Правда ли что звонок для учителя

Звонок для учителя или для учеников — что говорит закон

Каждый хоть раз в жизни слышал знаменитое учительское «Куда! Звонок для учителя!». Эта фраза уже давно вошла в золотой фонд цитат наших педагогов (а также «А голову ты дома не забыл?» и «А оценку вам одну на двоих ставить?»).

Однажды ко мне обратился молодой человек школьного возраста с активной жизненной позицией. Он посетовал, что один из учителей в школе имеет нехорошую привычку регулярно задерживать учеников после урока. Её урок как раз последний, поэтому учитель «продлевает» его иногда на 5 минут, а иногда и на 10-15. Дети негодуют, но учитель настаивает на своей правоте.

Меня попросили пояснить, кто же прав в этой ситуации и на какие законы можно сослаться.

А для кого звонок?

Такое правило в школе было и у нас. Но сейчас я могу точно сказать, что оно незаконно. Два года назад разбирательствами со школьными звонками занялись даже органы прокуратуры.

В 2019 году сразу несколько школ Новосибирска решили закрепить правило «звонок для учителя» в школьном уставе и в Правилах поведения учащихся, тем самым придав ему больший вес. Однако недовольные родители обратились в прокуратуру.

«Звонок об окончании урока даётся для учителя, только когда учитель объявит об окончании занятий, учащийся вправе покинуть класс» Цитата из спорного распоряжения директоров

Прокуроры указали, что такие положения на самом деле не только не соответствуют законодательству России об образовании, но и нарушают права детей.

По действовавшему тогда СанПиНу (2.4.2.2821-10) продолжительность занятий не могла составлять более 45 минут для большинства школьников, кроме первого класса. Для первоклассников уроки должны быть не более 35 минут с сентября по декабрь и не более 40 минут с января по май. Длительность перемен должна быть не менее 10 минут.

В новой версии санитарных правил, которые действуют с 2020 года, эти положения не изменились (п. 3.4.16 СП 2.4. 3648-20).

Если длительность урока вдруг была увеличена по требованию учителя («Куда собрались! Звонок для учителя!») — это нарушение прав детей на отдых.

После вмешательства прокуратуры правила в школах были отменены.

Что я сам об этом думаю

Во-первых, это хорошо, что прокуратура создала прецедент отмены школьных актов и прояснила правовой статус таких ситуаций — незаконно задерживать детей после звонка.

Но я вообще не сторонник категоричного подхода в любой ситуации. Бывает и такое, когда объективно необходимо немножко задержаться: не может же педагог прерваться на полуслове (естественно, учитель должен заранее рассчитывать материал, чтобы уложиться в урок). А иногда и некоторые из учеников пытаются «сорвать урок». В итоге время урока уходит на то, чтобы всех успокоить.

Я считаю, что между учениками и педагогами должно быть взаимопонимание и уважение. Если учителю надо доформулировать материал, то можно и задержаться на минутку-другую, но педагог должен понимать, что перемена — законное время детей на отдых.

Подпишитесь на мой блог, чтобы не пропускать свежие публикации!

Источник

Для кого звенит звонок

Правда ли что звонок для учителя Правда ли что звонок для учителя

Как рассказал «РГ» старший помощник прокурора Новосибирской области Дмитрий Лямкин, нарушения были выявлены при плановой ежегодной проверке образовательных организаций. Сразу в девяти школах локальные акты оговаривали: «Звонок об окончании урока дается для учителя, только когда учитель объявит об окончании занятий, учащийся вправе покинуть класс». В то же время федеральные санитарные правила четко прописывают: урок не может длиться дольше 45 минут, а для первоклашек установлен предел 40 минут. Специалисты подтверждают: эти временные промежутки в мировой образовательной практике приняты не зря.

Более того, по словам психолога, звонок приводит в действие своего рода приобретенный инстинкт любого школьника. С первого класса детей приучают, что этот сигнал означает смену деятельности, оставлять детей в классе после него нет смысла, ученики все равно уже отвлеклись, мысленно они уже на перемене. Так что закон лишь подтверждает давно наработанную практику.

Правда ли что звонок для учителя

Правда ли что звонок для учителя

Примечательно, что распоряжения про «звонок для учителя» оказались не единственным нарушением, обнаруженным в маслянинских школах. В двух случаях нормативы оговаривали ужесточение наказания при «рецидиве» проступка ученика.

Как поясняет представитель прокуратуры, любое серьезное нарушение дисциплины со стороны школьника может повлечь наказание, предусмотрен определенный порядок. Сначала должно следовать замечание, затем выговор, а только потом возможно отчисление. Придуманный в районных школах «рецидив» подразумевал, что стадию выговора администрация школы могла бы обойти. То есть после замечания сразу следовало бы отчисление. Это нарушение, как и пресловутый «звонок для учителя», также было исключено из правил школ по требованию прокуратуры.

Максим Дулинов, директор Федерального института развития образования РАНХиГС:

Источник

Звонок не для учителя: прокуроры отменили важное школьное правило

Правда ли что звонок для учителя

Правда ли что звонок для учителя

Правда ли что звонок для учителя

Правда ли что звонок для учителя

Правда ли что звонок для учителя

Нижегородские прокуроры отменили одно из главных и старейших школьных правил — звонок для учителя.

Сотрудники надзорного ведомства признали это утверждение незаконным и заявили, что задерживать учеников на уроке — это нарушение прав детей.

Пока изменения коснулись лишь одного общеобразовательного учреждения — школы в селе Красный Ватрас. Там сотрудники прокуратуры отменили одно из главных внутренних правил. И пока ученики находятся на каникулах, а педагоги — в отпусках, директор вынуждена переписывать устав, фраза из которого и стала поводом для прокурорской проверки.

А ведь нет такого преподавателя, который бы хоть раз в жизни не произнес это пресловутое крылатое выражение — «сели за парты, звонок для учителя». Просто педагоги обычно не злоупотребляют таким воспитательным приемом, и в школьных документах он не регламентирован. Но ведь прокуроры руководствовались строгой нормой, согласно которой никто не в праве удерживать ученика, если раздался долгожданный сигнал о завершении урока.

Узнав о дисциплинарной поблажке, красноватрасские школьники приободрились. Это же получается, что можно перечить учителю со ссылкой на постановление прокуратуры. Среди учителей мнения разделились — одни полагают, что это очень тревожный звоночек, а другие говорят, что все зависит от авторитета учителя.

Источник

Правда ли что звонок для учителя

Я когда учился в школе, в далеком СССР, нас на перемене задерживали: никто никогда ни разу не «пикнул» даже – это считалось нормальным, полезным, логичным явлением, ведь так считает нужным Учитель – задержать учеников. Фраза «звонок для учителя» осела в памяти моей навсегда.

Возможно, поэтому иногда «фразочка» проскальзывает в конце урока, хоть я и понимаю, что так делать нельзя, и быстро отпускаю их, даже если не успел что-то «до-рассказать, до-формулировать, до-записать».

Да и с нашей скоростью жизни в школе каждая перемена – «на вес золота»:

Но давайте разберемся: что в этом плохого – задержать учеников на перемене.

Да по тем же самым причинам:

То есть, надо как-то успевать на уроке сделать все то, что запланировано, ведь сидеть на перемене, как мы поняли, никому не выгодно.

Но почему все же учитель требует остаться на перемене класс?
Так что же нарушает это требование – задержать всех на перемене?

Смотрим Санитарные Нормы и Правила (СанПиН), 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Логика этих норм в том, что в начальной школе урок длится 40 минут, в старшей школе – 45 минут. Вот и все. Что будет, если мы нарушим правила СанПиНа?

Законодательство предполагает штрафы:

Будет ли кто-то из-за этого заниматься судебной волокитой? Почему бы и нет.

На веку своем повидал много интересных родителей, да и детей тоже: есть такие, для кого самое важное в жизни – доказать свою правоту по даже самому мелкому вопросу; наказать, да и ущемить учителя.

И все-таки: для кого звенит звонок? Получается, для ученика. Звонок прозвенел – все встали и ушли (как в американских фильмах). Как-то это даже некрасиво. Но закон есть закон. Делаю оговорку: если мы с классом договорились, мы работаем и на перемене (бывает необходимость).

Источник

«Звонок для учителя» и ещё 5 знаменитых фраз, которые не говорит современный учитель

Правда ли что звонок для учителя

Все мы помним эти любимые учительские фразочки и теперь, повзрослев, даже смеемся над ними. Слышат ли наши дети те же знаменитые слова, или современная школа изменилась настолько, что оставила позади эти бородатые стереотипы? Ответ от нашего блогера, молодого учителя русского языка. Согласитесь? Мы бы со многим поспорили.

1. «Звонок для учителя»

Раздаётся звонок с урока. Радостные, предвкушающие обед в столовой ученики срываются с мест, сгребают тетради и ручки с парт в портфели. Они готовы в ту же секунду выбежать из класса, но слышат суровый голос педагога: «Звонок для учителя! Сядьте, мы еще не закончили». Знакомо?

Когда я сама училась в школе, эти слова от учителя мы слышали часто. Садились обратно за парты и продолжали, пока учитель не закончит урок. Это было нормально. Наши родители тоже с этим знакомы. Беспрекословно слушались, хотя мысли каждого в этот момент были уже давно за пределами кабинета. Никому в голову бы не пришло ответить: «Вы не имеете права!»

В современной школе задержать учеников после урока недопустимо. По нормам ФГОС учитель должен успеть дать материал за положенные 45 минут. У каждого типа урока есть определенный тайминг. В конце педагог должен провести рефлексию и успеть объяснить домашку. Если задерживаешь учеников после звонка, значит неправильно составил план урока, и впредь этого нужно избежать. Иначе полетят помидоры от недовольных родителей. Ученик может ответить: «Вы не имеете права». И он будет прав. Такова современная реальность.

2. «Выйди и войди нормально», «Вон из класса!»

08:05, в класс не спеша, вразвалочку заходит Петя. Он всегда опаздывает. И каждый раз, когда Петя опаздывает на первый урок алгебры, МарьИванна ему говорит: «Выйди и войди нормально! Заваливаешься как к себе домой. Посмотрите-ка на него».

Петя разворачивается и нехотя повинуется учителю. Стучит, открывает дверь и спрашивает: «Здравствуйте, можно войти в класс?». МарьИванна недовольно отвечает: «Заходи, куда тебя девать-то». И начинает опрос по домашнему заданию.

Правда ли что звонок для учителя

«Звонок будет, тогда выйдешь»: почему школам не нужно выбирать между дисциплиной и свободой

В каждом классе раньше был такой Петя. Сейчас эти «Пети» тоже есть, но вот подход к их поведению изменился. По нормам ученик не может во время урока находиться вне кабинета. Если раньше, когда учащийся начинал спорить с учителем, его могли выставить из класса, то сейчас педагог за это может получить выговор от администрации.

3. «Родителей завтра в школу!»

Учитель советской и постсоветской школы вызывал родителей через дневник его нашкодившего обладателя. Современный учитель вызывает родителей, позвонив им по телефону после уроков или написав в вотсап или вайбер.

Никаких криков на уроке: «Родителей завтра в школу!» или «Отца в школу». В этом плане реакция родителей на происходящее ускорилась, а ещё пропала возможность просто вырвать страницу из дневника и понадеяться, что МарьИванна остынет и не вызовет маму в школу.

4. «Дневник на стол»

То же самое и со знаменитым учительским: «Дневник на стол!» Многие современные школы вовсе отказываются от бумажного варианта ученического дневника. А там, где эта практика еще действительна, ученик в записывает в дневник только домашние задания, а по итогу четверти видит в нём только четвертные оценки.

Вся оперативная информация передается либо через электронный журнал, либо напрямую родителю, поэтому современные учителя не произносят и эту, ставшую крылатой, фразу.

5. «А голову ты дома не забыл?»

— Сидоров, почему ты не сдал тетрадь на проверку?

— МарьИванна, я её дома забыл.

— А голову ты дома не забыл?

Диалог «сквозь века», рождённый ещё во времена Аристотеля. 🙂 В современной школе от учителя можно услышать эту коронную фразу, наверное, лишь в ироническом ключе. Учитель идёт в ногу со временем, и теперь говорят что-то вроде: «А вот айфон дома не забыл» или «Лучше бы наушники дома забыл, а не тетрадь».

6. «Вы самый худший класс»

И, наконец, венчает эту подборку фраза, которую раньше каждый класс слышал, наверняка, хотя бы единожды за 9-11 лет: «Вы самый худший класс за мои 10/20/30 лет работы».

Обычно эта фраза была в контексте какого-то ужасающего поведения или скверно написанной всем классом контрольной. Очень хочется надеяться, что эти слова, которые говорились лишь сгоряча, канули в Лету. Современный учитель не кидается в своих учеников градом обидных слов. Новые образовательные стандарты диктуют необходимость искать причину плохой успеваемости и дисциплины в первую очередь в методике преподавания, а не в учениках, хотя они тоже иногда бывают не сахар.

Правда ли что звонок для учителя

«Ученики должны оставаться живыми. Мёртвая тишина стоит только в кабинете у мёртвого учителя»

Что же говорит современный учитель, когда видит не тот результат работы, который ожидал? «Кто вас учит вообще? Какой кошмар!»

На такие слова дети, конечно, радостно отвечают: «Вы». Тогда мы начинаем разбирать ошибки и возвращаемся к теме, которая осталась непонятой. Самоирония и здоровое чувство юмора ослабляют напряжение и помогают понять, что всё, что происходит на уроке — это коллаборация учеников и учителя, а значит и ответственность за результат обоюдная.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *