Правоведение наука о чем

Правоведение

Правоведение наука о чем

Информативные ответы на все вопросы курса «Правоведение» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоведение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Понятие, предмет и методы правоведения

Правоведение — это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки — это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения являются:

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза — диспозиция — санкция; гипотеза — диспозиция.

Системный метод — это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

Источник

Понятие науки ‘Правоведение’, ее предмет и методы

Правоведение – наука, посвященная изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. При ее изучении особое внимание уделяется основным понятиям и институтам различных отраслей права.

Наука «правоведение» рассматривает все отрасли права в комплексе, составляет системный анализ их изучения.

Правоведение дает объемное представление о государстве и праве этих процессов в динамично развивающемся мире.

При изучении правоведения значительное внимание уделяется пониманию основных юридических понятий и терминов (норма права, юридический факт, правоотношения и другое), их сущности. Данные категории являются основными, так как они используются во всех отраслевых юридических науках и без них невозможно изучение норм отраслей права.

Предмет науки – перечень вопросов, которые изучаются и рассматриваются данной наукой.

Методы – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

При изучении науки правоведения традиционно используются следующие методы:

а) государство и право – те институты, которые существуют независимо от воли и сознания человека;
б) государство и право – институты, которые находятся в постоянном развитии;

2) общенаучные методы:

а) анализ – расчленение имеющегося материала на составные части и исследование его по частям;
б) синтез – объединение составных частей в единое целое и рассмотрение существующей проблемы в комплексе;
в) системный подход – рассмотрение материала в целом на основе результатов синтеза в комплексе и взаимосвязи;
г) функциональный подход – изучение функций государственно-правовых явлений, их взаимодействия и взаимного влияния;

3) частно-научный метод:

а) формально-юридический подход к изучению предмета – при этом дается необходимое определение, производится классификация общественных явлений на основе выделенных признаков;
б) сравнительно-правовой – осуществляется путем сравнения, сопоставления положений законодательства, сопоставления требований законодательства;
в) статистический – основан на статистической информации, количественных показателях;
г) социологический – исследует мнение общества по вопросам государственного устройства, конкретной правовой проблемы.

Правоведение как наука взаимосвязана с системой юридических наук, исследует общие правовые понятия, рассматривает конкретные правовые проблемы и формирует правовую грамотность и понимание права в целом.

Источник

Правоведение

Юриспруденция (лат. juris-prudentia — правоведение, от лат. jus — право и лат. prudentia — предвидение, благоразумность, мудрость) — это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.

Таким образом под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:

Содержание

История

Античность

Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности. Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам Моисея. В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию.

Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования. Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов. Римский юрист Помпоний писал, что в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.

Средневековье

Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия.

В арабских странах господство перешло к религиозному праву — шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.

В Западной Европе в период раннего средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.

В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.

У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития. Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии, Англии, Франции и Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права. Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному. Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики. Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Значительное отличие английской местной юридической традиции от континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитие англо-саксонской и романо-германской правовых семей.

Французская юриспруденция до XV века направляет свое внимание на собирание и обработку обычного права в кутюмы (фр. coutume — обычай) но преимущественно с изучением римского права. Например, известны Великие Кутюмы Нормандии, Кутюмы Бовези Филиппа де Бомануара и кутюмы других французских земель и городов. На их основе в 1389 году был составлен «Большой сборник обычаев Франции», который однако не смог преодолеть разрозненность национального права во Франции (вплоть до Великой Французской революции).

Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала в развитии от английской и французской. Только к концу XIV века образоуются значительные центры изучения права — Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским римским.

Новое время

Англия

Новый толчок к развитию английской юриспруденции во второй половине XV века дают сочинения Фортескью: «De laudibus legum Angliae» и Литльтона: «Tenures». Первое имеет преимущественное значение в области публичного, второе — в области частного права. За Литльтоном следуют С. Жермэн («Dialogus de fundamentis legum Angliae et de conscientia», 1523), Фитцгерберт («New Natura Brevium», 1538), Стаунфорд, старейший английский теоретик уголовного права («The Pleas of the Crown», до 1558), Смит (его «De republica Anglorum» представляет собой сжатый компендиум государственного, уголовного и гражданского права Англии его времени, 1565).

Одним из наиболее известных трудов английской юриспруденции Нового времени можно назвать четырёхтомную работу Уильяма Блэкстона «Комментарии к английским законам» (англ. Commentaries on the laws of England ) конца XVIII века. Им же было введено преподавание в университете национального общего права (англ. Common Law ) в Великобритании, что оказало значительное влияние и на юриспруденцию США.

Франция

К концу XV века во Франции начинается серьезная обработка судебных решений в интересах практического применения права Jurisprudence des Arrêts, среди деятелей которой особенно выдаются Луэ (Louet), составивший сборник решений (около 1602 года), и Денизар (Denisart). Затем следует ряд юристов, направивших свое внимание, кроме изучения римского права, на обработку редижированного уже обычного права и многочисленных королевских ордонансов (ставших играть заметную роль вследствие собирания французских земель и усиления королевской власти), с целью объединения всех видов источников права во Франции. Среди них выделяются Дю-Мулэн, Кокиль, Луазель, Лорьер, Савари (в области торгового права), Потье, Д’Агессо, Домат.

После Великой Французской революции издание новых кодексов (уголовный кодекс, гражданский кодекс Наполеона) вызвало многочисленную группу их комментаторов и создаёт научную деятельность, направленную на догматизацию положений и историческое изучение развития права Франции.

Германия

По мере Рецепции римского права внимание правоведов Германии сосредоточивается все более и более на этом праве; самостоятельная мысль проявляется лишь в виде редких исключений, образцом которых является Ульрих Цазий. Практическое изучение права сосредоточивается в школе юристов, действовавших в области подсудности рейхскаммергерихта Священной Римской империи и его деятельности. Среди них выдаются во 2-й половине XVI века Иоахим Минзингер фон Фрундек (протестант) и его противник Андрей Гайль (католик).

Германское право изучается в смысле противоположения его римскому (в названии юридических трудов характерно differentiae). Здесь обращают на себя внимание «Differentiae juris civilis et sassonici» Бенедикта Рейнгарда (1549) и Людвига Факса (1567). С XVII века германская юриспруденция пытается вступить в оппозицию против господства римского права. В этом направлении проявляют свою деятельность школа естественного права и германисты. В 1643 году появляется сочинение Генриха Конринга: «De origine juris germanici», осветившее процесс развития национального германского права и его истинное отношение к римскому. За ним следуют работы Иоганна Шильтера — «Praxis juris romani in foro germanico» (1698) и Самуила Штрика — «Usus modernus pandectorum» (1690—1712).

В XVIII веке работы немецких юристов сосредоточиваются на вопросе о кодификации общего германского и местных прав прусского, баварского и австрийского: здесь выделяются имена Самуэля Кокцеи и Готтлиба Суареца.

Россия

В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.

Современная юриспруденция

Юридическое образование

В XX веке в развитых странах Западной Европы, Северной Америки и ряде других стран юридическое образование распространилось чрезвычайно широко и стало как бы традиционным. Это связано с возросшей ролью правового регулирования общественных отношений в современных государствах. Некоторое сокращение числа студентов-юристов наблюдалось после окончания Второй мировой войны, однако с середины 1950-х годов оно вновь значительно увеличилось.

В США, Великобритании, Германии и других странах диплом юриста даёт право занимать чисто юридические должности и работать по ряду смежных профессий, но для работы в качестве адвоката, в прокуратуре, на некоторых постах государственного аппарата часто требуется дополнительная профессиональная подготовка. Во Франции для занятия судебной должности или работы в качестве адвоката необходимо, имея диплом, сдать дополнительные экзамены и получить ещё один диплом (т. н. квалификационный сертификат). В скандинавских странах, в Латинской Америке диплома о юридическом образовании, как правило, достаточно для занятия любых юридических должностей.

Юридическое образование разделено на несколько учебных циклов. В США, Великобритании, Мексике и других странах 1-й цикл длится 3 года и окончившим присуждается степень бакалавра права, 2-й цикл — 1 год (выпускники получают степень магистра права). В некоторых университетах существует 3-й цикл, предусматривающий повышенную научную подготовку после которой присваивается степень доктора права). Во Франции юридическое образование включает два двухгодичных цикла: общая подготовка (по окончании выдаётся диплом) и специализация (присваивается звание лиценциата права). Звание доктора права присуждается окончившим дополнительный цикл повышенного уровня и написавшим диссертацию.

В Европе в последнее время наблюдается объединение национальных систем высшего образование в единую зону (Болонский процесс), что влияет в том числе и на организацию юридического образования в странах, входящих в эту зону (включая Россию).

Российская Федерация

Организация юридического образования в России, в целом, наследуeт советскую систему поготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров — больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:

На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.

Кроме того, студенты-очники проходят производственную практику.

В России существуют также специальные юридические учебные заведения: Российская академия правосудия, готовящая специалистов для судебной системы; Академии МВД России (бывшие Высшие школы милиции), готовящие специалистов для работы в органах внутренних дел; Академии государственной службы и управления, государственного и муниципального управления и т. п., готовящие кадры для различных органов государственной власти и управления, органов местного самуоправления. Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации.

После получения высшего юридического образования можно продолжить обучение и научную деятельность по юридическим специальностям в аспирантуре (очная — 3 года, заочная — 4) с защитой кандидатской диссертации и присовением учёной степени кандидата юридических наук. Потом возможно путём докторантуры защитить докторскую диссертацию с присвоением учёной степени доктора юридических наук.

Примечания

Литература

Юриспруденция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург: 1890—1907.

Источник

1. Понятие науки правоведение, ее предмет и методы

1. Понятие науки правоведение, ее предмет и методы

Правоведение – наука, которая посвящена изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. Ее систему составляют правовые дисциплины.

Оно рассматривает все отрасли права в комплексе, составляет системный анализ их изучения.

Данная наука рассматривает систему права в целом, во взаимосвязи различных ее отраслей, она также позволяет понять сущность права и государства, их возникновение, развитие, а также происходящие в современном обществе государственно—правовые явления. При изучении правоведения значительное внимание уделяется пониманию основных юридических понятий и терминов (норма права, юридический факт, правоотношения и др.), их сущности.

Предметом правоведения (в который включен перечень вопросов, которые изучаются и рассматриваются данной наукой) являются:

1) система основных правовых понятий;

2) государство как общественно—политическое явление;

3) право как социально—политического явления общественной жизни;

4) взаимосвязь между государством и правом;

5) основные понятия и положения различных отраслей права.

Правоведение традиционно использует следующие методы (совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки), которые основаны на следующих положениях:

1. всеобщие:

а) государство и право являются теми институтами, которые существуют независимо от воли и сознания человека;

б) государство и право являются институтами, которые находятся в постоянном развитии;

2. общенаучные а) анализ (расчленение имеющегося материала на составные части и исследование его по частям);

б) синтез (объединение составных частей в единое целое и рассмотрение существующей проблемы в комплексе);

в) системный подход (рассмотрение материала в целом на основе результатов синтеза в комплексе и взаимосвязи);

г) функциональный подход (изучение функций государственно—правовых явлений, их взаимодействия и взаимного влияния).

3. частнонаучные:

а) формально—юридический подход к изучению предмета, при этом дается необходимое определение, производится их классификация на основе выделенных признаков и т. д.;

б) сравнительно—правовой (путем сравнения, сопоставления положений законодательства, сопоставления их требований);

в) статистический (основан на статистической информации, количественных показателях);

г) социологический (исследует мнение общества по вопросам государственного устройства, конкретной правовой проблемы).

Таким образом, правоведение как наука взаимосвязана с системой юридических наук, исследует общие правовые понятия, рассматривает конкретные правовые проблемы и формирует понимание права в целом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 2. Предмет науки теории государства и права

Глава 2. Предмет науки теории государства и права Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект с позиций своего особого предмета и метода. В общем виде можно сказать,

Глава II Правоведение в системе наук

Глава II Правоведение в системе наук § 1. Политика и догма права Каково место правоведения среди других наук?Основное различие между всеми науками зависит от различия их цели. Одни науки устанавливают естественно необходимую связь явлений, т. е. такую их связь, которая

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:1) отношения, имеющие волевой характер;2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических

Глава 1 Предмет и система науки гражданского процессуального права

Глава 1 Предмет и система науки гражданского процессуального права § 1 Правосудие и судебная власть в современной России Осуществление правосудия во все времена являлось необходимым атрибутом государственного суверенитета. Поэтому не случайно, что судебные решения, в

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КРИМИНАЛИСТИКИ

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КРИМИНАЛИСТИКИ Криминалистика – наука о технических средствах, тактических приемах и методах, применяемых для выполнения предусмотренных уголовно-процессуальным законом действий по обнаружению, собиранию, фиксации, исследованию, оценке и

1. Понятие, предмет и методы правоведения

1. Понятие, предмет и методы правоведения Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений,

Глава 1. Предмет и система науки гражданского процессуального права Каковы формы защиты субъективных прав и законных интересов граждан и организаций?

Глава 1. Предмет и система науки гражданского процессуального права Каковы формы защиты субъективных прав и законных интересов граждан и организаций? При нарушении прав граждан или организаций со стороны других лиц, а также какой-либо угрозе нарушения права в будущем и

1. Понятие и предмет банковского права

1. Понятие и предмет банковского права Банковская система выступает в качестве приводного механизма национальной экономики – она обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств физических и юридических лиц и их межрегиональное и межотраслевое перераспределение;

1. Жилищное право: понятие, методы, предмет

1. Жилищное право: понятие, методы, предмет В науке вопрос о природе жилищного права как отрасли права является дискуссионным. Некоторые ученые отводят жилищному праву самостоятельную роль и считают его комплексной отраслью российской правовой системы. Сторонники

2. Предмет науки

2. Предмет науки Предмет истории русского права определяется первым из указанных признаков понятия ее, т. е. понятием о праве. Прежде эта наука именовалась историей законодательства, и сообразно с этим излагала лишь сведения о законодательных памятниках прошлых времен.

2. Предмет и методы конституционного регулирования

2. Предмет и методы конституционного регулирования Предмет конституционного регулирования — это общество в целом, включая государство, социально-экономические, политико-управленческие, в том числе государственно-властные, духовно-культурные отношения. Предметом

4.1. Понятие информации и методы ее обработки

4.1. Понятие информации и методы ее обработки Что такое информация В свое время знаменитый британский государственный деятель Бенджамин Дизраэли подметил, что, «как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией». Понятно, что эту самую

1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения уголовных наказаний. Они включают:• установление общих положений и принципов исполнения

Русское правоведение: «юридическая чума» на Руси — вылечим

Русское правоведение: «юридическая чума» на Руси — вылечим Предлагаемая вниманию читателя работа, продолжая освещение проблематики, затронутой в работе ВП СССР «Введение в конституционное право» (аналитическая записка из серии «О текущем моменте» № 1 (108),

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *