Преданы анафеме что значит

Простыми словами о том, что значит анафема

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

За что отлучают от Церкви

Слово «анафема» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «отлучение». В церковной практике означает запрет христианину участвовать в жизни церковной общины и причащаться святых даров. Накладывается за самые тяжкие прегрешения:

Провозглашается соборно в первую неделю Великого Поста во время особого чина, именуемого Торжеством Православия.

Преданы анафеме что значит

История происхождения термина и его употребление в Библии

Этимологически восходит к греческому слову «анатифими», то есть «возлагать», «накладывать», предавать кому-либо что-либо». В начальной своей сути — это жертва божеству, приносимая во исполнение обета. Упоминания анафемы впервые встречаем у древнегреческих авторов (Софокла, Гомера, Геродота) в трактовке «некоего предмета, используемого в качестве храмового подношения в дар богам».

Полезные материалы

В Библии, при переводе книги с греческого, слово «анафема» претерпевает искажение смысла и употребляется в значении «проклятие», «изгнание», «то, что подлежит уничтожению».

Если обратиться к каноническим текстам, в первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Кто не любит Господа Иисуса Христа,- анафема, маран-афа» (1 Кор 16. 22). То есть проклят до тех пор, пока «маран-афа» — Господь не придет и не решит участь грешника.

Что значит «предать анафеме»?

В светском понимании анафема выглядит как проклятие Церкви конкретному лицу. Это неверно, ибо церковь не проклинает, а отлучает от себя, причем тех, кто образом жизни, мышлением, действиями сам отрекся от христианских догматов и церковных правил. Церковь, объявляя анафему, открыто свидетельствует, что данный человек пребывает вне ее тела, лишен ее молитвенной заботы и попечительства. Суть наказания заключается не столько в формальном запрете участвовать в богослужениях и Таинствах, сколько в реальной потере благодати, праве на спасение и жизнь вечную.

Возможно ли ее снять?

Несмотря на то, что анафема в отличие епитимьи имеет не временный характер, а постоянный, ее можно отменить. Для этого человек, преданный анафеме, должен принести публичное покаяние, искренне раскаяться в своих грехах. Согласно христианскому вероучению никто не может быть лишен права на спасение, ведь это противоречит основному закону христианства – любви к ближнему своему.

Вершить окончательный суд над людьми может только Высший Судья. Впрочем, взгляды на этот вопрос у католической и православной церквей расходятся. Если на Востоке анафема подлежит отмене, то на Западе этот акт окончательный и бесповоротный.

В каких случаях происходи анафематствование

Анафеме может быть подвергнут любой, кто намеренно искажает официальную религиозную доктрину или отвергает Церковь как институт власти, не признавая ее влияния над собой, но, тем не менее, сохраняя верность ее догматам. Это относится к еретикам, лжеучителям и раскольникам.

Анафема является высшей карой, а потому провозглашается только в крайних случаях. Ей всегда должна предшествовать попытка духовника убедить грешника в его неправоте путем наставления и приведения к покаянию.

Отлучение от церкви во времена Вселенских Соборов

Преданы анафеме что значит

Анафематствование Нестория на III Вселенском соборе. Фреска Дионисия. 1502 г.

Как юридический вердикт анафема впервые выносится на Первом Вселенском соборе в IV веке пресвитеру Александрийской церкви Арию за распространение ереси о природе Святой Троицы. Позже другие Вселенские соборы упрочивают ее положение как церковного дисциплинарного взыскания, и уже в раннем средневековье окончательно закрепляется традиционная форма анафематствования: «Имярек да будет анафема». Пожалуй, самым известным примером провозглашения анафемы может служить VII Вселенский Собор, на котором отлучению от Церкви подверглись иконоборцы.

Взаимные отлучения 1054 года и раскол церквей на православную и католическую

Июль 1054 год. В храм Святой Софии в Константинополе входят папские посланники – легаты, возглавляемы кардиналом Гумбертом. Их цель – не молитва. В руках кардинала крепко зажата булла – документ, скрепленный свинцовыми печатями и содержащий обвинения в адрес тогдашнего патриарха Михаила Керуллария. Заканчивалось папское послание следующими словами:

Преданы анафеме что значит

Папские легаты провозглашают анафему Патриарху Константинополя

Итак, папа Лев IX, три месяца как почивший в могиле, низложил константинопольского патриарха, а вместе с ним предал анафеме и всю Восточную церковь.

Ситуация сложилась двусмысленная, но Михаил Керулларий не захотел улаживать конфликт с новым папским преемником. Буквально через неделю он созвал в столице Византийской империи собор, на котором были анафематствованы легаты, среди которых будущий понтифик Стефан IX . Анафема не распространялась на всю Западную Церковь, однако в народном сознании закрепилось мнение, что отлучению преданы все латиняне. То же касалось Запада – в их понимании каре подвергся весь Восток.

Этот конфликт привел к расколу единой Церкви на римско-католическую и греко-православную, положив начало взаимному отчуждению и вражде, которые лишь укреплялись с годами. Историки единогласно называют этот раскол Великим, хотя в жизнь тогдашних христиан он не внес каких-то существенных изменений: в вопросах догматического, литургического и канонического характера латиняне и православные расходились уже давно.

К примеру, по западному обычаю хлеб для Таинства Евхаристии изготовлялся на опресноках, то есть на пресном тесте, а по восточному – на дрожжевом. Спор о том, как надлежит делать, вылился в беспрецедентную акцию: Михаил Керулларий повелел закрыть все латинские храмы в Константинополе, а пресный хлеб, символизирующий Тело Христово, выбросить из дарохранительниц. Считается, что это одна из формальных причин, послужившая снаряжению папского посольства в столицу Византийской империи и анафеме.

Как бы то ни было, отношения между Церквами были официально разорваны. И, несмотря на то, что в 1964 году анафемы были взаимно сняты тогдашними главами двух Церквей, факт сей не положил конец историческим распрям и не оказал никакого значимого влияния на дальнейшие взаимоотношения Востока и Запада.

Почему отлучали политических преступников?

В истории царской России нередки случаи, когда отлучению от церкви подвергались государственные преступники.

Гришка Отрепьев, Ивашка Мазепа, Емелька Пугачев и Стенька Разин…Именно так звучали их имена во время чтения чина анафематствования. Эти люди не отрицали догматов православного вероучения и не создавали сект. Почему же их предали анафеме? Своими действиями они представляли собой серьезную политическую угрозу и подрывали основы государственного единства.

В то время институт государства и церкви представлял собой единый механизм, блюдущий интересы друг друга. Преступления против Государя, помазанника Божия, приравнивались к преступлению против Державы, которая веками выступала оплотом Православия. Вот почему виновных в государственной измене, судила и Церковь.

А что с Толстым?

Это постановление шокировало общественную мысль, со всех сторон писателю полетели ободряющие, преисполненные сочувствия письма. Быстро откликнулись собраться по перу: в художественной периодике появляется рассказ Куприна «Анафема». С точки зрения литературной формы – произведение замечательное, но по своей сути являющееся чистым авторским вымыслом.

Главный герой произведения – протодиакон отец Олимпий, «большой формалист, педант и капризник», никогда не позволявший себе пропускать ни строчки из богослужебных книг. Ему предстоит трудная задача – анафематствовать любимого писателя. Однако во время этой процедуры случается непредвиденное: вместо того, чтобы отлучить литератора от Церкви, священник провозглашает ему с амвона «многая лета». Отца Олимпия можно понять, ведь в требнике, который «написал» для него Куприн, содержатся жуткие проклятия в адрес Толстого.

Эти слова больше похожи на заклятия какого-нибудь шамана, чем на выдержки из официального документа. Никогда ни в одном чине, составленном Православной Церковью, не было ничего сходного с куприновскими выражениями. Кроме того, официально анафема Толстому не провозглашалась, и имя графа не было включено в списки анафематствования. А что же было?

В Послании в очень деликатной формулировке констатировался факт отпадения от Церкви Льва Николаевича, который писатель сам подтверждал неоднократно. Само слово «анафема» в документе не употреблялось ни разу, скорее всего именно из-за оттенка одиозности, присущего этому термину в широких массах.

Но Толстой не собирался идти на мировую. Более того, в письме, адресованном митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию, граф подтвердил свое презрительное отношение к учению церкви, назвав его «собранием самых глупых суеверий и колдовства», отверг Троицу, Христа и Таинства. В дальнейшем своем творчестве и мировоззрении литератор стойко придерживался Евангелия от Толстого – смысловой переработке канонических текстов, из которых Лев Николаевич выбросил все, что казалось ему «ненужным».

Русская Православная Церковь определенно должна была отреагировать на распространение ереси и в акте отречения формально изолировала Толстого от общения с «верными». Толстой уподобился «руке соблазняющей», а посему Церковь, следуя завету Христа, отсекла его от себя.

Страдал ли от этого отречения Толстой? Наверное, лучше всего ответил на этот вопрос сам писатель: он повелел похоронить себя без «всяких заклинаний и молитв» …

И еще несколько имен

Мировая история знает еще несколько случаев отлучения от церкви, в которых фигурировали известные имена:

Чин Торжества Православия

Преданы анафеме что значит

843 год… Православный мир окончательно превозмог ересь иконоборчества. В память об этом знаменательном событии был установлен праздник, получивший название – Торжество Православия. Его отмечают в первую седмицу Великого поста. Чуть позже, к XI веку сложился особый чин, включивший в себя догматы Православной Церкви и утверждавший постановления семи Вселенских соборов, а наряду с этим – анафему всем безбожникам, еретикам, а также лицам, которые считались изменниками Отечества.

Чин постоянно претерпевал изменения: расширялись списки лиц, подвергнутых анафеме, в связи с постоянным возникновением новых ересей и врагов Церкви. К концу XVIII века наметилась противоположная тенденция: списки стали сокращать, поскольку имен в них насчитывалось до 4 тысяч!

В наши дни Чин Торжества Православия не является общецерковным, а часть, связанная с анафематствованием и вовсе часто опускается. По мнению некоторых священников, это происходит из-за неактуальности самих анафематизмов. Многие ереси стали анахронизмом, то есть пережитком древности. В условиях же нынешней ситуации, когда возникает огромное количество новых лжеучений, упоминать о том, что было полторы тысячи лет назад и молчать о современных псевдохристианских учениях немного не рационально.

Какова настоящая цель отлучения

На сегодняшний день в светском сознании прочно закрепилась мысль, что анафема – это эквивалент проклятия. И тот, кто подвергся ей, обречен на муки вечные и ад. Но по своей непосредственной сути анафема – это акт проявления любви к заблудшему. Это пастырская попытка вразумления с целью спасения христианской души и та мера законности, которая может страхом удержать неразборчивого в религиозном плане человека от рокового шага в духовную погибель.

Источник

Анафема: насколько она страшна для человека (это точно не церковное проклятие). За какие поступки сейчас могут предать анафеме

Преданы анафеме что значит

Анафема — слово, которое звучит пугающе для любого верующего человека. Кто-то понимает его как отлучение от церкви, а кто-то и вовсе считает церковным проклятием. В первом случае люди неправы лишь отчасти, а во втором — крупно ошибаются. Так что же такое анафема на самом деле и что ждет человека, которого предали ей? Об этом читайте далее.

Преданы анафеме что значит

Что правильно называть анафемой

В церковном значении анафемой является то, что передается на окончательный Суд Божий, это все то, о чем православная церковь уже не имеет ни молитвы, ни попечения.

Иными словами, предание анафеме означает, что человек уже не имеет никакого отношения к Церкви Христовой, и это он доказал своими поступками и мировоззрением.

Преданы анафеме что значит

Человек, преданный анафеме, уже не имеет права принимать участие в церковной жизни: он не может причащаться, исповедоваться или ходить на богослужения. Его отстраняют от церковной жизни на известный период. Для истинного христианина это большое и страшное наказание.

Преданы анафеме что значит

Анафема — это нечто вроде свидетельствования Церкви о том, что человек имеет такие взгляды, мироощущение и позицию, которые никоим образом не совпадают с теми, что приняты в христианстве. При этом виновный человек сам должен понимать это со своей стороны, а церковь путем его предания анафеме лишь утверждает то, что его взгляды не соотносятся с церковными.

За какие поступки могут предать анафеме

Анафеме могут предать за тяжкие грехи против христианства, совершенные человеком.

Принимая решение о предании анафеме, церковь ориентируется прежде всего на слова Спасителя о том, что человек, не послушный церкви, превращается в язычника и мытаря. Поэтому анафеме могут предать не только за грехи, но и за совершенно противоположное мнение на ключевые вопросы в сфере мироустройства жизни христианина. Предание анафеме на этой почве в свое время широко практиковалось против еретиков.

Преданы анафеме что значит

Истории известны такие случаи, когда анафеме предавались люди только за то, что неверно трактовали слова Писания — так, что они отличались от официальной версии Церкви (пример тому — священник Арий из Александрии, преданный анафеме лишь за то, что заявил: Спаситель — не Всевышний, а лишь Его творение).

Может ли анафема быть снята

Анафема — не вечный приговор, ведь ее могут снять, причем не только при жизни, но и посмертно.

Преданы анафеме что значит

Отменить анафему могут в случае раскаяния человека. Разумеется, оно должно быть искренним. Кроме того, человек должен предоставить весомые доказательства того, что он пересмотрел свои взгляды.

Решение о снятии анафемы имеет право принимать только тот Собор епископов, которым оно было вынесено. Данное решение оформляется соответствующим образом и передается человеку, в отношении которого оно было вынесено.

Источник

Смысл анафемы

интер­вью про­то­и­е­рея Мак­сима Коз­лова

— Видимо, отец Максим, раз­го­вор есте­ственно начать с выяс­не­ния зна­че­ния самого тер­мина «ана­фема». Боль­шая совет­ская энцик­ло­пе­дия утвер­ждает, что в хри­сти­ан­стве это «цер­ков­ное про­кля­тие, отлу­че­ние от церкви». Так ли?

— «Ана­фема» – слово гре­че­ское, вос­хо­дит к гла­голу «ана­ти­фими», озна­ча­ю­щему «воз­ла­гать, пре­да­вать кому-либо что-либо». Ана­фема – то, что отдано, вру­чено в абсо­лют­ную волю, в абсо­лют­ное вла­де­ние кому бы то ни было. В цер­ков­ном же зна­че­нии ана­фема – то, что пре­дано на окон­ча­тель­ный суд Божий и о чем (или о ком) Цер­ковь уже не имеет ни своего попе­че­ния, ни своей молитвы. Объ­яв­ляя кому-то ана­фему, она тем самым открыто сви­де­тель­ствует: данный чело­век, пусть даже и име­нует себя хри­сти­а­ни­ном, таков, что своим миро­воз­зре­нием и поступ­ками сам удо­сто­ве­рил – к Церкви Хри­сто­вой он не имеет ника­кого отно­ше­ния.

Так что ана­фема – это ника­кое не «про­кля­тие цер­ков­ное», как вслед за Боль­шой совет­ской энцик­ло­пе­дией счи­тают иные люди или без­гра­мотно трак­туют мир­ские СМИ; это и не отлу­че­ние от Церкви в свет­ском пони­ма­нии этого тер­мина. Конечно, пре­дан­ный ана­феме уже не вправе участ­во­вать в жизни Церкви: испо­ве­до­ваться, при­ча­щаться, быть на бого­слу­же­ниях. Но отлу­че­ние от цер­ков­ного обще­ния, как тако­вое, бывает и без ана­фемы. По нашим кано­нам, тяжко согре­шив­ший может на извест­ный срок отстра­няться от уча­стия в цер­ков­ных Таин­ствах… Поэтому ана­фема озна­чает не просто отлу­че­ние, а сви­де­тель­ство­ва­ние Церкви о том, о чем винов­ный, со своей сто­роны, давно сам знал и был в том утвер­жден: его миро­ощу­ще­ние, пози­ции и взгляды с цер­ков­ными никак не сов­па­дают, никак не соот­но­сятся.

— Верно ли, что впер­вые все веро­от­ступ­ники были пре­даны ана­феме в IX веке, после победы Церкви над ересью ико­но­бор­че­ства?

— Это не совсем так. Уже в апо­столь­ских посла­ниях гово­рится о пре­да­нии ана­феме тех, кто не испо­ве­дует Христа Сыном Божиим, считая Его всего лишь мудрым учи­те­лем нрав­ствен­но­сти или неким иде­аль­ным про­ро­ком. Святой апо­стол Павел писал: «Как прежде мы ска­зали, так и теперь еще говорю: кто бла­го­вест­вует вам не то, что вы при­няли, да будет ана­фема». Ана­фемы объ­яв­ля­лись, конечно, и на Все­лен­ских Собо­рах. Так, в IV веке был осуж­ден пре­сви­тер Алек­сан­дрий­ской церкви Арий, отри­цав­ший, что Сын Божий во всем равен Отцу. В V веке такая же участь постигла кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха Несто­рия, ложно учив­шего о соеди­не­нии Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской при­роды во Христе. Такие цер­ков­ные суды были вплоть до VII Все­лен­ского Собора, на кото­ром были пре­даны ана­феме ико­но­борцы.

В 842 году в Гре­че­ской Церкви в первое вос­кре­се­нье Вели­кого поста был впер­вые совер­шен празд­ник Тор­же­ства Пра­во­сла­вия в знак победы над всеми ере­сями, осуж­ден­ными на Все­лен­ских Собо­рах, и вообще над всеми нече­сти­выми анти­хри­сти­ан­скими уче­ни­ями. Бого­слу­жеб­ный чин этого празд­ника вклю­чал в себя, во-первых, про­воз­гла­ше­ние вечной памяти подвиж­ни­кам бла­го­че­стия, защит­ни­кам веры, во-вторых, про­воз­гла­ше­ние мно­го­ле­тия царям, пат­ри­ар­хам и иным ныне сущим защит­ни­кам веры и, нако­нец, объ­яв­ле­ние ана­фемы глав­ней­шим ересям и их носи­те­лям.

— Этот празд­нич­ный чин и сейчас совер­ша­ется в нашей Церкви?

— В Неделю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия («неделя» на сла­вян­ском озна­чает «вос­кре­се­нье») этот чин пол­но­стью совер­шался у нас до боль­ше­вист­ской рево­лю­ции 1917 года. И хотя ника­кого спе­ци­аль­ного цер­ков­ного поста­нов­ле­ния на сей счет не было, ана­фему пере­стали объ­яв­лять, чтобы не усу­губ­лять и без того враж­деб­ное отно­ше­ние новой власти к Церкви. Данный чин в каче­стве обще­цер­ков­ного на сего­дня не вос­ста­нов­лен, что пред­став­ля­ется разум­ным, поскольку он конечно же нуж­да­ется в уточ­не­нии – при­ме­ни­тельно к нынеш­ней цер­ков­ной ситу­а­ции. Какой резон пре­да­вать ана­феме несу­ще­ству­ю­щих ариан или во многом ото­шед­ших от давних заблуж­де­ний пре­ем­ни­ков тех же несто­риан, если сего­дня рос­си­яне бук­вально стонут от вак­ха­на­лии враж­деб­ных Пра­во­сла­вию тота­ли­тар­ных сект, псевдо­хри­сти­ан­ских «учений» и лжехри­стов?

— К вопросу вос­ста­нов­ле­ния чина ана­фе­мат­ство­ва­ния мы позже обя­за­тельно вер­немся, а пока хоте­лось бы пого­во­рить об особо гром­ких осуж­де­ниях в нашей цер­ков­ной исто­рии. Неко­то­рые люди и сейчас зада­ются вопро­сом: не пере­бор­щила ли в свое время Цер­ковь с отлу­че­нием Льва Нико­ла­е­вича Тол­стого?

— При­зна­вая его одним из вели­чай­ших рус­ских писа­те­лей, Цер­ковь вместе с тем не могла умол­чать о рели­ги­оз­ных заблуж­де­ниях писа­теля, ибо «мол­ча­нием пре­да­ется Бог». Только не нужно пред­став­лять то собы­тие по извест­ному рас­сказу Куп­рина, с амво­нов рус­ских церк­вей ана­фема «боярину Льву» нико­гда не про­воз­гла­ша­лась – это худо­же­ствен­ный домы­сел автора. В дей­стви­тель­но­сти же очень выдер­жан­ное Сино­даль­ное опре­де­ле­ние от 22 фев­раля 1901 года было сви­де­тель­ство­ва­нием соб­ствен­ных взгля­дов писа­теля. Он к тому вре­мени в своих рели­ги­озно-фило­соф­ских иска­ниях сам пришел и к отри­ца­нию необ­хо­ди­мо­сти Церкви и ее Таинств – Кре­ще­ния, Испо­веди, При­ча­стия, и к отри­ца­нию основ­ного посту­лата хри­сти­ан­ства – что Хри­стос явля­ется дей­стви­тельно Сыном Божиим. Нако­нец, писа­тель дерз­нул соста­вить «Еван­ге­лие, изло­жен­ное Львом Тол­стым», в гор­дыне своей считая, что он лучше всех из живших на про­тя­же­нии девят­на­дцати веков до него, лучше всех понял, чему учил Хри­стос… «…Посему Цер­ковь не счи­тает его своим членом и не может счи­тать, доколе он не рас­ка­ется и не вос­ста­но­вит своего обще­ния с нею…» – гово­ри­лось в цер­ков­ном опре­де­ле­нии. Напомню, что Лев Нико­ла­е­вич неза­долго до смерти был в Опти­ной пустыни, но войти в келью старца так и не решился, а в даль­ней­шем уже оптин­ского старца не допу­стили к уми­рав­шему писа­телю. Так что окон­ча­тель­ным для него был суд Божий.

— А чем объ­яс­ня­ется пре­да­ние ана­феме такой лич­но­сти, как гетман Мазепа?

— Не только он, измен­ник Оте­че­ства, но и Гришка Отре­пьев, и Сте­пашка Разин были отлу­чены от Церкви не по веро­учи­тель­ным осно­ва­ниям, а как враги госу­дар­ства. В те вре­мена суще­ство­вало прин­ци­пи­аль­ное пони­ма­ние «сим­фо­нии вла­стей» – цер­ков­ной и свет­ской. Первая забо­ти­лась о нрав­ствен­ном здо­ро­вье народа, вторая – о без­опас­но­сти госу­дар­ства и защите самой Церкви. Всякий, кто вос­ста­вал против госу­дар­ства, вос­ста­вал не только против монар­хии, но против Дер­жавы, на про­тя­же­нии веков являв­шейся опло­том все­лен­ского Пра­во­сла­вия. В силу этого анти­го­су­дар­ствен­ные дей­ствия одно­вре­менно рас­це­ни­ва­лись и как анти­цер­ков­ные, поэтому винов­ные в них под­вер­га­лись и цер­ков­ному осуж­де­нию через ана­фе­мат­ство­ва­ние.

— В послед­ние годы за анти­цер­ков­ную дея­тель­ность были пре­даны ана­феме бывший мит­ро­по­лит Фила­рет (Дени­сенко), бывший свя­щен­ник Глеб Якунин… Ска­жите, у них и у других столь же сурово осуж­ден­ных Цер­ко­вью людей в прин­ципе сохра­ня­ется воз­мож­ность воз­вра­ще­ния в Дом Божий?

— Ана­фема – это не только сви­де­тель­ство цер­ков­ному миру о винов­ных, но и сви­де­тель­ство, обра­щен­ное к ним самим, к этим несчаст­ным, впав­шим в пре­лесть, в гордое само­ослеп­ле­ние людям: «Оду­май­тесь! Пре­дель­ный воз­мож­ный суд на земле о вас выне­сен. Покай­тесь в соде­ян­ном и вер­ни­тесь в отчий дом, в родную Цер­ковь». Как ни стран­ным это кому-то пока­жется, но ана­фема есть и сви­де­тель­ство хри­сти­ан­ской любви к уже, каза­лось бы, окон­ча­тельно заблуд­шим людям, ана­фема все-таки не лишает их путей к пока­я­нию.

Чин ана­фемы с людей, глу­боко рас­ка­яв­шихся, отка­зав­шихся от своих заблуж­де­ний, сни­ма­ется, вос­ста­нав­ли­ва­ется пол­нота их пре­бы­ва­ния в Церкви, они могут вновь при­сту­пить к Таин­ствам, а самое глав­ное – они опять полу­чают воз­мож­ность спа­се­ния. Един­ствен­ное, что не может быть им воз­вра­щено, – это преж­ний сан.

— Инте­ресно, а суще­ствует ли ана­фе­мат­ство­ва­ние в Римско-Като­ли­че­ской Церкви?

— В Вати­кане есть Кон­гре­га­ция по вопро­сам веро­уче­ния, кото­рая явля­ется пра­во­пре­ем­ни­цей печально зна­ме­ни­той свя­щен­ной инкви­зи­ции, бро­сав­шей в Сред­ние века в костры ере­ти­ков по всей Европе. Хотел бы здесь же под­черк­нуть, что Рус­ская Цер­ковь нико­гда не зани­ма­лась насиль­ствен­ным иско­ре­не­нием ереси… Так вот, в нынеш­ней вати­кан­ской Кон­гре­га­ции по вопро­сам веро­уче­ния пери­о­ди­че­ски выно­сятся суж­де­ния и о кон­крет­ных лицах, и о кон­крет­ных направ­ле­ниях рели­ги­оз­ной мысли. Можно назвать ряд бывших като­ли­че­ских бого­сло­вов и рели­ги­оз­ных воз­зре­ний (к при­меру, «тео­ло­гия осво­бож­де­ния» в Латин­ской Аме­рике), кото­рые в новей­ший период были осуж­дены Вати­ка­ном, что рав­но­значно пре­да­нию ана­феме.

— В заклю­че­ние просил бы вас, отец Максим, вер­нуться к про­блеме вос­ста­нов­ле­ния обще­цер­ков­ного чина ана­фе­мат­ство­ва­ния в Неделю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия…

— Думаю, что при обсто­я­тель­ном и широ­ком разъ­яс­не­нии пра­во­слав­ному народу, что же являет собой ана­фема, что такое сви­де­тель­ство Церкви о заблуж­да­ю­щихся, вос­ста­нов­ле­ние этого чина имело бы серьез­ное зна­че­ние для многих наших совре­мен­ни­ков. В первую оче­редь для тех, кто под воз­дей­ствием сек­тант­ской веле­ре­чи­во­сти стал счи­тать, будто и впрямь допу­стимо быть одно­вре­менно пра­во­слав­ным и, скажем, саен­то­ло­гом. Или быть пра­во­слав­ным и состо­ять в какой-то оди­оз­ной про­те­стант­ской секте, лидеры кото­рой обманно гово­рят о себе – «мы вообще хри­сти­ане».

Пола­гаю, что «пер­спек­тива» быть ана­фе­мат­ство­ван­ным может удер­жать нераз­бор­чи­вого в духов­ном плане чело­века от опас­ного увле­че­ния лже­учи­те­лями, а это в конеч­ном счете ока­жется небес­по­лез­ным и в целом для духов­ного здо­ро­вья народа. Насколько я знаю, такого мнения при­дер­жи­ва­ются многие свя­щен­ники и миряне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *