Правило нет чего носков

«Носок» или «носков», «чулок» или «чулков», как правильно?

Правильно (пара) носков и чулок. Морфологической нор­мой рус­ско­го язы­ка явля­ют­ся фор­мы суще­стви­тель­ных роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла — нет чулок, нет нос­ков.

В живой раз­го­вор­ной речи часто суще­ству­ет пута­ни­ца. Как пра­виль­но гово­рить и писать:

Разберемся в этом, опре­де­лив падеж­ную фор­му суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла «носок» и «чулок».

Формы родительного падежа существительных «носков» и «чулок»

Слова «носок» и «чулок» обра­зу­ют фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа:

В рус­ском язы­ке в наиме­но­ва­ни­ях пар­ных пред­ме­тов, наде­ва­е­мых на ноги, чаще исполь­зу­ют­ся фор­мы роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла с нуле­вым окон­ча­ни­ем, напри­мер:

Правило нет чего носков

Вместе с тем суще­ству­ют и фор­мы суще­стви­тель­ных роди­тель­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем -ов:

В сти­раль­ной машине,
Как стая трески,
Кружились различных
Размеров носки.
А после, достаточно
Быстро и ловко,
Повешены были
Мы все на верёвку.
И тут начался
Сумасшедший скандал:
Никто никого
Из нос­ков не узнал.

Запомним пра­виль­ные фор­мы роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла слов «нос­ки» и «чул­ки» по прин­ци­пу кон­тра­ста: чул­ки длин­ные, а назва­ние у них корот­кое — «нет чулок»; нос­ки — это корот­кие чулоч­ные изде­лия, зна­чит фор­ма роди­тель­но­го паде­жа у них, напро­тив, длин­ная, с окон­ча­ни­ем: «нет нос­ков».

Правило нет чего носков

Согласно мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка пра­виль­но говорим:

Поупражняемся в исполь­зо­ва­нии этих нор­ма­тив­ных форм роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных, про­чи­тав сле­ду­ю­щие при­ме­ры предложений.

Примеры

Положите в свой чемо­дан три-четыре пары нос­ков и чулок.

Несколько пар высти­ран­ных раз­но­цвет­ных нос­ков суши­лось на веревке.

В дли­тель­ную поезд­ку я взя­ла с собой пару туфель, нос­ков и чулок.

Сколько вам тре­бу­ет­ся дет­ских носков?

К сожа­ле­нию, в про­да­же нет чулок с таким рисунком.

Источник

Без носков или носок? Запомните навсегда!

Правило нет чего носков

У некоторых русских слов родительный падеж множественного числа (без чего? нет чего?) образуется не очевидным для носителей способом. Так, многие сомневаются, как правильно сказать — без носков или без носок? То же происходит со словами чулки, тапки, сапоги, рельсы, солдаты, помидоры, апельсины, бананы и некоторыми другими.

Я объединю эти слова в группы и предложу вам ассоциации, с помощью которых можно запомнить правильные варианты.

Парные предметы

Чулки, тапки, носки, сапоги, ботинки, рельсы — эти слова можно было бы объединить в группу. Однако здесь есть сложность: не все они склоняются по одному и тому же принципу. Правильно будет так:

И вот как это запомнить? Предлагаю так:

Рифмы помогают легче запоминать, но самое важное — это ярко, во всех деталях воображать себе ситуацию. Причем чем страннее и забавнее она будет, тем лучше запомнится.

Солдаты и другие собирательные названия людей

Солдаты, кадеты, партизаны и другие подобные существительные склоняются по определённому правилу:

Если речь идёт о совокупности людей, подчеркивается их множество, то верно будет сказать рота солдат, училище кадет, отряд партизан. Такое употребление будет верным в подавляющем большинстве случаев.

В разговорной речи иногда подчеркивается вклад конкретных людей и тогда можно сказать:наградим этих трех солдатов/кадетов/партизанов. Однако предпочтительным остается употребление солдат/кадет/партизан, особенно в письменной форме.

Поэтому предлагаю запомнить так: если речь о родах/видах войск, то без солдат, кадет, партизан не обойтись. Или отряд солдат, одет кадет, пармезан для партизан.

Овощи-фрукты

Когда мы взвешиваем в магазине фрукты-овощи, то часто говорим, что взяли пять килограмм(ов) чего?

Надеюсь, теперь вы лучше запомните родительный падеж множественного числа у этих существительных.

Источник

«Носок» или «носков» ℹ️ как правильно пишется в родительном падеже?

Правило нет чего носков

Методика запоминания из 2000-х

Существительное «носки» во множественном числе и родительном падеже всегда вызывало ряд вопросов. Ведь кажется, что обе формы слова звучат довольно правильно и могут быть употреблены на письме. Однако еще несколько лет назад (а если точнее, до 2002 года) так не считали. Учителя даже разработали собственную методику, которая позволяла запомнить правила написания за считаные минуты. Жаль лишь только то, что на сегодняшний день она уже не является в полной мере актуальной. Хотя кое-какую информацию из нее все-таки можно получить, дабы больше никогда не ошибаться в написании этих слов.

Так вышло, что существительное в именительном падеже «носки» всегда было связано с другим похожим словом — «чулки». Обе вещи имеют практически одно и то же значение и во многом похожи — у них идентичные корни и ударение падает на последнюю букву. Кроме того, при необходимости поставить существительное в родительный падеж оно тут же вызывало ряд вопросов. Однако, чтобы не ошибиться, учителя советовали запомнить одну методику:

Правило нет чего носков

Само собой, в эту группу существительных можно отнести и другие слова, которые могут вызывать вопросы, однако, как показывает практика, именно в этих двух ученики совершают больше всего ошибок. Кроме того, следует понимать, что если существительное стоит в единственном числе, то оно не будет вызывать вообще никаких вопросов: «Я не нашла второго чулка, поэтому решила не одевать их вовсе», «У меня не было времени на то, чтобы заштопать носок, поэтому мне пришлось прикупить в магазине новую пару».

Современные словари

До 2002 года, пока на свет не был выпущен академический «Русский орфографический словарь» (В.В. Лопатина) и «Толковый словарь русского языка» (Н.Ю. Шведова), большинство писателей и копирайтеров использовало исключительно форму слова «носков», поскольку она считалась единственно верной. Однако как только были выпущены эти книги, вопрос о том, как правильно, «носков» или «носок», отпал сам собой. Ведь в толковом и орфографическом словаре было четко сказано, что можно употреблять обе формы этого слова. Зачем было введено такое правило — не совсем понятно. Однако теперь любой преподаватель не имеет права считать за ошибку, если ученик напишет: «Я увидел дырявую пару носок».

Однако не стоит забывать, что данное изменение затронуло исключительно существительное в родительном падеже и во множественном числе. Теперь любой человек может сказать:

Правило нет чего носков

И все эти формы будут абсолютно верными. Однако это правило не распространяется на существительное «чулок». Ведь если сказать: «Я купил себе пару чулков», то сразу же появляется ощущение, что слово употреблено неправильно. Так что использовать суффикс «ов» в слове нельзя. Хотя нельзя и отрицать тот факт, что через некоторое время все может измениться. Ведь всего каких-то 17 лет назад люди также думали и том, что употреблять «носок» — неправильно, а учителя учили этому детей в школе.

Пример употребления в предложениях

Многие вместо того, чтобы лишний раз взглянуть в орфографический словарь, просто предпочитают заменить слово, вызывающее сомнения, синонимом. Однако чтобы запомнить правило «носок» или «носков», достаточно просто почаще читать предложения, в которых они употреблены. Ведь это позволит выработать интуицию и следовать правописанию даже в том случае, если выписка из правил будет забыта. Вот небольшая подборка предложений, прочитав которые несколько раз, получится все запомнить:

Правило нет чего носков

Правило нет чего носков

Нетрудно заметить, что в этих предложениях присутствуют слова не только в единственном числе, но и во множественном. Это сделано специально для того, чтобы выработать интуитивное чувство при прочтении тот или иного образца. Ведь со временем средство для проверки правильного написания существительного непременно забудется. Однако если перед глазами будет часто присутствовать именно правильное употребление слов, то мозг запомнит это и будет посылать интуитивные сигналы. В результате человек даже не будет задумываться над тем, как правильно. Он просто не сможет допустить ошибки в предложении.

Морфемный разбор

Чтобы лучше запомнить, как правильно употреблять слово «носков» или «чулок» в тексте, рекомендуется разобрать их по составу, чтобы знать, как образовывается та или иная форма. Для этого необходимо сперва выписать интересующую конструкцию на бумагу, после чего «вооружиться» карандашом и начать подбирать однокоренные существительные, дабы следить за изменением конструкции в целом. В итоге перед глазами предстанет следующая картина:

Правило нет чего носков

Дабы не терять знания понапрасну, рекомендуется также провести морфемный разбор слова «чулок». Оно является наиболее интересным, поскольку его корень имеет чередование и может быть легко спутан с суффиксом.

Правило нет чего носков

Зачем вообще проводить морфемный разбор? Многие учителя считают, что чем подробнее ученик разберется в том слове, которое его интересует, тем меньше ему придется совершать ошибок в будущем. И это действительно работает.

Ведь при таком способе обучения появляется не только интуитивный подход, но и знания, которые говорят о том, что, к примеру, суффикса «ов» в существительном «чулок» не бывает.

«Носок» или «носков»

Известно, что никакое проверочное слово «носки» для «носков» или «носок» не позволит определить, какая из форм является более правильной, ведь обе они разрешены для употребления. Поэтому можно выбирать, какое слово больше ему приходится по вкусу. Если учитель или редактор исправит форму «носок» на «носков» и посчитает это за ошибку, то автор имеет полное право оспорить это решение и будет прав. Однако стоит понимать, что редактор иногда может менять то или иное слово, подходящее под стилистику текста. Чтобы не допустить развития различных разногласий, рекомендуется следовать кое-каким рекомендациям.

«Носков» является разговорным словом и чаще всего употребляется в речи. Если кто-то услышит от другого человека фразу: «Я прикупил себе пару носок», то это будет как минимум непривычно слышать. Поэтому в любом письменном тексте, где информация преподносится в художественном или информационном стиле, лучше все-таки употреблять «носков», поскольку эта форма является для большинства людей более привычной. А вот в научных статьях (если таковые найдутся) лучше все-таки использовать слово «носок», поскольку оно является более подходящим для данного стиля. Хотя автор имеет полное право вносить в своей текст корректировки и эти рекомендации не являются правилом.

Кроме того, форму «носок» можно использовать еще и для того, чтобы похвастаться своими знаниями русского языка перед учителем или преподавателем в университете. Ведь текст, в котором употреблено большое количество сложных слов и конструкций, выглядит более профессиональным, нежели тот, где используется разговорный стиль и обороты.

Кроме того, если у писателя есть желание начать с кем-то жаркий спор, то он может также употребить слово «носок». Однако не стоит забывать, что если человек не знает о том, какая форма является правильной, не страшно, ведь это правило было введено в русский язык сравнительно недавно.

Алгоритм для самопроверки

Если интуитивный подход к делу не помогает, а проверить правописание слова все-таки нужно, рекомендуется запомнить определённый алгоритм действий и проводить по нему проверку. Вот небольшая инструкция, согласно которой следует действовать (какой-то из пунктов явно натолкнет на мысль о том, что следует написать так, а не иначе):

Правило нет чего носков

Таким образом, оба слова («носков» и «носок») являются правильными, но лишь с недавних пор. Тем не менее это не говорит о том, что похожая конструкция «чулок» может также использовать суффикс «ов». Кроме того, большинство людей привыкло к разговорной форме — «носков», поэтому предпочтительнее использовать в тексте именно ее. Хотя далеко не факт, что так будет оставаться всегда, ведь правила могут меняться, как и сам русский язык.

Источник

“Носок” или “носков” – ставим точку в дискуссии

Сегодня активно ведутся дискуссии, как правильно писать — «носок» или «носков». Путаницу вносит похожее слово «чулок», которое в родительном падеже употребляется в сокращенной форме. Если посмотреть в орфографический словарь Лопаткина В.В., в нем указана возможность применения обеих форм. Но большая часть лингвистов сходится во мнении, что правильнее писать «носков». Именно от этого необходимо отталкиваться при построении предложения.

Как правильно пишется

Правило нет чего носков

В родительном падеже

По правилам русского языка парные предметы обуви или одежды, надеваемые на ноги, употребляются в родительном падеже и множественном числе. Окончание не используется. Примеры: «сапоги — без сапог», «туфли — без туфель», ботинки — без ботинок» и т.д. В ситуации со словом «носки» в родительном падеже применяется длинная форма слова — «без носков», а не «без носок». Аналогичный подход подходит для гольфов.

Можете сходу ответить, какой из вариантов написания слова верный – “некорректно” или “не корректно”? Если нет, то рекомендуем изучить следующую статью нашего сайта.

Какое правило применяется

Указанное выше правило не должно путать, ведь в русском языке много ситуаций, когда одинаковые по форме слова имеют при склонении разную структуру окончания. Рассматриваемый предмет одежды «носок» стоит во множественном числе и родительном падеже получает окончание «ов». Получается, что при выборе между пара «носок» или «носков» правильным является второй вариант. Иные способы употребления не применяются.

Правило нет чего носков

Примеры предложений

Для закрепления материала приведем несколько предложений с использованием рассматриваемого слова и в разных вариантах:

Правило нет чего носков

Как видно из приведенных выше примеров, слово «носки» в родительном падеже всегда используется с окончанием «ов». Если запомнить приведенное выше правило про короткие и длинные элементы одежды или обуви для ног, путаницы быть не должно.

Как неправильно писать

С учетом рассмотренных выше нюансов можно подвести итог, как неправильно писать рассматриваемое слово. Единственно ошибочный вариант — использование формы «носок». К примеру, «две пары носок» писать нельзя. Именно этой нормы придерживаются многие составители словарей и практикующие лингвисты. Для чулок, наоборот, ошибочной будет форма «нет чулков».

“Неинтересно” или “не интересно” – как правильно писать наречие? Ответ можно узнать здесь.

Итоги

Запомните простое правило. Чем короче предмет, надеваемый на ногу, тем длиннее его окончание в родительном падеже. Знание этой особенности исключает ошибки при написании. Если имеются сомнения, всегда можно заглянуть в словарь и закрепить полученную информацию.

Источник

Как правильно пишется «носок» или «носков»?

Правило нет чего носков

Слово «носков» пишется в форме Р. п. мн. ч. с окончанием «ов» – носков.
Это же слово в форме И. и В. падежей единственного числа употребляется с нулевым окончанием – носок.

Правило нет чего носков

Поскольку в русском языке существуют другие слова, обозначающие пару, которые в форме Р. п. мн. ч. используются с нулевым окончанием (сапог, чулок, и др.), возникает путаница.

Правило написания слова

Отвечая на вопрос, как правильно «носок» или «носков», нужно вспомнить правило «Окончания имён существительных». В форме Р. п. мн. ч. парные существительные имеют нулевое окончание: ножницы – ножниц, сапоги – сапог, ботинки – ботинок, погоны – погон, эполеты – эполет, шорты – шорт, брюки – брюк и т. д.

Исключениями из этого правила являются слова носки (носков), гольфы (гольфов), клипсы (клипсов).

Они склоняются так же, как и другие существительные 2-го склонения с нулевым окончанием. Ср.: компьютер – компьютеров, телефон – телефонов, портрет – портретов, носок – носков.
Стоит заметить, что строгая литературная норма предписывает писать и произносить форму “носков” в р.п., однако в последнее время некоторыми словарями и форма “носок” в р.п. признана как допустимая, что раньше категорически не признавалось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *