Правовой диалог что в паспорте твоем
Месячник правовых знаний
В ноябре – декабре в Центральной городской библиотеке им. Д. А. Фурманова проводился Месячник правовых знаний, главными целями которого являлись формирование гражданско-правовой позиции, расширение правовых знаний учащихся, развитие умения работать в группе, слушать мнение других людей. В рамках декады был проведен ряд мероприятий для учеников школ города.
Правовой урок с мультимедийным сопровождением «От проступка до преступления». Мероприятие помогло подросткам разобраться в понятиях «проступок», «правонарушение», «преступление» и в особенностях ответственности за них. Особенный акцент сделан на проступках, связанных с нарушением Устава школы, а также курением и употреблением спиртных напитков подростками.
Деловая игра «Символы государственного величия». В ходе проведения мероприятия учащиеся показали знания официальных (герб, флаг, гимн РФ) и неофициальных символов государства, проявили находчивость и смекалку при выполнении увлекательных заданий.
Деловая игра «За гуманизм и милосердие». Деловая игра по международному гуманитарному праву напомнила учащимся о важности таких качеств личности как милосердие, сострадание, уважение к человеческому достоинству.
Мультимедийный проект «Права Дюймовочки». На примере знакомой всем сказки учащиеся вспомнили и закрепили знания о правах и обязанностях детей.
Правовой диалог «Что в паспорте твоем?» В ходе активного диалога учащиеся, готовящиеся к получению паспорта, узнали об особенностях изготовления бланков паспортов; основных сведениях, вносящихся в паспорт; сроке действия; порядке выдачи и замены; видах документов, которые удостоверяют личность гражданина РФ за границей. Особое внимание уделялось возможности оформления паспорта через Единый портал государственных услуг.
Беседа «Я и мой паспорт»
Цель: Воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине.
Довести до сознания детей то, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет.
— воспитание правовой культуры школьников;
— формирование гражданско-патриотических качеств личности подростка.
— Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется страна, в которой мы с вами живем?
— А как называется житель этой страны, вы узнаете ответ, отгадав загадку:
Пусть ты пока еще ребенок,
Но должен знать уже с пеленок,
Что ты уже России сын,
Пусть маленький, но … гражданин.
— А знаете ли вы, как называли нашу страну с древних времён и как она называется сейчас?
— Наши соотечественники всегда любили нашу страну, гордились тем, что являются гражданами России.
Стихотворение про Россию
О, мать моя, Россия, Русь,
Незыблем трон твой златоглавый,
Люблю тебя, тобой горжусь,
Многострадальной и державной.
Россия, Россия, великая сила,
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я
И с нею останусь навеки, клянусь!
— Ребята, а как называется ваш самый первый документ, который вы получаете при рождении?
— Правильно. Его дают сразу же после рождения ребенка. В нем записано, что вы – граждане своей страны, граждане России.
(Показать свидетельство о рождении.)
— Какие документы ещё получает человек в течение жизни?
—ПАСПОРТ – это государственный документ, удостоверяющий личность и гражданство владельца.
— Когда, ребенок становится взрослее, и ему исполняется 14 лет, он получает другой документ – паспорт РФ. В нем так же написано, что вы являетесь гражданином государства.
(Дети рассматривают паспорт)
— Сейчас я вас познакомлю с краткой историей паспорта.
2.В 17 столетии выдавать паспорта начали всем гражданам государства. Ик 18 столетиюпочти все европейские страны имели собственную паспортную систему.
— Когда люди стали чаще посещать другие государства по торговым делам или ещё по какой либо надобности, им стали выдаваться специальные дорожные удостоверения. В них указывались имя и фамилия владельца, а также цвет волос, глаз, форма носа.
3.В Киевской Руси своеобразным удостоверением личности был пояс. По его орнаменту можно было определить, из какой области его обладатель и сколько ему лет.
— Маленький ребенок опоясывался нитью. С возрастом нить расширялась, постепенно превращаясь в пояс. Мужской пояс был широкий и длинный, а женский – узкий, изящный и ярко раскрашенный. По тому, какую часть тела обвивал пояс, можно было судить о профессии его обладателя. Например, ремесленники вообще носилинаголовные повязки.
4.Первые удостоверения личности появились в России
в XVIII веке. В 1721 годуПетр I ввел обязательные паспорта для крестьян, временно покидающих пределы постоянного жительства.
— Началась первая паспортная реформа. А с 5 октября 1906 года официальный документ, удостоверяющий личность граждан в России, стал называться«паспортной книжкой».
его имя и отчество;
5.В Советском Союзе выдавались паспорта с обязательной пропиской по месту жительства. Кроме прописки, в паспортах указывалось социальное положение гражданина и место его работы.
— Посмотрите, что написано на первой странице паспорта.
(Паспорт гражданина Российской Федерации)
— А какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото?
(Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения)
— Давайте посмотрим, какие сведения о владельце могут быть еще указаны в паспорте.
(Воинская обязанность, семейное положение, дети, прописка, сведения о ранее выданном паспорте)
(При утрате паспорта и при смене фамилии)
(При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)
— Теперь я вам предлагаю сложное задание.
— Чтобы его получить, вам необходимо пройти несколько этапов. Эти этапы записаны и разложены на столе, но цифры перепутаны. Вам необходимо взять их и составить последовательно.
(Развесить буквы на стене последовательно)
— Молодцы, вы справились с заданием и правильно ответили на вопросы.
— Закончить беседу хочу такими словами:
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны всё чаще.
И если гражданин вы настоящий,
Гордиться будет вами вся страна!
2.- прилично одеться, причесаться
4.- оплатить квитанцию за получение паспорта
5.- взять квитанцию, фото и подойти к паспортисту
6.- оформить бланк заявления у паспортиста
7.- сделать подпись в новом паспорте
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Паспорт- мой главный документ!»
РЕЗАКОВА Н. А. ВОСПИТАТЕЛЬ I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
Тема: «Паспорт- мой главный документ»
Раздел: Правовое воспитание. Я- гражданин.
Цель: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи: 1. Познакомить с паспортом, как основным документом и его значением
2. Корректировать мышление на основе анализа ситуаций; развитие связной речи на основе ответов на вопросы; памяти на основе заучивания стихов, сценок.
3. Воспитывать бережное отношение к главному документу- паспорту, духовные и патриотические чувства, любовь и уважение к своей родине.
Предварительная работа: знакомство со свидетельством о рождении, знакомство с понятием «загс»; заучивание стихов, сценок.
— Ребята, сегодня у нас необычное и, вместе с тем, интересное занятие на довольно серьёзную тему. Давайте посмотрим на экран (показ фото). (слайд)
— Все эти фотографии какой страны? (России)
— А в какой стране мы живём? (В России)
— Давайте посмотрим на карте, где наша страна находится и какая она большая. (слайд)
— Если мы живём в России, мы – граждане Российской Федерации. Послушайте стихотворения, которые написаны о нашей родине России. Прочтет Алла Е.
Откуда начинается Россия?
С лозинки, что сбежала с речки синей.
А может, начинается с крыльца
Иль с поля, где пшеница раскачалась?
Откуда бы она ни начиналась,
Любви к России нет у нас конца.
Россия, где она кончается?
Найди конец, чтоб клином свет.
Россия в сердце начинается,
А в нем конца и края нет.
Родина-слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок …и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка-
Это тоже Родина.
Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ. Мы говорили об этом с вами на прошлом занятии.
-Какой первый документ у каждого человека? (свидетельство о рождении). (слайд)
— Какие сведения записаны в нем? (имя, фамилия, отчество, где родился, кто твои родители)
— Правильно, а еще там записано что, вы являетесь гражданами России.
Сценка (Раздаётся стук в дверь.) (слайд)
Воспитатель: Кто там?
(Входит Почтальон Печкин – )
Печкин: Здравствуйте, это я – Почтальон Печкин! Принёс из бюро «Добрых дел» посылку для Кота Матроскина. А документы у Вас есть?
Кот : Вот мои документы: усы, лапы, хвост!
Печкин: Э, нет! На документах печать должна быть. Где у Вас печать? А Вы кто такие будете? У Вас документы есть?
Воспитатель: Почтальон Печкин, с момента рождения каждый человек получает свидетельство о рождении, а по исполнению 14 лет-паспорт. ( берут свои документы, и показывают Печкину.)
Воспитатель: Вот наши документы, там и фото есть и печать!
Печкин: Тогда возьмите посылку!
Воспитатель открывает коробку. Здесь написана тема нашего занятия «Паспорт- мой главный документ!» ( прикрепить на доску) (слайд)
— Прочитайте что здесь написано. (прикрепить на доску)
Сегодня мы поговорим о паспорте. Что это за документ? (слайд)
Паспорт – является основным документом, удостоверяющим личность гражданина на территории РФ. Его обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14 лет.
3. История возникновения паспорта. (слайд)
Давайте с вами послушаем «Историю возникновения паспорта»
Разные предметы, призванные удостоверять личность, существовали с незапамятных времен. Например, в Древнем Египте «паспортом» служил перстень с вырезанным на нем именем правящего фараона. (слайд)
В Древнем Китае для этой же цели служили золотые таблички, на которых выбивали имя правителя и пояснительную надпись, соответствовавшую рангу обладателя «паспорта». Драгоценные таблички по статусу полагались послам, крупным чиновникам и особам, приближенным к императору. (слайд)
В Древней Греции и Древнем Риме удостоверения личности выдавались только для выполнения ответственных миссий и за особые заслуги перед отечеством.
Удостоверением личности служила печать. (слайд)
В 1719 г. Петр I издал Указ о введении в России «проезжих грамот». (слайд)
С 5 октября 1906 г. появился официальный документ, удостоверяющий личность граждан в России, который стал называться «паспортной книжкой». В ней указывались фамилия владельца, его имя и отчество, семейное положение, дети, особые приметы и место жительства. (слайд)
4. Знакомство с новой темой. Сведения о паспорте.
Фамилия Посмотрите в своем паспорте, где записана ваша фамилия. Прочитай свою фамилию. (Читают вслух все по порядку)
Имя Посмотрите в своем паспорте, где записано ваше имя. Прочитай свое имя.
Отчество Посмотрите в своем паспорте, где записано ваше отчество. Прочитай свое отчество.
Пол Под надписью пол у вас записано мужской или женский, это означает?
Дата рождения Когда вы родились? Называют все по порядку.
В паспорте производятся отметки, эти отметки помогают получить дополнительную информацию о человеке (рассматривают свои паспорта)
— О чем говорит эта отметка?
— Эта отметка ставится о месте проживания человека. Где вы живете? Прочитайте.
— Как вы понимаете? Для чего?
— Эта отметка ставится только мужчинам, достигшим 18-летнего возраста, годным к военной службе.
Следующая отметка – семейное положение;
— Что можно узнать о человеке по этой отметке?
— А у вас есть? Почему?
— Потому что из вас никто не вступал в брак.
Следующая отметка – дети;
— Для чего эта отметка? У вас такая есть?
-Итак, мы знаем: В паспорте хранится достоверная информация о человеке. (Прикрепить надпись на доску) Прочитайте!
Давайте все передохнем. Все встали.
1 мини-сценка « Столовая»
2 мини-сценка «Училище»
— Здравствуйте! Я хотел бы у вас учиться?
3 мини-сценка «Почта»
— Мы решили пожениться
5 мини-сценка «Больница»
— Я хотел бы записаться на прием к врачу, у меня болит горло.
7. Торжественное выступление учащихся. (слайд)
Послушаем стихотворение о паспорте. Выйдите все к доске.
Паспорт для тебя наказ –
Быть хорошим – это РАЗ,
Попусту не трать слова.
Все обдумывай сперва – это ДВА.
Не со всех пример бери,
Даже в сорок не кури – это ТРИ.
А ЧЕТЫРЕ – знай всегда:
Жизнь не в радость без труда.
Старших надо уважать,
Малышей не обижать – это ПЯТЬ.
Если поручение есть,
Принимай его за честь– это ШЕСТЬ.
Будь внимателен ко всем – это СЕМЬ.
А ещё тебя мы просим,
Как весну встречай ты осень – это ВОСЕМЬ.
ДЕВЯТЬ – жить не прозябать.
ДЕСЯТЬ – петь и танцевать.
А в ОДИННАДЦАТЬ, конечно,
Больше умных книг читать
Никогда не зазнаваться–
Вот тебе, наш друг, ДВЕНАДЦАТЬ.
А в ТРИНАДЦАТЬ – в счастье жить,
Чтоб гореть, а не коптеть.
А в ЧЕТЫРНАДЦАТЬ – вам знать
Правильно решенья принимать.
С получением паспорта мы становимся гражданами Российской Федерации.
А сейчас я попрошу вас, юных граждан РФ, произнести слова клятвы.
Принимая на себя почетное звание граждан России, мы клянемся своей учебой, своим трудом и своими делами укреплять авторитет и доброе имя Бетлицкой школы-интернат. Клянетесь?
Мы клянемся быть достойными памяти тех русских людей, которые отдали свои жизни за честь и независимость нашей Родины. Клянетесь?
Мы клянемся все свои знания, весь свой труд и все свои силы отдать на то, чтобы быть настоящими хозяевами земли русской и всемерно способствовать возрождению великой России. Клянетесь?
Клянемся! Звучит гимн РФ.
С получением паспорта вы становитесь настоящими гражданами России.
— О чем мы говорили на занятии?
-Какая тема нашего занятия?
— А чтобы проверить хорошо ли вы запомнили все то, о чем мы сегодня говорили предлагаю пройти вам тест.
— Вопрос дослушиваем до конца, отвечаем-поднимая руку, полным ответом. (слайд)
-Как называется страна в которой мы живем?( Россия, Япония) Проверяем? Правильно! (слайд)
— Какой документ вы получили самым первым? (Свидетельство о рождении, паспорт) Проверяем? (слайд)
— Как называется документ, удостоверяющий личность гражданина? (Паспорт, товарный чек) (слайд)
— Какая информация о человеке содержится в паспорте? (ФИО, пол, дата рождения, место рождения или цвет волос, рост, вес) (слайд)
— Молодцы! Хорошо справились с тестом. Значит хорошо поняли нашу новую тему.
Вы выбрали веселых смайликов- мне приятно, что вам занятие понравилось.
10. Заключительное слово воспитателя. (слайд)
Звучит песня «Куда уходит детство?»
Вы перешагнули ещё один рубеж в своей жизни, вы стали взрослее. В этом документе будут отмечаться дальнейшие вехи вашего жизненного пути: служба в армии, вступление в брак, рождение ваших детей. Но помните, взрослея, вы уходите из той маленькой страны, под названием – детство.
Беседа на тему » Права ребенка»
Беседа по правовому воспитанию с детьми подготовительной группы
Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботиться о новорожденных, помогать их родителям, строить больницы и поликлиники, где врачи вылечат малыша, если он заболеет.
Множество правил было придумано еще в старину и люди до сих пор им следуют.
• Какие правила дорожного движения вы знаете?
• Что получилось бы, если бы их не было?
• Что происходит, если кто-то из участников движения их не соблюдает?
• Какие существуют правила поведения в общественных местах (в транспорте, театре, гостях, на улице?
«Не шумите!» а разве мы шумели?
Андрюша стучал еле-еле
Молотком по железной трубе.
Я тихонько играл на губе,
Пальцем книзу ее отгибая.
Таня хлопала дверью сарая.
Саша камнем водил по стеклу.
Коля бил по кастрюле в углу.
Кирпичом, но не громко и редко.
А никто и не думал шуметь.
Вася пел, ведь нельзя же не петь!
А что голос у Васи скрипучий,
Так зато мы и сгрудились кучей :
Кто стучал, кто гремел, кто скрипел,
Чтобы он не смущался и пел!
Каждой вещи – свое место. Уважай труд других. Намусорил – убери. Слабого не обижай. Помоги товарищу. Умей уступать.
Раздевайся и одевайся быстро
В сад пришел – не отвлекайся,
Не опаздывай на зарядку
Занимаясь этим делом,
Станешь сильным, ловким, смелым!
Веди себя достойно на занятиях в группе
На занятиях не болтай,
Как заморский попугай,
А сиди на стуле стройно
И веди себя достойно!
После обеденного сна быстро вставай
Как проснулся, так вставай –
Лени волю не давай!
После игры убери за собой игрушки
Пора игрушки убирать.
Ты расставь их всем на диво
Очень быстро и красиво!
Каждой вещи – свое место
Кто бросает вещи в беспорядке,
С тем они всегда играют в прятки.
Помогай тому, кто нуждается в помощи
Правовой диалог что в паспорте твоем
Автор: Титова Наталья Сергеевна
Организация: ГБОУ школа-интернат №6
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Форма занятия : беседа с использованием подлинников документов
Группа : разновозрастная (11-17 лет)
Задачи :
* познавательная: дать более углублённые знания о «паспорте», «свидетельстве о рождении» (для чего они нужны, как они выглядят)
Довести до сознания детей, то, что каждый ребёнок является гражданином;
* коммуникативная: формирование коммуникативной культуры воспитанников; развитие речи, обогащение словарного запаса по теме (паспорт, свидетельство о рождении, гражданин РФ);
* коррекционная: развитие внимания, самоконтроля, усидчивости;
* личностная: гражданское, правовое и патриотическое воспитание;
Оборудование: оригиналы документов, карточки со словами для составления плаката, фотоаппарат
Ход занятия:
1.Вступительная беседа. Сообщение темы. Постановка цели.
-Какие документы, самые важные, должны быть у человека (ответы детей – свидетельство о рождении, паспорт). Да, сегодня тема нашего занятия «Мои личные документы».
-Девочки, скажите, у кого ещё нет паспорта? А какой документ у неё уже есть?
(ожидаемые ответы детей: У Насти, свидетельство о рождении).
2.Беседа по свидетельству о рождении:
Свидетельство(документ)о рождении является самым первым документом человека. Его оформляют при рождении ребёнка.
-Какие данные мы можем узнать о человеке из свидетельства о рождении?
(рассматривают свидетельство и отвечают на вопросы)
Фамилию, имя, отчество человека, дату рождения, фио родителей, место его рождения)
-Как вы думаете, куда следует обращаться при утере свидетельства? Конечно нужно бережное отношение и правильное хранение своего свидетельства о рождении.
(ожидаемые ответы детей)
-Правильно, в отдел ЗАГСа, по месту рождения человека и верно, потому что оно нужно человеку на протяжении всей его жизни.
-А скажите, можно ли по свидетельству о рождении купить сотовый телефон, устроиться на работу, поехать в путешествие (ожидаемые ответы: нет)
-Какой же документ для этого нужен? –Паспорт.
3.Справка-сноска о паспорте.
Паспорт – является основным документом, удостоверяющим личность гражданина на территории РФ. Его обязаны иметь
все граждане РФ, достигшие 14 лет.
замене. Для замены паспорта нужно обратиться в УФМС (паспортный стол) по
месту Вашей регистрации (прописке) и представить следующие документы:
— заявление о выдаче паспорта;
— свидетельство о рождении;
-справку с места жительства.
Произвести замену старого паспорта Вы обязаны в течение 30 дней после
того, как Вам исполнилось соответственно 20 и 45 лет или если Вы сменили
законодательством РФ (на настоящий момент) Вам придётся заплатить штраф
в размере от 1500 до 2500 рублей.
— Какие сведения о человеке можно узнать по паспорту?
Ожидаемые ответы детей: Фамилию, имя, отчество человека, дату его
рождения и место рождения, ФИО детей, дату их рождения, прописку
человека, воинскую обязанность.
4.Беседа по паспорту.
-Это документ, который подтверждает личность гражданина нашей страны.
-А кто такой «Гражданин»?
-Это человек, который живет на территории Российской Федерации, у которого есть паспорт
— Прочитаем слово все вместе.
— Ксюша, прочитай слово.
-Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
-Паспорт получают в отделе полиции
-Какого цвета обложка паспорта?
(Обложка паспорта темно-красного цвета)
-Что написано на обложке паспорта в верхней части?
(На обложке паспорта в верхней части написано: Российская Федерация).
-Что написано на обложке в нижней части?
(В нижней части паспорта написано ПАСПОРТ)
-Какого цвета буквы?
(Буквы золотого цвета).
-Что нарисовано на обложке в центре?
(На обложке в центре нарисован герб Российской Федерации)
-Что отмечается в паспорте?
-В паспорте отмечается фамилия, имя, отчество гражданина, дата и место рождения, семейное положение, сведения о воинской обязанности
-А какой же срок действия паспорта? Кто знает?
От 14 лет до 20 лет
От 20 лет до 45 лет
От 45 лет – бессрочно.
-Как должен относиться гражданин к паспорту?
Гражданин должен своевременно заявить об этом в полицию
6. Закрепление темы
— Какая тема занятия?
(Тема занятия «Мои личные документы»)
-О чем мы говорили на занятии?
В разных жизненных ситуациях вы ещё не один раз будете сталкиваться с различными документами.
-Все вы сегодня хорошо потрудились, отвечали на вопросы, старались. Молодцы! Всем спасибо!
Используемые источники:
2.Kopilkaurokov.ru сайт для учителей
3.Социальная адаптация детей. Авторы-составители С.А.Родионова, Т.А.Корепанова. Из-во «Учитель» г.Волгоград 2012 г.