Правда ли что лесгафт создал фк
Почему институт физкультуры в Санкт-Петербурге носит имя Лесгафта?
14 сентября 1837 года в семье обрусевшего немца Иоганна Петера Отто Лесгафта, который перебивался в жизни тем, что изготовлял и продавал драгоценности, и его супруги Генриетты Луизы родился очередной мальчик, которого в честь деда нарекли Петером, но очень скоро «исправили» на Петра. Его мать была образцом благовоспитанной фрау, которой кроме трех «К» (Kirche, Küche, Kinder — церковь, кухня, дети) ничего в жизни не было нужно, а отец — образцом дисциплины, сдержанности и трудолюбия. Большая семья требовала достаточно много денег, и Иоганн целыми днями пропадал в своей ювелирной мастерской.
Петр учился в школе вместе со своими братьями, но проявил столько прилежания, что отцу трех классов образования у сына показалось вполне достаточным. «То, что не дадут учебники, с лихвой восполнит жизнь», — рассуждал Лесгафт-старший и отдал Петра в ученики аптекарю. То весьма обрадовался неожиданной удаче и тут же сгрузил всю рутинную работу на плечи мальчика. В его обязанности входило растирание лекарственных препаратов в порошки, нарезание бумажных листов на полоски, в которые эти порошки упаковывались. Но если вначале мальчишка нравилось «чувствовать себя взрослым», то потом все эти несложные манипуляции порядком надоели. В результате он сбежал от аптекаря и вернулся домой. Здесь его основательно проучил отец, а мать, напротив, очень обрадовалась тому, что снова будет вместе с сыном.
Старшие братья помогли младшему подготовиться к старшим классам гимназии, и, вкусив толику труда, Петр учился еще прилежнее. А об аптеке, судя по всему, не забывал, потому что когда пришла пора продолжить образование, он подал документы в Медико-хирургическую академию. Случилось это в 1856 году, а спустя несколько месяцев в академии произошли революционные изменения, к руководству ею пришли люди прогрессивных взглядов. Они были заинтересованы в том, чтобы в академии преподавали самые талантливые специалисты в своих областях.
Так, например, анатомию преподавал профессор Венцеслав Грубер, которого в Праге заприметил Николай Иванович Пирогов и пригласил в Северную Пальмиру. Грубер был патологоанатомом от Бога, днями не вылезал из препаровочной, колдуя над людскими останками. Далеко не все могли выдержать в этом зловонном помещении и трех минут, зато профессор мог выискивать какую-то аномалию часами. Он, как никто другой, жил исключительно по принципу: «Вскрытие покажет».
Эта преданность профессора специальности, его щепетильность и чудовищная работоспособность не могли остаться без внимания Лесгафта. В отличие от других студентов, он часто составлял компанию Груберу, и учитель не мог остаться равнодушным к исканиям ученика. Он передал ему все — и филигранную технику, и умение «почувствовать» какое-то отклонение еще до того, как скальпель коснется кожи. Под руководством чеха Лесгафт так далеко продвинулся в этом деле, что через пару-тройку лет самостоятельной работы его уже начали называть «поэтом анатомии».
Кстати, профессор не отпустил своего любимца даже после того, как тот окончил академию, оставил на кафедре в качестве аспиранта. И только спустя 7 лет Лесгафт выбрался из-под крыла мэтра, когда его назначили заведующим кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете. К слову, за четыре года до этого Петр с блеском защитил докторскую диссертацию.
На новом месте Лесгафт совершил такой поступок, который вызвал восхищение у одних и полное неприятие у других. Он привлек к работе в покойницкой ученицу повивального класса Евгению Мужскову. Так впервые в России женщина начала помогать мужчинам в таком деликатном деле, как вскрытие…
Петру Францевичу (а именно так к концу жизни переименовал себя его отец) принадлежит идея создания антропологического музея, который стал быстро пополняться ценными экспонатами. И несмотря на то, что большинство населения Казани составляли мусульмане, чья религия все-таки отличается от христианской, посетителей в музее всегда было очень много. Народ жаждал увидеть, как мы устроены внутри.
Но в Казани Лесгафт пробыл относительно недолго. Однажды помимо его воли и без его ведома, прием экзаменов по его предмету передали одному из профессоров, который случайно или нарочно произвел испытания без вскрытия трупов. Этого Лесгафт стерпеть не мог и обнародовал ситуацию, написав в газету. Разгорелся конфликт с ректором, в результате которого последний добился у царя лишения Лесгафта права преподавания.
Петр вернулся в Петербург, где начал готовить женщин, впервые допущенных к поступлению в родную академию, к вступительным экзаменам. Эти лекции на дому, которые почти тут же назвали «курсами Лесгафта», эти знаменитые чтения просуществовали более 30 лет до самой смерти великого медика.
Лесгафт стал одним из пионеров лечебной гимнастики в России. Многие приемы, применявшиеся им для коррекции врожденных и приобретенных дефектов развития костно-мышечной системы у детей, успешно используются и сегодня. Он совместно с двумя коллегами разработал основы школьной гигиены и участвовал в практическом внедрении их в некоторые учебные заведения Петербурга. А чуть позже создал кабинет гигиены, ставший первым гигиеническим музеем.
По правде говоря, Петр Францевич взялся за изучение гимнастики основательно. В течение двух лет он объездил 13 европейских государств, посетил 26 городов, где скрупулезно изучал методику преподавания, устройство гимнастических снарядов, а заодно давал рекомендации по улучшению их конструкций.
За последние 20 лет своей жизни Лесгафт успел столько, сколько не удается многим и за полвека. В 1886−97 годах он читал лекции по анатомии на естественном факультете Петербургского университета, на Рождественских женских курсах. В 1893 году организовал Биологическую лабораторию, продолжая вести свой курс чтения лекций.
В 1909 году здоровье 62-летнего профессора резко ухудшилось. Ему предложили поехать на известный кипрский курорт в маленьком городке Гелуане. Здесь был санаторий с серными ваннами, массажем и хорошим уходом за больными. Но это мало чем помогло — у Лесгафта отказали почки. Последние 9 дней жизни он так и не приходил в сознание. Его сердце остановилось 13 ноября 1909 года…
А о его курсах вспомнил победивший пролетариат. Спустя ровно 10 лет после смерти Лесгафта на их базе был открыт Государственный институт физического образования. Само собой, ему присвоили имя «революционного» профессора.
Я спросил у своих друзей, знают ли они, кем был Лесгафт? Многие уверенно сказали: «каким-то видным деятелем Коммунистической партии Германии». Думаю, рассказ о жизни замечательного анатома, основоположника лечебной физкультуры и физического образования в нашей стране внесет ясность…
«О спорте не для всех». П.Ф. Лесгафт – Эйнштейн российской физкультуры
• Время чтения — 12 минут
Лесгафт Пётр Францевич (1837—1909) — русский педагог и общественный деятель, биолог, анатом и врач, новатор в области физического образования, антропологии, медицины, семейной психологии, а также воспитатель свободной творческой личности. Создал теорию и практику подготовки кадров по физическому образованию. Внёс вклад в развитие женского педагогического и медицинского образования. Предложил свою типологию детей.
П. Ф. Лесгафт оставил огромное наследство в виде научных трудов, педагогических идей, тысяч последователей по всему миру. Лесгафт был по достоинству оценён современниками, отмечавшими его исключительную научную честность, бескорыстие, независимость суждений, принципиальность и могучий аналитический ум. Он сочетал в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного учёного, человека дела, неутомимого труженика. Изыскания великого учёного не потеряли своей актуальности до сих пор.
Биография
Пётр Лесгафт родился 20 сентября 1837 года в семье добропорядочного петербургского купца – ювелира, художника-гравера, по национальности немца – Иоганна Петера Отто Лесгафта и его жены Генриетты Луизы. Строгие отцовские правила, установленные в семье, приучали детей помогать матери по хозяйству, поддерживать порядок, дисциплину, экономию во всём. Петра с детства учили любить труд, выполнять посильные домашние дела, быть честным, аккуратным.
Начальное образование Пётр Лесгафт получил дома. По примеру старших братьев, Пётр продолжил обучение в Главном немецком училище Святого Петра в Санкт-Петербурге (Петришуле). Учился он успешно, однако очень исхудал, что огорчило отца, и поэтому он решил пристроить сына учеником к знакомому аптекарю, надеясь, что его здоровье улучшится. Однако однообразная работа не удовлетворяла мальчика, и он сбежал домой. С помощью старшего брата Александра Пётр подготовился к обучению в Училище Святой Анны при лютеранской церкви (Анненшуле), в которой успешно учился в 1852–1853 годах.
К удивлению родителей, Пётр избрал для дальнейшей учебы Императорскую Санкт-Петербургскую Медико-хирургическую академию. Пётр Лесгафт был одним из лучших студентов академии. Он научился объективно оценивать факты, определять взаимосвязь причины и следствия, «дисциплинировать» свой ум, образно излагать материал.
После Академии в 1861 году Пётр Францевич был оставлен профессором Грубером при анатомическом кабинете в качестве преподавателя анатомии. В 1868 году он был избран Казанским Университетом на кафедру физиологической анатомии в звании экстраординарного профессора.
Современник С.И. Метальников утверждает, что, по рассказам Петра Францевича, его первая вступительная лекция в Казанском Университете была настолько неудачна, что многие слушатели выражали свое неодобрение «шиканьем».
Рассказывая об этом неудачном выступлении, Пётр Францевич, добродушно улыбаясь, говорил: «Не подумал хорошенько». На следующих лекциях настроение слушателей резко изменилось по отношению к нему. Ему устроили овацию. И вскоре затем он сделался одним из самых любимых и популярных профессоров в Казани.
Однако Петру Францевичу так и не удалось получить ординатуру в Казани. Вскоре случилась история, после которой он должен был навсегда уехать из Казани. Его взгляды оказалтись слишком прогрессивными для университета в то время, и он оказался в меньшинстве. П.Ф. Лесгафт был уволен из университета и, кроме того, лишён права преподавательской деятельности.
Вскоре П.Ф. Лесгафт вернулся в Санкт-Петербург и устроился при профессоре Грубере в Военно-медицинской академии. В 1875 году он по просьбе Военного Министерства в течение двух лет работал в Германии, Франции, Англии с целью изучения физического развития в этих странах.
Только в 1884 году Пётр Францевич смог вернуться к преподаванию анатомии — приват-доцентом Петербургского университета; лекции по анатомии в университете он читал до 1897 года. В 1901 году П.Ф. Лестафт был выслан на год из Петербурга по мотивам политического характера.
В 1893 году на деньги мецената Лесгафт создал Петербургскую биологическую лабораторию, при которой в 1896 году организовал Высшие научные курсы подготовки воспитательниц и руководительниц физического образования.
В НГУ имени П.Ф. Лесгафта существует легенда, что в год утверждения царским правительством Курсов руководительниц и воспитательниц физического воспитания (на базе которых в дальнейшем было создано первое в России высшее учебное заведение в сфере физической культуры), Пётр Францевич Лесгафт в кругу своих слушательниц мечтательно произнес: «Верю, что пройдёт сто лет и в России будет создана Академия по подготовке специалистов физкультурного образования». Это пророчество учёного за три года до столетия института воплотилось в реальность: решением правительства России от 11 июня 1993 года Институт физической культуры был преобразован в Санкт-Петербургскую государственную ордена Ленина и ордена Красного Знамени академию физической культуры имени П.Ф. Лесгафта.
Но вернёмся в начало XX века. В 1905 году курсы были закрыты правительством, а Лесгафт был уволен после студенческих выступлений, как неблагонадёжный. Закрытые курсы он преобразовал в Высшую вольную школу, открыв при ней вечерние курсы для рабочих. В 1907 году школа была закрыта правительством как организация неблагонадёжная в политическом отношении. П.Ф. Лесгафт умер в Египте, возле Каира, 28 ноября (11 декабря) 1909 года. Похоронен на Волковском православном кладбище, на Литераторских мостках.
После смерти П.Ф. Лесгафта в 1909 году его ученики и последователи добились в 1910 году разрешения на открытие Высших курсов. Структура их включала в себя общеобразовательный двухгодичный факультет, затем следовало распределение студентов на три специальных факультета — физического образования, естествознания и исторический. Общий срок обучения составлял четыре года. После революции, школа возобновила работу как Естественнонаучный институт имени П. Ф. Лесгафта.
Педагог и учитель П.Ф. Лесгафт в воспоминаниях современников
«Мне приходилось слушать Петра Францевича в 1892– 1894 годах… Лекции его совершали душевный переворот, оставляли глубокий след на всю жизнь. Он умел с удивительным искусством связывать описание частных явлений с общими идеями и устанавливать на конкретных примерах связь науки с жизнью. Прошло уже много лет с тех пор, как я слушал Петра Францевича в университете, но его образ встаёт передо мной с такой ясностью, как будто бы я только сейчас слушал его. Лекции его отличались удивительной живостью изложения. Он не только описывал явление, но старался по возможности изобразить его в лицах. Он старался, чтобы каждое его слово было тотчас же проверено его слушателями. С этой целью он тут же на лекции подносил какой-нибудь препарат или часть тела к каждому слушателю и заставлял пощупать руками».
«Как даровитый учёный и замечательный оратор, Лесгафт двумя-тремя фразами сразу захватывал всю аудиторию. В два-три штриха он обрисовывал целую сложную картину и заставлял слушателей с напряженным вниманием, с удивлением и часто восхищением следить за его лекцией. Он так и носился, бывало, по аудитории и по её лестницам снизу вверх, поднося слушателям препарат и объясняя значение какого-нибудь бугорка на кости. «Ясно? Все поняли? Прошу обратить особенное внимание» – так и звучало в воздухе, так и подбадривало пытливые, молодые умы слушателей».
Деятельность П. Ф. Лесгафта сыграла огромную роль в становлении и развитии многих людей как личностей. На своих занятиях он мог заинтересовать аудиторию, прививал им не только педагогические знания, но и давал жизненные наставления, он мог мотивировать учеников к работе над собой.
«Только всесторонняя, настойчивая и неустанная работа может нас сделать нужными и полезными людьми. Вне работы нет смысла, нет цели, нет роста и жизни. Жизнь есть всё движение вперед, и кто в этом движении не участвует, тех сама жизнь не поддерживает. Слабость, физическое, нравственное и умственное бессилие, преждевременный упадок и разрушение являются уделом тех, кто не работает, кто, по его выражению, «лежит на боку». И, наоборот, здоровье, сила, выносливость, бодрость и ясность духа являются результатом кипучей деятельности. Энергия – источник всего, всех бесконечно разнообразных проявлений жизни, и энергия развивается только путем деятельности, путём усилий и работы».
«Его бескорыстие, его неустанное служение идеалу, его горячая, деятельная любовь к людям – всё это неотразимо действовало на нас, его учеников, озаряло и подымало. И мы, глубоко и беззаветно веря ему, шли за ним к правде и свету».
Его общественная деятельность, как учёного, педагога, врача, писателя, была не только разнообразной, но всегда, кроме того, и напряжённой. Рабочий день его измерялся 15 – 18 часами, который он полностью, до последней минуты посвящал своим ученикам. Со слов его учеников, он затрачивал невероятное количество своей физической энергии, поскольку был очень подвижен, перемещался только пешком, а читая лекции, никогда не сидел и к тому же не просто излагал или сухо читал предмет, а потрясал и часто «зажигал огнём» всю аудиторию. У него никогда не было скучных лекций.
«Нас всегда поражало то, что при таком количестве проявляемой энергии он никогда не был подавлен своими добровольными тяготами, напротив – неизменно добр, внимателен и всегда как-то особенно любил идти «тесными вратами»».
Многие его ученики вспоминают, что он был беспощадно строг к самому себе и тем самым всегда подавал пример своим ученикам, что он был наделён глубоким чувством ответственности, имел серьёзное отношение к своим жизненным задачам. Эти качества всегда были характерными для него чертами. Пётр Францевич ставил мудрость и любовь главными качествами, необходимыми педагогу в его деятельности по воспитанию и образованию молодого человека, – это была основа его педагогической системы.
«Пётр Францевич всегда оставался верен поставленному себе идеалу: основным стимулом его отношения к окружающему миру, науке была любовь к вечной неумирающей жизни и её носителю – человеку, и отсюда же – его горячая любовь к своим ученикам».
«Воспоминания об этих спорах и этих отделах лекций Петра Францевича принадлежат к числу особенно ярких и замечательно, что даже и те, кто спорил и обижался за своих любимцев в науке, наверное, отнесут эти воспоминания к числу многих черт, которые придают облику Петра Францевича как учителя и всему характеру его преподавания своеобразный оттенок, превращающий для нас его личность в нечто дорогое и незаменимое ничем».
Энергичная работа человека над собою, над обстановкой, в которой он живет, над обществом, к составу которого он принадлежит, работа, имеющая целью создать гармоническое развитие личности и поднять человека на высшую ступень не растительной или животной, а чисто человечной жизни, – вот идеал Петра Францевича, влиявший на его научные интересы. Этот идеал заражал его аудиторию.
П. Ф. Лесгафт сформулировал свои педагогические взгляды на семейное воспитание и воспитание в процессе школьного обучения, а также влияние физических упражнений на различных этапах жизни человека. Он считал, что человек развивается в семье, семья даёт ему ласку, тепло, делает его отзывчивым и добрым. Школа развивает его ум, даёт ему способность иметь свои собственные взгляды, свои суждения и мысли, а мысли развиваются в нравственные понятия человека. Физическими упражнениями в человеке развивается деятельность, приобретается способность подчинять все свои желания своей воле.
«Проникшись идеей Ламарка о великом влиянии среды на человека, Пётр Францевич называл молодых людей зеркалом среды. По мнению Петра Францевича, нельзя ребёнка сделать человеком, можно только этому содействовать и не мешать тому, чтобы он сам в себе выработал человека».
«Пусть он знакомится с окружающим его миром, потом на основе этих впечатлений разовьётся его отвлеченное мышление и понятие о правде. Помешать ребёнку в этом естественном пути – значит поддерживать и развивать в нем стадные проявления в ущерб индивидуальным наклонностям и личному характеру».
С негативом относился П. Ф. Лесгафт к системе школьного воспитания. Главной целью в школьном воспитании он ставит не набор материала, как происходит в семье, а развитие отвлечённой мысли: «Горькие мысли вызывала в Петре Францевиче русская школа, и низшая, и средняя, и высшая. Школа слишком мало возбуждает мысль молодого человека, не приучает его рассуждать. Очень распространено мнение о необходимости начинять ребенка книжными знаниями и строго придерживаться шаблонно составленных программ. В школе слишком мало помогают выработке самостоятельной личности учащегося и полному развертыванию его сил».
Сам же Петр Францевич об этом говорил так: «Задача школы заключается именно в том, чтобы перевести ребенка из чисто реального состояния, в котором он пребывает, находясь в семье, к отвлечению, имеющему дело с общим образом».
В процессе семейного и школьного воспитания П. Ф. Лесгафт уделял внимание развитию ребёнка в процессе контакта с природой. Он считал, что любовь к природе, стремление познать её надо развивать с детства, с того возраста, когда человек особенно чуток и восприимчив.
«Наши городские дети так мало знакомы с природою, многие из них до школьного возраста не видали леса. Естественно, прогулки в поле, в деревню производят на них сильное впечатление, сближают их с природою, дают возможность наслаждаться ее красотою, ее простором, а также проверят те умственные образы, которые они составили себе по прочитанным книгам или по рассказам учителя о природе».
Необходимым элементом всякой школьной программы, а также особым фактором в развитии человека Лесгафт считал физические упражнения. Он является основателем целостной системы физического образования. Его труды в этом направлении вошли в золотой фонд педагогического наследия. Нельзя себе представить более широкой и в то же время точной, построенной на строго научных биологических основах, постановки вопросов физического образования. Уже современниками отмечается то, что сделанное им в сфере физического образования, должно стать предметом «особой работы».
«На анатомии он обосновал физическое воспитание, и не только обосновал, – но и ввёл его в практику жизни».
П. Ф. Лесгафт формирует теорию «физического образования» как неразрывную связь физического развития и развития духовного: «Любимый Лесгафтом термин «физическое образование» был избран им не сразу; сначала он придерживался термина «физическое воспитание». Но то, что он желал распространить, стояло далеко от обычных взглядов на необходимость гимнастики в школах, от взглядов на физические упражнения с санитарной точки зрения, как на средство развития здорового тела. Физическое образование для Лесгафта есть культура понимания в отношении к движениям собственного тела».
Лесгафт считал, что между умственным и физическим развитием существует тесная взаимосвязь. В результате физического развития должно формироваться умственное. Вот как формирует цель физического образования сам П. Ф. Лесгафт: «Преподаватель физического образования должен с первого же своего шага и до последнего – иметь в виду конечную цель образования – развитие самообладания и нравственного характера лица. Эта цель должна быть маяком как в расположении преподавателем материала физических упражнений и игр, так и в решении всех возникающих на деле вопросов, – иначе это не будет образование, а гимнастика».
Помимо развития самообладания, на занятиях физическими упражнениями П. Ф. Лесгафт уделяет большое внимание играм. Помимо достижения общих задач физического образования, игра, по мысли Петра Францевича, должна выработать в ребенке способность подчинять себя закону – правилам игры – и уважение к этим законам, всеми равно выполняемыми, игра должна выработать понимание прав личности другого человека, вызвать в нем идею неприкосновенности личности.
«В каждой школьной игре занимающийся является членом маленького общества, активно участвующим в ней, забывающим о своих личных, эгоистических целях и занятым исключительно достижением общих задач, придерживаясь при этом, однако же, всеми признанных положений и законов, направленных к ограждению прав каждого отдельного лица».
М. Гарф, оценивая взгляды П. Ф. Лесгафта на физическое воспитание, отмечает, что Пётр Францевич рекомендовал подвижные игры как одну из форм физической активности, которые позволяют получить эмоциональное удовлетворение, способны выработать в человеке не только физические качества, но и дисциплинировать, а также приучать ребёнка действовать в составе коллектива, что в свою очередь выполняет и социализирующую функцию: «Но особенно рекомендует Лесгафт подвижные игры, как такой вид упражнений, которые связаны с возвышающим чувством удовольствия. Игры должны быть сообщаемы детям в строгой постепенности по их сложности, чтобы каждую из них дети могли выполнять с возможно большей ловкостью и с соблюдением всех правил игры. Здесь опять-таки сказывается общий педагогический мотив. Лесгафт ценил воспитательное значение игры и видел его в том, что дети в игре привыкают к действиям по общему, сознательно принятому ими положению, а не по частным случайным указаниям и личным инструкциям, уничтожающим разумную инициативу. Игры служат общей цели воспитания – выяснить значение личности и ограничивать произвол действий».
Гармоничным продолжением и развитием задач физического образования П. Ф. Лесгафт считал умственное образование, задачу которого формулировал следующим образом: «Развитие нравственного характера лица и вообще выработку идеальных качеств нормального организма, вплоть до гениальности, способности отвлеченного мышления».
«Большим подспорьем в развитии интеллекта служит воображение. Без него интеллект не может выработаться в настоящую силу. Без силы воображения не может быть и творчества в настоящем смысле этого слова, то есть способности воплощать идеи в жизни».
Вся педагогическая деятельность П.Ф. Лесгафта была уникальной, его лекции отличались живым и художественным изложением. Для такого изложения требуется и обширные знания, и глубокая любовь к науке, и уменье вникать в интересы, в запросы слушателей. У Петра Францевича была, несомненно, особенная любовь к науке.
«Я помню, как пришёл проститься с ним в последний раз, за несколько дней до последней поездки его, из которой ему уже не суждено было вернуться. Пётр Францевич лежал слабый, почти умирающий. Его сильно мучил кашель. И всё-таки он не мог удержаться, чтобы не прочитать мне целую лекцию о механических условиях образования хрящевой ткани. Последние слова, которые я от него слышал, были слова о необходимости изучать природу серьёзно и вдумчиво».
Эти воспоминания говорят о многом. Человек до самых последних минут своей жизни оставался верен своему делу и своим ученикам. Ученики считают его учителем не только по предмету, но и учителем всей жизни. Все ученики, последователи, коллеги, друзья и его близкие Петра Францевича Лесгафта вспоминали своего учителя и друга с огромным теплом и уважением. Собирательный образ Лесгафта – яркий и многогранный – позволяет выявить методы и принципы работы великого ученого, его основные педагогические идеи, среди которых: непрерывная работа человека над собой; дошкольное и школьное образование как инструмент развития ребенка; физическое образование как средство духовного и интеллектуального развития личности, применение системы развивающих игр для совершенствования личностных качеств и другое.
Всё это определяет высочайшую оценку, данную современниками: Петр Францевич как педагог и Петр Францевич как учитель жизни – понятия, неотделимые друг от друга.