Правда ли что титаник потонул
Крушение «Титаника» — легендарная и страшная трагедия 1912 года
«Титаник» — самый огромный и шикарный лайнер своего времени. Его, не стесняясь, называли непотопляемым, и он действительно казался таким. Он отправился в своё первое плавание в полдень десятого апреля из английского порта Саутгемптон. Конечным пунктом следования должен был стать американский город Нью-Йорк. Но до берегов США «Титаник», как известно, не доплыл…
Столкновение «Титаника» с айсбергом
14 апреля 1912 года лайнер на всех парах (со скоростью 22,5 узла, это была чуть ли не максимальная скорость) нёсся по Северной Атлантике. Ничто не предвещало трагедии, был полный штиль. На верхней палубе в ресторане с красивым интерьером играл оркестр. Богатые люди из первого класса пили шампанское, гуляли под открытым небом и наслаждались замечательной погодой.
Так выглядела палуба первого класса «Титаника»: кадр из фильма Джеймса Кэмерона
Поздним вечером 14 апреля, в 23:39, двое впередсмотрящих (так официально называются матросы, наблюдающие с удобной позиции за обстановкой во время плавания) заметили айсберг прямо по курсу и сообщили об этом по телефону на мостик. Офицер Уильям Мэрдок тут же скомандовал «Лево руля». Таким образом он пытался предотвратить столкновение.
Но многотонный корабль не мог повернуть мгновенно, хотя в данном случае каждая секунда была на вес золота — глыба льда становилась всё ближе. И лишь спустя примерно полминуты нос «Титаника» начал клониться налево. В конечном счёте видимая часть айсберга «разминулась» с кораблём, не задев правый борт.
Лобовое столкновение корабля с айсбергом в последний момент было предотвращено
«Титаник» получилось повернуть на два румба, этого хватило, чтобы предотвратить лобовое столкновение, но полностью уйти от ледяной глыбы лайнер всё же не смог — он напоролся на её скрытую часть, находившуюся под водой. Этот контакт длился примерно девять секунд. В итоге образовалось шесть пробоин — все они были ниже ватерлинии.
Вопреки популярному заблуждению, айсберг не «разрезал» дно лайнера. Всё было немного иначе: от сильного давления заклёпки на обшивке полопались, стальные листы выгнулись и между ними появились зазоры. Через них в отсеки начала проникать вода. И скорость проникновения, конечно, была огромной — больше семи тонн за секунду.
Айсберг погнул обшивку корабля, в результате чего герметичность была нарушена
Дальнейшая хронология трагедии
Большинство пассажиров, находившихся на верхней палубе, поначалу не почувствовали никакой угрозы. Стюарды, разносившие в ресторане по столам закуску, отметили лишь лёгкий звон ложек и вилок на столах. Некоторые из пассажиров ощутили несильный толчок и дребезжание, которое быстро закончилось. Кое-кто посчитал, что от судна просто отвалилась винтовая лопасть.
На нижних палубах первые последствия были более ощутимыми: здешние пассажиры услышали неприятный скрежет и грохот.
Ровно в полночь на мостик пришёл Томас Эндрюс — человек, сконструировавший «Титаник». Он должен был оценить характер и серьёзность возникших повреждений. После доклада о случившемся и об осмотре корабля Эндрюс сказал всем собравшимся, что «Титаник» точно утонет.
Томас Эндрюс — конструктор «Титаника»
Вскоре корабль стал заметно крениться. 62-летний капитан судна Эдвард Смит отдал приказ готовить шлюпки и начать созыв пассажиров для эвакуации.
А радистам в свою очередь было приказано посылать сигналы SOS всем близлежащим кораблям. Они занимались этим все последующие два часа, и лишь за несколько минут до полного потопления Смит освободил телеграфистов от работы.
Капитан «Титаника» Эдвард Смит: он погиб вместе со своим кораблём
Сигналы бедствия приняли несколько кораблей, но почти все они были чересчур далеко от «Титаника» В 00:25 сообщение о трагедии на «Титанике» получило судно «Карпатия». Оно находилось на расстоянии 93 километров от места крушения. Тут же капитан «Карпатии» Артур Рострон направил своё судно в этот район. «Карпатия», спеша на помощь людям, сумела развить в ту ночь рекордную для себя скорость в 17,5 узлов — ради этого на судне были выключены все приборы, работающие на электричестве, и отопление.
Был ещё один корабль, который находился даже ближе к «Титанику», чем «Карпатия» — всего в 10 морских милях (это равно 18,5 километрам). Теоретически он мог бы оказать помощь. Речь идёт о лайнере «Калифорниэн». «Калифорниэн» был окружён льдами, и поэтому его капитан решил остановить судно – вновь начать движение планировалось только следующим утром.
В 23:30 радист «Титаника» Филлипс и радист «Калифорниэна» Эванс общались между собой. Причём Филлипс в самом конце этого диалога достаточно грубо попросил Эванса не засорять эфир, так как он в этот момент он передавал сигнал на мыс Рейс (это мыс на острове Ньюфаундленд). После этого Эванс просто отключил питание в радиорубке и пошёл спать. А через 10 минут «Титаник» столкнулся с айсбергом. Спустя ещё некоторое время «Титаник» отправил первый сигнал бедствия, но на «Калифорниэне» его уже не могли принять.
Вдобавок ко всему на «Титанике» не оказалось красных аварийных сигнальных ракет. Уверенность в непотопляемости корабля была такой высокой, что никто не удосужился взять красные ракеты с собой. Тогда было решено давать залпы обыкновенными белыми. Расчёт был на то, что экипаж корабля, находящегося поблизости, догадается, что с «Титаником» случилась беда. Офицеры «Калифорниэна» действительно видели белые ракеты, но они решили, что это лишь какой-то праздничный салют. Фантастическая череда недоразумений!
На «Титанике» запускали белые сигнальные ракеты — на «Калифорниэне» думали, что это праздничный салют
В полвторого ночи пассажиров начали рассаживать в шлюпки. Сразу же стало понятно, что мест не хватит на всех. Всего на борту было двадцать шлюпок и их общая вместимость составляла 1178 человек.
По приказанию капитана Смита его помощника Чарльза Лайтоллера, контролировавшего процесс эвакуации на левом борту лайнера, в шлюпки брали исключительно детишек и женщин. Мужчины, по мнению капитана, обязаны были находиться на судне до последнего. А вот Уильям Мэрдок, ещё один помощник Смита, руководивший эвакуацией на правом борту, давал места в лодках и мужчинам, когда в очереди собравшихся отсутствовали женщины и дети.
«Титаник»: спуск шлюпок на воду
Примерно в 02:15 нос лайнера внезапно опустился вниз и оставшаяся часть корабля сдвинулась вперёд. По палубам пронеслась большая холодная волна, многих людей просто унесло за борт.
Около 02:20 «Титаник» полностью скрылся под океанской водой. Лайнер был настолько огромен, что тонул целых 160 минут.
После того, как корма полностью погрузилась под воду, на поверхность выплыли сотни человек. Они плавали в ледяной воде среди всяческих вещей с корабля: деревянных балок, предметов мебели, дверей и т. д. Многие пытались использовать всё это как плавсредство.
Температура океанской воды в ту ночь составляла −2°С (морская вода не замерзает при такой температуре из-за концентрации соли в ней). Человек здесь умирал от сильнейшего переохлаждения в среднем в течение получаса. И многие из удалявшихся от потонувшего корабля на шлюпках слышали душераздирающие крики тех, кому не хватило места в лодках.
Примерно в 04:00 в районе тонущего «Титаника» появилась «Карпатия». Этот корабль поднял на борт 712 человек, после чего взял курс на Нью-Йорк. Среди спасённых 394 человека — это женщины и дети, 129 человек — мужчины, ещё 189 человек — члены корабельного экипажа.
Спасшиеся пассажиры «Титаника» на «Карпатии»
Число погибших в этом кораблекрушении составило, по разным сведениям, от 1400 до 1517 человек (точную цифру трудно назвать, потому что на «Титанике» оказалось много безбилетников). Таким образом, сумели спастись 60% пассажиров из кают первого класса, 44% — из кают второго класса, 25% — из тех, кто купил билеты третьего класса.
Характеристики «Титаника»
При введении в эксплуатацию длина «Титаника» была 269 метров, ширина — около 30 метров. Высота лайнера тоже была впечатляющей: от ватерлинии до самой верхней шлюпочной палубы здесь было 18,5 метров (а если считать от киля до верхней точки первой трубы, то получилось бы вообще 53 метра). Осадка этого лайнера составляла 10,5 метров, а водоизмещение равнялось 52310 тоннам.
«Титаник» в 1912 году в порту Белфаста (именно здесь он строился)
Лайнер приводился в движение несколькими четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. При этом пар для них, а также для всевозможных вспомогательных механизмов производился в 29 котлах. Стоит специально отметить, что ни один из тридцати механиков корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых агрегатов до последнего.
Роль движителей на «Титанике» выполняли три винта. Диаметр центрального винта был равен 5,2 метрам, у него было четыре лопасти. Винты, располагавшиеся по краям имели больший диаметр – 7,2 метров, но у них было по три лопасти. Винты с тремя лопастями могли совершать до 80 оборотов в минуту, а центральный — до 180 оборотов в минуту.
Над верхней палубой торчали ещё и четыре трубы, каждая высотой 19 метров. «Титаник» обладал двойным дном и имел шестнадцать герметичных отсеков. Они разделялись водонепроницаемыми переборками. Согласно подсчётам, судно оставалось бы на плаву даже в том случае, если бы были затоплены любые два отсека или четыре идущих подряд отсека на носу или на корме. Но в ночь трагедии айсберг повредил пять отсеков — на один больше допустимого.
Пять повреждённых отсеков закрашены синим
Состав экипажа и пассажиров
Известно, что в трагическом плавании в корабельной команде было много людей, не прошедших спецподготовку: стюарды, кочегары, штивщики (так назывались люди, в задачу которых входило подносить уголь к топкам и выкидывать за борт золу), коки. Квалифицированных моряков было совсем немного — всего 39 матросов и семь офицеров, помощников капитана. Причём некоторые из матросов ещё даже не успели хорошо ознакомиться с устройством «Титаника», так как их приняли на службу всего за несколько суток до отплытия.
Стоит немного рассказать и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разношёрстным — от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, плывших за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба погибли).
Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле — так он провёл последние часы жизни
В соответствии со стоимостью купленного билета существовало разделение на три класса. Для тех, кто плыл в первом классе, были предоставлены бассейн, зал для занятий физической культурой, баня, корт для сквоша, электрованна (своеобразный «предок» солярия) и особое отделение для домашних питомцев. Также здесь были ресторан, изящно обставленные залы для обеда, комнаты для курения.
Холл первого класса на «Титанике»
Кстати, сервис в третьем классе тоже был достойным, лучше чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлые и уютные, в них было не холодно и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не слишком изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.
Помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами. И пассажирам, допустим, третьего класса воспрещалось находиться на палубе первого класса.
«Титаник» в книгах и фильмах
Жуткие события, случившиеся на лайнере «Титаник» в апреле 1912 года, послужили основой для многих литературных произведений, картин, песен и фильмов.
Первая книга о «Титанике» была написана, как это ни парадоксально, задолго до его крушения. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон выпустил повесть «Тщетность, или Гибель Титана» ещё в 1898 году. В ней описывался будто бы непотопляемый корабль «Титан», потерпевший катастрофу апрельской ночью, столкнувшись с неким айсбергом. Шлюпок на «Титане» было недостаточно, и поэтому многие пассажиры погибли.
Повесть поначалу плохо раскупалась, но после происшествия 1912 года интерес к книге резко возрос —- между событиями, описанными в повести, и настоящим крушением «Титаника» было довольно много совпадений. И ключевые технические характеристики вымышленного «Титана» были похожи на характеристики реального «Титаника» — поистине удивительный факт!
Морган Робертсон и его повесть, где в какой-то степени была предсказана гибель «Титаника»
А первый художественный фильм о трагедии был выпущен в мае того же 1912 года — он назывался «Спасшаяся с «Титаника». Его длительность составляла 10 минут, он был немым и чёрно-белым. Главную роль здесь играла Дороти Гибсон, актриса, которая сама в ту злополучную ночь оказалась на «Титанике» и нашла своё спасение в шлюпке под номером семь.
В 1953 году к теме трагического путешествия «Титаника» обратился режиссёр Жан Негулеско. Согласно сюжету, на «Титанике» выясняют между собой отношения муж, жена и их двое детей. И вроде бы всё налаживается, но тут лайнер натыкается на айсберг и начинает идти на дно. Семье приходится пережить разлуку, жена и дочь уплывают на шлюпке, сын и отец остаются на тонущем судне. Фильм, кстати, получил один «Оскар» в том же 1953 году.
Постер фильма «Титаник» 1953 года
Но самый известный фильм о гибели лайнера — это фильм «Титаник» Джеймс Кэмерона, появившийся в кинотеатрах (а потом и на DVD) в 1997 году. Он завоевал целых одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом вообще в истории.
В подготовке сценария и создании декораций к фильму Кэмерона приняли участие авторитетные специалисты по крушению «Титаника» (например, историк Дон Линч и художник-маринист Кен Маршалл). Сотрудничество с уважаемыми экспертами позволило достаточно достоверно передать некоторые эпизоды крушения. Кэмероновский «Титаник» вызвал новую волну интереса к истории лайнера. В частности, после выхода фильма увеличился спрос на книжки и выставки, связанные с этой темой.
Обложка DVD фильма Джеймса Кэмерона «Титаник»
Обнаружение «Титаника» на дне Атлантики
Легендарный корабль пролежал на дне целых 73 года, прежде чем его обнаружили. Если конкретней, его в 1985 году нашла группа водолазов под руководством океанографа Роберта Балларда. В результате выяснилось, что под громадным давлением воды «Титаник» (глубина здесь была около 4000 метров) развалился на три части. Обломки лайнера были раскиданы по площади радиусом 1,6 километров. Баллард и его соратники первым делом нашли носовую часть судна, которая, видимо, из-за своей большой массы, сильно ушла в грунт. В 800 метрах от неё была обнаружена корма. Неподалёку были замечены и останки средней части.
Крупный обломок «Титаника» на океанском дне
Между крупными элементами лайнера на дне можно было разглядеть и мелкие предметы, свидетельствующие о той эпохе: набор медных столовых принадлежностей, непочатые винные бутылки, чашечки для кофе, дверные ручки, канделябры и керамические детские куклы…
Позднее несколько экспедиций к останкам «Титаника» провела компания RMS Titanic, которая юридически имела права на фрагменты лайнера и прочие связанные с ним артефакты. В ходе этих экспедиций со дна подняли больше 6000 предметов. Их впоследствии оценили на сумму в 110 миллионов долларов. Эти предметы выставлялись в тематических экспозициях или распродавались с аукционов.
Чашка White Star Line (именно эта судоходная компания владела «Титаником»), поднятая со дна
Но почему же «Титаник» не подняли наверх полностью? Увы, это невозможно. Специалисты установили, что всякая попытка поднять корпус лайнера приведёт к его разрушению, и поэтому он, скорее всего, останется на дне навсегда.
Документальный фильм «Титаник»: Гибель мечты»
«Титаник» затонул из за пожара? Все версии гибели лайнера (20 фото)
Британский журналист Шенан Мелони изучал историю «Титаника» на протяжении 30 лет и пришел к «сенсационному» выводу: основной причиной крушения стал пожар в топливном хранилище, продолжавшийся около двух недель. Это конечно интересно, но не кажется ли вам, что он ничего нового нам не сообщил?
Ведь еще Двадцатого сентября 1987 года французское телевидение поведало миру «сенсационную новость»: причиной гибели «Титаника», оказывается, стал пожар, вспыхнувший в трюме злополучного лайнера, а вовсе не столкновение с айсбергом.
Раз уж через 30 лет всплывают снова «сенсационные» версии, то давайте и мы вспомним их все, какие есть. Может вы для себя тоже найдете что то сенсационное.
Вот собственно и они …
В холодную ночь с четырнадцатого на пятнадцатое апреля 1912 года, посреди Атлантического океана произошла самая известная морская катастрофа за всю историю человечества. Корабль компании «Уайт Стар Лайн», носящий гордое название «Титанический», погибнув в середине своего первого рейса и унеся с собой тысячу пятьсот четыре человеческих жизни, обречен был стать известнейшим в мире судном.
Почему же затонул самый совершенный корабль той эпохи – корабль, считавшийся совершенно непотопляемым?
Версия первая. Теория заговора
Мало кто знает, что у «Титаника» был брат-близнец – корабль «Олимпик», точная его копия, также принадлежавший компании «Уайт Стар Лайн». Как же так, может удивиться читатель, ведь «Титаник» считался уникальным кораблем, самым большим судном той эпохи, а теперь оказывается, что был еще один корабль, не уступающий ему размерами? Нет, «Титаник» действительно был длиннее своего близнеца. На два дюйма. Только представьте – на длину спичечного коробка! – но все-таки длиннее. Другое дело, что заметить эти дюймы невооруженным глазом (да и вооруженным, пожалуй, тоже) было практически невозможно, так что сторонний человек, взглянув на стоящих борт о борт близнецов, не смог бы сказать, кто из них кто.
«Олимпик» был на год старше своего брата (так что корректней будет именно «Титаник» назвать его копией), и не намного его удачливей. Наверное, следовало написать что-то вроде «с самого начала над каждым из кораблей витал злой рок», но об этом чуть позднее: разумеется, величайшая морская катастрофа не могла не обрасти мистическими слухами.
Ну, рок, не рок, а судьба «Олимпика» и в самом деле была полна неприятностей. Началась его карьера с того, что во время спуска на воду корабль врезался в дамбу. После этого мелкие и крупные аварии сыпались на него одна за другой, а судно вроде бы даже не было застраховано. Ходят слухи, что после ряда аварий владельцы и рады были бы застраховать свой корабль, да страховые компании отказались иметь дело с лайнером-неудачником.
Самой серьезной аварией стало столкновение с английским военным крейсером «Хоук», что привело компанию «Уайт Стар Лайн» к ощутимым финансовым проблемам: необходим был дорогостоящий ремонт, а финансовое положение компании было весьма печально. Так что «Олимпик» был поставлен в белфастские доки ожидать решения о своей дальнейшей судьбе.
А теперь – внимание! Посмотрите на фотографию слева – это чуть ли не единственный существующий снимок, на котором запечатлены «Титаник» и «Олимпик», стоящие рядом бок о бок. Сделан он как раз в Белфасте.
Почему бы не предположить, сказали некоторые исследователи, что компания «Уайт Стар Лайн» решила провернуть грандиозную махинацию. Подлатать на скорую руку старый «Олимпик» и… выдать его за новый «Титаник»! Технически это было бы совсем не сложно: поменять местами таблички с названиями судов, да еще предметы интерьера, на которых нанесена монограмма кораблей – например, столовые приборы (у «Олимпика» с «Титаником» были, конечно, и некоторые конструктивные различия – ну да кто о них знает?).
Затем «Олимпик» под видом нового, престижного, широко разрекламированного (и, разумеется, честь по чести застрахованного) «Титаника» отправится в путешествие через Атлантику, где столкнется (совершенно случайно, разумеется) с айсбергом (благо, недостатка в них в это время года не было). Конечно, топить лайнер никто не собирался – да никто и не верил, что какой-то айсберг способен отправить на дно самое надежное судно в мире.
Планировалось устроить небольшое столкновение, после которого корабль не спеша доберется до Нью-Йорка, а его владельцы получат кругленькую страховую сумму, которая придется компании ой как кстати.
В пользу этой версии говорит странное поведение капитана корабля, Эдварда Смита. Почему такой бывалый, опытный морской волк столь небрежно отнесся к безопасности своего судна? Почему он упорно игнорировал поступающие от других кораблей сообщения о дрейфующих айсбергах, и даже сам, кажется, направлял лайнер по курсу, на котором легче всего встретить ледяную гору? Для чего же он делал это, если не для того, чтобы осуществить план «Уайт Стар»? Лично мне кажется, что именно для этого, вот только… план был совсем другой. Но об этом позже.
Опровергнуть теорию заговора оказалось совсем непросто, тем более что «Уайт Стар» лезла из кожи вон, чтобы спасти свою репутацию: всячески искажала информацию о катастрофе, подкупала свидетелей и так далее. Собственно, убедительные аргументы удалось найти лишь после того, как был обнаружен сам затонувший лайнер (а произошло это лишь спустя семьдесят три года – останки корабля были обнаружены экспедицией Роберта Балларда в сентябре восемьдесят пятого).
Так вот, участниками одной из экспедиций, спускавшимися к погибшему кораблю, были сделаны фотографии гребного винта, на котором отчетливо виден отчеканенный серийный номер «Титаника» – 401 (у его старшего брата номер был ровно 400). Сторонники теории заговора утверждают, правда, что «Олимпик» повредил свой винт после столкновения с крейсером «Хоук», и «Уайт Стар» заменила его винтом с недостроенного тогда еще «Титаника». Но номер 401 находят и на других деталях затонувшего корабля, так что обвинение в спланированной катастрофе с «Уайт Стар Лайн» можно снять. Гораздо более правдоподобной выглядит следующая теория – о ней мы сейчас и поговорим.
Одним из аргументов в пользу теории заговора был тот факт, что промышленник Джон Морган, один из владельцев «Титаника», должен был совершить плавание на борту своего корабля, но за сутки до выхода судна из порта аннулировал билет.
А еще говорят (вот и началась мистика), что магната отговорил ехать наделенный даром предвидения Никола Тесла, разработки которого финансировал Морган.
Вторая версия. Погоня за голубой лентой
Все началось давным-давно, когда между Англией и Америкой установилось регулярное морское сообщение, а, значит, и начала разгораться конкуренция между судовладельческими компаниями. Чем быстрее судно пересекало Атлантику, тем большей популярностью оно пользовалось. В 1840 году компанией «Кунард» был придуман приз для судов, установивших рекорд скорости: теперь корабль, пересекающий Атлантический океан быстрее всех своих предшественников, получал в награду «Голубую ленту Атлантики».
Собственно, никакого материального приза не существовало. Победитель не получал денежной премии, капитану не вручался памятный кубок, который можно поставить на видное место в кают-компании. Но корабль приобретал нечто большее – бесценный престиж, который не добудешь иными средствами. Кроме почёта в морских кругах (а, значит, и известности, и популярности), обладатель премии получал контракт на перевозку почты (в том числе и дипломатической) между Америкой и Европой, а это весьма доходная статья судоходства. Да и вообще – смотрите сами: если вы богатый бизнесмен, может быть, даже миллионер, на каком корабле вы предпочтете путешествовать? Разве не на самом престижном и самом быстроходном?
На момент выхода «Титаника» из Саутгемптона «Голубой лентой» владела «Мавритания» – судно, принадлежавшее главному конкуренту «Уайт Стар». Естественно, мириться с этим было нельзя, и «Уайт Стар» решила делать ставку на своего фаворита. Завоевание «Голубой ленты» «Титаником» стало бы триумфом этой корпорации, позволяющим поправить ее пошатнувшееся положение: у кавалера Ленты Всея Атлантики обычно было в четыре раза больше пассажиров, чем у иных подобных кораблей.
Из-за угрозы столкновения с плавучими льдами предписанный маршрут «Титаника» (да и любого другого судна, следующего тем же курсом) пролегал не по прямой, а делал небольшой крюк, огибая опасный океанский участок, где дрейфует большинство айсбергов. Разумеется, этот маневр удлиняет дорогу. Вот почему может показаться, что капитан Смит вел свой корабль прямо в скопище айсбергов – ему просто нужно было срезать путь и во что бы то ни стало добыть «Голубую ленту».
Именно поэтому «Титаник» шел на всех парах и не снизил скорости даже после того, как получил с других судов несколько радиограмм-предупреждений о ледовой опасности. Пусть беспокоятся другие корабли – а «Титанику» страшиться нечего. В «вороньем гнезде» – специальной наблюдательной площадке на передней мачте – находятся два впередсмотрящих, которые в случае опасности смогут в мгновение ока сообщить о ней на капитанский мостик с помощью телефонной связи: «Титаник» оборудован по последнему слову техники.
А если столкновение и произойдет, что ж, это значит только лишь, что рекорд будет установлен в другой раз. Опасности для корабля айсберги не представляют – ведь известно, что «Титаник» совершенно непотопляем. Его трюм разделен на шестнадцать водонепроницаемых отсеков, так что если вдруг он и получит пробоину (чего, конечно, быть не может), то водой заполнится лишь один из отсеков, и судно спокойно продолжит свой путь. Что один – лайнер не потонет, даже если будет заполнено четыре отсека! А такие повреждения корабль может получить лишь на войне.
Что ж, не зря гордыня – один из смертных грехов. Она сыграла с «Титаником» злую шутку: айсберг повредил пять отсеков – на один больше, чем было допустимо.
Третья версия. Пожар в трюме
Двадцатого сентября 1987 года французское телевидение поведало миру сенсационную новость: причиной гибели «Титаника», оказывается, стал пожар, вспыхнувший в трюме злополучного лайнера, а вовсе не столкновение с айсбергом. Судя по всему, уверяли сторонники новой гипотезы, в одном из угольных хранилищ корабля произошло самовозгорание угля (что ж, это и в самом деле возможно), пожар распространился на весь трюм, добрался до паровых котлов, которые от этого взорвались, отчего судно и пошло ко дну. А что до айсберга – так он просто случайно оказался поблизости, вот и был обвинен в крушении лайнера.
Да, действительно, пожар на «Титанике» был – и это уже не догадки, а установленный факт. Однако мог ли он послужить причиной катастрофы? Ой, вряд ли. Как вы представляете себе пожар в угольном бункере? Ревущее пламя, бросающее на металлическую обшивку стен зловещие багровые отблески, мечущиеся матросы с голым торсом, кто-то качает помпу, и струя воды исчезает в бушующей стене огня? Должен вас разочаровать – на самом деле все гораздо прозаичнее. Вообще, пожар в угольном бункере пароходов того времени вещь довольно привычная. Уголь при таком пожаре не пылает, не горит, а тихо-мирно тлеет, иногда в течение нескольких дней. Боролись с такими пожарами самым простым способом – вне очереди сжигали тлеющий уголь в пароходных топках. Так что пожар в угольном трюме – явление, конечно, неприятное, но, как правило, никаких серьезных бед кораблю не сулящее. И уж точно не при каких обстоятельствах не способное произвести таких чудовищных разрушений, какие приписывают ему сторонники версии гибели «Титаника» от пламени. Тем более что пожар на судне был потушен еще до выхода его в последний рейс. Бункер был опустошен и осмотрен специалистами верфи, где стоял «Титаник». Кажется, самым серьезным последствием пожара была легкая деформация одной из водонепроницаемых переборок, что никак не могло сказаться на судьбе лайнера.
А вот Шенан Мелони, считает все же, что айсберг — лишь один из факторов, погубивших пароход. В процессе скрупулезного изучения фотографий, сделанных за десять дней до того, как «Титаник» покинул Саутгемптон, журналист обнаружил на внутренней стороне обшивки следы сажи. Именно в том месте, которое впоследствии было повреждено при столкновении. Пожар в топливном хранилище, как утверждают специалисты, начался во время скоростных испытаний в доке в Белфасте.
Владельцы судна знали о том, что в недрах «Титаника» бушует пожар, но оказались настолько алчными, что решили не отменять рейс. Для того чтобы пассажиры ничего не заподозрили, в порту Саутгемптона корабль развернули другим бортом. Офицерам приказали держать рот на замке.
Лайнер отправился в плавание, но команде из 12 человек никак не удавалось справиться с огнем. Постепенно обшивка раскалилась до тысячи градусов по Цельсию. Эксперты в области металлургии, с которыми консультировался Мелони, заявили, что сталь при такой температуре становится ломкой, теряя до 75% своей прочности. По этой причине при ударе об айсберг в носовых отсеках судна образовалось сразу шесть пробоин суммарной длиной около 90 метров. Со столь серьезными повреждениями система непотопляемости корабля не справилась.
Вот и Рей Бостон, который много лет изучал документы этой катастрофы нашел доказательства. По его словам о пожаре свидетельствовал уцелевший в катастрофе кочегар Дилли, который рассказал: «Мы не смогли потушить огонь, и ходили слухи, что как только мы высадим пассажиров в порту Нью-Йорка и разгрузим угольные бункеры, то тут же вызовем на помощь пожарные катера для тушения огня».
Айсберг пропорол обшивку лайнера как раз под бункером номер шесть, где образовалась самая большая пробоина, и тушить пожар уже никому не пришлось. А на заявление кочегара комиссия, расследовавшая гибель лайнера, по непонятным причинам, не обратила внимания.
Четвертая версия. Немецкая торпеда
1912 год. До Первой мировой остается два года, и перспектива вооруженного конфликта между Германией и Великобританией становится все более вероятной. Германия является обладателем нескольких десятков субмарин, которые во время войны развернут безжалостную охоту за вражескими судами, пытающимися пересечь океан. Например, поводом к вступлению Америки в войну станет то, что подлодка U-20 потопит в 1915 году «Лузитанию» – близняшку той самой «Мавритании», что установила рекорд скорости и завоевала «Голубую ленту Атлантики»
Основываясь на этих фактах, некоторые западные издания предложили в середине девяностых свою версию гибели «Титаника»: торпедная атака германской подводной лодкой, тайно сопровождавшей лайнер. Целью атаки была дискредитация британского флота, славящегося своей мощью на весь мир. В соответствии с этой теорией «Титаник» то ли вообще не сталкивался с айсбергом, то ли получил в столкновении весьма незначительные повреждения и остался бы на плаву, если бы германцы не добили корабль торпедой.
Что говорит в пользу этой версии? Честно говоря, ничего.
Во-первых, столкновение с айсбергом было – это не подлежит сомнению. Палубу судна даже засыпало снегом и ледяной крошкой. Веселые пассажиры затеяли играть ледышками в футбол – что судно обречено, станет ясно позже. Само столкновение прошло на удивление тихо – из пассажиров его почти никто не почувствовал.
Торпеда же, согласитесь, вряд ли могла взорваться совершенно бесшумно (тем более что некоторые уверяют, будто субмарина выпустила по кораблю целых шесть торпед!). Сторонники теории германской атаки утверждают, правда, что люди в шлюпках слышали страшный грохот перед самым погружением «Титаника» – ну так это было спустя два с половиной часа, когда над водой осталась лишь задранная в небо корма и гибель судна не вызывала никаких сомнений.
Вряд ли немцы выпустили бы торпеду по почти затонувшему кораблю, не правда ли? А грохот, который слышали спасшиеся, объяснялся тем, что корма «Титаника» поднялась практически вертикально и со своих мест сорвались огромные паровые котлы. Также не стоит забывать, что примерно в эти же минуты «Титаник» разломился пополам – киль не выдержал веса поднявшейся кормы (правда, узнают об этом только после обнаружения лайнера на дне: разлом произошел ниже уровня воды), а это тоже вряд ли произошло бесшумно.
Да и с чего вдруг немцы за два года до начала войны стали бы топить пассажирский лайнер? Это представляется, мягко говоря, сомнительным. А говоря прямо – абсурдом.
Пятая версия. Проклятие египетской мумии
В восьмидесятых годах девятнадцатого века близ Каира была обнаружена прекрасно сохранившаяся мумия времен Аменхотепа IV, по имени то ли Амен-Оту, то ли Амен-Ра, то ли Аменнофис (любители мистицизма, как известно, не заморачиваются на подобных мелочах. Мумия, и мумия). При жизни мумия работала знаменитой прорицательницей, и поэтому после смерти удостоилась пышного захоронения: с драгоценностями, фигурками богов, и, конечно, волшебными амулетами. Среди них было изображение Осириса, украшенное надписью: «Очнись от своего обморока, и твой взгляд сокрушит каждого, кто встанет на твоем пути». Другие, правда, настаивали, что написано было «Восстань из праха, и один лишь взор твоих глаз восторжествует над любыми кознями против тебя», но какая, в сущности, разница? Вот когда третьи робко предположили, что ничего такого на мумии написано не было, тут уж точно было ясно, что это глупости.
Мумия была приобретена каким-то коллекционером, затем другим, третьим, причем все предыдущие владельцы, разумеется, погибали при самых загадочных и таинственных обстоятельствах. То есть, может быть, на самом-то деле каждый из них дожил до девяносто девяти лет и почил в объятиях юной красавицы, но кто же станет это проверять? Владельцам мумий, как всем известно, положено погибать, причем, желательно, страшной смертью. Кстати, посмотрите, как вскрывали гробницу Тутанхамона.
Наконец, нашу мумию приобрел в британском музее некий американский миллионер и отправил в свою американскую резиденцию на борту корабля. Ну-ка, угадайте, какой лайнер был выбран для этой цели?
Обидно, что мумия умерла за тысячу лет до рождения Аристотеля, поэтому с логикой у нее было туго. Иначе она бы сообразила, что непосредственным следствием того, что корабль протаранит айсберг, явится гибель ее, мумиинного, драгоценного тела – в океанской воде оно вряд ли уцелеет больше, чем на несколько дней. А разрушение тела – самое страшное, что может произойти с мумией: ее душе некуда станет возвращаться. Так что если бы мумия действительно обладала магической силой, в ее интересах было бы оберегать «Титаник» как зеницу своего волшебного ока. Или, может быть, она тоже купилась на рекламную риторику о непотопляемом корабле и не обратила внимания на опасные айсберги?
Как бы там ни было, но мумия погибла в океанской пучине, исчезла без остатка, и вступиться за свое честное имя не может; этим беззастенчиво пользуется желтая пресса, регулярно публикующая обвинения в ее адрес под однообразными заголовками: «Сенсация! «Титаник» погубило проклятие фараонов!». Оставим это на совести журналистов.
Мумия, кстати сказать, была не единственной исторической реликвией, погибшей на борту «Титаника». Для искусства гораздо трагичней гибель в Атлантическом океане подлинного манускрипта Омара Хайяма «Рубайят» – реликвии, которой поистине не было цены.
Версия шестая. Ошибка рулевого и человеческий фактор
Вышедшая недавно книга внучки второго помощника капитана «Титаника» Ч.Лайтоллера леди Паттен “На вес золота” о трагической судьбе Титаника, раскрывает новые сенсационные стороны катастрофы. Оказывается, команда Титаника обнаружила айсберг заблаговременно, что позволяло избежать столкновения. Причиной столкновения стала паника рулевого, который выполнил неправильный маневр.
Откровение, которое скрывалось около 100 лет семьей одного из офицеров Титаника, публикуется в новой книге. Второй офицер Чарльз Лайтолер, который спасся во время катастрофы, скрыл ошибку от комиссий по обоим берегам Атлантики, из-за опасения банкротства судовладельцев и лишения работы его коллег. И даже после его смерти, из-за опасения нанести урон его репутации, родственники скрывали правду.
Но сейчас его внучка — писательница Паттен в новом романе открыла занавес тайны. Когда первый помощник капитана Ульям Мердок за 2 мили заметил айсберг, его приказ «На правый борт» был неправильно истолкован в рубке Робертом Хитчинсом. Он сначала развернул корабль направо, и хотя тут же исправил курс, но из-за высокой скорости Титаника, его правый борт был распорот айсбергом.
На первый взгляд выглядит поразительным, что кто бы то ни было – тем более человек, стоявший у штурвала во время первого рейса самого дорогого в мире океанского лайнера, – мог сделать такую школярскую ошибку. Однако, объясняет Паттен эта кажущаяся невероятной ошибка имела на деле вполне конкретную техническую причину.
«”Титаник” был спущен на воду в то время, когда мир переходил от парусных судов к паровым. Ее дед, как и остальные старшие офицеры на “Титанике”, начинал на парусных судах. На парусниках команды подавались «на румпель». Если нужно повернуть судно в одну сторону, то румпель поворачивают в другую (скажем, если судно нужно повернуть влево, то румпель поворачивают вправо). Сейчас это выглядит неестественно, но в свое время было принято отдавать команды именно так. Команды «на руль», использовавшиеся на паровых судах, напоминают управление автомобилем – судно направляют в ту сторону, в которую оно должно повернуть. Ситуацию дополнительно запутывало то обстоятельство, что, хотя «Титаник» был пароходом, в Северной Атлантике в то время использовались команды «на румпель». Соответственно, Мердок и дал команду «на румпель», но запаниковавший Хитчинс машинально выполнил команду «на руль», как его учили. На то, чтобы изменить курс у них было всего четыре минуты, и, когда Мердок заметил ошибку Хитчинса и попытался ее исправить, было уже поздно».
Дедушка Паттен, позднее создавший собственное судоремонтное предприятие в Ричмонде-на-Темзе (там, где находилась его маленькая верфь, сейчас висит памятная табличка), поделился со своей женой, которую звали Сильвией, еще одним, потенциально еще более убийственным секретом. Если рулевой Хитчинс просто ошибся, то Брюс Исмей (Bruce Ismay), также выживший в катастрофе глава компании White Star Line, которой принадлежал «Титаник», отдал гибельное распоряжение.
«Айсберг ударил “Титаник” в самое уязвимое место, — продолжает Паттен, — но, как считал мой дед, лайнер еще долго мог оставаться на плаву. Однако тут на мостик пришел Исмей. Он совсем не хотел, чтобы судно, в которое были вложены огромные средства, либо медленно затонуло посреди Атлантики, либо было отбуксировано в порт. Слишком плохая реклама! Поэтому он велел капитану дать малый вперед. “Титаник” же считался непотопляемым!»
К этому можно добавить еще, что незадолго до этой печальной годовщины в одном из аукционных домов Великобритании на торги было выставлено письмо пассажирки с «Титаника», которой удалось выжить. Ранее это письмо нигде не фигурировало. Пассажирка пишет в своём письме, что в день крушения «Титаника» она видела капитана корабля пьяным.
По словам женщины, также она видела, как капитан «Титаника», передав управление кому-то из экипажа, сидел в баре и поглощал виски. Таким образом, может получиться, что «Титаник» затонул не из-за рокового стечения обстоятельств, а из-за банальной преступной халатности.
Какие версии мы пропустили кроме официальной? И какой версии придерживаетесь именно вы?