Правда ли что попить игрушка для аутистов

Детский аутизм. 10 мифов

Детский аутизм – состояние, которое возникает как следствие нарушения развития. Для него характерны: специфика социального взаимодействия, трудности коммуникации, стереотипное поведение и необычные интересы.

Об аутизме сейчас говорят всё больше и больше. Исследователям, занимающимся его изучением, удаётся приоткрыть завесу тайны, окутывающей расстройство. Однако по сей день остаётся много неизвестного. Далеко не все люди, обсуждающие тему в интернете и реальной жизни, достаточно информированы о том, что способствует появлению и распространению слухов, домыслов и мифов о детском аутизме.

Правда ли что попить игрушка для аутистов

№ 1. Существует лекарство от аутизма

Периодически в СМИ появляется информация, что было найдено чудодейственное лекарство, способное исцелить ребенка с расстройством аутистического спектра.

К сожалению, пока такого средства не существует. Некоторые препараты могут ослабить отдельные проявления, но не вылечить полностью. Исследования активно проводятся, однако на данный момент пока к однозначным результатам они не привели, необходимы дальнейшие изыскания. На сегодняшний день наиболее эффективным методом помощи «особенным» детям являются коррекционные занятия, которые проводятся под руководством психолога или дефектолога.

№ 2. Аутизм – генетическое заболевание

Некоторые полагают, что данное заболевание передается по наследству от родителей детям. Однако, это не доказано. Специалисты говорят о существовании некоторой генетической предрасположенности, но точные и достоверные данные о происхождении РАС на сегодняшний день у учёных отсутствуют.

№ 3. Заболевание возникает из-за определённого стиля семейного воспитания

В середине прошлого века имела широкую известность теория о «холодных матерях». Согласно этой теории, заболевание развивается у детей, матери которых были эмоционально холодны, отталкивали и психологически их не принимали. То есть причиной считали недостаток материнского тепла и любви. Эта теория уже давно опровергнута научным сообществом.

№ 4. Аутизм развивается из-за прививок

В 1998 году, после выхода статьи британского врача о взаимосвязи между прививками и болезнью, этот миф завоевал широкую популярность. В исследовании приняли участие 12 детей с РАС. Однако дальнейшие, более масштабные исследования наличия такой связи не подтвердили.

№ 5. Им не нужно общение

Существует мнение, что «особенным» людям хорошо «в своём мире», и общение с другими не является для них необходимостью. Но это не так. Люди с диагнозом аутизм действительно испытывают трудности в социальном взаимодействии. Они зачастую просто не знают, как общаться. Освоив необходимые навыки с помощью специалистов (психотерапевтов, психологов, дефектологов), они с радостью взаимодействуют с другими и получают от этого удовольствие.

№ 6. «Особенные» дети не испытывают эмоций и не могут понять чувства других

Трудности понимания чужих эмоций, сниженный уровень эмпатии (способности к сопереживанию) часто считают признаками аутизма. Но исследования ученых показали, что это не так. Аутичный ребенок распознает эмоции и чувства не хуже всех остальных людей. Кроме того, его эмоциональные переживания отнюдь не менее яркие и насыщенные. Просто ему бывает сложно описать собственные эмоции и чувства.

№ 7. Расстройства аутистического спектра всегда сопровождаются нарушениями интеллекта

Данное утверждение тоже не является верным. Мы все разные. Аутизм может сопровождаться снижением интеллекта. А у некоторых людей с таким диагнозом уровень интеллекта средний или даже выше среднего. У кого-то феноменальные или необычные способности, великолепная память, а у кого-то – ярко выраженные трудности с интеллектом и обучением.

№ 8. Все они гении

Часто можно встретить информацию о том, что такие люди обладают теми или иными уникальными способностями, к примеру, музыкальными или математическими. Вольфганг Амадей Моцарт, Альберт Эйнштейн, Чарльз Дарвин. Их объединяет одно – нарушения развития, которые сегодня называют расстройством аутистического спектра.

Такие способности действительно могут быть у человека с данным заболеванием, как в принципе и у любого другого. Проведенные научные исследования показывают, что процент гениев среди людей с аутизмом примерно такой же, как и в общей популяции.

№ 9. «С возрастом само пройдет»

Нет, не пройдет! У детей с такого рода расстройствами мозг развивается и функционирует не так, как у других. Проявления, характерные для данного заболевания, могут быть сглажены благодаря кропотливой коррекционной работе. Ребята способны адаптироваться к жизни в социуме, но у них всегда будут определённые особенности, связанные с их индивидуальным развитием и опытом.

№ 10. Это шизофрения

Многие путают два разных диагноза. Кроме того, часто можно услышать утверждение, что аутизм с возрастом «переходит в шизофрению». Исследователи долгое время изучают эти заболевания и связь между ними. По современным гипотезам – это два разных расстройства, симптомы и механизмы развития которых отличаются.

Вокруг детского аутизма существует множество мифов. Их появлению и популяризации способствует растущий интерес к расстройству и недостаток достоверной информации о нём в обществе.

Распространение полноценной, достоверной информации из «первых рук» и надежных источников может способствовать ломке стереотипов, снижению уровня стигматизации («навешивания ярлыков»), повышению качества жизни пациентов и членов их семьи.

Стыцюк Надежда, медицинский психолог Центра им.Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Источник

Правда ли что попить игрушка для аутистов

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Правда ли что попить игрушка для аутистов

Аннотация: Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) особенные и требуют своеобразного подхода.

Статья:

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) особенные и требуют своеобразного подхода. По внешним признакам их развитие соответствует нормам, но в то же время они существенно отличаются от сверстников.

Дети-аутисты плохо контактируют с внешним миром (при наличии тяжелого аутизма наблюдается полная отчужденность). Малыши часто проявляют пассивность ко всему происходящему: не демонстрируют никакой реакции на голод, холод и даже боль. Чаще всего они молчаливы, но могут ни с того ни с сего процитировать фразу, услышанную ранее.
К подбору игрушек для таких детей нужно подходить с особой тщательностью, так как их большая часть попросту будет игнорироваться.

Критерии выбора игрушек

Все детки, не зависимо от своих предпочтений и особенностей, любят играть. Нужно учесть, что игрушки для ребенка с ауитзмом должны быть немного другими. Обычно дети-аутисты предпочитают изделия для младшей возрастной категории. Современные производители разработали тематическую серию из развивающих материалов, которые помогают детям с особенностями познавать окружающий мир.
На какие моменты необходимо обращать внимание в первую очередь при выборе? Основная задача игрушек для детей-аутистов – это активизация слабо развитого чувства осязания. Такие дети обычно творческие личности, следовательно, они находят свой способ исследования вещей.

Игрушками могут быть:

Правда ли что попить игрушка для аутистов

Игрушки должны выполнять связующую роль между ребенком и его сверстниками, взрослыми. С данной задачей помогут справиться настольные игры (викторины, «бродилки», лото). При выборе необходимо учитывать степень заболевания, возраст, увлечения и реакцию на проигрыш или выигрыш.

Важный принцип: сложная форма заболевания = простые игрушки.

Больше разнообразия

Дети сложно воспринимают новое, и каждая игрушка встречается с настороженностью. Поэтому все развивалки часто покупаются по принципу подобия: когда ребенок предпочитает игрушки одной формы, определенного цвета, музыкального или мягкого типа — эти критерии учитываются при покупке в первую очередь. Но за таким постоянством кроется опасность. Ребенок может отказаться воспринимать все новое, и это напрямую повлияет на его развитие. По этой причине необходимо постараться подбирать разнообразные развивающие материалы.
Не стоит засыпать кроху различными предметами, ведь загроможденная комната для аутиста провоцирует появление чувства тревоги.

Правильно подобранные игрушки предоставят возможность удовлетворить весь спектр актуальных потребностей.

Совет: хотите сделать правильный выбор – возьмите малыша с собой в магазин и прислушайтесь к его мнению.

Батуты и пазлы

Если дети хотят стать обладателями яркой надувной горки или небольшого домика, не стоит этому препятствовать. У аутистов нарушен не только контакт с окружающим миром, но и со своим телом. Батут поможет в форме увлекательной игры научить контролировать свое тело и правильно реагировать на движения.
Пазлы же развивают терпение и чувство концентрации. Начинать знакомить детей с игрой нужно с простых вариантов, постепенно их усложняя.

Мультипликационные герои

Часто аутичные дети (АД) увлекаются мультипликационными фильмами, и это можно использовать с пользой. Они привязываются к образам. На современном игрушечном рынке можно найти музыкальных и плюшевых мультипликационных героев, из дерева или иных материалов. Постарайтесь отдать предпочтение качественным изделиям повышенной крепости, так как аутичные дети к ним привязываются сильнее, чем здоровые.

Игры-головоломки

Одной из проблем АД является нарушенная способность взаимодействовать с окружающими. По этой причине рекомендуется выбирать игры, которые позволяют наладить контакт между детьми и родителями. К ним относятся:

Конструктор «Лего», например, развивает фантазию, и способен увлечь одновременно людей разной возрастной категории.
Важно играть с ребенком, а не оставлять его наедине.

Правда ли что попить игрушка для аутистов

Сделай сам

В магазинах данная разновидность развивалок встречается редко, но их можно сделать и самому. Это так называемые сенсорные игрушки, основной задачей которых является развить:

Например, небольшой коврик с яркими элементами, шуршащими отделениями, разноцветными карточками, фетровыми игрушками на липучках, шершавыми цифрами и буквами, бубенцами, шариками и т.д. Часто родители изготавливают целые стенды, на которых располагают молнии, шнуровки, крючки, замочки с ключами, разнообразные липучки и кармашки, шьют мягкие книги, и многое другое.
Важно, чтобы на одном коврике или стенде сочетались разные стимульные материалы: холодные, гладкие, теплые, шершавые, мягкие, колючие или твердые предметы.

Специальные игрушки для детей с РАС

В начале 2018 года стала популярной игрушка под названием «спиннер». Большинство людей считает, что она специально разработана для аутистов: одновременно и развивает, и успокаивает. Но практикующие коррекционные психологи опровергают данную информацию и утверждают, что спиннер наоборот погружает в себя по принципу гипноза. Основная цель занятий с АД – это социализация. Именно по этой причине подбирать необходимо предметы, по типу фотоальбомов или говорящих плакатов, которые будут выступать в роли коммуникатора.
Также к этой категории можно отнести массажеры, подушки с вибрацией, настенное планирование дня.

Как играют аутичные дети

Малыши с расстройством аутистического спектра играют по-особенному. Уже с первых лет жизни можно отметить некоторые отличия:

Правда ли что попить игрушка для аутистов

Обычные дети в период игры балуются, шумят, подражают взрослым и сверстникам, задают десятки вопросов в минуту.
Совет: если вы стали замечать, что ребенок отказывается от вербальной или социальной коммуникации, не может или не хочет познавать новое, обратитесь к психиатру, возможно, у ребенка присутствует та или иная степень РАС.

Отзывы относительно правильного подбора игрушек для детей с РАС

ПоложительныеОтрицательные
У нашей малышки с 2 лет есть обожаемый друг – ушастый зайка, и она себя чувствует с ним более защищенной и спокойной. Стирать и сушить его приходится оперативно ночью, так как она его просто не выпускает из рук никогда. Психолог наша сказала, что это даже хорошо. (Света)Нам недавно поставили диагноз, и я даже не догадывалась, что полная комната игрушек – это плохо. Будем исправляться! (Нина)
Спасибо игрушечной индустрии, сегодня настолько большой выбор, что порой сам теряешься. Мы взяли себе за правило раз в неделю покупать новую и кардинально отличающуюся развивалку. И знаете, это реально работает. (Ксения)Что только не пробовали, а дочь одного медведя за собой носит, ни на одну другую игрушку не реагирует, и психиатры не помогают. Руки опускаются, не все так просто и безоблачно. (Ира)
Фетровые фигурки на липучках – это нечто. Сама освоила технику кройки и шитья, теперь я разрабатываю, шью, мы играем недельку-две, а потом относим в свой детский сад. И все счастливы, и квартира не “загромождается”, и ребенок развивается, да и бюджетно, что немаловажно. (Дина)Дома мы рисуем, лепим, делаем поделки, игрушкам современным не доверяю, и стараюсь от телевизора держать подальше (Надежда)
В игровой у дочери есть большой аквариум (с пузырями, разными рыбками, замками, водорослями и улитками), надувной бассейн с разными шариками (пластиковыми, надувными, гладкими, пупырчатыми, разноцветными), стенд для рисования ладошками и многое другое. У нас из трех комнат в квартире пришлось выделить одну комнату для игровой. Всем родителям рекомендую. (Екатерина)
Никогда не задумывалась, что игрушки нужно выбирать правильно. Теперь буду данному вопросу уделять больше внимания. (София)
Спасибо за информацию, особенно относительно советов «Сделай сам». (Яна)
Сенсорные игры для меня открыли в одном детском центре. Это просто нечто из категории «невероятное». Малышка просто в восторге была, и моментально увлеклась новой игрушкой. (Тамара)

Вывод
Выбирая очередную игрушку своему малышу, помните, она должна быть не только нужной и полезной, но и желанной. Ведь то, что его не заинтересует, будет пылиться в комоде.
Даже самая интересная вещь станет абсолютно бесполезной, если с ней не научить взаимодействовать. Своеобразная игра детей-аутистов часто сложна и скучна для взрослых, но без посторонней помощи они не справятся.
Важно наладить с ребенком контакт, и все получится.

Источник

Поп-ит и симпл-димпл: Что это за игрушки и стоит ли их покупать ребенку и себе?

Как игрушки для развития моторики стали антистресс-хитом 2021-го?

Фото, видео: Instagram @anna_mambook; 5-tv.ru

В 2000-х дети играли в фишки и крутили фингерборды, в 2010-х появились спиннеры и сквиши, сейчас в моду вошли поп-иты и симпл-димплы. Новомодные антистресс-игрушки можно заметить в руках как у дошколят, так и подростков. Явление вирусное, но специалисты отмечают, что игрушки помогают успокоиться и сконцентрировать внимание. Так ли это и не опасны ли поп-иты и симпл-димплы для детей?

Что такое симпл-димпл и поп-ит и в чем разница?

Симпл-димпл появился в западных странах в 2019-м и изначально позиционировался как игрушка, развивающая детскую моторику. Но в 2021-м они стали настоящим хитом и новомодным антистрессом. Конечно, благодаря блогерам из TikTok.

Симпл-димпл выглядит как брелок с пупырышками, которые можно выдавливать и вдавливать обратно бесконечное количество раз. Количество пупрышек бывает разное: от двух до шести.

По внешнему виду поп-ит напоминает силиконовые формочки для льда. Эту игрушку можно назвать антистрессом в большей мере, чем симпл-дипл из-за того, что все пупырышки одного размера и формы. Также их намного больше, чем у симпл-димпла. Поп-иты бывают разных цветов и форм: в виде круга, единорога, сердца, овоща. Они намного популярнее симпл-димплов. Весной 2021-го их было продано в десять раз больше, сообщил ТАСС со ссылкой на данные Ozon.

Почему симпл-диплы и поп-иты стали популярными?

После пережитого 2020-го, когда уровень напряжения в обществе зашкаливал, появился большой спрос на современные антистресс аксессуары. Спинеры и «мялки» все уже надоели и вот появилось что-то новое, интересное, разноцветное и напоминающее ту самую пленку с пупырышками. Велика вероятность, что симпл-димплы и поп-иты будут популярны еще год или полтора. После того как они попадут на полки крупных торговых сетей, спрос может спасть так же, как на сквиши, которые лежат на кассах почти во всех супермаркетах.

Могут ли симпл-димплы и поп-иты избавить от стресса?

Правда ли что попить игрушка для аутистов

Наталья Искра
Детский и семейный психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности СПбГУ

— Нашему мозгу очень важно переключение, если мы находимся в состоянии стресса. Одни из способов переключиться — это такая игрушка типа поп-ит. Но такой же эффект будет, если мы 20 раз поприседаем.

Игрушки-фиджеты (игрушки-непоседы — Прим.ред), которые можно мять и крутить в руках, действительно помогают успокоиться и сконцентрировать внимание тем людям, которые не могут усидеть на месте в спокойном состоянии хотя бы несколько минут. Симпл-димплы и поп-иты помогут расслабиться, но использовать их как терапию не стоит. Игрушки не способны избавить человека от тревожных состояний раз и навсегда, а лишь действуют как обезболивающее на какое-то время.

Опасны ли симпл-димплы и поп-иты для детей?

Если ребенок чрезмерно увлекся игрой в симпл-димпл или поп-иты и не может оторваться, это не значит, что игрушку нужно отобрать. Кусок пластика не способен сформировать обсессивно-компульсивное расстройство или зависимость, объяснила Наталья Искра. Это может произойти только в том случае, если в жизни ребенка уже есть факторы, которые провоцируют или могут спровоцировать отклонения. Скорее всего симпл-дипл или поп-иты наскучат со временем как любая другая игрушка. Они не популярнее тех же кукол и машинок.

В случае если у ребенка есть склонность к зависимости от чего-либо и игра уже превращается в манию, психолог советует отвлечь его чем-то более интересным. Антистресс-игрушки подходят детям, которые страдают синдромом дефицита внимания, они помогают им сосредоточиться.

Источник

Детский аутизм. Занимаемся с ребенком аутистом дома

Многие родители детей с аутизмом жалуются на то, что не могут дома привлечь их к целенаправленным занятиям. Аутичный ребёнок может считать занятия неинтересными, скучными, не воспринимать родителей в качестве педагогов. В результате «ученик» убегает из-за стола, расстраивается, злится, нервничает. Родители в свою очередь волнуются и переживают. Давайте разберемся с причинами, почему так происходит.

Правда ли что попить игрушка для аутистовАутичный ребенок. Занятия в домашних условиях

Если Вы пришли к выводу, что аутичный ребёнок не проявляет достаточного интереса, необходимо подумать, каким образом можно повысить его мотивацию. Иногда отсутствие учебной мотивации связано с тем, что в зону интересов ребенка аутиста попадают исключительно узко специализированные вещи (например, только машинки или шарики). Когда его отвлекают от любимой игры и предлагают что-то другое, он нервничает, переживает, плохо себя ведет. Так почему бы не использовать любимые игрушки для занятий?! Например, подбирать развивающие игры, картинки с машинками, мишками, куклами и т.д.

Возможно, увлечения ребёнка аутиста удастся использовать для создания внешней мотивации. «Ты сможешь вернуться к игре, после того, как выполнишь задание».

Вы лучше всех знаете своего малыша! Попробуйте определить, какой режим ему лучше всего подходит для занятий. Некоторые способны ждать какое-то время и выполнять несколько заданий подряд, другим тяжело терпеть, поэтому вы можете поощрять их любимой игрой или небольшим отдыхом после выполнения каждого задания.

Обратите внимание, что поощрение – это не «подкуп». Заслуженной наградой после занятий будет отдых, прогулка на свежем воздухе, просмотр мультфильма, совместная игра или творчество. Только лучше заранее предупредить об этих планах!

Если вы решите использовать какое-либо поощрение для создания внешней мотивации, то это должно стать правилом, постоянным и не отменяемым. Пообещали мультфильм после занятия, а «ученик» отказался заниматься, то просмотр автоматически «отменяется». И наоборот, занятия с ребенком аутистом прошли успешно, вы обязаны сдержать своё обещание.

Чтобы поддерживать внешнюю мотивацию, необходимо, чтобы поощрение не было постоянно в свободном доступе. Возвращаясь к примеру с мультфильмом, это означает, что ребёнку вряд ли будет значимо посмотреть его после занятия, если он может свободно пользоваться гаджетами в любое время суток.

Кроме создания внешней мотивации, можно подумать, как в целом заинтересовать совместными занятиями. Быть может лучше подобрать не учебные материалы, а игровые. В начале, пока только формируется привычка заниматься, можно включать в план занятия исключительно интересные и занимательные игры. Малыш с удовольствием согласится играть с любимыми игрушками. Единственное правило на этом этапе – находиться вместе с родителями на «рабочем месте». Для этого также может понадобиться, чтобы не было в течение дня доступа хотя бы к некоторым интересным для него игрушкам. Доступ к ним только во время занятия.

По мере того, как появляется доверие к процессу обучения, вы сможете постепенно вводить помимо игр короткие учебные задания.

Некоторым детям с диагнозом аутизм тяжело выдержать все время занятия. В этом случае желательно продумать, как сделать «урок» менее тягостным. При организации развивающих занятий с детьми аутистами важна предсказуемость и понятность ситуации. Хорошо, когда удаётся сделать их частью распорядка дня. Тогда всем будет понятно, что занятия дома проводятся в определённое время суток, всегда длятся одинаково по времени. Если вы используете расписание, включите в него «уроки», чтобы он знал, когда они начнутся, и был готов к этому моменту.

Хорошо оборудовать уголок или специально отведённое рабочее место. Это не обязательно должна быть отдельная, особым образом оснащенная комната, просто постоянное пространство, в котором комфортно заниматься. Хочется подчеркнуть, что место для коррекционных занятий с аутичным ребенком должно быть постоянным. У него должна выработаться привычка, что «урок» проходит именно здесь. Зонирование (выделение «игровой» части комнаты и рабочего места) позволяет лучше настроиться на серьезный лад.

Важно, чтобы ребёнок аутист знал, когда процесс обучения закончится. Для этого вы можете поставить песочные часы или таймер, в этом случае сработает наглядность.

Кроме расписания событий дня, вы можете ввести визуальное расписание уроков. С помощью картинок можно создать план (для читающих детей – рукописный). Ребёнок сможет проверить, сколько заданий он уже сделал и сколько ещё осталось.

Для совсем маленьких, план может включать всего 2-3 картинки с очень быстрыми и лёгкими заданиями, важно, чтобы в нем можно было легко ориентироваться. И, как легко догадаться, здесь тоже важна честность «договора». Если вы договорились, то малыш должен учиться следовать этому, задания не могут отменяться «просто так», но и добавлять новые задания, не предусмотренные планом, тоже нечестно. Согласитесь, гораздо приятнее, когда взрослый тебя заранее предупреждает, сколько нужно потерпеть и долго ли ещё осталось.

Некоторые дети аутисты с трудом усваивают материал и, как следствие, начинают переживать, расстраиваться, отказываются заниматься.

Существует нюанс, связанный с объёмом самого задания. Если задание является слишком трудным/нудным/скучным, желательно, чтобы ребенок аутист мог заранее оценить его объём и рассчитать свои силы. Иногда дети начинают плакать, только увидев огромную гору картинок, книжек, пособий. А тонкая стопочка из 10 картинок выглядят не так безнадёжно пугающе. Если вы наглядно покажете, какой объём задания, демонстративно откладывая в сторону уже пройденный материал, это не только снизит тревогу, но и повысит мотивацию («Вот какой молодец, уже почти всё доделал!»).

Если объём задания не задан самими материалами, вы можете предупредить своего «ученика» другим способом. Для этого пригодятся жетоны, как в ABA-терапии. Жетоны – это такие фишки, с помощью которых можно отметить хорошо сделанную работу или хорошее поведение. После того, как будет собрано фиксированное число жетонов, можно сменить деятельность или получить поощрение.

Необязательно использовать именно жетоны. Если Вы просто нарисуете на листе бумаги нужное вам число клеточек и будете отмечать каждое сделанное задание галочкой, то это тоже обеспечит наглядность, сделает ситуацию более понятной и менее тревожной.

Важным навыком будет научить ребёнка просить помощь каждый раз, когда задание кажется ему трудным. В этом случае он будет чувствовать вашу поддержку и принятие. Вероятнее всего снизится число поводов для расстройства и пыток избежать занятий.

Подумайте, какое обращение лучше подойдёт вашему ребёнку. Если он владеет речью, вы можете обучить его речевой просьбе. Для детей аутистов с выраженными речевыми нарушениями подойдёт дополнительная коммуникация (жест «помоги» или карточка PECS «помоги»).

Еще один важный момент, которому стоит уделить внимание – управление эмоциями. Ребенка аутиста необходимо научить успокаиваться. Если «ученик» сильно расстроился во время занятия дома, помогите ему перестать волноваться и вернитесь к выполнению заданий чуть позже.

Подумайте, что утешает вашего малыша. Некоторым детям с диагнозом аутизм нужно побыть одним, других необходимо обнять, дать поиграть с любимой игрушкой. Помогите ребёнку пользоваться этими способами успокоения: быть может, он научится вовремя (до того, как сильно расстроился) обращаться к вам с просьбой «пожалей меня» («обними», «поцелуй») или просить перерыв, чтобы побыть одному, успокоиться. Некоторым помогает, когда рядом лежит антистрессовая игрушка, которую в случае необходимости можно помять, побить или даже покусать. Так ребёнок поймёт, что вы сочувствуете ему, учитываете его состояние.

Ребенок неусидчив, отказывается побыть на месте даже несколько минут. Взрослым эта проблема кажется одной из самых трудных. Но, если встать на сторону ребёнка, то ему тоже несладко. Зачастую детям аутистам очень трудно усидеть на месте, подолгу заниматься одним и тем же делом, особенно когда неподалёку телевизор, кровать и игрушки.

Многие ребята очень сильно расстраиваются и злятся, что родители предлагают занятия вместо игры и отдыха. Вместе с тем, чтобы создать внешнюю структуру и предсказуемость, как было описано выше, можно продумать сам режим занятий, их длительность и частоту. Важно качество, а не длительность! Если вам удаётся привлечь ребёнка к занятиям на 5 минут, а после этого он убегает, то проводите занятия длительностью 4 минуты, и отпускайте отдохнуть. Тогда получается, что вы сами (на своих условиях) заканчиваете занятие, причём «на хорошей ноте». После того, как 4-х минутные занятия войдут в привычку, время можно постепенно увеличивать, буквально по минуте. Можно ввести в режим дня несколько таких коротких занятий.

Бывает так, что ребёнку достаточно просто передохнуть, и он снова согласен заниматься. В таком случае можно устраивать «переменки», как в школе: позанимался – отдохнул – снова позанимался. Заранее продумайте, как вы будете начинать и заканчивать перемены. Вероятно, понадобится таймер или песочные часы, чтобы все понимали, когда закончится отдых и нужно будет вернуться за стол.

Далеко не все дети аутисты любят перемены, новшества. Многие тревожатся, когда видят новые игры и пособия. Частично это связано с тем, что малыш ещё не знает, что с этим необходимо делать, боится, что незнакомые материалы окажутся слишком сложными или неприятными. Поэтому перед тем, как предложить ребёнку аутисту что-то ранее неизведанное, вы можете показать ему образец и что нужно с ним делать. Иногда лучше, чтобы это делал второй взрослый, а ребёнок смотрел со стороны. Родители могут разыграть мини-спектакль, чтобы мотивировать, заинтересовать, сделать ситуацию более понятной.

В современных реалиях дети обожают смотреть видео, мультфильмы. Попробуйте использовать этот интерес для объяснения что-то нового.

Существует такое направление, как видеомоделинг. Взрослые (иногда с участием детей) записывают на видео различные ситуации, часто с проговариванием ситуации, объяснением правил. При просмотре видео ребёнок с аутизмом получает представление о том, как правильно действовать в той или иной ситуации. Часто такие видео касаются именно сферы взаимодействия (например, по видео ребёнок учится знакомиться), но вы так же можете использовать видео, чтобы привлечь внимание малыша к новой игре или объяснить смысл задания. Многим ребятам интереснее смотреть на запись, как кто-то взаимодействует с какими-то материалами, чем на живого человека, который показывает то же самое. Можете записать «фильм» с членами семьи, которые играют во что-то, чтобы вызывать у ребёнка интерес. После того, как малыш увидел образец, предложите ему повторить это самому.

Ребенок аутист учится чему-то только на занятиях со специалистами, а дома полученные знания не может применить. Если Вы замечаете подобную ситуацию, значит, есть трудности переноса полученных знаний. Это может быть связано с тем, что малыш «заучивает» вопросы и задания, прочно связывает их с учебной ситуацией, а после занятия нигде не сталкивается с необходимостью применять их на практике.

Может создаться впечатление, что занятия с ребёнком аутистом дома обязательно должны напоминать школу, то есть проходить за столом с учебниками и пособиями. Однако это не так. Существует концепция естественного обучения, когда необходимые знания и навыки «ученик» получает во время возникающих в течения дня жизненных ситуаций.

Естественное обучение имеет ряд неоспоримых плюсов: ребёнок учится применять свои знания, взаимодействовать в житейских ситуациях, а не в «рафинированных» академических условиях, кроме того, он не воспринимает эти ситуации как учебные, рутинные, значит возникает более высокая мотивация для взаимодействия и обучения. И, наконец, ребёнок учится быть более гибким в поведении. Приведём пример. Вы учите ребёнка читать. Можете создать более высокую мотивацию для чтения, если он будет читать список продуктов в магазине и соотносить прочитанное с теми продуктами, которые он видит на полке, а затем найти что-то, что он сам любит. Или вы учите ребёнка отвечать на вопросы о себе, и на детской площадке к нему подходит ребёнок, который хочет узнать его имя. Когда вы учите цвета, то сможете поиграть в игру, где ребёнок находит свою любимую игрушку в коробке именно того цвета, который вы называете.

Как нетрудно догадаться, часть таких ситуаций можно подстроить самому. Попросите родных, близких, друзей «подыграть» вам, чтобы создать необходимую для обучения ситуацию. Например, предупредите учительницу в школе, что именно сегодня у ребёнка не будет с собой ручки, и он вынужден будет обратиться с просьбой к учителю или однокласснику.

Ребенок с аутизмом. Как дома выстроить режим занятия?

В целом, этого вопроса мы касались выше. Однако хотелось бы прояснить, что под режимом занятий подразумевается не только их стабильность и постоянство, но и режим нагрузок. Даже если занятие проходит в игровой форме, оно всегда является нагрузкой: необходимо сосредотачиваться на чём-то, поддерживать совместное с взрослым внимание, тратить эмоциональные ресурсы, контролировать своё поведение. Поэтому подумайте, как выстроить процесс обучения так, чтобы уроки были в радость.

Каждому родителю хочется, чтобы его чадо гармонично развивалось, росло здоровым и сильным, успешно умело преодолевать жизненные трудности. Занятия с ребенком аутистом дома принесут несомненную пользу. Но при этом не стесняйтесь обращаться за советом к специалистам. В Центре им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ работает Родительский Клуб, в котором несколько раз в месяц проходят встречи с врачами, семейными и медицинскими психологами. Приносите записи своих домашних занятий, чтобы получить обратную связь непосредственно от специалистов. Психологи Центра подскажут как более интересно организовать обучение, помогут подобрать такие игры и задания, которые будут интересны не только ребёнку, но и вам, чтобы совместные занятия приносили радость и удовольствие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *