Правовая природа золотой акции
Правовая природа золотой акции
Статья 38. Особенности правового положения акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»)
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации не могут одновременно использовать в отношении одного и того же акционерного общества специальное право («золотую акцию»). Субъекты Российской Федерации также не могут использовать специальное право («золотую акцию») в отношении акционерного общества, созданного путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия, в период, когда акции этого общества находятся в федеральной собственности.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию акционерного общества.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Представителем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации может назначаться государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в любое время осуществить замену соответствующего представителя в совете директоров (наблюдательном совете) или ревизионной комиссии акционерного общества.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права («золотой акции»), обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.
Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, назначенные в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений:
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
о внесении изменений и дополнений в устав акционерного общества или об утверждении устава акционерного общества в новой редакции;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
о реорганизации акционерного общества;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
о ликвидации акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
об изменении уставного капитала акционерного общества;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
о совершении акционерным обществом указанных в главах X и XI Федерального закона «Об акционерных обществах» крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, являющиеся членами совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии акционерного общества, входят в количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и количественный состав ревизионной комиссии, определенные уставом или решением общего собрания акционеров акционерного общества. Места представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной комиссии не учитываются при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Специальное право («золотая акция») используется с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций соответствующего акционерного общества.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Решение о прекращении действия специального права («золотой акции») принимается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение об использовании специального права («золотой акции»). Специальное право («золотая акция») действует до принятия решения о его прекращении.
6. Специальное право («золотая акция») не подлежит замене на акции акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
Золотая акция: определение понятия
Мировая экономика строится на определенных законах. Командная и рыночная системы в чистом виде не смогли доказать свою эффективность. Сегодня правительство развитых стран позволяет предприятиям и организациям свободно осуществлять свою деятельность. Однако в то же время руководство таких держав контролирует развитие бизнеса, препятствуя возникновению негативных явлений в экономике страны.
Одним из инструментов такого влияния и является золотая акция. Эта ценная бумага сыграла важную роль в развитии экономики нашей страны и многих других государств. Она является тем рычагом управления, которым при необходимости пользуется правительство для обеспечения интересов граждан.
История возникновения
Основателем золотой акции стала в 80-х годах прошлого века Маргарет Тэтчер. Это понятие получило широкое распространение во времена приватизации в Великобритании. Идею подхватили многие страны с переходной экономикой. Это позволило правительству защищать общественные и национальные интересы. Также появление этого инструмента было связано с развитием фондового рынка.
Золотая акция в России получила значительное распространение в 90-х годах прошлого столетия. В это время даже контрольный пакет акций не мог гарантировать полной власти на конкретном предприятии. Однако для нашей страны золотая акция является относительно новым инструментом государственного влияния.
Президенту не обязательно лично присутствовать на собрании акционеров, чтобы иметь право голоса при принятии важных для общества решений. Для осуществления контроля может быть создан наблюдательный совет и ревизионная комиссия. При помощи этих ведомств ведется контроль над организацией деятельности конкретной организации.
Сущность
Владельцами золотых акций чаще всего выступают правительство страны или местные органы управления. Эта ценная бумага оставляет за ними право при определенных обстоятельствах скорректировать деятельность компании в нужное русло.
Некоторые утверждают, что выпуск золотой акции предоставляет руководящим органам вести деятельность организации в соответствии со своими интересами. Однако на практике это утверждение доказывает свою несостоятельность. При рассмотрении стандартных вопросов относительно работы организации владелец золотой акции имеет такое же право голоса, как и обычные учредители. Особое право принимать решения владелец представленной ценной бумаги получает в том случае, если вопрос касается ликвидации предприятия. В этом случае разрешается блокировать подобное решение сроком на 6 месяцев. Если же 75 % акционеров высказались о необходимости прекратить работу их организации, собственник золотой акции должен согласиться с их решением.
Правовая природа акции
Некоторые общие черты с обычными ценными бумагами, которые формируют уставный капитал организации, имеет и золотая акция. Что это за документ, станет понятно при их сравнении.
Золотая и обычная акции являются ценными бумагами, которые выпускают в документарной форме. Отличие заключается в сфере их распространения. Золотые акции могут находиться исключительно в собственности государства.
Обе разновидности представленных ценных бумаг эмитируются компанией при создании организации или переоценке ее уставного капитала. Величина обычной и золотой акции учитывается при формировании капитала предприятия. Из них формируется уставный фонд общества.
Золотые акции предоставляют своему держателю такие же права, как и обычные. По истечении срока закрепления за государством она становится обычной ценной бумагой. Ее реализация происходит посредством аукциона.
Характерные особенности
Золотая акция представляет собой специальное право владельца принимать стратегически важные для компании решения. Обладая некоторым сходством с эмитированными обычным путем ценными бумагами, она имеет ряд характерных особенностей.
Право, которое предоставляет представленный инструмент своему владельцу, имеет неимущественное выражение. При распределении дивидендов собственник не мог претендовать на какую-то долю от распределенной чистой прибыли. Также при ликвидации компании держатель золотой акции не имеет права на получение доли имущества организации.
При регистрации представленный инструмент не обозначался как акция. Эта ценная бумага обозначает только область участия ее владельца при принятии решений внутри организации. Обычная акция является бессрочным документом. Она не имеет срока давности. Золотые акции выпускаются на ограниченное время (обычно до 3 лет). Их нельзя передавать, отчуждать, закладывать и т. д.
Ограничения
Золотая акция – это особый инструмент государственного вмешательства в экономику. Практика ее применения свидетельствует о целесообразности ведения подобного контроля. Однако такое вмешательство должно быть ограниченным.
В 2008 году Европейский суд принял решение о прекращении использования золотых акций. Это было необходимо, дабы ограничить вмешательство правительства в корпоративные права молодых предприятий.
Авторитет арбитражного суда Европы непоколебим: от таких ценных бумаг были вынуждены отказаться многие члены правительства Евросоюза. При этом существовал риск падения экономики в таких странах, как Испания и Великобритания. Здесь доля государственного влияния достаточно велика во многих отраслях экономики. Однако функционирование бизнеса не столкнулось с серьезными проблемами. Поэтому подобная мера была вполне оправданной.
Область применения в РФ
Золотая акция представляет собой ценную бумагу, мнения о целесообразности применения которой неоднозначны. Сегодня подобные инструменты государственного влияния применяются только в некоторых стратегических областях экономики. Они сохранились в некоторых странах Евросоюза, в Казахстане и нашей стране.
Обладатель золотой акции в России имеет решающий голос при изменении устава акционерного обществ, а также в вопросах его реорганизации или ликвидации. Также правительство может влиять на решение вопроса об изменении размера уставного капитала.
В некоторых случаях собственник золотой акции вмешивается в вопросы проведения переговоров и подписания договоров при заключении крупных стратегических сделок. При этом он на первое место ставит интересы государства. Такое влияние необходимо в ряде важных для экономики отраслей.
Суть работы акции
Золотая акция – это своеобразная страховка государства. Она предотвращает развитие негативных процессов в экономике страны. Ее владелец учитывает интересы граждан государства и принимает соответствующие решения в процессе рассмотрения важных вопросов.
Это позволяет избежать нежелательных последствий как для самих акционеров, так и для всех жителей страны. Например, владелец контрольного пакета ценных бумаг хочет совершить заведомо пагубный для компании поступок. Его право голоса было бы решающим. Обычные акционеры не смогли бы предотвратить такое действие. Их голосов недостаточно, чтобы они имели вес при принятии решения.
Чтобы предотвратить гибель предприятия, владелец золотой акции включается в процесс обсуждения дальнейших действий организации. Если он на основании проведенных исследований видит, что собственник контрольного пакета акций принимает решение, которое негативно скажется на судьбе общества, он накладывает на него вето. Это позволяет спасти предприятие.
Пример
Чтобы понять принцип работы представленной ценной бумаги, следует рассмотреть конкретный пример. Допустим, представитель власти в определенном федеральном округе решил продать компанию, которая занимается транспортировкой нефти. Чтобы обеспечить благополучие организации после продажи, выпускается золотая акция. Она остается у представителя местного самоуправления.
На собрании акционеров по какой-то причине поднимается вопрос о прекращении работы предприятия. Владелец золотой акции блокирует это решение. Компания благополучно функционирует дальше.
Снижение влияния
Золотая акция на разных предприятиях предоставляет своему владельцу разную степень влияния. Так, если организация привлекает зарубежные инвестиции, право голоса держателя такой ценной бумаги ослабляется. Представитель власти в этом случае может решать только вопросы изменения положений устава. Также он может одобрить принятое советом директоров решение или наложить на него вето.
Рассмотрев, что собой представляет золотая акция, можно оценить важность ее применения в стратегических отраслях экономики государства.
Юридическая природа «золотой акции» (И.И. Пышкин, «Законодательство», N 12, декабрь 2003 г.)
Юридическая природа «золотой акции»
Подобно другим субъектам гражданских правоотношений, государство (Российская Федерация и ее субъекты) может участвовать в хозяйственных обществах. Наиболее привлекательны для него в этом смысле акционерные общества. Так, по состоянию на 1 января 2003 г. российское государство обладало акциями 4222 открытых акционерных обществ*(1).
Указ Президента РФ N 1392 установил, что в том случае, когда решение о приватизации путем акционирования предприятий принимает Правительство РФ или Госкомимущества (ГКИ) РФ, они могут дать распоряжение о выпуске при эмиссии акций этих предприятий «золотой акции», которая предоставляет ее владельцу на определенный срок (до трех лет) право вето при принятии собранием акционеров следующих решений:
— о внесении изменений и дополнений в устав акционерного общества;
— о реорганизации или ликвидации акционерного общества;
— об участии акционерного общества в других предприятиях и объединениях предприятий;
— об отчуждении имущества, состав которого определяется планом приватизации предприятия.
При этом «золотая акция» находилась в государственной собственности. Ее передача в залог, «траст» не допускались, но, в принципе, по решению органа, принявшего решение о ее выпуске, можно было ее продать или произвести отчуждение иными способами, хотя при этом она и конвертировалась в обыкновенную акцию.
— при выпуске в документарной форме она, являясь объектом вещного права, находилась в собственности государства;
— она эмитировалась вместе с остальными акциями общества, и ее величина была учтена в уставном капитале;
— на нее выдавался сертификат, удостоверяющий право собственности Российской Федерации на ценные бумаги;
— она давала ее владельцу все права, предусмотренные для владельцев обыкновенных акций;
— по истечении срока закрепления в государственной собственности она конвертировалась в обыкновенную акцию и продавалась на аукционе.
Тем не менее, есть ряд положений, которые не позволяют утверждать, что «золотая акция» являлась именно акцией:
Во-первых, акция бессрочна, а «золотая акция» выпускалась на определенный срок (не более трех лет). Во-вторых, хотя Указом Президента «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» и была предусмотрена возможность отчуждения «золотой акции», но, поскольку при ее отчуждении она конвертировалась в обыкновенную и особые права, предоставленные ею, прекращались, не выполнялось правило о том, что с передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.
Таким образом, «золотую акцию» даже на том этапе вряд ли можно было безоговорочно отнести к акциям. Обладая некоторыми чертами, присущими акции, «золотая акция» все же являлась особым правовым инструментом.
Итак, со вступлением в силу Закона о приватизации 1997 г. «золотая акция» официально стала «специальным правом», действующим до принятия решения о его прекращении, причем в отношении существовавших на тот момент «золотых акций» это произошло автоматически. Однако если срок закрепления «золотой акции» в государственной собственности (который не мог превышать трех лет) на момент вступления в силу Закона о приватизации 1997 г. уже истек, он не возобновлялся.
Так, открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения администрации области о продлении срока закрепления в государственной собственности «золотой акции». Арбитражный суд в иске отказал со ссылкой на п.3 ст.31 действовавшего на тот момент Закона о приватизации 1997 г., в соответствии с которым все «золотые акции», созданные в процессе приватизации открытых акционерных обществ, являются предусмотренным ст.5 данного закона специальным правом публично-правовых образований на участие в управлении обществами.
Суд апелляционной инстанции решение отменил, поскольку судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства: в соответствии со ст.5 Закона о приватизации 1997 г. Правительство РФ, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления вправе принимать решения об использовании «золотой акции» в отношении созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ. Согласно п.2 той же статьи специальное право («золотая акция») сохраняется до принятия решения о его прекращении. Но ранее действовавшие нормативные акты (п.2.7 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.)*(6) предусматривали закрепление «золотой акции» в государственной собственности на срок не более трех лет, и специального решения о прекращении действия «золотой акции» не требовалось. Поскольку указанный срок истек до вступления в действие Закона о приватизации 1997 г., решение администрации области о продлении срока закрепления в государственной собственности «золотой акции» является неправомерным*(7).
В настоящее время законодательная формула «золотой акции» несколько видоизменилась. Законодательство о приватизации определяет последнюю как специальное право на участие Российской Федерации и ее субъектов в управлении открытыми акционерными обществами (из перечня субъектов специального права были исключены муниципальные образования). Встает вопрос: что случилось с «золотыми акциями», принадлежавшими в соответствии с положениями ранее действовавшего закона муниципальным образованиям? Видимо, в отсутствие специальных указаний на этот счет в ст.43 («Переходные положения») Закона о приватизации 2001 г.*(8) следует считать, что если на момент вступления данного закона в силу муниципальное образование являлось обладателем «золотой акции», это специальное право должно продолжать действовать.
Исходя из законодательного определения «золотой акции», можно сделать вывод о том, что она действует только в отношении открытых акционерных обществ. Однако если открытое акционерное общество преобразовалось в закрытое акционерное общество, в том числе народное предприятие, «золотая акция» все же сохраняет свою силу (абз.2 п.17 ст.43 Закона о приватизации 2001 г.).
По сравнению с Указом Президента РФ N 1392 существо «золотой акции» изменилось очень сильно:
2. Действие «золотой акции» бессрочно, она прекращает свое существование по решению Правительства РФ или органов государственной власти субъектов федерации, принявших решение об ее использовании.
3. «Золотая акция» не может быть заменена на акции акционерного общества, в отношении которого используется указанное право.
4. «Золотая акция» в ее современном понимании однозначно трактуется не как ценная бумага, а как «специальное право», следовательно, уместно говорить не о собственнике «золотой акции», а об ее обладателе.
А теперь с помощью таблицы проследим, каким изменениям подвергался институт «золотой акции» с 1992 г.
Данное специальное право реализуется посредством назначения представителей Российской Федерации или соответственно ее субъекта в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытого акционерного общества. Порядок назначения и деятельности в совете директоров и ревизионной комиссии общества представителей федерального государства как субъекта права «золотой акции» урегулированы постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 44 «О порядке управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использования специального права Российской Федерации на участие в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)».
Такими представителями становятся государственные служащие, которых назначившие их органы в любой момент могут заменить. Представители Российской Федерации в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества назначаются Правительством РФ по представлению Министерства имущественных отношений (МИО), согласованному с федеральным органом исполнительной власти.
Представители Российской Федерации и ее субъектов принимают участие и в общем собрании акционеров, в связи с чем акционерное общество обязано уведомлять их наравне со всеми остальными акционерами о сроках проведения общего собрания акционеров и предполагаемой повестке дня.
Российская Федерация и ее субъекты не вправе одновременно обладать «золотой акцией» в отношении одного и того же общества (абз.2 п.1 ст.38 Закона о приватизации 2001 г.). Субъект федерации не может быть обладателем «золотой акции» в обществе, созданном путем преобразования федерального унитарного предприятия, в период, когда акции этого общества находятся в федеральной собственности. Если на момент вступления в силу Закона о приватизации 2001 г. в отношении одного и того же общества «золотой акцией» обладали Российская Федерация и другие публично-правовые образования, продолжало действовать специальное право Российской Федерации. Такой порядок противоречит принципу равенства всех публично-правовых образований как участников гражданско-правовых отношений. И здесь возможно только одно объяснение: институт «золотой акции» не является в полной мере частно-правовым, он несет на себе отпечаток публичного права.
По ранее действовавшему Закону о приватизации 1997 г. (ст.5) одновременное закрепление в государственной или муниципальной собственности акций открытого акционерного общества и использование в отношении него специального права («золотой акции») не допускалось. Обладание таким специальным правом на участие в управлении являлось альтернативой закреплению акций в публичной собственности.
Ныне действующий Закон о приватизации 2001 г. не содержит подобных ограничений. Напротив, положение п.5 ст.38 данного акта о том, что «золотая акция» используется с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций соответствующего открытого акционерного общества», позволяет предположить, что одновременное обладание государством «золотой акцией» и обыкновенными акциями акционерного общества станет обычным явлением*(10).
Есть ли смысл в таком дублировании? На этот вопрос следует ответить положительно. Небольшой (не превышающий 25%) пакет акций не предоставляет акционеру полного контроля над обществом, в то время как «золотая акция» дает своему обладателю такую возможность при принятии органами общества ряда важных решений. Вместе с тем, «золотая акция» не приносит своему обладателю имущественных прав (в частности, права на получение дивидендов), которые имеет держатель обыкновенных акций. Таким образом, в тех случаях, когда государство заинтересовано в сохранении контроля над акционерным обществом и в получении прибыли от его деятельности, одновременное обладание «золотой акцией» и пакетом обыкновенных акций вполне разумно. Нет юридических препятствий и для одновременного нахождения акций в муниципальной собственности и обладания государством «золотой акцией».
Конструкция «золотой акции» позаимствована российским законодателем из иностранного права. Акции, предоставляющие государству особые права, получили распространение в процессе приватизации государственных предприятий в европейских странах. Причем содержание специальных прав, предоставляемых такой акцией, было различно практически для каждого приватизируемого предприятия. Так, Д.И. Дедов напоминает о том, что в Великобритании при учреждении компании «Enterprise Oil» в числе прочих была выпущена «привилегированная акция со специальными правами», предоставлявшая правительству на срок около восьми с половиной лет возможность иметь на собрании акционеров большинство голосов в том случае, если кто-либо приобретет или вознамерится приобрести контроль более чем над 50% голосующих акций компании*(11). Акции с аналогичными свойствами неоднократно выпускались и при проведении приватизации во Франции.
Тем не менее, недавно Европейский суд признал такой инструмент, как «золотая акция», незаконным в связи с тем, что он противоречит свободному движению капитала внутри ЕС*(12). Видимо, теперь некоторые государства, практиковавшие применение «золотой акции», будут вынуждены отказаться от нее. Но на практике использования «золотой акции» в России подобные изменения, пожалуй, пока не отразятся.
Все же следует отметить, что в российской экономике значительно большее распространение, чем «золотая акция», получило участие государства в акционерном капитале посредством сохранения в своей собственности контрольного пакета акций*(13).
На основе сказанного можно сделать вывод о том, что по своей природе «золотая акция» является не ценной бумагой и даже не «специальным правом», а совокупностью гражданских (корпоративных) и административных прав. Причем она дает своим держателям (Российской Федерации и ее субъектам) не все, а только часть корпоративных прав (не предоставляет права на получение дивидендов и ликвидационной квоты). Применение института «золотой акции» оправдано в тех случаях, когда целью участия государства в акционерном обществе является не получение доходов, а сохранение данного общества как производителя товаров или услугодателя, предотвращение его ликвидации, разворовывания его имущества, изменения профиля деятельности. Вместе с тем, можно прогнозировать постепенное сужение сферы применения института «золотой акции», так как, участвуя в гражданско-правовых отношениях, государство все же должно оперировать частно-правовыми механизмами.
«Законодательство», N 12, декабрь 2003 г.
*(1) Резвый В., Бороздина С. Кому мешают «золотые акции» // www.gazeta.ru/2003/05/14/evropapokon4.shtml.
*(2) САПП РФ. 1992. N 21. Ст.1731.
*(3) СЗ РФ. 1997. N 30. Ст.3595.
*(4) См., напр.: Целовальников А.Б. «Золотая акция». Правовое понятие и его эволюция в российском законодательстве // Вестн. Саратовск. гос. академии права. 1999. N 3. С.13.
*(5) Федеральный закон от 24 июня 1997 г. N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (с изменениями от 2 июня 1999 г.; 7 июля 2000 г.) // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст.3595; 1999. N 26. Ст.3173; 2000. N 32. Ст.3332.
*(6) СЗ РФ. 1994. N 13. Ст.1478; 1997. N 14. Ст.1607; 1999. N 5. Ст.651.
*(7) Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21 февраля 2001 г. N 60 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»». П.12 // Вестн. ВАС РФ. М., 2001. N 5.
*(8) Федеральный закон от 30 ноября 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета. 2002. 26 января.
*(9) Существует и другая точка зрения, согласно которой «золотая акция» представляет собой корпоративные субъективные права специфического содержания (см., напр.: Белов В., Пестерева Е. Хозяйственные общества. М., 2002. С.114).
*(10) Так, на 1 января 2003 г. специальное право использовалось в 958 компаниях, где государство являлось акционером, и только в 118 обществах, где оно акционером не являлось (см.: Резвый В., Б
*(11) Дедов Д.И. «Золотая акция»: особенности правового статуса // Законодательство и экономика. 1995. N 23-24. С.12-13.
*(12) Резвый В., Бороздина С. Указ. соч.
*(13) Мальгинов Г.Н. Государство как акционер в условиях российской переходной экономики // Проблемы прогнозирования. 2001. N 3. С.62. ороздина С. Указ. соч).
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Юридическая природа «золотой акции»
Практический журнал для руководителей и юристов «Законодательство», 2003, N 12