Правители нуждаются в мудрецах значительно больше чем мудрецы в правителях
Правители нуждаются в мудрецах значительно больше чем мудрецы в правителях
Мы часто раскаиваемся о том, что говорим, но редко сожалеем о том, что молчали
Любить кого-нибудь означает желать этому человеку только добра.
Если же наш оппонент вообще не верит в божественное откровение, тогда нет никакого смысла в разумных доказательствах положений веры; остается лишь отвечать на его возражения, если таковые у него имеются, против веры. Поскольку же вера покоится на непреложных истинах, и поскольку невозможно доказать опровержение истины, то ясно, что ни один из аргументов, выдвинутых в опровержение веры, не может быть доказан; на все же затруднения всегда можно найти ответ.
Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.
у человека всегда есть выбор. это выбор между добром и злом!
Тезис Фомы Аквинского
Сущность и существование вещей возникают из формы, душа есть форма тела, чистые духовные субстанции суть отделённые от материи формы, а Бог — чистая форма.
[Ты]. За Бога обидно: Он всего лишь форма, хотя и чистая.
[ОНО]. Форма есть образное восприятие проявленной сущности субъектом. Форма — не только внешнее очертание образа предмета, но и восприятие его предполагаемого содержания, его структуры и динамики.
[Я]. Сущность и существование вещей возникают из Идеи. Бог есть…
… показать весь текст …
То, что ты не хочешь иметь завтра,
отбрось сегодня, а то,
что хочешь иметь завтра,
— приобретай сегодня.
Нельзя желать того, что до этого не было познано.
Фома Аквинский, 5 доказательств существования Бога
Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.
Фома Аквинский
Фома Аквинский был ученый,
Мудрец, философ, богослов.
Он Аристотеля законы
Принял основой из основ.
Фома Аквинский сделал это,
Его трудам благодаря
Стали возможны отклонения
Науки против «жития».
Он перевёл оригинал
От греков, а не от арабов
И «Метафизике» жизнь дал
В Европе. Как это немало!
Дал философии приличие,
Как теологии вассал.
Чтоб Бога доказать наличие
Логично, разум чтоб признал.
Для получения «магистра»,
Иначе – «доктор философии»,
Пять доказательств этих списком
Знать претендент обязан более.
Там есть движение, причина,
Необходимость есть и степень,
И цель – конечная доктрина.
Сейчас, конечно, ей перечим.
Критиковали его страшно,
Потом приняли все, как факт.
И стала догмой, и напрасно
Свободной мысли догма – враг.
Его трудам благодаря,
В Италии на Возрождение,
Джордано умер от огня
И засудили Галилея.
(1) Фома Аквинский (1225-1274) — итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой, основатель томизма, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля.
(2) Знаменитые пять доказательств бытия Бога в трактате «Сумма теологии»
1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.
2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.
3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.
4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.
5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.
(3) Томизм — ведущее направление в католической мысли, как теистическая версия аристотелизма. Основные идеи томизма изложены в трактате Фомы Аквинского «Сумма теологии».
Правители нуждаются в мудрецах значительно больше чем мудрецы в правителях
Большая книга афоризмов. Мудрость тысячелетий
Вас заинтересовала эта книга? Вы взяли ее в руки и задумались?
Предлагаемый вам сборник афоризмов, изречений и цитат интересен как пример малых литературных форм. Он отражает особенности жизни разных времен и народов.
Мир знаний огромен. За прошедшие тысячелетия человечество накопило огромное количество сведений, раздумий, жизненного опыта предшествующих поколений. Этот сборник как бы воскрешает всех, кто жил до нас. Через афоризм к нам приходит осознание того, что знания ценятся твердой точностью и полезной нужностью для людей.
Так что же такое афоризм? Вот как афоризмы сами говорят о себе: «Афоризмы – это либо философия на грани искусства, либо искусство на грани философии»; «Афоризм – поэзия философии».
А вот что говорит наука: как указывает автор монографии по теории афористики член-корреспондент РАН Н.Т. Федоренко, «афоризмы, как правило, говорят об известном, но говорят таким образом, что это становится заново узнанным, осмысленным, прочувствованным».
Сборники веселых и мудрых изречений до некоторого времени мало издавались. Только в последние пятьऐшесть лет стали больше появляться эти веселые и мудрые книги. Переиздаются старые, прошедшие испытание временем и новые книги анекдотов, сатирические сборники. Многие газеты и журналы, которые социально ориентированны, считают обязательным помещать на своих страницах анекдоты, афоризмы, веселые картинки. В нашей книге это афоризмы, взятые из американского популярного журнала «Ридерс дайджест», польского юмористического еженедельника «Пшекруй» и других периодических изданий.
Система, по которой выстраивалась эта книга, подчинена одной задаче – афористически обобщенному микромиру Человека: его характеру, устремленности, борьбе, любви, словом, жизни и переживаниям, взаимодействию людей с внешним для них миром.
Эта книга не претендует на научную строгость. Выстраивая ее, автор пытался сделать привлекательной, в первую очередь, для молодежи, которая вступает во взрослый мир, так как афоризмы не подавляют самостоятельности ума, а, наоборот, стимулируют его активную деятельность. Поэтому по поводу нередко высказываемого молодыми людьми мнения, что они хотят жить своим умом, Л.Н. Толстой говорил: «Зачем тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества».
Многие афоризмы, помещенные в этой книге, хорошо известны и популярны, но немало и таких, которые встречаются впервые. Нередко одна и та же мысль на какую-либо тему как бы повторяется разными авторами, в разные времена. Эту перекличку единомыслящих от древних времен до наших дней не нужно считать простым повторением. Это демонстрируется связь веков. По мнению немецкого философа Иоганна Гердера, «знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходное умственное упражнение. Оно оплодотворяет ум и изощряет мысли».
Остроумные высказывания, автор которых неизвестен, помечены латинскими буквами NN.
Значение крылатых выражений в духовной жизни человека огромно. Они помогают людям найти ответ на многие животрепещущие вопросы нашей непростой жизни, побуждая их к размышлению, к собственной оценке тех или иных явлений. Они имеют и большое воспитательное значение. Афоризмы воспитывают тягу к знаниям, чистоту нравственных начал, чувство прекрасного в жизни, богатство и утонченность культуры речи.
Если эта книга духовно обогатит читателя, значит, не зря потрачен труд. Она может быть полезна многим. Кто со всем этим был знаком – тот вспомнит; кто знал меньше – узнает больше. Надеемся, что эта книга станет настольной, так как все подобранные афоризмы излучают счастье, наводят на размышления и учат, как стать счастливыми.
Первые двадцать лет – самая длинная половина жизни
Молодость – недостаток, который быстро проходит.
Мудрецы истинные и мнимые
Все мы в душе уважаем мудрых людей, признаем за ними право быть умнее нас и готовы прислушаться к их советам. В мучительные минуты трудного выбора нам так хочется, чтобы пришел кто-то мудрый и решил за нас, как нам поступить правильно. Даже «правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях» (Абуль Фарадж). И Мудрецы приходят. Они дотягиваются до нас через века своим Словом, облегчают нам жизнь своими мудрыми советами.
Мудрец находится в вечном поиске Рая. Он ищет Истину в море знаний. «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ). Это выражение мудреца Сократа можно считать главным девизом Мудреца, девизом, который не дает ему остановиться в постижении мира и поиске Истины.
«Ты будешь отрицать и утверждать, задавать вопросы и отвечать на них, размышлять и постигать откровения, познавать внутренний смысл, предназначение Слов при помощи трёх главных вопросов: Почему? Где? Как?» (Шаршин А.А.) Вот этим и занимается Мудрец всю свою жизнь. Ум, ум, ум – это Бог Мудрецов! Мудрец ищет истины, которые делают нас свободными. Мудрец – это олицетворенное знание.
Истинный мудрец умеет жить и в горах в уединении, и среди людей, причем порочных. Мудрец отличается тем, что почти всегда имеет ровность духа, чуткость, смирение, прозорливость, бескорыстие. Он не будет бросаться всем помогать. Только мудрец знает, что помогать следует тому, кто сам себе хочет помочь. Он уравновешенно смотрит на то, как люди истязают себя сами, он не идентифицирует себя с их страданием. Он умеет от него не зависеть. Именно так и только так он может принести пользу, если его попросят о помощи. Мудрец не принимает ничью позицию больше, чем чью-то другую. То есть он способен понять и объять любовью любого человека. Это необходимо для того, чтобы дать нужные знания любому: и правому, и неправому. Он сочувствует и тому, кто обижен, и тому, кто обижает. Потому что он видит, в чем заключается страдание и несчастье того, кто агрессивен, злобен, жалок.
Чтобы познать мудрость, не нужно прожить целую жизнь, ведь мудрость приходит не с годами, а с пережитыми в жизни событиями. Мудрый человек учится на чужих ошибках и на своих, которые не повторяет впредь.
Мудрец знает, в чем состоит смысл жизни, потому что у него есть опыт, и он может анализировать его со стороны прожитых лет и событий. Мудрец знает, где и какие знания искать, и когда ему это нужно, он их извлекает.
Мудрецы всегда являются счастливыми людьми. Именно знание мудреца помогает ему стать счастливым человеком. Суть и цель мудрого человека основана на знании – нужно стать счастливым.
Однако Мудрец говорит только то, что испытано на практике. Мудрость держит в памяти только реализованное знание.
«Многие многознайки не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию» (Демокрит).
«Истинный мудрец не тот, кто много знает, а тот, кто эффективно использует знания, находит им новое применение, совершенствуя и расширяя их. Многознание уму не научает» (Гераклит).
Слова Гераклита не устарели и в наши дни. Скорее наоборот. Сейчас знаний так много, что знать все просто невозможно. Надо уметь находить нужные знания, осмысливать и применять их. Иначе пользы от таких знаний никакой, разве что выиграть в какой-либо викторине.
«Невозможно соединить в себе знаменитую «мудрость змия» с «голубиной кротостью», если не познать до самых глубин природу самого зла. Без этого у добродетели не будет надежной защиты. Более того, честный и порядочный человек никогда и никоим образом не сможет исправить и перевоспитать бесчестных и дурных людей, если сам он прежде не исследует все тайники и глубины зла» (Фрэнсис Бэкон).
Мнимый мудрец. Картонный мудрец.
Мнимый мудрец не только бесполезен, но и опасен, пока имеет возможность воздействовать на сознание населения, особенно молодежи. Ведь мнимый мудрец – это самый обычный лжец, даже если он обманывает исключительно с целью подтвердить свой мнимый статус в глазах окружающих.
Обман – феномен, присущий, в основном, человеческому обществу.
В природе, впрочем, встречаются весьма своеобразные формы приспособления к обстоятельствам, которые напоминают обман, однако, несмотря на внешнее сходство с ним, в корне отличаются по своей сути. К таким чисто животным феноменам можно отнести маскировку и мимикрию. В отличие от животных человек чаще всего обманывает сознательно, как говорится, «с дальним прицелом», заранее прогнозируя итог своего обманного действия.
«Искусно подобранное одеяние может скрыть от человека не только дефекты тела, но и души» (Гвидо дель Рей).
«Большая часть человеческих взаимоотношений основана на обманах и уловках, иногда веселых и забавных, иногда низких и злобных. Лишь немногие счастливцы, такие, как матери и младенцы, истинные друзья и любящие, совершенно искренни друг с другом» (Эрик Берн).
Зачем же «мнимые мудрецы» обманывают нас?
Причин обмана может быть много. Это неуверенность в себе, страх осуждения, незнание своей индивидуальности, недоверие к окружающим. Это и банальное получение материальной выгоды без каких-либо существенных вложений моральных и материальных ресурсов. Иногда «мнимый мудрец» обманывает не только окружающих, но и себя самого, а иногда просто хочет казаться сильнее, умнее, ну или покрасоваться, изображая из себя Мудреца, коуча, психолога, успешного предпринимателя.
Мнимый мудрец не может быть полностью счастливым априори. Какому же счастью он «научит» нас? Такому же лживому, как и он сам?
Впрочем, каждый из нас сам «рисует» свою жизнь, сам выбирает краски, кисти и. мудрецов, к советам которых будет прислушиваться.
Фарадж Книга занимательных историй (4 стр.)
67. ЧТО ЕГО МОЖЕТ ОГОРЧИТЬ
К нему же обратился другой человек со следующим упреком:
— Твою речь люди не понимают.
ГЛАВА II
ПОЛЕЗНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ПЕРСИДСКИХ МУДРЕЦОВ
68. КТО В КОМ БОЛЬШЕ НУЖДАЕТСЯ
Кир написал мудрецу Хурмузду:
«Если бы правители знали, как они нуждаются в мудрых советниках, а мудрецы понимали, насколько они не зависят от правителей, то не было бы ничего удивительного в том, что правители постоянно обивали бы пороги мудрецов».
Дело в том, что правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.
69. ПОБЕДА И «ПОБЕДА»
— Лучше временно унизиться, чтобы в конце концов победить, чем победить таким образом, что в конечном счете эта победа привела бы к постоянному унижению. Был же такой случай, когда некто вначале унизился, а затем, как тиран, властвовал над нами.
70. НЕОЦЕНИМОЕ БОГАТСТВО
— Каким неоценимым богатством люди пренебрегают?
71. ВСЕМУ ЕСТЬ ПРЕДЕЛ
72. КТО НЕНАВИДИТ ПРАВДУ
У мудреца спросили:
— Верно ли, что ненавидят тех, кто говорит правду?
73. ЛГУН ИЛИ ДУРАК
Один мудрец сказал:
— Всякого, кто говорит, что он презирает богатство, я считаю лгуном, пока он не представит мне убедительных доказательств своей правоты. Когда же я удостоверюсь в истинности его слов, тогда я с уверенностью скажу, что он дурак.
74. СУДЬБУ НЕ ИЗМЕНИШЬ
У одного мудреца спросили, как раздобыть средства к жизни. На это он ответил:
75. ЕСЛИ ДЕЛАТЬ ДОБРО ГЛУПЦУ…
Один мудрец сказал:
— Тот, кто делает добро глупцу, уподобляется человеку, украшающему свинью драгоценными камнями или кормящему медом ядовитую змею.
76. В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ
Один мудрец сказал:
— Тот, у кого хватает силы воли и сознательности выполнять все требования закона, в конечном счете станет еще сильнее. Тот же, кто проявляет свою силу в нарушении законов и в безнравственных поступках, в конечном счете утратит свою силу.
77. УМНЫЙ И ГЛУПЫЙ
Один мудрец сказал:
— Умный человек в поисках средств к жизни готов отправиться в дальние края, на все четыре стороны; глупый же ищет себе пропитание только в том месте, где отец его родил.
78. СОМНИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛИМЕНТ
В ответ доносчик получил от Ануширвана следующее послание, написанное на оборотной стороне доноса:
«Мы воздаем тебе хвалу за верноподданнические чувства и сурово осуждаем нарушителя приказа. Особенно за то, что он не умеет хранить тайны и раскрывает их перед такими, как ты».
79. КТО ВСЕХ МИЛЕЕ
Спросили царя Хосрова:
— Который из твоих сыновей тебе всех милее?
— Тот, который любит дисциплину, страшится бесчестия и постоянно стремится достичь более высокого положения в обществе.
80. НЕ ПО ЗАСЛУГАМ
— Беда нашего общества заключается в том, что оно не вознаграждает человека по заслугам. Либо оно дает ему значительно больше того, что ему положено, либо оно дает ему значительно меньше.
81. ГНЕВ ВЛАДЫК
Царь Арташир как-то заметил, что гнев владык должен проявляться в оказании милости и снисхождения тем, кто вызвал этот гнев, а не в том, чтобы отказывать им в самом необходимом.
82. О ГОСУДАРСТВЕ
Царь Арташир сказал:
83. ТРИ ИЗРЕЧЕНИЯ ЗА ТЫСЯЧУ ДИНАРОВ
Рассказывают, что во времена Хосрова один человек расхаживал по улицам и выкрикивал:
— Кто хочет купить три изречения за тысячу динаров? Подходите, покупайте!
Когда царь это услышал, он подозвал человека и спросил:
— Что это за изречения?
Когда динары были приготовлены, он сказал:
— Первое мое изречение гласит: «Нет в твоем царстве ни одного по-настоящему порядочного человека».
Второе мое изречение гласит: «Хотя все люди таковы, невозможно избегать их и без них обходиться».
Третье изречение вытекает из предыдущих: «Царь должен знать меру зла, заключающуюся в людях, дабы в большей или меньшей степени избегать их».
Понравились эти изречения царю. Он похвалил мудреца и велел выдать ему приготовленные динары, но тот от денег отказался.
84. О БЕЗДЕЛИИ
— Безделие возбуждает праздные мысли, а праздные мысли возбуждают беспокойство.
85. ПУСТЬ НАДЕЮТСЯ…
Один шах наказал своему сыну:
— Когда ты станешь шахом, не прибавляй жалованья твоим воинам, дабы не уменьшилось их служебное рвение из-за того, что они не будут нуждаться в тебе. Но и не доводи их до нищеты, дабы они тебя не возненавидели. Давай каждому столько, сколько ему приличествует получать. Действуй так, чтобы их надежды на тебя все возрастали, а твои дары им не увеличивались.
86. КОПЬЯ, СТРЕЛЫ И МЕЧИ
87. НЕЛИШНЯЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ
— Не обнаруживай свою ненависть по отношению к тем, кого ты не в силах удалить от себя.
88. РАЗРУШАТЬ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ СОЗИДАТЬ
— Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время как враги с большим трудом становятся друзьями?
— Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще, чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести.
89. ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА
90. ДА ПОУМНЕЮТ ВРАГИ!
Царю Хосрову был задан вопрос:
— Кому из людей ты пожелал бы в первую очередь поумнеть?
— Моим врагам. Замечено, что умные, замыслив злое, очень редко выступают в поход. Глупых же ничто не останавливает от безрассудных поступков.
91. ЧЕТЫРЕ УТЕШЕНИЯ
Когда Бузурджмихр был заключен в тюрьму, его друзья обратились к нему с вопросом:
— Чем ты утешаешься в своем несчастье?
92. ТРИ ТАКТИКИ
Один из царей, завоевав большую область, дал приказ своему военачальнику: