Правительство народного доверия что это
ПРОГРЕССИВНЫЙ БЛОК
В «прогрессивном блоке» выделялись два крыла: кадеты и прогрессисты выступали за выполнение полной программы, остальные настаивали на безусловной реализации только требования о формировании «министерства общественного доверия», фактически соглашаясь отложить выполнение всей программы до завершения войны.
На встрече с министром внутренних дел князем Н.Б. Щербатовым, министром юстиции А.А. Хвостовым, министр торговли и промышленности князем В.Н. Шаховским и государственным контролёром П.А. Харитоновым 27 августа (9 сентября) 1915 года представители блока потребовали отставки правительства [требование поддержано 7-9(20-22) сентября на экстренных съездах Земского союза и Союза городов]. В знак недовольства император Николай II 3(16) сентября досрочно прекратил сессию Думы.
2 ноября (5 декабря) Дума по инициативе «прогрессивного блока» потребовала устранить влияние «тёмных безответственных сил» (в первую очередь имелись в виду А.Д. Протопопов и Г.Е. Распутин) и фактически выдвинула требование «ответственного министерства». 26 ноября (9 декабря) схожую резолюцию принял Государственный совет.
В ходе Февральской революции 1917 года лидеры «прогрессивного блока» стали инициаторами создания Временного комитета Государственной думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами (Временный комитет Государственной думы, 7 из 12 его членов представляли «прогрессивный блок»), который 1 (14) марта сформировал Временное правительство.
Третий лишний? Зачем Цепкало создает Правительство народного доверия
Оппозиционные политики говорят про оторванность эмиграции от реалий и хотят видят меньше различных правительств.
Бывший претендент в президенты Валерий Цепкало инициирует создание Правительства народного доверия.
В прошлом августе В.Цепкало, уехав в Украину, объявил о создании Фронта спасения Беларуси, чуть позже поддержал инициативу российского бизнесмена Дмитрия Мазепина по созданию Комитета национального спасения Беларуси. Ни один из заявленных проектов не осуществился.
Руководитель Белорусского свободного театра Николай Халезин, который в начале 2011 года (после президентской кампании 2010 года) бежал из страны, резко отреагировал на призыв политика:
«Поинтересовался у него, почему он предлагает это человеку, которого публично обвинил в коррупции? Он ответил буквально следующее: «Да, я понимаю, наверное не могло быть иначе, но я обязан был вам предложить, потому как не мог иначе…». Странная беспринципность — «был обязан». Кто его обязал в этом? С какой целью обязал?
Чтобы снять все вопросы, поясню: я не имею, и не планирую иметь ничего общего с данной инициативой, которую, к слову, считаю вредной и провокационной. Да и странно было бы начинать какое-то дело с человеком, с которым нам в свободной Беларуси предстоит судебное разбирательство по делу о клевете».
Напомним, что прошлым летом Валерий Цепкало обвинил драматурга и создателя Беларусского свободного театра Николая Халезина в получении полутора миллиона долларов в год в виде грантов, а также немалых сумм в виде «пожертвований» от белорусских бизнесменов за то, чтобы их не включали в так называемые санкционные списки.
А вот руководитель «Нашего Дома» Ольга Карач готова присоединиться к инициативе политика-эмигранта.
В Польше действует Народное антикризисное управление Павла Латушко, в Литве находится офис Светланы Тихановской. Правительство народного доверия грозит стать третьей похожей структурой, оппозиционной Лукашенко, в эмиграции. Так кому и зачем нужно Правительство народного доверия?
«Хотелось бы поменьше правительств»
Я уже потерялся в различных инициативах, которые выдвигают различные игроки. Чем отличается очередная предполагаемая структура от НАУ Латушко, от других подобных организаций, создаваемых оппозицией? Если бы готовилось что-то масштабное и объединяющее, то инициаторы должны бы ознакомить с ней все демократические силы Беларуси. Ни письма, ни звонка мне не поступало,
— рассказал «Свободным новостям плюс» председатель Белорусской социал-демократической Громады Сергей Черечень.
– Инициатива озвучена, ряд политиков и общественных деятелей уже присоединились к ней. К каким последствиям для демократического лагеря может привести создание Правительства народного доверия?
– Инициатива грозит только разъединением демократических сил, дальнейшім (как бы это помягче выразиться) расслоением и распылением общих сил, которые должны быть направлены на объединение. Я не понимаю, зачем создается столько различных организаций, которые не работают даже параллельно, а просто тянет каждая одеяло на себя. Зачем? Я не знаю.
– Чем в реальности следовало бы заняться демократическим силам?
– Объединение и выработка единой позиции. Для этого необходима консолидация, общение, выработка совместной стратегии и тактики – увы, ничего этого нет. Они могут создавать что угодно, но как это будет влиять на жизнь обычного белоруса, я не представляю. По-моему, они оторвались полностью от процессов внутри Беларуси.
– Что происходит с вашей партией, кстати?
– Тишина. Никакой информации со стороны Минюста нет – мы в ожидании. Никаких мероприятий не проводим. Прекрасно понимаем, что каждый наш шаг вызовет контрдавление; к давлению на себя я уже привык, а структуру хотелось бы сохранить. Последние 26 лет главная задача любой партии – принимать участие в избирательных кампаниях, выдвигать оппозиционных кандидатов. События 2020 года показали, что есть много людей, которые не согласны с тем, что происходит в стране. Понятно, что то время стало успешным в плане объединения людей, но неуспешным в плане победы. На следующих кампаниях мы сделаем все возможное, чтобы люди вновь воспряли и поверили в то, что мы можем победить.
– Главная задача партии сейчас – выживание?
– Получается, да. Мы, в отличие от тех, кто находится за рубежом, достаточно скованы в своих телодвижениях. Поэтому сконцентрировались на самовыживании и дальнейшей работе. Так может продолжаться долго, но все же надеемся, что в ближайшее время наступят перемены: напряжение в обществе по прежнему сильное, оно никуда не делось.
Председатель оргкомитета по созданию «Нашей Партии» Андрей Дмитриев на инициативу отреагировал кратко:
– Еще одно правительство? Страны все меньше, а руководящих органов все больше, особенно в изгнании. Слишком много правительств у белорусов, а нам бы хотелось, чтобы их было поменьше.
«А вдруг в следующем году начнутся перемены?»
Вероятную разгадку активизации Валерия Цепкало, как ни странно, дал глава МИД ФРГ Хайко Маас. Оказывается, Германия пересматривает свой «План содействия гражданскому обществу в Беларуси», помощь в рамках которого составляет 21 миллион евро.
Кроме того, в декабре Европейский Союз предоставит белорусскому гражданскому обществу право голоса на саммите Восточного партнерства.
Смотря с какой стороны посмотреть. С одной стороны, активизация Цепкало может быть вызвана именно помощью Германии, а может быть и наоборот: позиция МИД Германии изменилась, как только они услышали знакомую фамилию,
– рассуждает эксперт Лев Марголин.
Мне кажется, господин Цепкало после полутора лет молчания и бездействия почувствовал себя немного в стороне от мейнстрима и решил таким образом в него включиться: а вдруг в будущем году начнутся серьезные перемены? Так что дело, наверное, даже не в деньгах…
Прогрессивный блок
Прогресси́вный блок — объединение депутатских фракций IV Государственной думы и Госсовета Российской империи в годы Первой мировой войны 1914—1918 гг. Образован в августе 1915, когда патриотический подъём первых месяцев войны сменился тревогой, вызванной весенне-летним отступлением русских войск. Состоял преимущественно из представителей парламентских партий прогрессистов, кадетов, октябристов и «прогрессивных русских националистов». После Февральской революции лидеры объединения вошли во Временное правительство России — так называемое «правительство народного доверия».
Содержание
Обстоятельства создания
Весенне-летние поражения русских войск от германской армии в 1915 нарушили «единение» царя с IV Государственной думой.
19 июля 1915 открылась 4-я думская сессия. Крайние правые полностью поддержали правительственную декларацию. Но другие фракции — от националистов до кадетов — выступили с критикой правительства И. Л. Горемыкина, требуя создания кабинета, пользующегося «доверием страны». Вокруг этого лозунга объединились большинство фракций Думы и часть фракций Госсовета.
9-22 августа 1915 в Думе и Госсовете по инициативе лидера кадетов П. Н. Милюкова между депутатами были проведены переговоры, которые привели к подписанию 22 августа 1915 г. формального соглашения, получившего название Прогрессивный блок (По др. источникам Блок создан 25 августа [1] ). Фактический лидер Прогрессивного блока Милюков строил планы оказывать силами депутатов коалиции давление на правительство, понуждать последнее к реформам.
Состав
Ведущее место в Прогрессивном блоке занимали кадеты. С момента создания Блока в нем выделились 3 крыла: правое (центристы, земцы-октябристы, националисты-прогрессисты), левое (кадеты и левые октябристы) и крайне левое (прогрессисты).
Для ведения практической работы Прогрессивного блока было избрано Бюро из 25 человек (председатель — член Госсовета октябрист А. Н. Меллер-Закомельский; с 4 сентября 1915 — руководитель депутатской группы «Союз 17 октября» левый октябрист С. И. Шидловский), в которое вошли кадеты П. Н. Милюков, А. И. Шингарёв, прогрессисты И. Н. Ефремов, А. И. Коновалов, левый октябрист А. И. Звегинцев, октябристы-земцы М. С. Акалелов, М. М. Алексеенко (председатель бюджетной комиссии Думы), И. И. Дмитрюков, граф Д. П. Капнист 2-й и Н. А. Ростовцев, председатель фракции Центра В. Н. Львов и его заместитель П. Н. Крупенский 1-й (секретарь думской части Блока), «прогрессивные» националисты В. В. Шульгин, А. И. Савенко, граф В. А. Бобринский 2-й и др.
В Прогрессивный блок также входили центристы Б. И. Кринский, Н. Д. Крупенский 2-й, А. Н. Лихачев, С. А. Рыблов, Д. Н. Сверчков, прогрессисты-националисты А. Г. Альбицкий, И. Ф. Половцев 2-й, И. А. Рындовский, октябристы-земцы А. И. Алехин, Н. И. Антонов, М. И. Арефьев, А. А. Лодыженский, Л. Г. Люц, М. В. Родзянко 1-й (председатель Государственной думы), С. Н. Родзянко 2-й, Н. В. Савич, П. А. Хохлов, левые октябристы М. Г. Аристаров, Н. А. Хомяков, кадеты В. И. Алмазов, А. Г. Афанасьев, Н. В. Некрасов, Ф. И. Родичев, А. С. Салазкин, московский городской голова М. В. Челноков, прогрессисты А. А. Барышников, Н. И. Родзевич, независимые М. А. Караулов, Е. Д. Логвинов, беспартийный Н. Н. Рычков и др.
Программа
Программа (Декларация) Прогрессивного блока сводилась к требованиям создания «правительства доверия», проведения политики, направленной на «сохранение внутреннего мира», частичной амнистии осуждённых по политическим и религиозным делам, отмены некоторых ограничений в правах крестьян («уравнение крестьян в правах») и национальных меньшинств («вступление на путь отмены ограничительных в отношении евреев законов», «автономия Польши», прекращение репрессий против «малороссийской печати»), предоставление больших возможностей для местного самоуправления («пересмотр земского положения», «волостное земство»), [3] восстановления деятельности профсоюзов. Содержание программы определялось стремлением найти почву для соглашения с правительством на основе минимума либеральных реформ и доведения войны до «победного конца». Это была последняя попытка конструктивных сил общества заставить монарха допустить минимум либеральных реформ, чтобы избегнуть широкого недовольства и отторжения от верховной власти даже столичной элиты, — тем самым, предотвратить возможную революцию-катастрофу в условиях мировой войны. По максимуму депутаты Прогрессивного блока готовы были предложить новый состав правительства. При этом подразумевалась незыблемость Основных Законов Российской империи, по которым новое правительство было бы подотчетно по-прежнему не Думе, а Царю. [4]
Но и эта программа оказалась неприемлемой для монарха: как бы в ответ Николай II снимает великого князя Николая Николаевича с поста верховного главнокомандующего и 23 августа 1915 г. принимает на себя обязанности по командованию всеми российскими вооруженными силами.
3 сентября 1915 Дума была распущена на каникулы.
Участие в политическом процессе 1915—1917 гг
Попытка главноуправляющего землеустройством и земледелием А. В. Кривошеина образовать «правительство общественного доверия» была отвергнута Николаем II и привела к отставке Кривошеина (октябрь 1915).
Думская оппозиция в лице Прогрессивного блока заняла выжидательную позицию, рассчитывая на компромисс со Двором. Члены Государственной думы активно сотрудничали с правительством, принимая участие в работе особых совещаний.
9 февраля 1916 возобновились занятия Думы. Думцам было предложено работать с новым председателем Совета министров Б. В. Штюрмером.
Крайнее обострение политического положения в столицах осенью 1916 провоцировало депутатов Прогрессивного блока взять более решительный тон. Вместе с тем, депутатам-прогрессистам это казалось уже недостаточным и в знак протеста против отсутствия в декларации Блока требований ответственного министерства и создания следственной комиссии для расследования действий правительства, 31 октября 1916 фракция прогрессистов вышла из Прогрессивного блока.
Открывшаяся 1 ноября 1916 5-я сессия Думы приступила к обсуждению общего положения в стране. Прогрессивный блок потребовал отставки главы правительства Б. В. Штюрмера, а также создания «ответственного министерства». Вынужденный пойти на отставку Штюрмера (10 ноября), Николай II и его ближайшее окружение, тем не менее, продолжали прежнюю политику, что привело к дальнейшему обострению положения.
6(18) ноября 1916 товарищами (заместителями) председателя Государственной думы были избраны представители Прогрессивного блока — левый кадет Н. В. Некрасов и националист-прогрессист В. А. Бобринский 2-й.
Дума, в лице Прогрессивного блока, продолжила конфронтацию с царем.
Новый глава правительства А. Ф. Трепов предложил Думе несколько частных законопроектов. В ответ Дума во главе с Прогрессивным блоком выразила недоверие правительству. К ней присоединился Госсовет. Это свидетельствовало о полной изоляции монарха и правительства.
16 декабря 1916 Дума была опять распущена на каникулы (17 декабря был убит Г. Е. Распутин).
27 декабря 1916 получил отставку А. Ф. Трепов и в тот же день главой правительства безо всяких консультаций с думскими лидерами Николай II назначил Н. Д. Голицына.
В день возобновления заседаний Думы, 14 февраля 1917, представители парламентских партий пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе в лице Прогрессивного блока.
Февральская революция 1917 прервала деятельность Прогрессивного блока. Многие из его руководителей вошли в состав Временного комитета Государственной думы, а затем — Временного правительства.
Следует отметить, что сразу же после захвата власти деятели Временного правительства отбросили выдвигавшийся ими ранее лозунг «ответственного перед Думой правительства», де-факто, а затем и де-юре распустив Государственную Думу.
Зюганов предложил создать правительство народного доверия
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в ходе пленума ЦК компартии предложил создать народный фронт левых и патриотов, а также сформировать правительство народного доверия.
Одиннадцатый пленум Центрального комитета КПРФ проходит 24 октября в режиме онлайн. В мероприятии участвуют более четырех тысяч человек.
«Я считаю, что сегодня главной задачей является формирование широкого патриотического союза, выбор нового курса, под который есть реальная программа, формирование команды правительства народного доверия, бюджета развития в 33 триллиона, пятилетки возрождения и восстановления всех базовых отраслей», — сказал Зюганов.
Он подчеркнул, что этот вопрос сегодня является самым важным и принципиальным, потому что без патриотизма, без соединения нашей тысячелетней истории будет невозможно движение вперед.
«России крайне необходим широкий народный фронт левых и патриотов. Базой нашего движения должен стать рост влияния КПРФ в среде работников наемного, эксплуатируемого труда, прежде всего — промышленного пролетариата, включающего в себя рабочих и инженерно-технических работников. Рабочий класс составляет сегодня большинство трудового народа России. Говоря технологически: расширять нужно и «ядерный электорат», и общую поддержку КПРФ в обществе. Пронизать своим влиянием все уровни организации общества — вот важнейшее средство расширения социальной базы партии», — говорится в докладе лидера КПРФ, который он представил на форуме.
По мнению Зюганова, такой фронт в опоре на пролетарские слои обеспечит прочность всей политической конструкции деятельности партии.
Г.А.Зюганов: Большинство должно сплачиваться и побеждать! Первоочередные действия Правительства народного доверия
После разрушения СССР Россия оказалась на штрафном круге истории. Этот этап затянулся на двадцать лет. За это время мир пережил новый технологический рывок. Нашей стране предстоит начать немедленное восхождение, или она окажется на самом дне. Всем уже очевидно: пик развития олигархического капитализма в России пройден. Он пришелся на середину 2000-х. Цены на нефть подскакивали тогда до 150 долларов за баррель. Олигархия и бюрократия купались в золотом дожде. «Партия власти» активно подогревала среди населения иллюзии приближения сытой и благополучной жизни. Оплыв жиром, она уже не стеснялась выставлять напоказ свои пухлые кошельки. Два десятка депутатов Госдумы от «Единой России» оказались в списке богатейших людей страны.
Иллюзия стабильности рухнула вместе с кризисом 2008 года. Россия оказалась последней в списке двадцати ведущих стран. Началось массовое отрезвление населения. Большинство граждан сегодня понимают, что перед страной стоят пять главных угроз:
— колоссальное социальное неравенство;
— развал экономики, посаженной на сырьевую иглу;
— утрата обороноспособности и потеря ключевых союзников.
Власть бессильна справиться с этими угрозами, поэтому доверие избирателей к ней продолжает падать. Противоречия между народными массами и правящими кругами нарастают. В стране зреет ощущение близких перемен.
— три направления Новой внешней политики;
— семь направлений Новой экономической политики;
— пять социальных приоритетов.
Нашей стране крайне нужны принципиально иной курс на международной арене и кардинальное укрепление обороноспособности. Правительство народного доверия сможет гарантировать суверенитет страны. Для этого мы готовы действовать по следующим направлениям.
1. Новые приоритеты внешней политики. Россия направит свои усилия на повышение роли ООН, ограничение влияния НАТО и роспуск данного блока. Наш курс будет нацелен на установление справедливых отношений на мировой арене, на расширение числа союзников и постоянных партнеров России.
2. Создание нового Союза братских народов. Мы сделаем все для ускоренной реинтеграции стран, входивших в состав СССР. Началом этого процесса станет сближение России, Белоруссии, Украины и Казахстана.
3. Укрепление обороноспособности страны. Вооруженные Силы и военно-промышленный комплекс России будут возрождены.
КПРФ намерена создать экономику роста вместо экономики скважины. Этому послужит наша Новая экономическая политика.
1. Мы осуществим национализацию сырьевых и ряда других отраслей промышленности. Страна избавится от разрушительного господства «дикого» рынка. Будет восстановлено планирование основных направлений финансовой, промышленной и сельскохозяйственной политики. 2. Мы проведем новую индустриализацию страны, реализуем принцип «Модернизация без остановок». Новая индустриализация будет проводиться на основе передовых достижений научно-технического прогресса.
3. КПРФ гарантирует возрождение российской деревни. Правительство обеспечит восстановление крупных коллективных хозяйств, проведет техническое перевооружение сельского хозяйства. Село получит новую жизнь. Продовольственная безопасность страны будет восстановлена. Россия не вступит в ВТО на невыгодных для себя условиях.
4. Правительство народного доверия перейдет к новой финансовой политике. Основу банковской системы России составят государственные банки.
5. Правительство пересмотрит систему налогообложения. Будет введен прогрессивный подоходный налог на граждан с освобождением бедного населения от его уплаты. Налоги для предприятий реального сектора экономики снизятся.
6. Народное правительство обеспечит эффективное взаимодействие российской науки со сферой производства. Научные центры России получат поддержку и станут опорой ее возрождения. Наука будет участвовать в выработке всех значимых государственных решений.
7. Наше правительство реализует комплексную программу «Покорение пространства». Ускоренное развитие получит железнодорожный, авиационный, автомобильный, морской и речной транспорт.
Правительство народного доверия покончит с вывозом нефтегазовых доходов бюджета за рубеж. Значительная часть этих средств пойдет на модернизацию предприятий. Экономика роста вместо экономики скважины обеспечит устойчивое и ускоренное развитие России.
1. Будет принято новое социальное законодательство. Государство защитит материнство и детство, гарантирует достойную старость, позаботится об инвалидах. Трудящиеся восстановят свои гарантии на труд, отдых и оздоровление, на повышение образовательного и культурного уровня.
2. Дети и молодежь получат поддержку.
Основами нашей молодежной политики станут: свободный доступ к качественному образованию, предоставление работы по специальности, обеспечение молодых семей бесплатным жильем и укрепление семейных ценностей.
3. КПРФ вернет народу всеобщее бесплатное образование. Вузы и школы закрываться не будут. Труд преподавателя и учителя станет достойно оплачиваться.
4. Будет укрепляться здоровье нации. Качественное медицинское обслуживание, включая самые сложные операции, всем будет предоставляться бесплатно. Государство обеспечит комплексную профилактику заболеваемости, доступность санаторно-курортного лечения и масштабную пропаганду здорового образа жизни.
5. Народное правительство гарантирует благоприятные условия для возрождения культуры. Важнейшим критерием оценки деятельности власти будет являться культурный расцвет страны.
КПРФ утверждает: созидательная политика возродит Россию. Она создаст экономику роста вместо экономики скважины. Наша Родина станет страной без «медвежьих углов».
Все преобразования мы проведем ради народа и вместе с народом. Мы гарантируем создание открытой избирательной системы, где не будет места информационному террору, «грязным» технологиям и всевластию денег. Граждане обретут реальное право на референдум. Члены Совета Федерации, главы исполнительной власти, а такженародные судьи на уровне городов и районов будут избираться населением. Появится возможность отзыва депутатов и глав любого уровня за нарушение предвыборных обещаний. Госаппарат станет меньше и эффективнее. Правительство народного доверия поведет беспощадную борьбу с коррупцией, законодательно предусмотрит конфискацию имущества для воров и взяточников. Всемерное развитие получат различные формы народного самоуправления.
Правительство народного доверия будет опираться на масштабный опыт работы нашей фракции в Государственной думе. На парламентских слушаниях и «круглых столах» нами детально рассмотрены проблемы безопасности страны, состояния военно-промышленного комплекса, продовольственного обеспечения, развития культуры, науки и образования, защиты русского языка, молодежной политики, состояния экологии.