Православие что это такое кратко

Православие

Правосла́вие (греч. ὀρθοδοξία (орто­док­сиа) — пра­виль­ное суж­де­ние, пра­виль­ное учение, пра­виль­ное сла́вление (от греч. ὀρθός — прямой, сто­я­щий прямо, пра­виль­ный, + δοκέω — думаю) – 1) истин­ное рели­ги­оз­ное учение о Боге, о Его тво­ре­нии и Его отно­ше­нии к этому тво­ре­нию, о при­зва­нии и пред­на­зна­че­нии чело­века, о путях дости­же­ния чело­ве­ком спа­се­ния, даро­ван­ное через Гос­пода Иисуса Христа, рас­кры­ва­е­мое чело­веку посред­ством бла­го­дати Свя­того Духа, непре­станно пре­бы­ва­ю­щего в Единой Святой Собор­ной и Апо­столь­ской Церкви Хри­сто­вой; 2) един­ственно истин­ное направ­ле­ние хри­сти­ан­ства.

Православие что это такое кратко

«Пра­во­сла­вие есть истин­ное Бого­по­зна­ние и Бого­по­чи­та­ние; Пра­во­сла­вие есть покло­не­ние Богу Духом и Исти­ною; Пра­во­сла­вие есть про­слав­ле­ние Бога истин­ным позна­нием Его и покло­не­нием Ему; Пра­во­сла­вие есть про­слав­ле­ние Богом чело­века, истин­ного слу­жи­теля Божия, даро­ва­нием ему бла­го­дати Все­свя­таго Духа. Дух есть слава хри­стиан ( Ин.7:39 ). Где нет Духа, там нет Пра­во­сла­вия» (свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов).

Поня­тие Пра­во­сла­вие вклю­чает в себя три вза­и­мо­свя­зан­ные части.

Во-первых, слово Пра­во­сла­вие имеет веро­учи­тель­ный смысл. Под Пра­во­сла­вием надо пони­мать чистое, целост­ное и неис­ка­жен­ное хри­сти­ан­ское учение, явлен­ное в цер­ков­ных дог­ма­тах. В дог­ма­ти­че­ском смысле Пра­во­слав­ное учение про­ти­во­стоит всем ересям как иска­же­ниям хри­сти­ан­ства и отра­жает пол­ноту Бого­ве­де­ния, доступ­ную чело­ве­че­скому роду. В таком зна­че­нии термин Пра­во­сла­вие встре­ча­ется уже в сочи­не­ниях апо­ло­ге­тов II века (в част­но­сти, Кли­мента Алек­сан­дрий­ского).

Во-вторых, слово Пра­во­сла­вие имеет цер­ков­ный или эккле­зио­ло­ги­че­ский смысл. Под Пра­во­сла­вием надо пони­мать сооб­ще­ство авто­ке­фаль­ных хри­сти­ан­ских помест­ных Церк­вей, име­ю­щих между собой евха­ри­сти­че­ское обще­ние.

В‑третьих, слово Пра­во­сла­вие имеет мисти­че­ский смысл. Под Пра­во­сла­вием надо пони­мать хри­сти­ан­скую духов­ную прак­тику (опыт) Бого­по­зна­ния через стя­жа­ние Боже­ствен­ной бла­го­дати Свя­того Духа, спа­са­ю­щей и пре­об­ра­жа­ю­щей (обо­жи­ва­ю­щей) чело­века.

Все три смысла Пра­во­сла­вия вза­и­мо­свя­заны и не мыс­лимы один без дру­гого. Пра­во­слав­ное веро­уче­ние имеет своим источ­ни­ком мисти­че­ский опыт и пре­по­да­ется в Церкви Хри­сто­вой. Пра­во­слав­ная Цер­ковь являет одно дог­ма­ти­че­ское веро­уче­ние, осно­ван­ное на одном мисти­че­ском опыте. Пра­во­слав­ный мисти­че­ский опыт выра­жа­ется в хра­ни­мом Цер­ко­вью веро­уче­нии.

Слово Пра­во­сла­вие есть пере­вод гре­че­ского слова Орто­док­сия (Orthodoxia). Это слово состоит из двух частей. Первая часть Орто (Ortho) в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «прямой», «пра­виль­ный». Вторая часть докса (doxa) в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «знание», «суж­де­ние», «мнение», а также «сияние», «слава», «честь». Эти зна­че­ния вза­имно допол­няют друг друга, ибо пра­виль­ное мнение в рели­гии пред­по­ла­гает пра­виль­ное сла­во­сло­вие Бога, и, как след­ствие, при­част­ность к Его славе. В послед­нем зна­че­нии («слава») слово докса встре­ча­ется в Новом Завете наи­бо­лее часто. Напри­мер, Спа­си­тель «принял от Бога Отца славу (греч. doxa) и честь» ( 2Пет.1:17 ), был «увен­чан славою (греч. doxa) и честию через пре­тер­пе­ние смерти» ( Евр.2:9 ), грядет «на обла­ках небес­ных с силою и славою (греч. doxa) вели­кою» ( Лк.21:27 ), хри­сти­а­нин должен пре­об­ра­жаться «в тот же образ от славы (греч. doxa) в славу» ( 2Кор.3:18 ), «ибо Твоё есть цар­ство и сила и слава (греч. doxa) во веки» ( Мф.6:13 ). Поэтому слово Орто­док­сия пере­ве­дено как Пра­во­сла­вие.

Когда появи­лось Пра­во­сла­вие?

Пра­во­сла­вие, как пра­виль­ная, истин­ная вера и пра­виль­ное почи­та­ние Бога, было осно­вано Иису­сом Хри­стом, т.е. пра­во­сла­вие — это изна­чаль­ное, аутен­тич­ное хри­сти­ан­ство. В 1054 году от единой Пра­во­слав­ной Церкви отко­лолся като­ли­цизм, далее от него отко­ло­лись про­те­станты.

Пра­во­сла­вие хочет быть полным откро­ве­нием хри­сти­ан­ства, чтобы послед­нее выра­жа­лось в нем адек­ватно и значит – пра­вильно. В этом смысле пра­во­сла­вие есть «правое испо­ве­да­ние» – орто­док­сия – потому, что вос­про­из­во­дит в себе весь разу­ме­е­мый объект, само видит и другим пока­зы­вает его в «пра­виль­ном мнении» по всему пред­мет­ному богат­ству и со всеми осо­бен­но­стями.

По своему внут­рен­нему упо­ва­нию пра­во­сла­вие мыслит себя хри­сти­ан­ством в его изна­чаль­ной пол­ноте и непо­вре­жден­ной целост­но­сти. Оно прин­ци­пи­ально раз­гра­ни­чи­ва­ется от других хри­сти­ан­ских испо­ве­да­ний не как истина от заблуж­де­ний, а, соб­ственно, в каче­стве целого по срав­не­нию с частями. Послед­ние уже выде­ля­ются из него и для оправ­да­ния и обес­пе­че­ния своей авто­но­мии вынуж­да­ются наста­и­вать на прямом обособ­ле­нии с резким отте­не­нием своих отли­чи­тель­ных свойств и такой несрод­но­сти, кото­рая исклю­чает сме­ше­ние и пере­дачу. По самой своей целост­но­сти пра­во­сла­вие не чув­ствует к сему внут­рен­ней надоб­но­сти, ибо носит в себе все части и не имеет ни нужды, ни жела­ния диф­фе­рен­ци­ро­ваться от них.

Пра­во­сла­вие не имеет «сим­во­ли­че­ских книг» в тех­ни­че­ском смысле Оно почи­тает себя правым, или под­лин­ным уче­нием Хри­сто­вым во всей пер­во­на­чаль­но­сти и непо­вре­жден­но­сти, а тогда – какая же может быть у него особая отли­чи­тель­ная док­трина, кроме Еван­гель­ско-Хри­сто­вой?! Пра­во­сла­вие апел­ли­рует к старым, исконно хри­сти­ан­ским нормам и не ука­зы­вает для себя особых «сим­во­ли­че­ских книг», потому что не имеет ничего сим­во­ли­че­ски нового в дог­ма­ти­че­ском отно­ше­нии по срав­не­нию с эпохою до заклю­че­ния семи Все­лен­ских Собо­ров. Этим пока­зы­ва­ется, что пра­во­сла­вие сохра­няет и про­дол­жает изна­чаль­ное апо­столь­ское хри­сти­ан­ство по непо­сред­ствен­ному и непре­рыв­ному пре­ем­ству. В исто­ри­че­ском тече­нии хри­сти­ан­ства по все­лен­ной это есть цен­траль­ный поток, идущий от самого «источ­ника воды живой» ( Апок.21:6 ) и не укло­ня­ю­щийся на всем своем про­тя­же­нии до скон­ча­ния мира.

