Правовое регулирование выпуска и обращения акций
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ (последняя редакция)
22 апреля 1996 года N 39-ФЗ
О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
20 марта 1996 года
11 апреля 1996 года
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 N 182-ФЗ,
от 08.07.1999 N 139-ФЗ, от 07.08.2001 N 121-ФЗ, от 28.12.2002 N 185-ФЗ,
от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 28.07.2004 N 89-ФЗ, от 07.03.2005 N 16-ФЗ,
от 18.06.2005 N 61-ФЗ, от 27.12.2005 N 194-ФЗ, от 05.01.2006 N 7-ФЗ,
от 15.04.2006 N 51-ФЗ, от 27.07.2006 N 138-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ,
от 30.12.2006 N 282-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 17.05.2007 N 83-ФЗ,
от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 06.12.2007 N 334-ФЗ, от 06.12.2007 N 336-ФЗ,
от 27.10.2008 N 176-ФЗ, от 22.12.2008 N 266-ФЗ, от 30.12.2008 N 320-ФЗ,
от 09.02.2009 N 9-ФЗ, от 28.04.2009 N 74-ФЗ, от 03.06.2009 N 115-ФЗ,
от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 25.11.2009 N 281-ФЗ, от 27.12.2009 N 352-ФЗ,
от 22.04.2010 N 65-ФЗ, от 27.07.2010 N 224-ФЗ, от 04.10.2010 N 264-ФЗ,
от 07.02.2011 N 8-ФЗ, от 03.06.2011 N 122-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ,
от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ,
от 21.11.2011 N 327-ФЗ (ред. 28.07.2012), от 30.11.2011 N 362-ФЗ,
от 07.12.2011 N 415-ФЗ, от 14.06.2012 N 79-ФЗ, от 28.07.2012 N 145-ФЗ,
от 29.12.2012 N 282-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ,
от 23.07.2013 N 210-ФЗ (ред. 21.12.2013), от 23.07.2013 N 249-ФЗ,
от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 28.12.2013 N 420-ФЗ,
от 21.07.2014 N 218-ФЗ, от 29.12.2014 N 460-ФЗ (ред. 13.07.2015),
от 06.04.2015 N 82-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 13.07.2015 N 222-ФЗ,
от 13.07.2015 N 231-ФЗ, от 30.12.2015 N 430-ФЗ, от 30.12.2015 N 461-ФЗ,
от 03.07.2016 N 292-ФЗ, от 18.06.2017 N 123-ФЗ, от 30.06.2017 N 128-ФЗ,
от 18.07.2017 N 164-ФЗ, от 25.11.2017 N 328-ФЗ, от 20.12.2017 N 397-ФЗ,
от 31.12.2017 N 481-ФЗ, от 31.12.2017 N 486-ФЗ, от 18.04.2018 N 75-ФЗ,
от 23.04.2018 N 90-ФЗ, от 03.08.2018 N 295-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ,
от 27.12.2018 N 514-ФЗ, от 17.06.2019 N 149-ФЗ, от 26.07.2019 N 248-ФЗ,
от 02.08.2019 N 259-ФЗ, от 26.11.2019 N 378-ФЗ, от 02.12.2019 N 394-ФЗ,
от 27.12.2019 N 454-ФЗ, от 27.12.2019 N 484-ФЗ, от 27.12.2019 N 495-ФЗ,
от 20.07.2020 N 212-ФЗ, от 31.07.2020 N 259-ФЗ, от 31.07.2020 N 306-ФЗ,
от 11.06.2021 N 192-ФЗ, от 02.07.2021 N 325-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ,
от 02.07.2021 N 353-ФЗ, от 02.07.2021 N 354-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами от 18.07.2009 N 181-ФЗ,
от 13.07.2015 N 223-ФЗ, от 07.04.2020 N 115-ФЗ)
Раздел 2. Правовое регулирование выпуска и обращения ценных бумаг, корпоративных действий эмитента
Раздел 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ
ЦЕННЫХ БУМАГ, КОРПОРАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЭМИТЕНТА
2.1. Регулирование эмиссии ценных бумаг
Понятие и виды эмиссионных ценных бумаг. Акция и облигация как эмиссионные ценные бумаги. Понятие опционного свидетельства. Определение эмиссии ценных бумаг. Решение о выпуске ценных бумаг и его отличие от решения о размещении ценных бумаг. Процедура эмиссии ценных бумаг и ее этапы. Принятие решения о выпуске как первый этап процедуры эмиссии. Проспект эмиссии и условия его регистрации. Требования, предъявляемые к проспекту эмиссии. Дополнительные этапы процедуры эмиссии при регистрации проспекта эмиссии. Способы определения цены размещения в проспекте эмиссии. Понятия «неискушенных» и «искушенных» инвесторов и отличия между ними. Роль и значение государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
Понятие размещения эмиссионных ценных бумаг. Способы размещения ценных бумаг. Распределение акций при учреждении акционерного общества, особенности данного способа размещения. Распределение дополнительных акций среди акционеров как один из способов капитализации активов акционерного общества. Порядок и условия размещения дополнительных акций среди акционеров. Подписка как способ размещения ценных бумаг. Понятие открытой и закрытой подписки. Понятие, способы и условия конвертации. Понятие «права конвертации» и его отличие от конвертации как способа размещения.
Способы размещения ценных бумаг при реорганизации коммерческих организаций. Конвертация и обмен: сходства и различия. Приобретение как способ размещения ценных бумаг при реорганизации коммерческих организаций путем выделения. Приобретение ценных бумаг при преобразовании государственных (муниципальных) предприятий.
Понятие и сущность андеррайтинга. Формы андеррайтинга, предусмотренные российским законодательством, и их отличия от форм андеррайтинга в практике западных стран.
Отчет об итогах выпуска ценных бумаг и его регистрация. Сроки представления отчетов об итогах выпуска ценных бумаг. Порядок и срок регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Основания для отказа в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Основания и порядок приостановления эмиссии. Признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся (недействительным). Основания и последствия аннулирования государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Действия эмитента и обязанности регистратора в случае признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся (недействительным).
2.2. Регулирование перехода прав собственности на эмиссионные ценные бумаги
Виды операций, проводимые регистратором. Порядок открытия лицевого счета. Перечень документов, представляемых юридическим и физическим лицом для открытия лицевого счета. Основания и порядок внесения изменений в информацию лицевого счета о зарегистрированном лице. Внесение регистратором в реестр записей о переходе прав собственности на ценные бумаги. Основания для внесения записи в реестр о переходе прав собственности на ценные бумаги и обязанности регистратора. Случаи отказа во внесении записи в реестр. Документы, необходимые для внесения в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги при совершении сделки. Документы, необходимые для внесения в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги в результате наследования. Документы, необходимые для внесения в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги по решению суда. Документы, необходимые для внесения в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги при реорганизации зарегистрированного лица. Документы, необходимые для внесения в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги при приватизации.
Порядок подготовки списка лиц, имеющих право на получение доходов по ценным бумагам. Распоряжение о подготовке списка зарегистрированных лиц, имеющих право на получение доходов по ценным бумагам, направляемой эмитентом регистратору, и данные, содержащиеся в нем. Данные, содержащиеся в списке лиц, имеющих право на получение доходов по ценным бумагам. Подготовка списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и данные, содержащиеся в нем.
Порядок предоставления номинальным держателем информации регистратору. Ответственность номинального держателя за отказ в предоставлении информации. Порядок внесения в реестр записей о блокировании операций по лицевому счету и прекращении блокирования. Внесение в реестр записей об обременении ценных бумаг. Документы, необходимые для внесения в реестр записи о передаче ценных бумаг в залог и записи о прекращении залога.
Основания для внесения в реестр записей о зачислении и списании ценных бумаг со счета номинального держателя. Порядок зачисления ценных бумаг на счет номинального держателя. Порядок осуществления регистратором операций с сертификатами ценных бумаг.
Порядок и форма предоставления информации из реестра лицам, имеющим право на ее получение. Основания и порядок предоставления регистратором информации эмитенту. Данные, содержащиеся в списке должностных лиц, имеющих право на получение информации из реестра. Порядок предоставления информации из реестра представителям государственных органов.
Формы выпуска эмиссионных ценных бумаг и момент перехода прав собственности при различных формах выпуска ценных бумаг. Порядок перерегистрации прав собственности на именные ценные бумаги. Сроки и порядок внесения записей в реестр владельцев ценных бумаг и выдачи выписок из реестра. Передаточное распоряжение как документ о переходе прав на ценные бумаги.
Порядок и условия приобретения нерезидентами акций российских эмитентов у резидентов Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте.
2.3. Корпоративные действия эмитента, консультирование эмитента брокерами и дилерами
Порядок проведения общего собрания акционеров. Вопросы исключительной компетенции общего собрания. Сроки проведения общего собрания акционеров. Вопросы, обязательные для рассмотрения на общем собрании акционеров. Принятие решения советом директоров о созыве общего собрания акционеров. Информация, предоставляемая акционерам к общему собранию акционеров. Права акционеров по формированию повестки дня общего собрания акционеров. Основания и порядок проведения внеочередного общего собрания акционеров. Порядок предоставления акционерам информации о проведении общего собрания. Информация, содержащаяся в сообщении о проведении общего собрания акционеров. Порядок составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Формы проведения общего собрания акционеров.
Порядок организации общего собрания акционеров. Основные требования к порядку организации собрания в зависимости от формы проведения собрания. Порядок и принципы голосования на общем собрании акционеров. Понятие голосующих акций. Бюллетень для голосования и требования к информации, содержащейся в нем. Порядок подведения итогов голосования.
Организация работы общего собрания акционеров. Структура и функции секретариата. Функции регистрационной комиссии по организации работы собрания. Порядок ведения собрания и рассмотрения вопросов повестки дня. Понятие и цель составления временного сценария проведения собрания. Функции, структура и состав счетной комиссии. Порядок составления протокола общего собрания акционеров.
Оказание брокерами, дилерами услуг инвестиционного (финансового) консультанта. Заключение договора о консультировании и условия его заключения (требования к клиенту). Основные направления работы в ходе выполнения договора о финансовом консультировании. Деятельность инвестиционного консультанта по привлечению финансирования. Разработка инвестиционной стратегии предприятия и анализ источников привлечения капитала. Подготовка к привлечению финансирования. Подготовка эмиссии ценных бумаг. Способы определения цены размещения и объема размещения. Консультирование по операциям слияния и поглощения.
2.4. Регулирование выпуска и обращения векселей
Сущность векселя. История возникновения вексельного обращения. Три основные функции векселя и его черты, обеспечивающие выполнение этих функций. Документарность и формальность векселя. Безусловность обязательства по векселю. Две основные системы вексельного законодательства. Бронзовый вексель.
Отправить по почте
Нормативно-правовая база
от 15.07.1998 № 136-ФЗ
15 июля 1998 № 136-ФЗ
15 июля 1998 № 136-ФЗ Отправить по электронной почте
15 июля 1998 № 136-ФЗ Поделиться в социальных сетях
29 июля 1998 года N 136-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЭМИССИИ И ОБРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
Принят Государственной Думой
15 июля 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
17 июля 1998 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера регулирования
Настоящим Федеральным законом устанавливаются:
порядок возникновения в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения;
порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг в части, не регламентированной законодательством Российской Федерации.
Правовые основы участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в отношениях, возникающих в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, устанавливаются настоящим Федеральным законом и иным законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Государственные и муниципальные ценные бумаги. Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг
В соответствии с настоящим Федеральным законом муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.
2. Направления использования денежных средств, привлекаемых в результате размещения государственных и муниципальных ценных бумаг, и порядок их расходования устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнение обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по указанным в настоящей статье ценным бумагам осуществляется в соответствии с условиями выпуска этих ценных бумаг за счет средств государственной казны Российской Федерации, казны субъектов Российской Федерации и муниципальной казны в соответствии с законом или решением о бюджете соответствующего уровня на соответствующий финансовый год.
3. Решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством Российской Федерации.
Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление и / или исполнение федерального бюджета.
Эмитентом ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования.
Глава II. ТРЕБОВАНИЯ К ЭМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
Статья 3. Виды государственных и муниципальных ценных бумаг
Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.
Статья 4. Формы государственных и муниципальных ценных бумаг
В случае выпуска именных государственных и муниципальных ценных бумаг в документарной форме с обязательным централизованным хранением имя владельца указанных ценных бумаг не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В этом случае в глобальном сертификате указывается наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение указанный сертификат, с указанием против его наименования реквизита «депозитарий». Указание в глобальном сертификате наименования депозитария не влечет за собой перехода к депозитарию прав на ценные бумаги выпуска, оформленного данным глобальным сертификатом.
По именным ценным бумагам Российской Федерации реестр владельцев именных ценных бумаг не ведется.
Статья 5. Выпуски государственных и муниципальных ценных бумаг
Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками.
В рамках выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг.
Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши.
Отдельный выпуск государственных или муниципальных ценных бумаг, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой выпуска (датой размещения), признается частью существующего выпуска, и ему присваивается государственный регистрационный номер существующего выпуска (дополнительный выпуск). Решение о размещении дополнительного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих порядок размещения выпусков государственных и муниципальных ценных бумаг в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, в которых должно содержаться указание на то, что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваивается дополнительному выпуску.
Решение о выпусках, осуществляемых в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг и условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг данного вида, принимается эмитентом указанных ценных бумаг.
Статья 6. Валюта обязательств, возникших в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг
1. Обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации.
Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным и муниципальным ценным бумагам.
Обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, составляющие внутренний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, подлежат оплате в валюте Российской Федерации.
Государственные и муниципальные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение в качестве дохода каких-либо имущественных прав, а также предусматривающие право на получение при погашении вместо номинальной стоимости ценной бумаги иного имущественного эквивалента, являются частью внутреннего долга и должны быть выражены в валюте Российской Федерации.
2. Обязательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг Российской Федерации и внешний долг субъекта Российской Федерации, должны быть выражены в иностранной валюте.
Условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным ценным бумагам.
Обязательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг, составляющие внешний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, подлежат оплате в иностранной валюте.
Субъекты Российской Федерации могут осуществлять эмиссию государственных ценных бумаг, приводящую к образованию внешнего долга, при условии:
представления при государственной регистрации проспекта эмиссии государственных ценных бумаг сведений о доходах, расходах, размере дефицита бюджета и источниках его финансирования за три последних года, предшествующих указанной эмиссии;
обеспечения исполнения своих бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и налоговым законодательством Российской Федерации;
получения разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
получения в соответствии с международными стандартами кредитного рейтинга, определяемого не менее чем двумя ведущими международными рейтинговыми агентствами;
соблюдения требований к объему заимствований и объему расходов на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона.
Выпуск внешних облигационных займов субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом приоритета государственных внешних заимствований Российской Федерации.
Глава III. ПОРЯДОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ
И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ЦЕННЫМ БУМАГАМ
Статья 7. Ограничения по возникновению обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам
Статья 7 действует до дня вступления в силу норм Бюджетного кодекса РФ, устанавливающих предельное значение объема долга, предельный объем средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня на текущий финансовый год, и предельные расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг допускается только в случае утверждения федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год следующих значений:
предельного размера соответствующего государственного долга, а также муниципального долга;
предельного объема заемных средств, направляемых Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня или программ развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования. При этом предельный объем заемных средств, направляемых субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием в течение текущего финансового года на указанные цели, не должен превышать:
В составе предельного объема заемных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга;
расходов на обслуживание (за исключением расходов на погашение) соответствующего государственного долга и муниципального долга в текущем финансовом году. При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального образования в текущем финансовом году не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета соответствующего уровня.
Статья 8. Генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг
Генеральные условия должны включать указание на:
форму выпуска ценных бумаг;
срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные);
особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;
ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.
Статья 9. Условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг
минимальный и максимальный сроки обращения данного вида государственных или муниципальных ценных бумаг. Отдельные выпуски ценных бумаг могут иметь разные сроки обращения;
номинальную стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг;
порядок размещения государственных или муниципальных ценных бумаг;
порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;
размер дохода или порядок его расчета;
иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.
Условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг должны также содержать информацию:
о бюджете заемщика на год выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджет;
о суммарной величине долга заемщика на момент выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг;
об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных финансовых года.
Условия эмиссии ценных бумаг Российской Федерации подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Нормативный правовой акт, содержащий условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на составление и / или исполнение федерального бюджета.
Эмитенты ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг принимают нормативный правовой акт, содержащий отчет об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.
Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на составление и / или исполнение федерального бюджета.
Статья 10. Основания для отказа в государственной регистрации условий эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг
Основаниями для отказа в государственной регистрации условий эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг могут служить:
нарушение эмитентом требований бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
несоответствие представленных на государственную регистрацию условий эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг требованиям законодательства Российской Федерации, а также иным нормативным правовым актам Российской Федерации;
нарушение эмитентом норм и предельных значений, установленных представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае отказа в государственной регистрации условий эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг регистрирующий орган обязан в письменной форме сообщить эмитенту основания, послужившие причиной отказа. Эмитент вправе обжаловать отказ в суд.
Статья 11. Решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг
Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия:
1) наименование эмитента;
2) дату начала размещения ценных бумаг;
3) дату или период размещения;
4) форму выпуска ценных бумаг;
5) указание на вид ценных бумаг;
6) номинальную стоимость одной ценной бумаги;
7) количество ценных бумаг данного выпуска;
8) дату погашения ценных бумаг;
9) наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, или указание на депозитарии, которые осуществляют учет прав владельцев ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг данного выпуска;
10) ограничения, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона;
11) иные условия, имеющие значение для размещения и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг.
Решение о выпуске должно быть заверено печатью эмитента и подписано руководителем эмитента.
Условия, содержащиеся в решении о выпуске, должны быть опубликованы в средствах массовой информации или раскрыты эмитентом иным способом не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения.
2. Эмитенты государственных или муниципальных ценных бумаг обязаны учитывать обязательства по каждому выпуску ценных бумаг в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В состав информации, учитывающей обязательства по каждому выпуску ценных бумаг, включаются данные об объеме обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования по эмитируемым ценным бумагам и о сроке их реализации.
Информация об обязательствах субъекта Российской Федерации и муниципального образования подлежит передаче органу, осуществляющему государственную регистрацию условий эмиссии. Порядок предоставления данной информации и ее состав определяются органом, осуществляющим государственную регистрацию условий эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг.
Статья 12. Раскрытие информации о государственных и муниципальных ценных бумагах
Раскрытие информации о государственных и муниципальных ценных бумагах, определяемое в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», осуществляется путем:
опубликования и / или раскрытия иным способом эмитентом информации, содержащейся в решении о выпуске, не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения;
опубликования и / или раскрытия иным способом эмитентом информации, связанной с решением о выпуске, в том числе информации о размере очередного купона по государственным или муниципальным ценным бумагам с переменным купонным доходом в соответствии с условиями эмиссии и решением о выпуске.
Опубликование указанных в настоящей статье нормативных правовых актов, а также изменений и дополнений к ним осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Помимо раскрытия информации, указанной в настоящей статье, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны ежеквартально опубликовывать отчеты об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Эмитенты ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг обязаны предоставлять в орган, осуществляющий государственную регистрацию условий эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, отчеты об исполнении обязательств, возникших в результате эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг.
Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ЦЕННЫМ БУМАГАМ
Статья 13. Особенности исполнения обязательств, возникших в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг
Способы, порядок и источники финансирования расходов по обслуживанию обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, возникших в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, регулируются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Страхование ответственности эмитента за исполнение обязательств по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам
1. В случаях, предусмотренных Генеральными условиями или условиями эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, эмитент имеет право осуществить страхование ответственности за исполнение обязательств по указанным ценным бумагам в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Информация о страховании ответственности должна содержаться в решении о выпуске.
2. В случаях, предусмотренных Генеральными условиями или условиями эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, допускается установление перечня имущества, подлежащего реализации для исполнения обязательств по указанным ценным бумагам.
В Генеральных условиях или в условиях эмиссии должен быть определен порядок взаимодействия эмитента и органа, уполномоченного осуществлять управление собственностью соответствующего уровня, по вопросам, связанным с реализацией указанного имущества.
Информация о перечне указанного имущества должна содержаться в решении о выпуске.
Статья 15. Гарантии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Обязательства третьих лиц, возникшие в результате осуществления ими эмиссии ценных бумаг, могут быть гарантированы Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об обеспечении исполнения от имени Российской Федерации обязательств по ценным бумагам третьих лиц принимается Правительством Российской Федерации.
Решение об обеспечении исполнения от имени субъекта Российской Федерации обязательств по ценным бумагам третьих лиц принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.
Решение об обеспечении исполнения от имени муниципального образования обязательств по ценным бумагам третьих лиц принимается органом местного самоуправления, осуществляющим управление муниципальным долгом.
Порядок определения и предоставления государственных гарантий регулируется бюджетным законодательством Российской Федерации.
Ценные бумаги, эмитированные третьими лицами, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (государственная или муниципальная гарантия), не являются государственными или муниципальными ценными бумагами.
Письменная форма государственной или муниципальной гарантии по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований считается соблюденной при наличии в ней указания на:
гарантийное обязательство, оформленное с соблюдением требований настоящего Федерального закона, в решении третьих лиц об эмиссии отдельного выпуска ценных бумаг (при выпуске ценных бумаг в документарной и бездокументарной формах);
гарантийное обязательство, оформленное с соблюдением требований настоящего Федерального закона, в сертификате (при выпуске ценных бумаг в документарной форме).
Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет ее недействительность.
В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:
гарант (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), а также орган, выдавший гарантию от имени гаранта;
сумма, на которую выдана гарантия.
Срок государственной или муниципальной гарантии определяется сроком исполнения обязательств по ценным бумагам третьих лиц.
Принадлежащее бенефициару по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту считается переданным с момента перехода к этому бенефициару права собственности на ценные бумаги.
Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность по гарантированному им обязательству.
Гарант имеет право отказать бенефициару в удовлетворении его требования в случае, если последний в соответствии с законодательством Российской Федерации не имеет права на осуществление прав по ценным бумагам.
Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия.
Гарант, исполнивший обязательство по ценным бумагам вместо принципала, имеет право потребовать от последнего в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по государственной или муниципальной гарантии.
Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Статья 7 настоящего Федерального закона действует до дня вступления в силу норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающих предельное значение объема долга, предельный объем средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня на текущий финансовый год, и предельные расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
4. Правительству Российской Федерации обеспечить разработку и утверждение порядка формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг, порядка регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, стандартов раскрытия информации о государственных и муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске и отчете об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также утвердить форму и порядок представления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями отчетов об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
29 июля 1998 года
N 136-ФЗ