Праведный вандализм это что значит
Вандализм праведный и неправедный: Почему на Украине теперь сносят памятные доски своим же поэтам?
Во Львове уничтожили мемориальную доску Ивану Франко. Просто так. Среди бела дня. Был Каменяр – и нет Каменяра.
Новость эта вызывает, по меньшей мере, удивление. Ведь со школьной скамьи каждое молодое поколение украинцев изучало творчество борца за свободу, великого Каменяра, Ивана Франко. Версий едва ли не меньше, чем в знаменитой песне Высоцкого «Почему аборигены съели Кука? ». Может быть просто »бумеранг ненависти» вернулся наконец?
Долго уничтожали памятники Ленину, нанося кому-то душевные раны. Среди молодежи на постсоветском пространстве есть сторонники социализма. И в самой домайданной Украине было сильно комсомолькое движение (при возрожденной коммунистической партии). И вот пришел момент когда кто-то стал уничтожать святыни декоммунизаторов. Такая себе гражданская война на уровне монументов.
А может принцип такой: Учили Франко в советской школе – долой, как коммуняку?
В течение 1878-1879 годов в доме, на котором размещалась доска, проживал Иван Франко. Львовский областной совет еще в декабре 1988 года признал этот дом памятником архитектуры местного значения. Но в умах поколения воинствующих националистов все, что было до 1991 года – советское и вражеское, а в школах они, видимо, не учатся.
Зачем? И так понятно, что Украина понад усе. А с Каменярами или без, не важно.
Закон выжидания: как справиться с вандалами
Из хулиганских побуждений
Вандализм — явление не новое, хулиганы, покушавшиеся на госимущество, существовали даже в самые суровые с точки зрения надзора за соблюдением законности времена. Они обрывали трубки в телефонных будках, вырезали надписи на деревянных скамейках, портили сиденья и стены автобусов и поездов, стирали надписи на информационных таблицах, установленных в общественных местах. Орудием им служили нехитрые подручные материалы, баллончиков с краской не было, даже фломастеры были дефицитом. Но и эти, на первый взгляд сравнительно безобидные, развлечения приносили огромный ущерб.
Со временем вандализм обрел иные формы и масштабы. Так, за 2013 год только Московскому метрополитену был причинен ущерб на 55 млн рублей, Московская железная дорога в 2014 году потратила на восстановление испорченных составов порядка 20 млн рублей.
Часто народный гнев и творческие порывы обрушиваются на остановки общественного транспорта. Старые павильоны из металлического профиля было испортить сложнее, а восстановить дешевле. Новые, из органического стекла, оснащенные подсветками, сенсорными панелями, экранами с виртуальной картой и местоположением ближайшего автобуса, устройством для зарядки мобильного телефона, обходится городскому бюджету минимум в 200 тыс. рублей. Вандалов эстетические достоинства строений и их электронная начинка не останаваливают, а иногда и раззадоривают. Итог — разбитые стекла, торчащие провода, сломанные сиденья. Градус народной агрессии растет, что подтверждают и городские сводки.
Тамбовское МБУ «Пассажирские перевозки» — организация, которая устраняет последствия действий вандалов, ее представители каждый день выезжают на пострадавшие объекты. Некоторые объекты подвергаются атакам постоянно, к примеру, многострадальный остановочный пункт под названием «Социалистическая» в течение двух лет разбивали семь раз. В спальных районах вандалы орудуют с печальным постоянством. Лайтбоксы, крыши, элементы светопрозрачной конструкции, боковые стенки, фронтальные элементы — они не оставляют без внимания ни одну поверхность.
Бывает, что происходит это и при свидетелях. Так, осенью в самом центре Тамбова мужчина на глазах у прохожих поочередно разбил несколько стекол остановочного павильона. Для каждого удара у него был припасен новый камень. Очевидцы сняли произошедшее на видео, на записи слышно, как дебошир перед каждой атакой произносит: «Противогаз». К счастью, никто из прохожих и пассажиров не пострадал. Очевидцы утверждают, что вандал был неадекватен, но это скорее исключение. Чаще всего подобные деяния совершают люди вполне вменяемые.
— Расходы по замене таких стекол составляют порядка 30 тыс. рублей, но оперативно заменить их мы не всегда можем. Это особое закаленное стекло, мы его заказываем под размер на заводе в городе Энгельсе Саратовской области. Причем заказывать приходится сразу немалыми партиями, естественно, по цене этого года. Плюс немалые транспортные расходы. Для городского бюджета это ощутимые траты, а для нашего небольшого отдела — серьезная нагрузка. По городу мы обслуживаем порядка 360 таких павильонов. И каждый из них фактически под угрозой, — поясняет начальник отдела обслуживания остановочных павильонов МБУ «Пассажирские перевозки» Герман Зубков.
Голос улиц
К одному из проявлений бытового вандализма можно отнести и граффити. Ситуация с этим явлением сложилась очень неоднозначная, вопросов по-прежнему остается много. Где граница между вандализмом и уличным искусством, кто уполномочен эту границу проводить? Требуется ли законодательное регулирование стрит-арта? С точки зрения художника и его аудитории, изображение может быть искусством, а с точки зрения городских властей и жителей — это вандализм.
Архитекторы отмечают, что уличное искусство, с одной стороны, может повлиять на деградацию среды, а с другой — наоборот, сделать жизнь в городе более насыщенной и интересной. Для этого необходимо понимать законы, по которым формируется качественная городская среда, представлять, как в нее впишется стрит-арт.
— Несмотря на богатую историю стрит-арта, отношение к нему в нашем обществе еще не сформировалось. Вопросов здесь действительно немало. Например, как оценить художественный талант исполнителя? Важен и сам контекст стрит-арта. Одно дело — выдающееся здание, другое — забор промзоны. Оценка — дело сугубо субъективное. Ведь не каждый чиновник может, скажем, оценить андеграундного художника стрит-арта Бэнкси. Попытки ввести уличное искусство в правовое поле есть — городские власти ищут талантливых художников и делают конкретный заказ на оформление какого-нибудь торца здания, — отмечает архитектор и исследователь городской культуры Сергей Сарычев.
Образовательный стрит-арт
Для уличных живописцев уже не первый год устраивают состязания, позволяющие выявить местные таланты. Так, например, членам художественной студии T-ART доверили расписать стену давно выведенной из строя кислородной станции на набережной Тамбова. Для участия в одном из баттлов они выбрали тему «Кино» и изобразили на участке стены эволюцию киноиндустрии от немого кино и Чарли Чаплина до 3D-формата.
— Мимо этого места проходит много людей, здание имеет интересные объемы. На этой стене постоянно кто-то что-то пишет, часто неприличное. Вот мы и подумали — почему бы не сделать что-нибудь эстетичное, — говорит художник Корней Нишуков.
Члены той же студии разработали эскиз росписи стены в Тамбове на пересечении улиц Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Богатырь, золотая рыбка, месяц, синее море и зеленые леса. Заказчиком этого сказочного полотна по мотивам произведений Пушкина стала Тамбовская областная библиотека, которая носит имя поэта.
По словам художника Андрея Вертилецкого, на роспись этих 30 кв. м ушло около 50 баллончиков с краской. Место для росписи и сказочная тематика были выбраны не случайно, авторы подчеркивают, что сказки Пушкина — это культурный код, который понятен всем. Кроме того, рядом находится школа, в этом районе гуляют молодые родители с детьми.
Цена граффити
Но арт арту рознь. Отыскать художественные росписи стен в провинциальных городах не так-то просто, скорее это единичные случаи. Хотя все предпочитают жить в чистоте и уюте, стены снаружи и внутри зданий, на лестничных площадках многих домов находятся в удручающем состоянии. И если муниципальные власти пытаются наладить диалог с представителями уличного искусства, предоставляя возможность художникам упражняться на безликих серых заборах и глухих стенах, отношение горожан к стихийной, хотя бы даже и высокохудожественной, росписи тоже неоднозначно.
А вот отношение закона к такому арту вполне конкретное: любая надпись на стене является нелегальной, если, конечно, не было получено разрешение от собственника. В противном случае авторы граффити и граждане, которые занимаются самодеятельной росписью, наносят своим творчеством финансовый ущерб, как собственникам зданий, так и местному бюджету.
Чтобы действовать легально, необходимо получить согласие всех жильцов. Так как стены в подъезде относятся к общему имуществу, в соответствии со ст. 44 ЖК РФ вопрос о получении разрешения на размещение на них какого-либо изображения необходимо поставить на общем собрании собственников жилья. При этом, во избежание недоразумений в будущем, лучше детально указать содержание будущего произведения или приложить эскиз.
За несанкционированные художества установлена как административная, так и уголовная ответственность. Но привлечь таких творцов к ответу чаще всего не удается. Обычно порча стен происходит под покровом ночи в безлюдных местах. Установить круглосуточную охрану и видеонаблюдение за каждым зданием невозможно. Очистка домов от несанкционированного арта обходится городу в круглую сумму, которую можно было бы потратить на полезные нужды.
Ломают все
Как говорят специалисты, жажда разрушения вызывается целым комплексом причин. Это и агрессия, которая накапливается в результате гормональных изменений, конфликтов в семье, нахождения человека на низкой социальной ступени, и размытость этических норм и правил поведения, и недостаток моральных ориентиров, особенно для подростков, и низкая бытовая культура общества в целом. Еще одна причина вандализма –— это результат обесценивания труда других людей и роста потребительских настроений.
— Подростковый возраст связан в первую очередь с внутренним бунтом против авторитетов, попытками осознать и утвердить собственный авторитет. Вандализм взрослых людей отражает их культуру и морально-нравственные ценности. К примеру, человек, сдающий на чермет ограду детского сада, этим будет заниматься не из нужды, а потому что в своем испорченном мировоззрении он оправдал подобный образ жизни. При этом, как правило, включается психологическая защита — проекция. Человек наделяет своими мотивами и поступками окружающих людей и так выстраивает иллюзорный мир вокруг себя: все воруют, все ломают, все мусорят. Если говорить о жажде разрушения, в этом случае человек не имеет финансовой корысти, но получает кратковременное удовольствие от того, что сломал что-то красивое. Здесь налицо глубокий внутриличностный кризис, замешанный на чувстве вины. Когда человек долго не может и не хочет себя простить за что-то важное, то либо впадает в депрессию, либо проявления красоты начинают его раздражать. Это как напоминание о той красоте внутри себя, которую он утратил, — говорит психолог Денис Даровов.
Не пойман — не вандал
В России, утверждают юристы, фактически не работает механизм наказания за незаконную разрисовку стен. В отличие от США и стран Западной Европы, в которых действуют суровые законы против граффистов, вплоть до пожизненного лишения свободы, в нашем законодательстве специальных пунктов по этим нарушениям не предусмотрено. Попавшегося с поличным уличного художника в худшем случае ждет административное наказание в виде незначительного штрафа.
— Уголовный кодекс РФ в ст. 214 предусматривает ответственность за вандализм, под которым понимается осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, — отмечает юрист и адвокат Сергей Кочетов. — Данные деяния квалифицируются как уголовные преступления, за которые виновное лицо будет нести ответственность от наложения штрафа до 40 тыс. рублей до лишения свободы на срок до трех лет.
Здесь могут возникнуть и отягчающие обстоятельства. За публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности виновных ждет штраф в размере до 300 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до 5 лет (ст. 280 УК РФ). Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, а также лишение свободы на срок до двух лет грозит гражданину за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека (либо группы лиц) по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично (ст. 282 УК РФ).
— Если в рисунке или надписи будет содержаться малейший намек на всё это, то при квалификации действий виновного могут быть применены указанные статьи, — подчеркивает эксперт.
Для того чтобы избежать ответственности, художнику придется доказать, что в результате создания граффити никакого осквернения не произошло, наоборот, эстетический вид объекта улучшился. Сделать это не так-то просто — надо провести искусствоведческую экспертизу, а затем, если заключение будет положительным, использовать его в качестве полноценного доказательства отсутствия в действиях состава преступления, что достаточно проблематично.
Вандализм
Вандализм – это специфическое состояние духа субъекта, толкающее его на разрушение, осквернение предметов культуры, творений искусства и порчу иных объектов общественного значения. Понятие вандализма имеет отрицательное значение в социуме и являет собой одну из форм девиантного поведенческого реагирования. Проблема данного явления заключается в бессмысленности действий, целенаправленных на истребление объектов общественного достояния, уничтожение исторических памятников, осквернение жилых домов либо иных объектов социальной инфраструктуры, порчу имущества. Конкретно такие действия могут обнаруживаться в нанесении различных надписей (часто нецензурной направленности) на заборах и фасадах зданий, в пачкании стен сооружений в общественных местах, уродовании общественного транспорта, лифтов, повреждении аттракционов, мусорных баков.
Вандализм и хулиганство
Понятие вандализма произошло восточногерманского племени вандалов, которые летом 455 года разграбили Рим. Захватчики вывезли из «вечного города» огромное количество творений искусства и драгоценностей и, кроме того, увезли множество пленников ради получения выкупа. Данное слово имеет историческое толкование и означает грабеж или варварство.
Хоть и считается, что вандалы, преимущественно, грабили и вывозили ценности, нежели уничтожали и портили их, все равно за ними утвердилась слава бескультурных и отсталых «варваров». Возможно, это связано с беспощадным гонением католического духовенства и уничтожением церквей в королевстве вандалов, которое находилось в северной Африке.
В современном значении впервые описываемый термин стал применяться во времена Французской революции. Аббат А. Грегуар в 1794 году выступил с информацией о творимом вандализме, разрушениях, осквернениях общественного достояния и о средствах, способных их предотвратить. Он призывал самым строгим образом пресекать уничтожение предметов искусства. При этом Грегуар под данным термином, прежде всего, подразумевал действия армии «новообразованной» Французской республики.
Девятнадцатый век прочно ввел в обиход данное понятие, которое обозначало бессмысленное уничтожение или порчу творений искусства, объектов архитектуры, предметов культуры.
Примеры вандализма: фашистский (бессмысленное уничтожение дворцов во время ВОВ), уничтожение на почве религиозного фанатизма (разрушение статуй Будды). Также безответственный туризм нередко подвергает культурное наследие угрозе разрушения. Люди, наиболее часто сталкиваются с такой вариацией бессмысленной порчи, как вандализм в подъезде.
Данное явление в современном мире широко распространено. Сегодняшний культурно-развитый мир не в состоянии отыскать «противоядие», направленное против демонстративного уничтожения фанатичными дикарями культурно-исторических ценностей. В большинстве нынешних государств существует уголовная ответственность за данные действия.
Хулиганством называют грубое нарушение общественного правопорядка, явное неуважение к общепринятым социальным нормам. Запад термин «хулиганство», преимущественно, применяет в отношении к болельщикам, хулиганящим во время соревнования любимой спортивной команды. В странах бывшего союза под описываемым понятием, как правило, подразумевается правонарушение или преступление.
Одним из часто встречаемых правонарушений является хулиганство, которое зачастую провоцируют совершение иных, более тяжких преступных деяний. Основным объектом хулиганства считается общественный порядок. Среди дополнительных объектов выделяют здоровье индивида, честь и личностное достоинство. Объектом же вандализма является общественный правопорядок.
Под хулиганством принято понимать правонарушения, обнаруживающие неуважение к другим элементам общественной системы. А взрослый и подростковый вандализм представляет собой одно из множества проявлений хулиганства, выражаемое в разрушении памятников культуры и осквернении духовных ценностей.
Вандализм молодежи и взрослых направлен, как правило, на уничтожение имущества, а не на членов социума.
Для разграничения понятий «вандализм» и «хулиганство», необходимо уразуметь, что первое направленно на результат, выражаемый в порче имущества, поэтому и совершается незаметно, второй – носит показательный характер.
Можно выделить следующие специфические отличия описываемых понятий:
— хулиганство – это общий термин, вандализм – его разновидность;
— вандализм в качестве исторического феномена известен с давних пор, а понятие хулиганство как понятие впервые возникло в 18 столетии;
— противоправные деяния вандалов нацелены на порчу предметов, а хулиганов устремлены на причинение вреда гражданам;
— хулиганство характеризуется открытой, демонстративной направленностью, а вандализм предполагает осуществление преступления тайно, «по-тихому».
Уголовная ответственность за вандализм, а также за хулиганские деяния в большинстве государств наступает с четырнадцатилетнего возраста, а за отдельные правонарушения – с шестнадцатилетнего.
Виды вандализма
Существует немалое число различных классификаций. Ниже приведены наиболее популярные из них.
По объектам осквернения он классифицируется на:
— граффити и его разновидности теггинг и бомбинг (если рисунки характеризуются антиобщественным, аморальным содержанием);
— уничтожение или порчу памятников культуры, картин.
Граффити называют любые надписи, изображения, всевозможные рисунки на фасадах зданий, заборах или иных поверхностях, нанесенных при помощи краски, чернил либо выцарапанные. К данному виду уличного «искусства» относят любые вариации нанесения образов, картин, надписей на различные поверхности.
Теггинг является разновидностью граффити, заключающийся в быстром нанесении подписи творца на различные поверхности, преимущественно, в общественных местах.
Бомбинг также считается разновидностью граффити и представляет собой использование при нанесении рисунков или подписей на поверхности довольно простых шрифтов либо реже персонажей, состоящих, как правило, из одного цвета, применяемого для заливки, и другого – для контура.
Сегодня существует множество споров на тему: «граффити искусство или вандализм». Некоторые социологи считают «стрит-арт», прежде всего, стремлением к художественному самоутверждению. Поскольку большинство молодых приверженцев уличного «искусства» не могут иным способом проявить себя, заявить о себе, обнародовать собственное творчество. Другие ученые убеждены, что индивиды, занимающиеся бесполезной разрисовкой поверхностей, просто не ощущают себя элементом социума, принадлежащим этому обществу. Собственный протест они выражают посредством акта вандализма.
Таким образом, современное общество не имеет четкого ответа на вопрос: «граффити искусство или вандализм». Так или иначе, большинство исследователей считают «стрит-арт» самым простым средством для самовыражения, самоутверждения. Различные вариации граффити сегодня используются в рекламных роликах, в клипах, компьютерных играх.
Мотивы и причины вандализма, проявляемого в разрисовке стен, недостаточно изучены. Однако было установлено, что подростковый вандализм может возникать вследствие отклонений в эмоциональных взаимоотношениях в семье, недоразвитости позитивных склонностей и интересов, их отчуждения от семьи, общественной деятельности и коллективных отношений, отсутствия у них сформированности жизненного смысла и целей, влияния моделей различных субкультур на выработку негативных мировоззренческих шаблонов и стереотипов поведения, нарушение в процессах социализации.
К наиболее частым современным видам вандализма относят различные разрушения в населенных пунктах, порчу почтовых ящиков, сидений в транспорте, наезд на газоны, битье стекол, фонарей, лампочек, камер наблюдений, разрисовку стен зданий, гаражей, домов, пачкание краской автомобилей, вандализм в подъезде и др.
Классификация вандализма по Е.Евменовой:
— совершаемый в отношении малых архитектурных форм (различных ларьков);
— вандализм музыкально-спортивных фанатов;
— разрушающие действия, совершаемые из мести;
— разрушение памятников и иных объектов культуры;
Перечисленные виды вряд ли можно именовать классификацией, так как этот перечень составлен без попыток выделить какой-то определенный признак, который смог бы стать основанием для систематизации. Так, к примеру, корыстный, идеологический и вандализм молодежи и взрослых лиц, совершаемый из мести, выделяются по мотивам, спровоцировавшим такие действия. А осквернение могил, экологический, вандализм памятников и иных объектов культуры можно классифицировать по предметам посягательства.
Вандализм спортивно-музыкальных фанатов – по субъектам, электронно-вычислительный – по средствам и специфическим последствиям.
Ряд авторов предлагает выстроить классификацию по криминологическому содержанию отдельных его проявлений, которое складывается из превалирующих мотивов и социальных взаимоотношений, в сфере которых происходит правонарушение. Поэтому они выделяют шесть разновидностей вандализма, а именно действия эпатажного характера, бытовой, криминальный, террористический, идеологический и государственно-чиновничий.
Эпатажный свойственен, преимущественно, несовершеннолетним или лицам, едва достигшим восемнадцатилетия. Они совершают подобные деяния из хулиганских побуждений, ради самоутверждения, в качестве своеобразного бессознательного протеста против принятых в социуме поведенческих норм, правил приличия и порядочности. К данному виду относят осквернение святынь и могил, надписи непристойного содержания, повреждение лифтов, битье оконных стекол в различных учреждениях. Наиболее опасными считаются изуверства лиц, входящих в секту сатанистов.
Описываемая форма вандализма считается наиболее распространенной. Особое внимание следует уделить ее вариации, а именно действиям, совершаемыми спортивными фанами, особенно футбольными болельщиками. Они зачастую провоцируют на стадионах, площадях и улицах массовые беспорядки, сопровождающиеся драками и масштабными погромами.
На почве неприязненно-неблагоприятных взаимоотношений в семье, отклонений во взаимодействие между соседями, членами различных социальных коллективов (например, трудовых) возникает проблема вандализма бытовой направленности. В этом случае агрессия с личности потерпевшего смещается на имущество, находящееся в его собственности. Чаще подобный вид деяний совершается под действием алкоголя: буян бессознательно срывает свою агрессию на предметах, тем самым, избегая совершения преступлений против личности более тяжкого характера.
Примеры вандализма бытовой направленности: в результате ссоры с отцом во время совместного распития спиртосодержащих жидкостей некий гражданин Н. в гневе вылил на пол их общей жилплощади бутылку бензина и осуществил поджог. В результате сгорел телевизор, дверь, часть мебели и одежда. Сыну и отцу удалось предотвратить распространение пожара.
Когда повреждение либо уничтожение объектов совершается с целью устрашения коммерсантов рэкетом, ради корысти, сокрытия следов серьезных преступленных действий, в ходе осуществления иной противозаконной деятельности можно говорить о криминальном вандализме.
Криминальный вандализм наказание зависит от степени нанесенного ущерба.
Идеологический вандализм представляет собой различные действия, направленные против символики государства, на памятники героям ВОВ и могилы известных политических деятелей. Также к данной категории можно отнести и посягательства на собственность по причине «классовой вражды». Нередко идеологическому преступлению сопутствуют террористические акты.
Агрессия, в частности в виде деструктивного нападения, разрушительной атаки, совершалась ранее и по сей день вершится религиозными фанатиками.
Вандализм на кладбище
Вандалы разгромили вечный город в 455 году. С тех пор минуло более тысячи лет, но современные вандалы превзошли даже представителей восточногерманского племени. Сегодня они уничтожают не только культурно-архитектурные памятники, здания, транспорт, но и места, где человеческое тело находит свое последнее пристанище, места, куда приходят люди, чтобы помянуть умерших, вспомнить их, «пообщаться» с ними.
К сожалению, кладбищенский вандализм в современном мире довольно распространенный феномен. Часто он возникает как следствие чрезмерного употребления различных «горячительных» жидкостей. Но страшнее, когда причины вандализма на кладбищах кроются в ненависти к этническим меньшинствам, в национальной или религиозной нетерпимости либо вызваны чувством легкой наживы из-за банальной корысти.
Зачастую преступниками, расхищающими или оскверняющими могилы, оказываются молодые люди, нередко, даже подростки. Они громят могильные плиты, уничтожают памятники, наносят свастику либо другие надписи, часто похабного характера, на надгробья. Еврейские кладбища наиболее страдают от их нашествий.
Корни кладбищенского вандализма спрятаны действительно глубоко. Что собой для родственников усопших являют места захоронения?! Прежде всего, для близкой родни могилы усопших – это духовные ценности. Это то, что соединяет их с ушедшими родными. Могилы хранят в себе дорогие сердцу воспоминания индивидов. Поэтому большинство исследователей данного феномена убеждены, что истинной целью кладбищенских вандалов являются именно эти ценности. Они нацелены на уничтожение духовной значимости кладбищ. Прежде всего, в подобном поведении заключается протест социальному порядку, некий вызов устоям.
Кладбищенский вандализм – это не только хулиганство, это стремление уничтожить, наплевать именно на эти ценности, нередко, желание причинить боль, если не физического плана, то хотя бы душевную.
Кладбищенский вандализм наказание предусматривает аналогичное взыскание, как за иные виды данного поведения, если вандалами не двигала идеологическая, религиозная либо расовая вражда. В этих случаях наказание будет более серьезным.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»