или святого угодника, значимого для тех людей, которые храм решили построить.
Освящение храма — это важнейший обряд, без которого в храме нельзя проводить богослужения. Его совершает либо архиерей, либо специально делегированный для освящения храма священник.
Будущий Престол омывается освящёнными молитвой архиерея водой и вином, смешанным с благовонием, в знак памяти о том, что из Раны Христа, когда Он был пронзён на Кресте сотником Лонгином, истекли Кровь и вода.
На фото показано, как архиерей омывает водой будущий престол в небольшом алтаре, остальные священство присутствуют при этом
Престол помазывается миром — тем самым миром, через которое на всех христиан сразу же после Крещения снисходит Святой Дух.
Стяжание Духа Святого, по слову преподобного Серафима Саровского и «есть цель христианской жизни». Такое миропомазание совершается в дальнейшем и над стенами всего храма.
Очень интересно, что это миро, заготавливается специально и только для совершения Таинства над человеком, а используется здесь, освящая неодушевлённые предметы.
Именно это священнодействие показывает нам о невыразимой разницы между простым зданием и храмом, домом Всемогущего Бога. Благодаря ему даже полуразрушенные и осквернённые годами безбожия храмы сохраняют эту атмосферу некогда совершавшейся в нём молитвы…
В основание престола закладывается частица мощей
Очень интересный момент, это то, что в основание престола обязательно закладывается частичка мощей какого-либо мученика.
Это преемственность уже идет от древности: первые три века после Рождества Спасителя, находясь в гонениях, христиане совершали своё самое главное священнодействие — Божественную Литургию — где-то в катакомбах или подземных захоронениях.
Освящение храма и посвящение его Богу есть древнее и всегдашнее обыкновение Церкви Божией. Моисей, по повелению Божию, освятил скинию и ее принадлежности (Быт. 40, 9).
Именно так в Библии изображали еврейского пророка и основоположника иудаизма Моисея. Именно он по повелению Бога освятил скинию и все ее принадлежности
Соломон освятил новосозданный им храм и освящение праздновал семь дней (2 Пар. 7, 8—9).
После плена Вавилонского иудеи при Ездре совершили обновление второго храма (1 Езд. 6, 16), а после очищения храма от гонений Антиоха установили ежегодный семидневный праздник Обновления.
Скиния и храм были освящены внесением туда кивота завета, пением священной песней, жертвоприношением, возлиянием жертвенной крови на алтарь, помазанием елеем, молитвою и народным праздником (Исх. 40; 3 Цар. 8 гл.).
Центральный престол всегда освящали в честь того, кому посвящен храм
Например, если центральный придел освящен в честь святителя Николая, то и храм будет именоваться Свято-Никольским.
Или же, если храм освящен в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, то храм будет именоваться Воскресенским.
Или же, если храм посвящен Казанской иконе Божией Матери, то храм будет именоваться Свято-Казанским. И так, далее.
Дополнительный церковный придел, освящаются обычно в честь особо почитаемых святых той местности, в которой и построен храм.
Их количество может варьироваться о одного до нескольких. В древности, делали обычно так: строили небольшой храм, в честь Господа или Божией Матери, освящали его, а уже потом, постепенно пристраивали со всех сторон трапезные части, из которых, и делали дополнительные приделы к храму.
Само собой, что не в каждом храме есть дополнительные приделы, иногда в храме лишь один центральный придел.
Возникает закономерный вопрос: зачем созданы дополнительные приделы, неужели не достаточно одного, главного, центрального? Ответ на данный вопрос прост.
Согласно канонам Церкви, то есть тем правилам, которых придерживаются все православные люди, нельзя совершать больше одной Божественной Литургии на одном престоле.
А так как во многих храмах, из-за большого количества прихожан совершается за день две, и более литургий в день, особенно в особо почитаемые дни памяти святых, или крупных — двунадесятых праздников, то и были созданы приделы, в которых как раз и совершаются литургии.
Придел — прежде всего алтарь, где совершаются богослужения
Рассмотрим более подробно, что такое придел, и что он содержит в себе. Прежде всего, это алтарь — главное место всего православного храма. Именно в алтаре совершается главное богослужение всей христианской церкви.
Слово алтарь происходит от латинских слов «alta» и «ara»: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении.
В алтарь разрешать заходить только мужчинам, женщинам туда вход воспрещен, потому что алтарь считается святым местом
Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня.
Алтарь состоит из следующих важных частей:
Престола — стола, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено.
Нижний покров Престола называется катасаркой, верхний — индитией, что в переводе с греческого означает — «одеваю».
Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.
На схеме можно рассмотреть, что находится в алтаре. Престол, где находится Антиминс, Крест, Евангелие и Дарохранительница
Жертвенник — четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола). Название свое получил от того, что на нем во время проскомидии хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для Таинства Евхаристии.
На жертвеннике хранятся до употребления на литургии священные сосуды; он является священным местом, к которому позволяется прикасаться только священнослужителям;
Ризницы — особое место, располагающееся справа от престола, где в специальные одежды облачаются священнослужители.
В этой ризнице хранятся все богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов, которые необходимы для проведения литургии.
Здесь также стоят все богослужебные книги, которые нужно во время проведения божественной литургии.
А вот в болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.
Горнее место — части православного храма, которая располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. Горнее место имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа.
Под цифрой 1 изображено горнее место, на которое садится архиерей во время божественной литургии, под цифрой 2 – престол
Алтарь в храме невозможно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть самым прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять.
Во время божественной литургии, священник то выходит из алтаря, то вновь заходит в него. Происходит так всю литургию.
Войти в алтарь могут лишь некоторые. Но именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если совсем не помнит этого.
Алтарь отделяется от остальной части храма иконостасом
Алтарь, отделяется от остальной части храма особой стеной с иконами — иконостасом. Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой сохранились от IV века.
Стрелочками показана та самая стена, которая отделяется от алтаря. Именно за этой стеной находится алтарь
По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своем храме святитель Василий Великий. Не известно точно, как именно увеличивалась алтарная преграда и когда превратилась в иконостас.
Сохранились царские врата XIII—XIV веках, относящиеся к новгородской и тверской иконописным школам (ГТГ). На их сплошных деревянных створках изображено сверху Благовещение, а снизу в рост святители Василий Великий и Иоанн Златоуст.
От XIII века дошли храмовые иконы, то есть образы святых или праздников, в честь которых освящены были храмы. Они также могли уже ставится в нижнем ряду преграды. Например, к ним относятся псковские иконы «Успение» и «Илья пророк с житием».
К XIV веку иконы деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пишут не меньше семи. В Государственной Третьяковской Галерее хранится деисусный чин собора Высоцкого монастыря в Серпухове.
Деисусные иконы — такие, которые имеют в центре Христа, слева и справа от него находятся Божия Матерь и Иоанн Креститель.
Одна из старинных икон деисуса, которая называется «Деисус с припадающими святыми»
Это семь поясных икон очень большого размера, исполненных в Константинополе. После Богоматери и Иоанна Крестителя в них изображены архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Аналогичный состав имел деисусный чин из Звенигорода (начало XV века, ГТГ), три сохранившихся иконы которого приписываются руке преподобного Андрея Рублева.
Солея служит как бы просцениумом для богослужения. Во время богослужебных входов по солее торжественно шествуют пономари со свечами и служащее духовенство.
За ней следует амвон — специальное сооружение, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей. После следует пространство, в котором стоят люди и молятся.
На фото подробно указано, где находится амвон и солея
Важно отметить, что и центральный, и дополнительные приделы устроены абсолютно одинаково, и имеют одни и те же составные части.
Отличаться приделы могут лишь пышностью, то есть материалами и качеством отделки.
Дополнительные приделы намного скромнее выглядят.
Чаще всего, в обычные будние дни, когда нет необходимости совершать несколько литургий, служба совершается в дополнительном приделе.
Сделано это потому, что когда служба начинает совершаться в центральном приделе, визуально для прихожан оно как бы выделятся пышностью и важностью.
Предел в церкви
Разновидностей приделов в православном храме — всего 2
Всего, существует две разновидности приделов в церкви: центральный и дополнительный.
Центральный по-другому именуется главным алтарем, и обычно располагается в основной части храма, обычно напротив входа.
Стрелкой показано как выглядит центральный придел храма
Дополнительные приделы, могут иметь различные формы и по-разному распределяться в пространстве храма, усложняя его структуру и иногда превращая его в целый комплекс.
Под цифрой 1 — центральный придел, а вот под цифрой 2 — дополнительный придел
Каждый храм посвящается Богу, но называться может в честь священного события, чтимой иконы или святого угодника, значимого для тех людей, которые храм решили построить.
Освящение храма — это важнейший обряд, без которого в храме нельзя проводить богослужения. Его совершает либо архиерей, либо специально делегированный для освящения храма священник.
Будущий Престол омывается освящёнными молитвой архиерея водой и вином, смешанным с благовонием, в знак памяти о том, что из Раны Христа, когда Он был пронзён на Кресте сотником Лонгином, истекли Кровь и вода.
На фото показано, как архиерей омывает водой будущий престол в небольшом алтаре, остальные священство присутствуют при этом
Престол помазывается миром — тем самым миром, через которое на всех христиан сразу же после Крещения снисходит Святой Дух.
Стяжание Духа Святого, по слову преподобного Серафима Саровского и «есть цель христианской жизни». Такое миропомазание совершается в дальнейшем и над стенами всего храма.
Очень интересно, что это миро, заготавливается специально и только для совершения Таинства над человеком, а используется здесь, освящая неодушевлённые предметы.
Именно это священнодействие показывает нам о невыразимой разницы между простым зданием и храмом, домом Всемогущего Бога. Благодаря ему даже полуразрушенные и осквернённые годами безбожия храмы сохраняют эту атмосферу некогда совершавшейся в нём молитвы…
Летние и зимние приделы
Особое значение приделы приобретают в храмах, разделенных на летнюю и зимнюю часть. Как правило, такой храм имеет форму буквы Т
, ножка которой устремлена к востоку. В конце этой «ножки» находится алтарь
центрального
– летнего – придела. Этот придел – самое высокое и торжественное помещение в храме. Он переходит в небольшой коридор, перегороженный стеной с относительно небольшой дверью. За ней, в боковых сторонах поперечной перекладины «Т», находятся еще 2 придела. Эта часть храма именуется
трапезной
. Потолки в ней не столь высоки, как в основной части, благодаря чему ее легче протопить. В теплое время года богослужения совершаются главным образом в летней части храма, где нет отопления, зато много света и воздуха. На зиму дверь в эту часть закрывают, а трапезную с двумя ее приделами протапливают и служат в ней.
В основание престола закладывается частица мощей
Очень интересный момент, это то, что в основание престола обязательно закладывается частичка мощей какого-либо мученика.
Это преемственность уже идет от древности: первые три века после Рождества Спасителя, находясь в гонениях, христиане совершали своё самое главное священнодействие — Божественную Литургию — где-то в катакомбах или подземных захоронениях.
Скиния собрания — походный храм евреев.
Освящение храма и посвящение его Богу есть древнее и всегдашнее обыкновение Церкви Божией. Моисей, по повелению Божию, освятил скинию и ее принадлежности (Быт. 40, 9).
Именно так в Библии изображали еврейского пророка и основоположника иудаизма Моисея. Именно он по повелению Бога освятил скинию и все ее принадлежности
Соломон освятил новосозданный им храм и освящение праздновал семь дней (2 Пар. 7, 8—9).
После плена Вавилонского иудеи при Ездре совершили обновление второго храма (1 Езд. 6, 16), а после очищения храма от гонений Антиоха установили ежегодный семидневный праздник Обновления.
Скиния и храм были освящены внесением туда кивота завета, пением священной песней, жертвоприношением, возлиянием жертвенной крови на алтарь, помазанием елеем, молитвою и народным праздником (Исх. 40; 3 Цар. 8 гл.).
Центральный престол всегда освящали в честь того, кому посвящен храм
Например, если центральный придел освящен в честь святителя Николая, то и храм будет именоваться Свято-Никольским.
Или же, если храм освящен в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, то храм будет именоваться Воскресенским.
Или же, если храм посвящен Казанской иконе Божией Матери, то храм будет именоваться Свято-Казанским. И так, далее.
Количество дополнительных приделов может быть и 2 и 3.
Дополнительный церковный придел, освящаются обычно в честь особо почитаемых святых той местности, в которой и построен храм.
Их количество может варьироваться о одного до нескольких. В древности, делали обычно так: строили небольшой храм, в честь Господа или Божией Матери, освящали его, а уже потом, постепенно пристраивали со всех сторон трапезные части, из которых, и делали дополнительные приделы к храму.
Само собой, что не в каждом храме есть дополнительные приделы, иногда в храме лишь один центральный придел.
Возникает закономерный вопрос: зачем созданы дополнительные приделы, неужели не достаточно одного, главного, центрального? Ответ на данный вопрос прост.
Согласно канонам Церкви, то есть тем правилам, которых придерживаются все православные люди, нельзя совершать больше одной Божественной Литургии на одном престоле.
Нельзя совершать за одни сутки две литургии в одном алтаре.
А так как во многих храмах, из-за большого количества прихожан совершается за день две, и более литургий в день, особенно в особо почитаемые дни памяти святых, или крупных — двунадесятых праздников, то и были созданы приделы, в которых как раз и совершаются литургии.
Придел в храме
Наконец, мы добрались до слова «придел». Да-да, именно того слова, который пишется с буквой «и». Лучше оговориться сразу, что глагол «приделывать» практически не связан с этим словом.
Придел храма — это дополнительный особый алтарь. Он, наряду с главным алтарем, всегда обращен на восток. Но не во всех храмах есть приделы. В них возникает необходимость, когда церковь большая, и в день нужно совершать литургию несколько раз. Дело в том,что на одном и том же престоле дважды и более в день нельзя проводить литургию, она в этом случае не священнодействуется. Отделение от основного помещения храма, как и в случае с главным алтарем, происходит с помощью иконостаса.
Каждый престол в приделах храма освящен в честь какого-нибудь святого, архангела, иконы Божией Матери. Как они расположены? Либо вровень с главным алтарем по левую и правую сторону, либо ближе к притвору (входу) в храм.
Придел — прежде всего алтарь, где совершаются богослужения
Рассмотрим более подробно, что такое придел, и что он содержит в себе. Прежде всего, это алтарь — главное место всего православного храма. Именно в алтаре совершается главное богослужение всей христианской церкви.
Слово алтарь происходит от латинских слов «alta» и «ara»: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении.
В алтарь разрешать заходить только мужчинам, женщинам туда вход воспрещен, потому что алтарь считается святым местом
Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня.
Алтарь состоит из следующих важных частей:
Престола — стола, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено.
Нижний покров Престола называется катасаркой, верхний — индитией, что в переводе с греческого означает — «одеваю».
Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.
На схеме можно рассмотреть, что находится в алтаре. Престол, где находится Антиминс, Крест, Евангелие и Дарохранительница
Жертвенник — четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола). Название свое получил от того, что на нем во время проскомидии хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для Таинства Евхаристии.
На жертвеннике хранятся до употребления на литургии священные сосуды; он является священным местом, к которому позволяется прикасаться только священнослужителям;
Ризницы — особое место, располагающееся справа от престола, где в специальные одежды облачаются священнослужители.
В этой ризнице хранятся все богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов, которые необходимы для проведения литургии.
Здесь также стоят все богослужебные книги, которые нужно во время проведения божественной литургии.
А вот в болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.
Горнее место — части православного храма, которая располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. Горнее место имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа.
Под цифрой 1 изображено горнее место, на которое садится архиерей во время божественной литургии, под цифрой 2 – престол
Алтарь в храме невозможно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть самым прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять.
Во время божественной литургии, священник то выходит из алтаря, то вновь заходит в него. Происходит так всю литургию.
Войти в алтарь могут лишь некоторые. Но именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если совсем не помнит этого.
Алтарь отделяется от остальной части храма иконостасом
Алтарь, отделяется от остальной части храма особой стеной с иконами — иконостасом. Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой сохранились от IV века.
Стрелочками показана та самая стена, которая отделяется от алтаря. Именно за этой стеной находится алтарь
По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своем храме святитель Василий Великий. Не известно точно, как именно увеличивалась алтарная преграда и когда превратилась в иконостас.
Сохранились царские врата XIII—XIV веках, относящиеся к новгородской и тверской иконописным школам (ГТГ). На их сплошных деревянных створках изображено сверху Благовещение, а снизу в рост святители Василий Великий и Иоанн Златоуст.
От XIII века дошли храмовые иконы, то есть образы святых или праздников, в честь которых освящены были храмы. Они также могли уже ставится в нижнем ряду преграды. Например, к ним относятся псковские иконы «Успение» и «Илья пророк с житием».
в этом веке иконы деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пишут не меньше семи
К XIV веку иконы деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пишут не меньше семи. В Государственной Третьяковской Галерее хранится деисусный чин собора Высоцкого монастыря в Серпухове.
Деисусные иконы — такие, которые имеют в центре Христа, слева и справа от него находятся Божия Матерь и Иоанн Креститель.
Одна из старинных икон деисуса, которая называется «Деисус с припадающими святыми»
Это семь поясных икон очень большого размера, исполненных в Константинополе. После Богоматери и Иоанна Крестителя в них изображены архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Аналогичный состав имел деисусный чин из Звенигорода (начало XV века, ГТГ), три сохранившихся иконы которого приписываются руке преподобного Андрея Рублева.
Сразу за иконостасом следует возвышение именуемое солеей.
Солея служит как бы просцениумом для богослужения. Во время богослужебных входов по солее торжественно шествуют пономари со свечами и служащее духовенство.
За ней следует амвон — специальное сооружение, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей. После следует пространство, в котором стоят люди и молятся.
На фото подробно указано, где находится амвон и солея
Важно отметить, что и центральный, и дополнительные приделы устроены абсолютно одинаково, и имеют одни и те же составные части.
Отличаться приделы могут лишь пышностью, то есть материалами и качеством отделки.
Обычно центральный придел — самый красивый и величественный во всем храме.
Дополнительные приделы намного скромнее выглядят.
Чаще всего, в обычные будние дни, когда нет необходимости совершать несколько литургий, служба совершается в дополнительном приделе.
Сделано это потому, что когда служба начинает совершаться в центральном приделе, визуально для прихожан оно как бы выделятся пышностью и важностью.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Крестильный придел Спасо-Парголовского храма
Интервью с настоятелем храма протоиереем Романом Ковальским
2 июля 2021 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием был освящен нижний крестильный придел Спасо-Парголовского храма, в честь Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Новый придел получился красивым, светлым и уютным. В нем устроен баптистерий для крещения взрослых с полным погружением, что является редкостью для Санкт-Петербурга. Мы обратились к настоятелю Спасо-Парголовского храма, протоиерею Роману Ковальскому с просьбой рассказать о новом приделе.
– Отец Роман, как возникла идея создания нижнего придела?
– Идея создания нижнего придела возникла из сложившейся на нашем приходе ситуации. Когда после Таинства Крещения люди заходили в храм во время богослужения для воцерковления, возникала суета. Шум, разговоры, плач младенцев отвлекали прихожан от молитвенного настроя. Необходимо было что-то предпринять. Так возникла идея о создании в нижней части храма специального крестильного придела, где можно было бы и крестить, и воцерковлять, и причащать.
— Почему Вы решили освятить храм именно во имя Собора Архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных?
– Это исходило из логики существования тех приделов, которые у нас есть. Во-первых, храм посвящен Самому Господу: во имя Нерукотворного Спаса освящен центральный придел. Правый придел посвящен Покрову Божией Матери, левый — святителю Николаю Чудотворцу. Каждому из нас в Таинстве Крещения дается ангел хранитель, поэтому и возникла идея посвятить этот придел крестильного храма архистратигу Божию Михаилу и прочим небесным силам бесплотным. И предстоящий праздник придела в честь всего Небесного Воинства объединил бы всех людей.
Кроме того, это было связано с тем, что 21 ноября всегда был особый день в жизни нашего прихода, потому что в этот день праздновал именины наш прежний настоятель протоиерей Михаил Сечейко, прослуживший на нашем приходе более 18 лет. В этот день всегда собиралось много народа, чтобы поздравить батюшку. Было бы хорошо увековечить этот день в памяти людей и в жизни нашего прихода.
– Думаю, прихожане благодарны Вам за это… Новый храм удивительно красив, в каком стиле и почему именно так он оформлен?
– Во-первых, придел располагается в нижней части Спасо-Парголовского храма. Поэтому иконостас и обрамление выполнены из мрамора, т.к. камень устойчив ко всем воздействиям внешней среды.
Во-вторых, наш храм построен по проекту Константина Алексеевича Кузьмина в русско-византийском стиле. Хотелось бы увидеть элементы византийского стиля и в недрах нашего храма. Этот замысел был воплощен. Храм напоминает древние византийские катакомбные крещальные храмы.
– Оформление старого храма решено несколько иначе. Почему Вы обратились именно к палехской иконе?
– Во-первых, это связано с тем, что размеры помещения задают те параметры, из которых должен выстроиться архитектурный образ, интерьер крестильного храма.
Во-вторых, копировать то, что уже было, не имело смысла. Хотелось что-то дополнить, не нарушая архитектурного ансамбля, сформированного архитектором храма К.А. Кузьминым.
В-третьих, были моменты технического свойства и определенные временные рамки. Обратившись в крупные иконописные мастерские, мы поняли, что за полгода написать иконы в академическом стиле сложно. А хотелось, чтобы новый придел был полностью подготовлен и завершен к освящению. Мы обратились к иконописцам палехской школы, известной и в России, и за пределами нашей Родины. В традиции палехской иконописи утонченное письмо и золочение.
– В новом приделе устроен баптистерий для крещения взрослых с полным погружением. Зачем Вы сделали его таким глубоким?
– Этот вопрос задают многие. Но он не очень глубокий, всего полтора метра глубиной. Крещение бывает один раз в жизни. Взрослый человек осознано подходит к этому Таинству и важно, чтобы погружаясь в глубину крещальной купели, он и внешне почувствовал внутреннее перерождение. Это ощущение, конечно, будет незабываемым.
Для совершения Крещения с полным погружением необходимо все правильно организовать; здесь есть свои нюансы и нужно все отработать, чтобы людям было удобно.
– Как часто Вы предполагаете проводить службу в новом приделе?
– Богослужения будут совершаться два раза в неделю. Мы будем служить Божественную Литургию в понедельник, день, который посвящен Архистратигу Божию Михаилу и прочим небесным силам бесплотным. Кроме того, есть идея в воскресный день совершать Литургию, в которой принимали бы участие дети нашего прихода.
– Создание и освящение нового придела в храме, это удивительное событие, первое за все годы существования Спасо-Парголовского храма. Что Вы ждете от нового придела?
– Спасо-Парголовский храм – это наш родной дом. Наш храм является центром духовного преображения, просвещения, оздоровления, которое уже на протяжении многих лет дает людям радость и мир. Освящение крестильного придела – это дополнение, которое даст нам возможность глубже прочувствовать и ощутить необходимость внимательного отношения как к стройности богослужения, так и друг ко другу.
– Отец Роман, может быть, Вы хотите что-то пожелать нашим читателям?
Всем желаю мира, радости, любви и долгих лет жизни.