Правильно ли будет утверждать что понятие философия охватывает более широкий круг явлений

Правильно ли будет утверждать что понятие философия охватывает более широкий круг явлений

Правильно ли будет утверждать что понятие философия охватывает более широкий круг явлений

Александр, 1. на этот счет нет общей научной или философской терминологии. Но факт в том, что наши психические процессы наполнены энергией и следует признать, что работа психика происходит за счет энергии. В науке есть табу на использование термина психическая энергия. Хотя это абсурд. Работа психики есть, а энергии, которая эту работу совершает нет. На счет потребностей возможно в «Теории козлов» https://vk.com/topic-33440_25907705 я это пытался отразить. Но это было давно. Надо все это подкорректировать.

Я рассматриваю внутреннюю энергию организма часть которой использует для себя и психика. Это реальная энергия И я специально подчеркиваю, что размер этой энергии ограничен и она перераспределяется между всеми потребителями. Если где то прибыло, то где то убыло. Нельзя питанием или химическими стимуляторами увеличить количество этой энергии. Стимуляторы просто перераспределяют эту энергию и очень часто во вред остальным её потребителям. Наука пока не нашла безвредного стимулятора. Но люди мечтают об этом, поэтому то, о чем я пишу идет в разрез с мечтами людей и поэтому психика предпочитает блокировать данную вредную для неё информацию.

2. Потребители все участники жизни живого организма. Все органы все процессы жизнедеятельности в том числе и психические. Читали об эксперименте,

«Знаменитый эксперимент Авиценны. Двух ягнят одного помета поместили в две клетки и кормили абсолютно одинаково. Но один из ягнят видел клетку с волком. В начале эксперимента оба ягненка имели приблизительно одинаковую массу тела. Через некоторое время тот ягненок, который НЕ видел волка, был бодрым и толстеньким. Другой же, видевший волка постоянно, был подавлен, малоподвижный, худой, шерсть была неопрятная. Этот эксперимент доказывает, что психическое состояние оказывает большое влияние на физиологическое состояние организма.»

В данном случае психика, за счет постоянного страха, потребляла больше энергии, отбирая её у остальных потребителей.

Источник

Предмет философии и её основной вопрос

Предмет, структура, функции и основной вопрос философии.

1.Философия как разновидность мировоззрения.
2.Предмет, методы и функции философии.
3.Основной вопрос философии и основные направления философии.

1. ФИЛОСОФИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
1. Христианство.
2. Ислам.
3. Буддизм.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
1. Основано на знании (а на вере либо вымысле);
2. Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
3. Логично (имеет внутреннее единство и систему);
4. Опирается на четкие понятия и категории.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретической системой мировоззрения, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

Основными МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ (путями, средствами, с помощью которого осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика.
2. Метафизика.
3. Догматизм.
4. Эклектика.
5. Софистика.
6. Герменевтика.

1.ДИАЛЕКТИКА – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

2.МЕТАФИЗИКА – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
а) Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности).
б) Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития).
в) Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

3. ДОГМАТИЗМ – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

4. ЭКЛЕКТИКА – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

5. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.

Одновременно и НАПРАВЛЕНИЯМИ в философии, и ФИЛОСОФСКИМИ МЕТОДАМИ являются:
1. МАТЕРИАЛИЗМ.
2. ИДЕАЛИЗМ.
3. ЭМПИРИЗМ.
4. РАЦИОНАЛИЗМ.

1. При МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание- ее модус- есть проявление материи.
2. Суть ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО философского метода- признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
3. ЭМПИРИЗМ- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
4. РАЦИОНАЛИЗМ – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное. Абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
1. Мировоззренческую.
2. Методологическую.
3. Гносеологическую.
4. Критическую.
5. Аксиологическую.
6. Социальную.
7. Воспитательно-гуманитарную.
8. Прогностическую.

3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.

ОСНОВНЫМ В ФИЛОСОФИИ традиционно СЧИТАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, А БЫТИЯ К МЫШЛЕНИЮ (сознанию).

МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют ДВЕ СТОРОНЫ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – онтологическая и гносеологическая.

1. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
2. Суть ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали. Что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. Материя реально существует
2. Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)
3. Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
4. Материя существует и развивается по своим внутренним законам.
5. Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).
6. Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей.
7. Сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Макс; Энгельс;Ленин.

ИДЕАЛИЗМ («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
1. ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
2. СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Беркли, Юм).

В противоположность объективным идеалистам, СУБЪЕКТИВНЫЕ идеалисты (БЕРКЛИ, ЮМ, ФИХТЕ и др.) считали, что:
1. Все существует только в сознании познающего субъекта (человека).
2. Идеи существуют в разуме человека.
3. Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения.
4. Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления).
ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ(познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:
1. ЭМПИРИЗМОМ (сенсуализмом).Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях ( в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях».
2. РАЦИОНАЛИЗМОМ. Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р.Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

В качестве особого направления выделяется ИРРАЦИОНАЛИЗМ (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители ГНОСТИЦИЗМА (как правило, материалисты) считают, что:
1. Мир познаваем.
2. Возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются АГНОСТИКИ (как правило, идеалисты):
1. Мир непознаваем.
2. Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

Источник

По теме № 1: «Философия, ее предмет и роль в жизни

Человека и общества».

1. Что такое мировоззрение? Все ли люди обладают мировоззрением?

2. Перечислите основные исторические типы мировоззрения.

3. Дайте краткую характеристику мифу, религии, философии как основным типам мировоззрения.

4. Что такое философское мировоззрение? Чем отличается оно от других исторических типов мировоззрения (миф, религия)?

5. Что является предметом философии?

6. Какова структура философского знания?

7. Специфика постановки и решения основных мировоззренческих проблем различными философскими направлениями.

Перечень тем для сообщений с презентацией по теме1 «Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества».

1. Мировоззрение, его исторические типы (миф, религия, философия).

2. Предмет и структура философии.

3. Специфика постановки и решения основных мировоззренческих проблем различными философскими направлениями.

Типовые оценочные материалы по теме1 «Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества».

систему взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру

набор разнообразных знаний, обслуживающих повседневную жизнь людей

мировоззрение, основу которого составляют фантазии, легенды, вымыслы

+сложившуюся картину мира, принятую специалистами

4. Философия возникла в период…
5-4 вв. до н. э.

5. В философии Востока по сравнению с философией Запада больше внимания уделяется…

+духовному миру человека

познанию внешнего мира

6. Чувственное познание осуществляется на основе:

1) рефлексов и инстинктов

+2) представлений о предмете

3) рассуждений об объекте

4) уподоблений и обобщений

1) чувственное отражение в виде образа предметов и явлений, сохранившееся в памяти после окончания непосредственного воздействия на органы чувств

+2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств

3) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

4) форма мысли, которая отражает общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений

8. Что такое гносеология?

1) теория научного познания

2) наука о мышлении

3) концепция смысла жизни

+4) учение о познании мира

9. Кто из немецких философов осуществил гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на специфику познающего субъекта?

10. Представление – это:

+1) чувственное отражение в виде образа предметов и явлений, сохранившееся в памяти после окончания непосредственного воздействия на органы чувств

2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств

3) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

4) форма мысли, которая отражает общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений

11. Рациональное познание человеком мира осуществляется в форме:

12. Какое из нижеперечисленных определений философии первоначальное?

2) учение о мудрости;

+3) любовь к мудрости;

4) идея совершенной мудрости;

5) форма теоретического мировоззрения;

6) учение о первосущностях.

13. Правильно ли будет утверждать, что понятие философии охватывает более широкий круг явлений, чем понятие мировоззрения?

14. Правильно ли утверждать, что в античное время философия выступала «наукой наук», «госпожой наук»?

15. Можно ли утверждать, что философию нельзя отождествлять с религией?

16. Есть ли отличие бытия мира и бытия человека?

17. Считаете ли Вы, что философия возникла раньше мифологии?

18. Можно ли включит мировосприятие в структуру мировоззрения?

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1371 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Правильно ли будет утверждать что понятие философия охватывает более широкий круг явлений

1. Правильно ли будет утверждать, что понятие философии охватывает более широкий круг явлений, чем понятие мировоззрения?

2. Что в объективном идеализме является объективным?

а) идея; б) материя; в) бог; г) разум.

3. Какое из философских течений отрицает познаваемость мира?

а) материализм; б) субъективный идеализм; в) агностицизм; г) неотомизм.

4. Выберите из предложенных вариантов: 1) общее в философии и религии; 2) различия между ними:

а) объект исследования; б) духовный мир человека; в) творчество ; г) научность; д) аргументированное доказательство; е) принятие на веру; ж) следование традициям; з) проблемы мировоззрения.

5. Какое из нижеперечисленных определений философии первоначально?

а) душа культуры; б) учение о мудрости; в) любовь к мудрости; г) форма теоретического мировоззрения; д) учение о первосущностях.

6. Выделите положения, где выражено обывательское понимание материализма:

а) материализм – принцип жизни, заключающийся в признании примата материальных благ для жизни человека;

б) материализм – это философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания;

в) материализма – это практически здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений и т.д.

7. Метафизический метод мышления (познания) противоположен диалектическому потому, что:

а) отрицает движение, развитие; б) допускает логические противоречия;

в) по-разному представляют источник (движущую силу) движения, развития.

а) свойства человеческого сознания, благодаря которым возможно познание природы;

б) всеобщие формы бытия материи, выражающие координацию материальных объектов и их состояний;

в) пространство – это чистая протяженность, время – чистая длительность, в которых как бы помещены материальные объекты.

а) поиск первоначала всего сущего; б) истолкование истин Святого Писания;

в) критика способности человеческого разума познавать природу, его границы и возможности.

3. Выделите суждения, соответствующие нравственной позиции Канта. Быть нравственным это значит:

а) стремиться к счастью; б) быть добродетельным; в) стремиться к благу; г) следовать долгу.

а) всеобщие формы человеческого мышления, отражающие свойства и связи действительности;

б) предпосылки и условия всякого познания.

(Гегель, Лейбниц, Кант, Фейербах, Фихте, Шеллинг).

6. Основания нравственных поступков людей следует искать, по Канту:

а) в природе человека;

б) в его моральных оценках ситуации;

в) в понятиях чистого практического разума.

7. Выделите понятия, характеризующие философские воззрения Л. Фейербаха:

а) материализм; б) идеализм; в) диалектический метод; г) антропологический принцип; д) критика религии; е) рационализм.

8. Выберите верное суждение. Фейербах считал, что человек – это:

а) социальное существо; б) природное существо; в) социально-природное существо.

9. Предмет философии с точки зрения Фейербаха:

а) философия – это учение о природе; б) философия – это учение о космосе; в) философия – это учение о познании ; г) философия – это учение о человеке.

1. Определите формы логической ступени познания:

а) понятие; б) ощущение; в) представление; г) идея (эйдос).

2. Кому из философов принадлежит разработка метода дедукции, а кому индукции?:

3. Как материалистическая философия понимает познание?:

а) как процесс развертывания интеллектуальной интуиции; б) как отражение объективной реальности; в) как конструирование субъектом объекта познания.

а) Сократу; б) Ньютону; в) Бэкону.

5. Что означает крылатое выражение Декарта «cogito ergo sum»?

а) «Платон мне друг, но истина дороже»; б) «мыслю, следовательно, существую»; в) «познай самого себя»; г) «сытое брюхо к учению глухо».

а) учение о нравственности; б) теория познания; в) политика.

7.Определите, какие из указанных методов относятся к эмпирическому, а какие к теоретическому уровню научного познания

1. В какой из указанных сфер жизни общества необходимо видеть, с точки зрения марксистской философии, причины раскола общества на классы?:

а) социальной; б) экономической; в) политической; г) духовной.

2. Какие из названных форм общественного сознания непосредственно отражают экономическую сферу жизни общества?

а) нравственная ; б) религиозная; в) политическая; г) эстетическая.

3. Укажите наиболее полное определение социальной структуры общества. Она представляет собой:

а) совокупность временных, не постоянных общностей людей; б) общность людей, созданных сознательно (результат сознательной деятельности людей); в) совокупность объективно, исторически сложившихся, стабильных общностей людей.

4. Перечислите элементы социальной структуры общества:

а) политические партии; б) классы; в) государство; г) этнические общности; д) профсоюзы.

5. Один из виднейших социологов современности, автор понятий «социальная стратификация», «социальная мобильность»:

а) П.Сорокин; б) К.Маркс; в) М.Вебер

1. Согласно социальным воззрениям какого мыслителя идеальным государством должны управлять философы?

а) Платона; б) Маркса; в) Руссо.

2. Что означает термин «социальная мобильность»?

а) темпы ускорения социальных процессов;

б) предельно допустимый рост народонаселения;

в) переход индивидов из одних социальных групп и социальных слоев в другие.

3. Кто из перечисленных мыслителей является автором концепции «исторического материализма»?

а) Ф.Ницше; б) К.Маркс; в) Гегель.

4. Социальнофилософская позиция какого мыслителя может быть определена как «экономический детерминизм»?

а) П.Сорокина; б) К.Маркса; в) О.Шпенглера.

5. Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства:

а) культурно-исторический тип ; б) общественно-экономическая формация; в) идеальный тип.

6.Понятие, введенное в научный оборот П. Сорокиным, обозначающее изменение положения индивида в социальной структуре общества:

а) социальная миграция; б) социальная эволюция; в) социальная мобильность.

7. Кто из названных философов в историческом процессе видит процесс самопознания мирового духа?

а) Платон; б) Гегель; в) А. Шопенгауэр.

1. Выберите из предложенных вариантов определения понятий «культура», «цивилизация»:

а) совокупность результатов человеческой деятельности;

б) учтивость и вежливость в общении друг с другом;

в) внешняя пристойность;

г) духовная творческая деятельность человека;

д) осознанное бытие;

е) выражение индивидуального начала каждого социума.

2. Выберите правильный вариант ответа. Наука (и образование) – это часть культуры:

а) когда она рассматривается как средство реализации основной экономической функции;

б) когда для нее характерен универсализм – наука стремится к предельным обобщениям о мире, человеке, обществе; общность – наука не знает национальных, классовых, политических и прочих барьеров; бескорыстие – в науке нет выше ценности, чем истина; организованный скептицизм – наука есть сообщество свободно мыслящих людей, для которых нет большего авторитета, чем Разум и Опыт.

а) Н.Бердяев; б) О.Шпенглер; в) А. Тойнби.

4. Как называется подход к исследованию культуры с точки зрения ценностного ее содержания?

а) гедонистический; б) аксиологический; в) коммуникативный; г) диалогический.

5. Каким термином обозначается методологическая установка, придающая решающее значение в развитии общественноэкономических структур изменению технической и технологической сторон производства?

а) технофобия; б) технократизм; в) индустриализм; г) активизм; д) технологический детерминизм.

6. Определите, какие из различий, выделенных Н. Бердяевым в работе «Философия творчества, культуры и искусства», относятся к культуре, а какие к цивилизации?

в) воля к могуществу;

г) связана с культом предков;

к) хочет обосноваться на количестве;

м) проникнута стремлением к равенству;

н) основана на неравенствах, на качествах.

7. Согласно теории А. Тойнби, механизмом развития цивилизаций является:

а) прогресс человеческого сознания; б) борьба социальных классов; в) действие механизма «вызов-ответ».

1. Перечислите исторические типы философии.

2.Какому философу принадлежит каждое из данных высказываний (Аристотелю, Платону или Гераклиту)?

а) «Эйдосы доступны лишь наиболее возвышенной части души»;

б) «Я называю формой суть бытия всякой вещи»;

3. Определите, какие из перечисленных свойств и идей относятся к древнегреческой философии, а какие к средневековой:

г) творение «из ничего»;

д) «человек как личность»;

е) «бог-демиург»; «бог-перводвигатель»;

ж) «человек как микрокосмос»;

и) «философия – служанка богословия»;

к) «материя как оно из начал мира»; л) политеизм;

м) «Бог – личность», «Бог – святая Троица»;

н) «философия – путь разума к истине»;

о) «Истина приходит к человеку через веру и Откровение».

4. Выберите правильный вариант ответа. Концептуализм – это…

а) признание существования универсалий до вещей, в Божественном интеллекте;

б) признание существования универсалий только в имени, которым мы называем тот или иной предмет;

в) признание существования универсалий в человеческом уме, которым соответствует нечто в самих вещах.

5. Как решал вопрос о соответствии веры и разума в средневековой философии Фома Аквинский (определите правильный ответ):

а) вера и разум гармонично соответствуют друг другу; б) вера и только вера «вразумляет» разум.

1. Какой метод лежит в основе марксизма?

а) диалектический; б) структурно-функциональный анализ; в) метафизический.

2. Кто является автором данного тезиса: «Философы лишь различным образом объясняли мир. Но дело заключается в том, чтобы изменить его»?

(Гегель, Кант, Фейербах, Маркс, Фихте, Ленин).

3. Кто из представителей немецкой классической философии оказал наибольшее влияние на формирование материалистической позиции Маркса?

(Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг, Фейербах).

4. Отличается ли гегелевская концепция диалектики от материалистической? (Да, нет).

5. Назовите автора работы «Материализм и эмпириокритицизм».

(Гегель, Маркс, Ленин, Плеханов, Фейербах).

6. Кто из русских философов отстаивал позиции марксизма?

а) Вл. Соловьев; б) Г.В. Плеханов; в) М.В.Ломоносов.

7. Кто является автором следующего высказывания: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию»?

(Гегель, Маркс, Кант, Энгельс, Ленин).

8. Кому принадлежит высказывание: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»?

(Плеханов, Энгельс, Маркс, Ленин).

9. Что является основным в материалистическом понимании общества:

а) учение о роли народных масс;

б) учение об общественно-экономических формациях;

в) признание закономерного характера развития общества;

г) признание решающей роли материального производства.

10. Законы общества, как и законы природы, носят объективный характер. Есть ли между ними различия?

11. Основные достижения философии марксизма:

а) открытие материалистического понимания истории;

б) идея активности субъекта в познании;

в) разработка диалектики как теории развития;

г) преодоление созерцательности предшествующего материализма;

д) достижение единства материализма и диалектики;

е) формулировка «категорического императива».

1. Какое определение бытия наиболее характерно для античной философии?

а) бытие есть все существующее, весь бесконечный, многообразный мир; бытие есть космос;

б) бытие есть реальный процесс жизни людей, совокупность всех общественных отношений, центральным моментом которых является бережное отношение людей друг к другу;

в) бытие единично и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет.

2. Какое определение бытия наиболее характерно для средневековой философии?

а) бытие – это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль;

б) бытие – это путь человека от Града Земного к Граду Божьему;

в) бытие есть Бог, единственная подлинная реальность, абстрактное бытие;

г) бытие есть внутренний, субъективный мир человека, уникальная полнота его индивидуальных переживаний, чувств, эмоций, мыслей.

а) движение есть атрибут бытия;

б) движение есть способ существования материи;

в) движение есть всякое изменение или изменение вообще;

г) движение есть механическое движение, есть перемещение тел в пространстве;

д) движение есть способ существования идеи.

4. Кто из философов впервые сформулировал проблему соотношения движения и покоя и попытался доказать, что движение есть видимость, кажимость, по существу движения нет?

(Фалес, Гераклит, Зенон, Кант, Гегель).

1. Какой из законов диалектики выражает суть, ядро диалектики?

а) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

б) закон отрицания отрицания;

в) закон единства и борьбы противоположностей.

2. Выберите правильный вариант ответа. С точки зрения материалистической философии категории это:

а) априорные формы рассудка;

б) разряд, группа предметов, явлений, лиц, объединенных общностью каких-либо признаков;

в) отражение наиболее общих и существенных свойств, сторон, отношения явлений действительности и познания.

3. Элементы какого закона диалектики проявляются в следующих высказываниях Марка Твена:

4. Выберите правильный вариант ответа:

б) общее реально не существует, в действительности существуют только единичные вещи ;

в) общее реально существует, но оно существует через единичное, проявляется в нем как повторяющееся во многих единичных вещах;

г) общее существует только как имя, которое присваивается вещи познающим субъектом.

5. Выберите правильный вариант ответа. Закон отрицания отрицания:

а) позволяет понять противоречивый характер прогресса в природе и обществе;

в) раскрывает направление развития природы, общества, мышления.

1. Выстройте ряд факторов, обусловливающих политическую жизнь общества по степени первичности, важности:

а) духовная культура;

б) моральные законы общества;

в) государственное устройство;

г) обычаи и традиции;

д) уровень развития материального производства;

е) характер разделения труда, отношения собственности;

ж) политическая власть;

з) политическая идеология.

2. Выделите решающий фактор, определяющий возникновение государства:

3. Выделите основной и исторический первый элемент политической системы общества:

а) политические партии; б) профессиональные союзы; в) государство.

4. Какие из перечисленных определений характеризуют сущность государства?

а) государство – это организация, созданная для того, чтобы люди жили спокойно и счастливо;

б) сущность государства в его насилии;

в) государство – это организация, обеспечивающая своим гражданам мир и всеобщую защиту;

г ) государство – это орудие, машина для эксплуатации одного класса другим;

д) государство – это доклассовая организация общества, решающая крупномасштабные экономические проблемы (ирригация, строительство стратегических дорог и т.д.);

е) государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций?

5. Что из перечисленных элементов входит в структуру обыденного политического сознания, а что в структуру теоретического?

а) чувства людей, оправдывающие конкретные действия лидеров политических партий, движений, либо отвергающие их;

б) система научных по форме взглядов;

в) безразличие к политической жизни;

г) политические документы;

д) политические мифы;

е) наличие профессионалов-идеологов.

6. По мнению какого мыслителя «Всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений»?

а) З.Фрейда; б) К.Юнга; в) Э.Фромма.

7. Каким термином обозначают мировоззренческую позицию, которая заключается в абсолютизации роли науки в системе культуры?

а) техницизм; б) сциентизм; в) рационализм.

1. Кто из перечисленных философов считал, что человек существо не общественное?

(Аристотель, Гоббс, Декарт, Гегель).

2. Какие определения сущности человека относятся к античной философии, а какие к философии христианского средневековья?

а) человек стремится к нравственному совершенству на основе познания истины;

б) человек – пассивный участник божественного порядка и является существом тварным;

в) человек – существо общественное, государственное, политическое;

г) человека делает человеком душа, а тело – враждебная ей материя;

д) человек есть личностное единство души и тела;

е) человек – это общественное животное, наделенное разумом.

3. К каким направлениям в русской философии относятся следующие определения сущности человека:

а) человек – высшее произведение природы;

б) главное для человека – его духовная, божественная сущность. Человек раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог проявляется в человеке;

в) человек в своей глубинной сущности содержит два противоположных начала – Бога и дьявола, добро и зло?

4. Основные воззрения на природу человека:

а) человек есть микрокосмос, существо двойственное, состоящее из тела и души;

б) природа человека трехчастна: тело-душа-дух;

в) человек – существо бессознательное;

г) специфика человека – в разуме, в мышлении, рациональности. Ясное содержание души – это сознание;

д) человек есть «атом» общества, в котором «пересекаются» все общественные отношения.

Определите, какие из воззрений отражают позицию философовантичности , Нового времени, Ницше, Маркса, средневековых философов.

5. Какие из перечисленных свойств человека относятся к биологическим свойствам, а какие к социальным?

в) нравственные принципы, установки;

г) отношение к работе;

д) отношение к себе;

е) отношение к верам;

ж) отношение к друзьям;

6. Отождествление себя с другим человеком, его социальными ролями:

7. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества:

а) стагнация; б) социализация; в) стратификация.

б) лицо, достигшее совершеннолетия;

в) человек, внесший исключительный вклад в историю;

г) индивид, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.

9. Кто из немецких философов создал «этику любви» и утверждал, что человек человеку Бог?

а) И.Кант; б) Гегель; в) Л.Фейербах.

а) производство материальных благ на основе природных ресурсов; степень загрязненности воды, воздуха и почвы;

б) науку, изучающую взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой;

в) науку о клеточном строении живых организмов и растений; г) науку, изучающую озоновые «дыры».

б) область распространения жизни на Земле, состав, структура и энергетика которой определяются деятельностью живых организмов;

в) совокупность животных, растений и микроорганизмов, населяющих участок среды обитания с более или менее однородными условиями жизни;

г) воздушный бассейн Земли.

а) то же, что и биосфера;

б) наука о развитии жизни на Земле;

в) верхняя твердая оболочка Земли, включающая земную кору и часть верхней мантии:

г) новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития;

д) искусственная среда обитания растений и животных: парки, питомники, заповедники, зоопарки, дендрарии и т.п.

а) использование новейших технологий в природоохранной деятельности человека;

б) управление и власть на предприятиях и в обществе в целом должны перейти к технической интеллигенции, технократам;

в) совокупность машин, механизмов, приборов, устройств, орудий в добыче и использовании природных ресурсов;

г) расширение власти человека над природой без учета возможных последствий.

а) человек – «царь» природы;

б) «нам нечего ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача»;

в) необходимость переселения человечества на другие планеты;

г) ответственность разума перед природой.

а) «я мыслю, следовательно, я существую»;

в) «порядок и связь идей тот же, что и порядок и связь вещей».

2. Кто основал философскую школу «Академия», признанную впоследствии школой идеализма?

а) Платон; б) Юлий Цезарь; в) Аристотель.

3. Какие из перечисленных положений относятся к эмпиризму, а какие к рационализму?

а) интеллектуальная интуиция;

г) экспериментальная деятельность;

ж) познание сущности.

4. Родоначальником какого направления философии считают Демокрита?

а) скептицизма; б) идеализма; в) материализма.

5. Основателем какой философской системы является Гегель?

а) материализма; б) объективного, абсолютного идеализма; в) субъективного идеализма.

6. Можно ли утверждать, что французский философ Р. Декарт является основателем индуктивного метода познания (Да, нет).

7. Что означает принцип «cogito ergo sum» в философии Нового времени?

а) принцип нравственного совершенствования; б) исходное начало знания; в) источник откровения.

8. Можно ли утверждать, что в учении о субстанции Декарт был дуалистом (Да, нет).

9. «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Кто из представителей сенсуалистической традиции в гносеологии является автором вышеприведенного высказывания?

(Лейбниц, Декарт, Локк, Беркли, Руссо, Бэкон, Вольтер).

1. Кто из русских философов является создателем «философии всеединства»?

(Ломоносов, Чаадаев, Чернышевский, Соловьев, Бердяев, Лосев).

2. Кто из русских философовкосмистов создал философию «общего дела»

(Соловьев, Франк, Флоренский, Федоров, Бердяев, Лосский, Вернадский).

3. Кто из русских философов ХХ в. сказал, что «свобода первичнее бытия»?

(Писарев, Флоренский, Лосский, Лосев, Бердяев, Бакунин).

4. У кого из русских философов «вся философия антропологична»?

(Рязанов, Флоренский, Соловьев, Бердяев, Федоров).

5. Кто заложил основы естественнонаучного реализма в русской науке и философии?

(В.Н.Татищев, И.М.Посошков, А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев).

6. Что характерно для философских взглядов А.Н. Радищева?

а) идея народной революции; б) критика крепостного права в России; в) идея материальности мира.

7. Традицией русской духовной культуры является:

а) синтез философии и литературы ХIХ в.;

б) борьба двух течений в философии – западничества и славянофильства;

в) поиск социального идеала, выбора путей и форм ее дальнейшего развития.

8. Можно ли считать, что «западники» были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития? (Да, нет).

9. Какие черты присущи русской философии в советский период?

а) крайне идеологизированный характер;

б) канонический характер;

в) подчиненность политике;

г) культ теоретиков марксизма, материалов съездов КПСС;

д) свобода интеллектуального творчества; е) атеизм;

ж) многоаспектность философских исследований.

1. Что наиболее характерно в определении пространства и времени для метафизической концепции?

а) пространство-время есть многомерное образование;

б) пространство и время изменяются вблизи гравитационных масс и в зависимости от скорости движения тел;

в) пространство однородно и изотропно; время есть бесконечная, равномерная длительность из прошлого через настоящее в будущее;

г) пространство и время есть объективные и всеобщие формы существования материи.

2. Какое свойство материи в наибольшей мере выражает ее сущность с точки зрения гносеологии диалектического материализма?

б) существование в пространстве и времени;

в) быть объективной реальностью;

г) неуничтожимость и несотворимость;

3. Кто из философов определял пространство и время как априорно присущие свойства человеческого созерцания?

(Спиноза, Кант, Декарт, Гегель, Маркс).

4. Из приведенных ниже положений выберите такое, которое наиболее полно с философской точки зрения раскрывает содержание понятия «сознание».

а) субъективная реальность, образующая внутренний мир человека, состоящий из ощущений, представлений, эмоций, понятий, суждений и умозаключений;

б) функция мозга, результат активности высших структур нервной системы человека;

в) высшая форма отражения действительности, сформировавшаяся у человека на базе трудовой и речевой деятельности и воплощающаяся в системе идеальных образов;

г) субъективный образ объективного мира; д) высшая функция мозга человека, связанная с его речью и заключающаяся в обобщенном отражении действительности.

а) то, что общезначимо, что согласуется с мнением большинства;

б) то, что соответствует объективной сущности вещей ;

в) то, что приводит к успеху в индивидуальной жизни человека.

7. Выберите правильный вариант ответа. Объективность истины означает:

а) содержание истинного знания не зависит от субъекта, т.е. определяется объектом;

б) истина существовала до возникновения человека, человечества.

8. Выберите наиболее верное определение идеального:

а) результат воображения, фантазии;

б) сущность человеческого сознания;

в) некая совершенная форма;

г) категория для обозначения сознания человека или субъективной реальности в целом;

д) материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней.

9. Выберите наиболее аргументированное положение противников «машинного мышления»:

а) машины не обладают сознанием, а его основой может быть только живой мозг человека;

б) для того чтобы машины обладали мышлением, надо было бы смоделировать все структуры и стороны деятельности сознания, а это принципиально невозможно, так как сознание непрерывно развивается;

в) для мышления необходимо чувствовать, обладать самосознанием, волей, желаниями, способностью целеполагания, а всего этого у машин нет; для наличия мышления совокупность машин должна бы представлять собой если не более высокую, то, по крайней мере, аналогичную социальную формулу движения материи.

1. Определите философскую позицию автора высказывания:

«Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее… следовательно, она реальна. Устрани ощущение мягкости, влажности, красноты, терпкости, и ты уничтожишь вишню. Так как она не есть бытие, отличное от ощущений, то вишня, я утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных впечатлений…»:

а) объективный идеализм; б) субъективный идеализм; в) агностицизм.

2. Определите, какое из определений истины представляет прагматизм, конвенционализм, неотомизм, аналитическая философия. Истина это:

а) продукт соглашения;

б) убеждения, способствующие успеху практики;

в) свойство высказывания, которому соответствуют факты;

г) открывающаяся сущность вещи.

3. Выделите положения, где выражено обывательское понимание идеализма:

а) идеализм – это стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству;

б) идеализм – это туманные, далекие от жизни рассуждения, попытка забыть о «прозе» жизни и т.д.;

в) идеализм – это признание идей, сознания за первичное, определяющее материальное;

г) идеализм – это утверждение, что идеи, мысли существуют реально.

4. Найдите самый существенный признак метафизического метода в философии:

а) отрицание всякого движения и развития; б) отрицание внутреннего источника развития; в) отрицание бесконечности развития.

5. Определите формы чувственной ступени познания:

а) понятие; б) восприятие; в) умозаключение; г) представление;

6. Какой тип философского мировоззрения характерен для эпохи Возрождения?

а) наукоцентризм; б) антропоцентризм; в) теоцентризм.

7. Высказывание о культуре, с которым нельзя согласиться:

а) «Бескультурных народов не бывает»;

б) «Культура наследуется биологически»;

в) «Выражение «малокультурные народы» бескультурно»;

г)«Культура такой же древний феномен, как и человечество».

8. Из данных понятий постройте ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим:

понятие, познание, психика, мышление, сознание.

1. Происходили ли раньше в истории человечества научнотехнические революции? (Да, нет)

2. Выберите основной элемент в системе производственных отношений:

а) отношения по поводу собственности на средства производства;

б) отношения распределения предметов и услуг;

в) отношения обмена деятельностью, товарами и услугами;

г) отношения потребления.

3. Можно ли утверждать, что противоречия между производством и распределением, распределением и обменом, производством и потреблением выступают в качестве движущих сил развития экономической жизни общества? (Да, нет.)

4. Экономическая жизнь общества есть сложное взаимодействие различных объективных и субъективных сторон. Выберите из перечисленных главные:

а) объективные потребности и интересы людей;

б) производительные силы и производственные отношения (способ производства);

в) экономические законы;

г) экономическое сознание людей – воля, цели, ценностные ориентации, интеллект и т.д.;

д) теоретическое экономическое сознание;

е) инстинкт конкуренции;

ж) мастерство, стяжательство, «хозяйственный дух»;

з) осознание людьми их экономических интересов.

5. Известно, что существование и развитие общества невозможно без таких факторов, как географическая среда, народонаселение, способ производства материальных благ. Какой из факторов, по вашему мнению, является определяющим?

6. Можно ли утверждать, что воздействие НТР на общество и человека приводит:

а) к негативным последствиям; б) позитивным последствиям; в) имеются и те, и другие.

7. Высказывание Л. Фейербаха, что «во дворцах мыслят иначе, чем в хижинах», свидетельствует о признании им влияния ____________ среды на сознание людей.

а) природной в) технической

б) социальной г) космической

1. Способ периодизации исторического процесса в социальной теории К. Маркса:

а) схема «священное – профанное»;

в) схема «аграрная – индустриальная – информационная»;

2. Какое из определений общественного сознания наиболее содержательно? Общественное сознание это:

а) отражение и творение общественного бытия; б) общественная психология и идеология; в) совокупность всех его форм.

3. Содержанием какой формы общественного сознания является отношение людей к государству и государственным делам?

а) нравственного сознания;

б) эстетического сознания;

в) правового сознания;

г) научного сознания;

д) политического сознания;

е) религиозного сознания;

ж) философского сознания.

4. О какой форме общественного сознания можно сказать, что в ней отражается воля господствующего класса, возведенная в закон?

а) о религиозном сознании; б) научном сознании; в) правовом сознании;

г) эстетическом сознании; д) политическом сознании; е) философском сознании.

5. Кто из современных философов связывает начало всемирноисторического процесса с понятием «осевое время»?

а) М. Хайдеггер; б) К. Ясперс; в) О. Шпенглер.

6. Выберите правильный вариант ответа. Материя с позиции современного материализма есть:

а) ткань, из которой шьют одежду;

б) вещество в трёх состояниях;

в) кирпичик мироздания;

г) философская категория для обозначения объективной реальности.

7. Выберите правильный вариант ответа. В науке различают два уровня исследования:

а) эмпирический и теоретический;

б) интуитивный и рациональный;

в) чувственный и логический;

г) гуманитарный и естественнонаучный.

8. Как называется Международная общественная организация, созданная в 1968 г. для анализа наиболее острых проблем современности?

а) Лондонский клуб; б) Парижский клуб; в) Бильдербергский клуб; г) Римский клуб.

9. Выделение в сознании общества психологических и идеологических уровней проводится:

а) по критерию «обыденное – теоретическое»;

б) по степени и характеру выраженности социальных позиций людей;

в) по критерию «истина – ложь»;

г) по критерию «индивидуальное – коллективное».

1. Из перечисленных ниже проблем выделите проблемы, наиболее актуальные для второй половины ХХ века:

а) философское; б) гуманистические; в) экологические;

г) выживание человечества; д) конец света.

2. Согласно Дарвину, существуют следующие виды борьбы за выживание:

а) внутривидовой, межвидовой и между группами видов; б) внутривидовой, межвидовой, с неживой природой; в) межвидовой и с неживой природой.

3. Определите, какой из указанных подходов к исследованию исторического процесса определяется как марксистский:

а) цивилизационный (культурно-исторический); б) социально-экономический (формационный); в) стадиальный (технико-технологический); г) религиозный (теологический).

4. Определите соотношение понятий «общественное бытие» и «базис» общества. Выберите правильный вариант:

а) они тождественны; б) «общественное бытие» шире по содержанию, чем «базис общества».

а) они тождественны;

б) «общественное сознание» шире по содержанию, чем «надстройка» общества;

в) «общественное сознание» уже по содержанию, чем «надстройка» общества.

а) человек и его поведение определяются биологическими законами;

б) человек – это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение;

в) решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты;

г) человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние биологические факторы;

д) поведение человека полностью предопределено его генотипом.

7. Какое из суждений наиболее адекватно выражает соотношение природы и общества?

а) общество – часть природы;

б) природа – часть общества;

в) общество и природа во взаимосвязи образуют реальный мир;

г) общество, создав культуру (вторую природу), утратило связь с природой.

8. Для какой философской позиции характерно понимание общества как части природы?

а) психологизм; б) натурализм.

9. Представителем какого подхода к изучению социальных явлений является Ш. Монтескье?

а) биологический детерминизм; б) географический детерминизм; в) психологический детерминизм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *