Правило parc ferme в f1 что это
Под замком
Как работает закрытый парк в Формуле 1
Как FIA следит за тем, чтобы механики команды соблюдали условия «закрытого парка»? Был ли он хотя бы когда-то по-настоящему закрытым? Что могут делать механики с болидами в режиме «закрытого парка»? И зачем зачехлять болиды? Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в нашем материале.
Прошлое
Закрытый парк появился в Формуле 1 в сезоне-2003. Начиная с этого года командам запретили менять силовые установки и другие детали между квалификацией и гонкой. И именно для контроля за болидами и уверенностью в отсутствии изменений в них и был введен закрытый парк. Время между квалификацией и гонкой FIA использовала для проверки болидов на соответствие техническому и спортивному регламенту. Изначально закрытый парк был самым настоящим – автомобили действительно находились в специальном закрытом помещении.
В 2003 году в закрытый парк машины заезжали сразу после завершения своего быстрого круга в квалификации для технических проверок FIA. После инспекции команды имели право забрать болиды в свои боксы и провести с ними ряд технических работ, но все они должны были быть завершены до 18:00 по местному времени. Да и список этих самых работ был строго регламентирован. В частности, запрещено было проводить замены деталей (за исключением замены деталей болидов, попавших в аварии). Механики могли очистить автомобиль, заменить его графические элементы, установить охлаждающее устройство или снять внешний кожух.
В период с 18:00 субботы до 8:00 воскресенья по местному времени болиды вновь физически находились в закрытом парке. Утром в воскресенье они переезжали в свои боксы, однако по-прежнему серьезные технические работы были запрещены — исключение составляли болиды, попавшие накануне в аварию. Также в первой половине воскресенья команды имели право отрегулировать переднее антикрыло, провести балансировку шин, заменить главный аккумулятор и провести еще несколько регламентируемых изменений. При этом за каждым болидом был закреплен делегат FIA, который строго следил за выполнением всех правил «закрытого парка».
Настоящее
Спустя несколько лет команды уговорили FIA не перегонять болиды в специальное закрытое помещение. Они аргументировали это тем, что к ним постоянно приходят рекламодатели и потенциальные спонсоры, которым необходимо видеть болиды «в живую». С 2010 года после квалификации автомобили остаются в боксах.
Сейчас режим «закрытого парка» начинается с момента начала квалификации и до финиша самой гонки. При этом в боксах установлены видеокамеры, которые круглые сутки ведут наблюдение за гаражами команд. Кроме того, с момента начала квалификации в боксах каждого коллектива находятся по два представителя FIA, которые следят за работой команды.
Как и раньше, сотрудникам коллективов разрешено выполнять с болидами только ряд определенных действий и запрещено выносить что-либо из боксов или проводить серьезные ремонтные работы в этот период. Если же какую-то деталь необходимо заменить из-за неисправности или повреждения, то вместо нее должен быть установлен абсолютный аналог по спецификации, весу и функции. При этом перед заменой механики обязаны показать обе детали (поврежденную и новую) делегатам FIA.
Спустя 3,5 часа после завершения квалификации болиды зачехляются и опломбируются. После этого команде запрещено проводить любые работы. Это ограничение снимается за 5 часов до старта, и механики могут провести небольшие корректировки, разрешенные регламентом, или восстановительные ремонтные работы (если накануне болид был поврежден).
Возможное будущее
Сейчас FIA раздумывает над тем, чтобы в сезоне-2021 увеличить срок действия «закрытого парка» еще на один день. Руководство Формулы 1 предлагает командам использовать одну и ту же спецификацию деталей болида по ходу всего уик-энда, поэтому правило «закрытого парка» должно начинать действовать с момента старта первой свободной практики. Это значит, что по ходу свободных практик инженеры и механики не смогут протестировать несколько видов антикрыльев или других деталей, чтобы выбрать на квалификацию и гонку наиболее подходящие.
Однако руководители команд уже негативно высказались о таком потенциальном нововведении. А Тото Вольф и вовсе назвал такой подход «ящиком Пандоры», отметив, что по ходу практик болиды регулярно будут попадать в аварии, их необходимо будет чинить и это, в итоге, приведет к большому количеству штрафов.
Закрытый парк
Закрытый парк (Parc ferme) – это закрытая зона в паддоке, где проводится взвешивание машин и любые необходимые изменения, разрешенные стюардами. Команды должны оставлять свои машины здесь с 18.30 в субботу до 8.30 в воскресенье. Однако условия закрытого парка, в которых находятся машины, действуют значительно дольше – с момента первого выезда из боксов во время квалификации до старта прогревочного круга прямо перед гонкой.
В этих условиях команды могут проводить только жестко ограниченное количество работ с машинами, и под наблюдением технического делегата ФИА и проверяющих. Можно добавлять топливо (это применимо и к финальной части квалификации, когда заменять можно только то количество топлива, которое было использовано), менять колеса и тормозные жиклеры. Разрешена подстройка переднего антикрыла, но в ограниченном промежутке. Эти ограничения призваны уменьшить возможности команд для серьезных изменений настроек машин между квалификацией и гонкой.
Единственное исключение – это «изменения климатических условий», например, когда перед гонкой начинает идти дождь, тогда как квалификация проходила по сухому покрытию, или наоборот. В этом случае ФИА дает разрешение командам на изменения соответствующих настроек.
В случае, если требуется замена двигателя между квалификацией и гонкой, пилот будет вынужден стартовать с конца решетки. Модификации в других настройках подвески означают, что пилот вынужден стартовать с пит-лейн.
Выписки из Регламента ФИА
POST QUALIFYING PARC FERME
119) Each car will be deemed to be in parc ferme from the time at which it leaves the pit lane for the first time during qualifying practice until the green lights are illuminated at the start of the formation lap which immediately precedes the start of the race.
Between these times, other than when cars are returned to the parc ferm? overnight, the following work may be carried out :
— engines may be started ;
— subject to the requirements of Article 88 fuel may be added or removed and a fuel breather fitted ;
— wheels and tyres may be removed, changed or rebalanced and tyre pressures checked;
— spark plugs may be removed in order to carry out an internal engine inspection and cylinder compression checks ;
— heating or cooling devices may be fitted ;
— a jump battery may be connected and on board electrical units may be freely accessed via a physical connection to the car ;
— the main electrical battery and radio batteries may be changed ;
— the brake system may be bled ;
— engine oil may be drained ;
— compressed gases may be drained or added ;
— fluids used for replenishment must conform to the same specification as the original fluid. Fluids with a specific gravity less than 1.1 may be drained and / or replenished, however, no replenishment may take place less than one hour and 30 minutes before the start of the formation lap unless specific approval has been given by the FIA. In order to ensure that fluids are not being used as ballast the FIA reserves the right to weigh cars which took part in Q3 at random during the one hour period commencing one hour and 30 minutes before the start of the formation lap. When a car is weighed in this way, and taking into account any fuel added under Article 88(b), its weight must be within 3kg of its weight at the completion of its final qualifying run, if not, fluids other than fuel may be replenished or drained under FIA supervision ;
— the aerodynamic set up of the front wing may be adjusted using the existing parts. No parts may be added, removed or replaced ;
— if the FIA technical delegate is satisfied that changes in climatic conditions necessitate alterations to the specification of a car changes may be made to air ducts around the front and rear brakes and radiator ducts. These changes may be made at any time after the message «CHANGE IN CLIMATIC CONDITIONS» is shown on the timing monitors, from this point the choice of brake cooling and radiator ducts is free.
— bodywork (excluding radiators) may be removed and / or cleaned ;
— cosmetic changes may be made to the bodywork and tape may be added ;
— any part of the car may be cleaned ;
— on board cameras, timing transponders and any associated equipment may be removed, refitted or checked ;
— any work required by the FIA technical delegate;
— changes to improve the drivers comfort. In this context anything other than addition or removal of padding (or similar material) and adjustment of mirrors, seat belts and
pedals may only be carried out with the specific permission of the FIA technical delegate ;
— repair of genuine accident damage;
— any parts which are removed from the car in order to carry out any work specifically permitted above, or any parts removed to carry out essential safety checks, must
remain close to it and, at all times, be visible to the scrutineer assigned to the relevant car.
Any work not listed above may only be undertaken with the approval of the FIA technical delegate following a written request from the team concerned. It must be clear that any
replacement part a team wishes to fit is similar in mass, inertia and function to the original.
Any parts removed will be retained by the FIA.
However, if a team wish to change a part during the qualifying session this may be done without first seeking the permission of the technical delegate, provided the relevant team is confident permission would be given if there was time to ask and the broken or damaged part remains in full view of the scrutineer assigned to the car at all times.
120) At the end of the qualifying practice at least six cars will be chosen at random to undergo further checks, once informed their car has been selected the team concerned must take the car to the parc ferm? immediately.
121) At some time before 18.30 all cars used during the qualifying practice session (or which were intended for use but failed to leave the pit lane) must be taken to the parc ferme, where they will remain secure until the following day. Whilst cars are in the parc ferme they may be covered and fitted with devices to keep them warm, no team personnel will be permitted there unless specifically authorised by the FIA technical delegate.
122) At 08.30 on the day of the race, or at other times if the relevant Event timetable makes this necessary, teams will be permitted to take their cars back to their garages where, again, they will remain under parc ferme conditions until the green lights are illuminated at the start of the formation lap which immediately precedes the first start of the race.
123) If a competitor modifies any part on the car or makes changes to the set up of the suspension whilst the car is being held under parc ferme conditions the relevant driver must start the race from the pit lane and follow the procedures laid out in Article 137.
124) One scrutineer will be allocated to each car for the purpose of ensuring that no unauthorised work is carried out whilst cars are being held under parc ferme conditions.
125) A list of parts replaced with the specific agreement of the FIA technical delegate whilst cars are being held under parc ferme conditions will be published and distributed to all teams prior to the race.
126) In order that the scrutineers may be completely satisfied that no alterations have been made to the suspension systems or aerodynamic configuration of the car (with the exception of the front wing) whilst in post-qualifying parc ferme, it must be clear from physical inspection that changes cannot be made without the use of tools.
POST RACE PARC FERME
172) Only those officials charged with supervision may enter the post race parc ferme. No intervention of any kind is allowed there unless authorised by such officials.
173) When the parc ferme is in use, parc ferme; regulations will apply in the area between the Line and the parc ferme entrance.
174) The parc ferme shall be secured such that no unauthorised persons can gain access to it.
Как это работает: Закрытый парк
На страницах британского F1 Racing руководитель технического департамента Williams Пэт Симондс рассказал об особенностях режима закрытого парка между квалификацией и гонкой.
Пэт Симондс: «Изначально идея закрытого парка состояла в перемещении машин в отдельное закрытое помещение, в котором технические службы FIA могли проверять их на соответствие регламенту. В наши дни режим закрытого парка означает, что мы не можем вносить изменения в машину после начала квалификации. Технологии вышли на такой уровень, что машины не нужно перемещать в отдельное помещение – принцип закрытого парка можно соблюсти и при нахождении машины в боксах команды.
В прошлые годы команды часто ставили на машины специальные квалификационные версии двигателей и использовали отдельные настройки для быстрого круга, которые менялись перед стартом. Сейчас можно гарантировать, что между квалификацией и гонкой никто не работает с машиной – это позволяет сократить расходы и обеспечить более объективное соперничество на трассе.
Тем не менее, инженеры команд могут проводить большое число рутинных проверок, не запрашивая на это разрешение. Если какой-то узел сломан, то можем заменить его на идентичный. У нас есть список деталей, с которыми можно работать, чтобы гарантировать безопасность и надежность машин.
С начала квалификации в боксах находятся два представителя FIA, которые записывают все, что мы делаем. Нам запрещено что-либо выносить из боксов, поэтому им достаточно просто все отслеживать. Если команде нужно заменить сломанную деталь, один из них убеждается в том, что новая деталь – аналогичная по спецификации, весу и функции.
Через три с половиной часа после квалификации мы не можем работать с машиной. До 2010 года мы должны были доставить машины в помещение, которое физически служило закрытым парком, но в наши дни машины остаются в боксах под специальными чехлами вечер и всю ночь – мы можем вновь работать с ними только за пять часов до старта. Соблюдение режима закрытого парка контролируется с помощью видеокамер, изображение с них есть у дирекции гонки – обойти эту систему практически невозможно.
Перед началом квалификации мы передаем FIA спецификацию настроек – они могут проверить машины на соответствие ей в любое время. Но если директор гонок объявляет об изменении погодных условий, мы можем внести некоторые изменения – скорректировать настройки тормозов или охлаждения двигателя – то, что влияет на безопасность. Но мы не можем изменить настройки так, чтобы машина, например, стала быстрее в дождевых условиях.
Режим закрытого парка нужен не для того, чтобы помешать командам выступать в гонках. Если машина получила повреждения во время квалификации, мы можем восстановить ее, но при этом новые детали должны быть идентичны поврежденным. Если же мы ставим другие элементы или меняем настройки, тогда гонщику придется стартовать с пит-лейн».
«Закрытый парк» и правило восьми двигателей
Что в действительности означают условия “Закрытого парка”? Каким образом FIA отслеживает использование каждым гонщиком именно восьми позволенных двигателей за сезон?
Что в действительности означают условия “Закрытого парка”? Каким образом FIA отслеживает использование каждым гонщиком именно восьми позволенных двигателей за сезон?
Многие люди задаются вопросами, что же такое “закрытый парк”. Что означает, когда звучит фраза, что автомобили технически находятся в условии “закрытого парка” и не могут быть модифицированы. Как происходит и отслеживается этот процесс? Болиды помещаются в специальный бокс, который контролирует FIA и охраняет Херби Блэш в течение 48 часов? Какие изменения могут внести команды, если их машины закрыты в этом загадочном месте?
Технически” автомобили подпадают под правило “закрытого парка” с начала первого сегмента квалификации до конца гонки. “Технически” в скобках, потому что в действительности болиды находятся в боксах команд. Команды попросили об этом FIA, поскольку в боксы постоянно приходят рекламодатели, потенциальные спонсоры и маркетологи, которые хотят воочию увидеть болиды, своё рекламное место на них, свободные площади для размещения потенциальной рекламы и прочее. То есть для команд это выгодно с финансовой стороны. К каждому автомобилю приписывается отдельный представитель FIA, чтобы гарантировать, что никакие изменения не будут внесены в болид. Если Вы приедете в 18:30 на трек, то вы увидите, что подальше от искушения все автомобили накрыты большими чёрными чехлами. FIA пломбирует замки чехлов, тем самым своей печатью защищая их от несанкционированного вскрытия. Эти печати должны остаться нетронутыми до утра воскресенья, когда другая комиссия FIA позволит открыть чехлы.
Если команда должна заменить какие-либо детали автомобиля во время действия этого правила (из-за аварии, например), командам разрешают сделать так, но каждая запчасть, снятая с автомобиля, должна быть внесена в специальный отчёт и передана FIA. Если в FIA соглашаются, что эти детали должны быть заменены, чтобы сохранить надёжность автомобиля, то команде позволяется проделать всю работу по ремонту. Однако всё же этот процесс находится под присмотром чиновника FIA. Любые новые детали должны быть абсолютно идентичными тем, которые заменяются (это делается для предотвращения установки более лёгких запчастей, что может принести команде выгоду в гонке).
Другой вопрос касается того, как в FIA отслеживают правило использования восьми двигателей каждым гонщиком. У каждой команды, возможно, есть свои секреты, грамотные инженеры, которые могут провести все изменения без ведома FIA.
Стив Мэчетт открывает правду о правиле восьми двигателей:
Восемь разрешенных двигателей и восемь коробок передач также опечатаны FIA и не могут быть несанкционированно использованы. Эти печати не должны быть вскрыты без строгого наблюдения FIA, что предотвращает любое вмешательство команд. Если Вы приедете после гонки в боксы, то увидите, что все двигатели и коробки запечатаны, и они должны остаться запечатанными до четверга следующего гоночного уикенда, когда представитель FIA вскроет печать. Если FIA обнаружит, что печать вскрыта без неё, то этот двигатель или коробку нельзя будет использовать до конца сезона, и кроме этого гонщик получит штраф в виде смещения на 5 стартовых мест в следующей гонке.
Таким образом FIA удаётся “заморозить” любые работы на машине, применяя правило “закрытого парка”, а также контролировать команды, дабы они не использовали внелимитные двигатели и коробки и не вносили несанкционированные изменения.
Что такое «андеркат», «гранулирование» или «зеленый трек»? Гид по жаргону «Формулы-1»
Главные гоночные термины.
Начало нового сезона «Формулы-1» все означает появление новичков в рядах зрителей и болельщиков. Но автоспорт — довольно техничное и сложное развлечение: в нем много специфичного жаргона, часто путающего свежую публику до состояния «о чем вообще говорят все эти пилоты, боссы и комментаторы?!». Именно для помощи новым фанатам официальный сайт «Ф-1» составил понятный путеводитель по наиболее распространенным словечкам из гоночного сленга и объяснил, что же они означают.
«Андеркат»
(Возможны варианты «подрезка в боксах», «более ранний пит-стоп»)
Что это такое: Когда у гонщика не получается обогнать следующую впереди машину, он раньше заезжает в боксы в попытке получить необходимое преимущество за счет более свежих шин, выиграть время и опередить соперника, когда тот совершит свой пит-стоп.
Как это используется в предложении: «Он пытается использовать «подрезку», чтобы выйти вперед».
«Червячки»
(Возможны варианты «пузырьки», «крошка»)
Что это такое: Маленькие кусочки резины, отрывающиеся от шин во время прохождения поворотов и скапливающиеся за пределами гоночных траекторий. Наезд на них в середине гонки часто опасен, потому как они мешают покрышке полностью соприкасаться с дорожным полотном, тем самым снижая сцепление. С другой стороны, гонщики часто едут по ним на круге почета после финиша ради «сбора» их на покрышки, чтобы добавить машине немного веса, точно уложиться в лимиты и пройти все необходимые проверки в закрытом парке.
Как это используется в предложении: «Я завернул слишком широко, и попал на «червяки» в шикане».
«Грязный воздух»/«Чистый воздух»
(Возможен вариант «турбулентный воздух»)
Что это такое: «Грязный воздух» создается небольшими завихрениями воздушных потоков, срывающихся с корпуса и антикрыльев едущей впереди машины. Он серьезно уменьшает эффективность работы антикрыльев следующей машины.
«Чистым воздухом», в свою очередь, называют обычные потоки, не возмущенные каким-либо взаимодействием — он лучше обтекает аэродинамические элементы, генерирует больше прижимной силы и позволяет лучше контролировать болид.
Как это используется в предложении: «Я пытался обогнать, но застрял в «грязном воздухе» Но как только соперник поехал на пит-стоп, я попал в «чистый воздух» и проехал несколько шикарных кругов».
«Высекание искр»
Что это такое: Все довольно просто — это когда днище машины задевает асфальт трека, высекая искры. Чаще всего это связано с неровностями покрытия или кочками, а также с резким перепадом высот в стиле поворота «О Руж» из трассы «Спа-Франкоршам». Процесс стал намного зрелищнее после 2015 года, когда на машины по регламенту начали добавлять противоскользящие титановые блоки — именно из них высекается столько искр при контакте машины и асфальта.
Как это используется в предложении: «Машина хорошо сбалансирована, но на квалификационном круге я высек немного искр об асфальт и потерял на этом немного времени».
«Пузырение»/«Гранулирование»
(Для второго возможен вариант «зернение»)
Что это такое: Шины пузырятся, когда температурный дисбаланс между горячим каркасом (внутренняя часть) и холодной поверхность (внешняя часть) вызывает «микроразрывы» резины на поверхности покрышки — после такого и остаются небольшие дырки в виде пузырьков.
Гранулирование происходит в обратной ситуации — когда каркас еще холодный, а поверхность шины чрезмерно разогрета. Тогда горячие части резины изгибаются и скатываются, формируя прилипшую к поверхности покрышке гранулу.
Оба вида проблем с резиной сокращают площадь контакта шины и асфальта и тем самым уменьшают сцепление.
Как это используется в предложении: «У нас были большие проблемы с пузырением шин, чем у «Феррари». / «У меня началось гранулирование шин, потому что мы выехали на мягком составе в холодных условиях, и покрышка быстро остыла».
«Выдавать результат выше уровня машины»
Что это такое: Когда талант пилота позволяет преодолевать ограничения болида, не соответствующего уровню его конкурентов. Главным примером подобного в последнее десятилетие был Фернандо Алонсо, но широко известны и другие перфомансы: например, пилотаж Айртона Сенны за рулем «Тоулмена» на Гран-при Монако 1984 года или победа Себастьяна Феттеля за рулем «Торо Россо» на Гран-при Италии 2008 года.
Как это используется в предложении: «Фернандо Алонсо выжал из машины все и квалифицировался третьим».
«Круговой»
(Возможен вариант «аутсайдер»)
Что это такое: Те пилоты, кто чаще всего застревает в хвосте пелотона и чаще всего обгоняется лидерами на круг.
Как это используется в предложении: «Тот круговой заблокировал меня и полностью уничтожил мою гонку».
«Обладатель поула»
Что это такое: Пилот, победивший в квалификации и вышедший на гонку с первой стартовой позицией.
Как это используется в предложении: «Обладатель поула Льюис Хэмилтон чисто стартовал и удержал лидерство в первом повороте».
«Проплешина»
Что это такое: Когда пилот блокирует передние тормоза, одно из колес прекращает вращаться, скользит в продольном направлении по асфальту и начисто стирает поверхность шины до плоскости. Вот это и называют проплешиной.
Как это используется в предложении: «К сожалению, мне пришлось останавливаться в боксах из-за проплешины, что уничтожило шансы на подиум».
«Круизный режим»
Что это такое: Когда на командном мостике видят, что пилот сжег слишком много топлива и может не доехать до конца заезда, гоночный инженер передает приказ переключиться в «круизный режим». Тогда гонщик раньше поднимает ногу с педали газа в зонах торможения и преодолевает несколько последних метров перед поворотом накатом — так тратится меньше топлива, но и темп тоже снижается.
Как это используется в предложении: «Мне пришлось перейти в «круизный режим», если я хотел все-таки дотянуть до конца».
«Тормозной баланс»
Что это такое: Когда гонщик давит на педаль тормоза, все четыре диска на разных колесах замедляют машину — но пилот может менять степень эффективности передних тормозов по отношению к задним. Это и называют «тормозным балансом».
Например, в дождевых условиях пилоты обычно переключают баланс в сторону задних тормозов, чтобы передние не блокировались в каждом повороте. Но вообще этот параметр постоянно меняется в процессе гонки вместе со сменой баланса машины, вызванной уменьшением топливной загрузки и разным уровнем сцепления шин.
Как это используется в предложении: «Мне пришлось изменить тормозной баланс, чтоб справиться со сложными условиями».
ДРС
Что это такое: Частично из-за проблем, создающихся «грязным воздухом», «Формула-1» в 2011 году придумала систему снижения лобового сопротивления. По сути, это просто металлическая пластина в заднем антикрыле, которую поднимают в определенных зонах трека, когда гонщик подбирается к сопернику на дистанцию меньше секунды. Работает она по принципу закрылка: когда пластина поднята, сопротивление снижается, и болид ускоряется, что теоретически способствует обгонам.
Как это используется в предложении: «Льюис был довольно близко, так что он получил возможность открыть ДРС к концу прямой».
«Силовая установка»
Что это такое: Когда-то в болидах «Формулы-1» стояли просто моторы. Но те времена давно ушли! Теперь машины двигаются с помощью силовых установок, состоящих из шести компонентов: двигателя внутреннего сгорания, турбонаддува, рекуператора тепловой энергии (MGU-H), рекуператора кинетической энергии (MGU-K – бывший KERS), батареи и контролирующей электроники. Вся система вместе выдает мощность в районе 1000 л.с.
Как это используется в предложении: «Гран-при Мексики проводят на большой высоте, и разреженность воздуха сильно нагружает силовую установку».
«Боксы»
Что это такое: Когда гоночный инженер лает это по радио в адрес пилота, он всего лишь зовет его на пит-стоп. Если говорить о боксах как о существительном, то это зона обслуживания машин на пит-лейн. Слово «боксы» произошло от немецкого Boxenstopp, как раз и означающего «пит-стоп».
Как это используется в предложении: «Ладно, Льюис, езжай в боксы, боксы, боксы».
«Зеленый трек»
Что это такое: Именно на такой автодром пилоты впервые выезжают в пятницу в рамках первой практики гоночного уик-энда. Понятие означает отсутствие накатанного слоя резины на асфальте, улучшающего сцепление в сухих условиях.
Как это используется в предложении: «Утром трек был довольно «зеленым», но в течение дня он немного прорезинился».
«Занос»
Что это такое: Момент, когда пилот теряет контроль над задней частью машины, и ее «ведет» перпендикулярно направлению трека.
Как это используется в предложении: «Меня слегка занесло, но я сумел выровнять болид».
Избыточная/недостаточная поворачиваемость
Что это такое: Избыточная поворачиваемость возникает в поворотах — так называется потеря сцепления задних колес с последующим разворотом. Недостаточная поворачиваемость, с другой стороны, заключается в потере сцепления на передних колесах, вызывая движение в поворот с меньшим углом, чем выбрал гонщик с помощью руля.
Или, перефразируя великого раллиста Вальтера Рерля, «если ты увидел барьер, в который въехал — это недостаточная поворачиваемость, а если ты только услышал грохот удара о барьер — это избыточная поворачиваемость».
Как это используется в предложении: «Я сражался с избыточной/недостаточной поворачиваемостью в поворотах, но к следующей сессии мы с этим разберемся».
«Слипстрим»
(Возможен вариант «воздушный мешок»)
Что это такое: Зона разреженного турбулентного «грязного» воздуха, движущегося сразу вслед за машиной. Преследующие болиды в нем преодолевают меньшее аэродинамическое сопротивление, а потому достигают большей максимальной скорости (либо экономят больше топлива), но теряют прижимную силу. Эффективное охлаждение всех узлов авто в «слипстриме» невозможно.
Как это используется в предложении: «Феттель воспользовался слимстримом от болида Райкконена и выиграл квалификацию».
«Апекс»
Что это такое: Точка траектории, ближайшая к внутреннему краю дороги в повороте. Ее называют «вершиной поворота», поскольку именно в этом моменте гонщикам обычно рекомендуют начинать разгон. Прохождение через эту точку теоретически позволяет достигнуть максимальной скорости на выходе из поворота.
Как это используется в предложении: «Я промахнулся мимо апекса в пятом повороте и потерял две десятые секунды».
«Поребрик»
Что это такое: Бетонный бордюр особой формы, который кладут на входе в поворот, апексе и выходе за пределами трассы — тех самых мест, где гонщики чаще всего покидают пределы асфальта. Служат для сохранения покрытия за пределами асфальта и для помощи соблюдения границ автодромов: ощущения проезда по ним отличаются от обычного асфальта, а высокий, рифленый или наклоненный поребрик может сильно замедлить или даже повредить болид.
Как это используется в предложении: «Я подпрыгнул на высоком поребрике и сломал подвеску».
«Шпилька»
Что это такое: Крутой поворот свыше 135 градусов, характеризуется жестким торможением и медленным вхождением — потому считается реальной возможностью для обгонов.
Как это используется в предложении: «Хэмилтон на более позднем торможении в шпильке прошел Феттеля».
«Шикана» и «Эска»
Что это такое: Пара последовательных медленных поворотов влево-вправо, расположенных очень близко, из-за чего у них одна и та же точка торможения (чаще всего очень резкого, со снижением скорости ниже 100 км/ч) и разгона. «Эска» же — такая же связка поворотов с раздельными торможениями и разгонами.
Как это используется в предложении: «Первая прямая на трассе в Монце заканчивается шиканой».
«Паддок»
Что это такое: Зона автодрома, где развертываются моторхоумы команд. Там же пребывают официальные лица заезда.
Как это используется в предложении: «В паддоке ходят слухи об отмене пятничных практик».
«Пейс-кар»
(Возможные названия – «сэйфти-кар», «автомобиль безопасности»)
Что это такое: Специальный автомобиль, выезжающий на трек в случае опасных ситуаций для контроля темпа пелотона. Обгоны за машиной безопасности запрещены. В последнее время в «Формуле-1» введен режим виртуального пейс-кара, обладающий теми же функциями — но без фактического выезда авто на трек.
Как это используется в предложении: «Феттель поехал на пит-стоп в режиме автомобиля безопасности и выиграл десять секунд».
«Пелотон»
Что это такое: Все машины, участвующие в гонке.
Как это используется в предложении: «Хэмилтон прошил пелотон и вышел в лидеры после старта с последнего места».
«Закрытый парк» (Parc ferme)
Что это такое: Особое место на автодроме, где запрещены работы над болидами (и ремонт, и любое обслуживание) — за исключением оговоренного регламентом. Со временем понятие перестало обозначать зону трека и превратилось в правило, распространяющееся на болиды, стоящие в гаражах. Режим «закрытого парка» включается сразу после квалификаций и гонок для технических инспекций для контроля за нарушением регламента.
Как это используется в предложении: «Ред Булл» нарушил правило «закрытого парка» для замены мотора «Хонда» и получил штраф».
«Фиолетить»
Что это такое: Проезжать быстрейший круг или сектор. Произошло из-за цветового изображения процессе на лайвтайминге и графике — лучшие результаты в «Формуле-1» традиционно отмечаются фиолетовым.
Как это используется в предложении: «Леклер «фиолетил» круг за кругом».
«Оквадратить шины»
Что это такое: Все происходит прямо как в пункте про «проплешину» – пилот блокирует передние тормоза, одно из колес прекращает вращаться и скользит в продольном направлении по асфальту. В таком случае часть шины не только стирается об асфальт: при торможении с очень больших скоростей на резину продолжает действовать сила вращения, так что хорошо разогретая покрышка как бы «расплющивается», немного меняя форму на чуть более «квадратную». Такая шина уже не может эффективно обрабатывать скорость машины, и потому ее обычно сразу же меняют на пит-стопе.
Как это используется в предложении: «Боттас оквадратил шины и лишний раз заехал в боксы».
«Самовоз»
(возможен вариант «космовоз»)
Что это такое: Сверхбыстрый болид, на котором теоретически чемпионом может стать кто угодно.
Как это используется в предложении: «У Сенны с Простом в 1988-м был эпичный самовоз — пилоты «Макларена» выиграли 15 гонок на двоих из 16-ти».
«Ведро»
(возможен вариант «корыто» или любой другой эпитет, применяемый владельцами различных «Жигулей» к своему имуществу)
Что это такое: Очень медленная или неповоротливая машина.
Как это используется в предложении: «Но внезапно «Уильямс» оказался невероятным ведром».
«Вторикелла»
Что это такое: Второй пилот любой команды «Формулы-1», уступающий дорогу напарнику по первому требованию руководства. Иногда такие гонщики даже уступают победы и места на подиумах, а в совсем запущенных случаях их используют для оттормаживания машин соперника или даже для аварий в нужный момент заезда для получения тактического преимущества. Термин произошел от прозвища Рубенса Баррикелло — самого известного второго пилота всех времен и народов, помогавшего Михаэлю Шумахеру и «Феррари» клепать титулы с 2000 по 2004 годы.
Как это используется в предложении: «Риккардо не пожелал быть вторикеллой у Ферстаппена и сбежал в «Рено».
«Рентач»
(возможен вариант «рента»)
Что это такое: Гонщик, перешедший в команду «Формулы-1» только благодаря поддержке спонсоров, финансовой помощи семьи или личному капиталу. По сути на современной стартовой решетке так можно назвать половину пилотов.
Как это используется в предложении: «Уильямс» в последние сезоны любит подписывать рентачей».
«Завал»
Что это такое: Очень масштабная авария с участием более трех машин. Выглядит примерно вот так.
It’s probably one of the most infamous race starts in #F1 history 💥
But how many cars were involved in the 1998 #BelgianGP pile-up? 🤔 pic.twitter.com/0KxmgI5186
Как это используется в предложении: «Грожан вновь ошибся с выбором точки торможения, ударил в бок соперника и спровоцировал натуральный завал».