Правда на сцене монолог звучит более естественно чем в жизни грамматическая основа
Правда на сцене монолог звучит более естественно чем в жизни грамматическая основа
Задание №4125.
Проведение различных видов анализа слова. ОГЭ по русскому
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше. |
Синтаксический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
3) В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.
4) Две части предложения 4 осложнены вводными словами.
5) Предложение 5 сложносочинённое.
Пояснение:
Утверждения 1, 2 и 4 верные.
Показать ответ
124|142|214|241|412
Источник: ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий
Сообщить об ошибке
РУСТЬЮТОРС
Вариант 15 ОГЭ по русскому языку
Содержание:
Тест ОГЭ по русскому языку. Решать вариант 15.
↑ ЗАДАНИЕ 1. ИЗЛОЖЕНИЕ
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
АУДИО ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ:
↑ ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
3) В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.
4) Две части предложения 4 осложнены вводными словами.
5) Предложение 5 сложносочинённое.
↑ ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Суздальский музей деревянного зодчества (1) настоящий городок (2) построенный без единого гвоздя. Из дерева здесь всё (3) ложки и лавки в избе и даже крытая лемехом церковная маковка. Мельницы (4) церковь (5) домá (6) амбары и бани (7) всё привезено сюда из разных сёл Владимирской области и поставлено на территории не сохранившегося Дмитриевского монастыря. Автор проекта создания музея В.М. Анисимов писал (8) «Забыть свои корни можно и через три поколения. И потому ещё более дорогой нам становится историческая память»
↑ ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
↑ ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Прочтите текст и выполните задания 6-9.
(1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.
(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.
(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
– (6)Вадичка, мальчик, – старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, – ты забыл деньги, а я думаю – испугается, так вот – принесла.
(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.
(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
* Агеев Михаил (настоящее имя – Леви Марк Лазаревич, 1898–1973) – русский советский писатель.
↑ ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик боялся, что мать «в столь неподходящем месте расплачется», поэтому он оглянулся и посмотрел на неё.
2) На большой перемене учеников всегда выпускали во двор, какая бы погода ни была в это время.
3) Увидев мать во дворе школы, герой-рассказчик хотел незаметно проскочить мимо, стыдясь её за внешний вид.
4) Подошедшим одноклассникам герой-рассказчик вынужден был признаться, что эта жалкая старая женщина – его мать.
5) Боль, которая обожгла сердце героя-рассказчика, длилась недолго, какое-то мгновение.
↑ ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…
2) …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
3) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.
4) На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал.
5) Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
↑ ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
↑ ЗАДАНИЕ 9. СОЧИНЕНИЕ ОГЭ
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
Сочинение 9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Задание OGR0221
(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
Решение
1.Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение – это ВЕРНОЕ утверждение, так как в первой части предложения есть только один главный член – сказуемое противопоставляют (Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, …), которое выражено формой 3-го лица множественного числа настоящего времени.
То есть в предложении невозможно указать, кто именно противопоставляет диалог монологу, а только подразумевается кто-то, кого можно обозначить личным местоимением в форме множественного числа они.
2. Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы – это ВЕРНОЕ утверждение. Выделим грамматические основы:
Диалог (подлежащее) – живая форма общения (сказуемое), он (подлежащее) может длиться (сказуемое) долго; напротив, монолог (подлежащее) – искусственная форма речи (сказуемое), и обычно он (подлежащее) длится (сказуемое) недолго.
3. В предложении 3 первая грамматическая основа – правда – это НЕВЕРНОЕ утверждение, так как правда в этом предложении является вводным словом (Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни). Отметим. что без этого слова предложение не потеряет смысл.
4. Две части предложения 4 осложнены вводными словами – это ВЕРНОЕ утверждение. Выделим вводные слова в каждой из частей: Это объясняется тем, что, во-первых (вводное слово), сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых (вводное слово), сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. Эти вводные слова указывают на отношения между частями высказывания.
5. Предложение 5 сложносочинённое – это НЕВЕРНОЕ утверждение, так как это сложное предложение с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной.
И всё же известная условность (подлежащее) монолога сохраняется (сказуемое) и на сцене, чем объясняется (сказуемое) его постепенное вытеснение (подлежащее) с подмостков: в пьесах нашего времени монолог (подлежащее) занимает (сказуемое) гораздо более скромное место (сказуемое), чем раньше.
Первая грамматическая основа условность сохраняется соединяется со второй грамматической основой вытеснение объясняется с помощью подчинительного союза чем, а вторая грамматическая основа вытеснение объясняется соединяется с третьей грамматической основой монолог занимает место с помощью двоеточия.
Практикум. ОГЭ русский язык задание 2 с пояснением
Материал содержит задания с подробными рассуждениями на каждый вопрос.
Просмотр содержимого документа
«Практикум. ОГЭ русский язык задание 2 с пояснением»
1) Синтаксический анализ.
Прочитайте текст №1
(1) Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2) Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 простое нераспространённое.
2) В предложении 2 составное именное сказуемое.
3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4) Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.
5) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.
Нераспространённое – это значит, что в нём нет второстепенных членов, т.е. есть только подлежащее и сказуемое. Смотрим на предложение – ГО – потенциал огромен, а остальные слова распространяют ГО, это второстепенные члены предложения. Следовательно, предложение 1 распространенное.
Составное именное сказуемое: составное – значит, минимум два слова будут являться сказуемым. Для начала выделяем ГО – он заключён. Задаем вопрос к сказуемому он (каков?) заключён, т.е. тот, который заключили – это краткое причастие. Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола связки + именная часть. В этом предложении глагол связка ЕСТЬ – опущен (так очень часто бывает в русском языке, когда мы опускаем глагол связку – я учитель (я есть учитель)), а именная часть выражена кратким причастием (НЕ ГЛАГЛОМ). Если бы второе слово в составном сказуемом было тоже глаголом, то это составное глагольное. Подводим итог, он ЕСТЬ заключён – составное именное сказуемое.
Выделяем ГО. Сначала ищем все глаголы – (что делает?) оценивается (кто?что?) мощность – это первая ГО; (что делает?) превышает (кто?что?) первая из этих цифр – вторая ГО. Больше глаголов нет, значит и ГО больше нет. Предложение 3 имеет две ГО.
Вводно слово или конструкция не является членом предложения, и мы можем легко его убрать из предложения, и смысл, и само предложение не изменится. Нам намекают, что слово УСТАНОВЛЕНО – вводное, но это не так. От этого слова мы задаем вопрос к следующей части этого предложения – установлено (что?) что возможности……. Это предложение сложноподчиненное (подчинительный союз ЧТО), и мы не можем выкинуть слово УСТАНОВЛЕНО из предложения, так как сразу потеряется структура и смысл предложения. Значит, это предложение сложноподчинённое, без вводного слова.
Однородные – значит отвечают на один и тот же вопрос – (кто?что?) Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США – в предложении на эти вопросы отвечают только подлежащие. Следовательно, в предложении 5 есть однородные подлежащие.
Прочитайте текст № 2
(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
3) В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.
4) Две части предложения 4 осложнены вводными словами.
5) Предложение 5 сложносочинённое.
Односоставное – значит ГО будет состоять только из сказуемого (подлежащего НЕТ)
Неопределённо-личное – значит, что мы можем мысленно подставить своё подлежащее, и в неопределённо-личном – это будет местоимение ОНИ. Находим сказуемое – (что делают?) противопоставляют. Подставляем своё подлежащее ОНИ (что делают?) противопоставляют. Получается очень даже ничего. Следовательно, перед нами односоставное, неопределённо-личное предложение.
Выделяем ГО. Сначала ищем глаголы – может длиться и длится. У каждого из этих сказуемых есть своё подлежащее – ОН. Значит, уже две ГО есть. Теперь смотрим на слова, после которых стоит ТИРЕ. Слова ДИАЛОГ и МОНОЛОГ – поясняются: диалог (есть что?) – форма общения. Перед нами ГО, которая выражена именами существительными. Монолог (есть что?) форма речи.
Выделяем ГО. Ищем глагол – (что делает?) звучит (кто?что?) монолог. Нам предложили слово ПРАВДА в качестве ГО. Попробуем убрать его из предложения, уж больно оно походит на вводное слово! Действительно, предложение без этого слова не потеряло смысл и структуру. Значит, слово ПРАВДА – вводное.
Читаем предложение и видим слова ВО-ПЕРВЫХ и ВО-ВТОРЫХ. Они еще и выделены запятыми. ЗАПОМНИМ. Такие слова являются вводными.
Прочитайте текст № 3
(1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 простое глагольное сказуемое.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
3) В третьей части предложении 3 грамматическая основа – передаётся звук от удара.
4) Первая часть предложения 4 осложнена обособленным определением.
5) Предложение 5 бессоюзное сложное.
Простое глагольное сказуемое выражено формой глагола. Для нас это просто сказуемое (глагол). Ищем в предложении глагол – (кто?что?) звук (что может делать?) может распространяться. Мы видим, что у нас в сказуемом два глагола. Значит, перед нами составное глагольное.
Страшные незнакомые слова. Давай по порядку.
1. Сложноподчинённое – значит две и более ГО. Ищем – 1) тот знает, 2) кто нырял, 3) слышны звуки, удары. Точно сложное! Смотрим, как соединены эти основы между собой. Мы видим подчинительный союз ЧТО и союзное слово КТО – перед нами сложноподчинённое предложение. Полдела сделали!
2. Теперь нам надо выделить главную часть и придаточные части. От главной мы можем задать вопросы к придаточным. Придаточные поясняют нам смысл главной части.
Главная часть – Тот знает. Задаем от неё вопросы – знает (кто?) кто нырял, знает (что? О чём?) что слышны звуки и удары.
Финишная прямая! Смотрим на вопросы, которые мы задали к придаточным частям – КТО и О ЧЁМ – вопросы разные, НЕОДНОРОДНЫЕ. Вывод: перед нами сложноподчинённое предложение с НЕОДНОРОДНЫМ подчинением придаточных.
Нам предложили ГО – передается звук от удара. Проверяем. (что делает?) передается – согласны – сказуемое. (кто?что?) звук – подлежащее – согласны. Звук (какой? От чего?) от удара – определение не является ГО. Вывод: ГО в предложении 3 – звук передается.
Обособленное – выделенное запятыми. Определение – отвечает на вопрос (какой? Чей?)
Сложное – две и более ГО. Бессоюзное – ГО соединены без союзов. Но мы сразу видим подчинительный союз ЧТО. Перед нами сложноподчиненное предложение. ОДНОЗНАЧНО!
Прочитайте текст № 4
(1)В мировой художественной литературе немало примеров того, как с помощью слова можно описать музыку и те сложные впечатления, которые возникают у слушателя при восприятии музыкального произведения. (2)Одним из таких художников слова являлся Иван Сергеевич Тургенев. (3)Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное пребывание с раннего детства в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию писателем музыкального искусства и сказались на характере его творчества. (4)Большинство произведений Тургенева связано с музыкой. (5)Музыка становится средством характеристики героев, выражением авторской позиции.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.
2) Предложение 2 неполное.
3) Предложение 3 односоставное, распространённое.
4) Предложение 4 простое двусоставное.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.
Сложноподчинённое – две и более ГО, соединённые подчинительными союзами.
1) ЕСТЬ (опущен глагол связка) немало примеров, 2) можно описать, 3) которые возникают. Подчинительные союзы(союзные слова) – как, которые. Определяем главную и зависимые части, задаем вопросы. 1) немало примеров (каких?) 2) как с помощью …… впечатления (какие?) 3) которые возникают. Смотрим на вопросы. Первое, что мы видим – это то, что вопросы задаются не только от главной части. Второй вопрос задан от придаточной к следующему придаточному – ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, друг за другом. Перед нами сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением.
Односоставное – только один из членов ГО (либо только подлежащее, либо только сказуемое)
Распространённое – помимо ГО есть еще и второстепенные члены. В данном предложении есть и однородные подлежащие (кто?что?) музыкальность, слух, вкус, пребывание и сказуемое (что делали?) способствовали. Предложение двусоставное, распространённое.
Сложное, бессоюзное – две и более ГО, соединённых без союзов. Ищем в предложении ГО – (кто?что?) музыка (что делает?) становится средством – одна ГО, предложение простое.
Прочитайте текст № 5
(1)Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки. (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого. (3)Новое – это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, поэтому стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) является отрицание (предложение 1)
2) нельзя согласиться (предложение 2)
3) обобщение (предложение 3)
4) наука не смогла бы развиваться (предложение 4)
5) возможен разгул (предложение 5)
Первая часть сложного предложения имеет ГО – нельзя согласиться – это односоставное предложение.
(кто?что?) новое (есть что?) изменение, углубление и обобщение. Вот целая ГО!
(кто?что?) наука (что делала?) не смогла бы развиваться.
(кто?что?) разгул (что сделал?) стал бы возможен
Прочитайте текст № 6
(1)Пшеница имеет большое значение примерно для половины человечества. (2)Источники происхождения этой культуры, по мнению академика Н.И. Вавилова, находились в Азии и Средиземноморье. (3)Отсюда она постепенно распространилась по всему свету, и в наши дни мировое пшеничное поле охватывает все обитаемые континенты. (4)Главный пшеничный пояс протягивается в Северном полушарии; меньший по размерам – в Южном. (5)Получается, что нет ни одного месяца в году,в котором в той или иной части земного шара не производилась бы уборка этой культуры.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 грамматическая основа – имеет значение.
2) Предложение 2 осложнено вводной конструкцией.
3) Предложение 3 простое, осложнённое однородными сказуемыми.
4) Вторая часть предложения 4 – неполное предложение.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
(кто?что?) пшеница (что делает?) имеет значение
Ищем ГО. (кто?что?) ОНА (что сделала?) РАСПРОСТРАНИЛАСЬ и (кто?что?) ПОЛЕ (что делает?) ОХВАТЫВАЕТ – две ГО. Значит, предложение сложное.
Ищем ГО. 1) Получается, 2) нет ни одного месяца, 3) не производилась бы уборка. Подчинительный сою ЧТО и союзное слово КОТОРОМ. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Это выяснили! Дальше надо проверить как подчиняются придаточные. При неоднородном подчинении придаточные будут отвечать на разные вопросы от главной части. Проверяем. Находим главную часть – 1) получается. Задаем вопрос – 1) получается (что?) 2) что нет ни одного месяца в году (каком?) 3) в котором не производилась бы уборка….. Мы видим, что вопросы задаются последовательно, а не от одной части. Это сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
Прочитайте текст № 7
(1)Более 80% информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. (2)Неудивительно, что человечество уже в глубокой древности проявило интерес к изучению всевозможных световых явлений. (3)Для того чтобы выяснить природу света и создать теорию световых явлений, надо было собрать соответствующий экспериментальный материал и установить ряд эмпирических, то есть полученных опытным путём, законов. (4)На этой основе были выдвинуты гипотезы о природе света, а проверка следствий из них позволила опровергнуть одни предположения и подтвердить другие. (5)Так в конце XIX – начале XX века была создана современная теория световых явлений.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) воспринимая свет (предложение 1)
2) неудивительно (предложение 2)
3) чтобы выяснить (предложение 3)
4) были гипотезы (предложение 4)
5) была создана теория (предложение 5)
Неудивительно – односоставное предложение, от него задаем вопрос к следующей части сложного предложения.
ГО – выяснить, а ЧТОБЫ – это союз
(кто?что?) гипотезы были (каковы?) выдвинуты
(кто?что?) теория была (какова?) создана
Прочитайте текст № 8
(1)Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. (2)Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. (3)У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счётного устройства, для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало. (4)Счёт дюжинами ведёт свое начало от счёта по фалангам пальцев рук, при этом большой палец играл роль счётчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. (5)Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) были пальцы (предложение 1)
2) природа предоставила (предложение 2)
3) помощи хватало (предложение 3)
4) ведёт начало (предложение 4)
5) начать и закончить (предложение 5)
ГО несет в себе смысл предложения. Если мы оставим ГО – пальцы были, то смысл получается, что пальцы просто существовали, были и были! В нашем же предложении смысл должен указывать на то, что (кто?что?) пальцы (что делали?) были инструментом.
(кто?что?) природа (что сделала?) предоставила
Обратите внимание на предложенный вариант. Сразу задайте вопрос ХВАТАЛО (кого?чего?) ПОМОЩИ. Вопросы косвенных падежей (все, кроме именительного) задаются к дополнению.
Правильная ГО – хватало.
(кто?что?) счёт (что делает?) ведёт начало
(что сделать?) начать и закончить. Подлежащего (кто?что?) в этой части предложения нет.
Прочитайте текст № 9
(1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? (2)Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 простое двусоставное.
2) В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.
3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.
5) Во второй части предложения 5 грамматическая основа – которое препятствует и отражает.
Двусоставное – есть и подлежащее, и сказуемое. Ищем! (кто?что?) садовод (что делает?) поджигает.
Однородные – задается один и тот же вопрос.
Составные именные сказуемые – одно слово в сказуемом будет НЕ ГЛАГЛОМ. (кто?что?) заморозки (есть что?) воздух (есть что?) небо. Вопросы одинаковые. Сказуемые выражены существительными с глаголом-связкой ЕСТЬ, который опустили – однородные составные именные сказуемые.
Ищем ГО – 1) (кто?что?) земля (что делает?) теряет, 2) (кто?что?) корни могут (что сделать?) промёрзнуть, 3) (кто?что?) они (каковы?) не укрыты – три ГО.
Однородные – отвечают на один и тот же вопрос, который задан от одного и того же слова.
Обстоятельства – где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?
(кто?что?) дым (что делает?) поднимается (как?) невысоко (что делает?) опускается ( как?) не сразу. В этом предложении есть однородные сказуемые – задавали от одного и того же слова ДЫМ одинаковые вопросы. А вот обстоятельства хоть и отвечают на одни и те же вопросы, но заданы от разных слов, поэтому они не являются однородными.
Прочитайте текст № 10
(1)Соль (хлорид натрия) организует работу центральной нервной системы и регулирует пищеварительную функцию организма, поддерживает водный и кислотно-щелочной баланс. (2)Недостаток хлорида натрия в рационе может привести к потере аппетита, повышенной утомляемости и ухудшению памяти. (3)Впрочем, довести себя до солевого голодания достаточно сложно, так как соль содержится в некоторых овощах и фруктах, а также в хлебобулочных и мясных изделиях. (4)Учёные подсчитали, что из готовых продуктов наш организм получает до 80% необходимого количества соли, ну а нам в сутки нужно всего-то 6–8 г хлорида натрия. (5)Избыток соли увеличивает риск возникновения гипертонии, чрезмерное содержание хлорида натрия в организме вредит костной системе, поскольку он поглощает из организма кальций, необходимый для нормального функционирования костной системы.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено однородными членами предложения.
2) Предложение 2 простое.
3) Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.
4) Первая часть предложения 4 – односоставное неопределённо-личное предложение.
5) Предложение 5 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
Простое – одна ГО. Считаем! (кто?что?) недостаток может (что сделать?) привести. Простое.
Вводное слово обособляется в предложении запятыми и не является членом предложения. Его можно убрать из предложения, смысл и структура предложения не пострадают. Слово ВПРОЧЕМ отделено запятой, к этому слову невозможно задать вопрос, и если его убрать из предложения, ничего не изменится – это вводное слово.