свя­щен­ник Гри­го­рий Гри­го­рьев:

Бог – Он для всех наро­дов. Это не значит, что все рели­гии оди­на­ковы, вовсе нет, пра­во­сла­вие – это рели­гия, когда лест­ница была спу­щена с неба. Но когда люди пыта­ются стро­ить лест­ницу в небо…, воз­можно, они не знают о той лест­нице.

иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш):

Каково то глав­ное свой­ство пра­во­слав­ной жизни, лежа­щее в самой ее основе, по кото­рому можно опре­де­лить, не укло­ни­лись ли мы от Пра­во­сла­вия? Свой­ство это – регу­ляр­ное и созна­тель­ное уча­стие в Святых Таин­ствах Пока­я­ния и Евха­ри­стии.

Чем отли­ча­ется пра­во­сла­вие в разных стра­нах? «Пра­во­слав­ный мир очень раз­но­об­раз­ный. Суще­ствует набор правил и норм, кото­рый должен опре­де­лять жизнь пра­во­слав­ной церкви. Но жизнь оказыва­ется намного шире, чем эти нормы. Это опре­де­ля­ется мно­гими при­чи­нами: исто­ри­че­скими, куль­тур­ными, совре­мен­ной обще­ственно-поли­ти­че­ской ситу­а­цией.

Есть и быто­вые раз­ли­чия. Напри­мер, в рус­ских церк­вях не при­нято сидеть во время службы, а в гре­че­ской и боль­шин­стве других стоят лавочки. У греков при­нято испо­ве­до­ваться при­мерно раз в месяц, но это осно­ва­тель­ная беседа с духов­ни­ком. В рус­ских церк­вях при­нято испо­ве­до­ваться перед каждым при­ча­стием.

Есть раз­ли­чия и в системе управ­ле­ния церк­вей. Напри­мер, в гре­че­ской церкви нет жест­кой иерар­хии цер­ков­ной власти. А пред­сто­я­тель церкви, архи­епи­скоп Афин­ский, явля­ется лишь пред­се­да­те­лем Синода — его личные реше­ния не име­ют ника­кого вли­я­ния на жизнь отдель­ных епар­хий. Про­ти­во­по­лож­ная ситу­а­ция в Рус­ской церкви. Так про­ис­хо­дит в силу исто­ри­че­ских обсто­я­тельств и личных хариз­ма­ти­че­ских осо­бен­но­стей пред­сто­я­те­лей. Скажем, роль алек­сан­дрийского папы в период позд­ней Антич­но­сти была абсо­лют­ная — даже больше, чем власть рим­ских пап. Но сейчас наобо­рот: Алек­сан­дрий­ская цер­ковь явля­ется одной из наи­бо­лее демо­кра­тич­ных среди пра­во­слав­ных помест­ных церк­вей. Алек­сан­дрий­ский пат­ри­арх во всем сове­ту­ется со своим Сино­дом, посто­янно при­слу­ши­ва­ется к голосу веру­ю­щих — сейчас это уже не столько греки, сколько корен­ные жители афри­кан­ских госу­дарств. Вот недавно он пошел на бес­пре­це­дент­ный шаг, вос­ста­но­вив древ­ний инсти­тут диа­ко­нисс для женщин».
архи­манд­рит Кирилл

«Пра­во­слав­ные церкви отли­ча­ются в основ­ном народ­ными тра­ди­ци­ями и степе­нью модер­ни­за­ции. Бол­гары, напри­мер, пол­но­стью пере­шли на раз­го­вор­ный язык (но народу в храмах от этого стало не больше, а меньше). Греки и многие другие пере­шли на евро­пей­ский кален­дарь; рус­ские, сербы и гру­зины — нет. У помест­ных церк­вей есть свои святые, неко­то­рые осо­бен­ные празд­ники — напри­мер, Покров (хотя празд­ник и визан­тий­ский, сейчас он есть только в Рос­сии). Но в целом тра­ди­ция имеет тен­ден­цию к одно­род­но­сти — за счет усили­вшегося обще­ния пра­во­слав­ных разных стран».
Павел Кузен­ков, пре­по­да­ва­тель Сре­тен­ской ДС.

Источник

Православие

Православие что это такое кратко

Православие как неотъемлемая часть христианства

Православие что это такое кратко

Каждый из апостолов пошел своим путем. Апостолу Петру выпали Египет, Испания и Италия. Иоанну Богослову — малая Азия, Апостол Варфоломей пошел в Азию и Армению. Апостол Фома — в Китай и Индию. Апостол Матфей проповедовал в Сирии и Персии. Иаков Алфеев направился в Египет. Апостол Фаддей пошел в Месопотамию. Апостол Симон Зилот в числе прочих посетил Мавританию и Абхазию. Апостол Матфий был на Кавказе, а на берегу Адриатического моря — апостол Марк. Апостола Филиппа услышали в Аравии и Эфиопии. Евангелиста Луку — в Ливии и Египте. Апостол Павел учил в Антиохии, Малой Азии и на Кипре.

Апостол Павел первым рассказал об удивительных событиях Евангелия в Европе. «Идите, научите все народы», — так Иисус сказал своим ученикам. Услышать Слово Божие призваны были все люди. Земли, на которых впоследствии возникла Русь, посетил апостол Андрей Первозванный. Первыми его услышали коренные народы Причерноморья и жители греческих колоний. Позже, узнав, где находится устье Днепра, он отправился на Север…

В те времена никто еще не знал о грядущем расколе, о возникновении православие и католичества, о том, что позже возникнет протестантизм и множество других христианских течений. Христианство было едино для всех и основные принципы веры Христовой и сейчас объединяют все конфессии. Мы называемся христианами, потому что верим, что Христос есть Воскресение и Жизнь.

Но есть у нас и противоречия.

Идеология православия до раскола церквей

Разделение на католицизм и православие, как считают историки, произошел в 1054 году. Предпосылки к этому появились гораздо раньше. Западные отцы Церкви больше говорили о нравственности и христианской морали, восточные о богословии. Свою роль сыграли и политические разногласия. Если прежде Рим был единой империей, то из-за политических волнений он был разделен и на востоке появилась даже новая столица — Константинополь. Центр современной римско-католической Церкви остался в Риме.

Свою роль сыграли и разногласия, касающиеся языков. На Востоке главенствовал греческий, а на Западе — латынь. На Востоке больше чтили Иоанна Златоуста, на Западе — блаженного Августина. Взаимное недовольство росло и вылилось в серьезный раскол, по причине которого сейчас существуют разные христианские конфессии.

Православие что это такое краткоОфициально причиной стало Филиокве — латинское учение, согласно которому Дух Святой исходил не только от Бога Отца, но и от Сына. Это учение до сих пор является одним из главных камней преткновения в вопросах соединения Церквей. Разница в толковании некоторых мест Евангелия стала причиной и для других споров.

Так православие отрицает Догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Православие же считает, что Богородица родилась причастной к первородному греху, как обычный человек, но была избрана Богом, своей Праведностью, участием в страстях Христовых, укрепилась в святости и приблизилась к Господу более, чем кто-либо из людей.

Различались также учения о спасении и оправдании. Римско-католическая Церковь торговала индульгенциями именно, потому что учение воспринимало Завет как Договор в юридическом смысле. Существовала некая совокупность добрых дел, которые Церковь могла расходовать по своему усмотрению. В том числе, использовать для отпущения грехов.

В православии же такие идеи отрицаются, как и учение о чистилище, как о возможности попасть в рай, очистившись через мучения от грехов.

Истоки подлинной веры и учения православия

Латинский культ сердца Иисусова и Пресвятой Богородицы также относятся к римско-католической Цекрви. Монахиня Маргарита Мария Алякок утверждала, что видела Иисуса, и Он научил ее почитанию своего сердца. Православная Церковь отвергает это, как ложный, не соответствующий Духу Истины мистицизм. По той же причине православные не признают стигматы, как чудо, которое пришло в мир от Господа.

Разница есть и в таинствах. Так Крещение троекратным погружением в Православии в Римско-католической Церкви заменяется обливанием или даже окроплением водой. Евхаристия и венчания также различаются.

Православие что это такое кратко

И, конечно же, Догмат о главенстве и непогрешимости Папы Римского не признается православием. Кстати, вопреки расхожему мнению, Папа непогрешим не всегда, а лишь, когда определяет учение Церкви. Считается, что он не может заблуждаться.

Основные положения православной веры

Все христиане — это люди Нового Завета и основные положения православной веры сформулированы в Символе веры:

«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света, от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплатившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечщася. Распятого же за ны при Понтийскем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духе Святаго Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном с поклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю вос-кресения мертвых и жизни будащаго века. Аминь.»

Православные признают Священное Писание и Священное Предание как источники вероучения. В то время, как протестанты исповедуют принцип «Только Писание», считая, что Священное Писание — вполне достаточный вероучительный текст для христианина. Православные же считают, что Бог не прекратил общение с людьми и принцип sola Scriptura неверен. Писание неотделимо от Предания и не может существовать вне традиций Церкви. Тексты Священного писания называют «богодухновенным» (2 Тим. 3:16). С Новом Завете нет текстов, которые написал бы сам Иисус Христос, но авторов Писания вдохновлял Святой Дух. Но святоотеческое наследие и авторитет Предания не могут быть оспорены православной Церковью.

Православие что это такое кратко

Православие на Руси

В «Повести временных лет» встречается одно из самых первых упоминания Православия на Руси. Существует устойчивое заблуждение, что слово «православие» происходит от того, что быть православным — значить славить Бога правильно. На самом деле, православие было принято, как слово противоположное «инославию». Именно так обозначали учение проповедников, которое не принимала по тем или иным причинам официальная Церковь. Мы отсчитываем ход нашей истории с Апостольских времен, но история Православия на Руси началась с момента Крещения Руси, решение о котором было принято князем Владимиром в 988 году.

После гибели князя Святослава на Руси осталось трое его сыновей — князь Владимир, князь Ярополк и князь Олег. Великим князем стал старший сын князя Святослава — Ярополк. С дружиной отца он правил в Киеве. Средний — Олег еще при жизни князя Святослава правил Древлянами. Князь Владимир же отправился в Новгород. В ходе междоусобиц при делении земель погиб князь Олег, а князя Ярополка предали и убили на переговорах варяги. Великим князем остался Князь Владимир, хотя никто не прочил ему такой судьбы. Матерью Князя Владимира была рабыня-ключница у князя Святослава. Его воспитывал дядя, дружинник Святослава. Тем не менее, князь Владимир был добрым и справедливым князем, мудро управлял вверенными ему землями. В большинстве соседних государств к тому времени уже установились мировые религии, на Руси же продолжали царствовать языческие верования. Но языческие боги и их «вероучение» не отвечали за вопросы, которые жизнь ставила перед людьми.

Путешественники из стран Востока предлагали Князю Владимиру принять Ислам, но он отказался, отверг он и Иудаизм.

Выбирая веру, которая должна была сплотить воинственные и разрозненные племена, он сделал выбор в пользу Православия, пораженный длинной речью о содержании Священного Писания. Кроме того, Русь многое связывало с Византией, на греческого императора равнялись русские князья, мы вели совместную торговлю, многие наши обычаи были похожи. Приходили к князю Владимиру и представители Римско-католической Церкви из Западной Европы, которым он отказал, сославшись на то, что «Отцы наши не приняли этого».

Православие что это такое кратко

Первым князь Владимир крестился сам. Византийские императоры зачастую считали, что принятие православие означает подчинение Византии, чтобы не допустить такой мысли князь Владимир направил свои войска в Крым, где захватил Херсонес (Корсунь). По требованию Владимира, ему выслали священников для крещения и будущую жену — царевну Анну. Ради нее князь Владимир отказался от прежней жизни, от буйных разгульных пиров и многоженства.

По приказу князя Владимира уничтожили идолов язычников и построили христианские храмы. Этому русских мастеров научили византийские. Все страшные и жестокие языческие жертвоприношения и традиции были отменены. На Руси стали появляться христианские книги, написанные на кириллице, благодаря чему многие крестьяне научились читать и писать. Православие стало государственной религии на Руси и сыграло огромную роль в развитии государства.

Во главе прихода стоял священник, его священноначалием был Епископ, главой для Епископов являлся Митрополит, а для Митрополита — Патриарх. Существовали также монастыри, во главе которых стоял игумен, но в отличие от современности священниками сначала были приезжие греки или болгары.

Язычники долго боролись с христианством. В нательные кресты прятали языческие обереги и символы, но православие, как истинная вера, победило.

Православие сегодня

Православие сегодня — одна из трех главных христианских конфессий, наряду с католичеством и православием. Насчитывается 14 общепризнанных автокефальных православных Церквей и около 225 млн последователей.

13 февраля 2016 года в Гаване состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском. Встреча прошла в дружелюбной атмосфере, главы Церквей приняли совместный документ и обсудили трудную тему гонения на христиан.

Православие что это такое кратко

Россия – территориальная основа православия

Христианские традиции и история христианства в Россию пришли через православие.

Православие — это преобладающая конфессия на территории России, несмотря на то, что наша страна многоконфессиональна. В Греции, Сербии, Украине, Кипре, Грузии и многих других странах также живут православные верующие. Земли, в которые когда-то пришел апостол Андрей Первозванный стали домом Православия, это и была территория будущей Руси. Справедливо и утверждение о том, что без Православия не существовало бы современной России. Глава Синодального Информационного Отдела Владимир Легойда в 2014 году назвал Православие «Основой национальной идеи в России«. Создание новых епархий, проекты по строительству храмов отвечают запросам наших соотечественников — все больше людей понимают истинность и верность принципам православной веры.

Православие стало основой для современной культуры в России, с церковным учением связано духовное и нравственное возрождение России.

Православие что это такое кратко

Читать также о православии:

Видео о православии:

Источник

ПРАВОСЛАВИЕ — что это. Чем отличаются ветви христианства

Православие. Христианство является одной из главных мировых религий. Православие — это одна из его ветвей наряду с католицизмом и протестантизмом, в основном распространено в Восточной Европе: России, Украине, Беларуси, странах Балканского полуострова. Занимает третье место среди всех христианских учений: православными христианами являются 225 миллионов человек, тогда как католиков более миллиарда.

Принципы и законы православия

Само христианство возникло в I веке. Оно зародилось в Палестине, откуда пошло несколько верований, и своим происхождением обязано более древнему иудаизму с его монотеистичным Богом и Ветхим Заветом.

Возникновение христианства связано с зарождением веры в то, что пришлый Иисус Христос — тот самый Сын Божий, которого так ждали верующие. Иудаизм не признает его таковым, что отличает обе религии.

Суть всего православного вероучения, его исток — в вере в Господа, который является носителем высшей мудрости. Главной целью любого верующего должно быть стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти. Для этого ему необходимо при жизни следовать заповедям Господа, исповедовать Его учение.

Основные пункты мировоззрения заключаются в следующем:

Кроме того, на жизнь верующего влияют 10 заповедей, образование которых приписывается Моисею. Они составляют основу всего христианства и не различаются в разных ветвях.

Догмы учения

Само учение основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании, в которое входят постановления Вселенских Соборов. Главным догматическим документом, который используется в обиходе, является Никео-Цареградский Символ веры. Это формула вероисповедания, которая представляет собой наиболее полное раскрытие учения о Троице и ряда важнейших вопросов.

Православие основывается на нескольких догмах:

На Четвертом соборе был принят запрет на внесение изменений в действующие догмы. Он исполняется до сих пор.

Появление названия «Православие»

Само название «православие» буквально переводится с греческого как «правильное прославление» или «правильное мнение». В богословской литературе термин обозначает учение, одобренное кафолической церковью, его противоположностью является «гетеродоксия» или «инославие», то есть взгляды еретиков или те, что отвергала Церковь.

Само слово «православие» упоминается уже во II веке в текстах апологетов (преемников апостолов), например, у Климента Александрийского. В качестве термина оно закрепилось в III веке у историка и епископа Евсевия Кесарийского, впервые официально записано в середине V века в актах IV Вселенского Собора. Начиная с VI столетия православие начало обозначать религиозные взгляды, которые точно соответствуют учению Церкви и Евангелию.

На Руси термин встречается в нескольких ранних письменных источниках:

Интересный факт: в русском языке термины «православие» и «ортодоксальный» являются синонимами и не используются одновременно, как, например, в иудаизме.

История религии

До 1054 года все христианство было единым, разделения на православие и католицизм не существовало. Само учение восходит к апостольским временам или к I веку. Оно сфомировалось на основании Вселенских Соборов — собраний епископата, на котором решались важные вопросы.

В 1054 году произошел окончательный раскол христианства на католичество и православие. Сегодня православные священники не признают никаких Соборов, созванных после раскола, даже если там присутствовали православные патриархи.

Сегодня самой крупной автокефальной православной церковью является РПЦ (Русская православная церковь) или Московский патриархат. Это российский центр, который является носителем философии и традиций религии.

Некоторые различия

Нередко верующий народ путает определения православия и христианства. В чем разница между ними, кратко подскажет фраза «Все православные являются христианами, но не все христиане являются православными». Дело в том, что все христианство делится на несколько ветвей, самые крупные из которых — католицизм, протестантство и православие.

Увидеть, чем отличаются 3 крупнейшие ветви христианства, в чем их особенности, специфика и структура, можно по таблице.

ПоложенияКатолицизмПротестантствоПравославие
Отношение к светской властиГлава Церкви (Папа Римский) обладает религиозной и политической властьюСтремятся сотрудничатьЗа все время отношения много раз менялись от сотрудничества до изгнания или подчинения
Отношение к людямВажна индивидуальностьВмешательство в дела ближних и помощь друг другу (если человек не попросил сам) не приветствуютсяВсе люди — братья и сестры
Душа после смертиДуша проходит Чистилище и очищаетсяХристос уже искупил грехи всех людей своей смертью, а потому земные дела не так важныДуша попадает в Ад или Рай в зависимости от совершенных при жизни дел
Крест ГосподеньИмеет 4 конца — «стандартный» крест. Ноги прибиты одним гвоздем, сложены друг на друга. Обычно изображается с мученическим выражением лицаНе признают ни Крест, ни иконыИмеет 8 концов — 4 конца «стандартного» креста и 2 горизонтальные перекладины (табличка над головой и опора для ног). Ноги прибиты 2 гвоздями. Иисус изображается с распростертыми руками, будто обнимающий мир
КрещениеКрещение проводится над детьми не младше 7 лет. Обряд предполагает обливание святой водой или окроплениеМогут принимать только взрослые люди, сделавшие свой выборКреститься могут как младенцы, так и взрослые. Для обряда необходимо трижды погрузиться в купель со святой водой, затем причаститься и совершить миропомазание
СлужбыСвященники наделены от Бога особой силойНе нуждаются в специальных местах или священниках: последние ведут обычную жизньСвященник не обладает божественной силой, Господь сам появится в храме при службе
БракНе поддерживает разводы, священники должны придерживаться безбрачияРазвод возможен в 2 случаях — неверность супруга или оставление неверующего верующимРазводы в некоторых случаях допускаются, некоторым служителям разрешено жениться
БогородицаНе поддерживает разводы, священники должны придерживаться безбрачияРазвод возможен в 2 случаях — неверность супруга или оставление неверующего верующимРазводы в некоторых случаях допускаются, некоторым служителям разрешено жениться
Святой ДухИсходит от Отца и СынаВ равной мере исходит от Отца и СынаИсходит от Отца и передается Сыну
Священное Писание и Священное ПреданиеИмеют равное значениеНе имеют авторитетаПисание является частью Предания

Всего различий между основными течениями христианства больше, но даже по основным видно, что основа учения одинакова, а отличия в основном небольшие или относятся к службам, таинствам или терминам. Например, католики считают Папу Римского главой над всеми Христианами, что по понятным причинам отвергается православной веткой.

Важно отметить, что православие терпимо относится к прочим религиям, однако считает их еретическими, а их последователей — недостойными Царствия Божьего. Однако католики и протестанты возможно не будут лишены благословения Господа, так как тоже верят в него, хоть и немного другим образом.

Стоит отметить отличия от старообрядчества. В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.

Религия православие сегодня является третьей по величине ветвью христианства — одной из главных мировых религий. Оно распространено в странах Восточной Европы, в том числе в России, где проживает около 40% всех православных. Во многих странах, где религия не является основной или официальной, созданы крупные общины и епархии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *