Правило что такое синтаксис в русском языке
Синтаксис
У термина синтаксис в русском языке два связанных между собой значения.
Место синтаксиса в языкознании
Язык как объект изучения включает в себя две составляющих:
Вторая составляющая подразделяется на:
Что изучает синтаксис
В русском языке выделяется три вида синтаксических единиц:
Словосочетание
Традиционная лингвистика рассматривает в качестве словосочетаний только подчинительные варианты. Альтернативные языковедческие источники включают в категорию словосочетаний три разновидности.
Школьная программа, ориентируясь на традиционно принятую классификацию, причисляет к словосочетаниям только первый тип.
При подчинительной связи слова соединяются в единую конструкцию тремя способами.
Вид связи | Характеристика | Завис. слово | Примеры |
Согласование | Завис. слово (ЗС) принимает форму главного (ГС) и изменяется вместе с ним при его изменениях. | отвечает на вопросы имени прилагательного: | |
прилагат. | колючая ель | ||
прич. | воющий пёс | ||
местоим. | некий посетитель | ||
порядк. числ. | двенадцатый этаж | ||
Управление | ЗС употребляется в форме, которой требует ГС, но не в его собственной. При изменениях ГС грамматические признаки ЗС не меняются. | вопросы имени существительного | отправились в путь гладить кошку помахать кому-то |
Примыкание | ЗС не меняет грамматических признаков при соединении с ГС | неизменяемое: | |
нареч. | гулять неторопливо | ||
деепр. | ответил смеясь | ||
инфинит. | желание узнать |
Предложение
В устной речи границы фразы выделяются интонационно.
Предложения классифицируются по признакам:
Текст
В комнате Надежды Викторовны много зелени. На подоконниках, в кашпо, на подставках у стен круглый год цветут самые разнообразные растения. В чём же секрет, как удаётся это хозяйке? «Секрет прост, – говорит она. – Забота и любовь. Поливать, пересаживать – мало. Надо ещё любить». Всякое дело, согретое любовью, обязательно порадует результатами. Так считает Надежда Викторовна, и её растения с ней согласны.
В текстах используются три разновидности типов речи:
Тип речи | Цель | Признаки |
Описание | Узнаваемое изображение внешних признаков предметов, людей, пейзажа и пр. | Содержание передаётся одной иллюстрацией. |
Повествование | Изображение действий, событий, происходящих во времени, их последовательности. | Содержание иллюстрируется набором картинок (в стиле комикса). |
Рассуждение | Передача размышлений автора, персонажа. Поиск ответов на вопросы. | Иллюстрированию не поддаётся. |
Изучение синтаксиса началось столетие назад, первый учебник датируется 1914 годом. Эта часть лингвистики примыкает к морфологии, переплетается с ней, поскольку слова, связываясь в синтаксические конструкции, изменяют грамматические признаки для взаимодействия друг с другом. Синтаксис – часть языка, проникнутая творчеством. Изменения лексического, звукового состава – процесс длительный, а комбинации слов в устной и письменной речи творятся постоянно.
Что такое синтаксис — предмет изучения этого раздела грамматики, основные понятия и средства
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Синтаксис – это один из самых масштабных разделов классического языкознания.
Структурировано и детально он изучается ближе к окончанию средней школы, сразу после морфологии.
Однако внимание его основному объекту – предложению – начинают уделять намного раньше. Словосочетания (что это?), члены предложения, его структура, построение текста – всё это рассматривается именно в рамках синтаксиса.
Синтаксис — это.
Слово «синтаксис» имеет древнегреческое происхождение. В языке оригинала оно пишется так: σύν-ταξις. Буквально лексема переводится как «составление», «порядок», «сочетание».
Такое трактование позволило использовать данный термин не только языковедам, но и представителям других направлений – семиотики, логики и программирования. Однако именно его лингвистическая трактовка наиболее известна широким массам.
Итак, согласно академику А.А.Шахматову, в науке о языке:
Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слова в словосочетания и предложения, предложений в сложные предложения. А также – сами словосочетания и предложения, их типы, значения, функции, условия употребления, характер и виды взаимодействия.
Если на уровне младших классов школы, то:
Но данный термин применим не только к самому разделу грамматики, но и к объекту его изучения. В таком значении
Синтаксис – это синтаксический строй языка, выраженный в ряде закономерностей, актуальный для построения синтаксических единиц – словосочетания, предложения, текста.
В данном случае можно говорить о синтаксисе конкретного языка – русского, английского, немецкого…
Предмет изучения и основные единицы синтаксиса
Исходя из определения синтаксиса, можно легко выделить его предмет, который условно распадается на две составляющие:
Такие единицы носят название синтаксических. В их перечень разными учеными включается разное количество компонентов.
Традиционно выделяли две единицы – словосочетание и простое предложение. Такая теория поддерживалась многими крупными учеными прошлых лет, к примеру, В.В.Виноградовым.
Однако сегодня перечень синтаксических единиц таков:
В рамках изучения синтаксиса также принято рассматривать сверхфразовые единства (в школе их могут называть сложным синтаксическим целым), а иногда и тексты. Такой подход показан в этом фрагменте презентации:
Однако эти единицы не могут быть названы синтаксическими, поскольку в уровне этой языковой системы не проявляют свои основные свойства.
Аспекты синтаксиса
Названные выше единицы сложны и многогранны с точки зрения структуры и смысла. А потому даже в рамках одного раздела требуют разностороннего изучения. В связи с этим в рамках современной лингвистики синтаксис представлен в трех аспектах:
В грамматическом аспекте языковые единицы рассматриваются как некие конструкции, «сочетания», которые соотносимы в рамках некой системы.
Внутри грамматического синтаксиса представлен ряд моделей-схем, которые могут в языке иметь различное семантическое воплощение.
К примеру, под схему «N1 (существительное в Им.падеже) Vf (глагол в личной форме)» можно подставить что-то вроде «Девочка гуляет», «Я бегу», «Идет снег».
С точки зрения семантики (что это?), то же предложение изучают как отражение ситуации, как вербализацию, описание фрагмента действительности.
Разницу между аспектами покажем на примере. Рассмотрим три предложения – «Идет снег», «Снег», «Снежно». Грамматически они соответствуют разным схемам, однако семантически (с точки зрения смысла) они все, по сути, говорят об одном и том же (возможно, с мелкими деталями в трактовании).
Более того, о такой же погоде может говорить даже периферийная часть предложения: «Из-за снега я остался дома». То есть семантически все эти синтаксические единицы / части являются синонимичными. Эти их «смыслы» также называют пропозициями.
Предложения не генерируются неким отвлеченным разумом: они создаются в живой речи и применяются для передачи информации о конкретной ситуации с какой-либо целью (да, мы можем придумать и не ситуативный пример, но это вторично).
Таким образом, синтаксические единицы становятся некими «кирпичиками» коммуникации.
Объясним наглядно и этот момент. То же предложение «Идет снег», обладая одинаковыми пропозициями и грамматическими схемами, может коммуникативно приобретать разные черты:
Выражается это коммуникативное различие только в интонации.
Несмотря на некую субъективность коммуникативного аспекта именно он должен быть признан ведущим. Ведь мы используем синтаксические единицы в речи, применяем для своего реального ежедневного общения.
И если учение о формальных схемах и пропозициях больше интересует науку, то коммуникативная сторона максимально касается каждого индивидуума постоянно.
Заключение
Итак, сегодня мы рассмотрели, что такое синтаксис, поговорили о его предмете, единицах и ключевых аспектах. Более просто об этом крупном языковом разделе можно узнать из видео:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Читая посты в интернете, порой кажется, что многие даже не подозревают о том, что такое синтаксис, морфология и грамматика в целом.
Синтаксис в русском языке.
Синтаксис русского языка – это раздел языковедения, который изучает строение и построение словосочетаний, предложений, а также соотношение частей речи в них. Синтаксис является частью грамматики русского языка и неразрывно связан с морфологией. Единцами изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения и текст.
Есть несколько видов синтаксиса русского языка: статический синтаксис, коммуникативный синтаксис и синтаксис текста.
Для чего нужно изучать синтаксис русского языка?
Многие школьники считают, что синтаксис и синтаксические нормы – это сложный и бесполезный комплекс правил, который не пригодится в жизни, если, конечно, вы не планируете связать свою жизнь с профессией лингвиста. На самом деле, каждый из нас хотя бы однажды в жизни сталкивался с трудностями в понимании при общении с маленькими детьми, которые еще не умеют правильно строить предложения или иностранцами, которые строят общение по типу принципов родного языка, где синтаксические нормы отличаются от норм русскогоязыка.
Не менее важно владение нормами синтаксиса для правильного письменного общения. В современном мире мы проводим много времени в интернет-общении. Если на письме не соблюдать правила синтаксиса, то также может возникнуть недопонимание между собеседниками или между писателем и читателями.
Именно поэтому синтаксис важен для изучения и соблюдения, поэтому упражнения на проверку знаний синтаксиса входят в школьную программу и программу ЕГЭ по русскому языку.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц.
Синтаксис – греческое слово, оно означает «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы.
Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.
Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений, которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.
Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.
Пунктуация содержит систему знаков препинания и правил их постановки. Знаки помогают членить текст на предложения, установить связи и отношения между словами в предложении.
Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.
— Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?
— Да просто расставил правильно все знаки препинания…. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь…»
Мастера художественного слова справедливо сравнивают знаки препинания с нотами.
В русской пунктуации употребляется десять знаков: точка, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. Функцию знака препинания выполняет также абзац (написание с новой строки).
Различаются знаки отделяющие (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и знаки выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки).
Синтаксис по праву занимает значительное место в школьном курсе русского языка. Он позволяет по-новому, с функциональной точки рения, оценить все средства языка и речи, изученные ранее в разделах фонетики, лексики, фразеологии, словообразования и, особенно, морфологии. Изучение морфологии на синтаксической основе требует внимания к морфологическим и лексико-морфологическим свойствам синтаксических единиц. Особенно важно изучение синтаксического строя русского языка в интересах развития речи. Знание законов сочетаемости слов и конструирования предложений позволяет правильно строить сочетания и предложения, обогащать синтаксический строй речи, более полно и точно выражать мысли, предупреждать речевые ошибки и т.д.
Изучение синтаксического строя русского языка содействует развитию мышления учащихся, вызывает интерес к изучению языка и речи. Синтаксис дает также необходимую базу для формирования многих орфографических навыков, из которых отметим прежде падежные окончания управляемых и согласуемых слов.
Пунктограмма — правильное, соответствующее правилам или тради¬ции употребление знака препинания (или его отсутствие), конкретный случай применения пунктуационного правила; например, запятая при однородных членах, точка в конце предложения и пр. Словесное выражение пунктограммы обычно включает название синтаксической единицы и указание на знак, его функцию. Пунктограмма выражает пунктуационную задачу, знак препинания — результат ее решения, полученный путем применения правила, а также выбранный исходя из коммуникативной целесообразности (если правило допускает варианты).
Перечень пунктограмм, изучаемых в школе:
1. Знаки препинания в конце предложения.
2. Тире между главными членами предложения.
3. Тире в неполном предложении.
4. Знаки препинания между однородными членами.
5. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.
6. Знаки препинания при обособленных определениях.
7. Знаки препинания при обособленных приложениях.
8. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
9. Знаки препинания при обособленных дополнениях.
10. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
11. Знаки препинания при сравнительных оборотах и конструкциях с союзом как.
12. Знаки препинания при обращениях.
13. Знаки препинания при вводных словах, вводных и вставных предложениях, словах-предложениях ДА, НЕТ, междометиях.
14. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
15. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
16. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
17. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения.
18. Тире между частями бессоюзного сложного предложения.
19. Знаки препинания при оформлении прямой речи и цитат.
20. Использование кавычек.
Синтаксис
Всего получено оценок: 764.
Всего получено оценок: 764.
Лингвистика – это наука о языке. Она изучает язык с разных точек зрения, поэтому разделяется на несколько разделов. Самое общее деление – лексика и грамматика; последняя, в свою очередь, подразделяется на морфологию и синтаксис, о котором мы и поговорим.
Основные понятия синтаксиса
Итак, что изучает синтаксис в русском языке? Это раздел науки о языке о связи слов в словосочетании и предложении. Даже подобранные по смыслу слова нельзя считать предложением, пока они не «взялись за руки» – не связались друг с другом определенным способом, образуя структуру. Отступление от правил грозит даже полным искажением смысла. Сравните: Щенок облаял гостя. Щенка облаял гость. Мы просто изменили падежи существительных, вслед за этим изменилась их синтаксическая роль (подлежащее стало дополнением и наоборот), а в результате исказился смысл. На этом примере мы видим, как важно правильно связывать слова в предложении и насколько важную роль в этом играет морфология.
Итак, основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение (простое и сложное). Ребята знакомятся с ними еще в начальной школе, но полностью эта тема изучается и обобщается в 8 классе.
Словосочетание
Словосочетание – это два и более слова, связанные грамматической подчинительной связью. Оно выполняет номинативную функцию (называет).
Традиционно рассматриваются только подчинительные словосочетания, то есть такие, в которых мы можем поставить вопрос от одного слова к другому; однако некоторые ученые считают, что существуют также предикативные словосочетания (подлежащее и сказуемое) и сочинительные (однородные члены).
В словосочетании одно слово главное (от него мы ставим вопрос), другое – зависимое.
По главному слову мы даем характеристику словосочетанию: именное оно (главное слово – существительное, прилагательное, числительное, местоимение), глагольное (глагол, причастие, деепричастие) или наречное (наречие).
По зависимому слову мы определяем тип связи слов в словосочетании: согласование (зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже и изменяется вместе с ним), управление (зависимому слову предписана определенная форма, в которой оно и стоит), примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи).
Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так как между ними предикативная, а не подчинительная связь: мы можем поставить вопрос и от подлежащего к сказуемому (кот что делает? сидит), и от сказуемого к подлежащему (сидит кто? кот).
Предложение
Предложение, в отличие от словосочетания, выполняет коммуникативную функцию (передача информации). Оно произносится с какой-либо интонацией.
Особенности предложений:
Смысловым и грамматическим центром предложения является грамматическая основа предложения. Без грамматической основы могут обходиться лишь неполные предложения, не способные выполнять коммуникативную функцию вне контекста.
Кроме главных, в предложении могут быть второстепенные члены (дополнение, определение и обстоятельство). Если они есть, предложение называется распространенным, если нет – нераспространённым.
Принято также характеризовать предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное или невосклицательное), по структуре грамматической основы (односоставное или двусоставное). Предложение может быть осложнено однородными членами, обращением, вводными или вставными конструкциями, обособленными членами.
Если в предложении более одной грамматической основы, оно сложное.
Что мы узнали?
Синтаксис изучает словосочетание и предложение. Словосочетания различают по главному слову (именное, глагольное, наречное) и по типу связи (согласование, управление, примыкание). Предложения бывают простые и сложные, распространенные и нераспространенные, различаются по структуре грамматической основы (односоставные и двусоставные), интонации и цели высказывания; могут быть осложнены.