Праздник пасха что означает этот праздник
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Что такое Пасха и почему этот праздник отмечают 40 дней?
Светлое Христово Воскресение – это главный христианский праздник. Пасха, которую отмечают вовсе не один день, а 40 дней, символизирует переход от смерти к вечной жизни со Христом. Об истории Светлого Христова Воскресения и пасхальных традициях читайте на amic.ru.
Пасха (Песах) – это Ветхозаветный еврейский праздник. С иврита это слово переводится как «избавление, пройти мимо». У иудеев Пасху праздновали в честь ухода израильтян из Египта и освобождения их от рабства. Эти события описаны в Ветхом Завете.
За день до своей смерти, в Чистый четверг, Иисус и его ученики совершали ветхозаветное празднование Песаха. После Тайной вечери Господь, преданный Иудой, был схвачен и арестован. В пятницу Христа распяли на кресте. Около трёх часов пополудни он умер и уже до темноты был погребён. А ещё через два дня Спаситель воскрес.
Все эти страшные и удивительные события Страстной недели совпали с еврейским Песахом. Так иудейская Пасха стала и христианским праздником, в который вложили совершенно иной смысл – переход от смерти к вечной жизни со Христом – от земли к небу.
Евангелия говорят, что тело распятого Иисуса Христа сняли с креста в пятницу вечером с разрешения римского правителя Понтия Пилата. Господь был погребён в высеченной в скале пещере до захода солнца. Вход в неё привалили большим камнем, чтобы дикие животные не попали в склеп.
По приказу иудейских начальников пещеру «опечатали» и приставили к ней охрану. На третий день после распятия охранники увидели, что камень, закрывавший вход, отвален, а гроб – пуст. В страхе стражники прибежали в город, где получили приказ от первосвященников говорить всем, будто тело Христа украли ученики.
Тем же воскресным утром три жены-мироносицы отправились помазать тело Иисуса приготовленным благовонным миро (чего требовал иудейский обычай). Они увидели, что камень от Гроба Господня отвален, а на нём сидит юноша в светоносных одеждах. Он возвестил о Воскресении Иисуса Христа и повелел рассказать об этом ученикам Христа. Своим Воскресением Спаситель благословил и утвердил воскресение для всех людей.
Сведения о Пасхе содержатся во всех четырех Евангелиях – от Луки, Иоанна, Матфея и Марка.
Церковь отмечает Пасху 40 дней, до праздника Вознесения. Ровно столько дней Иисус провёл со своими учениками после Своего Воскресения. Каждый день этого периода считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием «Христос воскресе!», а в ответ слышат «Воистину воскресе!».
Самой важной считается первая неделя после Воскресения Христова. Её называют Светлой (или Пасхальной) седмицей. Ежедневно в этот период совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.
В день Светлого Христова Воскресения заканчивается Великий пост. Но начинать разговляться можно только после причастия. Если верующий был на литургии ночью, то после ночной службы он может приступать к праздничной трапезе.
На пасхальном столе обязательно должны быть освящённые крашеные яйца, кулич и творожная пасха. В этот день принято веселиться и ходить в гости или принимать их у себя.
Объяснение обычая красить пасхальные яйца в красный цвет восходит к позднему апокрифу (произведения раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон), в котором говорится об обращении в христианскую веру римского императора Тиверия. Мария Магдалина утверждала, что видела Господа, и что он воскрес. После этих слов лицо императора исказилось насмешкой, и он сухо отчеканил, указывая на яйцо, которое по обычаю принесла Мария во дворец в качестве подарка:
– Скорее это яйцо станет красным, чем мёртвые оживут!
Мария с грустью помолчала, потом спокойно протянула Тиберию свой скромный дар:
– Христос воскрес! Я сама видела Его живым!
Император всё ещё улыбался, принимая из рук мироносицы белое яйцо. Но через мгновение лицо правителя застыло в удивлении, и он словно онемел. В его руках, переливаясь пурпурными оттенками, лежало то же яйцо, поменявшее свой цвет с белого на красный. Ещё спустя мгновение весь тронный зал наполнился изумленными возгласами: «Чудо! Чудо!» Император, пересиливая охватившее его оцепенение, произнёс:
– Воистину Он воскрес!
А ещё яйцо пасхальное считают символом жизни. Оно символизирует воскресение, новую жизнь и присутствует во многих обычаях, самый известный из них – обмен пасхальными яйцами. Красный цвет пасхального яйца символизирует всепобеждающую божественную любовь.
Пасхальный кулич – это домашний аналог артоса (хлеб в форме цилиндра из сдобного теста). Его пекут с орехами, изюмом, сухофруктами, шоколадом. Освящённый кулич во время пасхальной трапезы так же, как артос, символизирует для верующих присутствие рядом с ними Господа. Это особенная выпечка – временами сложно объяснить, почему дрожжевой хлеб, приготовленный на Пасху, может долго храниться, при этом не сохнет и не покрывается плесенью. Сегодня кулич традиционно олицетворяет то, как Христос вкушал хлеб с учениками, чтобы они уверовали в его воскрешение.
Творожную сладкую пасху делают из творога в форме усечённой пирамиды. Она символизирует Гроб Господень. Наверху пасхи (и кулича тоже) наносят буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос воскресе», на боковых сторонах – изображают крест, копья, цветы и все то, что символизирует страдания и воскрешение Господа.
В Светлое Христово Воскресение не рекомендуют посещать кладбища и совершать панихиды, ведь Пасха – это праздник возрождения. На могилы лучше съездить на Радоницу, которую празднуют в первый вторник после пасхальной недели.
А ещё на Пасху стоит отложить все домашние дела, работу в саду и огороде. Не стоит в этот день грустить, сквернословить и ругаться. Церковь запрещает венчаться на Пасху. Что касается отпевания, то если человек умер на Светлой неделе, отпевание совершается особым чином – пасхальным.
Какую Пасху отмечал Христос?
Что такое «Тайная вечеря» и зачем вкушать Плоть и Кровь Христа
Приблизительное время чтения: 13 мин.
Тайная Вечеря произошла накануне празднования Песаха – важнейшего иудейского праздника. Но в чем его смысл? И почему Христос именно в это время установил главное таинство Церкви — Евхаристию? На эти вопросы отвечает богослов, миссионер, преподаватель Московской Сретенской духовной семинарии протоиерей Олег Стеняев.
Что такое ветхозаветная Пасха?
Это главный иудейский праздник, который совершается в память об исходе евреев из Египта. В Евангелии от Матфея читаем: В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? (Мф 26:17). Что такое «день опресночный»? Обратимся к ветхозаветному тексту: В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня (Лев 23:5). То есть праздник опресноков — это одно из названий иудейской Пасхи — полагалось отмечать с 14 на 15 число месяца нисана семь-восемь дней. Нисан в еврейском календаре — это первый месяц библейского года. Он приблизительно соответствует нашему марту-апрелю.
А что это за история про евреев и Египет?
Фараон долго не желал этого делать. Тогда Бог наслал на его народ десять бедствий — так называемые десять казней египетских. После последней, когда Ангел умертвил всех первенцев из египетского народа (в том числе и сына правителя), фараон наконец отпустил евреев. Однако, когда они уже достигли берегов Красного моря, он отправил за ними войско, чтобы вернуть их обратно. Тогда по воле Бога море расступилось и евреи перешли по дну на другой берег, а когда египетское войско ринулось догонять их, море сомкнулось, и все воины погибли. Так совершился исход еврейского народа из Египта.
Что такое опресноки?
Это пресный хлеб, приготовленный без использования закваски. Вкушать хлеб, изготовленный из теста, замешанного на любых злаках и подвергавшегося брожению, на иудейскую Пасху запрещается: Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля (Исх 12:15).
Накануне вечером совершается обряд поисков хамец, то есть всего квасного в доме. Иудеи зажигают свечу и, прочитав специальную молитву, начинают искать остатки квасного хлеба и выметать их из дома.
Интересно, что в христианской символике человек в духовном смысле должен стать «опресноком», то есть очиститься от всяких греховных примесей, брожений, как пишет апостол Павел: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор 5:7–8)». Ведь пресный хлеб не портится и не плесневеет — он может только засохнуть.
Почему у этого праздника такое название — Пасха?
Оно связано с агнцем (ягненком), которого готовили для праздничной трапезы: пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами (Исх 12:8). Судя по тем источникам, которые дошли до наших дней, кровью этого агнца во времена Христа помазывали косяки дверей и, собственно, именно благодаря этому действию праздник и получил название Пасха.
Ведь слово Песах происходит от древнееврейского глагола пасах, то есть «прошел». А кто прошел? Ангел, который во время последней казни египетской, убивал всех первенцев, но не заходил (то есть проходил мимо) в те дома, чьи косяки были помазаны кровью агнца: И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Исх 12:21–23).
Как этот праздник отмечался у евреев? Что значит «приготовить пасху»?
Это был домашний, семейный праздник. В обеденной комнате обустраивали широкий стол, на который ставили чашу с соленой водой — она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь обмакнул опреснок, который подал затем предателю Иуде (Ин 13:26–27).
Также на пасхальный стол ставили блюдо с горькими травами: лук, цикорий, хрен, чеснок. Во время трапезы иудеи вкушали их до тех пор, пока на глазах не появлялись слезы. Так совершалась память о страшной трагедии, когда фараон приказал утопить в водах Нила всех новорожденных еврейских младенцев (Исх 1:22). Кроме того, из фиников, орехов и граната готовилась паста. Ее цвет напоминал глину, из которой порабощенные евреи строили города для фараонов.
Опресноки раскладывали на столе в три стопки, между которыми клали салфетки. Эти три ряда пресного хлеба символизировали, что три социальных уровня иудейского общества — богачи, люди среднего достатка и бедняки — в этот торжественный вечер упразднялись: любой еврей, независимо от своего достатка, возраста и пола должен был участвовать в священной трапезе: И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему] (Исх 10:9). Если семья была бедной и не могла позволить себе купить пасхального агнца, то можно было отметить праздник вскладчину с другой семьей.
В кульминационный момент пасхальной трапезы на стол ставили четыре чаши вина, разбавленного водой, которые символизировали четыре обетования, данные евреям Богом во время их исхода из Египта: Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского (Исх 6:6–7).
Глава семейства брал первую чашу с вином и благодарил Бога, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивый плод лозы виноградной!» После чего сосуд передавали по кругу, и каждый отпивал немного вина. Тогда самый младший из присутствующих (во время Тайной Вечери это был апостол Иоанн Богослов) задавал старейшему за столом сакральный вопрос: «Что значит все это?», и ему рассказывали историю исхода израильтян из Египта. При этом читали или пели два псалма — 113-й и 114-й, которые относились к этим событиям, и ели горькие травы.
После того как по кругу передавалась вторая чаша, возглавляющий трапезу брал один опреснок, разламывал его напополам и произносил благодарение: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб». После этого хлеб разделялся между всеми присутствующими. Вслед за этим наступал черед агнца, потом пили из третьей чаши, пели 114–117-й псалмы, а завершала праздник четвертая чаша вина.
После окончания трапезы все выходили на улицу. В Иерусалиме поднимались на Елеонскую гору, где продолжали праздновать уже вместе с другими семьями.
Вы сказали, что иудейская Пасха — это семейный праздник. Почему же тогда на Тайной Вечере не было Богородицы? Почему Христос не встречал этот праздник в кругу семьи?
Дело в том, что Христос Сам создает новую общность людей, если хотите, новую семью, которая позже назовется Церковью. Взаимоотношения между Господом и учениками были как между отцом и его чадами. Бог усыновляет нас Себе через Своего Сына — Господа Иисуса Христа. И происходит это через Святое Причастие.
Приведу очень важный пример. Помните, как однажды ко Христу подошли люди и сказали, что на улице стоит Его Матерь — Богородица — и братья (дети праведного Иосифа), которые просят Его выйти к ним, чтобы что-то обсудить. И что Христос ответил? Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:48–50).
А почему Тайная Вечеря называлась «тайной»?
Она была «тайной» для врагов Христа. Дело в том, что Иуда уже тогда — до пасхальной трапезы — вошел в сговор с первосвященниками, так как они искали удобный момент, чтобы схватить Христа. Ученик не знал, где именно будет праздничный вечер, но ему доподлинно было известно, что Учитель после пойдет в Гефсиманский сад, где под покровом ночи без лишних свидетелей можно будет Его арестовать, избежав народного возмущения. Поэтому Иуда и ушел с вечери раньше времени, чтобы привести воинов в нужное место.
Почему Христос, который, как мы знаем, принес Новый Завет, отменивший Ветхий, праздновал Песах? Ведь современные христиане его не отмечают.
В этом был двойной смысл. Во-первых, как пишет апостол Павел, «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас»
(1 Кор. 5:7). И вся ветхозаветная Пасха была наполнена прообразами, которые относились к Самому Христу. Его можно назвать «Новым Моисеем». Ведь если ветхозаветный пророк вывел еврейский народ из египетского рабства, спасая его от тирании фараона, то Христос выводит всех людей уже из «Египта» греха и спасает от «рабства» дьяволу. События исхода оказались прообразами евангельской истории.
Когда евреи убегали от преследовавшего их египетского войска, они прошли через расступившееся перед ними море. А как человек убегает от греха? Через воды Крещения. То есть и здесь отцы Церкви видели прообраз христианского таинства. Так же как в помазании косяков дверей кровью агнца — прообраз креста на Голгофе. И сам агнец — символ Христа, который, как пишет апостол Иоанн, есть жертва за грехи всего человечества (1 Ин 2:2). Христос раскрыл все эти ветхозаветные образы, и в этом глубочайший смысл и Тайной Вечери, и последующих Его страданий, смерти и воскресения.
Кроме того, Господь говорил, что Он пришел не нарушить ветхозаветный закон, но исполнить его (Мф 5:17), а празднование Песаха прямо предписывалось каждому иудею, каковым был Сам Христос.
В чем же особенность именно Тайной Вечери?
«Приимите, — говорит ученикам Господь, — ядите: сие есть Тело Мое». И после того, как апостолы в безмолвии съели этот новый Хлеб — Тело их Учителя и Бога, Христос взял в руки чашу с вином и, подав им, сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26–28).
Так в один вечер происходит окончательный переход от ветхозаветного богослужения к новозаветному. Отныне кровавые жертвоприношения древнего Израиля Самим Богом упразднены. Вместо них на каждой литургии во время Евхаристии приносится Жертва бескровная, которой и причащается каждый верующий.
Ветхозаветная пасха была прообразом новозаветной литургии, которая установлена и совершена Самим Христом в Сионской горнице (в комнате, где проходила Тайная Вечеря) за несколько часов до ареста в Гефсиманском саду. Об этом блаженный Иероним Стридонский пишет следующее: «После того, как совершена была пасха, имеющая значение прообраза, и после вкушения вместе с апостолами плоти агнца, Он взял хлеб, — который укрепляет сердце человека, — и совершает переход к истинному священнодействию Пасхи, чтобы подать истинное Свое Тело и Свою Кровь».
При этом, очень важно понимать, что святые отцы настаивают, что есть только одна Божественная литургия, совершенная Христом на Тайной Вечери. И когда верующие сегодня приходят в храм на литургию, они становятся участниками событий именно той Вечери — и не символически, а действительно.
Зачем нужно вкушать Плоть и Кровь Христа? Неужели одной веры недостаточно?
Дело в том, что Господь призывает ко спасению всего человека — и его тело, и его душу. Так как Христос — Бог и Человек одновременно, то христианин, вкушающий Его Кровь и Плоть, становится причастником Божества по благодати. Важнейший призыв христианства заключается в том, что спастись и обожиться должны и тело, и душа человека. Поэтому Причастие приносит всецелое исцеление и физической, и духовной жизни человека. Христианин должен не только исповедовать веру, но и совершать некоторые сакральные действия, как пишет блаженный Августин: «Когда вода крещения касается нашего тела, она очищает нашу душу». Еще раз повторю: человек должен спастись не просто на уровне каких-то абстракций — как какое-то духовное существо, но только целостно — и телом, и душой.
Любое таинство соединено с каким-то веществом. Например, таинство Крещения — с водой, таинство Миропомазания — с маслом. Вещество Исповеди — это грехи человека, которые он действительно совершил (мыслями, словами или поступками) и в которых он кается. Вещество Евхаристии — хлеб и вино, которые пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Спасителя.
Таким образом, тот факт, что таинство включает в себя некоторое освященное Богом вещество, делает его не чем-то абстрактным, а наоборот — конкретным, и эта конкретность очень важна. Происходит и духовное, и физическое преображение человека.
Почему же первая литургия или, как Вы говорите, новозаветная Жертва, совершилась до крестных страданий, то есть до самой жертвы?
В Ветхом Завете жертва для заклания избиралась за некоторое время до самого жертвоприношения: Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца (Исх 12:5–6). Более того, Сам Сын Божий в момент Своего воплощения уже является жертвой за грехи всего мира, о чем свидетельствует апостол Павел: Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне (Евр 10:5). Вторит ему и апостол Петр: Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира (1 Пет 1:18–20).
События последних дней земной жизни Иисуса Христа имеют огромное литургическое значение. Именно о них мы должны вспоминать, когда приступаем к Чаше, как пишет об этом апостол Павел в одном из своих посланий: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор 11:28–29). «Рассуждение о Теле Господнем» и есть призыв к тому, чтобы, приступая к Чаше, христианин вспоминал о Тайной Вечери, крестных страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, как и Сам Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19).
Кроме того, «рассуждение о Теле Господнем» — это вся литургия с ее последованием, молитвами, песнопениями, ектениями. Сама она включает в себя рассказ о Жизни нашего Спасителя — от Рождения до Смерти, Воскресения и Вознесения. Порядок литургического богослужения готовит пришедшего человека к самому важному — к апогею всей жизни, а именно: к Евхаристии и Причастию. Ведь рассуждение выражается в слове или в некоторых действиях, которые порождают мысленные образы, ассоциации. И все это дает нам литургия, чтобы христианин подходил к Чаше осознанно, понимая, что он вкушает Тело и Кровь Самого Христа.
Православный Праздник Пасха: что означает, как правильно называется, чему посвящен
Едва ли кто-то не знает о том, что такое Пасха и как и когда она отмечается. В торжествах Светлого Воскресения без преувеличения принимает участие едва ли не половина жителей планеты.
По разным данным, на Земле 2,2 миллиарда человек являются христианами разных конфессий. Добавим сюда еще 14 миллионов иудеев, которые справляют Песах — и получим весьма приличную цифру.
Но с другой стороны, есть ли что-то такое, о чем мы все еще не знаем? Например, почему праздник Пасха называется именно так? В чем значение и глубокий смысл Великого дня? Какие праздники будут до и после Пасхи?
Об этом и многом другом вы можете получить интересные ответы прямо сейчас.
Почему Пасха так называется?
Если 10 из 10 человек скажут о том, что им известно про значение Пасхи, а еще 7-8 даже назовут очередную дату торжества, то о происхождении самого слова знает едва ли половина. И в этом нет ничего страшного, потому что история главного праздника христиан стара как жизнь. Насчитывает она как минимум… 3400 лет.
Да, именно 3400, а не 2000, как можно было бы подумать на первый взгляд. Почему так? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны подойти к тому, как правильно называется праздник Пасхи и что он значит. А для этого следует ненадолго углубиться в историю.
Что означает слово «Песах»
Вообще этот день изначально начал праздноваться вовсе не христианами, а иудеями, которые в большинстве своем представлены еврейским народом. История эта началась примерно 3400 лет тому назад, когда практически вся нация был порабощена египтянами.
Изначально еврейские племена расселились в Египте, следуя за своим лидером Иосифом, который тоже был рабом, но благодаря своему таланту впоследствии стал правителем той страны. Прошло 3-4 века, и времена резко изменились.
Евреи значительно увеличились в численности, и фараон начал всерьез опасаться, что они погубят его страну. Поэтому было решено обратить народ в рабство, как и поступали практически со всеми чужаками в темные времена.
В порабощенном состоянии люди, как говорится, натерпелись всякого. Но однажды из их числа вышел лидер по имени Моисей, который объединил весь народ и вывел их из египетского рабства. Произошло это 14 нисана – весенний месяц по еврейскому календарю, который соответствует марту и апрелю.
Годовщину этого события евреи начали отмечать с первого же дня, причем традиция жива до сих пор. Более того – именно этот праздник является главным в современном Израиле, и в связи с этим выделяется практически целая неделя выходных. А называется он Песах, что в переводе с еврейского означает «прошел мимо».
Дело в том, что согласно преданию, в последнюю ночь перед бегством из Египта Господь повелел всем евреям обмазать косяки входной двери каждого дома кровью ягненка. В результате, когда Бог пошел по земле карать египтян, он обошел стороной все дома с этим знаком. Вот и получается, что Песах – это слово, которое буквально значит «обошел», а в художественном переводе значит «избавление», «спасение».
И это вполне пересекается с христианским представлением о празднике. Ведь Христос тоже избавил всех людей от греха и власти смерти. Он взял на себя все беззакония и принял смертную казнь, хотя на самом деле ни в чем не был виноват. Поэтому сегодня грех как бы «проходит мимо» всех верующих, которые в любой момент могут раскаяться в своих ошибках и попросить прощения у Бога.
Пасха или Паска — как говорить правильно?
В сельской местности, а иногда и в крупных городах Пасху также называют Паской. Под этим словом часто подразумевают праздничный кулич (где-то пасхальную выпечку называют еще «пасочки»), и реже – название самого торжества.
Подобное произношение имеет право на жизнь, но все же это не самый правильный вариант. Неслучайно во многих интернет-словарях его определяют как просторечный. Вероятнее всего, слово «Паска» произошло по принципу «глухого телефона»: кому-то звучание слова показалось правильным именно в таком варианте.
Поэтому правильнее всего говорить так, как и привыкло большинство людей: «Пасха».
Пасха и Песах: что означают и чем отличаются
С другой стороны, как же так получилось, что Пасха отмечается примерно в те же дни, что и Песах? Ответ на этот вопрос еще проще. Если мы обратимся к Библии или просто к истории этого праздника, то легко узнаем не только о том, как называется Пасха, но и почему она отмечается именно в весенние дни марта или апреля (реже – мая).
Дело в том, что Христос воскрес ровно в годовщину Песаха. Все евреи традиционно, по многовековому устою готовились отмечать очередную памятную дату. Но совершенно неожиданно произошло событие, которое во многом изменило ход дальнейшей истории. Спаситель восстал из мертвых и явился своим ученикам (а первой его увидела Мария Магдалина).
Получается, что два праздника как бы наложились один на другой. Случайно ли это совпадение или нет? Точно можно сказать одно: значение Пасхи и праздника Песах во многом совпадают.
Когда-то Бог избавил из греха рабства еврейский народ, а через Иисуса Христа он простил грехи всему человечеству. Можно сказать, что этот Великий праздник — символ избавления от всего того, что тяготеет над нами, того душевного груза, который совсем необязательно носить с собой.
Однако еврейский народ в большинстве своем все равно продолжает отмечать именно праздник Песах, а не Пасху как таковую. И в этом нет ничего странного: ведь на момент воскресения Христа традиция уже существовала около 1400 лет. Народная память имеет необычайно большую силу – например, сколько уже веков мы отмечаем ту же Масленицу?
Традиции, символы и праздничный стол
Конечно, есть множество отличий и в традициях. Например, еврейский Песах отмечается в течение 8 дней – в 2021 году с 27 марта по 4 апреля. Православный праздник Пасха празднуется в основном в воскресенье, хотя после этого следует светлая седмица и еще 40 дней попразднства – ровно до того момента, когда будет отмечаться Вознесение Христа.
Всем известно, что у христиан символом Пасхи является крашеное яйцо. Оно объединяет православных и католиков, а также других представителей христианской религии.
А вот у евреев на стол, кстати, тоже ставят яйца, причем красят их только в красный, бордовый цвет. А еще на седер в Песах подают и несколько других блюд, каждое из которых имеет свое символическое значение.
Пасхальное приветствие
Христиане приветствуют друг друга восклицанием: «Христос воскрес!», на что им отвечают: «Воистину воскрес». А евреи говорят «Хаг Песах Самеах!», что означает: «Счастливой Пасхи». Более подробно узнать об этом можно здесь.
Даты празднования
А теперь кое-что о датах празднования. Еще в 325 году нашей эры церковный Никейский Собор принял решение отмечать Пасху в первое воскресенье после первого же весеннего полнолуния. Верующие тех времен хотели, как сегодня бы сказали, дистанцироваться от евреев, потому что именно их предки однажды предали Христа, призвав римского правителя Пилата распять его.
Именно поэтому дата празднования христианской Пасхи и иудейского Песаха никогда не совпадают – такое вот зримое проявление человеческих разногласий. При этом с религиозной точки зрения торжество отмечается в одно и то же время года – у иудеев это 14 нисана, а у христиан в первое воскресенье после первого полнолуния.
Пасха и Песах — родственные слова?
Есть ли что-то общее между православной и еврейской Пасхой? Как ни странно, есть. Прежде всего, в глаза бросается название: Пасха и Песах – не родственные ли это слова? Безусловно, это так: собственно слово «Пасха» и произошло от слова «Песах».
Это вариант написания древнееврейского слова на латинице, от которой произошли многие современные европейские языки. Правда, интересно и то, что как таковое слово «Пасха» используется преимущественно в славянских языках – например, в том же русском.
А вот в ряде других языков слово записывается и читается совсем иначе:
Праздник Святой Пасхи — что это значит?
Однако сходство словесное – это только поверхностное совпадение, и, конечно, оно не определяющее. Как всегда, чтобы понять что-то по-настоящему, нам следует сосредоточиться о главном и забыть о второстепенном. Любой праздник имеет свою духовную основу – это содержание, значение, т.е. самая его суть.
В чем смысл Пасхи? Господь послал на землю своего единственного сына Иисуса Христа, который ценой собственной жизни взял на себя грехи всего человечества и таким образом освободил его от рабства греха. Да, люди и сегодня грешны – ведь жизнь на земле далека от идеала.
Однако каждый человек может рассчитывать на милосердие Бога и прощение своих грехов. Это называется судить по милости, т.е. не по заслугам, а по любви.
В чем смысл Песаха? Господь выбирает Моисея, который вызволяет еврейский народ из рабства, т.е. выводит его из египетского плена. Моисей, таким образом, предстает спасителем, национальным героем израильтян. В той истории народу была явлена Божья милость и всемогущество – ведь по дороге к своей земле обетованной людей ждало очень много испытаний. Но все же они прошли их и добились главной цели – освобождения.
Получается, что сама суть, сердцевина этих двух больших событий в общем-то едина. Можно найти и еще одно сходство – даты приходятся на весеннее время между мартом и апрелем. Пожалуй, это лучшая пора на земле, когда зима окончательно уступает права весне, а фермеры готовятся к новой посевной. И это совпадение отнюдь не формальное.
Многие историки полагают, что вообще говоря встреча весны – это очень древняя традиция, которая, несомненно, отразилась и на праздновании Пасхи. В это легко верится, если мы подумаем, какое значение имела весна для наших далеких предков.
Выпадет неурожайный год – и все только и думают о том, чтобы наступила весна. Ведь это время жизни, когда солнце греет все сильнее, а трава растет все быстрее. Появляются первые плоды, ягоды, овощи, фрукты. Это и есть торжество жизни над смертью, освобождение от прежних страхов.
Вот почему несмотря на огромное количество отличий между Пасхой и Пейсахом, единого между ними тоже очень много. И это общее лежит в самой основе праздников. Меняются главные герои, меняются традиции. Но суть все равно остается той же самой.
Пасха – это день, когда мы празднуем возрождение природы, освобождение от власти греха и смерти. А продолжить эту строку каждый может самостоятельно: евреи впишут имя Моисея, христиане имя Иисуса. Но начальные фразы останутся без изменений.
«Христос Воскресе!» и другие поздравления с Пасхой на разных языках
Все мы знаем, что православные поздравляют друг друга так: «Христос воскресе!», на что непременно следует ответ: «Воистину воскресе!» После этого полагается трижды поцеловать собеседника в каждую щеку по очереди. Такое приветствие называется христосование.
Допускается и другой схожий вариант поздравления, согласно нормам современного русского языка: «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!» Просто первая версия гораздо ближе к оригинальному церковному языку. Более того – мы до сих пор во многом живем по его канонам, хотя сами, возможно, и не обращаем внимания.
Например, молитва «Отче наш», где употребляется слово «Отче», а не «Отец». А вспомним знаменитую сказку Пушкина о золотой рыбке, где она обращалась к дедушке: «Ну что тебе надобно, Старче?»
Все дело в том, что долгое время в русском языке было не 6, а 7 падежей. И седьмой падеж именовался звательным. К этому падежу относили особые формы существительных вроде тех, что мы рассмотрели выше.
И опять же народную привычку изменить весьма трудно, ведь мы до сих пор говорим: «Господи», «сына», «доча» и т.п. В большинстве случаев это уже просторечные выражения, но, кажется, они будут существовать очень долго.
А теперь рассмотрим, как же приветствуют друг друга наши ближние и дальние соседи, когда поздравляют с великим праздником Пасхи:
язык | приветствие | ответ |
белорусский | Хрыстос уваскрос/ уваскрэс! | Сапраўды ўваскрос/ўваскрэс! |
украинский | Хрыстос воскрэс! | Воистыну воскрэс! |
чешский | Kristus je vzkříšen! Kristus vstal z mrtvých / zmrtvýchvstal! | Vskutku je vzкříšen! Vpravdě vstal z mrtvých! Opravdu zmrtvýchvstal! |
немецкий | Christus (Der Herr) ist auferstanden! | Er ist wahrhaftig auferstanden! |
английский | Christ is risen! | He is risen indeed! Indeed, He is risen! В каждом случае слова приветствия и ответа переводятся точно так же, как и в нашем языке. Просто где-то ответы длиннее, где-то – короче. И это неслучайно, ведь что означает праздник Пасхи у христиан? Это день, когда воскрес Спаситель. Поэтому в пасхальном приветствии отражается вся суть и священное значение этого торжества. В некотором смысле это подобно тому, как мы говорим: «С Новым годом! С новым счастьем!» То есть новый год – это пора добрых обновлений, а Пасха – это праздник, когда Христос восстал из мертвых и спас всех верующих от их грехов. Какие праздники следуют до Пасхи и послеЦерковный календарь имеет свои особенности, памятные даты, которые, кстати, нередко пересекаются с официальными праздниками. Например, 7 января – Рождество – является выходным. А 9 мая является не только Днем Победы, но и днем памяти, когда во всех православных храмах России проходят поминальные службы по павшим воинам во всех сражениях за родину. И Пасха занимает особое место в календаре, поскольку ей предшествуют и другие праздники, да и после нее торжества продолжаются целых 40 дней, вплоть до Вознесения Господня. Праздники до ПасхиВо-первых, надо сказать, что праздничной дате предшествует самый строгий и продолжительный пост года – он и называется соответственно: Великий пост. Длится этот нелегкий период 48 дней, т.е. почти 7 недель, вплоть до последней ночи с субботы на воскресенье. После разрешается вкушать любую пищу и даже выпить церковного вина либо другой увеселяющий напиток (конечно, в разумных пределах). Но самое интересное в том, что даже во время Великого поста мы можем выделить 3 особых дня, в которые допускаются небольшие послабления – верующие могут использовать растительное масло в приготовлении пищи, вкушать запеченную рыбу, попить чаю с медом. Вот эти даты: Праздники после ПасхиА сам главный праздник христиан не ограничивается одним днем. Разумеется, главные торжества приходятся на Светлое Воскресение, но и всю неделю после этого верующие продолжают приветствовать друг друга словами: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!». Эта неделя по церковной традиции называется Светлая Седмица – словосочетание, которое говорит само за себя. И даже с окончанием этой праздничной недели торжества не заканчиваются. Отмечать пасхальные даты принято вплоть до наступления 40 дня, когда все верующие справляют день Вознесения Господня. Это тоже важный праздник, дата которого меняется ежегодно. Например, в 2021 году Вознесение отмечают 10 июня (поскольку само пасхальное торжество состоится 2 мая). Праздник этот всегда выпадает на четверг 6 недели после Светлого Воскресения. Считается, что именно в этот день Господь вознесся на небо. Тем светлым днем Христос беседовал со своими учениками, и вдруг они увидели, как он начинает отрываться на земли. В одночасье Спаситель исчез, оставив апостолов в полном изумлении. В тот же момент с неба спустился ангел и сказал, что Бог забрал на небо своего сына, ибо он уже выполнил свою миссию. Однако история на этом не заканчивается – однажды Господь придет на землю точно так же, как и ушел с нее.
Значение Пасхи для христиан: комментарий церквиНадо ли говорить, чему посвящен праздник Пасхи, когда об этом и так давно известно? Понятен общий контекст торжества, его содержание, символы – куличи, крашеные яйца, традиции и многое другое. Однако для многих из нас, пожалуй, Пасха имеет и какое-то личное, неповторимое значение. Например, некоторые родились в эти светлые весенние дни. У других людей, напротив, на Пасху ушел из жизни близкий человек. В народе до сих пор считается, что это добрый знак. А церковь проводит поминальную службу в немного видоизмененном варианте – так называемые похороны «по пасхальному чину». Но дело даже не столько в совпадении с торжеством тех или иных событий, сколько в том, что именно мы вкладываем в его смысл, каково личное значение Пасхи для конкретного человека. Скорее всего, каждый даст собственный ответ на этот вопрос. В связи с этим интересно посмотреть и на комментарии православных священников.
Итак, что же означает праздник Пасхи у православных? Это день особой любви – любви Божьей, которая проявилась в том, что пожертвовал самым дорогим ради людей – единственным сыном. Поэтому в эти весенние дни можно сделать что-то особенное, что обычно даже не приходит на ум. Помочь близким, навестить давнего друга, примириться с тем, кто быть может, сам давно желает наладить контакт. И конечно, в ознаменование светлого дня мы также будем красить яйца и печь куличи, причем у этих символов торжества есть не только своя история, но и особое значение.
Теперь всем наверняка стало еще более понятно, что такое праздник Пасхи, как его отмечают, и почему торжество имеет столь большое значение для каждого третьего жителя планеты. Пасха – светлый день, который к тому же всегда выпадает на выходной. Это хорошая возможность побыть наедине с собой, а затем и уделить внимание близким, наметить новые планы и вообще настроиться на светлую волну перемен. Впереди добрая половина весны, а затем и лето Господне, которое тоже даст много поводов для хорошего настроения. Конечно, охватить столь большую тему в рамках одной статьи, невозможно, да это и ни к чему. Если у читателей остались какие-то вопросы, это очень хорошо: значит, у них еще будет возможность удовлетворить свою любознательность и приобрести новые знания, что всегда приятно. Некоторые ответы можно получить прямо сейчас – с помощью этого видеоматериала.
|