Правда ли что рыцарские турниры зародились в греции
В озникновение рыцарского турнира
История рыцарских турниров
Во франкоязычном регионе словом “tornoi” еще в начале 12 в. определялись бои конных воинов. Первое, как раньше считалось, немецкое сообщение о турнире 1127 г. близ Вюрцбурга, теперь также принято полагать ошибочным истолкованием сообщения о военном столкновении. Очевидно лишь постепенно этот термин стали употреблять исключительно для определения боевых игр, служащих тренировке. О турнире как о рыцарских упражнениях впервые сообщает Вильгельм из Сан-Тьери в 1149 г. в своем рассказе о жизни Бернарда Клервосского.
Кретьен де Труа в 1170 г употребляет слово torno в значении спортивного турнира в своем романе “Эрек”.После него и другие авторы рыцарских романов 12 в. используют термины turnei и turneiement уже не в военном значении. То, что французские рыцари были прародителями турнира, видно и из английских рукописей Высокого Средневековья, называвших спортивные турниры также conflictus Gallici.
Турниры и церковь
Магдебургский епископ Вихманн (Wichmann) проклял в 1175 г. всех участников этой “порочной игры” после того, как в течение одного года 16 рыцарей погибло на саксонских турнирах. Саксонские властители должны были поклясться, что навсегда откажутся от проведения турниров. Как строго эта клятва соблюдалось, можно увидеть из того, что уже в следующем году именно маркграф Дитрих фон Мейсен (Dietrich von Meissen) погиб от несчастного случая на турнире. Многие служители церкви также были приверженцами турниров: аббат монастыря Lesterps близ Лиможа стал известен в 1198 г. тем, что не пропустил ни одного турнира в окрестностях.
То, что критика со стороны церкви шла на убыль, могло быть и следствием изменения турнирной культуры: чем ближе мы к расцвету рыцарско-придворной культуры, тем больше теряет турнир свою грубость и военную функцию. Это развитие было неудержимо. Упадок рыцарского войска стал заметен уже вскоре после 1300 г., и это ускорило перемены в турнире. Позднее, после изменений способов ведения войны в 14 в., начатых в т.ч. катастрофами в битвах при Моргартене (Morgarten) и Земпахе (Sempach), турнир, как упражнение профессиональных воинов, утратил большое значение. Он просто превратился в – пусть и смертельно опасное – спортивное и репрезентативное зрелище. С падением значения рыцарей на поле боя возрастала потребность рыцарства в самовыражении на турнирном поле. Именно на этом фоне надо интерпретировать позднесредневековые усилия по обособлению турнирной культуры. Регламент становиться все жестче: основание турнирных обществ и связанных с ними институтов, например демонстрация шлемов и гербов, должны были защитить последнюю территорию, оставшуюся рыцарям.
Turnei, Buhurt и Tjost – Виды турниров
Рыцарская турнирная культура знала не единственный вид боевых игр: в средневековых источниках различают Turnei, Buhurt и Tjost.
Тйост – это бой двух рыцарей с длинными копьями, знакомый нам по многочисленным средневековым изображениям. Оба рыцаря пытаются сбить друг друга с коня или как минимум сломать копье. В зависимости от правил иногда, например в случае выхода из строя копий, разрешалось пользоваться мечом.
Источник – Harduin de la Joaille, Boutillier etc, Froissard, chap XX, P. Menestrier. La Colombiers. La Rogue, etc, Outerman, Histoire de Valenciennes, Fargy, liv. III, p. 613. Beneton, Traite des marques nationales, Monuserit du roi d’Anjou, Le P. Menestrier, La Colobiere, Theatre d’honneur et de chevalerie, Un chevalier, n’eb doutez pas, Doit ferir haut et parler bas, M. de Barante, Histoire des dues de Bourgogne, La Colombiere, Marehangy, Gaule poetique.
Выложил – Мэлфис К.
Блеск и нищета рыцарских турниров
Бесстрашный воин на поле сражения и галантный кавалер при дворе, закованный в латы рыцарь, вне всяких сомнений, является центральной фигурой и символом средневековой Европы.
Воспитание будущих рыцарей чем-то напоминало спартанское. По обычаям тех лет, до 7 лет отпрыски благородных семейств воспитывались у матери, с 7 до 12 лет – у отца. А после 12 лет отцы обычно отправляли их ко двору своих сеньоров, где они вначале выполняли роль пажа (в некоторых странах их называли валетами или дамуазо).
Дальнейшей ступенькой на пути к рыцарскому званию была служба экюйе, то есть оруженосцем. Экюйе обычно заведовал конюшней сеньора и уже имел право носить меч. В 21 год молодой человек посвящался в рыцари. Звание рыцаря налагало на человека определенные обязательства, невыполнение которых порой приводило к разжалованию. В XII веке данный обряд заключался в обрубании шпор у пяток. В дальнейшем он принял более театральные и вычурные формы.
Итак, принимая на себя звание рыцаря, молодой человек, помимо службы сеньору, брал на себя обязательство подчиняться неписаному кодексу чести, соблюдая верность двум культам. Первым и важнейшим из них был «культ 9 бесстрашных», в число которых входили 3 язычника (Гектор, Цезарь, Александр Македонский), 3 иудея (Иисус Навин, Давид, Иуда Маккавей) и 3 христианина (король Артур, Карл Великий, Готфрид Бульонский).
Подражание им было первой обязанностью каждого рыцаря. Но в наше время гораздо более известен воспетый в рыцарских романах куртуазный культ Прекрасной Дамы, родившийся в Аквитании и Пуату. На этом пути рыцарь проходил несколько стадий, первой из которых была стадия «робкого рыцаря» – еще не поведавшего о своих чувствах избранной им даме. Открывшись даме сердца, рыцарь получал статус «молящего», а будучи допущенным к служению ей, становился «услышанным».
После того как дама дарила рыцарю поцелуй, кольцо и символ (пояс, шарф, вуаль либо платок, которые он укреплял на шлеме, щите или копье), тот становился ее вассалом. С культом прекрасной дамы тесно связано движение трубадуров (странствующие поэты и композиторы) и менестрелей (певцов, исполняющих песни трубадура), которые часто путешествовали вместе, как рыцарь и оруженосец.
Отношения между рыцарем и его дамой сердца (которая к тому же часто была замужней женщиной), как правило, оставались платоническими. «Я не думаю, что Любовь может быть разделенной, ибо, если она будет разделена, должно быть изменено ее имя», – так прокомментировал данную ситуацию рыцарь и трубадур Арнаут де Марейль.
Стихи Пейре де Барджака.)
Впрочем, давайте не будем идеализировать «певцов любви». Подозреваю, что и самим трубадурам, и их слушателям, гораздо больше нравились совсем другие песни. Например, знаменитая сервента Бертрана де Борна:
Настоящий гимн сословной спеси, непроходимой глупости и уверенности в полной безнаказанности. Можно представить, как «нравились» такие песенки представителям Третьего сословия. Потомкам рыцарей и трубадуров заплатить за них придется своей кровью.
Но мы, кажется, отвлеклись, давайте вернёмся в Аквитанию и Северную Италию, где в XII-XIV веках практиковались так называемые «суды любви», на которых знатные дамы выносили вердикты по сердечным делам. В одном из таких «судов» председательствовала знаменитая возлюбленная Петрарки – Лаура.
Для бедных и незнатных рыцарей служение боевому культу и культу Прекрасной Дамы в равной степени открывало пути, следуя по которым можно было стать в общественном мнении на одну ступень с владетельными герцогами и князьями. Герцоги Аквитании и графы Пуату вставали с трона, чтобы встретить «короля поэтов» – трубадура Бертрана де Вентадорн, простолюдина, сына не то пекаря, не то истопника.
А Гийом ле Марешаль, благодаря победам на рыцарских турнирах, не только разбогател и прославился, но даже стал вначале воспитателем юного короля Генриха III, а затем – и регентом Англии (1216-1219 г.г.).
Но подлинным украшением турниров стали не вышеперечисленные разновидности поединков, а Па д`Арм – вооруженный проход. Это были костюмированные игры-состязания, протекающие по определенному сценарию и чрезвычайно напоминающие ролевые игры современных толкиенистов.
В основе действия лежали мифологические сюжеты, легенды рыцарского эпоса о Карле Великом и короле Артуре. На турнире у Источника слез в окрестностях Шалона в 1449-1550 г.г. защитник Дамы Источника Жак де Лален сразился с 11 противниками и победил во всех схватках. Рыцари, проигравшие бой на копьях, по его воле послали свое копье его сюзерену. Противники, проигравшие поединок на мечах, должны были подарить изумруд самой красивой даме королевства. А те, кому не повезло в поединке на топорах, одели золотой браслет с изображением замка (символ оков), снять который с них могла только дама, которая пожелает и сумеет это сделать. В 1362 г. в Лондоне много толков вызвал турнир, на котором ристалище защищали 7 рыцарей, одетые в костюмы 7 смертных грехов. А в 1235 г. участники турнира Круглого стола в Эсдене доигрались до того, что прямо с турнира отправились в крестовый поход.
Интерес к турнирам оказался настолько велик, что ради участия в турнире дворяне порой забывали о воинском долге и возложенных на них обязанностях. Так, в 1140 г. Ранульф, граф Фландрский, сумел захватить замок Линкольн только потому, что защищавшие его рыцари самовольно отправились на турнир в соседнем городе. В XIII-XIV веках турниры стали настолько популярны, что во многих европейских городах они стали проводиться и между богатыми горожанами. Причем экипировка богатых купцов не только не уступала, но часто даже превосходила экипировку аристократов. Рыцари же для организации турниров стали организовывать союзы и общества (Германия 1270 г., Португалия 1330 г. и т.д.). На собранные взносы проводились турниры, и покупалась экипировка. В 1485 г. в Германии было уже 14 соперничавших между собой турнирных братств. В Англии безусловным чемпионом была команда опытных рыцарей, созданная уже упоминавшимся нами Гийомом ле Марешалем, которая буквально терроризировала прочих участников турниров. Во время только одной из таких гастролей она пленила 103 рыцарей. Доставалось и самому Марешалю. Однажды, победив на очередном турнире, он куда-то исчез перед самой церемонией награждения. Герой был найден в кузнице, хозяин которой пытался снять с него покореженный шлем.
Что касается зрителей, то их поведение часто напоминало выходки современных футбольных фанатов, чему весьма способствовало отсутствие строгих правил определения победителей, которые появились лишь в XIII веке. Несогласие с решением арбитров порой приводило к серьезным волнениям и массовым беспорядкам. С целью предотвращения подобных происшествий, организаторы турниров и власти городов заключали специальные соглашения. Пример был подан в 1141 г. графом де Эко и муниципалитетом города Валенсии, которые заключили договор об ответственности виновных в беспорядках, устраиваемых с целью оспаривания результатов турниров. Там же, где власти полагались на «авось» часто случались происшествия типа «Бостонской ярмарки», когда в 1288 г. недовольные судейством пьяные оруженосцы сожгли половину английского города Бостон. Настоящее сражение произошло в 1272 г. на турнире в Шалоне, когда герцог Бургундский схватил короля Англии Эдуарда I за шею и принялся душить, что было воспринято как нарушение правил.
На помощь своему сеньору бросились английские рыцари, бургундские дворяне также не остались в стороне, а затем в бой вступили и пешие воины, которые весьма эффективно использовали арбалеты. Случались на турнирах и другие печальные происшествия. Так, в 1315 г. в Базеле во время турнира рухнула одна из трибун, многие из стоявших на ней знатных дам получили травмы и ранения.
Справедливости ради надо сказать, что, в отличие от участников современных ролевых игр, рыцари подвергались на турнирах весьма серьезной опасности. Часто отмечались тяжелые ранения, и даже гибель участников независимо от их знатности и общественного положения. Так, в 1127 г. на турнире погиб граф Фландрии Карл Добрый. В 1186 г. та же участь ожидала сына короля Генриха II Английского Жоффруа Бретонского. В 1194 г. этот список пополнился австрийским герцогом Леопольдом, а в 1216 г. был убит Жоффруа де Мандевиль, граф Эссекса. В 1234 г. погиб Флоран, граф Голландский. В 1294 г. на турнире никому не известным рыцарем был убит зять короля Англии Эдуарда I Жан, герцог Брабантский, на счету которого было 70 побед. Самым страшным оказался итог турнира в швейцарском городе Нусе (1241 г.), когда в пыли, поднятой скачущими лошадьми, задохнулось от 60 до 80 рыцарей. А 30 июня 1559 г. в Париже на поединке с капитаном шотландских стрелков графом Монтгомери погиб король Франции Генрих II. Обломок древка копья угодил в щель забрала и вонзился в висок короля.
Это печальное происшествие прославило врача и астролога Мишеля Нострадамуса, который незадолго до этого написал катрен:
(Дело в том, что шлем Генриха был позолочен, а на гербах обоих противников были изображены львы.)
Многочисленные жертвы привели к тому, что церковные соборы 1130, 1148 и 1179 г.г. вынесли вердикты, осуждающие и запрещающие турниры. Но монархи и рыцари всех европейских стран дружно проигнорировали данные решения и в 1316 г. Авиньонский папа Иоанн XXII был вынужден признать очевидное, снять все запреты на турниры и отменить церковное преследование их участников. Тем более что уже в XIV турниры постепенно утратили характер тренировки и состязания в воинской доблести – антураж значил больше собственно схваток. Высокородные аристократы желали не подвергать свою жизнь реальной опасности, а красоваться в роскошных доспехах на глазах у празднично разряженных дам. Экипировка стала настолько дорогой, что круг участников резко сузился. Турнирные бои становились все более условными. В 1454 г. на турнире герцога Бургундского большинство знатных гостей отправились на обед, даже не дождавшись окончания поединков.
Но, с другой стороны, появились импровизированные турниры во время военных действий. Во время одной из англо-шотландских войн (в 1392 г.) четверка шотландцев взяла верх над англичанами в поединке на лондонском мосту, и король Англии Ричард II был вынужден одарить победителей.
Знаменитый французский рыцарь Пьер Террай, сеньор де Баярд, девизом которого были слова «Делай что следует – и будь, что будет», считался непобедимым в конной копейной схватке, за что получил прозвище «копейщик». В 1503 г. он прославился, защищая мост через реку Гарильяно. В 1509 г. в турнире 13 на 13 он и рыцарь Ороз в ходе схватки остались вдвоем против 13 испанцев. В течение 6 часов они продолжали бой и остались непобежденными.
Последний турнир поклонники романтизма устроили в 1839 г. близ Эглинтона в Шотландии. Да и сейчас театрализованные бои в рыцарских доспехах становятся неотъемлемым атрибутом многих исторических праздников.
Рыцарский турнир. Основные правила
В средневековой Европе оформился новый вид борьбы между знатными воинами — рыцарский турнир. Чтобы обуздать пыл головорезов, турниру нужны были правила.
Появление рыцарского турнира
Немецкий историк Йозеф Флекенштайн дал вполне ёмкое и точное определение, что такое рыцарские турниры. Учёный считал, что турнир — это зеркало рыцарства и его культуры. Исследователи осторожно подходят к вопросу датировки первых состязаний. Одни считают, что отправной точкой традиции показательных боёв знати стали зафиксированные в хронике Нитхардом состязания по случаю заключения Страсбургских клятв 14 февраля 842 года между Людовиком Немецким и Карлом Лысым.
По другой версии, изобретение турнирного дела приписывается некому анжуйскому воину Жоффруа де Прейи, который покинул свет в 1066 году.
Но ни в официальных документах, ни в эпических chansons de gestes никаких упоминаний о турнирах нельзя найти вплоть до начала 12-го столетия. И уже в первой четверти века турнирные схватки приобретают массовый характер.
Родиной этой средневековой забавы считается Франция. Английские хронисты употребляли по отношению к турнирам выражение conflictus Gallicus. Да и в «Парцифале» Вольфрама фон Эшенбаха отец главного героя, победитель турниров Гамюрет, был воспитан именно в Анжу.
Таким образом, рыцарские турниры появились не ранее складывания основной концепции знатного сословия Средневековья, оформления обрядов инициации и узнаваемых форм. Иными словами, образ классического средневекового рыцарства складывается к середине 12-го века.
Организация рыцарских турниров
Основная масса участников — молодые, безземельные или холостые мужчины, которые мечтают о славе и подъёме по социальной лестнице. Они обречены на бродячую жизнь и частые столкновения с противником. Выходом для этой агрессии становятся турниры: крупным сеньорам следовало во избежание распространения частных войн давать неистовой молодёжи места для выяснения отношений. Именно так и сделал граф Фландрии Карл Добрый в начале 12-го столетия — собрал своих необузданных вассалов вместе и велел им участвовать в состязаниях.
Точных границ турнирное поле не имело: барьеры можно было наблюдать лишь у мест, где участники имели возможность отдохнуть. Как правило, это огороженная верёвками небольшая территория. Рельеф местности зачастую использовался для создания засад и ловушек на поле битвы.
Рыцарский турнир — состязание командное. 10−30 рыцарей в плотном строю бьются с противниками. Команды формировались по принципу земляков: это могли быть нормандцы, анжуйцы, бретонцы Чуть позже появились схватки, в которых активно применялось фехтование копьём. Мероприятие было, безусловно, массовым и требовавшим огромных средств. Купцы, кузнецы, продажные женщины и бродячие артисты — все приезжали на турнирное поле, дабы получить свою выгоду. Так в Европе возникло новое пространство для социокультурного обмена, которое серьёзно повлияло на становление западноевропейской военной элиты.
Правила рыцарского турнира
Состязание подчинялось ряду условий и законов.
1. День турнира назначался за 2−3 недели до начала мероприятия. Место определяли также заранее и устанавливали его условные границы на пространстве между двумя городами. Информацию о времени и месте турнира всегда доносили гонцы.
2. Деление участников на команды происходило по локальному признаку. В Англии — северяне и южане, во Франции — бретонцы, анжуйцы и даже французы. К 13-му столетию в моду входят джостры — рыцарские поединки между двумя участниками.
Само столкновение рыцарей было крайне небезопасным и походило на битву. Именно так турнирную схватку описывает французский поэт Кретьен де Труа в своём романе «Эрек и Энида»:
«С обеих сторон ряды участников дрогнули, и над полем прокатился гул сражения. Последовали страшные удары копьями, и копья ломались от этих ударов, пробивая в щитах дыры, а кольчуги разрывая в клочья. Сёдла пустели, а всадники, выбитые из седла, брели, спотыкаясь, прочь; по крупам коней струился пот, с их морд падали клочья пены. Мечи стремительно поднимались и опускались, рубя врагов, которые с грохотом падали на землю, и некоторые из участников в страхе бежали с поля боя, надеясь впоследствии заплатить выкуп, некоторые же — чтобы предотвратить этот позор».
4. Со времён правления Ричарда Львиное Сердце каждый из участников платил налог за турнир. Граф отдавал 20 марок серебром, 10 платил барон, 4 — обычный рыцарь с земельным наделом, а 2 марки брали с безземельного воина.
5. Побеждённого соперника могли брать в плен и требовать с него выкуп. Победитель имел право забрать доспехи и коня у поверженного противника. Приз турнира формировался за счёт взносов основных участников.
Несмотря на все сложности организации подобных мероприятий и негативного отношения церкви к этой забаве для знати, рыцарские турниры стали очень популярны в Европе к 13−14 столетиям. Они существенно повлияли и на военное дело, и на культурный климат на континенте.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Большинство историков сходятся во мнении, что первые настоящие рыцарские турниры, подчиненные определенным правилам, стали проводиться в IX в. Хронист Нитгард так описывает состязания отрядов Людовика Немецкого и его брата Карла Лысого, проводившиеся в середине IX в. «Для телесных упражнений они часто устраивали воинские игры. Тогда они сходились на особо избранном с этой целью месте и в присутствии теснившегося со всех сторон народа большие отряды саксов, гасконцев, австразиев и бретонцев бросались быстро друг на друга с обеих сторон; затем одни из них поворачивали своих лошадей и, прикрывшись щитами, искали спасения в бегстве от напора врага, который преследовал бегущих; наконец, оба короля, окруженные отборным юношеством, кидались друг на друга, уставив копья вперед, и, подражая колебанию настоящей битвы, то та, то другая сторона обращалась в бегство. Зрелище было удивительное по своему блеску и господствующему порядку: так что при всей многочисленности участвовавших и при разнообразии народностей никто не осмеливался нанести другому рану или обидеть его бранным словом, что обыкновенно случается даже при самом малочисленном сборище и притом состоящем из людей, знакомых друг с другом».
Некоторые источники упоминают о проведении подобных состязаний и в X в. Первое упоминание о турнире XI в. относится к 1062 г.
Первоначально турниры проводились только в Германии и Франции. Лишь в середине XII в. практика турниров проникла в Англию и Италию, а несколько позднее охватила и все другие европейские страны.
Основной формой турнирных схваток в XII в. были групповые бои (меле). Поединки двух рыцарей в XII-XIII вв. были редкостью, хотя к концу XII в. число участников в групповых схватках сильно уменьшилось.
В зависимости от того, как устраивался турнир, по-разному он и назывался. Случались «странствующие» турниры, когда два рыцаря встречались где-нибудь случайно или намеренно, и вступали в «спортивный» поединок, иногда и вовсе обходясь без зрителей. Но, конечно, гораздо пышнее и торжественнее проходили турниры «по приглашению». На них особую роль играли герольды, и очень большое значение придавалось гербам участников.
Такие турниры устраивались по любому подходящему поводу: посвящение в рыцари, свадьба дочери, заключение мира с врагом. Устроитель рассылал письма-приглашения самым знатным из соседей. Но любой достойный рыцарь мог принять участие в турнире и без особого приглашения, не говоря уж о зрителях.
Когда весть о предстоящем турнире разносилась по всей округе, во всех замках начинались спешные приготовления: отпирались сундуки, откуда извлекались самые дорогие наряды, готовились лучшие доспехи, выезжались самые крепкие и выносливые кони. Каждый из рыцарей, намереваясь принять участие в турнире, хотел перещеголять всех роскошью нарядов и вооружения, многочисленностью и пышностью свиты. Каждый с нетерпением ждал предстоящего празднества, потому что у каждого были свои определенные цели.
В ночь перед турниром почти никто не спал. Повсюду в окрестностях пылали костры, на городских улицах мелькали огоньки факелов. Все были на ногах задолго до того, как трубил со стены замка рог, возвещающий о наступлении утра. После церковной службы все устремлялись к арене, обсуждая на ходу доблести бойцов, собирающихся принять участие в турнире, и гадая, кто еще из окрестных рыцарей прибудет к месту состязания в самый последний момент.
Кто мог участвовать в турнире?
Требования же, которые предъявлялись к английским рыцарям, желающим принять участие в турнире, были достаточно строгими. Рыцарь должен был доказать знатное происхождение в двух поколениях со стороны и матери, и отца, а доказывалось это наследственным гербом на щите и отличительными украшениями на шлеме.
Если кто-то оказывался виновным в недостойном рыцаря поступке, и это могло быть доказано в присутствии судей, рыцарь лишался права выехать на ристалище. Это распространялось и на уличенных в хуле против Господа, в оскорблении дамы, в нарушении данного слова, и на каждого, кто покинул собрата по оружию в сражении. Высокое значение рыцарского достоинства поддерживалось и еще одним правилом — никто не мог быть допущен к участию в турнире, если был виновен в вероломном нападении на противника. Однако и для рыцаря, признанного советом турнирных судей безупречным во всех отношениях, предварительные испытания еще не заканчивались. Теперь он передавал свой флаг и гербовый щит герольдам, а те устраивали из знамен и гербов своеобразную выставку на главной городской площади, располагая их в строго определенном порядке.
Выше всех помещались гербы знатнейших лиц, ниже — баронов, и наконец, в самом низу — простых рыцарей. Такая выставка служила как бы программой предстоящего состязания, но вместе с тем, устраивая ее, герольды обсуждали подлинность каждого из представленных гербов. Лицам не рыцарского происхождения выставление гербов было строго воспрещено, и уличенные в таком обмане должны были заплатить штраф в виде вооружения и боевого коня — в пользу герольдов. В обязанности герольдов входила еще и такая: давать любопытным зрителям необходимые объяснения, если чей-либо герб из выставленных прежде был им не знаком.
Но не всегда объявлялись во всеуслышание имена всех рыцарей, пожелавших принять участие в турнире и выдержавших предварительные испытания. Иногда позволялось скрывать свои имена совсем юным рыцарям, страшившимся поражения и позора, а также в тех случаях, если рыцарь до поры предпочитал хранить инкогнито, будучи в неприязненных отношениях с устроителем турнира.
Случалось даже и так, что турнир становился своеобразным маскарадом — рыцари появлялись на нем в фантастическом вооружении, заимствованном у каких-либо легендарных или исторических личностей. Например, однажды проводился турнир, где одна сторона рыцарей олицетворяла легендарного короля Артура и его паладинов Круглого Стола, а другая — Карла Великого и его воинов.
Правила турниров
Правила турниров различались в разных странах, но требования к рыцарям, желавшим принять участие в турнире, были практически одинаковыми. Так каждый участник должен был доказать судьям и герольду свое знатное происхождение в двух поколениях как со стороны матери, так и со стороны отца. В постановлении французского короля Филиппа Валуа оговаривалось: На турниры не допускается тот дворянин, который сказал или сделал что-либо противное католической вере. Если такой человек все же будет домогаться участвовать в турнире, несмотря на запрещение, то да будет он побит и изгнан дворянами. Определялось это по гербу на щите и нашлемнику. Если кто-либо был уличен в подделке герба, он не только с позором изгонялся с турнира, но также лишался вооружения и боевого коня в пользу герольдов.
Существовали общие правила турнира, которые оставались неизменными. На турнире запрещалось:
Кроме того, отрицательные очки начислялись за попадание в барьер и сбивание два раза шлема с головы противника. О более мелких правилах, участники договаривались перед каждым конкретным турниром. В качестве наказания за несоблюдение правил участник мог лишиться доспехов и коня, его могли выгнать с турнира и не допустить к следующему турниру.
Участвуя в турнирах рыцари преследовали две цели: продемонстрировать свою доблесть и подзаработать, ведь победитель получал доспехи и лошадь проигравшего. Более того, часто в плен брали и самого рыцаря в надежде получить за него выкуп. Уильям Маршалл, возглавивший впоследствии конную стражу короля, сколотил на турнирах целое состояние (за 10 месяцев 1177 г. он вместе с другим рыцарем пленил 103 соперников). Выкупы представляли настолько доходное дело, что рыцари и даже сеньоры простирали свои интересы за пределы военного класса, — на купцов, горожан, даже духовных лиц. Они захватывали их на дорогах, сажали в тюрьму и мучили их, чтобы получить выкуп. Немцы называли этих авантюристов Raubritter (рыцари-разбойники).
В XIII века такой обычай ушел в прошлое, оставшись лишь символическим: победитель получал только часть доспеха, например, шпору или плюмаж с шлема, устроители турниров стали награждать победителей из своих средств.
Высокая смертность и травмы рыцарей на турнирах вызывали беспокойство правителей. Так на турнире в Нейссе (близ Кельна) в 1240 г. пало 60 рыцарей. Мало того, что участие в состязаниях и без того было опасным мероприятием, на ристалище могли встретиться и вражеские кланы, что превращало турнир в настоящее побоище, иногда даже с участием слуг и зрителей. В Англии турниры были запрещены до 1194 г., когда Ричард I Львиное Сердце разрешил их проведение, но только в пяти оговоренных местах и за право участия в них требовалось внести плату.
Ристалище, судьи и награды
Поле для турнира — ристалище — обносили деревянной оградой в один или два ряда или вместо нее протягивали веревки. Первоначально поле было круглым, но с течением времени обрело более удобную продолговатую форму. Вокруг поля устраивались деревянные ложи для прекрасных дам, а также судей турнира. Ложи украшались дорогими тканями и коврами, а самая роскошная, под балдахином, убранная цветами, стрелами, изображениями пылающих сердец, предназначалась для королевы любви и красоты, которую предстояло назвать будущему победителю.
Хоть и присутствовали на турнирах специально назначаемые судьи, однако высшими судьями были прекрасные дамы. Любую жалобу против кого-либо из участников рассматривали именно они, и решение не подлежало обжалованию. Открывая рыцарское состязание, герольды громко оглашали его правила и объявляли, каким будет приз предстоящего состязания. Помимо объявленных призов, дамы и девицы часто жертвовали в виде награды за рыцарскую доблесть собственные золотые или серебряные украшения. А сам главный приз мог быть весьма ценным. Кроме того, каждый рыцарь, одержавший победу над противником, получал в качестве трофея его вооружение и коня. Как правило, устроители турниров проявляли особую учтивость по отношению к иноземным рыцарям-участникам. Так однажды на турнире в Смитфилде, при Ричарде II, королева объявила наградой золотую корону, если победителем станет иностранец, и дорогой браслет, если им окажется англичанин.
Как открывались турниры
Но случалось, несмотря на все меры предосторожности, турнирные состязания и в самом деле переходили границы дозволенного. На них прорывалась иногда национальная рознь, брало свое, бывало, уязвленное самолюбие рыцаря, отвергнутого прекрасной дамой ради другого, более счастливого соперника. Чтобы избежать кровопролития, в конце концов от рыцарей, помимо соблюдения всех прочих формальностей, стали требовать и особую клятву, что явились они на турнир с единственной целью совершенствования в военном искусстве, а не для сведения счетов с кем-нибудь из соперников.
Но вот заканчивался тщательный осмотр вооружения, и если все было в порядке, рыцари по сигналу герольдов удалялись в свои шатры, чтобы приготовиться к поединку. По второму кличу герольдов они садились на коней и выезжали на поле. Теперь специально назначенные судьи осматривали, правильно ли были оседланы кони турнирных бойцов. Наступала короткая пауза, на какой-то миг все замирало — и в ложах для дам и почетных гостей, и на скамьях для простонародья. Участники турнира ждали знака к началу состязания.
Как проходили бои на турнире
Рыцарские поединки бывали «один на один» или же в них принимали участие по несколько бойцов с каждой стороны. Тогда они выстраивались в шеренги друг напротив друга, и каждый должен был схватиться с определенным противником. Наконец почетный рыцарь подавал знак начала турнира, и звучал третий клич герольдов. Тотчас веревки, разделявшие рыцарей, опускались, и они устремлялись один на другого в оглуши тельном реве труб. За каждым из рыцарей следовали его оруженосцы, готовые поправить ему доспехи, подать, когда будет необходимость, запасное вооружение, или поднять своего господина с земли, если противник окажется удачливее и выбьет его из седла.
В разгар пиршества делался перерыв, и герольды торжественно представляли дамам самых достойных рыцарей. При этом та из дам, что была выбрана победителем королевой любви и красоты, раздавала призы коленопреклоненным рыцарям и обращалась к каждому из них с особой похвальной речью. Звучали на пиру и песни менестрелей, прославлявших подвиги храбрых рыцарей. Хоть и стали турниры самыми грандиозными праздниками рыцарских времен, но все же находились у них и влиятельные противники.
Папа Иннокентий III в 1140 и папа Евгений III в 1313 году восставали против турниров из-за случавшихся на них смертельных случаев и даже, бывало, отлучали тех, кто принимал в них участие, от Церкви. Однако турнирам суждено было существовать еще долгие годы и даже пережить сами рыцарские времена. Они проводилась и в XVI веке, когда рыцари окончательно уступили место на поле боя пехоте, артиллерии и легко вооруженной коннице. Уходила в прошлое вместе с рыцарскими турнирами и особая общность людей, называемых герольдами. Но они оставляли в истории очень заметный след: никто иной способствовал тому, что столь важную роль стал играть в Средние века рыцарский герб, трансформировавшийся с течением времени в гербы цехов, городов, государств, дошедший таким образом и до наших дней…
XIV — XV века
В XIV в. турниры приобрели еще большую регламентированность. Как правило, накануне турнира рыцари выставляли свои щиты с гербами. Щиты могли быть двух типов: щит мира и щит войны, в зависимости от того, на каком оружии хотели биться противники. Любой желающий сразиться должен был явиться сам или прислать своего представителя, чтобы коснуться жезлом соответствующего щита. Специальные люди следили за этим и записывали имена бойцов.
Теперь бой обычно состоял из трех заездов в копейном поединке, после чего следовала пешая схватка на мечах, топорах или кинжалах, которая велась также до трех ударов. Число заездов и ударов постоянно увеличивалось и к концу XIV в. нередко достигало пяти. Вместе с тем все еще разрешались бои верхом с мечом и булавой. Бои на определенное количество ударов проводились двумя различными способами: в первом случае засчитывались только удары, достигшие цели, а во втором количество ударов оговаривалось заранее, и было не важно, поразили они противника или нет. Если после проведения всех положенных ударов победитель не был установлен, судьи обычно разрешали дополнительные удары.
Дамы принимали все более активное участие в турнирах. Если рыцарь сражался ради одной дамы и побеждал на турнире, то его дама становилась королевой турнира. Кроме того, победитель мог требовать поцелуя или подарка от своей дамы. Помимо обычных аксессуаров, которые дамы вручали рыцарям в знак своей благосклонности, все чаще стали преподносить пояс верности — в качестве обязательства дамы выйти за рыцаря замуж. Позднее пояс верности был заменен подвязкой с надписью на французском: «Любовь без конца». К концу XIV в. дам иногда просили выбрать победителя турнира. Соперничество рыцарей из-за любви дамы часто порождало глубокую ненависть и вражду между ними. Поэтому короли, которым и так с трудом удавалось удерживать в узде своих вассалов, нередко были ярыми противниками турниров. Так, одним из ордонансов 1312 г. Филипп Красивый запретил своим рыцарям участвовать в турнирах, причем вне зависимости от того, в чьем королевстве проходил турнир. Ослушавшимся грозили тюремное заключение, изъятие годового урожая, конфискация доспехов и лошадей. Впрочем, эти запреты никогда не были долговечными, так как монархи и Церковь прекрасно понимали, что могут лишь добиться перемирия в этих куртуазных сражениях, а не запретить их навсегда.
В XV в. турнир достигает зенита своего развития. Особой пышностью отличались турниры, проводившиеся при бургундском дворе. Но и во многих городах Италии, таких, как Флоренция, Милан, Венеция и Рим, проходили турниры, не уступавшие по роскоши бургундским.
Современные рыцари
ВОТ ТУТ можете посмотреть полностью альбом ’De Arte Athletica’ (том I и II) at the Bavarian State Library из Баварской государственной библиотеки, середина 16 века.